Библиографический список
1. Современный университет-школа: прецеденты и феномены взаимодействия: монография. Под редакцией Г.Н. Прозументовой. Томск: Издательство Томского университета, 2007.
2. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Соколова И.И. Концепция подготовки педагогов общего и профессионального образования к эффективной работе по профориентации обучающихся в условиях изменяющихся региональных рынков труда. Профессиональное образование. Столица. Приложение к журналу 2016; № 10: 3 - 32.
3. Казакова О.Н., Кобзева Н.И. Довузовское образование в системе современной профессиональной подготовки. Вестник Оренбургского государственного университета. 2017; № 8 (208): 9 - 13.
4. Загузина Н.Н. Довузовская подготовка как условие содействия профессиональному самоопределению старших школьников. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2012.
5. Зотов В.В. Профессиональное самоопределение обучающихся в системе довузовской подготовки. Глобальный научный потенциал. 2019; № 10 (103): 15 - 20.
6. Байбородова Л.В. Концептуальные основы и модели допрофессиональной педагогической подготовки школьников. Ярославский педагогический вестник. 2015. № 5: 93 - 99.
7. Третьякова Т.В. Концепция развития педагогического образования в Северо-Восточном федеральном университете. Якутск: ООО Компания «Дани-Алмас», 2019.
References
1. Sovremennyj universitet-shkola: precedenty i fenomeny vzaimodejstviya: monografiya. Pod redakciej G.N. Prozumentovoj. Tomsk: Izdatel'stvoTomskogo universiteta, 2007.
2. Chistyakova S.N., Rodichev N.F., Sokolova I.I. Koncepciya podgotovki pedagogov obschego i professional'nogo obrazovaniya k 'effektivnoj rabote po proforientacii obuchayuschihsya v usloviyah izmenyayuschihsya regional'nyh rynkov truda. Professional'noe obrazovanie. Stolica. Prilozhenie k zhurnalu. 2016; № 10: 3 - 32.
3. Kazakova O.N., Kobzeva N.I. Dovuzovskoe obrazovanie v sisteme sovremennoj professional'noj podgotovki. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017; № 8 (208): 9 - 13.
4. Zaguzina N.N. Dovuzovskaya podgotovka kak uslovie sodejstviya professional'nomu samoopredeleniyu starshih shkol'nikov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2012.
5. Zotov V.V. Professional'noe samoopredelenie obuchayuschihsya v sisteme dovuzovskoj podgotovki. Global'nyjnauchnyjpotencial. 2019; № 10 (103): 15 - 20.
6. Bajborodova L.V. Konceptual'nye osnovy i modeli doprofessional'noj pedagogicheskoj podgotovki shkol'nikov. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2015. № 5: 93 - 99.
7. Tret'yakova T.V. Koncepciya razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya v Severo-Vostochnom federal'nom universitete. Yakutsk: OOO Kompaniya «Dani-Almas», 2019.
Статья поступила в редакцию 20.04.20
УДК 37+159. 922. 2: 923.2
Petrovskaya V.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kuibyshev branch of Novosibirsk State Pedagogical University (Kuibyshev, Russia),
E-mail: vera.petrovskaya.64@mail.ru
TO THE QUESTION OF THE PSYCHOLOGICAL TIME OF LIFE OF TEENAGERS. The article studies a phenomenon of psychological time of the individual. The problem of recognizing the special role of the image of the future in the formation and development of personality, including in determining the actual existence of a person against the background of insufficient study of the phenomenon of psychological time is revealed. The article analyzes a possibility of solving the contradiction between the growing need for adolescents to make independent choices, form and manage life events and the lack of special programs for teaching adolescents to creatively master and transform life time, due to insufficient knowledge of the features of time experience at this age. Special attention is paid to theoretical approaches in defining the concept of "psychological time", factors that determine the specifics of experiencing psychological time. As a research task, the author determined an attempt to theoretically substantiate and empirically identify the features of the adolescent's experience of psychological time of life.
Key words: image of past, image of present, image of future, psychological time, adolescence.
