Научная статья на тему 'Взаимодействие пресс-служб в системе МВД со средствами массовой информации и гражданами'

Взаимодействие пресс-служб в системе МВД со средствами массовой информации и гражданами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5031
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСС-СЛУЖБА / МВД / ПОЛИЦИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PRESS SERVICE / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / POLICE / THE MASS MEDIA / ARRANGEMENT OF INTERACTION / PUBLIC OPINION / ACTIVITY ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сплавская Наталья Владимировна, Сохань Марина Константиновна

В статье рассмотрены этапы возникновения пресс-службы как самостоятельного подразделения в системе МВД России. Особое внимание уделено обоснованию необходимости этого подразделения как связующего звена между российской полицией, средствами массовой информации и гражданским обществом. В обращено внимание на то, что именно от взаимодействия пресс-службы МВД с представителями СМИ зависит положительная оценка деятельности российской полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS’ PRESS SERVICES WITH THE MASS MEDIA AND THE CITIZENS

The article deals with the stages of the press services establishment as independent division in system of the Russian Ministry of Internal Affairs. It focuses our attention on reasoning the necessity for such a division as a link between the Russian police, Mass media and civil society. In the article the author pays attention to the fact that the close interaction between the press services and members of the Mass media leads to a positive assessment of the Russian police activity.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие пресс-служб в системе МВД со средствами массовой информации и гражданами»

щиты конституционных прав и свобод человека и гражданина: монография / С. Н. Братановский, А.В. Урываев. - М.: Директ-Медиа, 2012. - 235 с.

6. Ветрила Е.В. Понятие правового статуса субъекта уголовно-процессуальных правоотношений // Государство и право в XXI веке. 2015. № 2. С. 50-55.

7. Володина Н.В. Роль прокуратуры Российской Федерации в механизме государственной власти / Н.В. Володина, А.В. Симаков, Н.В. Сальников // Правовая инициатива. - 2013. - № 5. - С. 42-43.

8. Дружинина А.В. К вопросу о правовом регулировании социально-экономических отношений в связи с принятием в состав россии новых субъектов / В сборнике: Предпринимательство в России. Взаимодействие государства и бизнеса Материалы II международной научно-практической конференции. Саратов, 2015. С. 20-21.

9. Залужная И.А. Деятельность прокуратуры по совершенствованию законодательных актов субъекта Федерации // Правовая инициатива. 2013. - № 6. -С. 95-97.

10. Иващенко М.А. Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти // Молодой ученый. - 2014. -№ 8. - С. 675-677.

11. Смоленский М.Б. Прокурорский надзор: учебник / под ред. М.Б. Смоленского, И.А. Жильцова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Академцентр, 2011. - 240 с.

12. Сплавская Н.В. Инновационные технологии формирования продуктивных когнитивных и поведенческих стереотипов в сфере правовых отношений // Гуманизация образования. 2012. № 2. С. 42-47.

13. Чобанян А.Г. Прокурорский надзор в сфере исполнения законодательства об исполнительном производстве // Закон и право. - 2011. - № 11. - С. 93-95.

14. Юрова К.И. Правовые основы деятельности российского нотариата / В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 34 частях. 2013. С. 135-138.

Сплавская Н.В., Сохань М.К.

взаимодействие пресс-служб в системе мвд со средствами массовой информации и гражданами

«Кто владеет информацией, тот владеет миром», - эта фраза известна многим. Сказанная более двухсот лет назад, она никогда не теряла своей актуальности. А в настоящее время является лейтмотивом современной жизни.

Информация - главное оружие массового поражения 21 века. Его потен-

циал, разрушительная способность и влияние на сознание человека огромно. Информационные потоки в современном мире приводят к тому, что каждый человек является частью большого мира, все процессы в котором тесно связаны.

На сегодняшний день успешное решение политических, экономических и социальных задач напрямую зависит от социальной активности личности. Важную роль в формировании такой личности играют средства массовой информации.

Информационно-психологическое воздействие, направленное на общество, человека или отдельные сферы его деятельности, может кардинально изменить восприятие окружающей реальности, взгляды, установки, мотивы.

