Научная статья на тему 'Электронное сопровождение процесса подготовки руководителей образовательных программ в информационно-образовательной среде вуза'

Электронное сопровождение процесса подготовки руководителей образовательных программ в информационно-образовательной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / РУКОВОДИТЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / EDUCATIONAL PROGRAM / HEAD OF THE EDUCATIONAL PROGRAM / COMPETENCE APPROACH / E-COURSE / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самерханова Эльвира Камильевна, Крупнова Вера Павловна

В статье представлен опыт разработки электронного сопровождение процесса подготовки руководителей образовательных программ в вузе. Электронный обучающий курс, интегрирован в информационно-образовательную среду вуза и реализует компетентностную модель подготовки современного руководителя образовательных программ. Электронное сопровождение включает в себя все этапы по разработке, реализации, контролю качества образовательной программы. Содержание электронного курса имеет модульную структуру и включает в себя компоненты по стратегическому проектированию, реализации, управлению и оценки эффективности основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самерханова Эльвира Камильевна, Крупнова Вера Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC SUPPORT OF THE PROCESS OF TRAINING HEADS OF EDUCATIONAL PRO-GRAMS IN THE INFOR-MATION AND EDUCA-TIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

The article presents the experience of development of electronic support for the process of training heads of educational programs in the university. The electronic training course is integrated into the information and educational environment of the university and implements the competence model for the training of the modern head of educational programs. Electronic support includes all stages of development, implementation, quality control of the educational program. The content of the e-course has a modular structure and includes components for the strategic design, implementation, management and evaluation of the effectiveness of the main professional educational programs (OPOP).

Текст научной работы на тему «Электронное сопровождение процесса подготовки руководителей образовательных программ в информационно-образовательной среде вуза»

Педагогика

УДК:378.147

доктор педагогических наук, профессор Самерханова Эльвира Камильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород);

студентка Крупнова Вера Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)

ЭЛЕКТРОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Аннотация. В статье представлен опыт разработки электронного сопровождение процесса подготовки руководителей образовательных программ в вузе. Электронный обучающий курс, интегрирован в информационно-образовательную среду вуза и реализует компетентностную модель подготовки современного руководителя образовательных программ. Электронное сопровождение включает в себя все этапы по разработке, реализации, контролю качества образовательной программы. Содержание электронного курса имеет модульную структуру и включает в себя компоненты по стратегическому проектированию, реализации, управлению и оценки эффективности основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) в вузе.

Ключевые слова: образовательная программа, руководитель образовательной программы, компетенции, электронный курс, информационно-образовательная среда вуза.

Annotation. The article presents the experience of development of electronic support for the process of training heads of educational programs in the university. The electronic training course is integrated into the information and educational environment of the university and implements the competence model for the training of the modern head of educational programs. Electronic support includes all stages of development, implementation, quality control of the educational program. The content of the e-course has a modular structure and includes components for the strategic design, implementation, management and evaluation of the effectiveness of the main professional educational programs (OPOP).

Keywords: educational program, the head of the educational program, the competence approach, the e-course, the information and educational environment of the university.

Введение. В условиях модернизации системы высшего образования возрастают требования к качеству образовательных услуг, которые диктуют необходимость создания персонифицированной системы гарантий качества и опережающего обучения. [2]. Успешность реализации образовательной программы, её показатели эффективности, востребованности со стороны потенциальных абитуриентов в условиях конкурентной борьбы образовательных учреждений на рынке образовательных услуг зависят от руководителя образовательной программы. Таким образом, возникает необходимость создания социального института руководителей образовательных программ [6].

Методологическую основу исследования составили научные труды в области компетентностного подхода в образовании (Э.Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Дж. Равен, А. В. Хуторско); работы в области проектирования образовательных курсов (И. В. Коновалова, Е. А. Марина, и др.); исследования в области внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс (работы Андреева А.А., Козлова О. А., Круподёрова Е.П., Соколовой М.В., Полат Е.С., Роберт И. В. и др.).

Проблему подготовки руководителей образовательных программ исследуют в своих работах такие авторы, как Баранова Н.В. [1,3], Имжарова З.У. [5,6], Песоцкий Ю.С. [3]. В их работах отмечается компетентностный анализ требований к руководителям образовательных программ и их соотнесение с Профессиональным стандартом педагога.

Реализация компетентностной модели подготовки руководителей образовательных программ в вузе требует создания электронного обучающего курса, интегрированного в информационно-образовательную среду вуза, включающая в себя компоненты по стратегическому проектированию, реализации, управлению и оценки эффективности основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) [4]. Необходимость создания такого электронного обучающего курса связана с обеспечением непрерывности процесса профессиональной подготовки и развития руководителей образовательных программ. Интеграция данного курса в информационно-образовательную среду вуза обеспечивает процесс управления жизненным циклом образовательных программ на базе единой электронной платформы управления образовательными программами в вузе, представляющую собой совокупность информационных, образовательных, организационных, технологических и управленческих решений, обеспечивающих интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса и направленное на эффективное управление образовательными программами в вузе. [6].

