Научная статья на тему 'РОЛЬ СОБСТВЕННО СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ'

РОЛЬ СОБСТВЕННО СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННО СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ / СТУДЕНТЫ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатов А.А., Шилько В.Г.

Цель исследования - выявить эффективность применения учебно-тренировочных циклов в процессе занятий физическими упражнениями, направленными на развитие собственно силовых качеств, и оценить их влияние на уровень физической подготовленности студентов ВУЦ в целом. Методика и организация исследования. Для достижения поставленной цели на базе военного учебного центра при Национальном исследовательском Томском государственном университете был проведен педагогический эксперимент продолжительностью шесть месяцев, в котором приняли участие 20 студентов 4-го курса (мужчин, в возрасте 21-22 лет), обучающихся в ВУЦ по программам подготовки офицеров кадра. Из числа испытуемых были сформированы экспериментальная и контрольная группы по 10 человек в каждой. Экспериментальная группа (ЭГ) занималась по разработанному учебно-тренировочному плану, содержащему циклы, направленные на развитие собственно силовых качеств. С контрольной группой (КГ) проводились комплексные учебно-тренировочные занятия по гимнастике и атлетической подготовке, в которых использовались упражнения низкой интенсивности с весом собственного тела и непредельными отягощениями. Результаты исследования и выводы. На основе результатов педагогического эксперимента доказано, что построение учебно-тренировочного процесса с учетом цикличности физической нагрузки, направленной на развитие собственно силовых качеств, способствует формированию более высокого уровня физической подготовленности студентов военных учебных центров в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатов А.А., Шилько В.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PROPER STRENGTH ABILITIES IN INCREASING THE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS OF MILITARY TRAINING CENTERS

Objective of the study was to identify the effectiveness of the use of training cycles in the process of physical exercises aimed at the development of proper strength qualities, and to assess their impact on the level of physical fitness of students of military training centers in general. Methods and structure of the study. To achieve this goal, at the military training center at the National Research Tomsk State University, a six-month pedagogical experiment was conducted, in which 20 4th-year students (male, aged 21-22 years) took part, studying in military training centers for commissioned officer training programs. The experimental and control groups of 10 people each were formed from the number of subjects. The experimental group (EG) was engaged according to the developed training plan containing cycles aimed at developing proper-strength qualities. The control group (CG) underwent complex training sessions in gymnastics and athletic training, in which low-intensity exercises with own body weight and moderate weights were used. Results and conclusions. On the basis of the results of the pedagogical experiment, it was proved that the construction of the educational and training process, taking into account the cyclical nature of physical activity, aimed at developing self-strength qualities, contributes to the formation of a higher level of physical fitness of students of military training centers in general.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОБСТВЕННО СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ»

РОЛЬ СОБСТВЕННО СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ

УДК/UDC 796/799+ 378.14.015.62

Поступила в 20.06.2022 г.

Аспирант А.А. Игнатов1

Доктор педагогических наук, профессор В.Г. Шилько1

Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

THE ROLE OF PROPER STRENGTH ABILITIES IN INCREASING THE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS OF MILITARY TRAINING CENTERS

Postgraduate student A.A. Ignatov1 Dr. Hab., Professor V.G. Shilko1

1 National Research Tomsk State University, Tomsk

Информация для связи с автором: vshilko@mail.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - выявить эффективность применения учебно-тренировочных циклов в процессе занятий физическими упражнениями, направленными на развитие собственно силовых качеств, и оценить их влияние на уровень физической подготовленности студентов ВУЦ в целом. Методика и организация исследования. Для достижения поставленной цели на базе военного учебного центра при Национальном исследовательском Томском государственном университете был проведен педагогический эксперимент продолжительностью шесть месяцев, в котором приняли участие 20 студентов 4-го курса (мужчин, в возрасте 21-22 лет), обучающихся в ВУЦ по программам подготовки офицеров кадра. Из числа испытуемых были сформированы экспериментальная и контрольная группы по 10 человек в каждой. Экспериментальная группа (ЭГ) занималась по разработанному учебно-тренировочному плану, содержащему циклы, направленные на развитие собственно силовых качеств. С контрольной группой (КГ) проводились комплексные учебно-тренировочные занятия по гимнастике и атлетической подготовке, в которых использовались упражнения низкой интенсивности с весом собственного тела и непредельными отягощениями. Результаты исследования и выводы. На основе результатов педагогического эксперимента доказано, что построение учебно-тренировочного процесса с учетом цикличности физической нагрузки, направленной на развитие собственно силовых качеств, способствует формированию более высокого уровня физической подготовленности студентов военных учебных центров в целом.

