Научная статья на тему 'К вопросу о создании ситуационного центра Академии управления МВД России в целях дальнейшего совершенствования уровня подготовки (обучения) руководящего состава органов внутренних дел'

К вопросу о создании ситуационного центра Академии управления МВД России в целях дальнейшего совершенствования уровня подготовки (обучения) руководящего состава органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
404
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
SITUATION MANAGEMENT CENTER / FUNCTIONS OF SITUATION MANAGEMENT CENTER / BODIES FOR AND MEANS OF MANAGEMENT / DEVELOPMENT AND MAINTENANCE OF INTERAGENCY COOPERATION AIMED AT ORGANIZING PUBLIC ORDER PROTECTION / COORDINATION AND SUPERVISION / ORGANIZATION OF JOINT ACTION / СИТУАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИТУАЦИОННОГО ЦЕНТРА / ОРГАНЫ И СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ / РАЗРАБОТКА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КООРДИНАЦИЯ И КОНТРОЛЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ИНТЕГРИРОВАНИЕ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Княжев В.Б., Грищенко Л.Л.

В статье рассмотрена актуальная проблема дальнейшего совершенствования подготовки (обучения) слушателей Академии управления МВД России, технического персонала, органов оперативного управления. Предложены пути со• вершенствования организации управления сила• ми и средствами органов внутренних дел (межве• домственной группировкой) в различных условиях оперативной обстановки с помощью создания на базе академии ситуационного центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Княжев В.Б., Грищенко Л.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Further Measures to Improve Training of Senior Commanders for the System of the Ministry of Internal Affairs of Russia: Equipping the Ministry’s Academy of Managementwith a Situation Management Center

The need to improve the training of senior service personnel for the Ministry of Internal Affairs of Russia is addressed in this work by putting forward a proposal to equip the Ministry’s Academy of Management with a Situation Management Center. This Center would help future commanders, technical staff and managers acquire skills required to organize and direct joint action by the police and other law enforcement entities aimed at expeditiously coping with a variety of difficult challenges. Proposals are also made on how real life crises could be managed with the help of an Academy based Situation Management Center.

Текст научной работы на тему «К вопросу о создании ситуационного центра Академии управления МВД России в целях дальнейшего совершенствования уровня подготовки (обучения) руководящего состава органов внутренних дел»

54

В.Б. КНЯЖЕВ,

начальник кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях

центра командно-штабных учений, доктор юридических наук, кандидат военных наук, доцент

Л.Л. ГРИЩЕНКО,

профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях

центра командно-штабных учений, доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России)

V.B. KNIAZHEV,

Head of the Department of Management of Interior Ministry Bodies and Units in Special Conditions

of Center for Command Games, Doctor of Law, Candidate of Military Disciplines, Associate Professor

L.L. GRISHCHENKO,

Professor at the Department of Management of Interior Ministry Bodies and Units in Special Conditions

of Center for Command Games, Doctor of Law, Professor (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 355.232

К вопросу о создании ситуационного центра Академии управления МВд россии в целях дальнейшего совершенствования уровня подготовки (обучения) руководящего состава органов внутренних дел

Further Measures to improve Training of senior commanders for the system of the ministry of internal Affairs of Russia: Equipping the ministry's academy of management with a situation management center

В статье рассмотрена актуальная проблема The need to improve the training of senior ser-дальнейшего совершенствования подготовки vice personnel for the Ministry of Internal Affairs (обучения) слушателей Академии управления of Russia is addressed in this work by putting for-МВД России, технического персонала, органов ward a proposal to equip the Ministry's Academy оперативного управления. Предложены пути со- of Management with a Situation Management вершенствования организации управления сила- Center. This Center would help future command-ми и средствами органов внутренних дел (межве- ers, technical staff and managers acquire skills домственной группировкой) в различных условиях required to organize and direct joint action by the оперативной обстановки с помощью создания на police and other law enforcement entities aimed базе академии ситуационного центра. at expeditiously coping with a variety of difficult

challenges. Proposals are also made on how reallife crises could be managed with the help of an Academy-based Situation Management Center.

Ситуационный центр, направления деятельности Situation Management Center, functions of Situ-

ситуационного центра, органы и средства управ- ation Management Center, bodies for and means

ления, разработка и обеспечение межведомствен- of management, development and maintenance of

ного взаимодействия при организации охраны interagency cooperation aimed at organizing public

общественного порядка, координация и контроль, order protection, coordination and supervision, or-

организация взаимодействия, интегрирование. ganization of joint action.

