Педагогика
УДК:378.2
кандидат педагогических наук, доцент Малахова Ольга Юрьевна
Оренбургский институт путей сообщения (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» (г. Оренбург); доктор педагогических наук, профессор Егорова Юлия Николаевна Оренбургский институт путей сообщения (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» (г. Оренбург)
ПОТЕНЦИАЛ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Аннотация. Статья посвящена комплексному исследованию электронной информационной образовательной среды транспортного вуза в контексте реализации компетентностного подхода к выстраиванию вузовского образования. Обобщены и проанализированы научные работы по исследуемой теме. На основе междисциплинарного анализа предложена качественная характеристика будущего инженера. Основное внимание в работе акцентируется на сущности, целях, принципах, задачах электронной информационной образовательной среды вуза. Приводятся эмпирические данные, полученные в результате изучения образовательных возможностей электронной информационной образовательной среды; анализируются сложности ее реализации, намечаются перспективы их преодоления.
Ключевые слова: электронная информационная образовательная среда транспортного вуза, компетентностный подход, образовательный потенциал.
An^tatton. The article is devoted to a comprehensive study of the electronic information educational environment of the transport University in the context of the implementation of the competence approach to building higher education. Summarized and analyzed scientific work on the topic. On the basis of the interdisciplinary analysis the qualitative characteristic of the future engineer is offered. The main attention is focused on the essence, goals, principles, objectives of the electronic information educational environment of the University. The empirical data obtained as a result of the study of educational opportunities of electronic information educational environment are given; the difficulties of its implementation are analyzed, the prospects of their overcoming are outlined.
Keywords: electronic information educational environment of transport University, competence approach, educational potential.
Введение. Изменение векторов геополитического, социально-экономического и цивилизационного развития страны и мира в условиях кардинальных научно-технических преобразований, переориентирование траекторий общественного развития требует пересмотра сущности и содержания подготовки технических специалистов: ее коренную модернизацию на основе перспективных научных, технико-технологических достижений и, безусловно, передовых цифровых технологий. В Концепции развития образования до 2020 г., требованиях ст. 16 Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования указывается, что необходимость применения информационно-коммуникационных технологий, создание целостной электронной информационной образовательной среды (ЭИОС), является одним решающих факторов повышения качества образования, а значит, и компетентности, конкурентоспособности выпускника вуза.
Нам близка научная позиция [1], согласно которой эффективно применение ЭИОС для совершенствования образовательного процесса в соответствии с миссией, приоритетами, стратегией, системой аккредитационных и инновационных показателей вуза.
В данном контексте компетентность, конкурентоспособность специалистов-выпускников транспортных вузов во многом определяют масштабы и темпы научно-технического прогресса, интенсификацию экономического развития, а также векторы социокультурных, ментальных трансформаций российского общества в целом. Следовательно, одним из центральных ориентиров подготовки будущего инженера в условиях современного социального заказа является, с одной стороны, формирование компетентного специалиста, а, с другой - всесторонне развитой, конкурентоспособной личности, способной осуществлять профессиональную деятельность с уверенным использованием достижений НТП (в т.ч., цифровых технологий).
Изложение основного материала статьи. Давая обобщенную характеристику цели подготовки компетентного специалиста транспортной сферы в современных условиях, можно сформулировать ее следующим образом: на основе компетентностного подхода содействовать формированию высокого уровня профессионализма, который выражается в умении эффективно решать профессиональные задачи на основе полученных теоретических знаний, анализа полученного практического опыта, владения методами поиска и использования необходимой информации с опорой на современные цифровые технологии.
На основании междисциплинарного анализа научных изысканий [4-7; 8; 13; 15] можно сформулировать обобщенные качества современного компетентного выпускника современного транспортного вуза:
■ навыки самостоятельного поиска, анализа и эффективного применения необходимой в профессиональной деятельности информации;
■ высокое качество и объективность полученных знаний, а также сформированных умений, и, как следствие, заявленных во ФГОС компетенций;
■ мотивация к непрерывному самообразованию, самоактуализации, профессиональному и личностному саморазвитию;
■ профессиональная и личностная ответственность за результаты своей деятельности;
■ высокая профессиональная квалификация с опорой на достижения НТП (в т.ч., цифровые технологии);
■ понимание социокультурной значимости своей профессии, корректировка технократического мышления;
■ свободное владение и активное использование в образовательной и профессиональной деятельности современных информационных, коммуникационных, цифровых технологий (в т.ч., электронных).
