Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ МВД РОССИИ'

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
321
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИТУАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / СИТУАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МВД РОССИИ / ПОЛИЦИЯ / УГРОЗА / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грищенко Леонид Леонидович

В статье речь идет об организационных основах функционирования ситуационных центров в системе МВД России. Рассматривая современную действительность, автор делает попытку интегрировать ситуационные центры МВД России в теорию ситуационного управления. Основным аргументом необходимости внедрения ситуационного управления в оперативно-служебную деятельность полиции автор видит в расширении возможных угроз экстремальных ситуаций и конфликтов, которые он определяет как «угрозный универсум». При этом, по мнению автора, при создании ситуационного управления на базе ситуационных центров потребуется решить ряд организационных и правовых вопросов, основные из которых освещаются в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Грищенко Леонид Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL BASES OF SITUATION CENTERS FUNCTIONING OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article deals with the organizational basis for the functioning of situation centers in the system of the Ministry of internal Affairs of Russia. Considering the modern reality, the author makes an attempt to integrate the situation centers of the Ministry of internal Affairs of Russia into the theory of situational management. The main argument for the need to introduce situational management in the operational and service activities of the police, the author sees in the expansion of possible threats of extreme situations and conflicts, which he defines as a «threat universe». At the same time, according to the author, when creating a situation management based on situation centers, it is necessary to solve a number of organizational and legal issues, the main of which are covered in the article.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ МВД РОССИИ»

Организационные основы функционирования ситуационных центров МВД России

ЛЕОНИД ЛЕОНИДОВИЧ ГРИЩЕНКО,

профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях ЦКШУ, доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России) e-mail: VVG_59@mail.ru

Organizational bases of situation centers functioning of the Ministry of Internal Affairs of Russia

LEONID LEONIDOVICH GRISHCHENKO,

Professor of the Department of Management of internal Affairs bodies in special conditions, Doctor of Law, Professor (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

e-mail: VVG_59@mail.ru

УДК 323.283

Аннотация. В статье речь идет об организационных основах функционирования ситуационных центров в системе МВД России. Рассматривая современную действительность, автор делает попытку интегрировать ситуационные центры МВД России в теорию ситуационного управления. Основным аргументом необходимости внедрения ситуационного управления в оперативно-служебную деятельность полиции автор видит в расширении возможных угроз экстремальных ситуаций и конфликтов, которые он определяет как «угрозный универсум». При этом, по мнению автора, при создании ситуационного управления на базе ситуационных центров потребуется решить ряд организационных и правовых вопросов, основные из которых освещаются в статье.

Ключевые слова и словосочетания: cитуационный центр; ситуационное управление; МВД России; полиция; угроза; экстремальная ситуация; конфликт.

Annotation. The article deals with the organizational basis for the functioning of situation centers in the system of the Ministry of internal Affairs of Russia. Considering the modern reality, the author makes an attempt to integrate the situation centers of the Ministry of internal Affairs of Russia into the theory of situational management. The main argument for the need to introduce situational management in the operational and service activities of the police, the author sees in the expansion of possible threats of extreme situations and conflicts, which he defines as a «threat universe». At the same time, according to the author, when creating a situation management based on situation centers, it is necessary to solve a number of organizational and legal issues, the main of which are covered in the article.

Key words and phrases: situation center; situation management; Ministry of internal Affairs of Russia; police; threat; extreme situation; conflict.

Как известно, современное ситуационное управление есть оперативное управление, которое осуществляется в дополнение к стратегическому и перспективному управлению посредством создания и развития ситуационных центров. Оно заключается в процессе принятия управленческих решений при возникновении проблемных ситуаций в соот-

ветствии со складывающейся оперативной обстановкой и их реализации с использованием потенциала ситуационных центров [2].

В настоящее время ситуационные теории, не отрицая целостной правильности различных концепций из предыдущих школ при рассмотрении процессов управления и частично опираясь на их достижения, стремятся инте-

грировать ситуационные подходы к процессу управления. Основным элементом при данном подходе является опора на потенциалы ситуационных центров, применение в процессе управления которых концептуально сводятся к следующему.

1. Управление есть искусство руководителя своевременно и правильно оценить ситуацию и исходя из этого выбрать наиболее эффективные методы по осуществлению управления, что предопределяет наличие мощного технического и интеллектуального потенциала.

2. В настоящее время не могут существовать какие-либо универсальные подходы при управлении организацией в различного рода ситуациях, что в обязательном порядке требует многообразия подходов, использования различной технической и правовой базы.

3. Результаты принятых управленческих решений по аналогичным ситуациям могут достаточно сильно отличаться друг от друга, что требует их постоянного уточнения, вплоть до принятия нового.

4. Можно приспособить управляемую организацию к сложившейся ситуации или попытаться изменить ситуацию под структуру и состав организации.

5. Любые управленческие проблемы должны рассматриваться исключительно в тесной связи с другими.

6. При принятии управленческого решения в отношении определенного объекта необходимо всецело рассматривать влияние данного решения и на другие объекты управления и т. д. [8, с. 231].

