Научная статья на тему 'Динамика структуры временной перспективы смысловой сферы личности в подростковом и юношеском возрасте'

Динамика структуры временной перспективы смысловой сферы личности в подростковом и юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
733
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
временная́ перспектива / временные́ ориентации / смысловая сфера / смысловые ориентации / структура временной́ перспективы смысловой сферы личности / time-perspective / time orientation / meaning/sense sphere / meaning/sense orientation / structure of time-perspective of persona lity meaning/sense sphere

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карелин Андрей Александрович

В статье рассматривается взаимосвязь временной́ перспективы и смысловой сферы личности. Анализируется сложившееся в науке представление о временной́ перспективе личности. Автор подчеркивает необходимость применения системного подхода как в теоретических, так и эмпирических исследованиях психологического времени личности. Обсуждается возможная функциональная динамика структуры психологического времени личности. Обосновывается понимание временной́ перспективы как модуса любого психического процесса. Данное положение позволяет теоретически обосновать понятие временной́ перспективы смысловой сферы личности. В статье анализируется структура временной́ перспективы смысловой сферы личности и предложен способ ее выявления. В эмпирическом исследовании принимали участие представители естественных групп (школьный класс, студенческая группа) подросткового и юношеского возраста. Результаты исследования позволили сделать вывод о динамике структуры временной́ перспективы смысловой сферы личности в данном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Карелин Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Dynamics of the Structure of Time-Perspective of Personality Meaning/Sense Sphere of Teenage and Youthful Age

The article discusses the relationship of time-perspective and meaning/ sense sphere of personality. The author seeks to establish scientific understandings of the personality time-perspective. Author emphasizes the need for a systematic approach in both theoretical and empirical studies of psychological time of the individual. Possible structure of the functional dynamics of psychological time of an individual is discussed. The author proves the understanding of time-perspective as a mode of any psychical processes. It makes possible to define a theoretical concept to time-perspective of personality meaning/ sense sphere. Members of natural groups (such as a school class and a student group) of teenage and youthful age made sample of this research. The results of the study led to the conclusion about the dynamics of the structure of time-perspective of personality meaning/ sense sphere of a given age.

Текст научной работы на тему «Динамика структуры временной перспективы смысловой сферы личности в подростковом и юношеском возрасте»

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 4

УДК 159.9

ДИНАМИКА СТРУКТУРЫ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Карелин Андрей Александрович -

доцент кафедры консультативной психологии,

Саратовский государственный университет E-mail: karelinaa@mail.ru

В статье рассматривается взаимосвязь временной перспективы и смысловой сферы личности. Анализируется сложившееся в науке представление о временной перспективе личности. Автор подчеркивает необходимость применения системного подхода как в теоретических, так и эмпирических исследованиях психологического времени личности. Обсуждается возможная функциональная динамика структуры психологического времени личности. Обосновывается понимание временной перспективы как модуса любого психического процесса. Данное положение позволяет теоретически обосновать понятие временной перспективы смысловой сферы личности. В статье анализируется структура временной перспективы смысловой сферы личности и предложен способ ее выявления. В эмпирическом исследовании принимали участие представители естественных групп (школьный класс, студенческая группа) подросткового и юношеского возраста. Результаты исследования позволили сделать вывод о динамике структуры временной перспективы смысловой сферы личности в данном возрасте.

Ключевые слова: временная перспектива, временные ориентации, смысловая сфера, смысловые ориентации, структура временной перспективы смысловой сферы личности.

DOI: 10.18500/1819-7671 -2015-15-4-84-88

В современной психологической науке различные аспекты временной перспективы личности изучаются уже несколько десятилетий как отечественными авторами, так и зарубежными (К. А. Абульханова, Т Н. Березина, Е. И. Головаха, А. А. Кроник, С. В. Ковалев, P. G. Zimbardo,

J. N. Boyd, W. Lens и др.) [1-4]. На современном этапе все больше внимания уделяется исследованию структуры данного психологического конструкта, его места в регуляции деятельности и взаимосвязи с иными психическими образованиями. На наш взгляд, актуальным направлением исследования выступает изучение взаимосвязи временной перспективы и смысловой сферы личности. С теоретической и эмпирической точек зрения остаются недостаточно изученными характер и особенности влияния смысловых процессов на своеобразие конфигурации структуры временной перспективы. Связь последней с некоторыми личностными и поведенческими характеристиками субъекта деятельности подчеркивает актуальность разработки теорети-

ческого обоснования эмпирических методов, позволяющих изменить структуру временной перспективы с помощью целенаправленной работы с различными процессами смысловой сферы личности.

