ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.922
ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРИСТИК ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА СО СМЫСЛОВЫМИ АСПЕКТАМИ ОТНОШЕНИЯ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ
О. А. Проконич
INTERRELATION BETWEEN THE TIME PERSPECTIVE OF UNIVERSITY STUDENTS’ PERSONALITY AND THE MEANING ASPECTS OF THEIR ATTITUDE TO EDUCATION
O. A. Prokonich
В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи характеристик временной перспективы личности студентов вуза со смысловыми аспектами отношения к процессу обучения. В качестве смысловых аспектов к процессу обучения были рассмотрены: вовлеченность в научную деятельность на факультете обучения; интерес к дисциплинам профессионального цикла по направлению обучения; представление о своей конкурентоспособности после окончания вуза; удовлетворенность образовательным процессом; обучение в вузе, как путь к интеллектуальной, творческой самореализации и пр. Представлены данные, свидетельствующие об обусловленности рассматриваемых смысловых аспектов отношения к процессу обучения характеристиками временной перспективы личности.
The paper presents the results of empiric research of interrelation between the time perspective of university students’ personality and the meaning aspects of their attitude to education. The following meaning aspects were considered: involvement in research activities at the faculty; interest in the disciplines of the major professional cycle; understanding of their competitiveness after graduation; satisfaction with the educational process; university education as a path to intellectual, creative self-realization etc. The data testifying the dependence of the considered meaning aspects of the attitude to education on the features of the personality’s time perspective are provided
Ключевые слова: временная перспектива личности, смысловые аспекты отношения к обучению, процесс обучения в вузе, актуальные смысловые состояния.
Keywords: personality’s time perspective, meaning aspects of attitude to education, educational process at the university, current meaning state.
Продолжающиеся изменения в Российском образовании, его модернизация, характеризуются переходом к личностно-ориентированной образовательной парадигме, при которой развитие личности выходит на первый план. Подобные изменения обусловлены не только общей тенденцией к гуманизации образования, но и насущной потребностью к формированию таких личностных качеств у обучающихся, которые позволят им эффективно функционировать в быстро меняющихся условиях современной действительности [8; 12]. В данном контексте, для исследователей, приобретает особую актуальность такой психологический конструкт как временная перспектива личности, которая, по нашему мнению, не только обуславливает отношение ко многим сферам человеческого бытия, но и является индикатором благополучия внутренней жизни человека и успешности развития его личности.
Термин «временная перспектива» был введен в психологию Л. К. Франком, который указал на взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего в сознании и поведении человека. По его мнению, временная перспектива культурно детерминирована. В процессе обучения и воспитания человек учится учитывать влияние временной перспективы на свою жизнь, опираясь при этом на принятые ценности того или иного общества. По его мнению, у человека может быть несколько временных перспектив в различных сферах его жизнедеятельности [13].
Используя терминологию Л. К. Франка, К. Левин говорит о «временной перспективе», включающей в
себя психологическое прошлое и психологическое будущее уровня реальности и различных уровней ирреального. По его мнению, психологическое прошлое и психологическое будущее - это синхронные части психологического поля, существующего в данный момент. Ученый считал, что онтогенетическое развитие временной перспективы происходит следующим образом: жизненное пространство новорожденных не включает временного измерения; в дошкольном возрасте происходит разведение различных аспектов психологического времени без дифференциации уровней реального и ирреального; в более зрелом возрасте происходит более глубокая дифференциация ближайших и отдаленных зон прошлого и будущего на всех уровнях реальности [5].
Ж. Нюттен рассматривал психологическое время в трех аспектах: временная перспектива в собственном значении этого слова; временная установка, то есть более или менее позитивная или негативная настроенность субъекта по отношению к прошлому, настоящему или будущему; временная ориентация, характеризующая поведение субъекта, рассматриваемая им как преимущественно доминирующая направленность этого поведения на объекты прошлого, настоящего или будущего. По мнению автора, временная перспектива образована объектами или событиями, существующими на репрезентационном (когнитивном) уровне поведенческого функционирования. Объекты когнитивной репрезентации не привязаны к настоящему моменту, в котором осуществляется этот акт репрезентации. Ж. Нюттен выделял такие харак-
О. А. Проконич | 117
ПСИХОЛОГИЯ
теристики временной перспективы как протяженность, глубина, насыщенность, степень структурированности и уровень реалистичности [7].