Таким образом, осуществляя управленческое воздействие, необходимо исходить из того, в какой ситуации и для решения какой задачи они осуществляются.

Не будем поднимать весь пласт управленческой деятельности от политической до бытовой. Вернемся к нашей теме и зададимся вопросом: «Возможно ли сегодня создать полный перечень экстремальных ситуаций?». Есть такие экстре -мальные ситуации, с которыми ранее человечество сталкивалось и получило опыт реагирования на них. Есть те угрозы, которые мы можем спрогнозировать и заблаговременно подготовить планы действий при их возникновении. Однако в современном мире могут возникать различного рода экстремальные ситуации, о наличии которых мы раннее даже не подозревали. Достаточно убедительно о таковых пишет Н. Н. Талеб в своей книге «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» [7]. Например, совсем недавно атака на объекты повышенной опасности летающими роботами-террористами казалась фантастикой. В настоящее время

разработка и создание средств нейтрализации «дронов» и их «стай» становится приоритетом различных компаний, в том числе военных и высокотехнологичных. Существенное значение стало придаваться защите объектов от данного вида угроз.

Не менее неожиданным и угрожающим для человечества в XXI в. стала экстремальная ситуация, связанная с эпидемиями (атипичная пневмония (SARS) 2002 — 2004 гг., птичий и свиной грипп (H1N1 и H5N1) 2003 - 2014 гг., вирус Эбола 2013 — 2015 гг. [1], коронавирус 2019-nCoV) [5].

Достаточно существенную конфликтную составляющую имеют так называемые межнациональные, межконфессиональные, территориальные конфликты, которые постоянно вспыхивают и, как ни странно, все ближе к границам России. Только был погашен Сирийский конфликт, тут же возник Карабахский.

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о наличии бесконечного множества различного рода возможных угроз, экстремальных ситуаций и конфликтов. Назовем это множество «угрозный универсум» и сформулируем аксиому о нем, а именно: «В настоящее время и в перспективе в мире имеет место бесконечное множество угроз». При этом часть бесконечного — объективно тоже бесконечность. Из наличия бесконечного множества различного рода угроз всегда может появится угроза, которая проявится в любой момент времени. Негативные последствия от новой угрозы могут иметь любую величину и различные непредвиденные негативные последствия.

Из приведенной аксиомы закономерно может возникнуть ряд следствий:

Первое: «Абсолютной (полной) безопасности при любой деятельности, в процессе, на объекте, для отдельного человека, общества, государства нет».

Второе: «В любой временной момент может возникнуть любое количество угроз и опасностей, в том числе тех, которые ранее не прогнозировались».

Третье: «Величина ущерба от ранее неизвестных угроз не может быть ограничена сверху».

Четвертое: «Поведение людей, их морально-психологическое состояние и поведение при различного рода угрозах является сложно просчитываемым и может выйти за рамки закона в любой момент времени» [9, с. 82].

Все вышесказанное требует кардинального изменения в подходах к процессу управления в экстремальных ситуациях. Как показывает современная действительность и анализ процесса управления, сегодня и в перспективе подготов-

ка оптимальных данных в управлении не может быть осуществлена без потенциала ситуационных центров.

Для развития данного направления управленческой деятельности следует, прежде всего, понять правовую природу становления и развития ситуационного управления, осуществляемого на базе ситуационных центров, которая сегодня разнесена по отдельным нормативно-правовым документам.

Проведенный анализ нормативной базы создания и современного функционирования структуры ситуационных центров в органах государственной власти и на местном уровне дает основание выделить указы Президента Российской Федерации: «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», «О формировании системы распределительных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия», «Концепция общественной безопасности в Российской Федерации» и т. д., постановления Правительства Российской Федерации: «О государственной автоматизированной информационной системе «Управление», «Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» и т. д.

Необходимость современной работы по созданию территориально-распределенной и разнесенной системы ситуационных центров обусловлена необходимостью решения комплексного подхода по вопросам управления и обязательного сбалансированного сочетания разновекторных интересов (к примеру, соотношения федеральных, региональных и местных интересов и условий) при постановке и решении управленческих проблем, а кроме того, возможностью просчитать и проанализировать последствия реализации управленческих решений в режиме реального времени. Именно такая архитектура системы в территориальных органах МВД России, по своей сути иерархическая, и является сейчас преобладающей. Вместе с тем необходимо признать, что система распределенных ситуационных центров может успешно функционировать и в режиме сетевой архитектуры. При этом данная постановка вопроса реализуема в составе все той же системы государственного управления.

Объективно государственное управление в этом случае должно претерпеть существенную модификацию. Естественно, в условиях повсеместного совершенствования в современном обществе как сетевых структур, так и присущего им «сетевого мышления» это неизбежно. Как показали исследования, возможности сетевых структур существенно

выше иерархических. При этом такие параметры, как адаптивность, надежность, быстродействие и эффективность, в сетевых системах во многом превышают аналогичные параметры в иерархических системах. Данное утверждение в целом относится и к территориальной распределенной системе, имеющей место в ситуационных центрах. Из чего можно сделать вывод о том, что за сетевыми системами, состоящими из ситуационных центров, будущее в развитии технологий и методов ситуационного управления.