Основной целью создания ситуационного центра (далее — СЦ) является повышение эффективности подготовки руководящего состава органов внутренних дел, технического персонала, органов оперативного управления (в том числе взаимодействующих), а также совершенствование организации управления силами и средствами органов внутренних дел (межведомственной группировкой) в различных условиях оперативной обстановки [3].

СЦ предназначен:

— для осуществления мониторинга эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, выработки ведомственных механизмов мониторинга и оценок, в том числе особенностей оперативной обстановки;

— формирования современной системы управления на основе развития организационных механизмов объективного принятия решений, сокращения избыточного документооборота;

— развития методологических основ принятия управленческих решений и аппарата их информационно-аналитической поддержки;

— информационного обеспечения деятельности группировки сил и средств, задействованных в системе обеспечения правопорядка на улицах, объектах транспорта и в иных общественных местах;

— межведомственного взаимодействия при организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;

— определения задач и мер опережающего (упреждающего) реагирования на процессы развития складывающейся ситуации;

— поддержки информационными ресурсами и средствами разнообразных активных форм проведения занятий со слушателями всех видов и форм обучения;

— разработки и внедрения методов оперативного анализа и реализации мер, направленных на повышение объективности контроля знаний обучаемых, в том числе при проведении государственной аттестации [2].

Достижение указанной цели предполагается обеспечить посредством реализации следующих направлений.

1. Информационная, техническая и научно-методическая поддержка образовательного процесса Академии управления МВД России.

Это направление должно включать в себя:

— создание и использование баз данных нормативных правовых актов, нормативно-справочной, цифровой, картографической информации, графических документов, иной необходимой информации;

— выработку эффективных подходов к организации управленческой деятельности, способствующих максимальному обеспечению ее опережающего развития по отношению к правоохранительной практике, к оптимизации

методического сопровождения образовательного процесса;

— создание информационной базы данных о действиях отечественных и зарубежных правоохранительных органов;

— создание единой системы классификации и кодирования информации;

— применение различных видов и средств связи, телекоммуникационных, информационных систем для организации и проведения различных видов практических занятий, в том числе с территориальными органами МВД России и их органами оперативного управления: оперативными штабами (далее — ОШ), оперативными группами (далее — ОГ).

2. Подготовка и проведение деловых игр, штабных тренировок и командно-штабных учений с руководителями органов внутренних дел различного уровня управления, слушателями Академии управления МВД России, а также с представителями органов государственной власти и местного самоуправления (по заявкам).

Данное направление предполагает:

— разработку и применение модели проведения деловых игр, штабных тренировок и командно-штабных учений с руководителями органов внутренних дел различного уровня управления и слушателями академии;

— разработку и применение модели управления группировкой сил и средств (в том числе межведомственной) при выполнении оперативно-служебных задач в повседневных условиях, при чрезвычайных обстоятельствах и особых правовых режимах;

— обеспечение работы по подготовке, проведению практических занятий с целью совершенствования умений, навыков по управлению силами и средствами в повседневных условиях, а также при осложнении оперативной обстановки, возникновении чрезвычайных обстоятельств, введении особых правовых режимов.

3. Подготовка и переподготовка руководящего состава центрального аппарата и его структурных подразделений, кадрового резерва МВД России и руководящего состава территориальных органов внутренних дел в рамках дополнительного профессионального образования.

Представляется, что это направление будет включать в себя:

— моделирование проведения практических занятий по направлениям деятельности органов внутренних дел с учетом стратегического и оперативно-тактического уровня планирования;

— создание, использование и хранение вариантов управленческих решений, алгоритмов действий;

— обеспечение своевременного предоставления и получения нормативных правовых актов, графических документов, нормативно-справоч-

55

56

ной, цифровой, картографической, иной необходимой информации об изменениях в оперативной обстановке по направлениям деятельности в системе МВД России.

4. Подготовка и переподготовка органов оперативного управления различного уровня (ОШ, групп управления (далее — ГУ), ОГ), создаваемых в системе МВД России для выполнения задач в особых условиях.

Указанное направление, по мнению авторов, предусматривает:

— разработку и применение модели для проведения практических занятий с временно создаваемым органом оперативного управления (ОШ, ГУ) на период выполнения задач в различных условиях оперативной обстановки;

— создание учебных структур (модели) органов оперативного управления различного уровня (муниципального, регионального, межрегионального, окружного, федерального) и применение их при обучении;

— разработку и применение алгоритма работы органов оперативного управления (ОШ, ГУ, ОГ) системы МВД России, а также органов государственной власти и местного самоуправления для принятия управленческого решения;

— обеспечение проведения сравнительной оценки альтернативных вариантов решения проблем, альтернативных вариантов управленческих решений;

— сопровождение и архивирование актуальных способов оперативного управления информацией, решение возникающих задач и повышение эффективности управленческой деятельности.

