Научная статья на тему 'Отдельные аспекты формирования объективного общественнного мнения о деятельности полиции'

Отдельные аспекты формирования объективного общественнного мнения о деятельности полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
495
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / POLICE / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MEDIA / ОБЪЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ / OBJECTIVE OPINION / ОБЪЕКТИВНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ / OBJECTIVE INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Орлов Кирилл Александрович

Приводится характеристика объективности как основного свойства принципа открытости и публичности деятельности полиции. Предлагается ряд мероприятий по объективному информированию о деятельности органов внутренних дел в рамках дальнейшего реформирования действующей системы МВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Орлов Кирилл Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of community councils in the internal affairs

The article describes the basic properties of objectivity as a principle of openness and transparency of the activities of the police. Proposes a number of measures for transparent reporting of activities of internal affairs under the further reform of the current system of the Ministry of Interior.

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты формирования объективного общественнного мнения о деятельности полиции»

УДК 34 ББК 67

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЪЕКТИВНОГО ОБЩЕСТВЕНННОГО МНЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ

КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ОРЛОВ,

преподаватель кафедры теории и истории государства и права, Уральского юридического института МВД России,

кандидат юридических наук

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

E-mail: orlov.82@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Приводится характеристика объективности как основного свойства принципа открытости и публичности деятельности полиции. Предлагается ряд мероприятий по объективному информированию о деятельности органов внутренних дел в рамках дальнейшего реформирования действующей системы МВД.

Ключевые слова: полиция, средства массовой информации, объективное мнение, объективное информирование.

Annotation. The article describes the basic properties of objectivity as a principle of openness and transparency of the activities of the police. Proposes a number of measures for transparent reporting of activities of internal affairs under the further reform of the current system of the Ministry of Interior.

Keywords: police, media, objective opinion, objective information.

Принятый в феврале 2011 г. закон «О Полиции» заложил концепцию функционирования полиции как органа профессионально осуществляющего возложенные на него функции государства. В развитие данного направления была создана новая парадигма взаимоотношений общества и полиции. Содержащийся в ст. 8 гл. 2 вышеуказанного закона принцип «открытости и публичности» олицетворяет новый подход к статусу органов полиции в российском обществе. Позиционируя себя как открытый в определенных пределах элемент механизма государства, полиция провозгласила себя открытым и публичным органом, который призван регулярно информировать государственные и муниципальные учреждения, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. Кроме того, полиция в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылок

справочных и статистических материалов и в иных формах1.

Все изменения, которые были запланированы в рамках начавшегося и продолжающегося реформирования содержания деятельности полиции, необходимо доводить до общества. Общественное мнение — это критерий эффективности деятельности органов внутренних дел, а также индикатор для последующих изменений. Вместе с тем, необходимо получать и ответ в виде конкретных оценок, формирующихся в обществе, о произведенных изменениях в деятельности полиции, поскольку общественное мнение — это своего рода «зеркальное отражение», которое видят представители полиции о своей деятельности. Зачастую общественное мнение не всегда является подлинным, отражающим истинное положение дел в системе МВД.

Органы внутренних дел — самая многочисленная, многофункциональная и наиболее осязаемая часть правоохранительной системы. В глазах граждан ОВД являются не только инструментом власти, но и ее олицетворением, а власть должна быть по-

нятна всему населению. Доверие граждан должно стать одним из главных показателей эффективности работы правоохранительных органов России. Вот почему стратегически приоритетным направлением МВД России стало придание его деятельности предельно открытого и социально ориентированного характера.

Достижение доверия и формирование уважения к сотрудникам органов внутренних дел может быть достигнуто посредством достоверного и объективного информирования граждан о их деятельности. Изложение в средствах массовой информации подлинных фактов, произошедших при осуществлении органами внутренних дел своей деятельности, отсутствие умалчивания и желания выставить сотрудников в более выгодном свете — это основа, на которой граждане как осознанно, так и неосознанно формируют общественное мнение об органах полиции.

