ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ПОЛИЦИИ»: КОММЕНТАРИИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ
Н.В. РУМЯНЦЕВ,
начальник Московского университета МВД России, кандидат юридических наук, генерал-лейтенант полиции
А.В. ЩЕГЛОВ,
начальник кафедры профессиональной этики и эстетической культуры Московского университета
МВД России, кандидат педагогических наук, доцент, полковник полиции
E-mail: [email protected] Научная специальность: 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право
Аннотация. Отражены результаты сравнительно-правового анализа Закона РФ «О милиции» и Федерального закона «О полиции». Рассмотрены предпосылки появления закона «О полиции», дана характеристика новеллам данного закона, выявлены и рассмотрены наиболее значимые его отличия от Закона РФ «О полиции».
Ключевые слова: закон «О полиции», закон «О милиции», реформа МВД России, структура полиции, понятие полиции, основные направления деятельности полиции, права и обязанности полиции.
THE FEDERAL LAW «ABOUT POLICE»: COMMENTS AND REFLEXIONS
N.V. RUMYANTSEV,
head of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of law sciences, lieutenant general of police;
A.V. SHCHEGLOV,
head of the department of a professional etiquette and aesthetic culture of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, colonel of police
Annotation. In article results of the comparative-legal analysis of the Law of the Russian Federation «About Militia» and the Federal law «About police» are reflected. Preconditions of occurrence of the law «About police» are considered, the characteristic of the novels of this law are given, its most significant differences from the Law of the Russian Federation «About police» are revealed and considered.
Keywords: the law «About police», the law «About militia», reform of the Ministry of Internal Affairs of Russia, police structure, concept of police, the basic directions of activity of police, the right and a police duty.
Предпосылки появления закона. В современной России в последние годы стало особенно очевидным несоответствие между требованиями, предъявляемыми к деятельности милиции и сформированными десятилетия назад формами ее работы. Перед МВД была поставлена принципиальная задача: законодательно закрепить новую социальную модель деятельности органов внутренних дел. От полиции потребовали сконцентрировать свою работу на обеспечении правопорядка и защите прав и свобод граждан.
Поэтому при подготовке закона «О полиции» необходимо было решить два блока проблем. Во-первых, избавить МВД от несвойственных ему
функций. Во-вторых, определить исчерпывающий объем полномочий, перечень выполняемых функций, необходимых для организации эффективной и отвечающей ожиданиям населения деятельности работы органов внутренних дел. Стало понятно, что только ведомственными приказами и инструкциями эти задачи не решить — потребовался новый закон; более понятный и удобный в применении, в том числе и для простых людей.
По мнению многих экспертов, это самый необычный законодательный акт о силовых и правоохранительных структурах за всю историю России со времен Петра I. Впервые государство передает право контроля над самой многочислен-
Актуальные проблемы административного права
ной вооруженной организацией рядовым гражданам. Полиция отныне — не столько инструмент власти и «карающий меч закона», сколько инструмент защиты граждан, который находится полностью в их руках.
Получится документ, максимально приближенный к закону прямого действия. Собственно, как того требовал Президент Российской Федерации. В нем стало значительно меньше отсылочных и бланкетных норм, а компетенция полиции имеет четко установленные рамки. Эта мера полезна не только сотрудникам, но и гражданам, в отношении которых будут исключены возможные злоупотребления. Ведь злоупотребления обычно происходят из-за нечеткости правовых формулировок либо из-за возможности использовать отсылочные нормы.
Очень важно, что в законе сделан акцент на социальной миссии в деятельности полиции, ведь общество предъявляет особые требования к практике использования мер государственного принуждения. В новом законе эти меры сведены воедино и детально регламентированы; прописаны порядок и условия задержания граждан, проникновения в жилье, на земельные участки. Апелляция к необходимости защиты интересов одних граждан не может безосновательно входить в противоречие и нарушать личную безопасность других равных с ними граждан России.
Более того, закон закрепляет партнерскую модель взаимоотношений полиции и населения; т.е. функции общественной безопасности и защиты возлагаются на органы правопорядка, а полицейские в своей работе руководствуются общественными интересами.
Законодательное закрепление получил такой правовой инструмент обеспечения прав граждан, как обязанность сотрудников полиции при приеме и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях выдавать заявителю уведомление о принятом сообщении, а при обращении в форме электронного документа — направлять его на адрес электронной почты заявителя. Представление об органах внутренних дел складывается в первую очередь на основе личного контакта гражданина с полицейским. Поэтому успех реформы МВД во многом зависит от того, каким будет российский полицейский.
