Научная статья на тему 'Взаимодействие СМИ и МВД в свете закона «о полиции»'

Взаимодействие СМИ и МВД в свете закона «о полиции» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3494
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / МИЛИЦИЯ / СМИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОГЛАСИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артишевский Эдуард Владиславович

Целью статьи явился сравнительный анализ изменений взаимодействия СМИ и МВД в связи со сменой утратившего силу закона «О милиции» от 18.04.1991 N 1026-1 на закон «О полиции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие СМИ и МВД в свете закона «о полиции»»

Эдуард Владиславович Артишевский

Челябинский юридический институт

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СМИ ИМВД В СВЕТЕ ЗАКОНА «О ПОЛИЦИИ»

Целью статьи явился сравнительный анализ изменений взаимодействия СМИ и МВД в связи со сменой утратившего силу закона «О милиции» от 18.04.1991 N1026-1 на закон «О полиции».

Ключевые слова: полиция, милиция, СМИ, общественное согласие, социальный порядок.

С 1 марта 2011 года вступил в законную силу федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 №3-Ф3 «О полиции», который внес существенный вклад в изменение жизни нашего общества, в том числе и во взаимодействие Министерства внутренних дел (МВД) со средствами массовой информации (СМИ).

Хотелось бы отметить, что в новом законе отсутствует четкое определение полиции и поэтому журналист может быть свободен в использовании этого термина. Он может использовать его как новое название милиции (от лат. militia - войско), либо как старое название существовавшего с 1782 года по 1870 год «благочиния», либо как часть армии, либо как гражданское ополчение, либо полиция -это «сокращенная милиция», либо, как указано в Советском энциклопедическом словаре (1982 г.), полиция - это в эксплуататорских государствах система особых органов надзора и принуждения, а также карательные войска внутреннего назначения, охраняющие существующий общественный строй путем прямого подавления классовых противников. Однако в пункте 1 статьи 4 закона «О полиции» говорится, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Активация связей с общественностью в системе МВД России связана с началом административной реформы, предусматривающей в качестве одного из важнейших направлений повышение эффективности взаимодействия органов власти и гражданского общества. В настоящее время в Министерстве внутренних дел, включая все территориальные уровни, создана система специальных подразделений информации и общественных связей. Отдел PR (паблик рилейшнз) в государственных учреждениях, во-первых, выдает систематическую информацию о политике, планах и достижениях государственного учреждения. Во-вторых,

информирует и просвещает общественность по вопросам законодательства, обязательных постановлений и других жизненно важных вопросов, влияющих на повседневную жизнь граждан.

Главная цель внутренних органов в данный момент, это налаживание системы взаимодействия с населением при помощи средств массовой информации. При помощи данного рычага стало возможным эффективно информировать общественность о деятельности МВД и проводить реорганизацию.

Если информационная система МВД будет работать на имидж надежного источника, то станет возможной расстановка акцентов в передаваемой информации с целью привлечь или, наоборот, отвлечь внимание от неких процессов. Развивать доверие граждан необходимо при помощи правильной организации предоставляемых услуг. Хотя россияне верят, что среди сотрудников правоохранительных органов есть порядочные люди, честно исполняющие долг, негативный образ милиции сегодня является доминирующим. Социологи Фонда общественного мнения констатируют, что с 1998 года формировался отрицательный типаж сотрудника МВД, так уже в 2007 - 48 %, а в 2008 году больше половины 1500 респондентов (54 %) полагали, что милиция работает «плохо» или «очень плохо». К настоящему времени «истерия» в средствах массовой информации имидж сотрудника МВД подорвала окончательно, что послужило обоснованием избавления от милиции и создания нового силового ведомства. Некоторые СМИ еще продолжают по привычке формировать негативный образ сотрудника МВД, в то время, как большинство средств массовой информации уже создают позитивный образ современного полицейского (например, конкурс «Щит и перо»).

Для эффективного взаимодействия СМИ и МВД необходима прежде всего открытость

информации. Открытость предполагает относительно широкий доступ ко всем видам информации при минимальных запретах на ее обнародование. При этом под информацией следует понимать широкий спектр документов и материалов, связанных с деятельностью органов внутренних дел, независимо от их форм хранения (бумажной, электронной, иной), источников, даты и места издания. Исходя из вышеизложенного, можно определить и характеризовать критерии информационной открытости органов внутренних дел.

1. Доступность - возможность получения гражданами и общественными организациями информации не только относительно самих себя, но и по другим вопросам, затрагивающим интересы общества.

2. Полнота - оптимальное соотношение объема и содержательности информации. Объем информации - наличие исчерпывающих сведений, удовлетворяющих запросы и интерес потребителей информации. Содержание информации - обеспечение качества информации, обоснованности, четкости и ясности изложения.

