щиты конституционных прав и свобод человека и гражданина: монография / С. Н. Братановский, А.В. Урываев. - М.: Директ-Медиа, 2012. - 235 с.
6. Ветрила Е.В. Понятие правового статуса субъекта уголовно-процессуальных правоотношений // Государство и право в XXI веке. 2015. № 2. С. 50-55.
7. Володина Н.В. Роль прокуратуры Российской Федерации в механизме государственной власти / Н.В. Володина, А.В. Симаков, Н.В. Сальников // Правовая инициатива. - 2013. - № 5. - С. 42-43.
8. Дружинина А.В. К вопросу о правовом регулировании социально-экономических отношений в связи с принятием в состав россии новых субъектов / В сборнике: Предпринимательство в России. Взаимодействие государства и бизнеса Материалы II международной научно-практической конференции. Саратов, 2015. С. 20-21.
9. Залужная И.А. Деятельность прокуратуры по совершенствованию законодательных актов субъекта Федерации // Правовая инициатива. 2013. - № 6. -С. 95-97.
10. Иващенко М.А. Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти // Молодой ученый. - 2014. -№ 8. - С. 675-677.
11. Смоленский М.Б. Прокурорский надзор: учебник / под ред. М.Б. Смоленского, И.А. Жильцова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Академцентр, 2011. - 240 с.
12. Сплавская Н.В. Инновационные технологии формирования продуктивных когнитивных и поведенческих стереотипов в сфере правовых отношений // Гуманизация образования. 2012. № 2. С. 42-47.
13. Чобанян А.Г. Прокурорский надзор в сфере исполнения законодательства об исполнительном производстве // Закон и право. - 2011. - № 11. - С. 93-95.
14. Юрова К.И. Правовые основы деятельности российского нотариата / В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 34 частях. 2013. С. 135-138.
Сплавская Н.В., Сохань М.К.
взаимодействие пресс-служб в системе мвд со средствами массовой информации и гражданами
«Кто владеет информацией, тот владеет миром», - эта фраза известна многим. Сказанная более двухсот лет назад, она никогда не теряла своей актуальности. А в настоящее время является лейтмотивом современной жизни.
Информация - главное оружие массового поражения 21 века. Его потен-
циал, разрушительная способность и влияние на сознание человека огромно. Информационные потоки в современном мире приводят к тому, что каждый человек является частью большого мира, все процессы в котором тесно связаны.
На сегодняшний день успешное решение политических, экономических и социальных задач напрямую зависит от социальной активности личности. Важную роль в формировании такой личности играют средства массовой информации.
Информационно-психологическое воздействие, направленное на общество, человека или отдельные сферы его деятельности, может кардинально изменить восприятие окружающей реальности, взгляды, установки, мотивы.
Интерес средств массовой информации к работе правоохранителей сохранялся всегда, менялись лишь приоритеты. Еще до второй половины 80-х годов ХХ века информирование граждан посредством средств массовой информации о работе сотрудников органов внутренних дел, раскрытии преступлений и правонарушений, профилактике преступности являлось подотчетным, и было включено в план работы. В каждом отделе внутренних дел, как правило, в штабном подразделении, присутствовал инспектор, отвечающий за взаимодействие со средствами массовой информации. Эта часть работы хоть и была плановой и отчетной, но ограничивалась уровнем квалификации инспектора и поставленной задачей. Пропаганда правовых знаний, рубрики, посвященные правоохранительной тематике, публикуемые в периодических изданиях, выпуски на радио и телевидении. Кроме того, положительный образ сотрудников органов внутренних дел использовался в художественной литературе, позитивные просветительские и воспитательные элементы пропагандировались в кино и на телевидении.
Со временем, ситуация резко изменилась. Особенно четко эти изменения прослеживаются с началом 90-х и распадом Советского союза. Несмотря на ежедневную и плодотворную войну органов внутренних дел с преступностью и беззаконием, сотрудники органов внутренних дел зачастую сами становились объектами противоправных посягательств. Криминальные структуры, используя подконтрольные СМИ, коммерческие и общественные организации проводили информационные кампании, направленные на дискредитацию работы ведомства и ее руководителей. Применяемые ими технологии манипулирования массовым сознанием оказывали деструктивное влияние на психику граждан.
Уважение к представителю законной власти снизилось, поменявшиеся приоритеты заставили общество встать на сторону беззакония. Для того, чтобы сломить ситуацию и вернуть авторитет правоохранительных органов необходимо было действовать этим же оружием.
Министерство внутренних дел пыталось переломить существующую ситуацию, и спустя годы на экраны вновь вернулись фильмы, рассказывающие гражданам о работе милиции, в многосерийных фильмах стали детально показывать кропотливую работу сотрудников следственных органов, патрульно-постовых и дорожных - патрульных служб, оперативных работников.
