Научная статья на тему 'Результаты диагностического исследования по технологии нейролингвистическое программирование'

Результаты диагностического исследования по технологии нейролингвистическое программирование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нейролингвистическое программирование / ведущая репрезентативная система / аудиал / визуал / кинестетик / дигитал / neuro-linguistic programming / a leading representative system / audial / visual / kinestetik / digital

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сеитова Сабыргуль Макашевна, Кожашева Г. О., Гетало Е. Н., Абдыкаримова Айжан Жумахановна

Исследование способов восприятия и обработки информации студентами по технологии нейролингвистическое программирование позволяет осуществить индивидуальный подход к студенту в процессе планирования учебной деятельности и добиться максимальной эффективности восприятия и усвоения учебного материала. Перспективы использования результатов диагностики ведущей репрезентативной системы наиболее значимы, для повышения эффективности образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of the diagnostic study on neurolinguistic programming techniques

A study ways of perceiving and processing information technology students neurolinguistic programming allows for an individual approach to the student in the planning process of training activities and to maximize the effectiveness and perception of learning. Prospects for the use of diagnostic results leading representative of the most significant, to improve the efficiency of the educational process.

Текст научной работы на тему «Результаты диагностического исследования по технологии нейролингвистическое программирование»

Section 8. Mathematics

Section 8. Mathematics

Seitova Sabyrgul Makashevna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Zhetisus State University named after I. Zhansugurov (Taldykorgan), Kazakhstan

E-mail: s. m.seitova@mail.ru Kozhasheva H. О., Ph. D., academic professor Zhetysu State University named after I. Zhansugurov Getalo E. N., Master of Education, the teacher of Zhetysu State University named after I. Zhansugurov Abdykarimov Aizhan Zhumahanovna, magistrand of Physico-Mathematical Department Zhetisus State University named after I. Zhansugurov

E-mail: aizhan83.kz@mail.ru

The results of the diagnostic study on neurolinguistic programming techniques

Abstract: A study ways of perceiving and processing information technology students neurolinguistic programming allows for an individual approach to the student in the planning process of training activities and to maximize the effectiveness and perception of learning.

Prospects for the use of diagnostic results leading representative of the most significant, to improve the efficiency of the educational process.

Keywords: neuro-linguistic programming, a leading representative system, audial, visual, kinestetik, digital.

Сеитова Сабыргуль Макашевна, д. п. н., профессор Жетысуского государственного университета имени И. Жансугурова (Казахстан, г. Талдыкорган)

E-mail: s. m.seitova@mail.ru Кожашева Г О., к. п. н., академический профессор Жетысуского государственного университета имени И. Жансугурова (Казахстан, г. Талдыкорган) Гетало Е. Н., магистр пед.наук, преподаватель Жетысуского государственного университета имени И. Жансугурова Абдыкаримова Айжан Жумахановна, магистрант физико-математического факультета 1-го курса специальности «математика» Жетысуского государственного университета имени И. Жансугурова

E-mail: aizhan83.kz@mail.ru

Результаты диагностического исследования по технологии нейролингвистическое программирование

Аннотация: Исследование способов восприятия и обработки информации студентами по технологии нейролингвистическое программирование позволяет осуществить индивидуальный подход к студенту в процессе планирования учебной деятельности и добиться максимальной эффективности восприятия и усвоения учебного материала.

Перспективы использования результатов диагностики ведущей репрезентативной системы наиболее значимы, для повышения эффективности образовательного процесса.

58

The results of the diagnostic study on neuro-linguistic programming techniques

Ключевые слова: нейролингвистическое программирование, ведущая репрезентативная система, аудиал, визуал, кинестетик, дигитал.

В настоящее время система образования характеризуется глобальными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. В системе образования высшей школы все большую значимость приобретает работа со студентами, которая направлена на пробуждение у студентов интереса к изучению предмета и развитие творческих способностей будущих специалистов, опираясь при этом на эффективное самостоятельное обучение.

Одним из наиболее эффективных направлений в изучении человека, его обучении и влиянии на него является технология нейролингвистическое программирование, которая изучает внутренние процессы человеческого мышления, поведения, а также технологию общения.

Репрезентативная система — преимущественный способ обработки, хранения и повторного воспроизведения ранее полученной информации.

Одним из методов определения репрезентативных систем является БИАС — тест, описанный в 1982 г. (Льюис (LewisB. A.), Пуцелик (PucelikF.)).

В Жетысуском государственном университете имени И. Жансугурова (Казахстан, г. Талдыкорган) в рамках научного проекта на тему: «Применение технологии нейролингвистического программирования в преподавании математики в средних общеобразовательных школах и ВУЗах» проведено тестирование среди студентов 1-го (16 студентов), 3-го (13 студентов) и 4-го (25 студентов) курсов физикоматематического факультета специальности «Математика» по следующим видам тестов:

1) БИАС-тест

2) Тест «Ведущая репрезентативная система»

3) Проведен анализ диагноетичеекого иccледования типов восприятия информации (аудиал, визуал, кинестетик, дигитал) у студентов 1-го, 3-го, 4-го курсов специальности «Математика».

