Научная статья на тему 'СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ -СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ'

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ -СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
202
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОБОРСТВА / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шарагин Виктор Иванович, Калинин Александр Дементьевич, Разживин Олег Анатольевич, Буйницкий Дмитрий Николаевич

Укрепление состояния здоровья молодежи на современном этапе развития физической культуры и спорта свидетельствует о необходимости разработки новых средств и методик спортивной тренировки, которые бы способствовали укреплению здоровья, развитию силовых, скоростно-силовых качеств и силовой выносливости у студентов при всей привлекательности и соответствии потребностям и интересам молодежи избранных средств и методов. Цель исследования - разработать структуру и содержание физической подготовки спортсменов-студентов, занимающимися единоборствами. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы; анкетирование тренеров и инструкторов; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Организация исследования. Проведение исследования осуществлялось в 2020 учебном году. В педагогическом эксперименте приняли участие студенты 19-20 лет. Учебно-тренировочные задания (УТЗ) представлены тренировочным комплексом упражнений по методу круговой тренировки (в КГ) и методу направленной нагрузки (в ЭГ), способствующим укреплению здоровья, развитию силовых, скоростно-силовых качеств и силовой выносливости у студентов. Результаты исследования. УТЗ с ориентацией на единоборства позволили добиться положительной динамики в общей физической подготовленности студентов. В КГ и в ЭГ разница показателей физической подготовленности до и после эксперимента достоверно значима (p<0,05). Однако, в показателях ЭГ относительный их прирост значительно выше, чем в КГ и составляет в некоторых случаях более 100%. В КГ максимальный прирост в показателях составил 45,9%. Выводы. Предлагаемые комплексы УТЗ единоборств ориентированы на повышение степени физической подготовленности студентов, улучшение их функциональных показателей. Занятия различными видами единоборств способствуют развитию физических качеств студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шарагин Виктор Иванович, Калинин Александр Дементьевич, Разживин Олег Анатольевич, Буйницкий Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND CONTENT OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS -ATHLETES DOING MARTIAL ARTS

Improving the state of health of young people at the present stage of development of physical culture and sports indicates the need to develop new means and methods of sports training that would promote health, the development of strength, speed-strength qualities and strength endurance among students, with all the attractiveness and compliance with the needs and interests of young people selected means and methods. The purpose of the research is to develop the structure and content of physical training of sportsmen-students, going martial arts. Research methods: theoretical analysis and generalization of scientific and methodical literature data; questionnaires of trainers and instructors; pedagogical testing; pedagogical experiment; methods of mathematical statistics. Organization of the study. The research was carried out in the 2020 academic year. Students 19-20 years old took part in the pedagogical experiment. Educational-training tasks (UTT) are presented by a training complex of exercises according to the method of circular training (in the CG) and the method of directed load (in the EG), contributing to health strengthening, development of strength, speed-strength qualities and strength endurance among students. Research results. UTT with a focused on martial arts allowed achieving positive dynamics in the general physical fitness of students. In the CG and in the EG the difference in physical readiness indices before and after the experiment is significantly significant (p <0.05). However, in terms of the EG, their relative growth is much higher than in the CG and in some cases is more than 100%. In the CG, the maximum increase in indicators was 45.9%. Conclusions. The proposed complexes of UTT single combats are focused on increasing the degree of physical fitness of students, improving their functional indicators. Classes in various types of martial arts contribute to the development of students' physical qualities.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ -СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ»

Контактная информация: churkin-nikta-ref@mail.ru

Статья поступила в редакцию 31.03.2021

УДК 796.015.682

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ -СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ

Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет; Александр Дементьевич Калинин, кандидат педагогических наук, доцент, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова, г. Москва; Олег Анатольевич Разжи-вин, кандидат педагогических наук, доцент, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета; Дмитрий Николаевич Буйницкий, старший преподаватель, Московский государственный университет спорта и туризма