В.Г. Петровская, канд. психол. наук, доц., Куйбышевский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
«Новосибирский государственный педагогический университет», г. Куйбышев, E-mail: vera.petrovskaya.64@mail.ru
К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ВРЕМЕНИ ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ
Статья посвящена феномену психологического времени личности. Раскрывается проблема признания особой роли образа будущего в становлении и развитии личности, в том числе и в детерминации актуального бытия человека на фоне недостаточной изученности феномена психологического времени. В статье анализируется возможность решения противоречия между возрастающей потребностью подростков в самостоятельном выборе, формировании и управлении жизненными событиями и отсутствием специальных программ обучения подростков творческому освоению и преобразованию времени жизни, связанным с недостаточным знанием особенностей переживания времени в этом возрасте. Особое внимание уделяется теоретическим подходам в определении понятия «психологическое время», факторам, определяющим специфику переживания психологического времени. В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка теоретически обосновать и эмпирическим путем выявить особенности переживания подростком психологического времени жизни.
Ключевые слова: образ прошлого, образ настоящего, образ будущего, психологическое время, подростковый возраст.
Необходимость современного человека гибко менять планы и оптимально распоряжаться важнейшим временным ресурсом вызвано ускорением темпа жизни, изменениями в области экономики, политики, культуры, экологии. Пожалуй, в современной психологической науке проблема времени представляет собой одну из центральных тем. Несмотря на недостаточную разработанность вопроса, исследованием психологического времени занимались К.А. Абульхано-ва-Славская, К. Левин, С.Л. Рубинштейн, Б.И. Цуканов и др.
Анализ исследований в области психологии времени позволяет выделить ряд относительно независимых направлений [1]. Первое направление можно назвать философским, так как авторы рассматривают основные закономерности психологического времени личности. В формате второго направления исследователи анализируют восприятие времени субъектом, его отношение к прошлому, настоящему и будущему, влияние индивидуально-типологических и прочих характеристик на восприятие времени. Представителями третьего направления (социологического) изучается восприятия времени как социально-психологического феномена, при котором оно рассматривается в рамках социальной жизни человека.
Известный американский психолог К. Левин ввел в научный обиход понятие «временная перспектива», под которой он понимал всеобщность взглядов инди-
вида на психологическое будущее и психологическое прошлое, существующее в данное время на реальном и различных ирреальных уровнях [2]. Психика в первую очередь отражает окружающую действительность, в том числе находится и время, одновременно человек испытывает некие переживания по поводу этого феномена, которые отражаются на всех уровнях психики от самых простых (ощущения, например) до наиболее сложных. Временная перспектива - это структурный компонент психологического времени наряду с психологическим возрастом и субъективным восприятием времени.
Характер переживания психологического времени жизни зависит от сочетания самых разных факторов, которые могут быть разделены на субъективные и объективные (табл. 1).
Подростковому возрасту посвящено немало исследований, как в зарубежной, так и в отечественной психолого-педагогической науке. Для нашего исследования особый интерес представляет изыскание Э. Эриксона, для которого подростковый и юношеский возраст идентичны и представляют собой нормативный кризис, заключающий в себе семь частей, одной из которых является формирование перспективы времени [3]. Формирование этой перспективы связано с тем, что у подростка примерно к пятнадцати годам формируется новое чувство -времени и непрерывности жизни, что дает ему возможность сопоставить кар-
Таблица 1
Факторы, влияющие на переживания психологического времени
Субъективные факторы Объективные факторы
Психологические свойства Возраст
Психические состояния Пол
Характер и содержание деятельности Содержание истории (и самого человека и общества)
Мотивационный комплекс Социальные отношения
Мировоззрение
Уровень интеллекта
тинку прошлого, настоящего и будущего, сравнивать свои жизненные цели с тем количеством времени, которое необходимо для их достижения. В этот период интенсивно появляется умение оценить свое время и оптимально его распределить. Стоит отметить, что в ряде случаев у подростков может быть и негативный результат в появлении этого новообразования, а именно расплывчатость чувства времени, что существенно затрудняет планирование деятельности не только в подростковом возрасте, но и в период взрослости.
