ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ
МАТЕМАТИКИ
Сеитова С.М.
д.п.н., профессор
Жетысуского университета имени И. Жансугурова,
г. Талдыкорган, Казахстан Тасболатова Р. к.п.н., доцент
Жетысуского университета имени И. Жансугурова,
г. Талдыкорган, Казахстан Гаврилова Е.Н. преподаватель-лектор
Жетысуского университета имени И. Жансугурова,
г. Талдыкорган, Казахстан
DIAGNOSTIC STUDIES OF METHODOLOGICAL TRAINING OF MATHEMATICS TEACHERS
Seitova S.,
d.p.s., professor Zhetysu University named after I. Zhansugurov, Taldykorgan, Kazakhstan Tasbolatova R., c.p.s., associate professor Zhetysu University named after I. Zhansugurov, Taldykorgan, Kazakhstan Gavrilova Ye. teacher-lecturer Zhetysu University named after I. Zhansugurov, Taldykorgan, Kazakhstan
Аннотация
В статье рассматриваются важные аспекты методической подготовки учителей математики в условиях обновленного содержания образования. Актуализируется проблема практической подготовки, одним из приоритетных направлений которой является совершенствование профессиональной компетентности учителей математики. Представлена программа курса повышения квалификации для учителей математики средних общеобразовательных школ Алматинской области и города Талдыкорган а так же преподавателей колледжей. Для составления программы курсов повышения квалификации и их проведению способствовал проведенный опрос среди учителей математики по появлению положительных сторон применения обновленного содержания образования на уроках математики и возникших трудностях. В ходе проведения курсов было определено состояния методической подготовки учителей математики в условиях инновационной направленности посредством анкетирования. Даны методические рекомендации по совершенствованию методической подготовки учителей математики в условиях обновленного содержания образования.
Abstract
The article deals with important aspects of methodological training of mathematics teachers in the context of the updated content of education. The problem of practical training is updated, one of the priority areas of which is to improve the professional competence of mathematics teachers. The program of the advanced training course for teachers of mathematics in secondary schools of the Almaty region and Taldykorgan city, as well as College teachers, is presented. For the preparation of the program of advanced training courses and their implementation, a survey was conducted among teachers of mathematics on the appearance of positive aspects of the application of the updated content of education in mathematics lessons and the difficulties encountered. During the course of the courses, a questionnaire was used to determine the state of methodological training of mathematics teachers in the conditions of innovation orientation. Methodological recommendations for improving the methodological training of mathematics teachers in the conditions of the updated content of education are given.
Ключевые слова: обновленное содержание образования, методическая подготовка, учитель математики, анкетирование, повышение квалификации.
Keywords: updated content of education, methodological training, mathematics teacher, questionnaire, professional development.
Введение
Одним из главных задач построения эффективного общества на сегодняшний день считается модернизация системы образования. В статье Елбасы Назарбаев Н.А. «Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания» говориться что: «Каждый казахстанец должен понимать, что образование - самый фундаментальный фактор успеха в будущем... В системе приоритетов молодежи образование должно стоять первым номером. Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех» [1].
Тем самым, главной модернизацией образования в Казахстане стали принципиально новые подходы, основой из которых является обновление содержания среднего образования. К профессиональной компетентности преподавателей предъявляются качественно новые требования в условиях обновления содержания среднего образования. Педагог становится главной фигурой реализации изменений.
Эффективность обновления казахстанской школы зависит от уровня понимания педагогами основных идей инновационных процессов и от готовности к реализации этих изменений. В данных условиях увеличивается мера ответственности системы подготовки будущих педагогов, и в частности преподавателей математики. Роль ВУЗов состоит в оперативном реагировании на обновления содержания среднего образования. Проблема подготовки будущих учителей математики в ВУЗе решается разработкой образовательных программ, ориентированных на подготовку учителей нового формата.
