УДК 34 ББК 67
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЪЕКТИВНОГО ОБЩЕСТВЕНННОГО МНЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ
КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ОРЛОВ,
преподаватель кафедры теории и истории государства и права, Уральского юридического института МВД России,
кандидат юридических наук
Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Приводится характеристика объективности как основного свойства принципа открытости и публичности деятельности полиции. Предлагается ряд мероприятий по объективному информированию о деятельности органов внутренних дел в рамках дальнейшего реформирования действующей системы МВД.
Ключевые слова: полиция, средства массовой информации, объективное мнение, объективное информирование.
Annotation. The article describes the basic properties of objectivity as a principle of openness and transparency of the activities of the police. Proposes a number of measures for transparent reporting of activities of internal affairs under the further reform of the current system of the Ministry of Interior.
Keywords: police, media, objective opinion, objective information.
Принятый в феврале 2011 г. закон «О Полиции» заложил концепцию функционирования полиции как органа профессионально осуществляющего возложенные на него функции государства. В развитие данного направления была создана новая парадигма взаимоотношений общества и полиции. Содержащийся в ст. 8 гл. 2 вышеуказанного закона принцип «открытости и публичности» олицетворяет новый подход к статусу органов полиции в российском обществе. Позиционируя себя как открытый в определенных пределах элемент механизма государства, полиция провозгласила себя открытым и публичным органом, который призван регулярно информировать государственные и муниципальные учреждения, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. Кроме того, полиция в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылок
справочных и статистических материалов и в иных формах1.
Все изменения, которые были запланированы в рамках начавшегося и продолжающегося реформирования содержания деятельности полиции, необходимо доводить до общества. Общественное мнение — это критерий эффективности деятельности органов внутренних дел, а также индикатор для последующих изменений. Вместе с тем, необходимо получать и ответ в виде конкретных оценок, формирующихся в обществе, о произведенных изменениях в деятельности полиции, поскольку общественное мнение — это своего рода «зеркальное отражение», которое видят представители полиции о своей деятельности. Зачастую общественное мнение не всегда является подлинным, отражающим истинное положение дел в системе МВД.
Органы внутренних дел — самая многочисленная, многофункциональная и наиболее осязаемая часть правоохранительной системы. В глазах граждан ОВД являются не только инструментом власти, но и ее олицетворением, а власть должна быть по-
нятна всему населению. Доверие граждан должно стать одним из главных показателей эффективности работы правоохранительных органов России. Вот почему стратегически приоритетным направлением МВД России стало придание его деятельности предельно открытого и социально ориентированного характера.
Достижение доверия и формирование уважения к сотрудникам органов внутренних дел может быть достигнуто посредством достоверного и объективного информирования граждан о их деятельности. Изложение в средствах массовой информации подлинных фактов, произошедших при осуществлении органами внутренних дел своей деятельности, отсутствие умалчивания и желания выставить сотрудников в более выгодном свете — это основа, на которой граждане как осознанно, так и неосознанно формируют общественное мнение об органах полиции.
Основными институтами, способными оказывать как спонтанное, так и целенаправленное воздействие на представление граждан о функционировании органов внутренних дел, являются средства массовой информации и Интернет. В связи с этим организация конструктивного взаимодействия в области объективного освещения работы органов внутренних дел должна стать фактором, во многом определяющим деятельность подразделений информации и общественных связей органов внутренних дел.
К основным методам работы по достижению объективности в функционировании органов внутренних дел целесообразно отнести следующие.
Необходимо изменить подход к подаче материала о деятельности полиции в средствах массовой информации.
Ситуация связана с тем, что большинство публикаций о полиции являются маленькими заметками; как правило, это короткие сообщения о происшествиях, очерки и статистические отчеты деятельности, либо комментарии, сообщения, в различных форматах сети Интернет. Крайне мало объемных и содержательных рубрик, которые бы увлекали, описывали реальную, сложную работу в ОВД.
Назрела необходимость создавать более эмоциональные, «живые» по своей подаче сообщения. Зачастую сообщения о том или ином поступке сотруд-
ника органов внутренних дел описываются только лишь как повседневное, «обычное» выполнение своих должностных обязанностей. И это действительно так; сотрудники выполняют свои должностные обязанности в соответствии с нормативным актами, должностными инструкциями, распоряжениями руководства. Но, вместе с тем, они действуют исходя из оперативной обстановки, которая не всегда является спокойной, более того — рискуют собственной жизнью при выполнении долга. Зачастую описанию этих фактов не хватает эмоциональной составляющей, которая передавала бы всю сложность, трудность и героизм выполнения должностных обязанностей.
Организация взаимодействия органов внутренних дел с представителями средств массовой информации.
