Научная статья на тему 'РОЛЬ СИТУАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ В ЗАЩИТЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ ОТ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ УГРОЗ'

РОЛЬ СИТУАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ В ЗАЩИТЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ ОТ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ УГРОЗ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МВД РОССИИ / ЗАЩИТА / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ / ТЕРРОРИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грищенко Леонид Леонидович, Овчаренко Руслан Николаевич

В статье поднимаются проблемные вопросы ситуационного управления при обеспечении деятельности территориальных органов МВД России по защите промышленных объектов от террористических угроз. Рассмотрение вопросов проводится через анализ специфики деятельности террористических организаций, направленной на уничтожение или нарушение функционирования промышленных объектов. Даются направления повышения эффективности деятельности органов управления при получении информации об угрозе террористического акта на промышленных объектах и исследуются их функции. Одним из ключевых направлений повышения эффективности управления в исследуемых условиях автор считает необходимость использования потенциала ситуационного моделирования, которое позволяет создать условия, приближенные к чрезвычайным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SITUATIONAL MANAGEMENT IN ENSURING THE ACTIVITIES OF TERRITORIAL BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN PROTECTING INDUSTRIAL FACILITIES FROM TERRORIST THREATS

The article raises problematic issues of situational management in ensuring the activities of territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia to protect industrial facilities from terrorist threats. Consideration of issues is carried out through the analysis of the specifics of the activities of terrorist organizations aimed at destroying or disrupting the functioning of industrial facilities. Directions for improving the efficiency of management bodies in obtaining information about the threat of a terrorist act at industrial facilities are given and their functions are investigated. The author considers the need to use the potential of situational modeling, which allows you to create conditions close to emergencies, to be one of the key areas for improving management efficiency in the conditions under study

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СИТУАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ В ЗАЩИТЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ ОТ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ УГРОЗ»

Роль ситуационного управления в обеспечении

деятельности территориальных органов МВД России в защите промышленных объектов от террористических угроз

ЛЕОНИД ЛЕОНИДОВИЧ ГРИЩЕНКО,

профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях ЦКШУ, доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России) e-mail: [email protected]

РУСЛАН НИКОЛАЕВИЧ ОВЧАРЕНКО,

слушатель 2 факультета (подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России) (Академия управления МВД России) e-mail: [email protected]

The role of situational management in ensuring the activities of territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia in protecting industrial facilities from terrorist threats

LEONID LEONIDOVICH GRISHCHENKO,

Professor of the Department of management of internal Affairs bodies in special conditions, doctor of law, Professor (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

e-mail: [email protected]

RUSLAN NIKOLAEVICH OVCHARENKO,

Listener of the 2nd Faculty (preparation of managers (heads) of the territorial bodies of the Ministry of the Interior of Russia) (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

e-mail: [email protected] УДК 323.283

Аннотация. В статье поднимаются проблемные вопросы ситуационного управления при обеспечении деятельности территориальных органов МВД России по защите промышленных объектов от террористических угроз. Рассмотрение вопросов проводится через анализ специфики деятельности террористических организаций, направленной на уничтожение или нарушение функционирования промышленных объектов. Даются направления повышения эффективности деятельности органов управления при получении информации об угрозе террористического акта на промышленных объектах и исследуются их функции. Одним из ключевых направлений повышения эффективности управления в исследуемых условиях автор считает не-

Annotation. The article raises problematic issues of situational management in ensuring the activities of territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia to protect industrial facilities from terrorist threats. Consideration of issues is carried out through the analysis of the specifics of the activities of terrorist organizations aimed at destroying or disrupting the functioning of industrial facilities. Directions for improving the efficiency of management bodies in obtaining information about the threat of a terrorist act at industrial facilities are given and their functions are investigated. The author considers the need to use the potential of situational modeling, which allows you to create conditions close to emergencies, to be one of the key

обходимость использования потенциала ситуационного моделирования, которое позволяет создать условия, приближенные к чрезвычайным.

Ключевые слова и словосочетания: ситуационное управление; деятельность; территориальные органы МВД России; защита; промышленные объекты; терроризм.

areas for improving management efficiency in the conditions under study

Key words and phrases: situational management; activity; territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia; protection; industrial facilities; terrorism.