Изложение основного материала статьи. На современном этапе перехода вузов к модели управления образовательными программами ключевой фигурой организационной трансформации системы высшего образования является руководитель образовательной программы. Руководитель основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) - лицо, ответственное за организацию деятельности по проектированию, реализации и совершенствованию (развитию) образовательных программ, разрабатываемых по одному из направлений подготовки/специальностей высшего образования бакалавриата, магистратуры и специалитета. Академическое руководство образовательной программы непрерывно расширяет свои границы и включает в себя все этапы жизненного цикла образовательной программы.

На всем протяжении разработки, реализации и контроля качества образовательной программы от руководителя требуется готовность и способность к осуществлению различных видов деятельности, формирующих компетентностную модель управления образовательной программы, включающую в себя:

- компетенции по формированию стратегии развития образовательной программы в соответствии со стратегией развития вуза;

- компетенции по принятию эффективных управленческих решений в условиях неопределенности и риска;

- компетенции, связанные с личной ответственностью за реализацию жизненного цикла образовательной программы по управлению образовательным контентом программы (включая научно-исследовательское сопровождение ОПОП), управлению образовательным процессом, управлению ресурсами программами, управлению контингентом, управлению финансами программы (бюджетирование образовательных программ; расчёт экономической эффективности ОПОП), управление качеством [4];

- компетенциями по организации и руководству работой команды, определения командной стратегии для достижения поставленной цели.

Таким образом, у руководителей образовательных программ должны быть сформированы базовые управленческие, социальные, личностные и профессиональные компетенции, достаточные для развития образовательной программы в соответствии с государственными требованиями и общемировыми тенденциями.

Содержание программы подготовки руководителей образовательных программ ориентировано на формирование всего необходимого спектра компетенций и имеет модульную структуру [5, 6].

Модуль №1 «Стратегическое проектирование и реализация ОПОП» формирует понимание цели и задач разработки основной профессиональной образовательной программы. Стратегическое проектирование ОПОП основывается на образовательных потребностях обучаемых и профессиональных требованиях, сложившихся к текущему моменту на рынке труда. Проводится выстраивание параллелей требований ФГОС и Профессионального стандарта. Рассматриваются условия построения инновационной научно-образовательной среды, в центре которой находится образовательная программа. В рамках данного модуля формируются социальные, личностные и профессиональные компетенции.

Модуль №2 «Стратегическое управление ОПОП». Данный модуль ориентирован на формирование управленческих компетенций руководителей образовательных программ, обеспечивающих управление жизненным циклом ОПОП, включающим в себя: управление контентом, управление процессом, управление ресурсами, управление контингентом, управление финансами, управление качеством.

Модуль №3 «Оценка эффективности ОПОП» ставит целью подготовку руководителя ОПОП, компетентного в области оценки качества образовательного продукта и управления персоналом. Основной акцент сделан на формирование компетенций в области управления командой и формирование мотиваций повышения качества профессиональной деятельности членов команды, в том числе в рамках командной работы. Рассматриваются вопросы оперативной реакции команды образовательной программы на все инновационные решения в образовании, основы формирования эффективной команды и командообразования, процесс формирования лидера и его коммуникации с командой. В центре внимания ставятся вопросы тайм-менеджмента и управления конфликтами.

В исследованиях российских ученых (Б.С. Гершунский, М.П. Лапчик, Е.С. Полат, И.В. Роберт, Э.Г. Скибицкий и др.) разработаны дидактические и технологические принципы формирования и функционирования систем открытого и дистанционного образования.

В основу проектирования дистанционного курса по электронному сопровождению программы подготовки руководителей образовательных программ положены принципы, сформулированные педагогами Открытого Британского Университета: принцип персонализации; принцип самостоятельного поиска материала, принцип самооценки, принцип неполной информации, принцип творческой составляющей.

Принцип персонализации направлен на возможность организации персонального обучения для каждого слушателя программы, подбора дополнительных образовательных модулей, расширяющих их спектр компетенций.

Принцип самостоятельного поиска материала направлен на развитие эвристической составляющей обучения.

Принцип самооценки формирует необходимый диагностический материал по оценки собственных результатов по освоению программы.

Принцип неполной информации необходим для формирования непрерывной мотивации к самостоятельному освоению информационных ресурсов с целью получения актуальной, достоверной и полной информации по изучаемым проблемам.

Принцип творческой составляющей обеспечивает вовлеченность слушателей в освоение модульного содержания.