Обзор литературы
Одной из основных целей обновленного содержания является воспитания подрастающей молодежи в рамках модернизации общественного сознания программы «Рухани жацгыру». Формирование информационной культуры, а также мотивацион-ного пространства, которое гарантирует развитие таланта, лидерских качеств и интеллектуальных возможностей каждого человека. В связи с этим механизмом реализации данного направления является включение в программу образования научных инноваций, цифровых технологий, новых методик и математического моделирования [2]. Несмотря на то что целью высшего образования является всестороннее развитие способностей и навыков студента к самообразованию. Практика показывает, что есть определенный прогресс в преподавании математических дисциплин, однако все еще существует большая разница между компетентностью выпускника ВУЗа и требованиями работодателя [3; 1163]. Проблема профессионально-направленного обучения математике имеет три главных аспекта. Первый состоит в определении содержания профессио-
нально-направленного обучения математике, второй связан с повышением мотивации изучения математики, а третий заключается в поиске средств реализации профессионально-направленного обучения и разработке методик их использования [4; 76].
На фоне глубоких социальных перемен система образования во многих странах мира находится в стадии реформирования. Необходимость реформ вызвана, в частности, тем, что в высшей школе как, например, в странах Иран, Китай, Россия и США, как показывают результаты исследований Azimehsadat Kh. [5; 185], Tian Lin [6; 850], Bayanov D.I. [7; 659], Mendes I.A. [8; 41] и других, по целому ряду направлений образовался существенный разрыв между глобальными потребностями общества и результатами образования; между объективными требованиями времени и общим недостаточным уровнем образованности; между профессиональной ориентацией и потребностью личности в удовлетворении разнообразных познавательных интересов; между современными методологическими подходами к развитым наукам и архаическим стилем их преподавания.
Как показал анализ литературы по проблеме исследования, методическое обеспечение подготовки будущих учителей математики в условиях инновационной направленности является интегра-тивной характеристикой, включающей в себя определенные компоненты. Основной составляющей деятельности педагога-предметника является его методическая подготовка, особенно характеристика его работы с математическим содержанием (Леонтьева Е.Г., Далингер В.А., Абылкасымова А.Е., Сеитова С.М. и др.) [9,10,11,12].
В сформировавшихся условиях рынок труда, а именно учебные заведения предъявляет к педагогам особые требования. Его роль заключается уже не в хранении и передаче знаний, а в воспитании обучающихся, стремлении к самообразованию и выработке у них навыков креативного освоения знаний, как к будущим специалистам нашей страны.
Методологическая база исследования
Для определения методологической базы исследования методической подготовки учителей математики в контексте обновленного содержания образования нами был проведен опрос среди учителей математики города Талдыкорган и Алматинской области, а также молодых специалистов, которые недавно окончили ВУЗ по специальности «Математика». В опросе принимали участие 60 учителей математики. В ходе проведения опроса мною были выделены положительные стороны использования обновленного содержания образования и трудности, с которыми сталкиваются молодые специалисты по их мнению. Результаты нами были обобщены и представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты опроса_
Положительные стороны Трудности
- В школе узнали, что такое обновленное содержание образования; - Оценивание стало более объективным и справедливым; - Роль учителя в классе изменилась; - Появилась возможность своевременной корректировки учителем организации учебного процесса; - Организация учебного процесса на основе индивидуального подхода; - Совершенно другие формы оценивания, при которых учащиеся сами могут оценивать себя и других учеников по известным критериям, что повысило мотивацию учеников к обучению. - Не могли вести уроки в классах, перешедших на обновленное содержание образования; - Не успевали готовиться и не сразу понимали что нужно делать; - Отсутствие знаний и навыков для применения новой системы оценивания, наличие затруднений в постановке целей оценивания исходя из задач и ожидаемых результатов; - Необходимость предварительной и трудоемкой подготовки к циклу уроков в рамках раздела учебной программы для правильного планирования формативного оценивания; - Отсутствие навыка разработки критериев оценивания; - Необходимость изучения огромного количества нормативно-правовых документов, необходимых для организации процесса обучения; - Большие затраты времени на подготовку к урокам математики.