Специфика реализации образовательного потенциала электронных технологий, моделирование и функционирование ЭИОС вуза рассмотрены в научных работах А.А. Андреева, Е.А. Волковой, Г.А. Воробьева, Т.Н. Носковой, Е.А. Тумалевой, И.В. Робер, О.Н. Шиловой, Л.Ф. Насейкиной, С.В. Белим, О.А. Козлова, Н.Ф. Богаченко, Ю.С. Ракицкого, П.А. Прохоренкова, Я.А. Ваграменко, И.Г. Захаровой и др.
Опираясь на обобщенный исследовательский опыт, можно предложить определение ЭИОС вуза -совокупность перспективных информационных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов для комплексной реализации образовательной деятельности вуза.
Обратимся к рассмотрению сущности, целей, принципов, задач и структуры ЭИОС вуза, потенциал которой, на наш взгляд, может служить основой формирования компетентного специалиста транспортной сферы.
Мы солидарны с научными позициями [2; 9; 10], что при создании ЭИОС необходимо опираться на ряд взаимообусловленных принципов:
■ приоритетное внимание к мотивационному компоненту процесса образования;
■ актуализация процессов реализации профессиональных и личностных интенций и индивидуализации образования;
■ постепенное увеличение доли самостоятельности студентов (акцентирование метода педагогической поддержки, сопровождения, а не руководства);
■ формирование навыков рациональной учебной деятельности и самообразования.
Опираясь на выводы ученых [11; 12; 14], полагающих, что в перечень задач, которые необходимо решить в процессе разработки и поддержки ЭИОС, необходимо включить представление технических, информационно-технологических, методических, ресурсных средств и создание условий их использования для повышения эффективности процесса обучения и достижения новых образовательных результатов, мы полагаем, что ЭИОС транспортного вуза - платформа для эффективного формирования вышеназванных качеств будущего инженера, поскольку позволяет решать определенные задачи и предоставляет ряд новых возможностей:
■ обеспечивает единый авторизованный доступ (в т.ч., удаленный) к собственным информационным ресурсам вуза (учебно-методическим и справочным материалам) всем субъектам образовательного процесса с любого устройства, подключённого к сети Интернет, в любое удобное время;
■ предоставляет единый авторизованный доступ (в т.ч., удаленный) к электронным библиотечным системам и электронным подписным изданиям, с которыми у вуза заключен договор, что приводит к повышению качества образования и координации, интенсификации самостоятельной работы студентов;
■ предполагает единый авторизованный доступ (в т.ч., удаленный) к необходимым данным и оперативное информирование об учебном процессе (календарный график учебного процесса, расписание аудиторных занятий, график ликвидации академических задолженностей, график проведения ППС межсессионных консультаций и т.д.) всем субъектам образовательного процесса с любого устройства, подключённого к сети Интернет, в любое удобное время;
■ ЭИОС становится катализатором обновления программных и технических средств вуза, поскольку ее развитие требует достойного программного и компьютерного оснащения;
■ позволяет преподавателю осуществлять текущий и промежуточный контроль (в т.ч., удаленный) самостоятельной работы студентов, сформированности заявленных по ФГОС компетенций; корректировать и направлять их работу.
В Оренбургском институте путей сообщения - филиале СамГУПС ведется целенаправленная работа по созданию единого электронного пространства для эффективного формирования рассмотренных выше качеств компетентного выпускника вуза - ЭИОС на платформе Moodle. Подавляющее большинство преподавателей ОрИПС используют ее ресурсы и возможности на аудиторных занятиях и во внеаудиторной работе (видеолекции, предоставление гиперссылок, тестирование, чаты, размещение заданий (с требованием предоставить ответ в соответствующем виде: презентация, текстовый документ, комментарий и др.), что позволяет «ввести» студента в единое электронное образовательное пространство вуза, научить его грамотно использовать ресурсы ЭИОС для организации самостоятельной работы, экономить время для поиска необходимой учебно-методической информации, что, на наш взгляд, является решающим фактором в формировании компетенций, заявленных в ФГОС, а также успешном профессиональном становлении будущего инженера.
