Научная статья на тему 'РОЛЬ СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ'

РОЛЬ СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
129
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / СИТУАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / УПРАВЛЕНИЕ / УГРОЗЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кухаренко Наталья Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению роли ситуационных центров в деятельности органов государственной власти при чрезвычайных ситуациях. В ней осуществляется попытка совершенствования понятийного аппарата предметной области, дается авторский подход к классификации чрезвычайных ситуаций и рассматривается специфика функционирования органов государственного управления по обеспечению надежного управления, комплексного и эффективного использования ситуационных центров при минимизации угроз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Кухаренко Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SITUATION CENTERS IN THE ACTIVITIESOF STATE AUTHORITIES IN EMERGENCY SITUATIONS

The article is devoted to the role of situation centers in the activities of state authorities in emergency situations. It attempts to improve the conceptual framework of the subject area, gives the author’s approach to the classification of emergency situations and examines the specifics of the functioning of public administration bodies to ensure reliable management, integrated and effective use of situation centers while minimizing threats.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»



Роль ситуационных центров в деятельности органов государственной власти при чрезвычайных ситуациях

НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА КУХАРЕНКО,

слушатель 2 факультета (подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России) Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]

The role of situation centers in the activities of state authorities in emergency situations

NATALIA SERGEEVNA KUKHARENKO,

Listener of the 2nd Faculty (Training Chiefs (Heads) of the Territorial Bodies of the Ministry of the Interior of Russia) (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

E-mail: [email protected]

УДК 369.032

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению роли ситуационных центров в деятельности органов государственной власти при чрезвычайных ситуациях. В ней осуществляется попытка совершенствования понятийного аппарата предметной области, дается авторский подход к классификации чрезвычайных ситуаций и рассматривается специфика функционирования органов государственного управления по обеспечению надежного управления, комплексного и эффективного использования ситуационных центров при минимизации угроз.

Annotation. The article is devoted to the role of situation centers in the activities of state authorities in emergency situations. It attempts to improve the conceptual framework of the subject area, gives the author's approach to the classification of emergency situations and examines the specifics of the functioning of public administration bodies to ensure reliable management, integrated and effective use of situation centers while minimizing threats.

Ключевые слова и словосочетания: чрезвычайные ситуации; ситуационные центры; органы государственной власти; управление; угрозы.

Key words and phrases: emergency situations; situation centers; public authorities; management; threats.

Чрезвычайные ситуации являются сегодня одним из опасных явлений для населения. Рассматривая наиболее характерные причины чрезвычайных ситуаций, необходимо признать, что их список не может считаться исчерпывающим. Вполне могут возникать (и возникают) угрозы, о наличии которых мы раннее и не подозревали. Так, например, опасной угрозой с началом 2020 г. стала пандемия COVID-19. Все это требует совер-

шенствования системы управления государ -ственными органами, которая сегодня получила новый вектор развития, как ситуационное.

Необходимость перехода российской практики управления на ситуационное с использованием потенциала ситуационных центров обусловлено рядом причин. В частности, то, что сферу регулирования чрезвычайных ситуаций усложняют проводимые реформы в силовой составляющей государства,

которые привели к перераспределению функций между различными органами государственной власти, участвующими в борьбе с чрезвычайными ситуациями. Данное перераспределение не везде и не в полном объеме определено в нормативно-правовых документах [8].

Так, среди факторов, которые должны быть отражены в нормативной базе (среди требований по регулированию чрезвычайный ситуаций) следует отметить ряд требований рекомендательного характера (т. е. необязательные к исполнению). В данном случае речь идет о требованиях к нивелированию ситуаций, подразумевающих риск гибели людей и иные весьма неблагоприятные последствия. Для борьбы с такими факторами функционирования современного общества необходима профилактическая деятельность, однако, если она не дала желаемого результата, данные правонарушения во избежание опасных последствий необходимо пресекать.

Следует отметить, что средства защиты от чрезвычайных ситуаций могут быть эффективны только при точном терминологическом аппарате, поэтому в рамках настоящей статьи необходимо, в первую очередь, остановиться на терминологическом аппарате, ведущим элементом которого выступает понятие чрезвычайная ситуация (далее — ЧС). В первую очередь следует обратиться к легальному определению данной категории. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»1 содержит легальное определение понятия «чрезвычайная ситуация», однако представляется, что для определения понятия приемлемого к сегодняшнему дню необходимо выделить его существенные признаки, среди которых отметим следующие:

— в первую очередь, ситуацию как ЧС характеризует наличие того или иного ущерба, т. е. эта чрезвычайность всегда негативного окраса;

— вторым признаком ЧС является исключительность соответствующей обстановки;

— из первых двух признаков ЧС следует третий признак — нарушение условий жизнедеятельности населения;

— кроме того, ЧС как совокупность обстоятельств имеет свои пространственные границы;

— в качестве пятого признака следует отметить, что ЧС имеют временные границы.

1 О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федер. закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.

Таким образом, под чрезвычайной ситуацией следует понимать негативную обстановку, сложившуюся на определенной территории, которая характеризуется наличием человеческих жертв, наносящая ущерб здоровью населения и окружающей среде, повлекшая за собой существенные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, в результате техногенной аварии, опасного природного явления, распространения эпидемии или эпизоотии, стихийного или иного бедствия.