Тем самым, подготовка учителя математики должна формировать его как знающего специалиста-математика, как человека с высокой педагогической и общей культурой, который обучая, воспитывал бы подрастающее поколение в духе современности. Мы можем считать, что содержание курсов в педагогическом ВУЗе по математическим дисциплинам должны:
1) В первую очередь освещать на современном научном уровне те вопросы, которые учитель излагает в школе. То есть, математические курсы для педагога должны быть построены так, чтобы, изучая их, он постоянно видел положение школьной математики в современном математическом содружестве, чтобы с высоких этажей математической науки он лучше оценил место и значение элементарной математики в современной науке;
2) Обеспечить широкий кругозор студентов в математике, знакомство по мере возможности с современной математикой и ее задачами. Курсы по высшей математике должны освещать те фундаментальные вопросы современной математики, которые служат сейчас ее основой и определяют ее лицо. Это обеспечит определенный фундаментальный уровень математической культуры будущего учителя математики;
3) Содержать достаточно богатые приложения высшей математики к естествознанию и технике. Это позволит будущему учителю математики в процессе преподавания дать представление учащемуся о приложении к жизненной практике тех понятий и процессов, которые будут изучаться в элементах высшей математики в школе;
4) Учить математически мыслить, т.е. уметь решать математические задачи и уметь в простейших случаях формировать на языке математики различные задачи, возникающие в других науках;
5) Обеспечивать воспитывающий характер обучения, т.е. развитие общей культуры и формирование мировоззрения и личности учащегося [13].
Исходя из проведенного нами опроса и рас-
смотренные современные требования, предъявляемые к специалистам необходимо совершенствовать методическую подготовку учителей математики в контексте обновленного содержания образования. Тем самым, на базе Жетысуского университета имени И.Жансугурова были организованы и проведены курсы повышения квалификации для учителей математики средних общеобразовательных школ Алматинской области и города Талдыкорган а так же преподавателей колледжей на тему «Развитие профессиональной компетентности учителя математики в условиях обновления содержания образования». Трудоемкость обучения составила 72 академических часа. Целью курса явилось развитие профессиональной компетентности учителей и преподавателей в контексте обновления Учебной программы по предмету «Математика», их методологической культуры, формирование навыков критериального оценивания и использование ими современных педагогических и информационно -коммуникационных технологий.
В ходе проведения курсов были решены следующие задачи:
- выявлены проблемы в обеспечении качества математического образования в общеобразовательных учреждениях РК в контексте обновления Учебной программы по предмету «Математика»;
- оказана помощь и поддержка учителям математики в подготовке и внедрению обновленного содержания образования в учебный процесс;
- даны методические рекомендации по разработке модели критериального оценивания на уроках математики;
- указаны рекомендации по использованию современных ИКТ и методов дистанционного обучения на уроках математики.
Для слушателей курсов нами была составлена анкета по определению состояния методической подготовки учителей математики в условиях инновационной направленности. На курсах принимали участие 26 человек. Помимо этого, анкетирование было проведено среди магистрантов и докторантов
образовательной программы «Математика». В котором приняло участие 15 магистрантов, 14 докторантов. У которых непосредственно имеется опыт преподавания математики в школах и колледжах. Тем самым, общее количество принявших участие в анкетировании составляет 45 человек.
Участникам анкетирования необходимо было максимально честно ответить да или нет на предложенные вопросы. Целью анкетирования было выявления отношения учителей математики к инноваци-
онной деятельности, их удовлетворенностью процессом преподавания в современных условиях и оказание помощи по отдельным вопросам.
Для исследования была предложена анкета, состоящая из 10 вопросов для учителей математики средних общеобразовательных школ и колледжей, а также магистрантов и докторантов ОП «Математика» [14;32].