Интерес средств массовой информации к работе правоохранителей сохранялся всегда, менялись лишь приоритеты. Еще до второй половины 80-х годов ХХ века информирование граждан посредством средств массовой информации о работе сотрудников органов внутренних дел, раскрытии преступлений и правонарушений, профилактике преступности являлось подотчетным, и было включено в план работы. В каждом отделе внутренних дел, как правило, в штабном подразделении, присутствовал инспектор, отвечающий за взаимодействие со средствами массовой информации. Эта часть работы хоть и была плановой и отчетной, но ограничивалась уровнем квалификации инспектора и поставленной задачей. Пропаганда правовых знаний, рубрики, посвященные правоохранительной тематике, публикуемые в периодических изданиях, выпуски на радио и телевидении. Кроме того, положительный образ сотрудников органов внутренних дел использовался в художественной литературе, позитивные просветительские и воспитательные элементы пропагандировались в кино и на телевидении.

Со временем, ситуация резко изменилась. Особенно четко эти изменения прослеживаются с началом 90-х и распадом Советского союза. Несмотря на ежедневную и плодотворную войну органов внутренних дел с преступностью и беззаконием, сотрудники органов внутренних дел зачастую сами становились объектами противоправных посягательств. Криминальные структуры, используя подконтрольные СМИ, коммерческие и общественные организации проводили информационные кампании, направленные на дискредитацию работы ведомства и ее руководителей. Применяемые ими технологии манипулирования массовым сознанием оказывали деструктивное влияние на психику граждан.

Уважение к представителю законной власти снизилось, поменявшиеся приоритеты заставили общество встать на сторону беззакония. Для того, чтобы сломить ситуацию и вернуть авторитет правоохранительных органов необходимо было действовать этим же оружием.

Министерство внутренних дел пыталось переломить существующую ситуацию, и спустя годы на экраны вновь вернулись фильмы, рассказывающие гражданам о работе милиции, в многосерийных фильмах стали детально показывать кропотливую работу сотрудников следственных органов, патрульно-постовых и дорожных - патрульных служб, оперативных работников.

Но этого было недостаточно. Ведь художественный фильм - это красивый

сюжет и продуманный стройный сценарий, порой мало походящий на реалии жизни. Оставались случаи, когда в поле зрения журналистов попадали неоднозначные ситуации, отношение к которым общество, по привычке, формировало не в пользу сотрудников правоохранительных органов.

Намеренный и планомерный подрыв уважения к сотрудникам отделов внутренних дел, создание конфликтных ситуаций, вмешательство в ход расследования преступления, «журналистские» расследования, направленные на дискредитацию сотрудников МВД, публикация о материальной заинтересованности следователей, участковых, дознавателей - все это методы работы по пропаганде отрицательного облика сотрудника правоохранительных органов.

Для того, чтобы кардинально изменить существующее положение вещей и вернуть положительное представление населения о деятельности сотрудников органов внутренних дел, необходимо было создать профессиональное подразделение, которое само и с максимальной степенью достоверности должно было информировать граждан о реальной работе правоохранительных органов.

Помочь в решении этой проблемы была призвана пресс-служба. Датой образования пресс-служб в системе органов внутренних дел принято считать 10 июня 1983 года. Приказом МВД СССР № 0162 в структуре центрального аппарата Министерства внутренних дел было создано пресс-бюро, отвечающее за пропаганду деятельности органов внутренних дел и взаимодействие с редакциями газет, журналов, радио, телевидением, издательствами и другими средствами массовой информации.

Конечно, нельзя сказать, что до официального создания подразделения, отвечающего за взаимодействие со средствами массовой информации, сотрудники милиции уклонялись от диалогов с представителями СМИ. В газетах и журналах публиковались интервью с руководителями подразделений, выпускались и до сих пор существуют ведомственные печатные издания.

Тем не менее, создание отдельной самостоятельной единицы, в обязанности которой входило профессиональное общение с представителями общественности, ведущими диалог, как говорится, «на одном языке», стало знаковым событием.

