school subjects on the intensity of the formation of cognitive metasubject competence in schoolchildren, associated with the formation of holistic planning in schoolchildren.
References
1. Davydov V.V. Lectures on general psychology. M.: Academy, 2008. 384 p. [in Russian].
2. Goncharov V.S. The psychology of cognitive development design. Kurgan: Publishing house KGU, 2005. 264 p. [in Russian].
3. Zak A.Z. The thinking of younger school students. St. Petersburg: Sodeystviye, 2004. 828 p. [in Russian].
4. Zak A.Z. Diagnostics of differences in the thinking of primary schoolchildren. Moscow: Genesis, 2007.159 p. [in Russian].
5. Zak A. Z. Development and diagnostics of thinking of teenagers and high school students. Moscow: Obninsk: IG-SOCIN, 2010. 350 p. [in Russian].
6. Ilyenkov E.V. Dialectical logic: essays on history and theory. Moscow: Science, 1984. 427 p. [in Russian].
7. Isaev, E.I. Psychological characteristics of planning methods in younger schoolchildren // Questions of psychology, 2014, no. 2. pp. 52 - 60.
8. Novikov P.V. Development of a reflection in younger school students //Abstract of dissertation of the candidate of psychological sciences. Moscow, 1998. 22 p. [in Russian].
9. Sokolov V.L. Experience of diagnostics of the analysis and reflection as universal educational actions. Psychological science and education, 2012, no. 3. pp. 29- 33. [in Russian].
10. Federal state educational standard of basic general education. Moscow: Prosveshchenie, 2019. 61 p. [in Russian].
ВЗАИМОСВЯЗЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРАВОГО/ЛЕВОГО ПОЛУШАРИЙ МОЗГА ПРИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Нурданиякызы Г.,
м.э.н Жетысуского университета имени И. Жансугурова,
г. Талдыкорган, Казахстан Сеитова С.М. д.п.н., профессор
Жетысуского университета имени И. Жансугурова,
г. Талдыкорган, Казахстан
THE RELATIONSHIP BETWEEN THE FUNCTIONING OF THE RIGHT/LEFT HEMISPHERES OF THE BRAIN IN THE TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS
Nurdaniykyzy G.,
m.e.s. Zhetysu University named after I. Zhansugurov,
Taldykorgan, Kazakhstan Seitova S. d.p.s., professor Zhetysu University named after I. Zhansugurov, Taldykorgan, Kazakhstan
Аннотация
В статье рассматривается взаимосвязь функционирования правого/левого полушарий мозга, которые влияют на процесс подготовки будущих специалистов. Описаны особенности функционирования правого/левого полушарий головного мозга обучающихся.
Abstract
The article examines the relationship between the functioning of the right / left hemispheres of the brain, which affect the process of training future specialists. The features of the functioning of the right/left hemispheres of the brain of students are described.
Ключевые слова: правое/левое полушарие, асимметрия, процесс обучения, взаимодействие.
Keywords: right/left hemisphere, asymmetry, learning process, interaction.
У человека мозг в норме состоит из двух полушарий, соединенных специальной структурой, называемой «мозолистым телом». Эти полушария работают по очереди, не одновременно, работа одного полушария подавляет действие другого. Каждое полушарие специализируется на определенных видах деятельности [1]. Основы функциональной
специализации полушарий мозга являются врожденными. У каждого человека есть наследственные отличия, из-за которых одно из полушарий включается на доли секунды раньше другого, определяя первую реакцию на анализируемый сигнал. Если раньше включается левое полушарие, то человек
реагирует на пришедшую информацию как аналитик, разбирая ее на составные части; левое полушарие помнит слова, формулы, символы. Людям с доминирующим левым полушарием легче писать, чем диктовать. Много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственность, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций. У них существует высокая потребность в умственной деятельности [2]. Если раньше включается правое полушарие, то человек испытывает ощущения, оцениваемые интуитивно, без осознанного анализа; правое полушарие помнит образы и чувства. Речь правополушарных людей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать [3].
Среди левополушарных — инженеры, математики, философы, лингвисты. Левополушарные нередко подчеркнуто, рациональны и рассудительны. Часто занимают административные должности [4].
Как правило, правополушарные люди — целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаются и плачут, приходят в состояние гнева и ярости, общительны и контактны. Часто действуют по настроению. Среди правополушарных чаще встречаются литераторы, журналисты, деятели искусства, организаторы, для них важна социальная значимость их деятельности [5].
Взаимодействие полушарий головного мозга и особенности функционирования полушарий, позволяют сделать вывод о непосредственном влиянии на поведение, восприятие, осознание информации, а также на жизнедеятельность человека в целом [7].
Известно, что в своей жизни мы задействуем не более 10% возможностей нашего мозга, хотя именно постоянные умственные нагрузки - путь к здоровью и долголетию. Причем желательно давать нагрузку обоим полушариям головного мозга [8].