Электронное сопровождение программы подготовки руководителей образовательных программ реализовано в информационно-образовательной среде НГПУ имени К. Минина на платформе Moodle. Электронный курс интегрирован в сервис «Служба поддержки руководителей ОПОП».

Платформа для электронного сопровождения программы подготовки руководителей образовательных программ построена по клиент-серверной архитектуре. На серверной стороне выполняется база данных и программа доступа к данным и отдачи контента в клиентскую часть (backend). На стороне клиента в браузере выполняется веб-интерфейс платформы (frontend).

Таким образом, реализуются требования по направлению двух передовых концепций в образовании -BYOD и гибридный подход к перевернутому обучению и электронному обучению. В качестве инструмента доступа к курсу может быть использован любой персональный гаджет с доступом к сети Интернет -смартфон, планшет, ноутбук и т.д. В системе электронного курса слушатель работает над практическими заданиями, а освоение материала происходит за рамками системы.

Электронный курс, интегрированный в ЭИОС вуза, отвечает системным требованиям, обеспечивающим:

• поддержку системы учетных записей и личных кабинетов. Права доступа - администратор, преподаватель/тьютор, слушатель;

• соответствие концепции информационной безопасности - конфиденциальность, целостность, доступность;

• классификацию видов публикуемых элементов курса с возможной системой иерархии -

o тема (лекция, материалы для самостоятельной работы, практические задания, форум, беседа, контрольные вопросы,

o банк тестовых заданий курса,

o тест по курсу

• интуитивно понятный веб-интерфейс системы;

• реализацию виртуального аппарата для проектирования интерактивных практических заданий.

Для формирования компетенций в области управления и командообразования необходимо решение кейсов, которые требуют наличия в платформе для электронных курсов виртуального аппарата для проектирования интерактивных практических заданий. Под этим требованием следует понимать возможность создания веб-приложений, встроенных в веб-интерфейс платформы электронного курса. Веб-приложения разработанного электронного курса по подготовке руководителей ОПОП реализуют:

• Визуализированные тесты.

• «Пятнашки» - задания на перестановку графических элементов в определенном порядке, (например - упорядочивание списка, формирование иерархии, указание последовательности действий).

• «Пазлы» - добавление недостающего объекта в некую целостную структуру. Выбор объектов осуществляется из некоторого слайдера объектов.

• «Карточки» - вывод некоторого термина и вариантов его определения.

• «Определение-термина» - вывод некоторого определения и вариантов термина к этому определению.

• «Экспертная оптимизация» - задание на распределение некоторого ресурса по нескольким процессам.

Дизайн электронного курса реализует следующие возможности:

• графическое отображение траектории курса;

• цветовая визуализация состояния темы/задания;

• контекстная информация при наведении на графическое обозначение элемента курса;

• графическое информирование о типе конкретного элемента курса;

• визуализация текущей успеваемости в виде таблицы, круговой и столбчатой диаграммы;

• поддержка анонимной инфографики по истории прохождения курса;

• визуальный редактор курса. (рис. 1).

В электронном курсе доступны следующие типы элементов и ресурсов: анкета, база данных, вики, глоссарий, лекция, ментальные карты, обратная связь, опрос, семинар, тест, форум, гиперссылка и некоторые другие. Функционально это реализуется нажатием на кнопку «Добавить элемент или ресурс.

Курс повышения квалификации "Подготовка руководителей

Разработанная Мининским университетом Программа дополнительного профессионального образования по Федеральным закон "Об образовании в Российской Федерации" от 2&.12.2012 М 273-ФЭ (последняя

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИО-Н АЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

.... Графическое занятие 1:Разработатъ блок-схему типовой структуры основной образовательной

... Графическое занятие 2: Разработать разделы образовательной программы согласно описанию. С Тема 1.2 Нормативно-правовая псу]готовка документов по реализации ОПОП.

... Графическое задание 1: Разработать блок-схему, отражающую структуру обучения

... Графическое задание 2: Схематично описагть структуру фонда оценочных средств по любой ОПОГ

- Графическое задание 1: Основные этапы реализации образовательной программы при

... Графическое задание 1: Разработать базу практик по формированию открытого и прозрачного ИОП

... Г р а фи ч еское з ада н и е 1: Реал и зовагть совместную сете вую разработку проекта п о про ведени ю

Эй Тема 1 .6-Информационн»-образовательная среда ОПОП. I—I

ЧьЭ- Практическое задание 1: Разработать проект архитектуры информационно-образовательной среды

Рисунок 1. Фрагмент электронного курса

В электронном курсе предусмотрен личный кабинет тьютора, обеспечивающий оперативное управление процессом обучения и личный кабинет слушателя для оценки достижений и мониторинга процесса освоения программы.