Специфика деятельности террористических организаций, направленной на уничтожение или нарушение функционирования промышленных объектов, предопределяет необходимость создания в системе управления территориальных органов МВД России эффективного координирующего (ситуационного) центра, обеспечивающего их взаимодействие с различными субъектами противодействия терроризму, формирования соответствующих финансовых, материально-технических и людских резервов, обеспечивающих реализацию необходимых мер по предупреждению и пресечению актов терроризма на промышленных объектах, а также ликвидации последствий в случае их осуществления.

В рамках работы ситуационных центров можно проводить:

— анализ современных угроз от действий террористических организаций, направленных на уничтожение или нарушение функционирования промышленных объектов;

— выработку направления совершенство -вания тактики применения территориальных органов МВД России по пресечению деятельности террористических организаций, направленной на уничтожение или нарушение функционирования промышленных объектов;

— объективно практические тренировки на промышленных объектах затруднены, а часто и невозможны. Выход из создавшегося положения видится в использовании в рамках ситуационного центра программного комплекса ситуационного (имитационного) моделирования функционирования систем физической защиты объектов.

Система управления территориальных органов МВД России при угрозе террористических актов по пресечению деятельности террористических организаций, направленной на уничтожение или нарушение функционирования промышленных объектов, состоит из органов управления, пунктов управления и средства управления.

С целью повышения эффективности задачами органов управления при получении информации об угрозе террористического акта

на промышленных объектах, по мнению автора, может являться следующая деятельность.

Уточнение обстоятельств и факторов, имеющих значение для принятия управленческих решений при складывающейся обстановке. Особо важен мотив террористов, т. к. его определение позволит прогнозировать их действия. Время, конкретное место угрозы, состав преступников, вооружение, экипировка, транспорт и т. д., включая всю информацию, имеющуюся на данный период времени.

Принятие первостепенных, необходимых мер по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Прежде всего оповещение личного состава о возникшей угрозе и первоначальные указания о начале заранее запланированных при данной угрозе действиях. Необходимо заранее инструктировать личный состав, делая упор на недопущение несанкционированной утечки информации в общественность, в связи с возможной паникой населения. Доклад о состоянии оперативной обстановки соответствующему, вышестоящему органу с указанием всей имеющейся информации об оперативной обстановке и принятых на момент доклада решениях.

Исходя из анализа нормативной базы МВД России, в настоящее время система управления даже при первоочередных мероприятиях при указанной угрозе практически исключает самостоятельность в принятии решений руководителей на местах, что влечет потерю времени и возможные негативные последствия этого [5].

Планирование применения подчиненных сил должно осуществляться руководителями подразделений территориального органа МВД России, что усложняется отсутствием единой подчиненности и участием в мероприятиях различных ведомств.

Организация всестороннего обеспечения подчиненных сил должна включать специальные резервные средства, предусмотренные для применения именно при угрозе терроризма на промышленных объектах.

Управление силами и средствами при выполнении задач противодействия угрозе терроризма на промышленных объектах и обеспе-

чение согласованности действий участвующих в мероприятиях сил и средств.

В состав органа управления может входить руководство территориальных органов МВД России и других взаимодействующих структур, привлекаемых к выполнению задач по противодействию угрозе.

Орган управления должен возглавлять руководитель антитеррористической комиссии. Заместителей необходимо назначать по направлениям деятельности, в том числе от территориальных органов МВД России, Войск национальной гвардии, Росатома. В состав органа управления при данной угрозе могут входить представители иных взаимодействующих структур (по согласованию).

Руководителю органа управления необходимо:

— организовать сбор данных об угрозе террористического акта;

— оценить оперативную обстановку и осуществить прогноз возможных вариантов развития ситуации;

— отдать распоряжения по приведению в готовность сил и средств;

— уточнить ранее принятое решение, а в случае если оно не удовлетворяет обстановки, принять новое;

— провести (утвердить) расчет сил и средств;

— организовать управление элементами группировки сил и средств;

— организовать взаимодействие с другими силами и средствами, привлекаемыми к проведению специальной операции;

— оформить решение и довести его до личного состава;

— организовать реализацию принятого решения и контроль [2].