Аннотация

Укрепление состояния здоровья молодежи на современном этапе развития физической культуры и спорта свидетельствует о необходимости разработки новых средств и методик спортивной тренировки, которые бы способствовали укреплению здоровья, развитию силовых, скоростно-силовых качеств и силовой выносливости у студентов при всей привлекательности и соответствии потребностям и интересам молодежи избранных средств и методов. Цель исследования - разработать структуру и содержание физической подготовки спортсменов-студентов, занимающимися единоборствами. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы; анкетирование тренеров и инструкторов; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Организация исследования. Проведение исследования осуществлялось в 2020 учебном году. В педагогическом эксперименте приняли участие студенты 19-20 лет. Учебно-тренировочные задания (УТЗ) представлены тренировочным комплексом упражнений по методу круговой тренировки (в КГ) и методу направленной нагрузки (в ЭГ), способствующим укреплению здоровья, развитию силовых, скоростно-силовых качеств и силовой выносливости у студентов. Результаты исследования. УТЗ с ориентацией на единоборства позволили добиться положительной динамики в общей физической подготовленности студентов. В КГ и в ЭГ разница показателей физической подготовленности до и после эксперимента достоверно значима (p<0,05). Однако, в показателях ЭГ относительный их прирост значительно выше, чем в КГ и составляет в некоторых случаях более 100%. В КГ максимальный прирост в показателях составил 45,9%. Выводы. Предлагаемые комплексы УТЗ единоборств ориентированы на повышение степени физической подготовленности студентов, улучшение их функциональных показателей. Занятия различными видами единоборств способствуют развитию физических качеств студентов.

Ключевые слова: единоборства, подготовка студентов, физическая подготовка, развитие физических качеств.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p459-465

STRUCTURE AND CONTENT OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS -ATHLETES DOING MARTIAL ARTS

Viktor Ivanovich Sharagin, the candidate of military science, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow; Alexander Dementievich Kalinin, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow; Oleg Anatolievich Raszhivin, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Elabuga Institute (branch) of Kazan (Volga Region) Federal University, Elabuga; Dmitry Nikolaevich Buynicky, the senior teacher, Moscow State University of Sport and Tourism

Abstract

Improving the state of health of young people at the present stage of development of physical culture and sports indicates the need to develop new means and methods of sports training that would promote health, the development of strength, speed-strength qualities and strength endurance among students, with all the attractiveness and compliance with the needs and interests of young people selected means and methods. The purpose of the research is to develop the structure and content of physical training of sportsmen-students, going martial arts. Research methods: theoretical analysis and generalization of scientific and methodical literature data; questionnaires of trainers and instructors; pedagogical testing; pedagogical experiment; methods of mathematical statistics. Organization of the study. The research was carried out in the 2020 academic year. Students 19-20 years old took part in the pedagogical experiment. Educational-training tasks (UTT) are presented by a training complex of exercises according to the method of circular training (in the CG) and the method of directed load (in the EG), contributing to health strengthening, development of strength, speed-strength qualities and strength endurance among students. Research results. UTT with a focused on martial arts allowed achieving positive dynamics in the general physical fitness of students. In the CG and in the EG the difference in physical readiness indices before and after the experiment is significantly significant (p <0.05). However, in terms of the EG, their relative growth is much higher than in the CG and in some cases is more than 100%. In the CG, the maximum increase in indicators was 45.9%. Conclusions. The proposed complexes of UTT single combats are focused on increasing the degree of physical fitness of students, improving their functional indicators. Classes in various types of martial arts contribute to the development of students' physical qualities.

Keywords: martial arts, training of students, physical training, development of physical qualities.

ВВЕДЕНИЕ

Занятия единоборствами, включают в себя технический арсенал практически всех видов единоборств, в которых разрешается применять контролируемые удары, броски, удержания, болевые и удушающие приемы в зависимости от конкретной динамической ситуации поединка [4]. В научно-методической литературе не обобщены методики подготовки спортсменов-студентов 19-20 лет, а именно: задачи спортивной тренировки, средства (физические упражнения), методы подготовки. Тем не менее, специалисты в данной области полагают, что в единоборствах существуют общая характеристика и направленность системы подготовки спортсменов. Особую актуальность в данной связи приобретает необходимость научного обоснования формирования структуры и содержания физической подготовки студентов, занимающихся единоборствами и разработка методики развития их ведущих физических качеств с использованием высокоинтенсивных средств, максимально приближенных к работе двигательного аппарата в соревновательных условиях в интервальном режиме.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью научного обоснования эффективности дифференцированной тренировочной методики физической подготовки студентов был реализован педагогический эксперимент. На протяжении 6 месяцев с мая по октябрь 2020 г. участники эксперимента - студенты в возрасте 19-20 лет занимались единоборствами по разработанной нами экспериментальной методике по физической подготовке.