Но этого было недостаточно. Ведь художественный фильм - это красивый
сюжет и продуманный стройный сценарий, порой мало походящий на реалии жизни. Оставались случаи, когда в поле зрения журналистов попадали неоднозначные ситуации, отношение к которым общество, по привычке, формировало не в пользу сотрудников правоохранительных органов.
Намеренный и планомерный подрыв уважения к сотрудникам отделов внутренних дел, создание конфликтных ситуаций, вмешательство в ход расследования преступления, «журналистские» расследования, направленные на дискредитацию сотрудников МВД, публикация о материальной заинтересованности следователей, участковых, дознавателей - все это методы работы по пропаганде отрицательного облика сотрудника правоохранительных органов.
Для того, чтобы кардинально изменить существующее положение вещей и вернуть положительное представление населения о деятельности сотрудников органов внутренних дел, необходимо было создать профессиональное подразделение, которое само и с максимальной степенью достоверности должно было информировать граждан о реальной работе правоохранительных органов.
Помочь в решении этой проблемы была призвана пресс-служба. Датой образования пресс-служб в системе органов внутренних дел принято считать 10 июня 1983 года. Приказом МВД СССР № 0162 в структуре центрального аппарата Министерства внутренних дел было создано пресс-бюро, отвечающее за пропаганду деятельности органов внутренних дел и взаимодействие с редакциями газет, журналов, радио, телевидением, издательствами и другими средствами массовой информации.
Конечно, нельзя сказать, что до официального создания подразделения, отвечающего за взаимодействие со средствами массовой информации, сотрудники милиции уклонялись от диалогов с представителями СМИ. В газетах и журналах публиковались интервью с руководителями подразделений, выпускались и до сих пор существуют ведомственные печатные издания.
Тем не менее, создание отдельной самостоятельной единицы, в обязанности которой входило профессиональное общение с представителями общественности, ведущими диалог, как говорится, «на одном языке», стало знаковым событием.
Вот уже более 30 лет пресс-службы, подразделения информации и общественных связей, инспекторы по взаимодействию со СМИ функционируют во всех подразделениях центрального аппарата министерства и территориальных органах внутренних дел.
Появление пресс-служб отражает новые потребности общества в более сложной и разнообразной социальной информации и проходит в рамках более широкого внешнего процесса - усложнения информационной структуры общества. Именно на пресс-службы была возложена обязанность координирования всех подразделений ОВД по информированию граждан о состояниях правопорядка и результатах борьбы с преступностью.
Согласно статьи 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-Ф3 «О полиции» - одним из критериев оценки, работы сотрудников органов внутрен-
них дел является общественное мнение [1]. Общественное мнение относительно деятельности полиции зависит от степени доступности получения информации гражданами и организациями. Одна из важнейших задач пресс-службы ОВД заключается в том, чтобы своевременно и достоверно доносить объективную информацию до гражданского населения.
От формирования позитивного мнения общества зависит не только оценка деятельности отдельно взятого сотрудника, но и системы в целом. Ошибка одного влечет за собой формирование негативного отношения ко всем сотрудникам, а, следовательно, снижает степень доверия населения [8, с.19]. Так, в конце 2015 - начале 2016 гг.. департамент социологии Финансового университета при Правительстве РФ провел опрос, посвященный доверию населения судам и правоохранительным органам. Исследование охватило 75 городов страны с населением более 250 тысяч человек.
Исследование показало, что россияне в целом доверяют полиции. Уровень лояльности к правоохранительным органам в РФ высокий -60% респондентов.
Больше всех правоохранительным органам доверяют в Череповце (69%), Самаре (67%), Грозном (66%), Рязани (66%) и Екатеринбурге (65%). Самый низкие показатели отмечены в Сочи (50%), Хабаровске (49%), Кургане (47%), Чите (45%) и Комсомольске-на-Амуре (42%) [9].
Отсутствие «прозрачности» в деятельности полиции создает предпосылки отчуждения населения, вызывает недоверие к различным предложениям и решениям.
Необходимо учитывать тот факт, что именно средства массовой информации формируют общественное мнение, доводя до сведения населения различные сообщения и материалы, полученные от правоохранителей. Поэтому крайне важно выверять не только содержание передаваемых для публикации данных, но также их объем и интенсивность, сопровождая такие данные соответствующими профессиональными комментариями. В этом случае, полагаем, в обязательном порядке необходимо прогнозировать возможные последствия информационного обмена, исходя не только из требований действующего законодательства, но и руководствуясь простым правилом - «не навреди». Без подобного взвешенного подхода к взаимодействию со СМИ невозможно успешно решить ни одной из указанных выше правоохранительных, просветительных, обучающих, воспитательных и иных общественно значимых задач. Кроме того, взаимодействуя со средствами массовой информации, необходимо строго соблюдать законодательные установления о свободе массовой информации, уважая права и свободы, как самих СМИ, так и их пользователей. В этой связи, одним из приоритетных направлений деятельности полиции является устранение проблем и противоречий, возникающих в такой важной сфере как сфера информационная.