В последнее время среди педагогов широко распространены знания о психофизиологических основах человеческого мышления и научения. Сейчас принято считать, что каждый человек научается посредством всех пяти чувств, причем в процессе
развития индивида происходит смена преобладающих сенсорных систем в следующем порядке:
- вкус (густаторная репрезентативная система);
- запах (ольфакторная репрезентативная система);
- осязание (кинестетическая репрезентативная система);
- слух (аудиальная репрезентативная система);
- зрение (визуальная репрезентативная система).
Если говорить о применении концепции функциональной асимметрии полушарий мозга при изучении математических дисциплин, то на протяжении относительно короткой истории исследования человеческого мозга ученые не раз возвращались к вопросу о функциях различных его областей. Наиболее ярко это проявилось в попытках разделения психических функций человека в соответствии с очевидным физическим делением мозга на правую и левую половины.
Хотя многие из нас рассматривают мозг как единую структуру, в действительности он разделен на две половины. Эти две части плотно прилегают друг к другу внутри черепной коробки и соединены несколькими пучками нервных волокон, которые служат каналами связи между ними [5,8].
Сенсорные и моторные пути, связывающие мозг и тело, почти полностью перекрещены. Каждая рука обслуживается в основном противоположным (контралатеральным) полушарием. В полном соответствии с общей симметрией тела человека каждое полушарие это и есть точное зеркальное отображение другого. Управление основными движениями тела человека и его сенсорными функциями равномерно распределено между двумя полушариями мозга, при этом левое полушарие контролирует правую сторону тела (правую руку, правую ногу и т. д.), а правое полушарие — левую сторону. Физическая симметрия мозга и тела не означает, однако, что правая и левая стороны равноценны во всех отношениях. Достаточно обратить внимание на действия наших двух рук, чтобы увидеть начальные признаки функциональной асимметрии. Лишь немногие люди одинаково владеют обеими руками; большинство же имеет ведущую руку (таблица 1).
Таблица 1.
Сравнительная характеристика «правополушарных» и «левополушарных обучающихся»_
Операционный этап «Право полушарные» «Левополуш арные»
Восприятие информации Целостное. Внимательны к интонациям. Предпочитают ощущения. Кинестетический канал восприятия. Дискретное. Смысловая сторона речи. Чаще всего -аудиалы.
Переработка информации Быстрая, во многом мгновенная. Последовательная, медленная. Неоднократное повторение учебного материала.
Интеллект Интуитивный Логический
Эмоции Экстравертированность. Легко «выходят из себя». Интровертированность. Практически не «выходят из себя».
Память Наглядно - образная. Смысловая. Словесно - логическая. Часто - «механическая».
Мышление Стратегическое. Оперирование образами. Систематизация по реальным критериям. Легко оперируют трехмерными моделями. Оперирование цифрами, знаками. Систематизация по формальным критериям.
Деятельность Приверженность к практике: интересует сам процесс. Задания с точным сроком выполнения. Приверженность к теории: интересует конечный результат. Задания с безлимитным сроком выполнения.
Почему так важно чтобы будущие специалисты имели хорошо сбалансированные и одинаково активизированные развитые полушария головного мозга?
Как мы выяснили, сбалансированное развитие и активизация функционирования правого/левого полушарий головного мозга, позволяет человеку, а в будущем и специалисту, эффективно использовать свои интеллектуальные ресурсы в различной деятельности.
Так как за последние десятилетия требования к качеству образования детей и студентов значительно повысились, нам необходимо создавать уникальные методики, совершенствовать уже имеющиеся технологии, которые позволяли бы будущим специалистам быть всесторонне развитыми, творческими, креативными. Одной из таких технологий, является технология активизации функционирования правого/левого полушарий головного мозга.
Список литературы
1. Зенков Л.П., Попов Л.Г. Специализация полушарий по типу организации памяти. //Асимметрия мозга и памяти. Пущино. 1987.
2. Е.А. Сергиенко, А.В. Дозорцева «Функциональная асимметрия мозга». М.: Мир, 1981.
3. Дж. Эделмен, В. Маунтакасл Разумный мозг М.: Мир, 1981.
4. Айрапетянц, В.А., Особенности функциональной асимметрии мозга здоровых детей /В.А. Айрапетянц // Асимметрия мозга и память: Сб. науч. тр.- Пущино: НЦБИ, 1987.-100 с.
5. Бэндлер, Р., Гриндер, Д. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевой стратегии. -Воронеж.: НПО "МОДЭК", 1995. - 256 с.
6. Сеитова С.М., Абдыкаримова А.Ж. Эффективность организации самостоятельных работ по курсу математического анализа с использованием нейролингвистического программирования// «Путь науки» международный научный журнал №1 2015.
7. Ермаков П.Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. Ростов-на-
Дону. 2008.
8. Р.Ю. Ильюченок, А.Л. Финкельберг, И.Р. Ильюченок, Л.И, Афтанас - «Взаимодействие полушарий мозга у человека: Установка, обработка информации. Память» - Новосибирск: Наука, 2013