Таким образом, орган управления при выполнении задачи в условиях угрозы и осуществления террористического акта на промышленных объектах, выполняет следующие функции:

— обеспечивает постоянное управление, своевременную и устойчивую связь с подчиненными структурами и взаимодействующими органами;

— осуществляет непрерывный сбор сведений о складывающейся обстановке;

— анализирует приходящую информацию и готовит свои предложения руководству по применению сил и средств;

— принимает исчерпывающие меры по обеспечению подчиненных сил и средств необходимыми медицинскими и материально-техническими средствами;

— обеспечивает постоянное осуществление мероприятий по морально-психологическому обеспечению;

— докладывает руководству о ходе выполнения задач и результатах проведения специальной операции;

— доводит до личного состава решения вышестоящего руководства и осуществляет контроль их выполнения;

— поддерживает постоянное взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления;

— информирует привлекаемые взаимодействующие органы об изменении обстановки и необходимости проведения дополнительных совместных мероприятий [5].

В состав создаваемых органов управления по обеспечению проводимых мероприятий могут входить группы, численность, состав которых определяются с учетом объема проводимой работы. К таковым могут относиться группы:

— организационно-аналитическая;

— оперативно-розыскной работы;

— охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;

— материально-технического, медицинского и иного обеспечения;

— морально-психологического обеспечения;

— взаимодействия с аккредитованными средствами массовой информации;

— оперативная группа для работы на подвижном пункте управления (вспомогательного пункта управления);

— по осуществлению связи (узел связи);

— документального оформления, делопроизводства и режима [3].

Основными задачами указанных групп будут являться: сбор, обобщение, анализ и оперативная оценка информации; подготовка и представление предложений в решения руководителя; оформление принятого решения; подготовка проектов управленческих документов их тиражирование и по решению руководителя доведение до подчиненных.

Непосредственную подготовку органа управления к работе организует и осуществляет руководитель рабочего аппарата (заместители).

Сотрудники, входящие в состав рабочего аппарата, рабочих групп, на период их деятельности временно освобождаются от исполнения своих основных должностных обязанностей.

Для работы органа управления в различных условиях территориальный орган МВД России развертывает пункты управления — центр (пункт) оперативного управления, подвижный пункт управления и вспомогательные пункты управления.

Центр (пункт) для оперативного управления, как правило, развертывается в здании

территориального органа МВД России, вблизи осуществления работы.

Вспомогательный пункт управления в исследуемых условиях предназначен для повышения устойчивости и обеспечения непрерывности управления на случай выхода из строя основного пункта управления. Во время функционирования основного пункта управления на вспомогательном пункте управления могут решаться исключительно отдельные задачи. При этом на данном пункте управления все документы при проведении специальной операции дублируются и хранятся.

Подвижный пункт управления, как правило, может создаваться при необходимости оперативного реагирования на обстановку либо удаленности места проведения специальной операции. Он предназначен для управления силами и средствами при проведении специальных операций, в случае если руководителю необходимо уточнить решения либо лично оценить обстановку. Подвижный пункт управления может разворачиваться на базе специально подготовленного и оборудованного автомобиля, как правило, повышенной проходимости. Подвижный пункт управления может быть развернут на вертолете.

Для обеспечения управления силами и средствами при угрозе и совершении террористического акта на промышленных объектах используются возможности системы связи территориальных органов МВД России.

Система связи должна обеспечивать задачи по обеспечению обмена всеми видами информации в системе управления территориального органа МВД России.

Для повышения эффективности управления территориальными органами МВД России при чрезвычайных обстоятельствах руководители могут использовать возможности единой информационно-телекоммуникационной системы МВД России.

В целях наглядности отображения управления элементами группировки сил и средств составляется схема управления, где наносятся пункты управления, между которыми организуется связь, виды связи на информационных направлениях и какими средствами связи они обеспечиваются [6].

