Научная статья на тему 'Сравнительный анализ временной перспективы у подростков с девиантным поведением и нормально развивающихся сверстников'

Сравнительный анализ временной перспективы у подростков с девиантным поведением и нормально развивающихся сверстников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
347
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / TIME PERSPECTIVE / ADOLESCENCE / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / DEVIANT BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кулешова Юлия Александровна, Погребная Оксана Сергеевна

Временная перспектива рассматривается как индивидуальный способ отношения к собственной жизни, проявляющийся в интерпретациях прошлого, настоящего и будущего, в данный момент времени. Искаженная временная перспектива определяется характером актуального социального окружения, реальной или виртуальной включенностью подростка в социальные контакты, а также доступными возможностями, которые открываются перед старшими школьниками. Правильно подобранная методология диагностического исследования хорошо помогает при выявлении отличительных психологических особенностей для построения временной перспективы у подростков с девиантным поведением и нормально развивающихся сверстников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A COMPARATIVE ANALYSIS OF THE TEMPORAR PERSPECTIVE OF TEENAGERS WITH DEVIANT BEHAVIOR AND NORMALLY DEVELOPING PEOPLE

The time perspective is considered as an individual way of relating to one’s own life, manifested in interpretations of the past, present and future, at a given moment in time. The distorted time perspective is determined by the nature of the current social environment, the real or virtual involvement of a teenager in social contacts, as well as by the available opportunities that open up for older students. A correctly selected diagnostic research methodology helps a lot in identifying distinctive psychological features for building a temporary perspective in adolescents with deviant behavior and normally developing peers.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ временной перспективы у подростков с девиантным поведением и нормально развивающихся сверстников»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ И НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ СВЕРСТНИКОВ Кулешова Ю.А.1, Погребная О.С.2 Email: Kuleshova678@scientifictext.ru

1Кулешова Юлия Александровна - магистрант, кафедра общей и практической психологии и социальной работы; 2Погребная Оксана Сергеевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии,

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего образования Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь

Аннотация: временная перспектива рассматривается как индивидуальный способ отношения к собственной жизни, проявляющийся в интерпретациях прошлого, настоящего и будущего, в данный момент времени. Искаженная временная перспектива определяется характером актуального социального окружения, реальной или виртуальной включенностью подростка в социальные контакты, а также доступными возможностями, которые открываются перед старшими школьниками. Правильно подобранная методология диагностического исследования хорошо помогает при выявлении отличительных психологических особенностей для построения временной перспективы у подростков с девиантным поведением и нормально развивающихся сверстников.

Ключевые слова: временная перспектива, подростковый возраст, психологические особенности, девиантное поведение.

A COMPARATIVE ANALYSIS OF THE TEMPORAR PERSPECTIVE OF TEENAGERS WITH DEVIANT BEHAVIOR AND NORMALLY DEVELOPING PEOPLE Kuleshova YuA.1, Pogrebnaya O.S.2

1Kuleshova Yulia Alexandrovna - Undergraduate, DEPARTMENT OF GENERAL AND PRACTICAL PSYCHOLOGY AND SOCIAL WORK; 2Pogrebnaya Oksana Sergeevna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PSYCHOLOGY, STATE BUDGETARY INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION STAVROPOL STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, STAVROPOL

Abstract: the time perspective is considered as an individual way of relating to one's own life, manifested in interpretations of the past, present and future, at a given moment in time. The distorted time perspective is determined by the nature of the current social environment, the real or virtual involvement of a teenager in social contacts, as well as by the available opportunities that open up for older students. A correctly selected diagnostic research methodology helps a lot in identifying distinctive psychological features for building a temporary perspective in adolescents with deviant behavior and normally developing peers. Keywords: time perspective, adolescence, psychological characteristics, deviant behavior.

УДК 159.9.072.43

Социокультурные изменения, происходящие в Российской Федерации с начала 90-х годов сопровождаются ростом девиантных форм поведения среди молодежи: агрессии, суицидальных попыток, воровства, хулиганства, вандализма, различных

химических зависимостей. Психологи, социологи и медики объясняют данные негативные проявления выраженным противоречием в системе ценностно-нормативных предписаний и ориентаций, снижением регулирующей функции социальных норм, сужением жизненной перспективы большинства людей, распадом базовых составляющих культуры (К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, В.В. Кривошеев, П.М. Козырева). Наиболее чувствительными к сложившейся в обществе ситуации неопределенности оказываются подростки, так как данный возрастной период развития связан с построением жизненной перспективы, становлением идентичности, формированием представлений о собственной личности.

По данным наркологов и психиатров, за период с 1991 по 2000 годы в России, в 1,5 раза выросло количество подростков, больных алкоголизмом; в 9 раз увеличилось количество наркоманов; удвоился процент самоубийств [3].

