Научная статья на тему 'Принцип «Открытости и публичности» в деятельности Российской полиции: понятие, сущность, содержание'

Принцип «Открытости и публичности» в деятельности Российской полиции: понятие, сущность, содержание Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2098
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ / THE PRINCIPLES OF POLICING / ОТКРЫТОСТЬ И ПУБЛИЧНОСТЬ / OPENNESS AND PUBLICITY / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / RIGHTS AND FREEDOMS OF A MAN AND A CITIZEN / ПОЛУЧЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ И ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ / INFORMATION AND PUBLIC RELATIONS DIVISIONS / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / INTERACTION WITH THE MEDIA / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ / INFORMATION OPENNESS / RECEIVE AND IMPART INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — К.С. Тертерян

В статье раскрываются понятие, сущность и содержание принципа «открытости и публичности» как одного из основных в деятельности российской полиции, а также формы и метода его реализации. На основе собственного исследования автор определяет задачи, практическое осуществление которых обеспечит достижение намеченных целей при реформировании деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The principle of openness and publicity in the activities of the Russian police: the concept, the essence, the contents

The article reveals the concept, the essence, and the contents of the principle of openness and publicity as one of the main principles of the Russian police, as well as the form and the method of its implementation. The author defines on the basis of his research the objectives, the implementation of which will ensure the attainment of the objectives of the reform of the Ministry of the Interior of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Принцип «Открытости и публичности» в деятельности Российской полиции: понятие, сущность, содержание»

52

К.С. ТЕРТЕРЯН,

старший референт по особым поручениям отдела взаимодействия с территориальными органами МВД России Управления по взаимодействию с институтами гражданского общества

и средствами массовой информации МВД России

Принцип открытости и публичности в деятельности российской полиции: понятие, сущность, содержание

В статье раскрываются понятие, сущность и содержание принципа открытости и публичности как одного из основных в деятельности российской полиции, а также формы и методы его реализации. На основе собственного исследования автор определяет задачи, практическое осуществление которых обеспечит достижение намеченных целей при реформировании деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации.

принципы деятельности полиции, открытость и публичность, права и свободы человека и гражданина, получение и распространение информации, подразделения информации и общественных связей, взаимодействие со средствами массовой информации, информационная открытость.

Реформа Министерства внутренних дел Российской Федерации является очередным важнейшим шагом модернизации страны и ее государственного управления, потому как главной ее целью является создание современной и эффективной правоохранительной системы в России.

Инициатором реформирования Министерства выступил Президент Российской Федерации Д. А. Медведев, подписавший в декабре 2009 г. Указ о совершенствовании деятельности органов внутренних дел, где ключевыми мерами реформы были заявлены регулярная ротация руководящего состава, 20 % сокращение кадров, избавление министерства от непрофильных функций, увеличение денежного довольствия и повышение социальной защищенности сотрудников [7].

Анализ результатов социологических исследований и публикаций средств массовой информации свидетельствует об особом интересе общественности к реформированию системы МВД России. Едва ли не впервые в истории современной России граждане страны были вовлечены в процесс широкого общественного обсуждения законопроекта «О полиции», вызвавшего интерес россиян. Диалоги велись не только на сайте www.zakonoproekt2010.ru, но и на других сетевых

площадках, например, сайтах различных общественных организаций.

Подводя итоги общественной дискуссии, Президент России отметил, что «людям небезразлично, какой будет наша правоохранительная система, каким образом будут защищаться их права и свободы (это главный вывод!), каким образом будет вестись борьба с преступностью, обеспечиваться общественный порядок» [13].

Решение о реорганизации органов внутренних дел подразумевает глубокие преобразования, касающиеся сущности и деятельности полиции, обновления содержания ее работы, основанной на главной цели — обеспечении прав и свобод человека и гражданина, которые согласно Конституции Российской Федерации являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита — обязанностью государства [1, ст. 2].

Органы внутренних дел как специально уполномоченные государственные органы, деятельность которых непосредственно направлена на охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина, занимают особое место в механизме их обеспечения [11, с. 6].

С учетом поставленных Президентом России Д. А. Медведевым задач по реформированию Министерства и в связи с вступлением в силу Федерального закона «О полиции» [5] актуальность приобретает вопрос дальнейшего совершенствования организации взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации и общественностью, поскольку «открытость и публичность» закон относит к основополагающим принципам деятельности полиции.

В частности, ст. 8 Закона «О полиции» определяет ее деятельность как открытую для всего общества. Несмотря выделение принципа открытости и публичности в отдельную статью, в законе не дано определение понятий «открытость» и «публичность», что может повлечь непонимание и трудности при выработке мер по реализации рассматриваемого принципа деятельности полиции. Отметим, что появление этого принципа в законодательстве является новацией.