Как показало исследование, после уяснения возможной оперативной обстановки руководитель должен уточнить либо вновь принять управленческое решение, которое составляет организационную основу последующих действий территориальных органов МВД России при указанной угрозе. В решении могут определяться:

— территория зон действия, где необходимо сосредоточить усилия по обеспечению безопасности;

— проведение в необходимых случаях рекогносцировки местности;

— расчет сил и средств, привлекаемых для осуществления режимных и иных мероприятий, и их расстановка;

— задачи и особые обязанности по поддержанию установленного в зоне бедствия правового режима;

— состав резерва и порядок его использования;

— меры по защите личного состава, а также источники восполнения сил и средств;

— специальные мероприятия, в том числе мероприятия по эвакуации населения из зоны бедствия;

— порядок учета эвакуированного населения и осуществление адресно-справочной работы;

— мероприятия по организации управления и взаимодействия;

— организация необходимого обеспечения территориального органа МВД России [9].

На наш взгляд, учет предложенных автором элементов совершенствования системы управления органами внутренних дел МВД России с учетом сложности и динамизма обстановки в случае угрозы террористического акта на промышленных объектах позволит более эффективно выполнять поставленные задачи.

Особенностью работы руководителей при угрозе террористических актов на промышленных объектах следует считать создание в каждом звене и по каждой очередной задаче своей системы (подсистемы) взаимодействия. Данная система позволяет полнее реализовы-вать возможности различных сил и средств, согласовывать их усилия в интересах выполнения возложенных на них задач, чтобы согласование усилий было конкретным по цели, месту, времени и отражало масштабные особенности каждого звена. Все это требует выбора соответствующих методов организации взаимодействия, которые, видимо, будут зависеть от характера выполняемых задач, возможностей общения с подчиненными, уровня подготовки сил, средств и наличия времени [2].

Учитывая обстоятельства, связанные с угрозой совершения акта терроризма на промышленных объектах, необходимо признать, что имеющиеся методы организации взаимодействия могут быть эффективными только при выполнении ряда условий.

Во-первых, розыгрыш вариантов деятельности (тренировка) территориальных органов МВД России по задачам, связанным с угрозой и совершением терроризма, должен иметь

многовариантную апробацию, что не может быть сделано на схеме или макете местности или предусмотрено в плане. Необходима разработка методического пособия по данной тематике. Использование современных информационных технологий в данном направлении просто необходимо.

В современном мире, несомненно, возрастает роль информационных технологий. Наряду с классическими функциями информационного обеспечения все большую популярность завоевывают средства информационно-аналитического обеспечения и в первую очередь средства моделирования, играющие решающую роль в процессах прогнозирования и оценки эффективности вариантов принимаемых решений. В XXI в. достаточно бурно развиваются математические и алгоритмически основы компьютерного моделирования, что позволяет вычислительным системам использовать модели сложных систем и процессов в реальном времени. Не ограничены и возможности наглядного (прежде всего графического и акустического, не говоря уже об анимационном) отображения процесса и результатов моделирования.

Сегодня для этих целей хорошо зарекомендовали себя геоинформационные системы. Современные геоинформационные системы позволяют, как правило, реализовывать сложные модели с использованием инструментария и аппарата отображения.

Такой подход характерен и оправдан для моделирования процессов, протекающих на достаточно большой территории, в условиях, когда работает «закон больших чисел» [4] и оправдано применение вероятностных характеристик результатов моделирования. К характерным особенностям моделей этого класса следует отнести широкое использование цифровых электронных карт местности и объектов. Хорошо зарекомендовали себя, например, модели распространения лесных пожаров1.

Однако такой подход не всегда применим к моделированию специальных операций, проводимых территориальными органами МВД России. Например, задержание террористов при попытке проникновения на объект, деятельность при угрозе и совершении террористического акта на объекте. Эти действия развертываются на сравнительно небольшой территории, что затрудняет применение даже крупномасштабных карт местности. Для моделирования таких действий и отработ-

1 Наставление по организации деятельности центров управления в кризисных ситуациях МЧС России 2012 г. // Официальный сайт МЧС России. URL: http://www.mchs.gov.ru/ powers/ncuks (дата обращения: 12.04.2020).

ки вопросов взаимодействия более эффективно применение трехмерных цифровых моделей местности, зданий и сооружений.