Многие авторы (О.В. Белановская, А.А. Кроник, В.С. Хомик, П.И. Яничев) видят причину поведенческих девиаций в подростковом возрасте в искаженной временной перспективе. Термин «временная перспектива» был впервые введен в психологическую науку К. Левиным. Чаще всего данный термин трактуют как совокупность представлений индивидуума о своем прошлом и будущем, существующих в настоящий момент времени. Особенности временной перспективы в подростковом возрасте изучались Е.Е. Сапоговой, В.С. Мухиной, Н.Н. Толстых, О.В. Кузьминой, А. Сырцовой и др. По мнению Е.Е. Головахи, в этом возрасте складывается представление о временной перспективе как о целостном образовании, включающем ближний, средний и дальний этапы жизненного пути. Однако планы большинства подростков недостаточно реалистичны и продуманны, преобладают стремление повлиять на будущее, нереалистичные цели, излишний оптимизм, отсутствие четкого планирования дальнейшей жизни [2].

В современных психологических исследованиях (Ф. Зимбардо, Шнейдер Л.Б.) доказана связь депрессивных расстройств и суицидального поведения у подростков со смещением временного локуса в прошлое, с фиксацией, прежде всего, на его негативных аспектах. Преобладание же во временной перспективе гедонистического настоящего коррелирует с различными наркотическими зависимостями, беспорядочными половыми связями, выраженной склонностью к риску. В целом, для подростков с отклоняющимся поведением характерны следующие особенности временной перспективы: отсутствие навыков постановки цели и планирования действий по ее достижению, неуверенность в собственном будущем, несформированность процессов смыслообразования. Данные особенности приводят к построению неуспешного сценария собственного жизненного пути [1, 3, 6].

На основе проведенного теоретического анализа временной перспективы у подростков с отклоняющимся поведением, было организовано и проведено эмпирическое исследование. В нем приняли участие 30 старших школьников в возрасте 12 - 16 лет, из них 15 человек - «экспериментальная группа» и 15 человек «контрольная группа», учащиеся общеобразовательной гимназии № 3 г. Ставрополя.

Целью эмпирического исследования являлось выявить специфические особенности временной перспективы у подростков с девиантным поведением (экспериментальная группа) и сравнить их с нормально развивающимися сверстниками (контрольная группа).

Для достижения поставленной цели, нами были использованы следующие методы исследования: наблюдение, беседа, методика «Мотивационная индукция» Ж. Нюттена, опросник «Временная перспектива» Ф. Зимбардо в адаптации А.Сырцовой, тест «Смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева, методы математической обработки данных.

Анализ полученных результатов по методике Ф. Зимбардо свидетельствует о различиях во временной перспективе у девиантных и нормально развивающихся

сверстников по критериям «протяженности» и «интегрированности временных отрезков» (Табл. 1).

Таблица 1. Результаты исследования временной перспективы по опроснику Ф. Зимбардо у «контрольной и экспериментальной групп»

Отрезки временной перспективы Оценка временного периода «экспериментальной группой» Средн. зн. Оценка временного периода «контрольной группой» Средн. зн.

Негативное прошлое 3,2 2,8

Положительное прошлое 2,6 3,5

Будущее 2,7 3,3

Фаталистическое настоящее 3,0 2,9

У подростков из «экспериментальной группы», временная перспектива характеризуется дисгармоничностью, преобладанием эмоционально негативных переживаний о прошлом (3,2 по отношению к 2,8 у нормы). Настоящее рассматривается ими как время для удовлетворения актуальных потребностей, получения удовольствия, рискованных действий - они относятся к нему беспечно и беззаботно. Такие подростки не готовы откладывать удовлетворение сиюминутных потребностей ради будущих свершений, не чувствуют ответственности за происходящие с ними события. Они слабо представляют себе свое будущее, испытывают страх перед ним, не видят возможности повлиять на него.

Подростки 2 контрольной группы» имеют сбалансированную временную перспективу с выраженностью шкал «Положительное прошлое», «Гедонистическое настоящее» и «Будущее». Это свидетельствует о здоровом взгляде на жизнь, который выступает необходимой опорой для построения гармоничного жизненного сценария. Воспоминания о прошлом выступают для них ресурсом для преодоления трудных жизненных ситуаций в настоящем, снимают страх перед неопределенностью будущего. Такие подростки ценят настоящий момент времени, умеют получать удовольствие от жизни, но при этом не идут на неоправданный риск, способны к отсрочке сиюминутных влечений ради будущих достижений.