Так, например, ч. 1 ст. 8 Закона «О полиции» определяет деятельность полиции как открытую

для общества, но не безгранично, а лишь в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, оперативно-разыскной деятельности, о производстве по делам об административных правонарушениях, защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

На первый взгляд слова «небезграничная» и «открытость» не сочетаются и даже противоречат друг другу. Установление границ открытости в работе полиции как и в любой другой деятельности может трактоваться как ограничение основных прав и свобод человека и гражданина, в частности права представителей СМИ на получение и распространение информации об этой деятельности. Однако такие ограничения существуют, они не безосновательны и законодательно закреплены.

Основаниями ограничений основных прав и свобод человека и гражданина являются обусловленные философско-правовой концепцией свободы личности и закрепленные в Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законах обстоятельства, создающие угрозу конституционно защищаемым ценностям и определяющие границы реализации человеком и гражданином своих прав и свобод, обеспечивающие соблюдение необходимого баланса между интересами личности, общества и государства [10, с. 16].

Таким образом, открытость имеет определенные рамки. Не всегда обстоятельства и факты могут быть обнародованы, публично изложены, раскрыты, опубликованы, преданы гласности: например, в случае, когда нужно защитить тайну частной жизни, семейную, государственную либо другую охраняемую законом тайну. Эти нормы соответствуют правовым нормам, закрепленным в Конституции Российской Федерации [1, ст. 23, 24].

В отсутствие законодательного определения понятие «частная жизнь», право на неприкосновенность которой гарантируется ч. 1 ст. 23 Конституции Российской Федерации, в теории и на практике трактуется как сфера личных, интимных, семейных, бытовых и иных отношений человека с окружающим миром, не связанных с выполнением официальных, служебных обязанностей, производственной деятельностью [9, 14, 15].

Иными словами, частная жизнь граждан, личная и семейная тайна, честь и доброе имя находятся под защитой и охраной закона. Законом предусмотрены материально-правовые и процессуальные гарантии охраны тайны личной жизни граждан, соответствующие обязанности должностных лиц. Так, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных

сообщений граждан образует состав преступления, предусмотренного ст. 138 УК РФ [3].

Гражданско-правовая ответственность, в частности в виде обязанности компенсировать причиненный моральный вред, может наступить не только при распространении недостоверных (ст. 152 ГК РФ), но и достоверных сведений, если при этом причиняется вред другим нематериальным благам — неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайне (ст. 150 ГК РФ) [2].

В ч. 2 ст. 8 Закона «О полиции» закреплено право граждан, общественных объединений и организаций на получение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, достоверной информации о деятельности полиции, а также получение от полиции информации, непосредственно затрагивающей их права. Исключение составляет лишь информация, доступ к которой ограничен федеральным законом. Это право может быть реализовано в различных формах, включая использование информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Здесь важная роль отводится официальным сайтам территориальных подразделений системы МВД России. В связи с этим руководство Министерства обязало руководителей подразделений всех уровней взять работу по обеспечению функционирования сайтов под личный контроль. Разделы и рубрики ведомственных Интернет-ресурсов должны не только своевременно наполняться качественной и актуальной информацией, но и материалами, которые помогут гражданам в разрешении имеющихся вопросов.

Отметим, что анализ информационно-пропагандистской деятельности органов внутренних дел за последние три года показал, что количество материалов, размещенных в средствах массовой информации и сети Интернет о деятельности территориальных подразделений возросло. Однако эта работа осуществлялась либо по инициативе руководства самого подразделения, либо после получения указаний из вышестоящих органов, и не всегда носила систематический характер. Теперь же, в обязанность полиции вменяется регулярно информировать государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами, что законодательно закреплено в ч. 3 ст. 8 Закона «О полиции». Право определения периодичности, порядка отчетности, а также категории

53

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2011. № 4 (20)

54

должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, оставлено за федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, о чем разработана Инструкция об организации и проведении отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России.

Отчеты должностных лиц должны проводиться в целях создания условий для реализации установленного Конституцией и законами Российской Федерации права граждан, общественных объединений и организаций, государственных и муниципальных органов на получение достоверной информации о деятельности органов внутренних дел; обеспечения открытости и публичности деятельности полиции; повышения уровня доверия граждан к сотрудникам органов внутренних дел.

В своем выступлении на расширенном заседании коллегии МВД России Министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Рашид Нургалиев отметил: «Граждане должны знать, как организована работа полиции по защите их прав, и требовать отчета — такая обязанность руководителя территориального органа внутренних дел законодательно закреплена» [12].

В ч. 4 ст. 8 Закона «О полиции» в обязанность полиции вменяется предоставление сведений о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах в соответствии с законодательством Российской Федерации. Реализация данного положения не является новой в деятельности органов внутренних дел. Накоплен многолетний практический опыт конструктивного взаимодействия подразделений системы МВД России со средствами массовой информации.