Основными институтами, способными оказывать как спонтанное, так и целенаправленное воздействие на представление граждан о функционировании органов внутренних дел, являются средства массовой информации и Интернет. В связи с этим организация конструктивного взаимодействия в области объективного освещения работы органов внутренних дел должна стать фактором, во многом определяющим деятельность подразделений информации и общественных связей органов внутренних дел.

К основным методам работы по достижению объективности в функционировании органов внутренних дел целесообразно отнести следующие.

Необходимо изменить подход к подаче материала о деятельности полиции в средствах массовой информации.

Ситуация связана с тем, что большинство публикаций о полиции являются маленькими заметками; как правило, это короткие сообщения о происшествиях, очерки и статистические отчеты деятельности, либо комментарии, сообщения, в различных форматах сети Интернет. Крайне мало объемных и содержательных рубрик, которые бы увлекали, описывали реальную, сложную работу в ОВД.

Назрела необходимость создавать более эмоциональные, «живые» по своей подаче сообщения. Зачастую сообщения о том или ином поступке сотруд-

ника органов внутренних дел описываются только лишь как повседневное, «обычное» выполнение своих должностных обязанностей. И это действительно так; сотрудники выполняют свои должностные обязанности в соответствии с нормативным актами, должностными инструкциями, распоряжениями руководства. Но, вместе с тем, они действуют исходя из оперативной обстановки, которая не всегда является спокойной, более того — рискуют собственной жизнью при выполнении долга. Зачастую описанию этих фактов не хватает эмоциональной составляющей, которая передавала бы всю сложность, трудность и героизм выполнения должностных обязанностей.

Организация взаимодействия органов внутренних дел с представителями средств массовой информации.

Данное взаимодействие может осуществляться в следующих формах.

Административное воздействие. Эффективность объективного информирования общества со стороны СМИ в значительной степени повысится в случае конструктивного взаимодействия руководства подразделений МВД России, должностных лиц органов власти и управления региона с руководителями средств массовой информации.

Личный контакт. Добиться значительных положительных результатов по объективному освещению деятельности органов внутренних дел можно за счет личного контакта руководителей подразделений пресс-служб МВД России и представителей СМИ.

Координация совместных действий. Это положение во многом является продолжением предыдущих пунктов и основано на налаживании конструктивного взаимодействия руководства СМИ и органов внутренних дел. Выражаться оно может в проведении совместных консультаций с представителями СМИ в форме индивидуальных встреч и в расширенных группах. Эта работа может выступать как дополнительный информационный повод и, соответственно, способствовать качественному и всестороннему информированию общества о деятельности полиции.

Активизация деятельности общественных советов.

Деятельность полиции должна стать открытой и прозрачной, в связи с чем важен взгляд со

стороны общественности. Необходимость работы данного органа была сформулирована в рамках принятого закона «О полиции». Организационно общественный совет представляет собой совокупность наиболее авторитетных, известных представителей нашего общества, а основное предназначение данной структуры — выступать связующим звеном между обществом и полицией. Члены общественного совета независимо и объективно должны воспринимать деятельность органов внутренних дел, обозначать проблемные места, корректировать и направлять советами деятельность полиции.

Вместе с тем, роль общественных советов не должна сводиться только лишь к работе в одном направлении — к доведению пожеланий и интересов общества до сотрудников полиции. Представители общественного органа непосредственно сталкиваются с работой должностных лиц в полиции, они видят реальную, сложнейшую деятельность профессионалов, и на них должна быть возложена задача по объективному информированию общества о фактах и процессе осуществления своих функций полицейскими. Поскольку членами общественных советов являются не только известные личности, но и представители ведущих средств массовой информации, постольку их объективное мнение и оценка должны найти реальное закрепление в сознании общества.

Кроме того, к основным направлениям функционирования общественных советов в рамках формирования объективного общественного мнения о работе полиции можно отнести следующие: общественный контроль над деятельностью МВД, профилактика правонарушений и правовое воспитание подрастающего поколения, а также принятие мер по повышению служебной дисциплины полицейских.

