ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ
УДК 376.5
ББК Ч466.46 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 19.00.01; 13.00.02
Мельникова Маргарита Леонидовна,
кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: melis_rft@rambler.ru
Белоусова Наталья Сагидулловна,
кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: belocour1978@yandex.ru
КОРРЕКЦИЯ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: смысловая сфера; субъектно-деятельностный подход; когнитивно-рефлексивный подход; подростки; трудные подростки; девиантное поведение; переживания.
АННОТАЦИЯ. Обозначена необходимость коррекции смысловой сферы у подростков с девиантным поведением посредством актуализации эмоционального компонента смыслового будущего через работу с переживанием. Теоретико-методологической основой работы выступают положения субъ-ектно-деятельностного подхода, при котором субъективный аспект значения, знака, явления, события детерминирует направленность личности и его переживания; переживание позволяет рассматривать личность в контексте социальной ситуации развития, «решать задачу на смысл». Методической основой работы выступают принципы когнитивно-рефлексивного подхода, на основе которых становится возможным структурирование эмоциональных переживаний подростков, анализ и возможность принятия решений в неструктурированных, неопределенных ситуациях будущего. Показано, что актуализация эмоционального компонента смыслового будущего через работу с переживанием способствовала изменению у подростков системы отношений к временному континууму, смещению акцента в сторону насыщения жизни положительными впечатлениями и актуализирующими смыслами, развитию внутренней активности, направленной на поиск собственных возможностей, притязаний, интересов в пользу раскрытия их в перспективе будущего в конкретной социокультурной среде.
Melnikova Margarita Leonidovna,
Candidate of Psychology, Associate Professor, Department of General Psychology, Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
Belousova Natalya Sagidullovna,
Candidate of Psychology, Associate Professor, Department of General Psychology, Ural State Pedagogical University, Institute of Psychology, Ekaterinburg, Russia
ADJUSTMENT OF THE SPHERE OF MEANINGS OF DEVIANT TEENAGERS
KEYWORDS: the sphere of meanings; subject-activity approach; cognitive-reflexive approach; teenagers; deviant teenagers; deviant behavior; experience.
ABSTRACT. The problem of the need for correction of the sphere of meanings in adolescents with deviant behavior is indicated, by emphasizing the emotional component of the future analyzing the past experiences. The theoretical and methodological basis of the work is the view of the subject-activity approach, in which the subjective aspect of meaning, sign, phenomenon or event determines the way of the person and their experience; the past experience allows us to consider the person in the context of the social situation of development, "to solve the problem for meaning." The principles of the cognitive-reflexive approach become the basis for structuring the emotional experiences of adolescents, when the analysis and decision-making in unstructured, uncertain future situations become possible. It is shown that the work with the emotional component of the future through appeals to past experience, contributes to changes in the adolescent's system of relations to the temporal continuum, shifting the focus toward a life full of positive impressions and meanings; it stimulates the development of internal activity aimed at finding one's own possibilities, needs and interests that might be revealed in the future in a specific socio-cultural environment.
А*
А.С
Lктуальность темы исследования возникновение в период подросткового
обусловлена необходимостью раз- возраста смыслового горизонта будущего,
решения противоречия, возникшего в ре- обусловленного процессами интеграции
зультате анализа научной литературы по общей направленности личности, развива-
заявленной проблеме. С одной стороны, ющейся рефлексии и субъективного пере-
© Мельникова М. Л., Белоусова Н. С., 2017
живания чувства собственной взрослости, подводят подростков к постановке целей и проявлению волевых качеств в осуществлении поступка. С другой стороны, выявленные у подростков с девиантным поведением особенности развития рефлексии, эмоциональной вовлеченности в ситуациях социального функционирования, затрудняющие понимание мотивов собственной активности, вызывают нарушения в сфере регуляции поведения и построения смысловых перспектив будущего [1; 2; 11].
Проблема девиантного поведения среди подростков является предметом постоянных дискуссий. В центре внимания исследователей находятся такие аспекты, как экспликация понятия, виды и формы проявления девиаций, закономерности и механизмы формирования и функционирования отклоняющихся форм поведения, аспекты девиаций в общей структуре личности человека и межличностного взаимодействия. В настоящее время в психологии установлено, что девиантное поведение является следствием социальной депривации, личностной деформации и обусловлено искажениями или расстройствами психической регуляции человека, где основную роль играет ценностно-смысловая сфера личности как особая регуляторная инстанция, подчиняющая поведение субъекта социально-правовым нормам [1; 2; 5; 9; 10; 12; 13; 14;
15; 16; 17].