3. Оперативность - своевременность и быстрота предоставления информации. Своевременность - актуализация распространения информации. Предоставляемая информация должна отвечать требованиям момента и развитию ситуации. Быстрота предоставления информации - установление четких и обоснованных сроков рассмотрения запросов на информацию, а также оптимальная регулярность ее опубликования в различных информационных средах по инициативе самого носителя информации.

4. Прозрачность - обязательность и активность органов внутренних дел по информированию отдельных граждан или населения в целом по вопросам, затрагивающим их интересы в сфере правопорядка.

5. Обязательность - своевременное и объективное информирование населения о государственной политике в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, состоянии борьбы с преступностью, мерах по профилактике правонарушений.

6. Активность - организация конструктивных взаимоотношений с центральными, региональными и ведомственными средствами массовой коммуникации. Проведение комплекса мероприятий информационно-пропагандист-

ского характера, противодействующих информационному давлению, направленному на дискредитацию государства и органов правопорядка. Формирование и поддержка положительного образа сотрудника органов внутренних дел. Пропаганда принципиально новых направлений работы милиции по социальному обслуживанию граждан, расширение диалога с населением путем совершенствования учета и реагирования на замечания, предложения и пожелания граждан, поиск новых форм конструктивного сотрудничества

7. Сохранность - недопустимость распространения общественно значимой информации в качестве источника дополнительных доходов. Соблюдение конфиденциальности лиц, пользующихся информацией или запрашивающих ее, а также права невмешательства в частную жизнь в отношении лиц, информация о которых имеется в распоряжении ОВД. Недопущение ограничений в доступе журналистов к различным источникам информации, а также недопустимость любых форм произвольного контроля над информацией и общественным мнением.

Следует иметь в виду, что средства массовой информации являются основным каналом информирования общества о деятельности органов внутренних дел. При этом в полной мере проявляются такие свойства СМИ, как массовость, периодичность, использование постоянно пополняемых информационных ресурсов, выполнение СМИ функций первичных источников информации, применение современных информационных технологий и средств телекоммуникаций. Эти особенности характеризуют СМИ как важнейший социальный институт и объект информационной политики органов внутренних дел. Поэтому построение межорганизационных связей органов внутренних дел со средствами массовой информации может выражаться в конкретных формах взаимодействия с их представителями, которые зависят от имеющихся возможностей в их использовании. Необходимо установление четких схем взаимодействия, регулярности и порядка процедур, прав и обязанностей участников с обеих сторон. Основными направлениями информационно-правового воздействия на местное население со стороны органов внутренних дел являются: характеристика особенностей конкретной ситуации и соответствующих ей норм и правил поведения; информирование граждан о происходящих событиях, о мерах по нор-

мализации конфликтной ситуации, а также о деятельности органов внутренних дел в этом процессе; информирование и отчеты о деятельности органов внутренних дел в процессе регулирования ситуации; создание позитивных стереотипов.

Не случайно министр внутренних дел РФ генерал армии Р. Нургалиев подчеркнул, что первый приказ, подписанный в МВД в 2009 г., касается именно взаимодействия со средствами массовой информации. Это Приказ от 1 января 2009 г. N 1 «Об утверждении Концепции совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2009-2014 годы».

А за 2010 год на центральных телеканалах вышло более 8,5 тыс. сюжетов и репортажей о деятельности органов внутренних дел, свыше 9 тыс. материалов опубликовано в печатных СМИ, только по линии центрального аппарата ведомства проведено 68 брифингов и пресс-конференций. Это подтверждает особое значение СМИ в формировании полиции.

Целью Концепции является совершенствование взаимодействия МВД России со СМИ и общественностью, создание новых, более оптимальных форм и методов проведения информационно-пропагандистской работы. В связи с этим в ближайшие несколько лет основной акцент в работе пресс-служб органов внутренних дел и внутренних войск будет сделан на активизации пропагандистской деятельности, направленной на формирование правосознания граждан, уважения к законам и общепринятым нормам поведения, доверительного отношения к правоохранительным органам, воспитание ак-

Роль СМИ в деятельнс

тивной гражданской позиции по оказанию содействия в предупреждении, пресечение и раскрытие преступлений и правонарушений. Это может быть достигнуто выполнением следующих задач:

1. Популяризация службы в органах внутренних дел, привлечение общественности к содействию правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и общественной безопасности.

2. Формирование в обществе положительного образа сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск МВД России.

3. Объективное освещение вопросов, относящихся к компетенции МВД России.

4. Совершенствование форм и методов взаимодействия органов внутренних дел, внутренних войск МВД России с центральными, региональными и ведомственными СМИ и общественностью.

5. Повышение качества подготовки материалов, освещающих деятельность органов внутренних дел и внутренних войск МВД России для размещения на теле-, радиоканалах и публикаций в печатных изданиях.