Все участники педагогического эксперимента в количестве 20 человек (относящиеся по состоянию здоровья к основной медицинской группе) были разделены на две группы - контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) - по 10 бойцов в каждой. На протяжении педагогического эксперимента тренировочный процесс с КГ и ЭГ студентов-бойцов был организован таким образом, что занятия, нацеленные на развитие специальных физических качеств, проходили 2 раза в неделю, а интервал отдыха между ними составлял не менее 48 часов. Накануне тренировочных занятий по СФП, объем технико-тактической подготовки уменьшался, тренировочные занятия носили низкотемповый характер. Занятия у участников эксперимента КГ проходили 2 раза в неделю с применением кругового метода.

В ходе тренировочного процесса у испытуемых ЭГ применялся метод максимизации силовой нагрузки, который состоял в том, что студенты выполняли силовые упражнения со штангой (полуприседы со штангой, подъем штанги на грудь, становая тяга, толчок штанги и пр.) с максимальным весом (МВ) в однократном выполнении.

На нечетных неделях (1, 3, 5) испытуемые ЭГ занимались основной тренировочной подготовкой, нацеленной на развитие общих физических качеств. В период ОФП нагрузка имела тонизирующий характер.

На четных неделях (2, 4, 6) тренировочный процесс участников педагогического эксперимента ЭГ был ориентирован на СФП, а именно на развитие и совершенствование силовых, скоростно-силовых качеств и взрывной силы мышц ног и плечевого пояса. В период СФП нагрузка имела динамичный, тонизирующий характер.

В течение педагогического эксперимента испытуемые ЭГ выполняли упражнения на развитие силовых способностей, работая со штангой весом равным 60-70% от максимального отягощения, т. е. результата, продемонстрированного студентом в упражнениях на выявление максимальной мышечной силы.

Статистическая обработка межгрупповых и внутригрупповых показателей, полученных в ходе эксперимента, осуществлялась посредством методов математической статистики с обработкой Microsoft Excel 2019.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На 1 этапе апробации (май-июнь) методики участники КГ и ЭГ прошли предварительное тестирование исходного уровня специальной физической подготовленности. Затем на протяжении 6 недель студенты КГ и ЭГ занимались СФП по разработанным методикам 2 раза в неделю. По завершении 6 недель занятий бойцы КГ и ЭГ нанимались в течение 2 недель только ОФП. Данный двухнедельный тренировочный процесс полностью исключал тренировочные средства, направленные на развитие и совершенствование специальных физических способностей.

На 2 этапе (июль-август) испытуемые обеих групп в течение 6 недель занимались по разработанным методикам 2 раза в неделю, и специальная подготовка данного этапа проводилась с акцентом на развитие скоростных, силовых, скоростно-силовых качеств в дополнение основной работе на ковре. По завершении 6 недель занятий студенты КГ отдыхали на протяжении 2 недель, а студенты ЭГ - занимались ОФП 2 раза в неделю в развивающем темпе.

На 3 этапе (сентябрь-октябрь) апробации методики участники ЭГ занимались основной тренировочной работой на ковре и в качестве дополнения выполняли СФП в тренажерном зале при помощи силовых тренажеров и штанги. По завершении шестинедельного интервала занятий было проведено контрольное тестирование физической подготовленности КГ и ЭГ.

Можно выделить общую составляющую тренировочных занятий ЭГ и КГ на протяжении формирующего этапа эксперимента - это недельный цикл тренировочного процесса, ориентированный на СФП с частотой 2 раза в неделю и интервалом отдыха не менее 48 часов. Перед днем СФП на тренажерах, уменьшался удельный вес технико-тактической подготовки, осуществлялась низко темповая отработка технических приемов, комбинаций и действий.

Особенности тренировочных занятий КГ состояли в том, что тренировки осуществлялись 2 раза в неделю круговым методом. Тренировочный комплекс состоял из 8 основных станций, ориентированных на развитие силы основных групп мышц. Вес отягощений для участников КГ при выполнении базовых упражнений составлял не более 6070% от максимального веса, а в случае изолированных упражнений вес отягощения варьировался в интервале 30-40%. Продолжительность выполнения одной станции составляла 30 сек. с отдыхом между станциями - 30 сек. Испытуемые КГ выполняли, как правило,

4,5 кругов с интервалом отдыха между ними - 2-3 минуты.

В таблице 1 приведена специфика развития специальных физических качеств у испытуемых КГ и ЭГ в ходе эксперимента.