Особое внимание уделено повышению профессиональных и личностных требований к кадровому составу. В законе не только закреплен набор этих требований, но и установлены механизмы обеспечения законности, беспристрастности, открытости и публичности в работе.
Одним из главных критериев оценки работы подразделения полиции и его руководителя станет общественное мнение граждан, проживающих на территории обслуживания. Негативная оценка жителей может явиться поводом для увольнения сотрудника из полиции.
Теперь каждый начальник будет обязан обеспечить жесткий контроль за деятельностью своих подчиненных. Ведь общеизвестно, что безобразия в подразделениях органов внутренних дел зачастую происходили именно из-за отсутствия такого контроля. При этом для изучения общественного мнения руководство МВД намерено применять разные способы и методы мониторинга.
В Федеральном законе «О полиции» довольно много новелл. Это документ объемный, который требует подготовки даже самих сотрудников министерства. Как добиться того, чтобы закон заработал практически сразу же, чтобы его положения реализовались, а не оставались на бумаге? Во главу угла должен быть поставлен самый эффективный критерий — подлинный профессионализм сотрудников МВД России, честное, безупречное исполнение ими своих должностных обязанностей. Необходимо обеспечить прозрачность деятельности полиции, высокую ответственность этой структуры перед обществом. В законе защищены права любого гражданина в его взаимоотношениях с полицией и другими правоохранительными структурами.
Новый закон: краткий комментарий. Федеральным законом понятие «полиция» раскрывается через призму ее социальной роли в российском обществе. Так, согласно ч. 1 ст. 1 «Назначение полиции», полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. При этом полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных
- -я.¿¿¿Ь'-
Актуальные проблемы административного права
посягательств. При этом законодатель не упоминает о ее принудительном потенциале, что характерно для определения милиции.
Определяя сущность полиции в ее предназначении, закон тем не менее не раскрывает содержания определений «общественный порядок» и «общественная безопасность», которые до настоящего времени на законодательном уровне не сформулированы.
Закон не определяет задачи полиции, а говорит об основных направлениях ее деятельности. В соответствии со ст. 2 их двенадцать:
♦ защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
♦ предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
♦ выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
♦ розыск лиц;
♦ производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
♦ обеспечение правопорядка в общественных местах;
♦ обеспечение безопасности дорожного движения;
♦ контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
♦ контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
♦ охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
♦ государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
♦ осуществление экспертно-криминалистиче-ской деятельности.
Как видно из данного перечня, осуществление предварительного расследования по уголовным делам не входит в задачи полиции. Поименованные направления деятельности в полной мере отражают предназначение полиции в сфере обеспечения общественной безопасности.
Глава 2 «Принципы деятельности полиции» расширяет перечень принципов, в соответствии
с которыми строится деятельность полиции. Включает в их состав новые принципы, подчеркивающие опору полиции на взаимодействие с населением страны и учет общественного мнения в ее деятельности, а также активное использование в работе современных достижений науки и техники.
Таким образом, к действующим принципам милиции, таким как: уважение прав и свобод человека и гражданина, соблюдение законности, гуманизм, гласность (открытость и публичность) добавились принципы:
♦ беспристрастности (ст. 7);
♦ обеспечения общественного доверия и поддержки граждан (ст. 9);
♦ взаимодействия и сотрудничества полиции с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами (ст. 10);
♦ использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем (ст. 11).
Существенным отличием является тот факт, что структура полиции представлена: подразделениями, организациями и службами, а ее система определяется Президентом Российской Федерации (ст. 4), а не Правительством Российской Федерации, как это обстояло с милицией.
В настоящее время, в соответствии указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 250 указанные структурные единицы полиции создаются для осуществления таких функций, как:
а) прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях;
б) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами;
в) выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
г) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также
Актуальные проблемы административного права
при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки;
д) обеспечение безопасности дорожного движения;
е) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подведомственности полиции;
ж) осуществление оперативно-розыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий;
з) противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности;
и) обеспечение собственной безопасности;
к) осуществление лицензионно-разрешитель-ной работы;
л) осуществление экспертно-криминалистиче-ской деятельности;
м) государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций;
н) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц;
о) сбор, анализ и хранение оперативно-розыскной информации;
п) содержание, охрана и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации;
р) контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы;
с) подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции;
т) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств-членов Интерпола.