Активное использование событийной коммуникации.

Традиционно считается, что полиция — это закрытая организация. Такое мнение, в свою очередь, порождает значительные имиджевые потери и негативное отношение к сотрудникам полиции со стороны значительной части населения. Для разрушения этих стереотипных установок необходимо активнее использовать инструменты событийной

коммуникации («эвент менеджмент»). Например, демонстрация торжественных и праздничных мероприятий, которые проходят в органах внутренних дел: принятие присяги, выпуск слушателей из учебного заведения системы МВД России, мероприятия в рамках праздника «дня сотрудника органов внутренних дел».

Одним из направлений работы по формированию объективного мнения о деятельности полиции является присутствие журналистов при осуществлении полицейскими своих должностных обязанностей.

Своего рода «смена профессии журналистом» позволит показать жизнь стражей правопорядка изнутри. Журналисты на время могут стать участковыми, принимать участие в несении службы в составе экипажей ДПС, совершать рейды с сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних. Целесообразно пригласить для такого рода перевоплощения тех представителей средств массовой информации, которые предвзято и критично настроены в отношении полиции. Ощутив на себе все тяготы служебной деятельности, журналисты с присущим им умением и талантом отразят это в своих сообщениях. Что же касается наиболее одиозно настроенных субъектов, у них должно пропасть всякое желание писать негативные и необъективные сообщения о функционировании органов внутренних дел.

Регулярное, систематическое взаимодействие с Фондами изучения общественного мнения, доведение этих данных до общества.

В связи с заявленной концепцией открытости и публичности системы министерства внутренних дел, общественное мнение становится весьма актуальным для оценки деятельности полиции. Полученные в результате исследования данные составляют важную и нужную для последующей работы информацию. В зависимости от характера полученной информации, руководство органов внутренних дел может корректировать свою политику в целях реализации стратегически важных задач. Еще более перспективным является использование результатов узкоцелевых опросов граждан, которые проводятся непосредственно на местах и охватывают конкретные, обслуживаемые органами внутренних дел группы населения. Изучение общественного

мнения в данном случае должно быть нацелено на выявление:

возникающих проблемных ситуаций в работе конкретных служб и подразделений органов внутренних дел;

степени удовлетворенности, оценки населением результатов и форм работы органов внутренних

дел;

V ожиданий населения относительно направлений совершенствования деятельности данных служб органов внутренних дел; ф потребностей в правовом информировании населения, связанных с данным направлением деятельности органов внутренних дел; степени компетентности общественного мнения о работе отдельных подразделений и служб органов внутренних дел;

наличия негативных установок, предубеждений и источников их происхождения; динамики общественного мнения о работе служб и подразделений органов внутренних дел. Кроме опросов населения, целесообразно анализировать также данные, полученные в рамках специализированных опросов сотрудников различных подразделений органов внутренних дел, проводить контент-анализы обращений, жалоб граждан, анализ прокурорской и судебной практики отмены решений должностных лиц органов внутренних дел, опросы лиц, уволившихся со службы и по иному взглянувших на ее сущность и т.д. Это позволит отличить действительные проблемы от мнимых, возникающих под действием некорректной информации, распространяемой субъектами массовой коммуникации, слухов, предубеждений в отношении полиции, а также оценить ситуацию более глубоко и объективно2.

Организация работы ведомственных средств массовой информации.

На сегодняшний день в регионах выпускается порядка 70 печатных изданий органов внутренних дел. Пресс-службами территориальных органов МВД производится около 100 телевизионных программ и порядка 40 радиопередач.

Информация о проведенных мероприятиях может подаваться в виде полностью готовых к публикации материалов для СМИ, подготовленных PR-специалистами органов внутренних дел, либо

журналистами по их заданию. Применительно к рассматриваемой проблеме важно, чтобы материалы различались по объему, жанрам и стилистике, исходя из специфики конкретных СМИ, но были направлены на объективное информирование о деятельности органов полиции.