В отечественной психологии также рассматривается вопрос отношения человека ко времени. Отношение к временным отрезкам на разных этапах онтогенеза различается: молодые направлены в будущее, взрослые ориентированы на настоящее, а пожилые устремляютвзглядывпрошлое.К.Н.Поли ванова отмечает, что в самосознании подростка усиливается значение прошлого и будущего. Сформировавшееся чувство вз°ослости з асттмля ет сымыплпвать б^щее, при этом подросток осознает, стыего«Я»сыввемеоем мы;плвтся[4].На этом этапе происходит некоторое «принятие решения»: либо усиливается субъект-ность (повышение уровня саосстоттелмиости, отвеыспветнтстрмнятметмледой , жизненных выборов), либо памсивылтть (следование сложившейся ситуации,
отказ брать на себя ответственность за свою жизнь). Важную роль здесь играет самоопределение, в первую очередь профессиональное. Если личность имеет гедонистическую направленность, то это может стать существенным мотивом, способным оказать влияние не только на выбор профессии, но и на дальнейшее личностное развитие. В исследованиях О.А. Кожуровой оценка настоящего у подростков описана как напряженная, но одновременно имеющая положительную эмоциональную окраску. Прошлое для них более значимо, чем для юношей, а настоящее кажется долгим, ярким, оптимистичным, на будущее они ориентированы в меньшей степени, чем юноши [5].
Психологическое время жизни начинает довольно четко осознаваться в под-ростничестве, т.к. именно в этот период рефлексивность может достигать высокого уровня. Переживания подростка психологического времени жизни имеет ряд особенностей. Во-первых, он ориентирован на настоящее, что вполне объяснимо тем, что ведущей деятельностью в этот период является общение со сверстниками. Во-вторых, переживания настоящего по сравнению с людьми более старшего возраста (юношеством, молодежью, взрослыми) более оптимистичны, для них характерна гедонистичность. В-третьих, для подростков по сравнению с юношеством характерен более низкий уровень ориентированности на будущее [5].
С целью проверки данного положения разработано эмпирическое исследование, в котором приняло участие 25 человек в возрасте от 13 до 17 лет: 1) экспериментальная группа: 13 подростков в возрасте 13 - 14 лет; 2) контрольная группа: 12 юношей и девушек в возрасте 15 - 17 лет. Применен психодиагностический инструментарий: 1) «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо (адаптация А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой, О.В. Митиной); 2) «Аттитюды времени» Ж. Нюттена (адаптация К. Муздыбаева), 3) «Семантический дифференциал времени» (СДВ) Л.И. Вассермана, Е.А. Трифонова, К.Р Червинской. В качестве метода математи-ческойстатистикиприменялся t-критерийСтьюдента [6].
Сначала было проведено первичное описание результатов испытуемых. Например, на рис. 1 и 2 представлены результаты отношения к временной перспективе испытуемых по результатам методики «Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо».
Рис. 1. Результаты ис п ыт уемых овспериме нтапьн ов фуппы по мето»мке «О простик в реме нмлй дерспектыв ы Ф. ди мбардо» (шкалы: 1 - негативное ыеешпее,2л попптидике прошлое, С - геуоныстпдсское отношениек настоящему, 4- фаталистическоеотношение к настоящему,
6 - положительное отношение к будущему)
Рис. Т. Ре з ультатт тсеыссемь 1х тикфеттрий гр у псы зп метоеепе «Отрптки к ите мептейто^оеквиеы Ф. уимб ардо» (шкалы: 1 - негативное прешпее,2 - позиуивыюопкошлое,П-геденисьиымекйе аттоменте куаероущеьуЛ- Латапинизчеекее отношение к настоящему,
6 - положительное отношение к будущему)
По результатам методики «Опросник временной перспективы Ф. Зимбар-до» были отмечены следующие факты. 31% испытуемых экспериментальной группы (4 человека) и 8% контрольной группы (1 человек) обладают высокими показателями негативного отношения к собственному прошлому, 23% экспериментальной группы (3 человека) и 58% контрольной группы (7 человек) - средними, 46% экспериментальной группы (6 человек) и 33% контрольной группы (4 человека) - низкими. 31% испытуемых экспериментальной группы (4 человека) и 16% контрольной группы (2 человека) обладают средними показателями позитивного отношения к собственному прошлому, 69% экспериментальной группы (9 человек) и 84% контрольной группы (10 человек) - низкими. 69% испытуемых экспериментальной группы (9 человек) и 33% контрольной группы (4 человека) обладают средними показателями гедонистического отношения к настоящему, 31% экспериментальной группы (4 человека) и 67% контрольной группы (8 человек) - низкими.
