Пресс-служба в интегрированной системе ситуационных центров МВД России
МИХАИЛ БОРИСОВИЧ МОЛОТКОВ,
доцент кафедры административного права и административной деятельности ОВД, кандидат философских наук (Восточно-Сибирский институт МВД России) E-mail: [email protected]
Press office in the integrated system of situation centers of the Ministry of Internal Affairs of Russia
MIKHAIL BORISOVICH MOLOTKOV,
Associate Professor of the Department of administrative Law and Administration Department of Internal Affairs, Сandidate of Philosophical Sciences (East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia)
E-mail: [email protected]
УДК 342.9
Аннотация. В статье поставлен вопрос организации взаимодействия ведомственных пресс-служб с ситуационными центрами МВД России. Пресс-служба рассматривается в качестве уникальной структуры, выполняющей задачи по сбору и анализу информации, выработке предложений по подготовке пропагандистских материалов. Определение направлений и форм интеграции пресс-служб МВД России в систему ситуационных центров, совершенствование нормативно-правовой регламентации позволит повысить эффективность функционирования органов внутренних дел.
Ключевые слова и словосочетания: интегрированная система; ситуационный центр МВД России; средства массовой информации; правопорядок; пресс-служба МВД России.
Annotation. The article raises the question of organizing the interaction of departmental press office with the situation centers of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The press office is seen as a unique structure that performs the tasks of collecting and analyzing information, developing proposals for the preparation of propaganda materials. Determining the directions and forms of integration of the press office of the Ministry of Internal Affairs of Russia into the system of situational centers, improving the legal regulation, will increase the efficiency of the functioning of the internal affairs bodies.
Key words and phrases: integrated system; situation center of the Ministry of Internal Affairs of Russia; mass media; legal order; press office of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Пресс-служба МВД России и подразделения, выполняющие аналогичные функции на региональном уровне, чаще всего рассматриваются в качестве структуры, призванной распространять информацию о различных сторонах деятельности полиции. Вопросы подготовки и размещения информации выходят на первый план в нормативно-правовых актах, регламентирующих информационно-пропагандистскую работу в МВД России1.
1 О порядке подготовки и размещения информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации
О закреплении в документах Правительства РФ положений об информировании населения в качестве основной цели в деятельности пресс-служб федеральных органов исполнительной власти пишет Э. В. Намруева [2, с. 51]. В этом же ключе основные задачи и функции пресс-службы рассматриваются и в научной литературе. Так, например, по мнению Н. В. Фонталова, «одна из важнейших задач пресс-службы ОВД заключается в том, чтобы своевременно и до-
в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: приказ МВД России от 26 февраля 2018 г. № 109.
стоверно доносить объективную информацию до гражданского населения» [5, с. 83]. В качестве полноценной, самостоятельной структуры, призванной осуществлять сбор и обработку информации о социально-экономических и политических процессах, происходящих в обществе, влияющих на состояние правопорядка, пресс-служба практически не рассматривается. В то же время объективный характер оперативно-служебной деятельности пресс-службы априори предполагает взаимодействие с внешней средой, получение информации. Этот аспект в какой-то мере получил отражение в нормативных правовых актах МВД России, возлагающих на подразделения по связям со средствами массовой информации обязанности по проведению круглосуточного мониторинга и анализа материалов СМИ, сети Интернет о деятельности полиции, выявлению, оценке и прогнозированию угроз, подготовке предложений по противодействию этим угрозам, соответствующих информационно-пропагандистских материалов2.
Приказ определил основные направления по сбору и анализу информации, позволяющие реагировать на складывающуюся оперативную обстановку.
Развитие системы ситуационных центров, в функции которых входит осуществление постоянного сбора разносторонней информации, диктует необходимость разработки алгоритма взаимодействия ведомственных пресс-служб с ситуационными центрами, включения и интеграцию пресс-службы в систему ситуационных центров. На наш взгляд, до настоящего времени возможности пресс-служб по сбору и обработки информации не в полной мере учитываются и используются в оперативно-служебной деятельности, организации функционирования ситуационных центров.