Ранее нами было показано, что содержание смыслового будущего у девиантных подростков имеет свои особенности. Отмечается ограниченное количество смысловых объектов в контексте целевых ориентиров будущего, отсутствие сфокусированной временной перспективы, нечеткость целевого акта, происходящего в поле субъективных значений. Слабо структурированы и интегрированы цели, смыслы и темпораль-ность. Психологическая организация смысловых и ценностных аспектов не связаны в единое целое, являются противоречивыми и мало осознанными [14; 15].
Целью данного исследования является описание результатов коррекции смысловой сферы посредством актуализации эмоционального компонента смыслового будущего у подростков с девиантным поведением через работу с переживанием [3; 4; 7; 8; 19; 20].
Теоретико-методологической основой работы выступают положения субъектно-деятельностного подхода: 1) субъективный аспект значения знака, явления, события в контексте целевых ориентиров определяет направленность личности, его переживания, стремления; 2) переживание позволяет рассматривать личность в контексте соци-
альной ситуации развития, «решать задачу на смысл».
Методической основной работы выступает когнитивно-рефлексивный подход, на основе которого становится возможным структурирование эмоциональных переживаний у подростков, анализ и возможность принятия решений в неструктурированных, неопределенных ситуациях будущего.
Основные принципы работы с переживанием следующие.
1. Начинать работу с чувствами и эмоциями нужно в формате абстрактных ситуаций, не явно связанных с опытом подростка. Например, можно задать вопрос: «Как ты думаешь, что может чувствовать человек, когда опаздывает на автобус?»
2. Необходимо последовательно расширять словарь эмоций и спектр ситуаций, где они могут проявляться.
3. Нужно постепенно прикасаться к эмоциональному опыту подростков, косвенным образом, например, посредством маски или через третье лицо. Например, можно задать вопрос: «Как ты думаешь, что может чувствовать подросток, который не испытывает большого успеха в школе?»
4. Нужно выходить на работу с переживаниями, связанными с конкретными жизненными ситуациями подростка. При этом акцент делается не просто на называние эмоций, а в связи с «телесным прочувствованием» (техники фокусирования Ю. Джен-длина). Основная идея работы - «взгляд изнутри» на собственные переживания.
5. Можно работать в технике альтернативных формулировок, как бы подсказывая подростку другие варианты переживаний, которые могли бы возникнуть в переживаемой ситуации, расширяя репертуар возможных эмоциональных реагирований.
6. При условии возникновения доверительных отношений между психологом и подростком можно выходить на темы переживания значимых вопросов его жизни, связанных с гневом, душевной болью и страданиями, уходя от смутного недифференцированного состояния внутреннего дискомфорта, личностной нестабильности к более позитивному эмоциональному состоянию, гармоничному самоощущению.
7. Необходимо конструировать перспективы будущего посредством работы с переживаниями возможных неудач и личностных достижений в значимых сферах жизнедеятельности подростка, наполненных смысловым содержанием. Нужно вырабатывать навыки самоинструкции и самоподдержки.
Научной базой исследования выступало специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиант-
ным поведением (Свердловская область). В исследовании приняли участие 77 подростков мужского пола в возрасте от 15 до 17 лет. Контрольную группу составили подростки мужского пола в возрасте от 15 до 17 лет, обучающиеся общеобразовательной школы Свердловской области (67 человек).
Для решения поставленных задач были использованы методы сбора эмпирических данных: тест смысложизненных ориентаций (Д. А. Леонтьев), методика «Система жизненных смыслов» (В. Ю. Котляков), опросник временной перспективы (Ф. Зимбардо).
Также использованы методы обработки и интерпретации результатов (методы математической статистики - выявление различий, оценка достоверности изменений с использованием пакета прикладных программ Statistika 6.0, сравнительный анализ).
Результаты сравнительного анализа показателей системы отношений к временному континууму подростков с девиантным поведением, входящих в экспериментальную группу, до и после работы с переживаниями представлены на рис. 1.