Таблица 1 - Специфика развития специальных физических качеств специально-

подготовительными тренировочными средствами у испытуемых КГ и ЭГ

КГ (п = 10) ЭГ (п = 10)

Метод ТС ТС повышает: Метод Специально-подготовительные ТС Базовые ТС повышают уровень:

Круговой метод Приседания со штангой силовую выносливость мышц ног Метод направленной нагрузки Полуприседы, приседания со штангой силовых качеств мышц ног

Подтягивание на перекладине СВМ плечевого пояса Становая тяга, выполняемая со штангой СВМ спины

Становая тяга развитие мышц длинных мышц спины Подъем штанги на грудь взрывной силы мышц спины и ног

Отжимание в упоре на брусьях СВМ плечевого пояса Толчок штанги со стоек (выталкивание штанги) взрывной силы мышц плечевого пояса

Выпрыгивания из глубокого приседа уровень СВМ ног Отжимание в упоре на брусьях силы мышц плечевого пояса

Подъем штанги на грудь СВМ рук Серия прыжков из полуприседа и приседа взрывной силы мышц ног

Подъем корпуса из положения лежа уровень силы мышц брюшного пресса

Толчок штанги уровень силы мышц плечевого пояса

Обозначение: СВМ - силовая выносливость мышц; ТС - тренировочные средства

Особенности тренировочных занятий ЭГ состояли в том, что тренировки, подобно и тренировочному процессу КГ, проходили 2 раза в неделю, отличаясь от процесса КГ направленностью недельных нагрузок. В тренировочном процессе студентов ЭГ на формирующем этапе эксперимента мы придерживались индивидуализированного подхода к процессу ОФП и СФП у единоборцев. С этой целью использовался лимитированный верхним пределом результат при однократном исполнении таких тренировочных средств, как: полуприседы и приседы со штангой, становая тяга, толчок спортивного снаряда и подъем ее на грудь.

Основная тренировочная деятельность испытуемых ЭГ осуществлялась на 1, 3 и 5 неделях физической подготовки. Она представляла собой, по большей части, занятия развивающей направленности. Так же, как у испытуемых КГ, недельный микроцикл СФП был представлен 2 приоритетными тренировочными днями. В таблице 2 представлено концептуальное распределение тренировочной нагрузки студентов ЭГ на нечетных неделях.

Таблица 2 - Распределение тренировочной нагрузки ЭГ на нечетных неделях (1, 3, 5 недели)_

Тренировочный день недельного микроцикла Удельный вес отягощения, % Количество повторений, раз

1 день 2 день

Подъем штанги на грудь Становая тяга 70% от МВ 3-5

Приседы со штангой Толчок штанги со стоек

Отжимание в упоре на брусьях Выпригивание из глубокого приседа - 5

Тренировочные средства были скомпонованы для лучшей проработки в ходе тренировочного процесса всей группы мышц, выполняющих противоположные анатомические функции, т.е. мышц антагонистической специфики. Тренировка осуществлялась по круговому методу с весом отягощения штанги в 60-70% от МВ. Студенты выполняли 15

кругов с интервалом отдыха между ними - 1 минута.

На четных неделях (2, 4, 6) занятий формирующего эксперимента тренировочная нагрузка имела тонизирующую направленность и лимитировалась двумя базовыми тренировочными средствами, представленными таблице 3.

Таблица 3 - Распределение тренировочной нагрузки единоборцев на четных неделях (2, 4, 6 недели)_

Тренировочный день недельного микроцикла Удельный вес отягощения. % Количество подходов и повторений, раз Продолжительность отдыха между подходами, мин.

1 день 2 день

Приседы штангой Становая тяга 70% от МВ 5 подходов 5 повторений 2-3

Как следует из таблицы 3, на четных неделях единоборцы выполняли тренировочную нагрузку с весом отягощении не более 70% от МВ, количество подходов и повторений не превышало 5 раз, а временной диапазон отдыха между кругами составлял 2-3 минуты.

Также в ходе эксперимента в ЭГ реализовывалась программа тренировок для развития взрывной силы. Выбор упражнений основывался на специфике соревновательной деятельности в единоборствах, для которой свойственно проявление максимальных и взрывных напряжений, динамических и статических мышечных усилий, проявляемых в процессе выполнения атакующих и защитных технико-тактических действий, и наряду с этим небольшими паузами расслабляющего характера.

Рассмотрим сравнение показатели физической подготовленности студентов КГ и ЭГ до и после проведения педагогического эксперимента (таблица 4).