Специфика деятельности пресс-службы состоит в постоянной системной работе с источниками получения информации, с которыми представители других подразделений осуществляют эпизодические, нерегулярные контакты в случае необходимости. Следует выделить два основных источника получения информации пресс-службой: в ходе межличностной коммуникации с профессиональными журналистами и в результате самостоятельного мониторинга информационного пространства, включающего в себя материалы как зарегистрированных СМИ, так и сети Интернет. Осуществление и организация систематических контактов
2 О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России: приказ МВД России от 2 октября 2012 г. № 907» (п. 11.33).
с профессиональным журналистским сообществом, выстраивание партнерских, доверительных отношений выделяет пресс-службу среди других подразделений, взаимодействующих с ситуационным центром, открывает дополнительные широкие возможности по сбору и обработке информации. Журналисты, получая информацию в процессе мониторинга социальных сетей, обращений граждан в редакции, как правило, посредством запросов, раскрывают представителям пресс-службы проблемные вопросы, волнующие жителей. В этом отношении журналисты оказывают пресс-службе неоценимую помощь, дополняя мониторинг информационной среды, осуществляемый специалистами пресс-службы, ускоряют процесс обработки информации, позволяют прогнозировать развитие событий и оперативно принимать решения, работать на опережение.
Представители средств массовой информации очень часто выступают в качестве первоисточника получения значимой информации, необходимой для решения оперативно-служебных задач органов внутренних дел. Доверие журналистского сообщества, эффективная обратная связь — реальный итог выстраивания долговременных, партнерских, доверительных отношений. Журналисты одними из первых узнают о планировании несогласованных и несанкционированных акций. К ним, в первую очередь, обращаются организаторы несогласованных мероприятий с целью освещения своих акций, расширения возможностей максимального охвата аудитории.
Следует согласиться с Е. Г. Никитенко, считающего центральные и региональные печатные и электронные СМИ, в том числе каналы теле- и радиовещания, ресурсы сети Интернет неотъемлемым элементом информационного обеспечения функционирования ситуационных центров [3, с. 268—269]. Соглашаясь с ученым, необходимо уточнить, что выделить главное и существенное из информационного потока является задачей пресс-службы.
Исследователь предлагает включать в систему информационного обеспечения ситуационных центров и независимые источники информации. В этом контексте плодотворно использовать ресурс общественных советов. В состав общественных советов входят люди с активной гражданской позицией. Практический опыт членов общественных советов в различных сферах, безусловно, будет востребован и в работе ситуационных центров.
Получение информации представляет собой, несомненно, важный, но вместе с тем первооче-
редной этап в деятельности пресс-службы применительно к системе ситуационного центра.
Анализ поступившей информации на предмет возможных информационных угроз и социальных рисков, вероятности нарушений действующего законодательства, в том числе массового характера, является вторым этапом. На этом этапе до руководителя ситуационного центра доводится как полученная информация, так и предложения с целью последующего принятия управленческих решений, определения и выработки форм и методов проведения контрпропагандистских мероприятий в информационном пространстве и конкретных практических действий по управлению и перемещению нарядов. Принимаются решения по привлечению дополнительных сил и средств.
Профессионально организованное информационное воздействие (противодействие) представляет собой важнейший элемент управления в процессе достижения поставленных целей. Практически реализовать эффективное, точечное взаимодействие, учитывая формат СМИ, социально-политические предпочтения и другие факторы, неизвестные широкой публике, но влияющие на характер подачи информационного материала, могут только специалисты пресс-службы, имеющие опыт и знания.
Исследователи проблемы организации функционирования ситуационных центров К. М. Холостов и В. А. Веревкин, опираясь на нормативные правовые акты МВД России, в качестве субъектов информационно-аналитической работы выделяют штабы, дежурные части и информационные центры территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях [6, с. 74].