Ф. Зимбардо и коллеги выделяют два аспекта отношения к прошлому: негативное (оно видится неприятным и вызывающим отвращение); положительное (прошлые опыт и времена видятся приятными, «через розовые очки», с ноткой ностальгии). Также выделяются два аспекта отношения к настоящему: гедонистический - когда ценится наслаждение настоящим моментом, без сожаления о дальнейших последствиях поведения и совершенных поступков; фаталистический - когда люди верят в судьбу и подчиняются ей, полагая изменения невозможными. В отношении будущего отмечается только один аспект -общая ориентация на будущее, которая характеризуется наличием целей и планов, а также поведением, направленным на их осуществление. Временная перспектива рассматривается, с одной стороны, как ситуационно-детерминированный, а с другой - как относительно стабильный процесс, т. е. как черта личности. Чрезмерная концентрация на одном из времен определяется культурными, образовательными, религиозными факторами, принадлежностью к социальному классу и др. [10].
Ф. Зимбардо и Дж. Бойд фокусируют внимание на сбалансированной, гибкой временной перспективе, которая позволяет выбирать подходящую временную ориентацию для каждой конкретной ситуации. Такая временная ориентация является наиболее оптимальной для функционирования человека в обществе. По их мнению, профилем такой временной перспективы является следующий: высокий уровень временной перспективы «Позитивное прошлое»; умеренно высокий уровень временной перспективы «Будущее», умеренно высокий уровень временной перспективы «Гедонистическое настоящее»; низкий уровень временной перспективы «Негативное прошлое»; низкий уровень временной перспективы «Фаталистическое настоящее» [3].
На роль и место временной перспективы в смыслообразующих процессах указывает А. В. Серый. По его мнению, любое переживание осуществляется в настоящий момент времени, для адекватного восприятия чувства времени в момент «здесь и теперь» необходима синхронизация временных локусов смысла, которая и структурирует взаимоотношения между ними. Посредством синхронизации смысловых локусов происходит расширение границ субъективной реальности, т. е. интеграция личности в новые условия жизни. Именно процесс синхронизации временных локусов субъективной реальности индивида является необходимым условием переживания актуального смыслового состояния, а тип переживания этого состояния - важнейшим механизмом эффективной жизнедеятельности человека [9]. Таким образом, временная перспектива личности и смысловая сфера личности взаимообусловлены, а состояния этих двух сфер качественно характеризуют друг друга.
Временная перспектива образует фундамент, на котором основываются многие процессы, например, достижение, постановка целей, рисковое поведение, поиск новых ощущений, различные зависимости, пе-
реживание вины и др. В ряде исследований было выявлено, что актуальное состояние временной перспективы личности обусловливает такие индивидуальные характеристики личности, как уровень притязаний, настроение, конструктивность, инициативность и др. [2; 6]. Также особенности переживания субъективного «прошлого», «настоящего» и «будущего» способствуют выраженности определенных личностных характеристик, таких как уровень субъективного контроля в различных областях жизнедеятельности, психологические аспекты самоотношения, самоактуали-зационные характеристики, личностные черты, ценностные аспекты самореализации личности [4]. В связи с вышесказанным, особую значимость приобретает изучение временной перспективы личности в контексте профессионального образования в вузе.
Период обучения в вузе является сензитивным для трансформации временной перспективы личности. Новый опыт и знания, получаемые в вузе, могут входить в противоречие с ранее полученными представлениями о действительности и уже устоявшимися ценностями, что влечет переосмысление субъективного прошлого. Именно в этот период человек получает знания, умения и навыки, которые будут определять его жизнедеятельность в будущем, а настоящее представляет целый спектр возможностей как для реализации своего творческого и интеллектуального потенциала, так и замещения ведущей - учебной деятельности досуговой [12]. При этом отношение студентов к процессу обучения может значительно варьироваться. На наш взгляд, в качестве факторов, обуславливающих отношение к обучению, могут выступать содержательные характеристики временной перспективы личности.