Обсуждение результатов исследования Результаты анализа ответов на предложенные вопросы анкеты представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Вопросы и результаты анализа ответов
№ Содержание вопроса Утвердительный ответ (% ) Отрицательный ответ (% )
1 Столкнулись ли вы с трудностями внедрения обновленного содержания образования на уроках математики? 70% (32чел) 30% (13 чел)
2 Является ли на ваш взгляд разработка инноваций необходимым условием развития образовательной системы? 95% ( 43чел) 5% (2 чел)
3 Необходимо ли совершенствовать методическую подготовку учителей математики в соответствии с современными требованиями? 80% (36 чел) 20% ( 9 чел)
4 В основу научной работы и образовательного процесса может быть положено улучшение прошлого опыта или продукта 82% (37 чел) 18% (8 чел)
5 Содержаться ли в изученных Вами в ВУЗе учебные дисциплины информация, которые помогла Вам сформировать вашу методическую деятельность? 60% ( 27чел) 40% (18 чел)
6 Согласны ли вы с утверждением: «Инновации приносят непосредственную пользу, улучшая жизнь и быт людей» 70 %,(32чел) 30% (13 чел)
7 Посещаете ли вы методические семинары с целью совершенствования своей педагогической практики? 30% (13 чел) 70% ( 32чел)
8 Сталкиваетесь ли вы с трудностями при разработке планирования урока математики в соответствии с современными требованиями? 80 % (36чел) 20 % (9чел)
9 Используете ли вы на уроках математики инновационные приемы обучения? 35% (16 чел) 65% (29 чел)
10 Разрабатываете ли вы свои инновационные приемы обучения на уроках математики? 30 % (13чел) 70 % (32чел)
На рисунке 1 представлена диаграмма результатов анкетирования.
Результаты анализа ответов
Утвердительный ответ (% ) ■ Отрицательный ответ (% )
95
70
30
80
82
80
5
65
70
35
30
I
Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4 Вопрос 5 Вопрос 6 Вопрос 7 Вопрос 8 Вопрос 9 Вопрос 10 Рисунок 1. Результаты анализа анкетирования
Выше указанная диаграмма показывает, что участники анкетирования сталкивались с трудностями при внедрении обновленного содержания образования на уроках математики. Так же хотелось бы отметить что некоторые участники анкетирования, а их именно более 50% сталкиваются с трудностями при разработке и составлении плана урока математики в соответствии с современными требованиями. Одной из причин, влияющих на возникновение данной трудности является не организация и проведение методических семинаров и коучинга касающихся именно предметной области и специфики преподавания математики в средних общеобразовательных школах. Но тем не менее участники анкетирования согласны что разработка и внедрение инноваций в образовательный процесс — это необходимое условие развития системы образования, и то что инновации приносят непосредственную пользу улучшая жизнь и быт людей. Участники анкетирования отметили то что, изучая методические дисциплины в ВУЗе способствовали сформировать и улучшить их педагогическую практику [15; 104].
Выводы
По итогам проведенных курсов повышения квалификации для учителей математики средних общеобразовательных школ Алматинской области и города Талдыкорган а так же преподавателей колледжей были сделаны методические рекомендации по совершенствованию подготовки учителей математики в условиях инновационной направленности:
■ необходимо чтобы обучающиеся добывали знания эмпирическим путем, исследованием, индивидуальными и групповыми проектами;
■ необходимо предусмотреть проведение методических семинаров, тренингов и коучингов по распространению педагогического опыта для учителей математики;
■ в образовательную программу «Математика» необходимо ввести такие дисциплины как «Математическое моделирование и анализ» и «Ме-
тодика преподавания статистики и теории вероятностей» [16; 400]. Необходимо уделить большее внимание обучению методике преподавания, которая предполагает владение учителями методикой обучения математическому моделированию проблем и их решению вероятностно-статистическими методами. Будущие учителя, овладевшие данной методикой, будут способствовать развитию критического мышления у учащихся, помогут учащимся связывать приобретаемые знания со своим жизненным опытом и решению практических и личностно-значимых проблем;
■ необходимо при проведение практических занятий по методическим дисциплинам в ВУЗе необходимо в режиме реального времени проводить онлайн-урок совместно со школой, чтобы студенты видели реальный процесс где применяются полученные теоретические знания на практике;
■ необходимо пересмотреть традиционный способ ведения практических занятий. Следует начать активнее использовать в процессе обучения математики такие математические пакеты, как: Ge-oGebra, Wolfram Mathematica, Mathalive и т.д;
■ необходимо активно внедрять ИКТ, которые способствуют реализации открытого обучения, автоматизируют процессы контроля и управления процессом обучения, мотивируют учащихся: Ka-hoot, ServeyMonkey, Quizlet, Quizizz и т.д.