В то же время специфика и характер оперативно-служебной деятельности пресс-служб органов внутренних дел, практический вклад в организацию и осуществление постоянного мониторинга информационного пространства, отражающего по большей части происходящее в реальной действительности, позволяют отнести к субъектам информационно-аналитической работы и пресс-службы органов внутренних дел.
Ускорение процессов распространения информации требует незамедлительной реакции, определения официальной позиции на то или иное событие, подготовку и распространение комментариев официальных представителей, размещение информации на официальном сайте в сети Интернет, подготовку соответствующего видеоряда. Как верно отмечают Н. В. Сплавская и М. К. Сохань, «уро-
вень развития технологий и средств связи настолько высок, что информация о резонансных событиях в считанные часы, а иногда и в минуты становится доступной для огромной аудитории. Поэтому сама жизнь заставляет сотрудников пресс-служб действовать быстро, оперативно предоставлять средствам массовой информации комментарии с изложением официальной позиции руководства органа внутренних дел» [4, с. 66—67]. О ведущей роли средств массовой информации в «...формировании определенных стереотипов и влиянии на оценку деятельности полиции в массовом сознании...» пишут М. К. Гайдай и О. П. Трибунов [1, с. 158-159].
Активное информационное сопровождение со стороны средств массовой информации того или иного факта, события, происшествия способствует привлечению внимания широкой аудитории, придает ему статус общественно резонансного. Принятие управленческого решения, основанного на данных, аккумулируемых в ситуационном центре, позволит предупредить возможные социальные риски и является одной из важнейших задач, направленных на прогнозирование, нивелирование и снятие возможных негативных последствий.
Преимущество ситуационного центра заключается в сосредоточении всей полноты информации и широких полномочиях по задействованию и привлечению конкретных сил и средств, которых в своем непосредственном распоряжении не имеет пресс-служба. Информирование населения о принимаемых мерах не всегда может ограничиться размещением сообщения на официальном интернет-сайте или комментарием официальных представителей.
Как правило, требуется демонстрация конкретных действий, проведение рейдовых, оперативно-профилактических мероприятий, к участию в которых привлекаются представителей различных служб.
Технические средства и технологические возможности, особенно искусственного интеллекта, имеющиеся в распоряжении ситуационного центра, выступают важным элементом в системе реагирования и получения необходимой информации. Например, видео, полученное с места события, позволит оперативно подготовить информацию, осуществить видеосопровождение, расставить необходимые акценты, исключить распространение слухов, недостоверной информации. Результатом слаженного взаимодействия пресс-службы и ситуационного центра является сохранение правопорядка и законности.
Обеспечение эффективного функционирования ситуационных центров во многом зависит как от профессионализма сотрудников пресс-служб и ситуационных центров, так и решения вопросов нормативно-правового регулирования. Разработка алгоритма
взаимодействия, утверждение примерного перечня информации, подлежащей обмену, определение основных форм и методов реагирования является приоритетной задачей в процессе выстраивания системы ситуацион ных центров.
Список литературы:
1. Гайдай М. К., Грибунов О. П. Деятельность полиции сквозь призму правового сознания студенческой молодежи // Философия права. 2019. № 3.
2. Намруева Э. В. Интернет-коммуникации как новый канал социального взаимодействия // Академическая мысль. 2020. № 3 (12).
3. Никитенко Е. Г. Система распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 5.
4. Сплавская Н. В., Сохань М. К. Взаимодействие пресс-служб в системе МВД со средствами массовой информации и гражданами // Государство и право в XXI веке. 2016. № 1.
5. Фонталов Н. В. Исследования уровня информированности граждан г. Иркутска о коммуникационной деятельности ГУ МВД России по Иркутской области // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2014. № 1 (68).
6. Холостов К. М., Веревкин В. А. Системы поддержки принятия решений ситуационного центра МВД России // Академическая мысль. 2020. № 3 (12).