Целью нашего исследования стало выявление взаимосвязи характеристик временной перспективы личности со смысловыми аспектами отношения к процессу обучения в вузе. В качестве таких аспектов были рассмотрены:
1) вовлеченность в научную деятельность на факультете обучения;
2) интерес к дисциплинам профессионального цикла по направлению обучения;
3) представление о своей конкурентоспособности после окончания вуза;
4) пропуск занятий по неуважительной причине;
5) удовлетворенность образовательным процессом;
6) обучение в вузе, как путь к интеллектуальной и творческой самореализации;
7) ответственность к подготовке к занятиям.
Испытуемым было предложено оценить по семибалльной шкале степень своего согласия-несогласия с утверждениями касаемо вышеперечисленных аспектов.
Для изучения временной перспективы личности были использованы:
- методика Ф. Зимбардо по временной перспективе (Zimbardo Time Perspective Inventory - ZTPI);
- модификация А. Сырцовой, Е. Т. Соколовой,
О. В. Митиной [10];
118 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 3
ПСИХОЛОГИЯ
- методика «Семантический дифференциал времени» (СДВ) Л. И. Вассермана, Е. А. Трифоновой, К. Р. Червинской [1];
- методика изучения смысложизненных ориентаций (СЖО), разработанная Д. А. Леонтьевым на базе опросника жизненных целей Дж. Крамбо и Л. Махолика и реконцептуализированная для диагностики актуальных смысловых состояний А. В. Серым [11].
В исследовании приняли участие 264 человека обоего пола в возрасте от 18 до 23 лет. Все испытуемые - студенты 1 - 4 курсов гуманитарных направлений бакалавриата Кемеровского государственного университета. Для выявления взаимосвязей между двумя переменными с учетом возможного влияния третьей переменной (в качестве данной переменной был принят курс обучения, который, на наш взгляд, мог стать причиной согласованной изменчивости) был использован частный коэффициент корреляции Пирсона.
Полученные показатели отношения к процессу обучения у испытуемых обнаружили статистически значимые взаимосвязи с результатами по методике
ZTPI (таблица 1). Так при увеличении показателей по шкалам «Позитивное прошлое» и «Гедонистическое настоящее» отмечаются более высокие оценки удовлетворенности образовательным процессом. Повышение показателя по шкале «Фаталистическое настоящее» соответствуют снижению интереса к дисциплинам профессионального цикла по направлению обучения, а также представлению о своей конкурентоспособности после окончания вуза, как о сомнительной перспективе. При анализе значений по шкале «Будущее» был обнаружен ряд прямых корреляций с различными аспектами отношения к процессу обучения. Те испытуемые, которые демонстрируют более высокие показатели по данной шкале, в большей степени вовлечены в научную деятельность, проявляют больший интерес к изучаемым в вузе дисциплинам, позитивно оценивают свою конкурентоспособность после получения образования, в меньшей степени пропускают занятия по неуважительной причине и более ответственно подходят к их подготовке, а так же характеризуются удовлетворенностью образовательным процессом.
Таблица 1
Коэффициенты корреляции между шкалами методики ZTPI и рассматриваемыми смысловыми аспектами отношения к процессу обучения в вузе
Шкалы ZTPI Смысловые аспекты отношения к процессу обучения в вузе
1 2 3 4 5 6 7
Негативное прошлое 0,010 -0,094 -0,101 -0,007 -0,011 0,002 0,066
Позитивное прошлое -0,028 0,054 0,123 ,115 0,146* 0,060 0,037
Гедонистическое настоящее -0,026 0,047 0,089 0,034 0,141* 0,084 0,024
Фаталистическое настоящее -0,063 -0,157* -0,160* -0,020 -0,047 -0,117 -0,042
Будущее 0,144* 0,133* 0,136* 0,213** 0,160* 0,093 0,271**
Примечания: * - корреляция значима на уровне p < 0.05, ** - корреляция значима на уровне p < 0.01.