Таким образом, приведенные выше результаты и сформулированные методические рекомендации убеждают нас в необходимости проведения исследований для внесения изменений в методическую подготовку учителей математики в условиях инновационной направленности.
Список литературы
1. Статья Н.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» от 12 апреля 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.akorda.kz/ru/events/akorda_news/press_c onferences/statya-glavy-gosudarstva-vzglyad-v-bu-
dushchee-modernizaciya-obshchestvennogo-soz-naniya Заглавие с экрана (дата обращения 2020-1019)
2. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 15 апреля 2019 года № 145 О принятии Концептуальных основ воспитания в условиях реализации программы «Рухани жацгыру». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36534445 Заглавие с экрана (дата обращения 2020-11-19)
3. Stevens, Sarah; Mills, Rebecca; Kuchel, Louise (2019) Teaching communication in general science degrees: highly valued but missing the mark. Assessment & Evaluation in Higher Education, 44(8), 1163-1176.
4. Турткараева Г.Б. (2019) Формирование профессиональной компетентности учителей математики в условиях вуза // Вестник Казахского Национального женского педагогического университета. - Алматы. №3 (79). С. 76-82
5. Azimehsadat Kh. (2016) Mathematics university teachers' perception of pedagogical content knowledge (PCK), International Journal of Mathematical Education in Science and Technology, 47:2, 185196, DOI: 10.1080/0020739X.2015.1065453
6. Tian, Lin; Wu, Yan (2019) Classroom choice-making for Chinese master's students: choice, motivation and learning contexts. Teaching in Higher Education, 24(7), 850-879.
7. Bayanov, D.I., Novitskaya, L.Y., Panina, S.A., Paznikova, Z.I., Martynenko, E.V., Ilkevich, K.B., Karpenko, V.L., & Allalyev, R.M. (2019). Digital technology: Risks or benefits in student training? Journal of Environmental Treatment Techniques, 7(4), 659663.
8. Mendes, I.A., & Silva, C.A.F. (2018). Prob-lematization and research as a method of teaching mathematics. International Electronic Journal of Mathematics Education, 13(2), 41-55. https://doi.org/10.12973/iejme/2694
9. Леонтьева Е.Г., Тимкина К.В. (2014) Инновационные методы обучения как средство повышения конкурентоспособности выпускников вузов // Инновации в образовании. №10. С. 75-80
10. Далингер, В. А. (2014) Основные направления совершенствования подготовки учителя математики в педагогических вузах // Международный журнал экспериментального образования. № 5. С.70-72
11. Абылкасымова А.Е., Жумагулова З.А. (2016) О некоторых аспектах содержания математического образования в школе и педвузе// Наука и школа. - Москва. - №1. С. 28-34
12. Seitova, S., Smagulov, Y., Gavrilova, Y., Zhiyembayev, Z., Zhanatbekova, N. Studying mathematical subjects to students as an independent work // Astra Salvensis. - 2018. - Volume 6, Issue 1. - Pages 617-630. URL: https://astrasalvensis.eu/blog/mdocs-posts/43-sabyrkul-seitova-yessengali-smagulov-yekaterina-gavrilova-zhomart-zhiyembayev-nazym-zhanatbekova-studying-mathematical-subjects-to-students-as-an-independent-work/
13. Потоцкий М.В. (1975) Преподавание высшей математики в педагогическом институте. М., «Просвещение». -С.40
14. Гаврилова Е.Н., Сеитова С.М. (2020) Системно-методические основы преподавания математических дисциплин в условиях инновационной направленности: учебное пособие: - Талдыкорган: Жетысуский государственный университет имени И. Жансугурова. С.90
15. Гаврилова Е.Н., Сеитова С.М. (2019) Современные требования подготовки будущих учителей математики как специалистов / ВЕСТНИК Казахского национального педагогического университета имени Абая, Серия «Педагогические науки». - Алматы. - №3(63). С. 104-109
16. Gavrilova, Y., Seitova S.M. Kozhasheva G.O Aldabergenova A, Kydyrbaeva G. (2020) Study results for methodological training of teachers of mathematics in conditions of innovation, Periódico Tche Química. vol.17 (n°35). - Pages 391-403 www.peri-odico.tchequimica.com