6. Пропаганда новых форм и методов работы органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.

7. Распространение положительного опыта взаимодействия МВД России со СМИ и общественностью.

С учетом Концепции и был разработан закон «О полиции».

В таблице отражена деятельность СМИ, регламентированная законами «О милиции» и «О полиции».

Таблица 1

ги милиции и полиции

Деятельность в сфере информации Милиция Полиция

Разъяснение гражданину причин ограничения его прав и свобод, а также его прав и обязанностей Вовсех случаях Во всех случаях, а так же разьяснение основания применения мер

Деятельность в сфере информации Милиция Полиция

Информирование о задержании По просьбе задержанного информирование родственников и администрацию по месту работы или учебы. В случае с несовершеннолетними обязательно (срок не указан) Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции. (есть исключения). О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства

Информацию о частной жизни лица Не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Документы и материалы о правах и свободах лица Обязаны ознакомить Обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Информацию о преступлениях, правонарушениях с событиях угрожающих личной и общественной безопасности Обязаны принимать, регистрировать и своевременно реагировать Обязаны принимать, регистрировать, осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку и информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования. Участвовать в пропаганде правовых знаний

Информацию об обязательном страховании гражданской ответственности Обязаны предоставлять лицам указанным в федеральном законе

Информировать о фактах выявленных нарушений в ходе избирательной ком-паниии принятых в связи с этим мерах Избирательную комиссию или комиссию референдума

Деятельность в сфере информации Милиция Полиция

Использовать для документирования своей деятельности Информационные системы, видео- и ау-диотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью человека и окружающей среде Обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.

Производить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино и видеосъемку, дактилоскопирование Лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, подвергнутых административному аресту, а также лиц, в отношении которых имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении, при невозможности установления их личности и иных лиц, в отношении которых в соответствии с федеральным законом предусмотрена обязательная дактилоскопическая регистрация Задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом

Пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи Принадлежащими организациям, общественным объединениям и гражданам Принадлежащими государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в случаях, не терпящих отлагательства, - средствами связи, принадлежащими негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам;

Получать безвозмездно от организаций и граждан информацию За исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации В том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации. По мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан

Использовать безвозмездно возможности средств массовой информации Для установления обстоятельств преступлений, а также лиц, их совершивших, для розыска лиц, скрывшихся от дознания, следствия и суда, и лиц, без вести пропавших Информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации в целях установления обстоятельств совершения преступлений, лиц, их совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия или суда, и лиц, пропавших без вести; Объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию настоящим Федеральным законом, а также объявлять розыск и принимать меры по розыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенного имущества, имущества, подлежащего конфискации

Деятельность в сфере информации Милиция Полиция

Сотрудничество В праве привлекать граждан с их согласия Истребовать для проведения экспертиз по письменному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от организаций независимо от форм собственности предоставление образцов и каталогов своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства экспертиз. В праве привлекать граждан с их согласия к внештатному сотрудничеству; устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе

Новое в законодательстве

Статья 8. Открытость и публичность

1. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

2. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

3. Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Полиция в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет

сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

5. По заявкам редакций средств массовой информации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляется аккредитация журналистов для освещения деятельности полиции.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе учреждать средства массовой информации для освещения деятельности полиции.

Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан

4. Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности.

5. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Результаты указанного мониторинга регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных

органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

Статья 11. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем

4. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает полиции возможность использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет, автоматизированных информационных систем, интегрированных банков данных.

Статья 13. Права полиции

29) получать в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения, составляющие налоговую тайну;

32) получать, учитывать, хранить, классифицировать, использовать, выдавать и уничтожать в соответствии с законодатель-ствомРоссийской Федерации дактилоскопическую информацию и геномную информацию;

33) использовать в деятельности информационные системы, видео- и аудиотехни-ку, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции; формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, разыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное;

Статья 17. Формирование и ведение банков данных о гражданах

1. Полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее - банки данных).

4. Полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от

неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий.

6. Полиция обязана обеспечить гражданину возможность ознакомления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с содержащейся в банках данных информацией, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Статья 28. Основные права сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции имеет право:

5) на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности полиции;

6) на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений;

Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции

5. Сотрудник полиции не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в законе «О полиции» существенно расширены права и обязанности сотрудника МВД в получении, хранении и использовании информации, а также в сфере взаимодействия со средствами массовой информации.

Список литературы

1. Каспарова, Э. А. Связи с общественностью в деятельности органов внутренних дел России [Текст] : дис. ... канд. филол. наук / Э. А. Каспарова. - Краснодар, 2008.

2. Мазитов, Р. Р. Информационная открытость органов внутренних дел и ее критерии [Текст] / Р. Р. Мазитов. - Владивосток, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.