При качественном анализе ответов в незавершенных предложениях в методике «Мотивационной индукции» Ж. Нюттена, также была выявлена специфическая мотивационная направленность девиантных подростков (экспериментальная группа) по сравнению с нормально развивающимися сверстниками (контрольная группа). Для подростков-девиантов характерна более сжатая, слабо структурированная временная перспектива. Их мотивы носят ограниченный характер, связанный с удовлетворением текущих потребностей. Большинство целей относятся к ближайшему будущему, носят размытый, абстрактный характер. Наиболее характерными для них являлись такие высказывания как «я бы хотела, чтобы в моей жизни все было хорошо», «я буду счастлив, когда у меня будет работа» и т.д. Это может свидетельствовать о том, что временная перспектива девиантных подростков представлена в виде желания счастья, успеха, но не отражается в конкретных целях. В отличие от них, временная перспектива нормально развивающихся подростков характеризовалась большей протяженностью, структурированностью, реалистичностью и наполненностью событиями, также прослеживалась склонность к осознанному планированию своей жизни.

У подростков-девиантов отмечался высокий процент высказываний, касающихся категории «Я», переживаний, отражающих неудовлетворенность сиюминутных желаний и потребностей, что может свидетельствовать об эгоцентричности, остро переживаемом кризисе идентичности, желании психологического и физического самосохранения, обеспокоенности позицией занимаемой в обществе. Эта группа

подростков в большей степени выбирала мотивационные объекты, классифицируемые, как «ожидание чего-либо от других», что отражает их зависимость от влияния других людей, слабую субъектность, внешний локус контроля. Количество подобных высказываний у нормально развивающихся сверстников было значительно ниже. Они в меньшей степени давали ответы, связанные с переживанием текущих потребностей. Для них большую значимость имели события, связанные с реализацией их способностей в будущем («думаю, что смогу найти профессию по душе», «хочу в будущем сделать что-то такое, чтобы помочь людям, чтобы поменьше они болели»). Результаты по методике «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев) также обнаружили различия у двух сравниваемых категорий подростков (табл. 2).

Таблица 2. Сравнительные данные по тесту «Смысло-жизненные ориентации» (Д.А. Леонтьева) у «контрольной и экспериментальной групп»

Шкалы Экспериментальная группа Средн. зн. Контрольная группа Средн. зн.

Цели в жизни 22,3 30,2

Процесс жизни 25,6 26,3

Результативность жизни 17,4 21,2

Локус контроля - Я 13,2 17,3

Локус контроля - жизнь 20,2 23,3

Общая осмысленность жизни 86,3 92,2

Данные свидетельствуют, что у подростков из «экспериментальной группы» показатели осмысленности собственной жизни ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников. У этой категории подростков зафиксировано меньшее количество целей в будущем, они ниже оценивают результативность своих действий в настоящем, не в полной мере ощущают свой собственный вклад в происходящие события, проявляют фатализм. У них снижены показатели по шкале «локус контроля - жизнь», что может говорить о меньшей уверенности в себе, они не видят смысла в планировании своей жизни на отдаленную перспективу.

На основании проведенного исследования можно заключить, что временная перспектива подростков с девиантным поведением имеет специфические особенности по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Подростки-девианты имеют сжатую временную перспективу, со смещением в прошлое и фаталистическим настоящим. Они ориентированы на удовлетворение гедонистических потребностей, не способны откладывать их на потом, ради достижения более значимых целей. Нормально развивающиеся школьники имеют более протяженную временную перспективу, приближающуюся к сбалансированной. Их представления о будущем более структурированы и реалистичны, свидетельствуют о нацеленности на реализацию будущих событий, вытекающих из настоящего времени, основанных на имеющихся способностях и возможностях. Подростки-девианты в большей степени склонны воспринимать свою жизнь, как неизбежность, на которую они не могут повлиять, и перекладывают ответственность на других людей или на судьбу, что снижает ресурс активности этих детей в построении собственного будущего, временной перспективы.

Список литературы /References

1. Абульханова-Славская К.А. Личностная регуляция времени // Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь. М., 1990. С. 114-129.

2. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. 209 с.

3. Карпинский К.В. Психологическая коррекция смысловой регуляции жизненного пути правонарушителей: автореф. дис. канд. психол. наук. Минск, 2002. 20 с.

4. Козырева П.М. Российское общество: тенденции исторического транзита // Россия реформирующаяся. Ежегодник / отв. ред. М.К. Горшков. Вып. 6. М.: Институт социологии РАН, 2007. С. 147-168.

5. Кривошеев В.В. Короткие жизненные проекты как основа аномии в современном обществе. // Вестник Балтийского федерального университета им. Канта, 2009. Вып. 6. С. 69-77.

6. ХомикВ.С., КроникА.А. Отношение к времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклоняющегося поведения // Вопросы психологии. № 1, 1988. С. 98.

7. Яничев П.И. Субьективные модели прошлого, настоящего и будущего в подростковом и юношеском возрасте // Наш проблемный подросток: Уч. пособие. СПб.: Речь, 1999. С. 50-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.