Пропагандистская работа по объективному освещению деятельности органов внутренних дел во всемирной сети в эпоху глобализации должна стать одним из приоритетов в работе пресс-служб ОВД.

Оперативному распространению информации о работе российской полиции способствуют ведомственные Интернет-ресурсы: официальный сайт Министерства и ведомственные сайты территориальных органов МВД России, которые с началом реформы претерпели определенные изменения, вызванные формированием нового образа сотрудников органов внутренних дел. В настоящее время Интернет-сайты выступают важным коммуникативным каналом, с помощью которого организовано взаимодействие правоохранительного ведомства и российского гражданского общества.

С учетом актуальности звучания в последние несколько лет социальных сетей, зарегистрирована Интернет-страница МВД России, созданная на ресурсе vkontakte.ru. Как показывает статистика обращений, страница достаточно популярна среди пользователей. На ней в открытом доступе рассматриваются самые разные вопросы правоохранительной деятельности, благодаря чему аудитория сети Интернет получила возможность высказывать свое мнение о результатах деятельности полиции, а также предлагать темы для обсуждения.

Вместе с тем, подробный анализ распространяемой в сети информации позволяет сделать вывод о наличии дифференцированного мнения граждан о деятельности органов внутренних дел. Условно подразделяя мнение граждан на два вида, возможно говорить о мнении, которое формируется в результате деятельности традиционных средств информации, и мнение, которое формирует всемирная сеть.

Если традиционные средства информации, в основном, предоставляют односторонний поток сведений, от автора к слушателю, то информация в сети формируется посредством участия наиболее

активных ее членов, которые представляют слияние в одном субъекте автора и реципиента.

Влияние сформировавшихся Интернет-ресурсов — блогов, форумов, социальных сетей, поисковых систем, новостных лент — в последнее время существенно возрастает. В самом общем виде Интернет-ресурсы становятся альтернативой действующих официальных СМИ: они компенсируют недостаток информации от профессиональной журналистики, обеспечивают участие в общественной дискуссии, предоставляют возможность субъекту почувствовать себя не только реципиентом, но и соавтором той или иной информации, почувствовать свою собственную значимость.

Кроме того, наблюдается тенденция использования популярных блогов для выведения и дальнейшего распространения нужной темы в СМИ.

Общественное мнение о деятельности полиции, формируемое в результате функционирования Интернет-ресурсов отличается субъективизмом, причем в негативную сторону. Тема деятельности органов внутренних дел относится к числу активно обсуждаемых в Интернет-пространстве, так как она затрагивает многих пользователей сети. Обсуждение этой темы в Интернете преимущественно в негативном ключе, помимо объективных причин, обусловлено корпоративной спецификой негативного к ней отношения со стороны пользователей.

Корректировке данной ситуации поспособствует реализация следующих направлений: ф постоянный анализ материалов, размещаемых в

блогах, форумах и социальных сетях; ф привлечение к активному участию в ведении блогов представителей органов внутренних дел: профессионалов различных направлений системы МВД России (научные работники, профессорско-преподавательский состав, сотрудники с большим практическим опытом работы, специалисты в области PR) с целью изложения или же противопоставления профессиональных знаний в области профилактики правонарушений и преступлений мнению отдельных граждан, не всегда компетентных в вопросах деятельности органов внутренних дел, но активно высказывающих свою позицию и формирующих тем самым общественное мнение3.

подготовка специалистов на профессиональной основе осуществляющих функции продвижения министерства внутренних дел в Интернет-пространстве, противодействия негативу, существующему в сети (на форумах, в поисковых и новостных лентах, социальных сетях); ■Ф расширение информационной открытости, предоставление (в соответствии со сложившейся оперативной обстановкой) объективной информации о процессах, происходящих в органах внутренних дел.

Осуществление разъяснительной, воспитательной работы руководства подразделений ОВД, представителей инспекции по личному составу , отделов морально психологических служб с личным составом.