4,5 4
3,5 3
2,5 2 1,5 1
0,5 0
3,6 3,5
2,9
3,6
2,4
3,2
2,9 3
«s? Jf> J? .о0 Jh
У с/ У У
s / * /
□ До работы с переживаниями
□ После работы с переживаниями
* /
+ /
65
4
3
Рис. 1. Показатели системы отношений к временному континууму подростков с девиантным поведением, входящих в экспериментальную группу до и после работы с переживаниями
На рис. 1 можно увидеть, что после работы с переживаниями снизились показатели по шкалам «Негативное прошлое», «Гедонистическое настоящее», «Фаталистическое настоящее» и увеличились показатели по шкалам «Будущее», «Позитивное прошлое». Наблюдаемая динамика в системе отношений к временному континууму свидетельствует об изменениях в сторону личной вовлеченности в процесс жизнедеятельности, снижения уровня стремления получения
сиюминутного удовольствия, противоречащего ожиданиям долговременных проектов. Это позволит подросткам конструктивно воспринимать жизненные препятствия, неудачи и продвигаться к более долгосрочным целям.
Результаты сравнительного анализа соотношения мотивационных объектов в близком и отдаленном будущем у подростков с де-виантным поведением, входящих в экспериментальную группу, до и после работы с переживаниями представлены на рис. 2.
Рис. 2. Процентное соотношение мотивационных объектов в близком будущем и отдаленном будущем у подростков с девиантным поведением, входящих в экспериментальную группу, до и после работы с переживаниями
На рис. 2 можно увидеть, что после работы с переживаниями у подростков с де-виантным поведением, входящих в экспериментальную группу, произошло расширение временной перспективы будущего. В целом, это может указывать на переход мотивационных возможностей подростков из актуального состояния в форму потенциального существования. При этом важна актуализация внутренней поисковой активно-
сти, направленной на поиск собственных возможностей, притязаний, интересов в пользу раскрытия их в перспективе будущего в конкретной социокультурной среде.
Результаты сравнительного анализа профилей жизненных смыслов у подростков с девиантным поведением, входящих в экспериментальную группу, до и после работы с переживаниями представлены на рис. 3.
Альтруист.
Экзист.
Коммуник.
Когнитив.
14,4
Сем.
11,9 Гедон.
Самореал.
12,: Статус.
До работы с переживаниями
После работы с переживаниями
Рис. 3. Профили представленности категорий жизненных смыслов у подростков с девиантнъм поведением, входящих в экспериментальную группу, до и после работы с переживаниями
На рис. 3 можно увидеть, что после работы с переживаниями в системе жизненных смыслов подростков с девиантным поведением, входящих в экспериментальную группу, гедонистические смыслы перешли в категорию нейтральных, семейные смыслы и смыслы самореализации перешли в категорию ведущих. Эти данные свидетельствуют о том, что у подростков с девиантным поведением актуализировались новые потребности, связанные с включением в семейную систему, придающие жизни направленность и вовлеченность в ближайший социум. Потребности в самореализации могут в дальнейшем перейти в категорию самопознания и саморазвития, что позволит реализовать свои способности и возможности в социально желательных формах активности.
Результаты сравнительного анализа смысложизненных ориентаций подростков с девиантным поведением, входящих в экспериментальную группу, до и после работы с переживаниями представлены на рис. 4.
На рис. 4 можно увидеть, что после работы с переживаниями у подростков с де-виантным поведением, входящих в экспериментальную группу, увеличились показатели по всем шкалам: «цели в жизни», «процесс жизни», «результативность жизни», «локус контроля-Я», «локус контроля-Жизнь». Наличие динамики в системе смысложизенных ориентаций характеризует общее состояние личности подростков по отношению к себе и своей жизни. Полученные данные указывают на смещение акцента в сторону насыщенная жизни положительными впечатлениями и актуализирующими смыслами, повышения удовлетворенности течением жизни, и повышения чувства контроля над происходящими событиями.
В табл. 1 представлены статистически достоверные различия между подростками, входящих в экспериментальную и контрольную группы.