Ключевые слова: развитие собственно силовых качеств, студенты военных учебных центров.

Abstract

Objective of the study was to identify the effectiveness of the use of training cycles in the process of physical exercises aimed at the development of proper strength qualities, and to assess their impact on the level of physical fitness of students of military training centers in general.

Methods and structure of the study. To achieve this goal, at the military training center at the National Research Tomsk State University, a six-month pedagogical experiment was conducted, in which 20 4th-year students (male, aged 21-22 years) took part, studying in military training centers for commissioned officer training programs. The experimental and control groups of 10 people each were formed from the number of subjects. The experimental group (EG) was engaged according to the developed training plan containing cycles aimed at developing proper-strength qualities. The control group (CG) underwent complex training sessions in gymnastics and athletic training, in which low-intensity exercises with own body weight and moderate weights were used.

Results and conclusions. On the basis of the results of the pedagogical experiment, it was proved that the construction of the educational and training process, taking into account the cyclical nature of physical activity, aimed at developing self-strength qualities, contributes to the formation of a higher level of physical fitness of students of military training centers in general.

Keywords: development of proper-strength qualities, students of military training centers.

Введение. В военно-прикладной физической подготовке развитию силы традиционно уделялось значительное внимание. Известно, что сила является основным физическим качеством, которое лежит в основе других способностей, таких как собственно силовые и скоростно-силовые качества, а также силовая выносливость (Матвеев, 1977). При этом анализ существующих наставлений по организации физической подготовки в Вооруженных силах Россий-

ской Федерации (Приказ МО РФ № 200 от 21.04.2009 г) показывает, что воспитанию у военнослужащих собственно силовых качеств уделяется недостаточное внимание. Предполагается, что включение в тренировочный процесс учебно-тренировочных циклов, направленных на развитие собственно силовых качеств, позволит повысить уровень физической подготовленности студентов, обучающихся по программам военной подготовки.

68

http://www.teoriya.ru

№10^ 2022 Октябрь | October

Цель исследования - выявить эффективность применения учебно-тренировочных циклов, в процессе занятий физическими упражнениями, направленными на развитие собственно силовых качеств, и оценить их влияние на уровень физической подготовленности студентов ВУЦ в целом.

Методика и организация исследования. Для достижения поставленной цели на базе военного учебного центра при Национальном исследовательском Томском государственном университете был проведен педагогический эксперимент продолжительностью шесть месяцев, в котором приняли участие 20 студентов 4-го курса (мужчин, в возрасте 21-22 лет), обучающихся в ВУЦ по программам подготовки офицеров кадра. Из числа испытуемых были сформированы экспериментальная и контрольная группы по 10 человек в каждой. Экспериментальная группа (ЭГ) занималась по разработанному учебно-тренировочному плану, содержащему циклы, направленные на развитие собственно силовых качеств. С контрольной группой (КГ) проводились комплексные учебно-тренировочные занятия по гимнастике и атлетической подготовке, в которых использовались упражнения низкой интенсивности с весом собственного тела и непредельными отягощениями. Оценка результатов эксперимента проводилась с применением педагогического тестирования, на основе материалов которого определялся уровень физической подготовленности исследуемых: подтягивания на перекладине и бег на 60 метров.

Результаты исследования и их обсуждение. Собственно-силовые способности проявляются в процессе работы, требующей больших мышечных напряжений, в преодолевающем, уступающем и статическом режимах работы мышц, в относительно медленных движениях с большим внешним отягощением.

Как показывает практика физической подготовки офицеров кадра ВУЦ, в учебно-тренировочном процессе военнослужащих физическая нагрузка, требующая проявления собственно силовых способностей, применяется редко, так как для выполнения установленных нормативов, в большей степени, необходим высокий уровень развития общей и силовой выносливости.