5. Подготовка и переподготовка персонала СЦ с использованием современных информационных, аналитических и технологических средств, используемых в МВД России, иных органах государственной власти и местного самоуправления.

Названное направление предусматривает осуществление на базе Академии управления МВД России обучения сотрудников периферийных ситуационных центров, в том числе:

— разработку и применение специальных программных решений для СЦ, позволяющих проводить сравнительную оценку альтернативных вариантов решения проблем, анализ программ, планов, альтернативных вариантов развития событий;

— определение и создание реестра информационных ресурсов СЦ и порядок применения единой системы классификации и кодирования СЦ других органов государственной власти и местного самоуправления;

— разработку и применение алгоритма работы персонала СЦ;

— определение порядка организации взаимодействия с персоналом СЦ, созданных в аппара-

тах управления и подразделениях территориальных органов МВД России, аппаратах управления иных органов государственной власти и местного самоуправления;

— защиту государственной тайны и служебной информации при осуществлении деятельности СЦ, защиту от утечки информации по техническим каналам связи, от несанкционированного доступа к ней, а также от разрушающего информационного воздействия.

6. Выполнение функций вспомогательного пункта управления силами и средствами МВД России при обострении оперативной обстановки.

Это направление предусматривает осуществление следующих мероприятий:

— осуществление информационного обмена и своевременного информирования федеральных органов исполнительной власти и руководства страны о состоянии оперативной обстановки в процессе организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;

— координация и контроль деятельности органов внутренних дел и взаимодействующих правоохранительных органов при выполнении поставленных задач;

— управление (в том числе централизованное) межведомственной группировкой сил и средств при выполнении задач в особых условиях;

— организация взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и средствами массовой информации;

— информационно-техническое обеспечение управленческих решений при выполнении задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

7. Формирование и использование стендовой отработки интеллектуальных информационных технологий, создание прототипов рабочих технологий федеральных органов власти и местного самоуправления в различных условиях оперативной обстановки.

Это направление содержит перечень мер, раскрывающих специфику действий регионального свойства, таких как:

— разработка и использование учебных планов комплексного применения сил и средств при выполнении задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в особых условиях;

— использование методических материалов образовательных организаций высшего образования МВД России и иных правоохранительных органов;

— разработка системы управления межведомственными группировками сил и средств, системы контроля и корректировки действий субъектов совместной деятельности при выполнении возникающих задач;

- разработка планов (таблиц) взаимодействия и доведение их до субъектов совместной деятельности при выполнении оперативно-служебных задач;

— обеспечение приема и обработки информации, поступающей в рамках созданных интеллектуальных информационных технологий, прототипов рабочих технологий федеральных органов власти и местного самоуправления [1].

Система СЦ включает в себя органы управления; пункты управления; средства управления (телекоммуникационные и информационные системы); регламенты (нормативное правовое обеспечение) [4]. Раскроем их содержание.

Органы управления СЦ представляют собой подразделения, а также отдельных специалистов структурных подразделений, участвующих на постоянной основе или периодически в работе ситуационных центров. Должностной и персональный состав органа управления определяется МВД России, действующими учебными планами Академии управления МВД России, планами и ситуацией, складывающейся в конкретной обстановке.

В состав органа СЦ могут входить члены оперативного штаба соответствующей организационной единицы управления; сотрудники, составляющие оперативный состав (аналитический аппарат) СЦ; смена (пост) технических специалистов (технологический аппарат) СЦ; приглашенные представители взаимодействующих органов и эксперты.

Пункты управления — информационно-технический комплекс СЦ, который может включать в себя кабинет руководителя СЦ; помещение СЦ (основной зал); пост управления аппаратно-программным комплексом СЦ; технологические помещения (серверная, кросс, телекоммуникационный комплекс); помещения режимно-секретного органа; помещения хозяйственно-бытового назначения.

Все помещения целесообразно размещать компактно (смежно), обеспечивая регламентированный доступ в общий блок помещений. Для создания комфортных условий работы персонала и поддержания температурно-влажност-ного режима для оптимальных условий работы аппаратуры оборудуется система вентиляции и кондиционирования. Технические средства пункта управления обеспечиваются системой гарантированного электроснабжения.

