Научная статья на тему 'РОЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ ЛИЧНОСТИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ'

РОЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ ЛИЧНОСТИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
социально-психологические особенности / социальный опыт / социализация / socio-psychological characteristics / social experience / socialization

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Исабаева А., Наубаева Х.Т.

В статье рассматривается роль социализации в подготовке личности к семейной жизни. Личностную социализацию можно определить как процесс воспроизводства и приобретения индивидом социального опыта. Таким образом, человек становится личностью и приобретает необходимые для жизни психологические качества, знания и навыки. Человек накапливает, воссоздает и изменяет социальный опыт в процессе социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SOCIALIZATION IN PREPARATION PERSONALITIES TOWARDS FAMILY LIFE

The article examines the role of socialization in preparing a person for family life. Personal socialization can be defined as the process of reproduction and acquisition of social experience by an individual. Thus, a person becomes a person and acquires the psychological qualities, knowledge and skills necessary for life. A person accumulates, recreates and changes social experience in the process of socialization.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ ЛИЧНОСТИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ»

УДК 159 Исабаева А., Наубаева Х. Т.

Исабаева А.

магистрант 2-курса ОП 1111 Жетысуский университет им. И. Жансугурова (г. Талдыкорган, Казахстан)

Наубаева Х.Т.

д.пс.н, ассоцированный профессор Жетысуский университет им. И. Жансугурова (г. Талдыкорган, Казахстан)

РОЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ ЛИЧНОСТИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Аннотация: в статье рассматривается роль социализации в подготовке личности к семейной жизни. Личностную социализацию можно определить как процесс воспроизводства и приобретения индивидом социального опыта. Таким образом, человек становится личностью и приобретает необходимые для жизни психологические качества, знания и навыки. Человек накапливает, воссоздает и изменяет социальный опыт в процессе социализации.

Ключевые слова: социально-психологические особенности, социальный опыт, социализация.

При подготовке личности к семейной жизни важно определить его социально-психологические особенности. Известны концепции Е.С. Кузьмина [1], К. Роджерса [2] и других учёных.

Эти концепции показывают, что важно учитывать самооценку человека, стремление к самореализации, субъективное восприятие окружающего, социально-психологические особенности. Известно, что отношения человека с

окружающей средой, достижения и характеристики зависят от многих условий. Один из них объясняется концепцией социальной зрелости человека.

Социальный рост человека определяется в зарубежной психологии термином «самосознание» и его сущность описывается как направленность человека на реализацию своих способностей и их устойчивое развитие. Реализация человека характеризуется, прежде всего, его самостоятельностью, способностью осознавать свои смыслы, выводы, а также стремлением к истине. По этой причине вам придется доказывать свою правоту. Это связано с тем, что человек может стать полноценным членом социальной среды только тогда, когда он создает жизненный план и создает свое будущее посредством жизненного опыта. При этом формируются действия участников данных социальных ситуаций.

Следует отметить, что в понимании взаимоотношений человека и социальной среды важно определить особенности его личности. Для гармоничного развития социальной среды важно развивать в человеке положительные качества. Известно, что социализация человека зависит не только от совокупности социально контролируемых и целенаправленно организованных обстоятельств, но и от непредвиденных обстоятельств.

Только в этот момент меняется отношение человека к случайным ситуациям в его жизни и особенностям конформистского мышления, к трудностям, которые он видит и переживает в жизни и окружающей среде. Когда человек сознательно адаптируется к социальным ситуациям, ему необходимо поддерживать условия, не причиняющие вреда ни ему, ни другим. Сознательная адаптация человека облегчает жизнь ему и окружающим.

Как мы видим, при рассмотрении человека с социально-психологической точки зрения очень важное значение в определении его места в социальной среде имеет его субъективное отношение к самому себе. Известно, что человек, вступающий в систему общественных отношений, вся общественная собственность, образующаяся в результате этого процесса, то есть развитие личности, не может рассматриваться вне социализации.

Личностную социализацию можно определить как процесс воспроизводства и приобретения индивидом социального опыта. Таким образом, человек становится личностью и приобретает необходимые для жизни психологические качества, знания и навыки. Человек накапливает, воссоздает и изменяет социальный опыт в процессе социализации.

Каждый возраст меняет свой образ жизни. Такой образ жизни является основой формирования качеств личности. По мнению Р.С. Немова [3], социализация - это формирование человека как личности и личности через процесс многогранного познания в созданной человечеством цивилизации и т. д. приобретение социального опыта и переход от природного существа к общественному собственнику.

Понятие социализации используется в широком смысле, его точного определения на практике до сих пор не существует. Социализация будущего человека развивается интенсивно, особенно в детском и подростковом возрасте. Известно, что развитие общества предшествует формированию личности, поэтому социализатор в каждой среде имеет свой вклад в социализацию в общей структуре развития. Согласно исследованиям в области психологии и социологии, социализация человека состоит из нескольких процессов на индивидуальном уровне. Во-первых, оно формируется через личные отношения.

Но характер их взаимодействия зависит от возраста, интеллектуального уровня, пола и т. д. это зависит. Во-вторых, социальная среда способствует формированию личности ребенка, в-третьих, личность формируется на основе опыта. В-четвертых, культура считается важным аспектом, влияющим на структуру личности. В основном к явлениям социализации относятся стереотипы поведения, социальные нормы в действии, традиции и интересы, ценности и тенденции и т. д.

В связи с этим основные институты социализации: семья, школьные учреждения, неформальные организации, высшие учебные заведения, трудовые коллективы и др.

По мнению А.Н. Леонтьева [4], в процессе социализации человек осуществляет многие виды деятельности. В связи с этим происходят три основных важных процесса. Прежде всего, это маршруты внутри каждого вида услуг и система связи между ними.

Это означает выявление и освоение каждого аспекта человеческой деятельности, который имеет значение. Продукт вышеуказанного направления можно определить как личный выбор действия. Это приводит ко второму процессу, т. е. концентрации вокруг основной избранной деятельности, подчинению ей других. В-третьих, в ходе любой деятельности человек познает новые роли и обретает их смысл.

Вторая область, рассматриваемая в контексте социализации личности, -это общение. Поскольку общение тесно связано с действием, оно рассматривает аспект расширения и увеличения поля социализации. В связи с этим под уровнем расширения сферы общения человека с окружающими понимается расширение общения.

Третье направление процесса социализации, то есть возникновение критического отношения и тенденции к формированию «Я», свойственного всему человечеству. Но стоит отметить, что вокруг этого вопроса существует множество споров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1967.-63 с.;

2. Роджерс К. Брак и его альтернативы. Изд-во: Этерна.2012-78 с.;

3. Немов Р.С. Психология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-42 с.;

4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. Изд-во: Смысл, Академия.2010.-123 с

Isabaeva A., Naubayeva H. T.

Isabaeva A.

Zhetysu University named after I. Zhansugurov (Taldykorgan, Kazakhstan)

Naubayeva Kh.T.

Zhetysu University named after I. Zhansugurov (Taldykorgan, Kazakhstan)

THE ROLE OF SOCIALIZATION IN PREPARATION PERSONALITIES TOWARDS FAMILY LIFE

Abstract: the article examines the role of socialization in preparing a person for family life. Personal socialization can be defined as the process of reproduction and acquisition of social experience by an individual. Thus, a person becomes a person and acquires the psychological qualities, knowledge and skills necessary for life. A person accumulates, recreates and changes social experience in the process of socialization.

Keywords: socio-psychological characteristics, social experience, socialization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.