Данное взаимодействие может осуществляться в следующих формах.
Административное воздействие. Эффективность объективного информирования общества со стороны СМИ в значительной степени повысится в случае конструктивного взаимодействия руководства подразделений МВД России, должностных лиц органов власти и управления региона с руководителями средств массовой информации.
Личный контакт. Добиться значительных положительных результатов по объективному освещению деятельности органов внутренних дел можно за счет личного контакта руководителей подразделений пресс-служб МВД России и представителей СМИ.
Координация совместных действий. Это положение во многом является продолжением предыдущих пунктов и основано на налаживании конструктивного взаимодействия руководства СМИ и органов внутренних дел. Выражаться оно может в проведении совместных консультаций с представителями СМИ в форме индивидуальных встреч и в расширенных группах. Эта работа может выступать как дополнительный информационный повод и, соответственно, способствовать качественному и всестороннему информированию общества о деятельности полиции.
Активизация деятельности общественных советов.
Деятельность полиции должна стать открытой и прозрачной, в связи с чем важен взгляд со
стороны общественности. Необходимость работы данного органа была сформулирована в рамках принятого закона «О полиции». Организационно общественный совет представляет собой совокупность наиболее авторитетных, известных представителей нашего общества, а основное предназначение данной структуры — выступать связующим звеном между обществом и полицией. Члены общественного совета независимо и объективно должны воспринимать деятельность органов внутренних дел, обозначать проблемные места, корректировать и направлять советами деятельность полиции.
Вместе с тем, роль общественных советов не должна сводиться только лишь к работе в одном направлении — к доведению пожеланий и интересов общества до сотрудников полиции. Представители общественного органа непосредственно сталкиваются с работой должностных лиц в полиции, они видят реальную, сложнейшую деятельность профессионалов, и на них должна быть возложена задача по объективному информированию общества о фактах и процессе осуществления своих функций полицейскими. Поскольку членами общественных советов являются не только известные личности, но и представители ведущих средств массовой информации, постольку их объективное мнение и оценка должны найти реальное закрепление в сознании общества.
Кроме того, к основным направлениям функционирования общественных советов в рамках формирования объективного общественного мнения о работе полиции можно отнести следующие: общественный контроль над деятельностью МВД, профилактика правонарушений и правовое воспитание подрастающего поколения, а также принятие мер по повышению служебной дисциплины полицейских.
Активное использование событийной коммуникации.
Традиционно считается, что полиция — это закрытая организация. Такое мнение, в свою очередь, порождает значительные имиджевые потери и негативное отношение к сотрудникам полиции со стороны значительной части населения. Для разрушения этих стереотипных установок необходимо активнее использовать инструменты событийной
коммуникации («эвент менеджмент»). Например, демонстрация торжественных и праздничных мероприятий, которые проходят в органах внутренних дел: принятие присяги, выпуск слушателей из учебного заведения системы МВД России, мероприятия в рамках праздника «дня сотрудника органов внутренних дел».
Одним из направлений работы по формированию объективного мнения о деятельности полиции является присутствие журналистов при осуществлении полицейскими своих должностных обязанностей.
Своего рода «смена профессии журналистом» позволит показать жизнь стражей правопорядка изнутри. Журналисты на время могут стать участковыми, принимать участие в несении службы в составе экипажей ДПС, совершать рейды с сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних. Целесообразно пригласить для такого рода перевоплощения тех представителей средств массовой информации, которые предвзято и критично настроены в отношении полиции. Ощутив на себе все тяготы служебной деятельности, журналисты с присущим им умением и талантом отразят это в своих сообщениях. Что же касается наиболее одиозно настроенных субъектов, у них должно пропасть всякое желание писать негативные и необъективные сообщения о функционировании органов внутренних дел.
Регулярное, систематическое взаимодействие с Фондами изучения общественного мнения, доведение этих данных до общества.