При этом полиция в центральном аппарате МВД России представлена:
♦ Главным управлением вневедомственной охраны;
♦ Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения;
♦ Главным управлением по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ;
♦ Главным управлением по противодействию экстремизму;
♦ Главным управлением собственной безопасности;
♦ Главным управлением на транспорте МВД России;
♦ Главным управлением уголовного розыска;
♦ Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции;
♦ Национальным центральным бюро Интерпола;
♦ Управлением по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;
♦ Управлением по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации;
♦ Управлением по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий;
♦ Управлением оперативно-розыскной информации;
♦ Управлением по организации дознания.
В отличие от Закона РФ «О милиции», предусматривавшего общие обязанности и права милиции, Федеральный закон «О полиции» предусматривает обязанности и права полиции как целостной структуры, а также и обязанности и права ее сотрудников. Это свидетельствует о желании законодателя конкретизировать полномочия, которыми могут быть реально наделены полицейские исходя из их должностных обязанностей, что делает понятным для населения реальные возможности сотрудника полиции.
Сами обязанности (ст. 12) в основном исключают выполнение полицией не свойственных ей функций.
Федеральный закон «О полиции» конкретизировал возможности полиции по ограничению конституционных прав и свобод граждан, посвятив две главы (ранее одна — Раздел IV. Применение милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия) применению полицией мер принуждения. Так, гл. 4 закона «О
- -я. ¿¿¿Ь' -
Актуальные проблемы административного права
полиции» посвящена применению полицией отдельных мер государственного принуждения, таких как:
♦ задержание (ст. 14);
♦ вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (ст. 15);
♦ оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов (ст. 16);
♦ формирование и ведение банков данных о гражданах (ст. 17).
В ст. 14 законодатель детализировал алгоритм задержания, определив не только процедуру его осуществления, основания для применения данной меры государственного принуждения (включив как уголовно-процессуальные основания, так и основания, предусмотренные КоАП РФ), а также закрепил право задержанного на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.
Данное право не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными являются лица:
♦ совершившие побег из-под стражи;
♦ уклоняющиеся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывшие к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок;
♦ уклоняющиеся от исполнения административного наказания в виде административного ареста;
♦ находящиеся в розыске;
♦ уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия;
♦ уклоняющиеся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера;
♦ совершившие побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающиеся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение.
Глава 5 рассматривает применение полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В отличие от Закона РФ «О милиции» Федеральный закон «О полиции» исключает «использование» оружия как термин и говорит о «применении огнестрельного оружия». Новым является расширение оснований, дающих право полицейскому на применение оружия, в частности, для:
♦ задержания лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящегося при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ (п. 5 ч. 1 ст. 23);
♦ разрушения запирающих устройств и иных препятствий при необходимости проникновения в помещение по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом (п. 3 ч. 3 ст. 23).
В ч. 4 ст. 23 Федерального закона «О полиции» говорится о «служебном огнестрельном оружии ограниченного поражения». При этом для граждан непонятно, какими свойствами должно обладать данное оружие, поскольку оно не упоминается в Федеральном законе «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ.
Расширены основания для применения и перечень специальных средств, стоящих на вооружении полиции. Так, ст. 21 ФЗ «О полиции» включает имеющиеся в ст. 14 Закона РФ «О милиции» основания для применения специальных средств и дополняет их следующим положением: защита охраняемых объектов, блокирование движения групп граждан, совершающих противоправные действия (п. 11 ч. 1 ст. 21).
В качестве новых специальных средств в Федеральном законе «О полиции» фигурируют:
♦ палки специальные;
♦ специальные газовые средства;
♦ средства ограничения подвижности (наручники);
♦ служебные животные;
♦ средства сковывания движения (сети);
♦ средства защиты охраняемых объектов;
♦ средства блокирования движения групп правонарушителей (спирали).
Значительное внимание в Законе «О полиции» уделено правовому положению сотрудника полиции и прохождению службы в полиции.
Актуальные проблемы административного права
Глава 6 «Правовое положение сотрудника полиции» включает в себя девять статей:
♦ кто такой полицейский (ст. 25);
♦ виды специальных званий полиции (ст. 26);
♦ основные обязанности, возлагаемые на полицейского (ст. 27);
♦ права, которыми наделен полицейский (ст. 28);
♦ ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции (ст. 29);
♦ гарантии правовой защиты (ст. 30);
♦ право на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) (ст. 31);
♦ привлечение других сотрудников ОВД к выполнению обязанностей, возложенных на полицию (ст. 32);
♦ ответственность сотрудника полиции (ст. 33).