Так, для решения вышеназванных задач в 2014 году было проведено исследование (с использованием методов анкетирования, опроса, наблюдения), направленное на изучение реального состояния использования ЭИОС в образовательном процессе ОрИПС. Результаты свидетельствовали о сравнительно низком уровне понимания многих студентов (42%) и преподавателей (54%) целей и задач применения ЭИОС; но большинство респондентов (81%) выразили желание узнать больше о сущности и способах внедрения ЭИОС; подавляющее большинство (93%) продемонстрировали готовность участвовать в занятиях с использованием ЭИОС, назвав их «интересными», «полезными», «перспективными», а контроль, осуществляемый в ЭИОС «объективным», «удобным», «современным», что на взгляд студентов, позволит выстраивать учебную деятельность более современно и качественно, а результаты обучения будут лишены субъективности.
В течение пяти лет в вузе велась планомерная, непрерывная, активная работа всего коллектива института, направленная на формирование и развитие ЭИОС.
По результатам исследования 2018 года значительно увеличилось число и студентов (92%), и преподавателей (88%), активно использующих ресурсы ЭИОС. Это позволило сделать вывод о том, что молодежь, выстраивая образовательные векторы, осознает значимость не только профессионализма, но и электронной информационной компоненты современного образования, позволяющей реализовать себя в образовательном и профессиональном плане («стать руководителем нового формата» - 78%; «уметь быстро и качественно получать необходимую информацию» - 89%; «знать, что твоя оценка принципиально объективна» - 89%; «удобно использовать ресурсы ЭБС» - 62%; «быть с компьютерной техникой на «ты» -77% и др.). Подавляющее число преподавателей ведут активную работу по наполнению, корректировке закрепленных за ними разделов ЭИОС (закрепление осуществляется на основании преподаваемых дисциплин); нередко выбирают формой проведения зачета тестирование в ЭИОС («экономия времени» -
92%; «предоставление равных возможностей всем студентам» - 81%; «снятие вопросов об объективности проведенной аттестации» - 98%); для осуществления контроля регулярности и эффективности самостоятельной работы студентов (особенно заочной формы обучения) используют ресурс «Задание». Все пользователи ЭИОС института имеют возможность использовать формат обмена сообщениями, что, по мнению и студентов, и преподавателей является удобной формой межсессионного взаимодействия.
Безусловно, существует ряд трудностей, связанных с использованием ЭИОС: эта среда - не только компьютеры, сеть, коммутационные устройства, офисная техника, программное обеспечение, «облачные» сервисы, но и люди (преподаватели, студенты), которые работают в этой среде. Поэтому от уровня профессиональной квалификации, целей и мотивации участников образовательного процесса во многом зависит эффективность использования потенциала ЭИОС.
Еще одной сложностью является наличие принципиальных требованиями к компонентам, входящим в состав ЭИОС: наличие логически выверенной и обоснованной методики их использования в образовательном процессе; взаимосвязь с телекоммуникационными ресурсами; стандартизированность, унифицированность ресурсов ЭИОС; соответствие их требованиям ФгОС, а также целенаправленная регулярная работа, направленная на поддержание высокого качественного уровня ее материалов.
Для преодоления данных трудностей в ОрИПС велась и продолжается планомерная организационная работа, а также осуществляется обучающая и мотивационная деятельность, направленная на эффективное функционирование ЭИОС. Так, со студентами проводятся обучающие семинары, с педагогами мастер-классы, на которых демонстрируются возможности среды, а также обсуждаются типичные проблемы при использовании ее ресурсов.
Выводы. Обосновывая и аргументируя актуальность и значимость использования потенциала ЭИОС в контексте повышения сформированности уровня профессионализма и компетентности будущего инженера, можно отметить, что решением проблемы формирования компетентного, востребованного на рынке труда выпускника транспортного вуза, является целенаправленное использование в образовательном процессе современных электронных технологий. Создание целостной ЭИОС предполагает использование новационных и инновационных подходов, ориентированных на реализацию требований ФГОС; формирование спектра заявленных стандартом компетенций, а также удовлетворение потребностей обучающегося в профессиональном и личностном развитии на основе построения индивидуальной образовательной траектории.
Полагаем, ЭИОС вуза должна быть нацелена на рациональную и эффективную организацию аудиторной и самостоятельной работы студентов в процессе освоения ими профессиональных знаний, их активное включение в разнообразные виды деятельности, способствующие целенаправленному формированию заявленных во ФГОС компетенций.
Исходя из опыта создания и реализации ЭИОС для всех субъектов образовательного процесса ОрИПС, можно сделать вывод о том, что формирование высококвалифицированного, компетентного инженера в образовательной среде вуза на основе ресурсов такой виртуальной среды обладает весомым потенциалом к достижению этой стратегической образовательной цели, способствуя укреплению взаимосвязей между всеми участниками целостного образовательного пространства вуза.