Средства управления — телекоммуникационные системы. В общем случае они включают в себя корпоративную мультисервисную сеть и локальные сети пункта управления со следующими подсетями (сегментами): для обработки секретной информации, информации для служебного пользования, не защищаемой информации; для доступа к сети Интернет; сеть телефонной связи общего пользования; сеть телефонной свя-

зи ЗАС (при ее наличии); сеть специальной (правительственной) связи (при возможности) [5].

Информационные системы СЦ Академии управления МВД России можно разделить на технологические, общесистемные, прикладные общие, прикладные специальные.

Информационные системы поддерживают соответствующие информационные ресурсы и обеспечивают регламентированный доступ пользователей к содержащейся в них информации. В числе специальных информационных систем предусматриваются системы защиты информации и регламентации доступа к защищаемым информационным ресурсам и сервисам.

В ситуационном зале размешаются автоматизированные рабочие места слушателей (аналитического аппарата СЦ); рабочее место руководителя; рабочие места преподавателей (экспертов, приглашенных сотрудников и представителей взаимодействующих органов). Рабочее место руководителя оборудуется средствами телефонной связи и микрофонами аудиоконференции с функционалом «председатель». Рабочие места преподавателей (экспертов, приглашенных сотрудников) оборудуются средствами аудиоконфе-ренции и терминалами локальной вычислительной сети (далее — ЛВС) СЦ. На рабочих местах представителей взаимодействующих органов могут устанавливаться аппараты прямых связей и соответствующих ведомственных телефонных и радиосетей.

В составе мультиэкранной системы отображения информации целесообразно предусмотреть экран коллективного пользования (видеостену). Размер экрана определяется геометрией помещения и требованиями к пиксельной емкости и количеству одновременно отображаемых в программных окнах массивов информации (фреймов). На стенах ситуационного зала могут размещаться групповые мониторы для отображения дополнительных источников видеоинформации (погоды, телевидения, точного времени по регионам, Интернета и т. п.). На рабочих местах оборудуется необходимое количество стационарных либо выдвижных (подъемно-поворотных) персональных или групповых дисплеев. На главном столе ситуационного зала оборудуются интерфейсы для подключения к системе электропитания, ЛВС и к системе отображения дополнительных ноутбуков для экспертов и помощников.

Полнофункциональная система видеокон-ференцсвязи (далее — ВКС) включает в себя защищенную ВКС с СЦ нижних уровней управления, которая может подключаться в ВКС более высоких уровней управления или включать в свою сеть терминалы ВКС руководителей более высокого уровня; открытую ВКС в сети ВКС взаимодействующих органов, не имеющих

57

соответствующего уровня защищенности; ВКС требуемого уровня защищенности внутри органа управления. Целесообразно совместить ВКС и аудиосистему со средствами аудиовидеодо-кументирования для создания и последующего анализа событий, происходящих в СЦ.

Ситуационный зал является объектом информатизации, включенным в общую систему ЛВС СЦ, в которой создаются сегменты для обработки секретной и конфиденциальной информации.

Помимо рассмотренных выше элементов, в состав СЦ должны входить система динамического управления освещением; пост управления комплексами и системами; серверная; помещение режимно-секретного органа; помещения хозяйственно-бытового назначения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация приоритетов государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности предполагает постоянные изменения во всех сферах жизнедеятельности. В основе данных изменений лежат многочисленные факторы

и условия: политические, социальные, культурные, технические и др.

Происходящие изменения затрагивают деятельность органов внутренних дел во всех сферах. Бурное развитие информационных технологий кардинально меняет подходы к использованию достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем в управлении ОВД в различных условиях обстановки, открывает новые возможности, но ставит также новые задачи.

Современная наука призвана не только дать ответ на вопросы теоретического характера, но и найти решение прикладных проблем. Эти проблемы имеют принципиальное значение, так как от них зависят формы, методы и темпы внедрения новых технологий.

Исходя из данных соображений, авторы выдвигают на обсуждение научной общественности собственное видение процесса создания ситуационного центра и его функционала.

Список литературы:

1. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2014. № 26 (ч. I). Ст. 3378.

2. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2338.

3. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки:

5.

Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2336. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212. Холостое К.М. Ситуационные центры как инструмент повышения эффективности управления // Труды Академии МВД России. 2013. № 1 (25).

Тел.: 8 (499) 745-83-50

58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.