Формирование объективного мнения в СМИ и в сети Интернет должно восприниматься не только как цель, но и как средство, способ, с помощью которого не только подразделения по связям с общественностью, но и сами сотрудники осуществляют свои профессиональные функции.

Тотальная информатизация, развитие глобали-зационных процессов общества наложили отпечаток на выполнение своих обязанностей сотрудниками органов внутренних дел. Сегодня без особых проблем в сети можно найти кадры, на которых изображены сотрудники полиции в негативном свете: начиная от непрезентабельного вида сотрудника полиции, езды на автомобиле по полосе, предназначенной для встречного движения, езды на автомобиле, не пристегнув ремень безопасности, заканчивая кадрами халатного и противозаконного выполнения своих профессиональных обязанностей. В данных условиях каждый сотрудник должен осознать факт пристального к нему внимания со стороны бесчисленного количества видеокамер, работающих в автоматическом режиме, а также еще большего количества граждан, обладающих таким же количеством камер в мобильных устройствах. Особо это проявилось после начала реформирования правоохранительного органа, поскольку неравнодушные граждане, осознавая стоимость проведенной реформы и источники ее финансирования, с особым пристальным вниманием стали относиться к каждому сообщению, сюжету и личному контакту с сотрудником полиции.

Данные обстоятельства должны стать предметом для обсуждения и рассмотрения на занятиях по воспитательной работе в рамках служебной подготовки в органах внутренних дел. Осознание факта получения денежного довольствия из средств федерального бюджета, понимание открытого и публичного характера осуществления своей деятельности, профессиональный и добросовестный подход к выполнению своих профессиональных обязанностей должны стать определяющими принципами каждого сотрудника.

СМИ являются главным инструментом формирования общественного мнения об органах внутренних дел. Известно, что СМИ могут внести как элемент активизации в процесс формирования мнения об органах полиции, так и элемент дискредитации. Однако, нельзя говорить об одностороннем характере влияния. Необходимо сформировать и поддерживать конструктивное взаимодействие

между представителями органов внутренних дел и представителями средств массовой информации, направленное на максимально объективное и достоверное информирование общества о функционировании органов полиции. Объективность как свойство должно заложить основу для претворения в жизнь такого принципа функционирования полиции, как «публичность и открытость», и, как следствие, вызвать ответную реакцию у общества в виде доверительного отношения к ее деятельности.

1 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции». Российская газета. 2011 г. № 28.

2 Полежаева С.А. Организация взаимодействия со СМИ в ходе сопровождения деятельности органов внутренних дел. Отчет о научно-исследовательской работе. М.: Академия управления МВД России, 2007. С. 11.

3 Дрючина И.Н. Коммуникации органов внутренних дел в блогосфере Рунета [Текст] / И.Н. Дрючина // Труды Академии управления МВД России. 2012. № 4. С. 115.

ГI [НУГИ ИОД^ЙСТПИУ

преступлениям террористической и экстремистской калраыевносхо

Противодействие преступлениям террористической и экстремистской направленности. Учебно-метод. пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Под ред. В.В. Волченкова, Б.П. Михайлова. Изд-во ЮНИ-ТИ, 2013. 431 с.

Дается ретроспективный анализ истории возникновения терроризма как социально-политического и криминального явления, рассматриваются правовые основы противодействия преступлениям террористической направленности, задачи подразделений уголовного розыска полиции ОВД, статистические и организационно-тактические положения, а также направления по противодействию этим преступлениям. На основе изучения и обобщения практики оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступлениями террористической направленности излагаются мероприятия и практические рекомендации по организации и тактике противодействия данным преступлениям.

Рассматриваются правовые и организационные вопросы противодействия экстремизму в России, а также опыт оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов зарубежных стран в борьбе с экстремизмом.

Для преподавателей юридических высших образовательных учреждений, студентов, курсантов, слушателей, адъюнктов, докторантов и практических работников органов внутренних дел по противодействию терроризму и экстремизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.