Течение времени требовало новых подходов к выдаче информации, старые приемы уже не могли заинтересовать средства массовой информации в том объеме, который был раньше. Время требовало новых подходов, новых стратегий, новых структур. На сегодняшний день уровень развития технологий и средств
связи настолько высок, что информация о резонансных событиях в считанные часы, а иногда и в минуты становится доступной для огромной аудитории. Поэтому сама жизнь заставляет сотрудников пресс-служб действовать быстро, оперативно предоставлять средствам массовой информации комментарии с изложением официальной позиции руководства органа внутренних дел. Подразделения информации и общественных связей активно внедряют в свою повседневную деятельность новые формы работы. Ведь профессионализм сотрудников пресс-служб позволяет не только выступать с краткими комментариями для новостных теле- и радиопередач, но и принимать участие в программах иного формата — «прямых линиях», круглых столах и ток-шоу. Сегодня самое пристальное внимание должно быть обращено на интернет-пространство и блогосферу, поскольку именно здесь заложен значительный ресурс для увеличения целевой аудитории. Некоторые пресс-службы уже используют в своей работе интернет-форумы, микроблоки Твиттер, социальные сети.
Конец XX века был отмечен информационным взрывом. Это выражается в появлении новых каналов распространения информации - Интернет, спутниковое и кабельное телевидение, периодические издания различных направлений, многопрофильные и локальные радиостанций. Количество информации неумолимо растет и увеличивается в объеме, вместе с тем отмечается, что потребление информации гражданами остается на прежнем уровне.
Одной из функций пресс-службы МВД является налаживание необходимых контактов с сотрудниками редакции СМИ и подготовка для них информации, интересной для массовой аудитории. Как свидетельствует практика, основной объем информации о работе полиции и иных правоохранительных органов население получает посредством радио, телевидения и Интернета, куда она поступает, как правило, через пресс - службу органов внутренних дел.
В настоящее время в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации создана и успешно функционирует стройная система взаимодействия с различными средствами массовой информации, для которой выработаны положительно зарекомендовавшие себя формы и методы сотрудничества. Наиболее активно данная работа проводится с аудиовизуальными и печатными СМИ. Вместе с тем, с учетом развития Интернета и Мобильных систем их также надлежит рассматривать как серьезный потенциал, который в интересах повседневной оперативно-служебной деятельности должен стать важным средством эффективной реализации задач, поставленных перед МВД России задач.
Исследования, проведенные в 2010 г. О.Б. Дроновой [4, с. 72], в 2014 г. Н.Н. Демидовым и А.Н. Тюменцевым [5, с. 25], показывают, что деятельность современных информационных подразделений можно квалифицировать по двум направлениям: внешнее (межведомственное) — это организация и развитие деловых контактов с пресс-службами других правоохранительных органов, властных структур и других организаций, и внутреннее (ведомственное), которое заключается в согласовании и упорядочении действий отделов информации со структурными подразделениями других служб органов внутренних дел, при-
званных осуществлять связь со СМИ по определенному направлению, с органами ведомственной печати, а также с отдельными сотрудниками, ответственными за данный участок работы непосредственно на местах .
Формы и методы работы современной пресс-службы отличаются многогранностью, что в свою очередь способствует появлению возможностей для достижения различных целей.
литература
1. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
2. Приказ МВД России «О совершенствовании деятельности подразделений информации и общественных связей, пресс-служб органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России» от 06.09.2011 № 995 // Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
3. Ветрила Е.В. К вопросу об особенностях уголовно-процессуальных правоотношений // Государство и право в XXI веке. 2014. № 1.
4. Дронова О.Б. Современные возможности реализации процесса взаимодействия экспертно-криминалистических подразделений со СМИ в целях раскрытия и расследования преступлений // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2010. № 1.
5. Демидов Н.Н., Тюменцев А.Н. Криминогенная обстановка в Волгоградской области через призму общественного мнения // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 4.
6. Емельянова К.И., Василенко Н.В., Богданов В.В., Терехов В.В. Проблемы защиты информации человеком и обществом // В сборнике: IV Международная научно-практическая конференция молодых ученых, посвященная 53-й годовщине полета Ю.А. Гагарина в космос Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», Оформление ООО «Издательский Дом - Юг». Краснодар, 2014.
7. Колокольцев В.А. Тридцать лет пресс-службам и подразделениям общественных связей МВД России // Профессионал. 2013. № 3.
8. Сплавская Н.В. Организационное и информационное обеспечение вик-тимологической профилактики, осуществляемой органами внутренних дел // Государство и право в XXI веке. 2014. № 2. С. 19-22.
9. Уровень доверия судам и полиции в Сочи — один из самых низких в РФ (Вести Сочи 02.03.2016) [Электронный ресурс]. - URL: http://vesti-sochi.tv/ obshhestvo/40593-uroven-doverija-sudam-i-policii-v-sochi--odin-iz-samyh-nizkih-v-rf.