Классификации чрезвычайных ситуаций многообразны, но в рамках настоящей статьи мы будем опираться на деление по тем видам, которое официально закреплено в российском законодательстве. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуации классифицируются на следующие виды:

— локальные,

— местные,

— территориальные,

— региональные,

— федеральные,

— трансграничные (например, пандемия СОУГО—19 носит ярко выраженный трансграничный характер).

Важной составляющей в работе государственных структур становится процесс прогнозирования и оценки социально-экономических последствий от возможных чрезвычайных ситуаций. Не является секретом, что в результате чрезвычайной ситуации природного либо техногенного характера, а также связанных с эпидемиями и эпизоотиями, могут возникнут события, которые перерастут в социально-политические катаклизмы. К таковым относится паника, массовый исход населения из районов бедствия, массовые беспорядки, связанные с распределением продуктов жизнеобеспечения населения, и т. д. Все это требуют иметь в готовности не только силы ликвидации последствий возникшей угрозе, но и силы правопорядка (МВД России и Росгвардию).

Отсюда возникает необходимость совершенствования и развития четырех компонентов системы предупреждения и ликвидации ЧС: руководства, информационно-аналитических структур, коммуникационных средств, информационных технологий и повышения уровня эффективности управления силами и средствами территориальных органов МВД России в случае угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций посредством перехода на ситуационное управление, создание ситуаци-

онного центра как постоянно действующего координирующего органа, обеспечивающего взаимодействие с другими разноведомственными формированиями, призванными участвовать в предупреждении и ликвидации последствий ЧС [4].

Однако следует подчеркнуть, что специфика функционирования органов государственного управления по обеспечению надежного управления, комплексного и эффективного их использования при минимизации угроз в условиях чрезвычайных ситуаций сопряжены со значительными трудностями, которые обусловлены:

— большим количеством и многообразием угроз (что не позволяет предусмотреть весь комплекс мер по прогнозированию и минимизации рисков);

— низким уровнем автоматизации управления, что не позволяет значительной части структур государственной власти в системе безопасности перейти на ситуационное управление для повышения эффективности использования потенциальных возможностей объекта управления безопасностью при различного рода угрозах для населения;

— отсутствием всестороннего прогноза и низкой степенью готовности государственных структур к разрешению угрозных проблем;

— проблема нехватки квалифицированных кадров для осуществления управления и реализации мер защиты при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций [1].

Кроме того, как показывает практика, почти все органы управления в случае угрозы либо возникновении чрезвычайной ситуации создаются как временные и уже тогда, когда обстановка требует принятия экстренных мер по локализации очагов опасности и оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате негативного события.

В этой связи полагаю целесообразным создание в системе управления органов МВД Рос-

сии постоянно действующих органов управления по обеспечению безопасности, которые, как показывают современные исследования (Л. Л.Грищено [2], В. Б. Княжев [3], А. Ф. Май-дыков [5], С. М. Ревин [7] и т. д.), необходимо включать в систему ситуационного управления.

Основным элементом ситуационного управления при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации может стать ситуационный центр, на базе которого возможно проводить мероприятия:

— по обеспечению сбора, анализа, обработки, обмена и выдачи информации по вопросам защиты населения и соответствующей территории от чрезвычайных ситуаций, в том числе поддержки данного процесса с помощью информационных и вычислительных ресурсов;

— по анализу и прогнозированию негативных явлений и процессов, определение возможных областей появления проблем, прогнозированию и оценке социально-экономических последствий от возможных чрезвычайных ситуаций;

— поиску путей для минимизации последствий ЧС, эффективному принятию решений по минимизации угроз, с учетом влияния этих решений на опасности, связанные с иными угрозами;

— моделированию процессов как развития обстановки на основе поступающей входной информации, так и реакции управляемой системы на предполагаемое управляющее воздействие;

— по организации координации усилий, обеспечению оперативного и полного информационного взаимодействия с разноведомственными и разно территориально подчиненными силами и средствами ликвидации последствий;

— повышению уровня автоматизации управления для эффективного использования потенциальных возможностей объекта управления безопасностью при различного рода угрозах для населения.

Список литературы:

1. Грищенко Л. Л. «Умные» технологии при обеспечении безопасности в «умном городе» // Муниципальная академия. 2020. № 2.

2. Грищенко Л. Л. Современные вызовы и опасности для жителей города // Градостроительное право. 2020. № 2.

3. Княжев В. Б. Концепция научно-технической политики МВД России до 2030 г. Москва, 2019.

4. Княжев В. Б., Грищенко Л. Л. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности ситуационного центра МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2020. №3 (55).

5. Майдыков А. Ф. О проблемах разработки критериев оценки действий ОВД РФ в особых условиях // Академическая мысль. 2020. №1 (10).

6. Пучков В. А. Правовые и институциональные основы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: монография. Москва, 2017.

7. Ревин С. М. Функциональные мини ситуационные центры в системе сетей ситуационных центров организаций с иерархиче-

ской системой управления: монография. Москва, 2014.

8. Ситуационное управление в деятельности органов внутренних дел: курс лекций / В. Б. Княжев, А. Ф. Майдыков, К. М. Холо-стов. Москва, 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.