В отечественной психологии проблему смысла активно разрабатывал А. Н. Леонтьев и его ученики [5, 6]. Учёный считает, что сознание формируется и функционирует, решая две взаимосвязанных задачи: во-первых, отражая и познавая реальность, во-вторых, открывая смысл всего того, что вошло в поле сознания. Открытие смысла трактовалось А. Н. Леонтьевым как процесс осознания отношения тех или иных объектов, явлений, действий к мотивам человека в качестве субъекта деятельности [5]. Развивая это понимание, Д. А. Леонтьев предлагает «понимание смысловых структур как превращенной формы жизненных отношений» [7, с. 253]. Он выделяет три рода смысловых процессов в рамках динамического анализа смысловой сферы личности: смыслообразования, смыслоосознания и смыслостроительства. Первое проявляется в расширении системы смысловых связей за счет новых объектов (явлений), которые приобретают новый смысл. Новые объекты обретают новые функции в регуляции деятельности субъекта. Смыслоосознание выражается в восстановлении утраченных контекстов, что позволяет вернуть утерянные смыслы. Процессы смыслостроительства направлены на устранение смыслового рассогласования сознания и бытия (в форме деятельности). Они реализуются в форме деятельности переживания как особого рода внутренней деятельности. Смыслостроительство возможно в критической жизненной ситуации. Оно может возникать в результате взаимодействия со значимым другим. Часто встреча человека с подлинным искусством порождает в нем новые смыслы и позволяет привести в соответствие личностные смыслы изменившемуся характеру осуществляемой деятельности [7].

На основе теоретического анализа становится очевидно, что задача формирования и

©8 Карелин А. А., 2015

А. А. Карелин. Динамика структуры временной перспективы смысловой сферы личности

развития смысловой сферы личности может осуществляться путем воздействия на любой из трех смысловых процессов. Поскольку это разные процессы, постольку и смыслотехнические воздействия будут различны по ряду параметров. Одним из этих параметров является временной модус смыслового процесса на том или ином этапе его развития.

В нашем исследовании структуры психологического времени и психологического возраста личности мы опирались на представление о зависимости модуса времени от особенностей психического процесса, состояния или свойства изучаемой субъективной реальности [8]. На наш взгляд, не существует времени как некоей единой характеристики психического. Разные уровни, сферы, процессы, структуры и элементы психического формируются, развиваются и функционируют в разном времени. Это связано с относительностью данной характеристики психики. Субъективное переживание целостности и единства психологического времени можно объяснить на основе методологии системного подхода. В нашей работе мы рассматриваем личность как сложную, многоуровневую, состоящую из множества компонентов систему, каждому элементу которой присущи свои особенности и свой специфичный модус времени. Психологическое время личности есть системное качество личности как сложно организованной целостной системы [8]. Важно отметить, что модус психологического времени какого-либо процесса или элемента нашей психики может меняться в зависимости от уровня и этапа его становления и развития.

Изучение отдельных аспектов временной перспективы позволило накопить значительное количество различных фактов, которые нуждаются в обобщении на уровне теоретических подходов и эмпирических методов исследования. Масштабное исследование развития временной перспективы личности в рамках культурно-исторического подхода, проведенное Н. Н. Толстых на разных выборках испытуемых в течение почти двух десятилетий ХХ и ХХ1 вв., позволило сформулировать проблему возрастной динамики временной перспективы [9]. Автор показала, что в подростковом и юношеском возрасте происходит изменение отношения к будущему. Результаты факторного анализа эмпирических данных позволяют утверждать, что в этом возрасте именно темпоральные характеристики являются наиболее существенным дискриминационным критерием, который определяет различие между старшеклассниками.