Необходимо признать, что в исследуемых условиях неправомерно применение вероятностных методов расчета. Кроме того, построение достаточно чувствительных моделей подобных действий требует учета и вероятностной оценки большого количества индивидуальных параметров моделирования объектов ядерного комплекса, что значительно затрудняет подготовку исходных данных и, как правило, требует дополнительных достаточно трудоемких и ресурсоемких исследований. Например, для моделирования действий групп захвата террористов в здании требуется знание среднего времени взлома дверей различных конструкций различными способами, время преодоления препятствий и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нельзя в таких моделях не учитывать и человеческий фактор. Ту практически не формализуемую компоненту, которая определяет порядок действий, интуицию, специфику подготовки и опыт.

Для моделирования указанной деятельности, по мнению автора, наиболее приемлема гибридная модель, сочетающая в себе компоненты логико-вероятностного, имитационного и человеко-машинного моделирования [8].

В настоящее время для нашего исследования достаточно неплохим вариантом может представляться проводимая под руководством кандидата технических наук С. М. Ревина [1] практическая работа по созданию технической идеи ситуационного моделирования действий сил обеспечения физической защиты объектов на примере атомных станций. Исходя из обобщенных отработанных данных, полученных сотрудниками компании «Итерация», вероятность совершения террористического акта на исследуемом объекте при моделировании ситуаций колеблется от 25 до 75 %. Данная статистика показывает, что оснащенная, натренированная, располагающая необходимыми средствами группа террористов способна преодолевать практически любую систему охраны.

Считаем целесообразным в процессе подготовки органов управления силами и средствами МВД России по пресечению деятельности террористических организаций, направленной на уничтожение или нарушение функционирования промышленных объектов, отработку вопросов по действиям осуществлять практически, с применением ситуационного моделирования, которое позволяет создать условия, приближенные к чрезвычайным.

Объективно практические тренировки на промышленных объектах затруднены, а часто и невозможны. Выход из создавшегося положения видится в использовании программного комплекса ситуационного (имитационного) моделирования функционирования систем физической защиты объектов2. В настоящее время коллективу разработчиков фирмы «Итерация» удалось разработать и реализовать на практике систему трехмерного компьютерного моделирования функционирования систем, сил и средств охраны промышленных объектов на компьютере. Комплекс «Итерация» предоставляет пользователю мощный и удобный в использовании инструментарий для имитационного моделирования [7].

В процессе тренировок областью использования данного комплекса будут являться:

— оценка эффективности имеющихся в наличии систем защиты промышленного объекта;

— сравнительный анализ по вариантам структуры и алгоритмов при функционировании защиты в процессе проектирования;

— оценка уровня эффективности осуществляемых мер при возникновении чрезвычайных ситуаций в результате воздействия террористов для конкретного объекта;

— изыскания новых тактических приемов по действиям подразделений органов внутренних дел (иных взаимодействующих органов и войск) при различных вариантах угроз в зависимости от численности и тактики действий террористов;

— обучение должностных лиц органов управления МВД России, нарядов полиции, розыгрыш практических действий по ситуациям, принимаемым в ходе учений, тренингов и штабных тренировок.

В качестве исходных данных для моделирования по конкретному промышленному объекту могут быть использованы:

— подробный в масштабе план конкретного объекта;

— план охраны и (если предусмотрено) обороны объекта;

— схемы элементарных участков объекта;

— тактико-технические характеристики имеющихся на объекте инженерных и технических средств охраны;

— характеристики представленных на объекте физических барьеров (как правило, требуется рассчитанное время преодоления препятствий различными способами);

— предполагаемая тактика действий подразделений органов внутренних дел, иных структур охраны в различных условиях;

2 Официальный сайт ЗАО «Итерация». URL: http://iteration.su/ products.html (дата обращения: 12.10. 2020).

— ожидаемые скорости выдвижения резервов в различных условиях обстановки;

— радиусы зон видимости в пределах объекта и прилегающей местности применительно к различным условиям;

— вероятность поражения расчетных целей из различных видов оружия;

— возможные (предполагаемые, расчетные) маршруты движения террористов;

— расчетные силы и средства нападающих, их вооружение и оснащение [1].