При рассмотрении взаимосвязей между выделенными аспектами отношения к обучению и шкалами СДВ также был выявлен ряд прямых корреляций (таблица 2). Испытуемые, которые оценивают свое настоящее как активное, плотное, стремительное и имеющее положительную эмоциональную окраску в большей мере интересуются изучаемыми дисциплинами, демонстрируют удовлетворенность образовательным процессом в целом, а также рассматривают обучение в вузе, как путь к интеллектуальной и творческой самореализации. Испытуемые, которые убеждены в своей конкурентоспособности на рынке труда, в большей степени удовлетворены своим настоящим. Такие характеристики настоящего как длительность, объемность, глубина, структурированность и ритмичность сопряжены с позитивными представлениями о своей конкурентоспособности и видении в процессе обучения в вузе возможности для умственной и творческой самореализации. Студенты с более высоким показателем ощущения настоящего также видят в процессе обучения возможности для реализации своих способностей. Что касается параметров временной
перспективы прошлого, то здесь была обнаружена прямая корреляция с представлениями обучающихся о своей конкурентоспособности. Испытуемые с высокими показателями активности будущего склонны видеть себя конкурентоспособными специалистами на рынке труда и судя по всему напряженность, плотность и изменчивость будущего связана у них с профессиональной деятельностью. У студентов с высокими показателями оценки субъективного будущего по фактору «Величина времени» наблюдается интерес к дисциплинам профессионального цикла, отношение к обучению в вузе как средству для самореализации в интеллектуальной сфере, такие студенты склонны видеть себя в будущем конкурентоспособными специалистами. Подобное представление о своем профессиональном потенциале имеют испытуемые, которые оценивали свое будущее как понятное, ритмичное и неделимое.
Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 3 119
ПСИХОЛОГИЯ
Таблица 2
Коэффициенты корреляции между шкалами методики СДВ и рассматриваемыми смысловыми аспектами отношения к процессу обучения в вузе
Шкалы СДВ Смысловые аспекты отношения к процессу обучения в вузе
1 2 3 4 5 6 7
Настоящее
Активность 0,078 0,168* 0,030 0,001 0,166* 0,261** 0,046
Эмоциональная окраска 0,108 0,137* 0,161* -0,038 0,137* 0,177** 0,008
Величина 0,070 0,047 0,141* 0,007 0,125 0,142* 0,068
Структура 0,072 0,049 0,137* 0,005 0,080 0,139* 0,068
Ощущаемость -0,002 0,104 0,094 -0,018 0,151* 0,120 0,001
Средняя оценка 0,092 0,138* 0,157* -0,014 0,177** 0,226** 0,050
Прошлое
Активность 0,058 0,028 -0,102 -0,044 0,126 0,065 0,054
Эмоциональная окраска 0,049 0,009 0,075 -0,055 0,039 0,049 -0,120
Величина 0,064 -0,029 0,001 -0,100 -0,023 0,050 -0,124
Структура 0,004 -0,108 0,136* -0,041 -0,065 -0,024 -0,028
Ощущаемость 0,097 0,042 0,114 0,100 0,098 0,060 0,105
Средняя оценка 0,075 -0,019 0,067 -0,045 0,045 0,055 -0,042
Будущее
Активность 0,047 -0,001 0,138* -0,006 0,108 0,104 -0,045
Эмоциональная окраска -0,127 0,023 0,073 -0,006 0,002 0,106 0,000
Величина -0,048 0,129* 0,153* 0,016 0,014 0,178** 0,037
Структура -0,096 0,062 0,139* -0,007 0,051 0,043 0,034
Ощущаемость -0,010 0,065 0,006 0,046 -0,027 0,078 0,087
Средняя оценка -0,074 0,084 0,146* 0,014 0,039 0,144* 0,039
Примечания: * - корреляция значима на уровне p < 0.05,
** - корреляция значима на уровне p < 0.01.
Полученные показатели по шкалам СЖО коррелируют с большей частью рассматриваемых аспектов отношения к обучению (таблица 3). Таким образом, наличие целей в будущем, эмоционально насыщенное и наполненное смыслом настоящее находящее опору в прошлом, которое представляется испытуемым продуктивным и осмысленным, подкрепляется уверенно-
стью в возможности построить свою жизнь в соответствии со своими целями и ощущением контроля своей жизненной линии. Все это воплощается в активном участии в жизни вуза, включенностью в образовательный процесс, который рассматривается как путь к достижению высокого уровня профессионализма и, следовательно, росту своего потенциала на рынке труда.