Литература:
1. Воробьев Г.А. Электронная образовательная среда инновационного университета // Высшее образование в России. - 2013. - № 8-9. - С. 59-64.
2. Гагарина Д.А., Хеннер Е.К. Структура высокоразвитой информационно-образовательной среды инновационного университета // Университетское управление: практика и анализ. - 2009. - № 3. - С. 69-73.
3. Голубев О.Б., Никифоров О.Ю. Развитие информационно-образовательной среды современного вуза // Инновации в образовании. - 2014. - № 1. - С. 57-61.
4. Егорова Ю.Н., Малахова О.Ю. Подготовка профессионала железнодорожной отрасли с позиции современных образовательных технологий // Школа будущего. - 2015. - № 1. - С. 18-24.
5. Ежова Т.В., Малахова А.В. Деловая игра как средство формирования коммуникативной компетентности студентов вуза // М-лы Всеросс. научно-метод. конференции «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры». - Оренбург: ОГУ, 2019. - С. 4006-4011.
6. Еремина И.И. Формирование информационно-коммуникационной компетенции субъектов образовательного процесса в условиях информационной образовательной среды вуза // Педагогика. Психология. - 2012. - № 1. - C. 162-169.
7. Конькина Е.В., Егорова Ю.Н., Малахова О.Ю. Позиции общества знаний в современном образовательном пространстве // Современные исследования социальных проблем. - 2015. - № 6.
8. Малахова О.Ю., Маланчева С.Н. Потенциал современных образовательных технологий в контексте выстраивания компетентностно-ориентированного образовательного процесса технического вуза // Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. - № 4(17). - С. 251-255.
9. Насейкина Л.Ф. Применение электронных образовательных изданий и ресурсов как компонентов развития информационно-образовательной среды университета// Вестник ОГУ. - 2011. - № 2. - С. 248-253.
10. Носкова Т.Н., Тумалева Е.А., Шилова О.Н. Информационные технологии в образовании и высокотехнологичная образовательная среда // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2012. - № 2. - С. 83-87.
11. Прохоренков П.А. Этапы формирования электронной информационно-образовательной среды вуза // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 2. - С. 291-294.
12. Ракицкий Ю.С., Белим С.В., Ларионов И.Б. Разработка электронной образовательной среды вуза // Математические структуры и моделирование. -2016. - № 4. - С. 122-132.
13. Попов А.Н., Малахова О.Ю. Реализация компетентностно-ориентированных образовательных технологий в учебном процессе вуза для повышения эффективности подготовки специалистов для ОАО «РЖД» // М-лы II Междунар. научно-исслед. конференции «Молодежная наука в XXI веке: традиции, инновации, векторы развития». - Самара, Оренбург: СамГУПС, ОрИПС, 2018. Ч. 2. - С. 173-177.
14. Свиряева М.А., Молоткова Н.В., Анкудимова И.А. Организация информационно-образовательной среды вуза на основе технологий дистанционного обучения // Вопросы современной науки и практики. -2010. - № 4-6 (29). - С. 180-184.
15. Социально-экономические и психолого-педагогические основания инноваций в железнодорожной отрасли: монография. / А.А. Архипов, Ю.Н. Егорова, М.А. Конова, О.Ю. Малахова, К.В. Нецымайло, Д.С. Панина, Ю.В. Пузиенко, Е.В. Синкина и др. - Самара - Оренбург: СамГУПС, ОрИПС, 2015.
Педагогика
УДК 372 882
кандидат филологических наук Малкова Юлия Владиславовна
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)
РАЗВИТИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Статья имеет практическую и методическую направленность: предлагается ряд упражнений, обучающих оперированию с концептами эмоций: метафорический портрет, художественная формула-перифраз, афоризм, текстовая коммуникация, синестезия. Статья опирается на идеи лингвоконцептологии.
Ключевые слова: метафорический портрет, эмоции, афористика, метафоризация, концепт, текстовая коммуникация, ассоциативный ряд, эссе, синестезия.
Annotation. Article relies on the methodical ideas of linguoconceptology on the basis of which a number of the exercises training to operating with concepts of emotions is offered: metaphorical portrait, art formula periphrasis, aphorism, text communication, sinesteziya.
Keywords: metaphorical portrait, emotions, aforistika, metaphorization, concept, text communication, associative array, essay, sinesteziya.