Таблица 4 - Сравнение показателей физической подготовленности студентов ЭГ (п=10) и КГ (п=10) после проведения педагогического эксперимента_

Показатель гРУп па Период эксперимента

до после

Х о Дот, % Р Х о Дот, % Р

Подтягивание из виса на перекладине (раз) КГ 18,5 1,9 3,2 >0,05 22,6 2,3 35,4 <0,01

ЭГ 19,1 2,2 30,6 3,8

Подъём ног на гимнастической стенке до уровня хвата (раз) КГ 13,4 3,8 12,7 >0,05 18,5 2,9 38,4 <0,01

ЭГ 15,1 2,3 25,6 2,8

Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях(раз) КГ 18,2 2,6 11,5 >0,05 23,9 3,1 52,7 <0,01

ЭГ 20,3 3,2 36,5 4,1

Лазание по канату без помощи ног 4 м (раз) КГ 1,9 0,7 10,5 >0,05 2,6 0,6 57,7 <0,01

ЭГ 2,1 1,1 4,1 1,0

Прыжок в длину с места (см) КГ 234,9 5,5 2,4 >0,05 241,3 4,4 6,4 <0,01

ЭГ 240,6 7,2 256,8 6,1

Полуприсед со штангой МВ (кг) КГ 116,6 0,2 0,0 >0,05 120,6 0,7 12,0 <0,01

ЭГ 116,6 1,8 135,1 0,9

Полуприсед со штангой с весом 70% от МВ (кол-во раз) КГ 11,3 0,2 0,9 >0,05 15,2 0,5 42,1 <0,01

ЭГ 11,4 0,1 21,6 0,5

Становая тяга с МВ (кг) КГ 123,9 1,6 0,2 >0,05 133,1 0,6 9,2 <0,01

ЭГ 124,1 2,3 145,4 0,9

Становая тяга с весом 70% от МВ (кол-во раз) КГ 10,9 0,3 1,8 >0,05 14,6 0,2 44,5 <0,01

ЭГ 11,1 0,6 21,1 0,3

Толчок штанги МВ (кг) КГ 74,9 0,7 0,3 >0,05 79,1 0,6 15,8 <0,01

ЭГ 74,7 0,9 91,6 0,6

Толчок штанги с весом 70% от МВ (кол-во раз) КГ 10,9 0,1 2,8 >0,05 15,9 0,2 34,6 <0,01

ЭГ 10,6 0,2 21,4 0,1

Как следует из таблицы 4, максимальная относительная разница между показателями ЭГ от КГ - в тесте «Лазание по канату без помощи ног 4 м» (57,7% при р < 0,01), т.е. испытуемые ЭГ по сравнений с испытуемыми КГ достоверно повысили уровень развития статодинамических способностей мышц плечевого пояса с начального значения

2,6±0,6 раз до значения в конце эксперимента 4,1±1,0 раз. Значительный прирост по абсолютной величине относительного отклонения составил в тесте «Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях» - 52,7% (при р < 0,01). Таким образом, можно утверждать, что за время эксперимента испытуемые ЭГ смогли достоверно улучшить силовые показатели мышц рук и плечевого пояса, и разница между начальным и конечным значением показателя в данном тесте составила 12,6 раз. В интервале 30-45% относительного отклонения показателей между ЭГ и КГ, оказались значения по 5 тестам. Так, на 35,4% (при р < 0,01) улучшился показатель подтягивания из виса на перекладине, это указывает на достоверное улучшение уровня развития силовой выносливости мышц плечевого пояса у испытуемых ЭГ.

ВЫВОДЫ

Методика с применением кругового метода 2 раза в неделю, реализованная в КГ, на наш взгляд, будет достаточно эффективной для развития силовых качеств у студентов, однако результирующий эффект применения данной методики будет аккумулироваться на протяжении некоторого времени - чем длительнее применяется методика развития силовых способностей предложенным круговым методом, тем выше результат.

Методика, реализованная в ЭГ, позволяет добиться высоких результатов в проявлении силовых, скоростно-силовых качеств и силовой выносливости. Данная методика является эффективной на протяжении 1-2 циклов в 6 недель. При более длительном использовании значимый эффект может обеспечиваться только за счет равномерного спланированного увеличения веса отягощения на последующих этапах тренировочной работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ашкинази С.М. Специальная физическая подготовка спортсменов 18-20 лет в смешанных единоборствах : монография / С.М. Ашкинази, Е.А. Бавыкин - Санкт-Петербург : НИЦ АРТ, 2018. - 179 с.

2. Самооценка личности как фактор, определяющий мотивационную сферу спортсмена / В.И. Шарагин, В.Ю. Карпов, А.С. Махов, Н.Г. Пучкова, А.Н. Авдеева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 389-393.