Временная перспектива личности, обретя статус научного понятия, очерчивает такое

поле абстракции, в котором находят свое место многие психические феномены. При проведении эмпирического исследования возникает важный вопрос о составе и характере выборки испытуемых. С одной стороны, выборка может состоять из испытуемых никак между собой не связанных и не объединенных в какую-либо группу. С другой стороны, выборка может быть сформирована на основе естественных групп, например, школьного класса или студенческой группы. В естественных группах возникает целый ряд феноменов, связанных с процессами внутригруппового взаимодействия [10, 11]. В ряде исследований было показано, что групповая сплоченность может снижать чувствительность группы к будущим рискам и в то же время повышает склонность группы переоценивать свое влияние на будущее [12, 13]. В нашем неопубликованном эмпирическом исследовании на выборке старшеклассников проверялась гипотеза о связи уровня групповой сплоченности класса со структурой временной перспективы смысловой сферы личности. В исследовании приняли участие ученики двух восьмых классов с разным уровнем групповой сплоченности и ученики двух десятых классов, уровень групповой сплоченности которых значительно отличался. Сравнение полученных результатов, отражающих структуру временной перспективы смысловой сферы, между классами с отличающимся уровнем групповой сплоченности позволяет говорить о существенной разнице структур. Однако осталось пока не ясно, каков характер этого различия и какова степень влияния уровня групповой сплоченности на особенности структуры временной перспективы смысловой сферы личности. Наше исследование и результаты других авторов позволяют говорить о необходимости учета фактора внутригрупповых закономерностей, который возникает всякий раз, когда мы имеем дело с естественными группами испытуемых.

Цель нашего эмпирического исследования состояла в описании особенностей структуры временной перспективы смысловой сферы личности в подростковом и юношеском возрасте.

Объект нашего исследования - временная перспектива смысловой сферы личности. Предмет исследования - динамика временной перспективы смысловой сферы личности. Гипотеза исследования: структура временной перспективы смысловой сферы личности характеризуется разной динамикой каждой смысложизненной ориентации в подростковом и юношеском возрасте.

Выборка испытуемых составила 122 человека: 40 человек - ученики восьмых классов;

Психология

85

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 4

35 человек - ученики десятых классов; 30 человек - студенты первого курса; 17 человек - студенты второго курса. Возраст участников исследования от 14 до 18 лет.

В эмпирической части нашего исследования были использованы две методики: тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д. А. Леонтьева и тест «Временная перспектива» Ф. Зимбардо (ZTPI) (в адаптации А. Сырцовой, Е. Соколовой и О. Митиной) [3, 14].

Методика Д. А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации» (СЖО) позволяет оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни. Этот тест является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Дж. Крамбо и Л. Махолика. С использованием факторного анализа адаптированной Д. А. Леонтьевым версии этой методики отечественными исследователями (Д. А. Леонтьев, М. О. Калашников, О. Э. Калашникова) был создан тест СЖО. Он включает, наряду с общим показателем осмысленности жизни, пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации (цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией) и два аспекта локуса контроля (локус контроля - Я и локус контроля - жизнь).

Тест СЖО содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности.

Методика «Временная перспектива» Ф. Зим-бардо (ZTPI) (в адаптации А. Сырцовой, Е. Соколовой и О. Митиной) позволяет оценить временной модус (прошлое, настоящее, будущее) человеческого опыта. Временную перспективу можно определить как представление человека о будущем, основанное на упорядоченном представлении о прошлом и настоящем. ZTPI включает в себя пять шкал (временных ориентаций): «негативное прошлое», «гедонистическое настоящее», «будущее», «позитивное прошлое», «фаталистическое настоящее». Тест «Временная перспектива» включает 56 утверждений, с которыми испытуемый соглашается или не соглашается. Используется стандартная пятибалльная шкала Лайкерта: от «полностью не согласен» до «полностью согласен».