Таблица 3
Коэффициенты корреляции между шкалами методики СЖО и рассматриваемыми смысловыми аспектами отношения к процессу обучения в вузе
Шкалы СЖО Смысловые аспекты отношения к процессу обучения в вузе
1 2 3 4 5 6 7
ОЖ 0,130* 0,303** 0,198** 0,118 0,317** 0,282** 0,141*
Цели 0,105 0,310** 0,185** 0,173** 0,275** 0,269** 0,146*
Процесс 0,152* 0,190** 0,169** 0,036 0,267** 0,221** 0,066
Результат 0,148* 0,270** 0,199** 0,112 0,292** 0,261** 0,095
ЛКЯ 0,102 0,262** 0,207** 0,148* 0,317** 0,301** 0,201**
ЛКЖ 0,092 0,218** 0,189** 0,062 0,234** 0,206** 0,033
Примечания: * - корреляция значима на уровне p < 0.05, ** - корреляция значима на уровне p < 0.01.
120 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 3
ПСИХОЛОГИЯ
Таблица 4
Описательные статистики рассматриваемых смысловых аспектов отношения к обучению для разных типов актуального смыслового состояния
Смысловые аспекты отношения к обучению Типы АСС
1 (п = 73) 2 (п = 5) 3 (п = 24) 4 (п = 14) 5 (п = 16) 6 (п = 21) 7 (п = 29) 8 (п = 82)
i M 2,22 2,40 2,42 2,86 2,69 1,95 2,41 2,82
SD 1,18 1,14 1,41 1,23 1,30 1,07 1,15 1,52
2* M 4,48 4,00 4,25 4,79 4,63 5,24 5,03 5,32
SD 1,36 1,00 1,45 1,42 ,81 1,26 1,40 1,20
3 M 4,54 3,60 4,50 4,79 4,50 4,52 4,76 5,14
SD 1,50 0,89 1,59 1,12 1,21 1,63 1,38 1,29
4* M 4,62 2,60 5,13 4,36 5,00 6,00 5,10 5,04
SD 1,98 1,67 1,68 1,45 1,90 1,76 2,02 1,87
5* M 4,28 4,40 4,88 4,50 4,50 5,38 5,28 5,38
SD 1,32 1,82 1,54 1,02 1,21 1,47 1,13 1,40
6* M 4,48 4,20 4,75 5,21 4,94 5,43 5,14 5,39
SD 1,51 0,84 1,36 0,97 1,12 1,29 1,43 1,26
7* M 4,39 4,60 4,67 4,43 4,19 5,43 4,90 4,67
SD 1,48 0,89 1,17 1,09 1,42 1,33 1,37 1,43
Примечания: * - значимые различия показателя у разных типов АСС
С помощью однофакторного дисперсионного анализа было показано, что показатели рассматриваемых аспектов отношения к процессу обучения у разных типов актуального смыслового состояний различаются статистически значимо (таблица 4). Из полученных результатов видно, что шестому, седьмому и восьмому типам актуального смыслового состояния соответствуют наиболее высокие показатели отношения к процессу обучению. Таким образом, для испытуемых с высоким уровнем осмысленности прошлого, настоящего и будущего характерно отношение к обучению в вузе, как важному этапу своей жизни, который формирует фундамент для будущей профессиональной деятельности и требует всесторонней включенности в этот процесс в настоящем для достижения наилучшего эффекта. Подобные результаты также получены еще у двух групп испытуемых: с высокими показателями осмысленности настоящего и будущего, низкой осмысленностью прошлого; с высокими показателями осмысленности прошлого и будущего, низкой осмысленностью настоящего. В первом случае, несмотря на низкую осмысленность прошлого, настоящее, судя по всему, дает почву для реализации своих планов на будущее, что выражается в высоких показателях отношения к обучению. Во втором случае у испытуемых есть осмысленные цели в будущем, которые подкрепляются опытом прошлого, однако ситуация в настоящем, вероятно, каким-то образом препятствует реализации намеченного. Высокие показатели отношения к обучению у этой группы испытуемых могут быть связаны с поиском путей преодоления подобного положения, а процесс обучения в вузе как средство для достижения желаемого. Испытуемые с первым, вторым, третьим, четвертым и пя-
тым типами актуального смыслового состояния в среднем характеризуются более низкими показателями отношения к обучению. Каждый из перечисленных типов актуального состояния отличается определенной дезинтеграцией смыслов различных временных зон, что находит свое отражение в отношении к процессу обучения.