1. Метафорический портрет эмоций. Осмысление собственных эмоций и перевод их на язык предметных образов - далеко не простая задача. Говорящие сталкиваются здесь с гносеологической проблемой, сформулированной М.К. Мамардашвили: "Есть ли в человеке, в распоряжении человека такие структуры, которые соразмерны структурам мира и которые позволяют человеку этот мир понять?" С одной стороны, "человек употребляет тот язык, который он сам изобретает", с другой - человек подчиняется культурным установлениям, которые мы можем расположить в каких-то географиях культуры в пространстве и времени" [2].
Очевидно, что использование и продуцирование метафор обусловлено концептуальной системой носителей языка, их представлениями о мире, а также традиционной системой оценок, заложенной в архетипах национальной культуры и отраженной в языковых идиомах.
С точки зрения когнитивистики, метафора - это инструмент освоения реальности и её оформления. Поэтому, будучи средством концептуализации эмоциональных ощущений и ситуаций, метафорический портрет помогает осваивать, проживать и корректировать как базовые эмоции (радость, страх, стыд, гнев, горе, удивление, отвращение), так и более сложные чувства (любовь, ревность, сострадание и др). Создание метафорического портрета, кроме того, что включает процесс самопознания, ещё и выполняет коммуникативную функцию: помогает пишущему «перевести себя» на язык, понятный адресату.
Технология речевого развития школьников, разработанная профессором Н.Л. Мишатиной в рамках лингвоконцептоцентрического подхода, предусматривает последовательную систему творческих работ на основе лингвокультурологических задач. Обучение метафорическому портрету концепта является в этой системе важнейшей отправной точкой на пути к созданию собственного текста-эссе и совершенно справедливо названо методистом «ключом к внутреннему миру школьника» [4]. Составление метафорических портретов служит мощным стимулом развития эмоциональной языковой картины мира подростков, обогащает, уточняет, наполняет содержанием их словарь.
Метафору здесь следует трактовать не как троп в привычном понимании, а как свёрнутый сюжет (маленький миф, по выражению Дж. Вико), который разворачивается на наших глазах в подробную, конкретную, зримую "картинку". Это может быть и просто ассоциативный ряд, но не стихийный, а целенаправленно выстроенный.
При составлении метафор подростку предстоит не просто придумать «красивый» образ, но проделать по меньшей мере трехступенчатый путь. Надо воссоздать в памяти переживание, заново погрузиться в него, затем соотнести это состояние с физическим (природным) и далее - перевести его на язык образности. При этом интересно представить себя частью большого внешнего мира или объектом воздействия внешних сил.
Для стимулирования творчества в начале работы школьникам предъявляются метафорические портреты, созданные их сверстниками (хорошо подходят примеры ученических метафор из пособий Н.Л. Мишатиной: «Обида похожа на черничный сок - пролил, и никогда до конца не отстирается» и др.). [4]. После этого учащимся предлагается составить свой метафорический портрет одного из чувств: радость, обида, гнев, стыд, восторг, страх, жалость, одиночество, благоговение, любовь.
Чтобы активизировать ассоциативные связи, можно предложить воспользоваться семантическими полями «четырёх стихий»: огонь, луч, пожар, жжение; воздух, простор, ветер, дым, полёт, запах; море, река, ручей, болото, напиток; ущелье, гора, лабиринт, переулок, подвал. Однако здесь надо быть острожным: предложенные учителем «поля» могут не стимулировать, а, наоборот, ограничивать фантазию.
В процессе создания метафор учащиеся могут оттолкнуться от словосочетаний-идиом, составленных на основе национального корпуса русского языка и приведённых в словаре русской идиоматики Г.И. Кустовой: райское блаженство (как в раю), щемящая жалость (которая щемит), сумасшедшая радость, леденящий ужас, цепенящий страх, оглушительное счастье, непреодолимое желание, жгучий стыд, несмываемый позор, звериная жестокость, до умопомрачения ревновать, ослепнуть от горя и т.д.
Подсказать образность могут и некоторые прилагательные из словаря эпитетов К.С.Горбачевича: приподнято-боевое, шаловливое, торжественное, умиротворенное, весеннее (о радостном настроении); гнетущее, осеннее, сумеречное, пасмурное, тягостное (о грустном); всепожирающее, властное, порывистое, клокочущее, неохладевающее, угасшее, бесформенное, двойственное, заскорузлое (о свойствах чувства).
В старших классах учить составлению портретов чувств целесообразно на поэтических текстах. Так, например, в поэме В.Маяковского «Облако в штанах» материализуются метафоры: «Слышу: тихо,/как