Рисунок 1.

Результаты диагностического тестирования студентов физико-математического факультета позволяют спрогнозировать успешность учебной деятельности студентов, выявить какой вид репрезентативной функции является доминирующим, а также принять обоснованные управленческие решения по развитию и саморазвитию студентов для эффективного обучения в образовательной организации.

Требования к содержанию и уровню подготовки студентов, зафиксированные в образовательных стандартах, являются объективной основой для создания различных технологий оценки качества подготовки студентов. Мы предлагаем использование технологии нейролингвистическое программирование для эффективного изучения математических дисциплин в ВУЗе. Первостепенной задачей диагностического тестирования является выявление ведущей репрезентативной системы у студентов физико-математи-

ческого факультета специальности «Математика». По результатам данных двух тестов определены ведущие репрезентативные системы студентов физико-математического факультета специальности «Математика» и разработаны методики подготовки к тестированию, письменным и устным экзаменам, методики обучения решению задач по дисциплинам «Аналитическая геометрия», «Практикум по решению математических задач», «Алгебра 7» с учетом репрезентативных систем студентов/школьников.

Важной составляющей методики оценки качества подготовки студентов по результатам диагностического тестирования является информационно-аналитическая поддержка системы принятия решений для различных уровней пользователей. С этой целью результаты диагностического тестирования и необходимые комментарии к ним для вуза оформляются в виде информационно-аналитических материалов.

59

Section 8. Mathematics

Указанные формы представления результатов диагностического тестирования позволяют получить информацию о типе восприятия информации. Остановимся подробно на каждом типе репрезентативной системы студентов и опишем типы заданий которые можно предложить при изучении дисциплины «Практикум по решению математических задач».

Аудиалы — люди, воспринимающие мир преимущественно посредством звуков. Они обращают внимание не столько на то, что вы говорите, сколько на то, как вы говорите: на высоту голоса, тембр, темп, интонацию.

О

Визуалы — когда они думают, в своем сознании рисуют картинки, у них великолепная зрительная память.

Дигиталы — у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов.

Кинестетики — люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Исследование позволило определить ведущую репрезентативную систему студентов (Рисунок 2).

41%

9%

38%

12%

■ Кинестетик

■ Визуал

■ Аудиал

■ Дигитал

Рисунок 2. Репрезентативные системы студентов

Из диаграммы видно, что у студентов которые обучаются по специальности «Математика» приблизительно одинаково развиты две модальности, дигитальная и кинестетическая. Для них характерно восприятие информации посредством зрительного канала посредством картинок, образов, логического осмысления, выделение признаков и т. д.

Визуалам можно предложить задания в виде записей, ярко, красиво, красочно оформленные карточки, найти что-то в учебнике, тетради самостоятельно, рассмотреть, сделать вывод, работа с обучающими и контролирующими компьютерными программами, записать ответы на вопросы с помощью проектора, компьютера. (Пример 1).

Аудиалам же прочитывать задание вслух учителю (преподавателю), сочинить что-либо, объяснить алгоритм решения данной задачи, можно вызвать к доске во время математического диктанта, выписать главные мысли и обосновать их, задания по анализу, сравнению, сопоставлению фактов и явлений. (Пример 2).

Предложить кинестетику задания, направленные на перекладывание фишек, рисование, моделирование, пересчет предметов, исследование, нахождение нескольких способов решения, задания с четкими инструкция-

ми по их выполнению, задание — дать свое определение изучаемого понятия, свою формулировку закона или его следствия, выдвинуть свои гипотезы. Наиболее успешны при выполнении тестовых заданий. (Пример3).

Дискретам или дигиталам предложить задания повышенной сложности и нестандартные методы решений задач, т. к. восприятие информации происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов.

Пример 1. Решить неравенство: cos x — 3x +1 > 0.

Решение: При решении неравенств графическим методом необходимо как можно более точно построить графики функций. Преобразуем данное неравенство к виду:

cos x > 3x-1.

Построим в одной системе координат графики функций y=3x -1

y = cos x (рис. 3).

Графики функций пересекаются в точке A с координатами x ~ 0,6; у ~ 0,8. На промежутке (-^; 0,6) точки графика у = 3 x -1 ниже точек графика у = cos x. А при x ~ 0,6 значения функций совпадают. Поэтому cos x > 3x-1 при x< 0,6.

Ответ: x е (-~; 0,6].

60

The results of the diagnostic study on neuro-linguistic programming techniques

Рисунок 3.