В связи с заявленной концепцией открытости и публичности системы министерства внутренних дел, общественное мнение становится весьма актуальным для оценки деятельности полиции. Полученные в результате исследования данные составляют важную и нужную для последующей работы информацию. В зависимости от характера полученной информации, руководство органов внутренних дел может корректировать свою политику в целях реализации стратегически важных задач. Еще более перспективным является использование результатов узкоцелевых опросов граждан, которые проводятся непосредственно на местах и охватывают конкретные, обслуживаемые органами внутренних дел группы населения. Изучение общественного
мнения в данном случае должно быть нацелено на выявление:
возникающих проблемных ситуаций в работе конкретных служб и подразделений органов внутренних дел;
степени удовлетворенности, оценки населением результатов и форм работы органов внутренних
дел;
V ожиданий населения относительно направлений совершенствования деятельности данных служб органов внутренних дел; ф потребностей в правовом информировании населения, связанных с данным направлением деятельности органов внутренних дел; степени компетентности общественного мнения о работе отдельных подразделений и служб органов внутренних дел;
наличия негативных установок, предубеждений и источников их происхождения; динамики общественного мнения о работе служб и подразделений органов внутренних дел. Кроме опросов населения, целесообразно анализировать также данные, полученные в рамках специализированных опросов сотрудников различных подразделений органов внутренних дел, проводить контент-анализы обращений, жалоб граждан, анализ прокурорской и судебной практики отмены решений должностных лиц органов внутренних дел, опросы лиц, уволившихся со службы и по иному взглянувших на ее сущность и т.д. Это позволит отличить действительные проблемы от мнимых, возникающих под действием некорректной информации, распространяемой субъектами массовой коммуникации, слухов, предубеждений в отношении полиции, а также оценить ситуацию более глубоко и объективно2.
Организация работы ведомственных средств массовой информации.
На сегодняшний день в регионах выпускается порядка 70 печатных изданий органов внутренних дел. Пресс-службами территориальных органов МВД производится около 100 телевизионных программ и порядка 40 радиопередач.
Информация о проведенных мероприятиях может подаваться в виде полностью готовых к публикации материалов для СМИ, подготовленных PR-специалистами органов внутренних дел, либо
журналистами по их заданию. Применительно к рассматриваемой проблеме важно, чтобы материалы различались по объему, жанрам и стилистике, исходя из специфики конкретных СМИ, но были направлены на объективное информирование о деятельности органов полиции.
Пропагандистская работа по объективному освещению деятельности органов внутренних дел во всемирной сети в эпоху глобализации должна стать одним из приоритетов в работе пресс-служб ОВД.
Оперативному распространению информации о работе российской полиции способствуют ведомственные Интернет-ресурсы: официальный сайт Министерства и ведомственные сайты территориальных органов МВД России, которые с началом реформы претерпели определенные изменения, вызванные формированием нового образа сотрудников органов внутренних дел. В настоящее время Интернет-сайты выступают важным коммуникативным каналом, с помощью которого организовано взаимодействие правоохранительного ведомства и российского гражданского общества.
С учетом актуальности звучания в последние несколько лет социальных сетей, зарегистрирована Интернет-страница МВД России, созданная на ресурсе vkontakte.ru. Как показывает статистика обращений, страница достаточно популярна среди пользователей. На ней в открытом доступе рассматриваются самые разные вопросы правоохранительной деятельности, благодаря чему аудитория сети Интернет получила возможность высказывать свое мнение о результатах деятельности полиции, а также предлагать темы для обсуждения.
Вместе с тем, подробный анализ распространяемой в сети информации позволяет сделать вывод о наличии дифференцированного мнения граждан о деятельности органов внутренних дел. Условно подразделяя мнение граждан на два вида, возможно говорить о мнении, которое формируется в результате деятельности традиционных средств информации, и мнение, которое формирует всемирная сеть.
Если традиционные средства информации, в основном, предоставляют односторонний поток сведений, от автора к слушателю, то информация в сети формируется посредством участия наиболее
активных ее членов, которые представляют слияние в одном субъекте автора и реципиента.
Влияние сформировавшихся Интернет-ресурсов — блогов, форумов, социальных сетей, поисковых систем, новостных лент — в последнее время существенно возрастает. В самом общем виде Интернет-ресурсы становятся альтернативой действующих официальных СМИ: они компенсируют недостаток информации от профессиональной журналистики, обеспечивают участие в общественной дискуссии, предоставляют возможность субъекту почувствовать себя не только реципиентом, но и соавтором той или иной информации, почувствовать свою собственную значимость.
Кроме того, наблюдается тенденция использования популярных блогов для выведения и дальнейшего распространения нужной темы в СМИ.
Общественное мнение о деятельности полиции, формируемое в результате функционирования Интернет-ресурсов отличается субъективизмом, причем в негативную сторону. Тема деятельности органов внутренних дел относится к числу активно обсуждаемых в Интернет-пространстве, так как она затрагивает многих пользователей сети. Обсуждение этой темы в Интернете преимущественно в негативном ключе, помимо объективных причин, обусловлено корпоративной спецификой негативного к ней отношения со стороны пользователей.
Корректировке данной ситуации поспособствует реализация следующих направлений: ф постоянный анализ материалов, размещаемых в
блогах, форумах и социальных сетях; ф привлечение к активному участию в ведении блогов представителей органов внутренних дел: профессионалов различных направлений системы МВД России (научные работники, профессорско-преподавательский состав, сотрудники с большим практическим опытом работы, специалисты в области PR) с целью изложения или же противопоставления профессиональных знаний в области профилактики правонарушений и преступлений мнению отдельных граждан, не всегда компетентных в вопросах деятельности органов внутренних дел, но активно высказывающих свою позицию и формирующих тем самым общественное мнение3.
