Научная статья на тему 'Значение объективного информирования о деятельности органов внутренних дел в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина'

Значение объективного информирования о деятельности органов внутренних дел в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
266
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ПРАВО НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ / ПОЛИЦИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ОБЪЕКТИВНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ / RIGHTS AND FREEDOMS OF A PERSON AND CITIZEN / RIGHT TO ACCESS INFORMATION / POLICE / MASS MEDIA / OBJECTIVE INFORMING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Орлов К. А.

В статье обосновывается тезис о прямой корреляционной зависимости объективного информирования о деятельности органов внутренних дел и обеспечения прав, свобод граждан на доступ к информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value of Objective Informing About Law Enforcement Activity in Mechanism of Ensuring the Rights and Freedoms of a Person and Citizen

The article states and proves a thesis about direct correlation depending of the objective informing about law enforcement activity and ensuring the rights, freedoms of the citizens to access information.

Текст научной работы на тему «Значение объективного информирования о деятельности органов внутренних дел в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина»

Значение объективного информирования о деятельности органов внутренних дел в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина

К. А. ОРЛОВ,

доцент кафедры конституционного права, кандидат юридических наук (Уральский юридический институт МВД России)

Value of Objective Informing About Law Enforcement Activity in Mechanism of Ensuring the Rights and Freedoms of a Person

and Citizen

K. A. ORLOV,

Candidate of Law, Associate Professor at the Department of the Constitutional Law (Ural Juridical Institute of the Interior Ministry of Russia)

В статье обосновывается тезис о прямой корреляционной зависимости объективного информирования о деятельности органов внутренних дел и обеспечения прав, свобод граждан на доступ к информации.

Права и свободы человека и гражданина, право на доступ к информации, полиция, средства массовой информации, объективное информирование.

УДК 342.7

The article states and proves a thesis about direct correlation depending of the objective informing about law enforcement activity and ensuring the rights, freedoms of the citizens to access information.

Rights and freedoms of a person and citizen, right to access information, police, mass media, objective informing.

Всеобщая декларация прав человека в ст. 19 провозгласила: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ» [1].

Конституция Российской Федерации во второй главе закрепила следующие положения, касающиеся права граждан на получение информации: право на доступ к информации, непосредственно затрагивающей права и свободы индивида (ч. 2 ст. 24); право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 24); ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41) [2].

А свое детальное развитие данное право получило в таких актах, как: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»; Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»; Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (ст. 38); Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2009 г. № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»; Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной

власти и др., утвержденное Постановлением Правительства от 3 ноября 1994 г. № 1233; Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию».

Положения представленных актов имеют важное значение для реализации права граждан на доступ к информации, которая может быть самой разной по своему характеру, затрагивающей деятельность органов государственной власти в целом и органов внутренних дел в частности.

Ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» закрепляет право на доступ к информации, согласно которому:

— граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее — организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения установленных законодательством требований;

— гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы;

— не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

— государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, к информации о своей деятельности. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения [3].

Данным нормам корреспондируют положения Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», который создал новую парадигму взаимоотношений общества и полиции, одним из принципов которой является «открытость и публичность» указанного органа исполнительной власти.

Содержательно данный принцип состоит из следующих положений:

— деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций;

— граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном

законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом;

— полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;

— полиция в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах [4].

Вышеизложенные положения имеют важное значение в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина, в частности права граждан на доступ к информации, и служат основой деятельности полиции в части предоставления объективной информации о своей деятельности.

Полиция — самая многочисленная, многофункциональная и наиболее осязаемая часть правоохранительной системы. В глазах граждан ОВД являются не только инструментом власти, но и ее олицетворением, а деятельность власти должна быть понятна всему населению. Доверие граждан должно стать одним из главных показателей эффективности работы правоохранительных органов России. Вот почему стратегически приоритетным направлением МВД России стало придание его деятельности предельно открытого и социально ориентированного характера [7].

Достижение доверия и формирование уважения к сотрудникам органов внутренних дел может быть достигнуто посредством достоверного и объективного информирования граждан об их деятельности. Изложение в средствах массовой информации подлинных фактов, произошедших при осуществлении органами внутренних дел своей деятельности, отсутствие умалчивания и желания выставить сотрудников в более выгодном свете — это основа, на которой граждане как осознанно, так и неосознанно формируют обще-

ственное мнение об органах полиции [6].

Общественное мнение — это критерий эффективности деятельности органов внутренних дел, а также индикатор для последующих изменений. Вместе с тем, необходимо получать и ответ в виде конкретных оценок, формирующихся в обществе, о произведенных изменениях в деятельности полиции. Ведь общественное мнение — это своего рода «зеркальное отражение», которое видят представители полиции о своей деятельности. Зачастую общественное мнение не всегда является подлинным, отражающим истинное положение дел в системе МВД.

Основными институтами, способными оказывать как спонтанное, так и целенаправленное воздействие на представление граждан о функционировании органов внутренних дел, являются традиционные средства массовой информации и Интернет. В связи с этим организация конструктивного взаимодействия в области объективного освещения работы органов внутренних дел должна стать фактором, во многом определяющим деятельность подразделений информации и общественных связей органов внутренних дел.

К основным методам по достижению объективности в функционировании органов внутренних дел целесообразно отнести следующие:

— организация конструктивного взаимодействия органов внутренних дел с представителями средств массовой информации (личный контакт, координация совместных действий, административное влияние);

— активизация деятельности общественных советов;

— активное использование событийной коммуникации;

— присутствие журналистов при осуществле-

нии полицейскими своих должностных обязанностей;

— регулярное, систематическое взаимодействие с фондами изучения общественного мнения, доведение этих данных до общества;

— совершенствование работы ведомственных средств массовой информации;

— пропагандистская работа по объективному освещению деятельности органов внутренних дел во всемирной сети;

— осуществление разъяснительной, воспитательной работы руководства подразделений ОВД, представителей инспекции по личному составу, отделов морально психологического обеспечения с личным составом.

СМИ являются главным инструментом формирования общественного мнения об органах внутренних дел. Известно, что СМИ могут внести как элемент активизации в процесс формирования мнения об органах полиции, так и элемент дискредитации. Однако нельзя говорить об одностороннем характере влияния. Необходимо сформировать и поддерживать конструктивное взаимодействие между представителями органов внутренних дел и представителями средств массовой информации, которое направлено на максимально объективное и достоверное информирование общества о функционировании органов полиции [5]. Объективность как свойство должно заложить основу для претворения в жизнь такого принципа функционирования полиции, как «публичность и открытость», и, как следствие, вызвать ответную реакцию у общества в виде доверительного отношения к ее деятельности, поскольку это максимально способствует обеспечению прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

Список литературы:

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // ИПП Гарант.

2. Конституция Российской Федерации: офиц. текст // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // ИПП Гарант.

4. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // ИПП Гарант.

5. Гончаров И.В., Журавлев Р. А. Правовые основы реализации органами местного самоуправления конституционной функции охраны обще-

ственного порядка // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 3 (39).

6. Гугунский А. Н, Ильин П. О. К вопросу о правовых основах участия граждан в охране общественного порядка // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 2 (38).

7. Мартынов А. Н. К вопросу о государственном и общественном контроле за обеспечением законности деятельности органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 3 (39).

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.