3. Изменение психоэмоционального состояния студенток в процессе занятий спортом / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, Н.Г. Пучкова, Ю.Б. Кашенков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 321-325.

4. Развитие силовых способностей старших школьников средствами атлетической гимнастики на уроках физической культуры / А.П. Матвеев, В.Ю. Карпов, Ф.Р. Сибгатулина, Н.Г. Пучкова, В.И. Шарагин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 12 (154). - С. 167-172.

5. Мониторинг физического состояния студентов психолого-педагогического вуза / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, Ф.Р. Сибгатулина , Е.В. Ногина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. № - 10 (164). - С. 43-52.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ashkinazi, S.M. and Bavykin, E.A. (2018), Special physical training of athletes 18-20 years old in mixed martial arts: monograph, NITS ART, St. Petersburg.

2. Sharagin, V.I., Karpov, V.Yu. Makhov, A.S., Puchkova, N.G. and Avdeeva, A.N. (2018), "Self-esteem of personality as a factor determining the motivational sphere of an athlete", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 157, No. 3, pp. 389-393.

3. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Karpov, V.Yu., Puchkova, N.G. and Kashenkov, Yu.B. (2018), "The change of emotional state of students in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No. 9, pp. 321-325.

4. Matveev, A.P., Karpov, V.Yu., Sibgatulina, F.R., Puchkova, N.G. and Sharagin, V.I. (2017), "The development of power abilities of senior schoolchildren by means of athletic gymnastics in physical education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 154, No. 12, pp. 167-172.

5. Boldov A.S., Gusev A.V., Karpov V.Yu., Sibgatulina F.R. and Nogina E.V. (2018), "Physical condition monitoring of psychology and pedagogical higher education institution's student", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 164, No. 10, pp. 43-52. Контактная информация: victor200758@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.04.2021

УДК 796.011

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СССР (НА ПРИМЕРЕ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ В Г. ИРКУТСКЕ)

Вадим Владимирович Шохирев, кандидат педагогических наук, доцент, Павел Юрьевич Брель, кандидат педагогических наук, Иркутский государственный медицинский университет; Андрей Джанебекович Ацута, Виктор Александрович Чирков, Иркутский государственный университет путей сообщения; Темир-Хан Джумагулович Кель-дасов, Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск

Аннотация

В истории физической культуры и спорта нашего государства период становления системы физического воспитания достаточно хорошо освещен, однако противоречия в работе органов управления, средств массовой информации по отношению к спорту высших достижений в учебных изданиях и научной литературе не показаны или лишь упомянуты. В нашей статье эти противоречия раскрываются на конкретных примерах. Проведен анализ динамики спортивных достижений в г. Иркутске по сравнению с высшими мировыми рекордами. Прослеживаются этапы перестройки всей системы физического воспитания в период становления советской власти, становления спортивных обществ 1920-х годов. Проводятся параллели особенностей работы спортивных кружков, клубов и обществ до 1935 г. и профсоюзных спортивных обществ предвоенного периода, раскрываются механизмы образования, слияния и ликвидации добровольных спортивных обществ. В результате всестороннего анализа становления системы физического воспитания в СССР на примере г. Иркутска вскрыты основные причины сильного отставания спортивных достижений местных спортсменов от лучших спортсменов мира. Практическая значимость исследования заключается в использовании в учебном материале для студентов данных о положительных и отрицательных векторах становления и развития физической культуры и спорта в стране. С помощью материала исследования картина процесса формирования спортивной жизни в г. Иркутске становится более разноплановой и сложной, что может послужить толчком для дальнейших исследований по этой тематике.

Ключевые слова: бег, легкая атлетика, спортивный клуб, спортивное общество, состязания, эстафета, массовость, нормы и требования.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p465-470

FORMATION OF THE SYSTEM OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE USSR (ON THE EXAMPLE OF ATHLETICS IN IRKUTSK)

Vadim Vladimirovich Shokhirev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Pavel Yurievich Brel, the candidate of pedagogical sciences, Irkutsk State Medical University; Audrey Dzhanebekovich Atsuta, Victor Aleksandrovich Chirkov, Irkutsk State University of Railways; Temir-Khan Dzhumagulovich Keldasov, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Irkutsk

Abstract

In the history of physical culture and sports of our state, the period of formation of the system of physical education is well enough covered, however, the contradictions in the work of governing bodies, the media in relation to sports of the highest achievements in educational publications and scientific literature are not shown or are only mentioned. In our article, these contradictions are revealed using specific

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.