Рис. 4. Смысложизненные ориентации подростков с девиантным поведением, входящих в экспериментальную группу, до и после работы с переживаниями
Таблица 1
Статистически достоверные различия между подростками, входящими в экспериментальную и контрольную группы критерий Стьюдента)
Показатели, измеренные на контрольном этапе Среднее значение (М) экспериментальной группы Среднее значение (М) контрольной группы t - уа1ие р - уа1ие
Гедонистическое настоящее 2,98 3,86 -8,48 0,00
Будущее 3,66 2,39 17,99 0,00
Гедонистические смыслы 11,93 8,3 9,35 0,00
Смыслы самореализации 8,02 15,11 -16,08 0,00
Семейные смыслы 6,79 9,51 -6,81 0,00
Цели в жизни 28,95 20,30 10,65 0,00
Локус контроля - Я 19,72 15,88 5,60 0,00
Е3 2,20 0,90 6,67 0,00
А1 1,51 0,44 6,00 0,00
Исходя из данных, представленных в табл. 1, можно сделать вывод о том, что между подростками с девиантным поведением, входящими в экспериментальную и контрольную группы, обнаружены статистически достоверные различия на высоком уровне значимости. Это указывает на обоснованность и адекватность используемых методов работы с подростками в коррекции смысловой сферы через работу с переживанием.
В целом, можно заключить, что актуализация эмоционального компонента смыслового будущего через работу с переживанием способствовала изменению у подростков системы отношений к временному континууму, смещению акцента в сто-
рону насыщения жизни положительными впечатлениями и актуализирующими смыслами, развитию внутренней активности, направленной на поиск собственных возможностей, притязаний, интересов в пользу раскрытия их в перспективе будущего в конкретной социокультурной среде.
Результаты данного исследования могут быть использованы в преподавании дисциплин «Психология девиантного поведения», «Пенитенциарная психология», «Практикум по пенитенциарной психологии», а также в формате курсов повышения квалификации и переподготовки психологов, работающих с группой подростков с де-виантным поведением.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белобородов А. Г. Образ права как смысловой уровень правового сознания и деформация процесса социализации индивида // Мир психологии. - 2001. - № 2 (26). - С. 166-177.
2. Братусь Б. С. Аномалии личности. - М. : Мысль, 1988. - 304 с.
3. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М. : Моск. ун-т, 1984. - 200 с.
4. Василюк Ф. Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2007.
5. Васильева Ю. А. Особенности смысловой сферы личности при нарушении социальной регуляции поведения / / Психологический журнал. - 1997. - № 2. - Т. 18. - С. 58-78.
6. Воротыло Н. В. Особенности субъективного опыта переживания личностного кризиса старшими подростками : атореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2009.
7. Дорохова С. В. Переживание как психологический феномен // Вестник КРСУ. - 201б. - Т. 1б. -№ 4. - С. 80-83.
8. Джендлин Ю. Фокусирование: новый психотерапевтический метод работы с переживаниями / пер. с англ. А. С. Ригина. - М., 2000. - 448 с.
9. Карпинский К. В. Психологическая коррекция смысловой регуляции жизненного пути девиант-ной личности : монография / под. ред. Т. К. Комаровой. - Гродно : ГрГУ, 2002. - l39 с.
10. Кудрявцев И. А., Морозова Г. Б., Потнин А. С, Корзякова А. Д., Семенова О. Ф. Психологический анализ смыслообразующих факторов делинквентного поведения подростков // Психологический журнал. - 199б. - Т. 17. - № 5. - С. 7б-89.
11. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - M. : Смысл, l999. - 487 с.
12. Мамедова Ж. С. Взаимосвязь ценностных ориентаций и временной перспективы личности: на примере делинквентных подростков : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2007.
iß. Мельникова М. Л. Структура эмпатических переживаний и социальная позиция делинквентных подростков в проявлении эмпатии // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 5. - С. 148-154.
14. Мельникова М. Л. Смысловое будущее в аспекте регуляции поведения субъекта // Личность в современном мире : сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Р. А. Валиев. - Екатеринбург : [б. и.], 20l6. -Вып. 3 : Проблемы профессиональной деятельности педагога в условиях культурного многообразия образовательной среды. - С. 1б7-172.
15. Мельникова М. Л. Сравнительный анализ структурных компонентов смыслового будущего у подростков // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 7. - С. 157-1б3.
16. Разумовская П. Е. Особенности смысложизненных ориентаций девочек-подростков с антисоциальным поведением : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2009.
17. Трудный подросток / Д. И. Фельдштейн. - М., 2008. - 208 с.
18. Флоренская Т. А. Катарсис как осознание // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. - Т. 2. - Тбилиси : Мецниереба, l978. - С. l98-2l2.
19. Шаров А. С. Психология переживания: природа, механизмы, феномены // Мир психологии. -2004. - № l (37). - С. 214-22б.