Личный кабинет тьютора включает в себя: администрирование доступа на курс; администрирование структуры курса; доступ к отчетам слушателей; экран успеваемости по курсу/теме/практическому заданию/тесту; формирование и вывод отчетов; просмотр портфолио слушателей; диаграмма Ганта.

Личный кабинет слушателя включает в себя: формирование портфолио; выгрузка отчетов; просмотр и коррекция личных отчетов; экран личной успеваемости по курсу/теме/практическому заданию/тесту; формирование и вывод персональных отчетов; персональная диаграмма Ганта.

Разработанное электронное сопровождение программы подготовки руководителей образовательных программ обеспечивает формирование необходимого набора компетенций в области управления ОПОП, выстраивания эффективных коммуникаций и командообразования, направленных на оперативное руководство и оптимизацию логистических процессов в вузе.

Выводы. Эффективная подготовка руководителей образовательных программ требует создания электронного курса, обеспечивающего непрерывное электронное сопровождение его деятельности на протяжении всего жизненного цикла ОПОП. Интеграция данного курса в ЭИОС вуза обеспечивает системность, доступность, интерактивность в освоении программы.

Литература:

1. Баранова Н.В. Управление образовательной программой высшего образования как особый вид профессиональной деятельности (анализ профессионального стандарта «Педагог профессионального образования») // Педагогический журнал. 2016. № 4. C. 175-186.

2. Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: монография / А.А.Федоров [и др.]; под ред. А.А. Федорова. - Нижний Новгород: 2015. - 296 с.

3. Песоцкий Ю.С., Баранова Н.В. Кто должен управлять образовательной программой вуза? (постановка проблемы) // Современные проблемы науки и образования.-2016.-№.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25154 (дата обращения: 04.04.2017).

4. Самерханова Э.К. Моделирование компонентов системы управления образовательными программами в вузе // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 4

5. Самерханова Э. К., Имжарова З.У. Стратегические ориентиры управления образовательными программами в вузе [Статья] // Вестник Мининского университета. - Нижний Новгород :2017 г. №- 1.

6. Самерханова Э.К., Имжарова З.У. Проектирование единой электронной платформы управления образовательными программами в ВУЗе. // Вестник Мининского Университета. 2017. №4.(21). С. 2. [Электронный ресурс] URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/697/626 (дата обращения: 08.04.2018).

Педагогика

УДК: 37.02

аспирант Санакоева Ирина Геннадьевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (г. Владикавказ)

РОЛЬ ПЕРЕВОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДСТВ ВЫРАЖЕНИЯ ОЦЕНКИ В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОСЕТИНСКОГО ЯЗЫКА)

Аннотация. Перевод играет большую роль при изучении средств выражения оценки в старших классах на уроках русского языка в условиях двуязычия. Формы и методы, которые используются при работе над упражнениями-переводами, весьма многообразны. Задача педагога - выбрать те, которые будут способствовать лучшему освоению нового материала.

Ключевые слова: оценка, средства выражения оценки, русский язык, двуязычие, перевод.

Annоtation. Translation plays an important role in the study of the means of expressing evaluation in the upper grades in the lessons of the Russian language in conditions of bilingualism. The forms and methods used in the work on the exercises-translations are very diverse. The teacher's task is to choose the ones that will contribute to the better mastery of the new material.

Keywords: evaluation, means of expression of evaluation, Russian language, bilingualism, translation.

Введение. Изучение русского языка в полилингвальной аудитории в целом и средств выражения оценки в частности требует определенной системы упражнений. Материалы в ней должны быть построены по принципу перемежающегося сопоставления, учета в них общего и различного (схождений и расхождений), имеющихся в системах родного и русского языков. Именно поэтому особое место в системе будут занимать переводные упражнения.

Умение переводить позволяет учащимся расширять границы общего образования, углублять знания, а это в свою очередь способствует экспансии сферы применения своих знаний. Еще одной неотъемлемой заслугой перевода является выработка навыков внимательного отношения к языковой форме как способу выражения содержания. Перевод, являясь средством сравнения языковых явлений (в нашем случае средств выражения оценки осетинского и русского языков), помогает учащимся лучше осознать и усвоить эти явления, а вместе с тем и научиться применять их на практике. Наряду с этим перевод является и средством проверки знаний на уроках родного языка, умения учащихся применять усвоенное на уроках русского языка, средством, дающим возможность выяснить пробелы в знаниях учащихся по усвоению средств выражения оценки и ликвидировать их.

Надо понимать, что перевод может быть не только средством обучения, но и его целью. По мнению методистов, обращение к родному языку учащихся в процессе обучения считается оправданным и целесообразным в том случае, если оно позволяет повысить эффективность учебного процесса. Наиболее востребованным и обоснованным оно является на начальном этапе обучения, однако имеет свою нишу на всех уровнях обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.