Вот уже более 30 лет пресс-службы, подразделения информации и общественных связей, инспекторы по взаимодействию со СМИ функционируют во всех подразделениях центрального аппарата министерства и территориальных органах внутренних дел.

Появление пресс-служб отражает новые потребности общества в более сложной и разнообразной социальной информации и проходит в рамках более широкого внешнего процесса - усложнения информационной структуры общества. Именно на пресс-службы была возложена обязанность координирования всех подразделений ОВД по информированию граждан о состояниях правопорядка и результатах борьбы с преступностью.

Согласно статьи 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-Ф3 «О полиции» - одним из критериев оценки, работы сотрудников органов внутрен-

них дел является общественное мнение [1]. Общественное мнение относительно деятельности полиции зависит от степени доступности получения информации гражданами и организациями. Одна из важнейших задач пресс-службы ОВД заключается в том, чтобы своевременно и достоверно доносить объективную информацию до гражданского населения.

От формирования позитивного мнения общества зависит не только оценка деятельности отдельно взятого сотрудника, но и системы в целом. Ошибка одного влечет за собой формирование негативного отношения ко всем сотрудникам, а, следовательно, снижает степень доверия населения [8, с.19]. Так, в конце 2015 - начале 2016 гг.. департамент социологии Финансового университета при Правительстве РФ провел опрос, посвященный доверию населения судам и правоохранительным органам. Исследование охватило 75 городов страны с населением более 250 тысяч человек.

Исследование показало, что россияне в целом доверяют полиции. Уровень лояльности к правоохранительным органам в РФ высокий -60% респондентов.

Больше всех правоохранительным органам доверяют в Череповце (69%), Самаре (67%), Грозном (66%), Рязани (66%) и Екатеринбурге (65%). Самый низкие показатели отмечены в Сочи (50%), Хабаровске (49%), Кургане (47%), Чите (45%) и Комсомольске-на-Амуре (42%) [9].

Отсутствие «прозрачности» в деятельности полиции создает предпосылки отчуждения населения, вызывает недоверие к различным предложениям и решениям.

Необходимо учитывать тот факт, что именно средства массовой информации формируют общественное мнение, доводя до сведения населения различные сообщения и материалы, полученные от правоохранителей. Поэтому крайне важно выверять не только содержание передаваемых для публикации данных, но также их объем и интенсивность, сопровождая такие данные соответствующими профессиональными комментариями. В этом случае, полагаем, в обязательном порядке необходимо прогнозировать возможные последствия информационного обмена, исходя не только из требований действующего законодательства, но и руководствуясь простым правилом - «не навреди». Без подобного взвешенного подхода к взаимодействию со СМИ невозможно успешно решить ни одной из указанных выше правоохранительных, просветительных, обучающих, воспитательных и иных общественно значимых задач. Кроме того, взаимодействуя со средствами массовой информации, необходимо строго соблюдать законодательные установления о свободе массовой информации, уважая права и свободы, как самих СМИ, так и их пользователей. В этой связи, одним из приоритетных направлений деятельности полиции является устранение проблем и противоречий, возникающих в такой важной сфере как сфера информационная.

Течение времени требовало новых подходов к выдаче информации, старые приемы уже не могли заинтересовать средства массовой информации в том объеме, который был раньше. Время требовало новых подходов, новых стратегий, новых структур. На сегодняшний день уровень развития технологий и средств

связи настолько высок, что информация о резонансных событиях в считанные часы, а иногда и в минуты становится доступной для огромной аудитории. Поэтому сама жизнь заставляет сотрудников пресс-служб действовать быстро, оперативно предоставлять средствам массовой информации комментарии с изложением официальной позиции руководства органа внутренних дел. Подразделения информации и общественных связей активно внедряют в свою повседневную деятельность новые формы работы. Ведь профессионализм сотрудников пресс-служб позволяет не только выступать с краткими комментариями для новостных теле- и радиопередач, но и принимать участие в программах иного формата — «прямых линиях», круглых столах и ток-шоу. Сегодня самое пристальное внимание должно быть обращено на интернет-пространство и блогосферу, поскольку именно здесь заложен значительный ресурс для увеличения целевой аудитории. Некоторые пресс-службы уже используют в своей работе интернет-форумы, микроблоки Твиттер, социальные сети.