В нашем исследовании для определения структуры временной перспективы смысловой сферы личности мы использовали корреляционный анализ (коэффициент корреляции Спирма-на). Коэффициент подсчитывался между результатами теста «Смысложизненные ориентации»

(СЖО) и теста «Временная перспектива» (ZTPI) каждой из четырех выборок (ученики восьмых классов, ученики десятых классов, студенты первого курса и студенты второго курса).

В результате эмпирического исследования мы получили четыре матрицы корреляций между тестами СЖО и ZTPI. Значимые корреляции каждой матрицы воспроизводили структуру временной перспективы смысловой сферы соответствующей выборки испытуемых.

Результаты исследования. Значимые корреляции учеников восьмых классов: шкала «негативное прошлое» отрицательно связана со всеми шкалами теста СЖО; шкала «гедонистическое настоящее» не имеет значимых корреляции со шкалами теста СЖО; шкала «будущее» связана со шкалами «результат жизни», «локус контроля - Я» и общим показателем осмысленности жизни; шкала «позитивное прошлое» связана со шкалами «цель в жизни» и «локус контроля - Я»; шкала «фаталистическое настоящее» отрицательно связана со всеми шкалами теста СЖО, кроме шкалы «цель в жизни».

Значимые корреляции учеников десятых классов: шкала «негативное прошлое» отрицательно связана со шкалами «процесс жизни», «результат жизни» и «локус контроля - жизнь»; шкала «гедонистическое настоящее» отрицательно связана со шкалой «цель в жизни»; шкала «будущее» связана со шкалами «цель в жизни», «локус контроля - Я», «локус контроля - жизнь» и общим показателем осмысленности жизни; шкала «позитивное прошлое» связана со шкалами «процесс жизни» и общим показателем осмысленности жизни; шкала « фаталистическое настоящее» отрицательно связана со всеми шкалами теста СЖО кроме шкал «цель в жизни» и «результат жизни».

Значимые корреляции студентов первого курса: шкала «негативное прошлое» отрицательно связана со всеми шкалами теста СЖО кроме шкалы «цель в жизни», шкала «гедонистическое настоящее» не имеет значимых корреляций со шкалами теста СЖО; шкала «будущее» связана со всеми шкалами теста СЖО; шкала «позитивное прошлое» не имеет значимых корреляции со шкалами теста СЖО; шкала «фаталистическое настоящее» отрицательно связана со всеми шкалами теста СЖО.

Значимые корреляции студентов первого курса: шкала «негативное прошлое» отрицательно связана со шкалами «процесс жизни», «локус контроля - жизнь» и общим показателем осмысленности жизни; шкала «гедонистическое настоящее» не имеет значимых корреляций со шкалами теста СЖО; шкала «будущее» не имеет

86

Научный отдел

А. А. Карелин. Динамика структуры временной перспективы смысловой сферы личности

значимых корреляций со шкалами теста СЖО; шкала «позитивное прошлое» связана со всеми шкалами теста СЖО; шкала «фаталистическое настоящее» отрицательно связана со шкалой «цель в жизни».

Анализ результатов полученных структур временной перспективы смысловой сферы позволяет выделить ряд общих черт и специфические особенностей, присущих каждой выборке испытуемых. Общей чертой всех выделенных структур является наличие отрицательной корреляции смысложизненных ориентаций и локуса контроля с «негативным прошлым» и «фаталистическим настоящим». Можно утверждать, что опыт этих временных модусов препятствует формированию осмысленности жизни и способности к произвольной регуляции своего поведения и степени зависимости от различных жизненных обстоятельств в подростковом и юношеском возрасте. Еще одной общей тенденцией является представленность модуса будущего и нарастание его значения в становлении смысловой сферы личности по мере перехода от подросткового возраста к юношескому. Однако завершение юношеского возраста отличается сдвигом жизненных смыслов в сторону модуса позитивного прошлого. Специфика структуры временной перспективы смысловой сферы в подростковом и начале юношеского возраста связана с вариациями конфигурации временного модуса смысложизненных ориентаций в рамках временных модальностей «будущего» и «позитивного прошлого».