20. Фахрутдинова Л. Р. Структурно-динамическая организация переживания субъекта : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Казань, 20l2.
REFERENCES
1. Beloborodov A. G. Obraz prava kak smyslovoy uroven' pravovogo soznaniya i deformatsiya protsessa sot-sializatsii individa // Mir psikhologii. - 2001. - № 2 (26). - S. i66-177.
2. Bratus' B. S. Anomalii lichnosti. - M. : Mysl', 1988. - 304 s.
3. Vasilyuk F. E. Psikhologiya perezhivaniya. Analiz preodoleniya kriticheskikh situatsiy. - M. : Mosk. un-t, l984. - 200 s.
4. Vasilyuk F. E. Ponimayushchaya psikhoterapiya kak psikhotekhnicheskaya sistema : avtoref. dis. . d-ra psikhol. nauk. - M., 2007.
5. Vasil'eva Yu. A. Osobennosti smyslovoy sfery lichnosti pri narushenii sotsial'noy regulyatsii povedeniya // Psikhologicheskiy zhurnal. - 1997. - № 2. - T. 18. - S. 58-78.
6. Vorotylo N. V. Osobennosti sub"ektivnogo opyta perezhivaniya lichnostnogo krizisa starshimi podrost-kami : atoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - M., 2009.
7. Dorokhova S. V. Perezhivanie kak psikhologicheskiy fenomen // Vestnik KRSU. - 2016. - T. 16. - № 4. -S. 80-83.
8. Dzhendlin Yu. Fokusirovanie: novyy psikhoterapevticheskiy metod raboty s perezhivaniyami / per. s angl. A. S. Rigina. - M., 2000. - 448 s.
9. Karpinskiy K. V. Psikhologicheskaya korrektsiya smyslovoy regulyatsii zhiznennogo puti deviantnoy lich-nosti : monografiya / pod. red. T. K. Komarovoy. - Grodno : GrGU, 2002. - l39 s.
10. Kudryavvtsev I. A., Morozova G. B., Potnin A. S, Korzyakova A. D., Semenova O. F. Psikhologicheskiy analiz smysloobrazuyushchikh faktorov delinkventnogo povedeniya podrostkov // Psikhologicheskiy zhurnal. -1996. - T. 17. - № 5. - S. 76-89.
11. Leont'ev D. A. Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoy real'nosti. - M. : Smysl, l999. - 487 s.
12. Mamedova Zh. S. Vzaimosvyaz' tsennostnykh orientatsiy i vremennoy perspektivy lichnosti: na primere delinkventnykh podrostkov : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - M., 2007.
13. Mel'nikova M. L. Struktura empaticheskikh perezhivaniy i sotsial'naya pozitsiya delinkventnykh podrostkov v proyavlenii empatii / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2011. - № 5. - S. 148-154.
14. Mel'nikova M. L. Smyslovoe budushchee v aspekte regulyatsii povedeniya sub"ekta // Lichnost' v so-vremennom mire : sb. nauch. st. / Ural. gos. ped. un-t ; otv. red. R. A. Valiev. - Ekaterinburg : [b. i.], 2016. -Vyp. 3 : Problemy professional'noy deyatel'nosti pedagoga v usloviyakh kul'turnogo mnogoobraziya obra-zovatel'noy sredy. - S. 167-172.
15. Mel'nikova M. L. Sravnitel'nyy analiz strukturnykh komponentov smyslovogo budushchego u podrostkov // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2017. - № 7. - S. 157-163.
16. Razumovskaya P. E. Osobennosti smyslozhiznennykh orientatsiy devochek-podrostkov s antisotsial'nym povedeniem : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - M., 2009.
17. Trudnyy podrostok / D. I. Fel'dshteyn. - M., 2008. - 208 s.
18. Florenskaya T. A. Katarsis kak osoznanie // Bessoznatel'noe: priroda, funktsii, metody issledovaniya. -T. 2. - Tbilisi : Metsniereba, 1978. - S. 198-212.
19. Sharov A. S. Psikhologiya perezhivaniya: priroda, mekhanizmy, fenomeny // Mir psikhologii. - 2004. -№ l (37). - S. 214-226.
20. Fakhrutdinova L. R. Strukturno-dinamicheskaya organizatsiya perezhivaniya sub"ekta : avtoref. dis. ... dra psikhol. nauk. - Kazan', 20l2.