В проведенном нами эмпирическом исследовании взаимосвязи характеристик временной перспективы личности со смысловыми аспектами отношения к процессу обучения у студентов вуза было показано, что отношение к обучению в вузе обусловлено параметрами временной перспективы личности студентов. Студенты, чьи параметры временной перспективы в большей степени соответствуют существующим представлениям о сбалансированности, т. е. у которых наблюдаются преобладание позитивных представлений о своем прошлом, способность получать удовольствие от настоящего и устремленность в будущее, подкрепленные высоким уровнем осмысленности всех трех временных локусов, убежденностью в своих силах и ощущением контроля над процессами своей жизни, демонстрируют большую включенность в образовательный процесс вуза с позитивной эмоциональной окраской. Такие студенты меньше пропускают занятия по неуважительной причине, более ответственно подходят к их подготовке, в целом удовлетворены процессом обучения и рассматривают его как средство для самореализации и достижения конкурентоспособности на рынке труда.
Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 3 121
ПСИХОЛОГИЯ
Литература
1. Вассерман Л. И., Кузнецов О. Н., Ташлыков В. А., Тейверлаур М., Червинская К. Р., Щелкова О. Ю. Семантический дифференциал времени как метод психологической диагностики личности при депрессивных расстройствах: пособие для психологов и врачей. СПб.: СПбНИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2005. 27 с.
2. Вечканова Е. М., Неяскина Ю. Ю. Особенности временной перспективы личности при различных типах актуального смыслового состояния // Вестник КРАУНЦ. 2011. № 2(18). С. 167 - 178. (Серия: Гуманитарные науки).
3. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. СПб.: Речь, 2010. 352 с.
4. Иванов М. С., Яницкий М. С. К проблеме оценки потенциала самореализации личности в процессе обучения // Философия образования. 2004. № 3(11). С. 233 - 241.
5. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. М.: Смысл, 2001. 572 с.
6. Неяскина Ю. Ю., Мазуркевич А. В. Взаимосвязь субъективного качества жизни и временной перспективы личности // Вестник КРАУНЦ. 2014. № 1(23). С. 94 - 105. (Серия: Гуманитарные науки).
7. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 608 с.
8. Серый А. В. Становление компетентности практического психолога // Высшее образование в России.
2005. № 5. С. 63 - 66.
9. Серый А. В. Структурно-содержательные характеристики системы личностных смыслов // Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. Вып. 2. Кемерово: 2004. С. 4 - 13.
10. Сырцова А., Соколова Е. Т., Митина О. В. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе // Психологическая диагностика. 2007. № 1. C. 85 - 105.
11. Яницкий М. С., Серый А. В. Диагностика уровня развития ценностно-смысловой сферы личности: учебное пособие. Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2010. 102 с.
12. Яницкий М. С., Серый А. В., Пелех Ю. В. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии // Философия образования. 2013. № 1. С. 175 - 186.
13. Frank L. K. Time perspectives // Journ. Of Social Philosophy. 1939. № 4. P. 293 - 312.
Информация об авторе:
Проконич Олег Александрович - ведущий инженер кафедры социальной психологии и психосоциальных технологий КемГУ, prokonich.oleg@mail.ru.
Oleg A. Prokonich - leading engineer at the Department of Social Psychology and Psycho-Social Technologies, Kemerovo State University.
Статья поступила в редколлегию 27.10.2014 г.
122 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 3