Современное отставание в развитии ситуационного управления на платформе ситуационных центров и их использование в управленческой деятельности в структуре МВД России связано, по всей видимости, с тем, что до настоящего времени в структуре имеет место консервативное отношение к перспективному ситуационному управлению, которое может быть осуществлено исключительно на базе ситуационных центров, что существенно замедляет развитие достаточно прогрессивных систем ситуационного управления.

Ситуационный центр отдельным руководителям представляется неким запасным пунктом для управления, который задействуется исключительно в особых условиях (чрезвычайных обстоятельствах и ситуациях, в угрожаемый период и в военное время и т. д.). Однако МВД России в отличие, к примеру, от ВС РФ, отягощено необходимостью по решению значительных по объему повседневных задач, а не повседневной подготовкой к будущим угрозам и опасностям (например, к вооруженному конфликту, массовым беспорядкам, техногенным и природным катаклизмам и т. д.). Данное обстоятельство, по всей видимости, является тем фактором, который объясняет отсутствие до настоящего времени полноценной системы ситуационных центров, в том числе Главного ситуационного центра МВД России [4, с. 24 - 27].

Использование различных ситуационных центров (элементов ситуационных центров) в органах внутренних дел на местах имеет в современных условиях несистемный и, как правило, локальный характер. В частности, имеет место создание центров оперативного управления (ситуационных центров) при решении частных задач по охране общественного порядка и обеспечения внутренней безопасности в субъектах РФ или на отдельных территориях, где проводились различного рода международные мероприятия (Универсиада в Казани, Зимняя Олимпиада в Сочи, Саммит ШОС в Уфе и пр.) [6, с. 41 - 47].

При этом, по мнению экспертов в сфере создания ситуационного управления на базе ситуационных центров, реализация указанных выше правовых норм в органах внутренних дел имеет свои научно-технические особенности, к которым следует отнести:

— обширность и сложность формализации тех масштабных функций, которые возложены на органы МВД России;

— отсутствие математического аппарата и алгоритмизации информационных (оперативных) задач, реализующихся территориальными органами МВД России;

— создание и осуществление непрерывного контроля по выполнению регламента решения информационных задач для многоуровневых структур в управлении и четкого администрирования информационных процессов;

— сбор новых и формализация уже имеющихся объемов информационных ресурсов по существенно широкому тематическому спектру решаемых органами внутренних дел оперативно-служебных задач на основе обеспечения единых классификационных требований;

Список литературы:

1. История болезни: краткая хроника опаснейших эпидемий XXI века. URL: https:// tjournal.ru/ilood/55751-stay-healthy (дата обращения: 12.01.2020).

2. Княжев В. Б. Ситуационное управление в деятельности органов внутренних дел: курс лекций / В. Б. Княжев, А. Ф. Майды-ков, К. М. Холостов и др. Москва, 2020.

3. Княжев В. Б. Совершенствование организации деятельности территориальных органов МВД России при возникновении чрезвычайных обстоятельств: курс лекций / В. Б. Княжев, А. Ф. Майдыков, Г. И. Демин. Москва, 2015.

4. Княжев В. Б., Грищенко Л. Л. К вопросу о создании ситуационного центра (СЦ) Академии управления МВД России в целях дальнейшего совершенствования уровня подготовки (обучения) руководящего состава органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 3 (43).

5. Коронавирус Китай: эпидемия распространяется по миру. URL: http:// fellowtraveler. ru/koronavirus-china (дата обращения: 12.01.2020).

— обеспечение интеграции значительного комплекса информационных подсистем с уже имеющимися в арсенале информационными системами [3].

В условиях необходимости создания системы ситуационного управления на базе ситуационных центров по выполнению задач, которые возложены на органы внутренних дел, данные особенности требуют целостного и специального правового регулирования и должны найти свое отражение в готовящихся ведомственных нормативно-правовых документах МВД России.

Существенную работу в этом направлении проводит Академия управления МВД России. Создана и работает группа ученых, которыми проводится значительная работа по исследованию вопросов ситуационного управления на базе ситуационных центров. Существенный вклад в продвижение идей ситуационного управления должна внести Концепция научно-технической политики МВД России до 2030 г., которая подготовлена и защищена коллективом автором Академии на научно-техническом совете МВД России в 2020 г.

6. Никитин Д. Н. Эффективность аппаратов управления органами внутренних дел в механизме разработки и принятия управленческих решений в территориальных органах МВД России на региональном и районном уровнях // Труды Академии управления МВД России. 2019. № 1 (49).

7. Правовое обеспечение управления: учебник / отв. ред. И. В. Лобанова. Москва, 2019.

8. Ревин С. М. Функциональные мини ситуационные центры в системе сетей ситуационных центров организаций с иерархической системой управления: монография. Москва, 2014.

9. Ревин С. М., Грачев Д. Д. Возможности технологий виртуального реальномасштабного имитационного моделирования антитеррористических операций // Мировое сообщество в борьбе с терроризмом: сборник материалов 2-й Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.