Разработанная имитационная модель дает возможность в кратчайшие сроки осуществить ситуационное моделирование деятельности террористов и ответных мер структур органов внутренних дел в указанных обстоятельствах. Отличительной особенностью рассмотренного варианта имитационной модели является то, что в данном проекте не только моделируются, но и анимируются боестолкновения, чего до сих пор для решения подобных задач в России не делалось [7]. Достаточно эффективным в данной модели является многовариантность отработки ситуаций, что позволяет органам управления не только получать результат по конкретной обстановке, но и, внося коррективы в действия своих сил, отыскивать наиболее приемлемое решение.

В этой связи одним направлением совершенствования системы управления может быть использование моделирования с целью выявить недостатки в системе управления на конкретном объекте и предложить создание полигонов, имитирующих каждый конкретный объект, где будут проводиться тренировки, которые необходимы для формирования психофизических навыков.

Вызывает необходимость координации вопрос местонахождения пунктов управления в исследуемых условиях. Исходя из анализа нормативных документов, места центральных пунктов управления при резком изменении обстановки расположены в зданиях территориальных органов МВД России, которые в большинстве своем расположены в небольшом отдалении от промышленных объектов и, соответственно, при совершении террористического акта на объекте не смогут в ряде случаев функционировать (будут уничтожены, если на объекте имеется в производстве сильнодействующие ядовитые вещества или ядерные материалы).

Следовательно, пересмотр положений нормативных документов, регламентирующих функционирование пунктов управления в указанных условиях, с целью определения иного (безопасного) места пунктов управления применительно к местности, где расположен про-

мышленный объект, будет важным шагом в совершенствовании данной системы.

Кроме того, необходимым условием обеспечения работы системы управления является наличие связи. Применительно к области исследования обеспечение пунктов управления при чрезвычайных обстоятельствах связью неэффективно в связи с тем, что наличие такого поражающего фактора как электромагнитный импульс практически полностью выведет систему мобильной связи из строя. Следовательно, просто необходимо с целью совершенствования системы связи оборудовать пункты управления при чрезвычайных

ситуациях такими средствами, которые будут функционировать в указанных условиях. Например, системой связи, построенной на базе оптоволоконных кабелей, практически неподверженных воздействию электромагнитного импульса.

Рассмотренные автором направления совершенствования системы управления деятельностью территориальных органов МВД России в рамках создаваемого ситуационного центра при угрозе и совершении террористических актов на промышленных объектах позволят существенно повысить эффективность данной системы в исследуемых условиях.

Список литературы:

1. Грищенко Л. Л. «Умные» технологии при обеспечении безопасности в «умном городе» / Л. Л. Грищенко, С. М. Ревин, Ю. В. Ко-ротков // Муниципальная академия. 2020. № 2.

2. Княжев В. Б. Совершенствование организации деятельности территориальных органов МВД России при возникновении чрезвычайных обстоятельств: курс лекций / В. Б. Княжев, А. Ф. Майдыков, Г. И. Демин. Москва, 2015.

3. Княжев В. Б. К вопросу о создании ситуационного центра (СЦ) Академии управления МВД России в целях дальнейшего совершенствования уровня подготовки (обучения) руководящего состава органов внутренних дел / В. Б. Княжев, Л. Л. Гри-щенко // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 3 (43).

4. Орлов А. И. Математика случая Вероятность и статистика — основные факты: учеб. пособие. Москва, 2004.

5. Никитин Д. Н. Эффективность аппаратов управления органами внутренних дел в ме-

ханизме разработки и принятия управленческих решений в территориальных органах МВД России на региональном и районном уровнях // Труды Академии управления МВД России. 2019. №1 (49).

6. Правовое обеспечение управления: учебник / отв. ред. И. В. Лобанова. М., 2019.

7. Ревин С. М. Функциональные мини ситуационные центры в системе сетей ситуационных центров организаций с иерархической системой управления: монография. Москва, 2014.

8. Ревин С. М., Грачев Д. Д. Возможности технологий виртуального реальномасштабного имитационного моделирования антитеррористических операций // Мировое сообщество в борьбе с терроризмом: сборник матер. 2-й Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 2017.

9. Щукин В.М. К вопросу об организации розыска вооруженных преступников // Экономическая безопасность: теория, методология и практика: сборник статей Междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 10 марта 2020 г.). Москва, 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.