Глава 7 «Служба в полиции» включает 8 статей, определяющих, что такое служба в полиции (ст. 34), и рассматривающих вопросы поступления (ст. 35), испытания (ст. 36), особенностей ее прохождения (ст. 37—39) и увольнения из полиции (ст. 40), а также гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления (ст. 41).
Необходимо отметить, что законодателем учтены имевшие место в Законе РФ «О милиции» противоречия, позволявшие привлекать к несению службы, связанной с охраной общественного порядка, лиц (сотрудников милиции), не достигших совершеннолетия (18 лет) (ст. 38).
Кроме того, гл. 7 расширяет перечень требований, предъявляемых к полицейскому: не принимаются в полицию лица, если они неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу, подвергались в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения; прохождение психофизиологического исследования; тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость; личное поручительство; дисциплина регулируется Дисциплинарным уставом. Заметим, что последний находится в настоящее время в разработке.
В отличие от Закона РФ «О милиции», Федеральным законом «О полиции» впервые на законо-
дательном уровне определяются основания увольнения сотрудника полиции (22 пункта).
Статьи гл. 8 «Гарантии социальной защиты сотрудника полиции», предусматривают обязанность государства по страхованию жизни и здоровья сотрудника полиции (ст. 43); право сотрудника полиции на жилищное обеспечение (ст. 44); медицинское обеспечение (ст. 44); восстанавливают право сотрудника полиции на обеспечение в служебных целях проездными документами на все виды общественного транспорта, а также право проезда на всех видах общественного транспорта (кроме такси).
Со стороны руководства страны, парламентариев и общественности высказывались упреки в недостаточном контроле и надзоре за органами правопорядка. Федеральный закон «О полиции» значительно расширил возможности контроля и надзора за деятельностью полиции по сравнению с Законом РФ «О милиции». В Законе предусмотрены дополнительные статьи: ст. 49 «Государственный контроль за деятельностью полиции» — декларируюет право Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации осуществлять государственный контроль за деятельностью полиции; ст. 50: «Общественный контроль за деятельностью полиции» — рассматривает особенности и специфику общественного контроля за деятельностью полиции; ст. 51 «Судебный контроль и надзор».
В целях реализации ФЗ «О полиции» одновременно с принятием Закона внесены изменения в 23 федеральных закона. Помимо этого, предполагается принятие: ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», ФЗ «О прохождении службы в рядах полиции» и др.
Полиция будущего рождается сегодня. Новый закон в значительной степени меняет порядок взаимоотношений сотрудников органов внутренних дел и граждан. Но для этого нужно время, в том числе и на обновление кадрового состава.
Абсолютное большинство сотрудников органов внутренних дел с честью и достоинством, а порой и с риском для жизни несут нелегкую самоотверженную службу, защищая покой граждан. Но в то же время существуют и определенные кадро-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
Таблица
Сравнительный анализ двух законов
Федеральный закон «О полиции» состоит из 11 глав и 56 статей. Для более глубокого анализа Федерального закона «О полиции» представляется целесообразным его рассмотрение в сравнении с Законом РФ «О милиции».