Пример 2. Решить неравенство: sin x < 2x. графики функций sin x иу = 2x-1 (рис. 4).

Решение: Построим в одной системе координат

Графики функций пересекаются в точке A (x ~ 0,9; Ответ: x е (0,9;+^).

у~ 0,8). Пример3. Решить неравенство: cos x- x2 - 2 x-1 > 0.

На промежутке (°,9;го) точки графика y = 2x Решение: Преобразуем данное неравенство к виду:

-1 выше точек графика Значит sin x < 2x -1 при x > 0,9. cos x > x 2+ 2 x +1.

Рисунок 5.

Графики функций пересекаются в точках A (0;1) и B (x ~ -1,4;у ~ 0,2).

На промежутке [-1,4; 0] точки графика функции у =x2 + 2x +1 ниже точек графика у = cos x.

Значит, cos x > x2 + 2 x +1 при -1,4 x < 0

Ответ: x е [-1,4; 0].

Таким образом, диагностическое тестирование в достаточно высокой степени показывает преиму-

щественный способ обработки информации студентов вуза. На основании данных диагностического тестирования, проводимого в начале семестра, может быть определено, какие задания учебной программы следует давать на занятиях с конкретной группой учащихся с помощью технологии нейролингвистическое программирование, наметить пути эффективного восприятия учебного материала студентов.

61

Section 8. Mathematics

Преподавание дисциплины «Практикум по решению математических задач» с учетом доминирующего канала восприятия информации приводит к тому, что у студента исчезает боязнь неуспеха, страх перед заданием, ведь он имеет возможность выполнить работу индивидуальным способом, перевести предложенное задание на свой «язык», в рамках тех отношений, которые адекватны его типу восприятия.

Образовательный процесс, выстроенный таким образом, позволит не только усваивать математические дисциплины, учить студента думать, развивать интуицию, воображение, пространственные представления, опираясь на его субъектный опыт, но и создавать атмосферу сотрудничества и сотворчества.

Важно заметить, что материалы диагностического тестирования существенно могут дополнить внутривузовский контроль уровня знаний и умений студентов по дисциплине для проведения дальнейших мониторинговых исследований качества подготовки студентов в образовательном учреждении.

Исследование способов восприятия и обработки информации студентами позволяет осуществить индивидуальный подход к студенту в процессе планирования учебной деятельности таким образом, чтобы добиться максимальной эффективности восприятия и усвоения учебного материала. Перспективы использования результатов диагностики ведущей репрезентативной системы наиболее значимы для повышения эффективности образовательного процесса.

Список литературы:

1. Вересова Е.Е,, Денисова Н. С., Полякова Т. Н. Практикум по решению математических задач. - М.: Просвещение, 1979 г.

2. Башмаков М. И. Уравнения и неравенства/М. И. Башмаков - М.: Наука, 1976.

3. Игольникова С. Е., Зарипов Р. Ю., Зарипова И. Р. Решение тригонометрических уравнений и неравенств повышенной сложности: Метод. пособие КГТУ - Казань, 2000.

4. Литвиненко В. Н., Мордкович А. Г. Практикум по элементарной математике. Тригонометрия./В. Н. Литвиненко, А. Г. Мордкович - М.: Вербум-М, 2000.

5. Андреас С., Андреас А. Базовые техники НЛП. Сердце разума. 50 психологических приемов, которые обязан знать каждый психолог-практик. - М.: Еврознак, 2005.

6. Шугалей Е. Стратегия глазами НЛП. Санкт Петербург, 2000 - 175 с.

7. Киселева, В. П. О педагогической диагностике знаний студентов-первокурсников/В. П. Киселева, В. Г. На-воднов//Современные проблемы профессионального технического образования: материалы международной научно- методической конференции. - Йошкар-Ола: МарГТу 2010. - С. 93-96.

8. Гетало Е. Н. Методические особенности применения технологии нейро-лингвистического программирования при обучении математическим дисциплинам в ВУЗе (на примере аналитической геометрии)//ма-гистерская диссертация, Талдыкорган 2014 г.

9. Абдыкаримова А. Ж., Сеитова С. М. Эффективность организации самостоятельных работ по курсу математического анализа с использованием нейролингвистического программирования//«Путь науки» международный научный журнал, № 1 (11), 2015. С. 12-14.

Schabanowa Galina Ivanovna. Russia, Siberian Automobile and highway Institute (SibADl), Department of mathematics, senior lecturer. E-mail: gal_schabanowa2014@yandex.ru

The study of the inverse Sturm-Liouville problem in the singular case

Abstract: This article examines the issues associated with the reconstruction of the solution of the inverse Sturm-Liouville problem on the half line y>0 the spectral function of the operator in special classes of functions. Between classes of functions containing the desired ratio and the spectral function, set bijection.

Keywords: Sturm-Liouville problem, differention operator, lemma, the spectral function of the operator.

62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.