В период существования Союза ССР пропаганду деятельности органов внутренних дел и взаимодействие с редакциями газет, журналов, радио, телевидением, издательствами и другими средствами массовой информации, а также творческими организациями осуществляло Пресс-бюро МВД России, созданное в июне 1983 г.

В настоящее время службы информации и общественных связей функционируют во всех подразделениях системы МВД России [8]. Их работа направлена на повышение престижа службы в органах правопорядка и играет существенную роль в реализации задач и функций, выполняемых МВД России, формируя положительный образ сотрудника органов внутренних дел и являясь основным связующим звеном с гражданским населением. Без тесного делового сотрудничества с представителями средств массовой информации было бы невозможно донести до широкой аудитории информацию, в частности

направленную на воспитание правового сознания граждан, пропаганду законопослушности, соблюдения прав и свобод человека, способствующую укреплению правового демократического государства.

В работе органов внутренних дел по взаимодействию со средствами массовой информации все чаще используется понятие «информационная открытость» органов внутренних дел, под которой в узком смысле понимается степень доступности получения информации гражданами (организациями и объединениями) относительно их деятельности. Под информационной открытостью в широком смысле понимается, с одной стороны, способность органов внутренних дел информировать о своей деятельности внешних потребителей информации, с другой — возможность потребителей искать, запрашивать, получать, а также передавать и распространять, в частности, в режиме реального времени, информацию о деятельности органов государственной власти.

Речь идет о наличии внутри любого органа государственной власти механизмов обязательного и активного информирования граждан о своей деятельности. Открытость предполагает также относительно широкий доступ ко всем видам информации при минимальных запретах на ее обнародование (кроме информации ограниченного распространения).

Для формирования информационной открытости власти, ее информационного взаимодействия с гражданским обществом органы власти должны обеспечивать предоставление информационных услуг населению и юридическим лицам. Конституционно-правовую часть механизма доступа российских граждан к информации составляют нормы ст. 29, 42 и 24 Конституции РФ, закрепляющие право каждого на свободный поиск и получение информации любым законным способом; достоверную информацию о состоянии окружающей среды; ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Одним из путей повышения информационной открытости органов власти является развитие и широкое применение в их деятельности информационных и коммуникационных технологий с целью эффективного взаимодействия с гражданами и организациями [16, с. 4].

Правовые гарантии информационной открытости — это обеспечение в соответствии с федеральными законами возможности получения гражданами и организациями своевременного и беспрепятственного доступа к общественно-значимой информации независимо от формы ее хранения, без специальной подготовки или опыта. Орган, предоставляющий информацию,

обязан обеспечить конфиденциальность лиц, пользующихся или запрашивающих сведения. Не допускается какая-либо цензура или контроль над публикацией информации. Обеспечивается равенство всех участников процесса информационного взаимодействия. Неотъемлемым является право граждан и организаций в рассмотрении обоснованности и законности отказа в получении информации.

В наиболее обобщенном виде вопросы, связанные с деятельностью средств массовой информации в России, закреплены в ст. 29 Конституции Российской Федерации. Она в целом гарантирует свободу мысли и слова, невмешательство государства в формирование мнений и убеждений человека, его защиту от иного вмешательства, недопустимость идеологического диктата, насилия, контроля над личностью; определяет правовые барьеры против злоупотребления свободой выражения мнения, свободой слова, свободой информации; определяет право каждого на свободу поиска, получения, передачи, производства, распространения информации любыми законными способами.

Следует отметить, что, по сравнению со ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 29 Конституции РФ более широко трактует свободу выражения своего мнения и свободу информации. В ней фактически речь идет о нескольких взаимосвязанных свободах — свободе выражения своих мнений, мыслей, идей, убеждений, свободе слова, свободе информации. Свобода слова выступает как одна из форм выражения свободы мысли, мнений, идей, убеждений.

Конституционно-правовые гарантии свободы массовой информации закреплены также в нормах, устанавливающих ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (п. 3 ст. 41); в нормах, закрепляющих право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42), свободу творчества и преподавания, охрану интеллектуальной собственности (п. 1 ст. 44), открытость заседаний палат Федерального собрания (п. 2 ст. 100), открытость судопроизводства (п. 1 ст. 123) и др.

Одновременно с признанием и гарантированием прав и свобод человека и гражданина, Конституция закрепляет недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия, пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, принуждение кого-либо к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Анализ приведенных положений Конституции дает основание для вывода о том, что они

соответствуют мировым стандартам, закрепленным нормами международного права. Российская Конституция определила фундаментальные основы деятельности средств массовой информации, а более конкретные вопросы должны решаться специальным и отраслевым законодательством.