Основной причиной недооценки значимости развития собственно силовых качеств в процессе физической подготовки военнослужащих является достаточно узкая трактовка данного понятия, которая нередко ассоциируется лишь с невысокой скоростью выполнения двигательных действий, незначительной по продолжительности физической нагрузкой и использованием внешних отягощений.

С одной стороны, такая интерпретация данного понятия не лишена оснований, поскольку некоторые факторы действительно могут отрицательно влиять на необходимые для военной службы качества - например, увеличение физиологического поперечника мышц, при сопутствующем уменьше-

нии плотности митохондрий, влечет за собой снижение локальной выносливости.

Однако, с другой стороны, не принимаются во внимание факторы, которые благоприятно влияют на уровень физической подготовленности военнослужащих в целом. Помимо укрепления опорно-двигательного аппарата и повышения функциональных возможностей нервно-мышечного аппарата, развитие собственно силовых качеств оказывает положительное влияние на компоненты силы, которые связаны с другими физическими качествами: скоростно-силовыми, силовой выносливостью и др.

На основании данного положения теории и методики физической культуры была разработана экспериментальная методика физической подготовки офицеров кадра, которая была апробирована в педагогическом эксперименте. Ее главное отличие от традиционной военно-прикладной физической подготовки, основанной на комплексном подходе, состоит в наличии учебно-тренировочных циклов физической нагрузки, ориентированной в большей степени на развитие собственно-силового компонента.

Формирующий эксперимент, направленный на оценку эффективности разработанной методики, предполагал использование блоковой концепции периодизации спортивной тренировки (Иссурин, 2010), где значительная часть физической нагрузки была ориентирована на развитие собственно силовых качеств. В таблице 1 представлена общая структура тренировочного плана, полугодичного макроцикла, состоящего из шести мезоциклов.

Рассмотрим структуру макроцикла, а также последовательность и характеристику мезоциклов. Согласно концепции блоковой периодизации учебно-тренировочного процесса, их можно дифференцировать на накопительные, трансформирующие и реализационные.

1. Первые два мезоцикла относятся к накопительным. Они направлены на развитие аэробной выносливости и общей силы, которые в совокупности способствуют повышению общей физической работоспособности. Тренирующие воздействия в рамках данного периода направлены на:

- укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем посредством аэробных упражнений низкой интенсивности (ЧСС - 120-140 уд/мин) при постепенном увеличении продолжительности нагрузки (на 10 % в течение одного микроцикла);

- анатомическую адаптацию организма, вследствие гипертрофии мышц, вызванной применением гимнастических упражнений, направленных на развитие мышечной силы, укрепление связочного аппарата и сухожилий с целью профилактики травматизма и подготовки к последующим более интенсивным нагрузкам.

2. К категории накопительных относятся также третий и четвертый мезоциклы, которые направлены на развитие

Таблица 1. Общая структура тренировочного плана

№ Тип мезоцикла Направление развития двигательных способностей Основные задачи

1-2 Накопительный Аэробная выносливость и общая сила Повышение общей физической работоспособности

3-4 Собственно силовые качества Достижение необходимого уровня мышечной силы

5 Трансформирующий Скоростно-силовые качества Доведение до необходимого уровня развития и поддержание в течение определенного времени

6 Реализационный Специфическая сила Максимальный результат в контрольных упражнениях

№10 • 2022 Октябрь | ОсЬЬег

http://www.teoriya.ru

Таблица 2. Результаты тестирования студентов контрольной и экспериментальной групп

Группа Подтягивания на перекладине Бег на 60 м

х ± mx t p х ± mx t p

Констатирующий эксперимент

ЭГ 15,00 ± 1,01 0,62 0,54 8,19± 0,09 0,45 0,66

КГ 15,90 ± 1,05 (>0,05) 8,25± 0,07 (>0,05)

Контролирующий эксперимент

ЭГ 19,80 ± 0,60 2,16 0,04 7,92 ± 0,05 2,56 0,02

КГ 17,00 ± 1,15 (<0,05) 8,14 ± 0,07 (<0,05)

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

собственно силовых качеств, обеспечивающих достижение необходимого уровня мышечной силы. Данный период характеризуется:

- последовательным применением в учебно-тренировочном процессе методов непредельных и околопредельных физических нагрузок с использованием атлетических упражнений средней (50-80 % от 1 ПМ) и высокой (80-95 % от 1 ПМ) интенсивности, способствующих совершенствованию координационных связей центральной нервной и двига-тельно-мышечной систем;

- сохранением или незначительным уменьшением объема (не более 20 % от предыдущего периода) нагрузки в аэробных упражнениях при сохранении их прежней интенсивности в целях поддержания уровня физической работоспособности.