Конец XX века был отмечен информационным взрывом. Это выражается в появлении новых каналов распространения информации - Интернет, спутниковое и кабельное телевидение, периодические издания различных направлений, многопрофильные и локальные радиостанций. Количество информации неумолимо растет и увеличивается в объеме, вместе с тем отмечается, что потребление информации гражданами остается на прежнем уровне.

Одной из функций пресс-службы МВД является налаживание необходимых контактов с сотрудниками редакции СМИ и подготовка для них информации, интересной для массовой аудитории. Как свидетельствует практика, основной объем информации о работе полиции и иных правоохранительных органов население получает посредством радио, телевидения и Интернета, куда она поступает, как правило, через пресс - службу органов внутренних дел.

В настоящее время в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации создана и успешно функционирует стройная система взаимодействия с различными средствами массовой информации, для которой выработаны положительно зарекомендовавшие себя формы и методы сотрудничества. Наиболее активно данная работа проводится с аудиовизуальными и печатными СМИ. Вместе с тем, с учетом развития Интернета и Мобильных систем их также надлежит рассматривать как серьезный потенциал, который в интересах повседневной оперативно-служебной деятельности должен стать важным средством эффективной реализации задач, поставленных перед МВД России задач.

Исследования, проведенные в 2010 г. О.Б. Дроновой [4, с. 72], в 2014 г. Н.Н. Демидовым и А.Н. Тюменцевым [5, с. 25], показывают, что деятельность современных информационных подразделений можно квалифицировать по двум направлениям: внешнее (межведомственное) — это организация и развитие деловых контактов с пресс-службами других правоохранительных органов, властных структур и других организаций, и внутреннее (ведомственное), которое заключается в согласовании и упорядочении действий отделов информации со структурными подразделениями других служб органов внутренних дел, при-

званных осуществлять связь со СМИ по определенному направлению, с органами ведомственной печати, а также с отдельными сотрудниками, ответственными за данный участок работы непосредственно на местах .

Формы и методы работы современной пресс-службы отличаются многогранностью, что в свою очередь способствует появлению возможностей для достижения различных целей.

литература

1. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

2. Приказ МВД России «О совершенствовании деятельности подразделений информации и общественных связей, пресс-служб органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России» от 06.09.2011 № 995 // Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

3. Ветрила Е.В. К вопросу об особенностях уголовно-процессуальных правоотношений // Государство и право в XXI веке. 2014. № 1.

4. Дронова О.Б. Современные возможности реализации процесса взаимодействия экспертно-криминалистических подразделений со СМИ в целях раскрытия и расследования преступлений // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2010. № 1.

5. Демидов Н.Н., Тюменцев А.Н. Криминогенная обстановка в Волгоградской области через призму общественного мнения // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 4.

6. Емельянова К.И., Василенко Н.В., Богданов В.В., Терехов В.В. Проблемы защиты информации человеком и обществом // В сборнике: IV Международная научно-практическая конференция молодых ученых, посвященная 53-й годовщине полета Ю.А. Гагарина в космос Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», Оформление ООО «Издательский Дом - Юг». Краснодар, 2014.

7. Колокольцев В.А. Тридцать лет пресс-службам и подразделениям общественных связей МВД России // Профессионал. 2013. № 3.

8. Сплавская Н.В. Организационное и информационное обеспечение вик-тимологической профилактики, осуществляемой органами внутренних дел // Государство и право в XXI веке. 2014. № 2. С. 19-22.

9. Уровень доверия судам и полиции в Сочи — один из самых низких в РФ (Вести Сочи 02.03.2016) [Электронный ресурс]. - URL: http://vesti-sochi.tv/ obshhestvo/40593-uroven-doverija-sudam-i-policii-v-sochi--odin-iz-samyh-nizkih-v-rf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.