На основании проведенного нами теоретического и эмпирического исследования можно сделать вывод, что наша гипотеза о динамике структуры временной перспективы смысловой сферы личности в подростковом и юношеском возрасте подтвердилась.

Список литературы

1. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб., 2001. 304 с.

2. Ковалев С. В. Как жить, чтобы жить, или Основы экзистенциального нейропрограммирования. М., 2013. 239 с.

3. Zimbardo P. G., Boyd J. N. Putting time in perspective : A valid, reliable individual-differences metric // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. Vol. 77, no. 6. P 1271-1288.

4. Lens W. Future time perspective: A cognitive-motivational concept // Frontiers of motivational psychology / Eds. D. R. Brown, J. Veroff. N.Y., 1986. P. 173-190.

5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М., 1977. 304 с.

6. Асмолов А. Г., Братусь Б. С., ЗейгарникБ. В., Петровский В. А., Субботский Е. В., Хараш А. У., Цветкова Л. С. О некоторых перспективах исследований смысловых образований личности // Вопр. психол. 1979. № 3. С. 35-45.

7. Леонтьев Д. А. Психология смысла : природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2007. 511 с.

8. Карелин А. А. Структура психологического времени и психологического возраста личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13, вып 4. С. 54-58.

9. ТолстыхН. Н. Хронотоп : культура и онтогенез. М., 2010. 312 с.

10. Лазунина Е. А. Роль социального взаимодействия в когнитивной продуктивности личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 4. С. 73-78.

11. Нестик Т. А. Коллективный образ будущего : социально-психологические аспекты прогнозирования // Вопр. психол. 2014. № 1. С. 3-13.

12. Stoner J. A. F. Risky and cautious shifts in group decisions: The influence of widely held values // J. Exp. Soc. Psychol. 1968. Vol. 4. P. 442-459.

13. Abrams D., Wetherell M., Cochrane S., Hogg M. A., Turner J. Knowing what to think by knowing who you are: self-categorization and the nature of norm formation, conformity and group polarization // Brit. J. Soc. Psychol. 1990. Vol. 29. P. 97-119.

14. Сырцова А., Соколова Е. Т., Митина О. В. Адаптация опросника по временной перспективе Ф. Зимбардо на русскоязычной выборке // Психол. журн. 2008. № 3. С. 101-109.

The Dynamics of the Structure of Time-Perspective of Personality Meaning/Sense Sphere of Teenage and Youthful Age

A. A. Karelin

Saratov State University

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: karelinaa@mail.ru

The article discusses the relationship of time-perspective and meaning/ sense sphere of personality. The author seeks to establish scientific understandings of the personality time-perspective. Author emphasizes the need for a systematic approach in both theoretical and empirical studies of psychological time of the individual. Possible structure of the functional dynamics of psychological time of an individual is discussed. The author proves the understanding of time-perspective as a mode of any psychical processes. It makes possible to define a theoretical concept to time-perspective of personality meaning/ sense sphere. Members of natural groups (such as a school class and a student group) of teenage and youthful age made sample of this research. The results of the study led to the conclusion about the dynamics of the structure of time-perspective of personality meaning/ sense sphere of a given age.

Key words: time-perspective, time orientation, meaning/sense sphere, meaning/sense orientation, structure of time-perspective of personality meaning/sense sphere.

Психология

87

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 4

References

1. Abulkhanova K. A., Berezina T. N. Vremya lichnosti i vremya zhizni (Time Personality and Life Time). St.-Petersburg, 2001. 304 p.

2. Kovalev S. V Kak zhit, chtoby zhit, ili Osnovy ekzis-tentcialnogo neiroprogrammirovaniia (How to live to live, or fundamentals of existential neuroprogramming). Moscow, 2013. 239 p.

3. Zimbardo P. G., Boyd J. N. Putting time in perspective: A valid, reliable individual-differences metric. Journal of Personality and Social Psychology, 1999, vol. 77, no. 6, pp. 1271-1288.