подготовка специалистов на профессиональной основе осуществляющих функции продвижения министерства внутренних дел в Интернет-пространстве, противодействия негативу, существующему в сети (на форумах, в поисковых и новостных лентах, социальных сетях); ■Ф расширение информационной открытости, предоставление (в соответствии со сложившейся оперативной обстановкой) объективной информации о процессах, происходящих в органах внутренних дел.
Осуществление разъяснительной, воспитательной работы руководства подразделений ОВД, представителей инспекции по личному составу , отделов морально психологических служб с личным составом.
Формирование объективного мнения в СМИ и в сети Интернет должно восприниматься не только как цель, но и как средство, способ, с помощью которого не только подразделения по связям с общественностью, но и сами сотрудники осуществляют свои профессиональные функции.
Тотальная информатизация, развитие глобали-зационных процессов общества наложили отпечаток на выполнение своих обязанностей сотрудниками органов внутренних дел. Сегодня без особых проблем в сети можно найти кадры, на которых изображены сотрудники полиции в негативном свете: начиная от непрезентабельного вида сотрудника полиции, езды на автомобиле по полосе, предназначенной для встречного движения, езды на автомобиле, не пристегнув ремень безопасности, заканчивая кадрами халатного и противозаконного выполнения своих профессиональных обязанностей. В данных условиях каждый сотрудник должен осознать факт пристального к нему внимания со стороны бесчисленного количества видеокамер, работающих в автоматическом режиме, а также еще большего количества граждан, обладающих таким же количеством камер в мобильных устройствах. Особо это проявилось после начала реформирования правоохранительного органа, поскольку неравнодушные граждане, осознавая стоимость проведенной реформы и источники ее финансирования, с особым пристальным вниманием стали относиться к каждому сообщению, сюжету и личному контакту с сотрудником полиции.
Данные обстоятельства должны стать предметом для обсуждения и рассмотрения на занятиях по воспитательной работе в рамках служебной подготовки в органах внутренних дел. Осознание факта получения денежного довольствия из средств федерального бюджета, понимание открытого и публичного характера осуществления своей деятельности, профессиональный и добросовестный подход к выполнению своих профессиональных обязанностей должны стать определяющими принципами каждого сотрудника.
СМИ являются главным инструментом формирования общественного мнения об органах внутренних дел. Известно, что СМИ могут внести как элемент активизации в процесс формирования мнения об органах полиции, так и элемент дискредитации. Однако, нельзя говорить об одностороннем характере влияния. Необходимо сформировать и поддерживать конструктивное взаимодействие
между представителями органов внутренних дел и представителями средств массовой информации, направленное на максимально объективное и достоверное информирование общества о функционировании органов полиции. Объективность как свойство должно заложить основу для претворения в жизнь такого принципа функционирования полиции, как «публичность и открытость», и, как следствие, вызвать ответную реакцию у общества в виде доверительного отношения к ее деятельности.
1 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции». Российская газета. 2011 г. № 28.
2 Полежаева С.А. Организация взаимодействия со СМИ в ходе сопровождения деятельности органов внутренних дел. Отчет о научно-исследовательской работе. М.: Академия управления МВД России, 2007. С. 11.
3 Дрючина И.Н. Коммуникации органов внутренних дел в блогосфере Рунета [Текст] / И.Н. Дрючина // Труды Академии управления МВД России. 2012. № 4. С. 115.
ГI [НУГИ ИОД^ЙСТПИУ
преступлениям террористической и экстремистской калраыевносхо
Противодействие преступлениям террористической и экстремистской направленности. Учебно-метод. пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Под ред. В.В. Волченкова, Б.П. Михайлова. Изд-во ЮНИ-ТИ, 2013. 431 с.
Дается ретроспективный анализ истории возникновения терроризма как социально-политического и криминального явления, рассматриваются правовые основы противодействия преступлениям террористической направленности, задачи подразделений уголовного розыска полиции ОВД, статистические и организационно-тактические положения, а также направления по противодействию этим преступлениям. На основе изучения и обобщения практики оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступлениями террористической направленности излагаются мероприятия и практические рекомендации по организации и тактике противодействия данным преступлениям.
Рассматриваются правовые и организационные вопросы противодействия экстремизму в России, а также опыт оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов зарубежных стран в борьбе с экстремизмом.
Для преподавателей юридических высших образовательных учреждений, студентов, курсантов, слушателей, адъюнктов, докторантов и практических работников органов внутренних дел по противодействию терроризму и экстремизму.