Так, закрепленные в Конституции РФ положения, касающиеся деятельности средств массовой информации, нашли свое дальнейшее развитие и детализацию в целом ряде нормативных правовых актов. Среди них следует особо выделить Закон РФ «О средствах массовой информации» [4] и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [6]. Организацию и деятельность средств массовой информации регламентируют и иные правовые акты государственных органов. Они посвящены регулированию таких наиважнейших вопросов, как поиск, получение, распространение информации, ее ограничение, статус средств массовой информации, права и обязанности журналистов, гарантии их деятельности, ограничения, направленные против злоупотребления свободой информации, ответственность за ее нарушение и др.

Эффективное взаимодействие и партнерские взаимоотношения органов внутренних дел со средствами массовой информации и другими институтами гражданского общества, создание с их помощью доверия к работе полиции со стороны населения, формирование позитивного общественного мнения об открытости и публичности ее деятельности позволят своевременно и адекватно реагировать на изменения оперативной обстановки и служат существенным резервом повышения уровня оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и престижа службы в полиции.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации// Рос. газ.

1993. 25 дек.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1): ФЗ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 6 апреля 2011 г. № 65-ФЗ) // СЗ РФ.

1994. № 32. Ст. 3301.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 13 июня 1996 г. № 63—ФЗ (в ред. ФЗ от 7 марта 2011 г. № 60-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

4. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (в ред. ФЗ от 9 февраля 2009 г. № 10-ФЗ) // СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 778.

5. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.

6. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон

55

I ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2011. № 4 (20)

56

от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.

7. О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1468 // СЗ РФ. 2009. № 52. Ст. 6536.

8. Об объявлении Дня пресс-служб и подразделений общественных связей органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 10 апреля 2003 г. № 240. // Официальный сайт МВД России. URL: http://www.mvd.ru.

9. Авдеев М.Ю. Конституционное право граждан Российской Федерации на неприкосновенность частной жизни и механизм его реализации в России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.

10. Барбин В.В. Конституционно-правовые основания ограничений основных прав и свобод человека и гражданина и их реализация в деятельности органов внутренних дел: учеб. пособие. М., 2005.

11. Бутылин В.Н., Гончаров И.В., Барбин В.В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел

(организационно-правовые аспекты): курс лекций. М., 2007.

12. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации Р.Г. Нургалиева на расширенной коллегии МВД России 22 марта 2011 г. // Рос. газ. 2011. 23 марта.

13. Выступление Президента РФ Д.А. Медведева на совещании по вопросам правоохранительной деятельности 23 сентября 2010 г. // Рос. газ. 2010. 24 сент.

14. Несмелов П.В. Конституционно-правовое обеспечение прав человека на неприкосновенность частной жизни в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.

15. Хужокова И.М. Конституционное право человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни в Российской Федерации: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007.

16. Щебляков В.В., Коробов В.Б. Оказание государственных услуг (функций) в электронном виде и реализация Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства: учеб. пособ. М., 2011.

E-mail: rioakmvd-1@yandex.ru

С.Г. ПОЖИДАЕВ,

преподаватель кафедры управления органами внутренних дел, кандидат юридических наук

(Академия управления МВД России)

О транспортной безопасности при проведении крупномасштабных массовых мероприятий

В статье рассмотрены особенности обеспечения транспортной безопасности при проведении крупномасштабных массовых мероприятий, особое внимание уделено организационным основам деятельности полиции в данном направлении.

транспортная безопасность, крупномасштабные массовые мероприятия, антитеррористическая деятельность.

Ту*

оличество регулярно проводимых на тер-I % ритории Российской Федерации полити-X ^ческих, культурно-массовых, спортивных и иных массовых мероприятий неуклонно возрастает. Особое значение для имиджа страны приобретают мероприятия международного уровня, и прежде всего такие, как саммит АТЭС во Владивостоке (2012 г.), Летняя универсиада в Казани (2013 г.), Зимняя олимпиада в Сочи (2014 г.), Чемпионат мира по футболу (2018 г.) и др.

В этой связи приоритетным направлением деятельности органов внутренних дел Российской Федерации на время подготовки и проведения указанных мероприятий наряду с обеспечением правопорядка является реализация комплекса мер по обеспечению безопасности транспорта и объектов транспортной инфраструктуры, что обусловлено необходимостью перемещения большого количества граждан различными видами транспорта.

По нашему мнению, надлежащий уровень безопасности транспортной системы в ситуации проведения крупномасштабных мероприятий, предполагающих массовое участие граждан, прямо зависит от обладания субъектами правоохраны правовыми и организационными ресурсами, достаточными для обеспечения безопасности.

Транспорт является потенциально уязвимой мишенью для терроризма, проявления которого могут стать серьезным испытанием на прочность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.