15% испытуемых экспериментальной группы (2 человека) обладают высокими показателями фаталистического отношения к настоящему, 31% экспериментальной группы (4 человека) и 67% контрольной группы (8 человек) - средними, 54% экспериментальной группы (7 человек) и 33% контрольной группы (4 человека) - низкими. 46% испытуемых экспериментальной группы (6 человек) и 42% контрольной группы (5 человек) обладают высокими показателями положительного отношения к собственному будущему, 31% экспериментальной группы (4 человека) и 42% контрольной группы (5 человек) - средними, 23% экспериментальной группы (3 человека) и 16% контрольной группы (2 человека) - низкими.
Подобным образом была произведена первичная обработка результатов и по другим методикам. Затем с использованием коэффициента ^критерия Стью-дента сделан сравнительный анализ показателей испытуемых экспериментальной и контрольной групп, данные представлены в табл. 2.
Между показателями респондентов двух групп существуют достоверные различия на уровне тенденции по шкале «Гедонистическое отношение к настоящему» («Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо), при этом средние значения выше в экспериментальной группе.
Подросткам в большей степени, чем лицам юношеского возраста, характерны гедонистические мотивы, стремление к поиску удовольствий, некая степень оторванности от прошлого и будущего. Эти результаты могут объясняться тем, что подростковый возраст характеризуется стремлением к демонстрации собственной взрослости. Подростки могут подражать кумирам современного информационного пространства (телевидение, Интернет-сообщества, блогеры), которые, в свою очередь, ярко демонстрируют гедонистические модели, стремление к постоянному удовлетворению собственных мимолетных потребностей. Юношеский возраст уже обладает определенными формальными атрибутами взрослости, вследствие чего подобное подражание может нивелироваться. Этот факт подтверждает положение гипотезы о гедонистическом отношении подростков к настоящему.
Выявлены статистически достоверные различия между показателями экспериментальной и контрольной групп испытуемых по методике СДВ.
1. Шкала «Эмоциональная окраска настоящего», средние значения выше в контрольной группе. Это говорит о том, что подросткам по сравнению с лицами юношеского возраста свойственна положительная эмоциональная окраска настоящего. Данный факт может объясняться тем, что юноши и девушки постепенно начинают входить в непростой современный профессиональный мир, в котором их ждет жесткая конкуренция и не всегда достойная оплата труда. В то же время подростки видят свое настоящее и будущее в более позитивных тонах, у них может сохраняться некий наивный взгляд на «безоблачную» карьеру и «во всем успешную» профессиональную деятельность. Это обстоятельство может подтверждать положение гипотезы об оптимистичности восприятия времени лицами юношеского возраста.
2. Шкала «Структура настоящего времени», средние значения выше в экспериментальной группе, значит, подростки воспринимают собственное настоящее как нечто более структурированное. Этот результат может объясняться тем, что лица юношеского возраста начинают входить в профессиональную, учебно-профессиональную деятельность, которая в современном обществе часто может казаться им крайне запутанной и сложной. Для подростков же в «настоящем» все достаточно просто: есть обучение и основная цель - закончить его, найти определенные профессиональное поприще. Эти цели достаточно размыты, и оттого являются для подростков наиболее понятными и не требующими серьезных усилий в настоящем.
3. Шкала «Ощущаемость настоящего времени», средние значения выше в экспериментальной группе. Эти результаты говорят о том, что подросткам свойственна более тесная психологическая связь с настоящим, нежели лицам юношеского возраста. Это может объясняться тем, что подростки могут ощущать себя эмоционально и интеллектуально вовлеченными в происходящее вокруг благодаря упомянутой ранее оторванности от своего будущего. Тем более что ведущей деятельностью на данном этапе является общение со сверстниками, что и создает вовлеченность в настоящее. Юноши и девушки тем временем могут ощущать существенный стресс перед своим будущим, насколько успешными они будут, что может влиять на степень вовлеченности в окружающую действительность.
Анализ полученных данных показывает следующее:
а) подросткам в большей степени, чем лицам юношеского возраста, характерны гедонистические мотивы, стремление к поиску удовольствий, некая степень оторванности от прошлого и будущего;
б) участникам экспериментальной группы свойственна более положительная эмоциональная окраска настоящего, нежели лицам юношеского возраста;
в) подростки воспринимают собственное настоящее как нечто более структурированное, чем лица юношеского возраста;
г) участникам экспериментальной группы свойственна более тесная психологическая связь с настоящим, нежели лицам юношеского возраста.