Закон Российской Федерации «О милиции» Федеральный закон «О полиции»
Понятие милиции Понятие полиции
Задачи милиции (всего — 6) Основные направления деятельности полиции (всего — 12)
Декларирование пяти принципов (уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, гуманизм, гласность, взаимодействие) Детализация 7 принципов (соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, беспристрастность, открытость и публичность, общественное доверие и поддержка граждан, взаимодействие и сотрудничество, использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем)
Определена система милиции — криминальная милиция и милиция общественной безопасности (подразделения входящие в их состав определяются Правительством РФ) Структура полиции представлена: подразделениями, организациями и службами. Система строится в зависимости от осуществляемых полицией функций — всего 18 (прерогатива Президента РФ)
Раздел III. «Обязанности и права милиции» содержит не свойственные для милиции функции (медицинское вытрезвление, розыск должника, его имущества в порядке гражданского судопроизводства, учет преступлений и др.) Гл. 3. Обязанности и права полиции фактически исключает выполнение полицией не свойственных ей функций
Служебные права и обязанности сотрудника милиции фактически не раскрыты (ст. 18) Достаточно подробно прописаны права и обязанности сотрудника полиции и его статус (гл. 6)
Отдельные ограничения прав и свобод граждан не предусматриваются Введена самостоятельная гл. 4. «Применение полицией отдельных мер государственного принуждения» (задержание, вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории, оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов, формирование и ведение банков данных о гражданах)
Раздел IV. «Применение милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия» представлен пятью статьями Гл. 5. «Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия» (7 статей) содержит существенные изменения: ♦ расширен перечень и основания применения спец. средств; ♦ исключено понятие использования оружия, введены новые основания для его применения
Разделом V. «Служба в милиции» данные ограничения не предусматриваются Гл. 7. «Служба в полиции» расширяет перечень требований, предъявляемых к полицейскому: ♦ не принимаются лица неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в полицию, подвергались в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения; ♦ прохождение психофизиологического исследования; ♦ тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость; ♦ личное поручительство; ♦ дисциплина регулируется Дисциплинарным уставом
Основания увольнения сотрудника милиции не определялись Гл. 7. «Служба в полиции» впервые на законодательном уровне определяются основания увольнения сотрудника полиции (22 пункта)
Актуальные проблемы административного права
Сравнительный анализ двух законов
Окончание таблицы
Закон Российской Федерации «О милиции» Федеральный закон «О полиции»
Раздел VI. «Гарантии правовой и социальной защиты сотрудников милиции» Две самостоятельные главы: 7. «Служба в полиции» и 8. «Гарантии социальной защиты сотрудника полиции». В рамках гл. 8 предусматривается право обеспечения сотрудника полиции проездными документами и проезда на всех видах общественного транспорта (кроме такси)
Раздел VIII. «Гарантии законности и обеспечения прав граждан в деятельности милиции» (4 статьи) Гл. 10. «Контроль и надзор за деятельностью полиции» расширяет ранее действующие способы обеспечения законности за счет: ♦ конкретизации государственного контроля; ♦ введения общественного контроля за деятельностью полиции; ♦ раскрытия сущности судебного контроля и надзора
вые проблемы. И на их решение направлен новый закон. В совокупности с повышением уровня социальной защищенности и значительным увеличением уровня заработной платы он позволит более качественно проводить отбор в полицейские. Вся реформа МВД направлена именно на качественную оптимизацию и модернизацию российских органов правопорядка. И возрожденной российской полиции нужно будет время для становления.
Заложенная в Законе «О полиции» новая социальная модель органов правопорядка основывается на выполнении профессиональных полицейских функций. Во главу угла поставлена безопасность личности — защита ее прав и законных интересов от противоправных посягательств. Основным направлением деятельности теперь становится предупреждение и профилактика преступлений и административных правонарушений.
В законе закреплен исчерпывающий перечень прав и обязанностей сотрудников. Детализированы отдельные правомочия, обозначены условия их реализации. Исключены нормы, не имеющие конкретного юридического содержания. Особое внимание уделено повышению прозрачности, открытости и публичности: граждане должны знать, как организована работа полиции по защите их прав, и требовать отчета — такая обязанность руководителя территориального органа внутренних дел законодательно закреплена.
Укреплению взаимодействия с гражданским обществом способствовало и создание Общественного совета при МВД России. Аналогичные советы сформированы и при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Федерации. На их заседаниях обсужда-
ется широкий круг вопросов, касающихся работы органов внутренних дел. А теперь, согласно положениям ФЗ «О полиции», на них возлагается и общественный контроль.
Что касается оформления и внешнего облика, то законом предусмотрено использование наименования «милиция» до 1 января 2012 г. За это время предстоит привести в соответствие с законом обозначения на зданиях, служебном транспорте, форменной одежде и так далее. Сама же новая форма сотрудников полиции будет введена после ее утверждения постановлением Правительства России. Какой она будет, говорить пока рано. Но уже сегодня данный вопрос прорабатывается.
Думается, ни у кого не возникают сомнения, что нужно максимально ответственно отнестись к тем задачам, которые возложены на российскую полицию. Прежде всего, от самих сотрудников зависит, каковы будут роль и место полиции в обществе, ее общественный статус. Разумеется, каждый из сотрудников хочет, чтобы он был максимально высоким. Для этого у органов внутренних дел есть необходимый потенциал, который важно грамотно и эффективно реализовать. Полиция — это, прежде всего люди, конкретные сотрудники, от профессионализма которых зависит защита прав и законных интересов граждан.
Выступая на расширенном заседании Коллегии МВД России (март 2011 г.) Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подчеркнул: «Общество ждет от полиции реального обновления. С другой стороны, задача государства — создать все условия для нормального труда всех, кто пришел на службу в МВД».