3. В рамках трансформирующего мезоцикла происходит модификация базовых компонентов, заложенных в ходе предшествующего накопительного мезоцикла, в физические качества, профессионально-значимые для военной службы - скоростно силовые и силовую выносливость. Основной задачей данного периода является развитие перечисленных выше качеств, доведение до необходимого уровня и поддержание их на этом уровне в течение определенного времени. Для данного периода характерно:

- применение методов динамических усилий и околопредельных отягощений при уменьшении общего объема нагрузки в атлетических упражнениях;

- сокращение объема аэробной нагрузки и увеличение циклических упражнений, направленных на развитие анаэробной мощности.

4. Реализационный мезоцикл направлен на достижение максимального результата в соревновательных, а в данном случае военно-прикладной физической подготовки, контрольных упражнениях. Его характерной особенностью является принцип направленной локализации средств тренировочных воздействий, направленных на развитие целевых физических качеств, который заключается в:

- уменьшении объема и увеличении интенсивности всех видов нагрузки;

- концентрации усилий на развитии профессионально-значимых физических качеств, повышающих эффективность несения военной службы (скоростно силовых и силовой выносливости).

Тестирование уровня физической подготовленности офицеров кадра с целью оценки эффективности разработанной методики осуществлялось в течение констатирующего и контролирующего этапов исследования. Его реализация осуществлялась с использованием контрольных упражнений, взятых из «Наставления по физической подготовке в Воору-

женных силах Российской Федерации: № 4 - «Подтягивание на перекладине» и № 40 - «Бег на 60 метров».

В таблице 2 представлены результаты тестирования студентов контрольной и экспериментальной групп, сравнение показателей которых осуществлялось с помощью t-критерия Стьюдента для независимых выборок. Достоверными считались статистически значимые различия при p<0,05.

Констатирующий эксперимент показал отсутствие качественных различий в исходных уровнях физической подготовленности испытуемых обеих групп. По итогам контролирующего эксперимента, после его окончания были отмечены статистически значимые различия в результатах тестируемых упражнений. Показатели экспериментальной группы оказались выше в сравнении с контрольной. Особенно отчетливо это проявилось в беге на 60 метров, что объясняется более высоким уровнем развития силовых качеств, благодаря использованию блоковой концепции периодизации спортивной тренировки, предусматривающей использование более высокой интенсивности физической нагрузки на мышцы ног с околопредельными и предельными отягощениями.

Таким образом, результаты эксперимента свидетельствуют, что включение в учебно-тренировочный процесс физической нагрузки на развитие собственно силовых качеств оказывает положительное влияние на уровень физической подготовленности студентов, проходящих обучение по программам военной подготовки. В этой связи наиболее эффективным является применение методик, основанных на концепции блоковой периодизации физической нагрузки, которая позволяет последовательно усиливать адаптационные процессы к тренирующим воздействиям, способствующим гармоничному развитию основных физических качеств военнослужащих.

Литература

1. Иссурин В.Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки / В.Б. Иссурин. - М.: Советский спорт, 2010. - 288 с.

2. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 280 с.

3. Приказ Министра обороны РФ от 21 апреля 2009 г. № 200 «Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

References

1. Issurin V.B. Blokovaya periodizatsiya sportivnoy trenirovki [Block pe-riodization of sports training]. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2010. 288 p.

2. Matveev L.P. Osnovy sportivnoy trenirovki [Fundamentals of sports training]. Moscow: Fizkultura i sport publ., 1977. 280 p.

3. Prikaz Ministra oborony RF ot 21 aprelya 2009 g. № 200 «Ob utverzh-denii Nastavleniya po fizicheskoy podgotovke v Vooruzhennykh Silakh Rossiyskoy Federatsii» (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Order of the Minister of Defense of the Russian Federation of April 21, 2009 No. 200 "On approval of the Manual on physical training in the Armed Forces of the Russian Federation" (with amendments and additions)].

70

http://www.teoriya.ru

№10^ 2022 Октябрь | October

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.