Следовательно, наша гипотеза нашла свое частичное подтвердение по факту того, что подросткам в большей степени, чем лицам юношеского возраста, характерны гедонистические мотивы и оптимистичность в восприятии настоящего.
Таблица 2
Результаты расчета коэффициента ^критерия Стьюдента для выявления отличий между показателями экспериментальной и контрольной выборок
Шкалы методики и тестов X Y
методика «Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо»
Негативное прошлое 25,92 24,67 0,31
Позитивное прошлое 32,46 28,17 1,549
Гедонистическое отношение к настоящему 31,23 23,42 2,085 тенд
Фаталистическое отношение к настоящему 23,15 21,58 0,813
методика «Аттитюды времени» (адаптирована К. Муздыбаевым)
Отношение к будущему 31,62 35,67 1,085
Отношение к прошлому 20,09 21,33 0,281
Отношение к настоящему 16,12 16,42 0,243
Отношение к будущему 21,32 22,67 0,358
СДВ (Л. И. Вассерман, Е. А. Трифонова, К.Р. Червинская)
Активность настоящего времени 9,22 9,83 0,611
Эмоциональная окраска настоящего 10,5 9,51 2,475*
Величина настоящего времени 9,82 10,67 1,364
Структура настоящего времени 8,84 8,25 2,923*
Ощущаемость настоящего времени 8,7 8,17 2,286*
Примечание: X - экспериментальная группа, Y - контрольная группа
t = 2,16 при р < 0,05*; t4J = 3,012 при р < 0,01**, для n = 25
Библиографический список
1. Букреева Н.А., Подъячева Т.Н., Волчек Е.Е. Изучение зависимости восприятия времени от возраста человека. Available at: http:// vestnik.ssu.samara.ru/gum/2006web1/ psih/1002.pdf
2. Киреева З.А. Время как детерминанта онтогенетического развития сознания. Автореферат диссертации ... доктора психологических наук. Одесса, 2010.
3. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Санкт-Петербург: Питер, 2016.
4. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: учебное пособие для вузов. Москва: Академия, 2000.
5. Кожурова О.А. Особенности оценки переживания времени подростками. Вестник Самарской гуманитарной академии. 2010; № 1 (7). Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/osobennosti-perezhivaniya-vremeni-podrostkami
6. Ковалев В.И. Личностное время и жизненный путь личности. Психология личности и время жизни человека. Черновцы: ЧТУ, 1991.
7. Ермолаев Ю.О. Математическая статистика для психологов. Москва: МПСИ, Флинта, 2003.
References
1. Bukreeva N.A., Pod'yacheva T.N., Volchek E.E. Izuchenie zavisimosti vospriyatiya vremeni ot vozrasta cheloveka. Available at: http:// vestnik.ssu.samara.ru/gum/2006web1/ psih/1002.pdf
2. Kireeva Z.A. Vremya kak determinanta ontogeneticheskogo razvitiya soznaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora psihologicheskih nauk. Odessa, 2010.
3. H'ell L., Zigler D. Teoriilichnosti. Sankt-Peterburg: Piter, 2016.
4. Polivanova K.N. Psihologiya vozrastnyh krizisov: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Akademiya, 2000.
5. Kozhurova O.A. Osobennosti ocenki perezhivaniya vremeni podrostkami. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. 2010; № 1 (7). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-perezhivaniya-vremeni-podrostkami
6. Kovalev V.I. Lichnostnoe vremya i zhiznennyj put' lichnosti. Psihologiya lichnostii vremya zhiznicheloveka. Chernovcy: ChTU, 1991.