4. Lens W. Future time perspective: A cognitive-motivational concept // Frontiers of motivational psychology. Eds. D. R. Brown, J. Veroff. New York, 1986, pp. 173 -190.

5. Leontyev A. N. Deyatelnost. Soznanie. Lichnost (Activities. Consciousness. Person). Moscow, 1977. 304 p.

6. Asmolov A. G., Bratus B. S., Zeygarnik B. V, Petrovskiy V A., Subbotskiy Ye. V, Kharash A. U., Tsvetkova L. S. O nekotorykh perspektivakh issledovaniy smys-lovykh obrazovaniy lichnosti (Some Prospects Research Semantic Structures of Personality). Voprosy Psychologii (Voprosy Psychologii), 1979, no. 3, pp. 35-45.

7. Leontyev D. A. Psikhologiya smysla: priroda, stroyeniye i dinamika smyslovoy realnosti (Psychology of meaning: the nature, structure and dynamics of the meaning/sense of reality). Moscow, 2007. 511 p.

8. Karelin A. A. Struktura psikhologicheskogo vremeni i psikhologicheskogo vozrasta lichnosti (Structure of psychological time and psychological age of person). Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy), 2013, vol. 13, iss. 4, pp. 54-58.

9. Tolstyx N. N. Khronotop: kultura Iontogenez. Moscow, 2010. 312 p.

10. Lazunina E. A. Rol sotsialnogo vzaimodeystviya v kognitivnoy produktivnosti lichnosti (Role of Social Interaction in Cognitive Productivity of Personality). Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2014, vol. 14, iss. 4, pp. 73-78.

11. Nestik T. A. Kollektivnyy obraz budushchego: sotsialno-psihologisheskie aspekty prognozirovaniya (The collective image of the future: social psychological aspects of prognostication). Voprosy Psychologii (Voprosy Psychologii), 2014, no. 1, pp. 3-13.

12. Stoner J. A. F. Risky and cautious shifts in group decisions: The influence of widely held values. Journal Exp. Soc. Psychol., 1968, vol. 4, pp. 442-459.

13. Abrams D., Wetherell M., Cochrane S., Hogg M. A., Turner J. Knowing what to think by knowing who you are: self-categorization and the nature of norm formation, conformity and group polarization. Brit. Journal Soc. Psychol. 1990, vol. 29, pp. 97-119.

14. Syrtsova A., Sokolova E. T., Mitina O. V Adaptatsiya oprosnika po vremennoy perspective F. Zimbardo na russkoyzychnoy vyborke (Adaptation of Zimbardo time perspective inventory). Psikhol. zhurn. (Psychological Journal), 2008, no. 3, pp. 101-109.

УДК 159.923+316.62

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Козловская Наталья Владимировна -

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь E-mail: natalya-kozlovsk@mail.ru

В статье дан обобщенный анализ имеющихся в психологии работ по проблеме агрессии. Приводятся результаты эмпирического исследования личностных детерминант агрессивного поведения подростков; проводится сравнительный анализ индивидуально-психологических особенностей подростков с разным уровнем проявления агрессивности. Проанализированы и описаны типичные реакции подростков на фрустрирующие ситуации в зависимости от уровня агрессивности. Выявлена специфика Я-концепции подростков с разным уровнем агрессивности. Делается вывод о том, что в зависимости от уровня агрессивности агрессия может выступать: как реакция на фрустрирующую ситуацию, связанную с отношением окружающих к Я-концепции подростка, как способ самоутверждения, как эмоциональная реакция на окружающую действительность.

Ключевые слова: агрессия, агрессивность, трудные ситуации, поведение, тип личности, фрустрация.

DOI: 10.18500/1819-7671-2015-15-4-88-93

Поведение индивида в обществе определяется воздействием ситуации, в которой он оказывается, а также теми личностными качествами, которые он проявляет в этой ситуации. Большинство современных теорий, затрагивающих проблему агрессивного поведения, допускают, что оно опосредуется внешними факторами, имеющими отношение к ситуации или к окружающей обстановке, когнитивными переменными

©8 Козловская Н. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.