7. Ermolaev Yu.O. Matematicheskaya statistika dlya psihologov. Moskva: MPSI, Flinta, 2003.
Статья поступила в редакцию 20.04.20
УДК 378
Popov A.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecture, Director, Orenburg Institute of Railway Transport, Branch of SamGUPS (Orenburg, Russia), E-mail: a.n.popov@origt.ru
Yegorova Yu.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Orenburg Institute of Railway Transport, Branch of SamGUPS (Orenburg, Russia), E-mail: egorova333@rambler.ru
Malakhova O.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecture, Orenburg Institute of Railway Transport, Branch of SamGUPS (Orenburg, Russia), E-mail: olgamal74@mail.ru
Yartsev A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecture, Orenburg Institute of Railway Transport, Branch of SamGUPS (Orenburg, Russia), E-mail: art.yarc@yandex.ru
POTENTIAL OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A TRANSPORT UNIVERSITY IN THE FORMATION OF MODERN TECHNICAL INTELLIGENTSIA: SOCIO-CULTURAL AND COMPETENCE-BASED APPROACHES. The article is dedicated to the process of forming a modern technical intellectual-a future railway engineer. The authors' formulation of the key concept is given. The authors study approaches (socio-cultural, competence-based) to the definition of technical intelligentsia, and focuses on the complex interdisciplinary nature of its definitions. The problems of determining its significance and specificity in the context of professional training of future engineers are studied. The article examines the socio-cultural and professional potential of corporate competencies of "Russian Railways" JSC that determine the formation of an engineer - technical intellectual. The article analyzes the possibilities of the educational environment of a transport university in the formation of the studied personal quality of a future engineer on the basis of search work, and provides empirical results. The article outlines the prospects of work on the convergence of humanistic dominants and corporate competencies in the educational environment of the university as the basic foundations for the formation of modern technical intelligentsia.
Key words: modern technical intelligentsia, educational environment of transport university, competence and socio-cultural approaches, corporate competencies.
А.Н. Попов, канд. пед. наук, доц., директор, Оренбургский институт путей сообщения - филиал СамГУПС, г. Оренбург, E-mail: a.n.popov@origt.ru Ю.Н. Егорова, д-р пед. наук, проф., Оренбургский институт путей сообщения - филиал СамГУПС, г. Оренбург, E-mail: egorova333@rambler.ru О.Ю. Малахова, канд. пед. наук, доц., Оренбургский институт путей сообщения - филиал СамГУПС, г. Оренбург, E-mail: olgamal74@mail.ru А.А. Ярцев, канд. пед. наук, доц., Оренбургский институт путей сообщения - филиал СамГУПС, г. Оренбург, E-mail: art.yarc@yandex.ru
ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОДЫ
Данная статья посвящена рассмотрению процесса формирования современного технического интеллигента - будущего инженера путей сообщения. Приводится авторская формулировка ключевого понятия. Исследуются подходы (социокультурный, компетентностный) к определению технической интеллигенции, делается акцент на сложном междисциплинарном характере ее дефиниций. Изучаются проблемы определения их значимости и специфики в контексте профессиональной подготовки будущего инженера. Исследуется социокультурный и профессиональный потенциал корпоративных компетенций ОАО «РЖД», детерминирующих формирование инженера - технического интеллигента. Анализируются возможности образовательной среды транспортного вуза в формировании изучаемого личностного качества будущего инженера на основе поисковой работы, приводятся эмпирические результаты. Намечаются перспективы работы по сближению в образовательной среде вуза гуманистических доминант и корпоративных компетенций как базисных основ формирования современной технической интеллигенции.
Ключевые слова: современная техническая интеллигенция, образовательная среда транспортного вуза, компетентностный и социокультурный подходы, корпоративные компетенции.
Изменившаяся геополитическая, экономическая, научно-техническая и социокультурная ситуация в современной России детерминирует необходимость кардинального изменения образовательной среды высшей технической (в том числе транспортной) школы: традиционный (репродуктивный, знани-евый) подход к профессиональной подготовке инженера не отвечает реальному социальному, профессиональному, отраслевому заказу. Именно этими позициями обусловлена проблема профессиональной подготовки специалиста транспортной сферы, которая выдвигает в ранг приоритетных качеств
молодого специалиста следующие качества: квалифицированность, профессиональную компетентность, конкурентоспособность. С данным положением коррелирует и неизменно актуальное «человеческое измерение» труда и его результатов, непреходящая антропологическая ценность любой профессиональной деятельности, что предполагает высокий уровень интеллигентности будущего инженера, проявляющийся в выборе гуманистического, социокультурного, рефлексивного принципов как руководящих ориентиров в трудовой деятельности [1].