УДК 351.74:316.653
Денисенко Светлана Евгеньевна
соискатель кафедры социологии и политологии Южного федерального университета [email protected] Svetlana E. Denisenko
applicant of the Department of sociology and political science
Southern Federal University
МАРКЕТИНГОВАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ
MARKETING COMMUNICATIONS POLICY IN POLICE ACTIVITY
Аннотация. В статье рассматривается авторский подход к инновационным формам деятельности работы пресс-служб МВД в информационной политике ведомства. Автор делает вывод о том, что использование предложенных маркетинговых коммуникационных технологий в практике работы полиции повысят общественную оценку деятельности органов внутренних дел во мнениях общественности.
Ключевые слова: органы внутренних дел, полиция, общественное мнение, пресс-службы МВД, маркетинговая коммуникационная политика в деятельности полиции, маркетинговая коммуникация в организации работы сотрудников полиции, социальная реклама, социальный пиар
Annotation. The article discusses the author's approach to innovative forms of work activities Interior Ministry press service in the information policy department. The author concludes that the proposed use of marketing and communication technologies in the practice of police work will enhance public appreciation of internal affairs bodies of opinion public.
Keywords: law enforcement agencies, the police, public opinion, the press service of the Interior Ministry, marketing communication policy in police activities, marketing communication in the organization of the police, social advertising, social PR
В условиях модернизации, которое переживает современное российское общество, вопрос о внутренней безопасности страны является очень актуальным. Данный фактор приобретает особую важность наравне с идеологическими, социальными, экономическими, технологическими преобразованиями в стране.
Трансформация органов внутренних дел, происходящая в последние годы, обусловлена не только совершенствованием их профессиональной деятельности, но и большей значимостью в жизни общества. Концепция реформы МВД России предусматривает кардинальный ребрендинг данного
ведомства: начиная от названия и модификации структуры управления полицией и заканчивая изменениями принципов деятельности полицейского ведомства. Также, реорганизация органов внутренних дел направлена на повышение доверия у населения и общества, рост профессионализма и качества работы полицейских, следованию принципам мировой полицейской доктрины.
Многие социологические исследования последних 20 лет, проведенные как ведомственными, так и гражданскими исследовательскими центрами, показывают нам низкий уровень доверия к полицейской структуре, нежелании взаимодействовать с органами внутренних дел. Безусловно, государством принимаются различные меры, направленные на повышение престижности профессии и социального статуса "стража закона": усиливается социальная защищенность сотрудников и членов их семей, утверждаются нормативно-правовые акты в области этической, психологической и профессиональной составляющей службы в органах внутренних дел, проводятся имиджевые мероприятия и др.
Однако методы, которыми пользуются пресс-службы МВД РФ для формирования благоприятного имиджа, в настоящее время недостаточно эффективны, о чем говорит невысокий авторитет правоохранительных органов в глазах граждан. Поэтому необходимо обратить пристальное внимание на данную проблему со всех позиций различных наук.
Автором предложено использовать коммуникационные принципы, сложившиеся в маркетинге. В настоящее время, тенденция применения маркетинговых технологий в различных отраслях и сферах производства и услуг является в мировой практике непосредственным явлением. Так, маркетинговые приемы, адаптированные под функционирование различных видов организаций и институтов (в том числе и социальных) помогают не только приспособиться к нынешним условиям рыночного функционирования, но и выработать свою политику взаимодействия с контактными аудиториями, населением, потребителями. Принцип коммуникационной концепции, широко используемый в практическом маркетинге, вполне может быть реализуем и для органов внутренних дел, если определить, что главными потребителями в сфере полицейской деятельности являются граждане, а товаром выступают услуги по безопасности и охране правопорядка. Таким образом, можно смело утверждать об инновационном направлении в работе пресс-служб, а также в организации информационной политики МВД.
Так как органы полиции являются социальной организацией, хоть и специфичной, то можно утверждать о целесообразности внедрения некоторых методов маркетинга в сферу деятельности пресс-служб МВД РФ. Безусловно, определенная часть таких приемов уже давно используется в практике деятельности подразделений полицейского ведомства, связанная с формированием благоприятного имиджа и образа. Это РЯ, конференции с СМИ, брендинг и т.д. Но все же комплексная маркетинговая коммуникационная система, увы, отсутствует.
Известнейшие французские ученые в области маркетинга Ландреви Ж., Леви Ж., Линдон Д. определяют коммуникационную политику организации как
совокупность сигналов и информационных сообщений, которые организация сознательно распространяет среди определенных слоев общества или целевой аудитории [2, с. 499]. Безусловно, в деятельности полиции это просто необходимо, особенно в условиях мировой полицейской доктрины, которая вводится в полицейскую деятельность в современной России.
Определено, что маркетинговые коммуникации - это средства, с помощью которых фирмы пытаются информировать, убеждать и напоминать потребителям, напрямую или косвенно, о своих товарах. Однако, рассматривая данное направление применительно к силовым структурам, автор определяет, что маркетинговая коммуникационная политика в деятельности полиции -это совокупность медийных и немедийных способов информирования населения о деятельности органов правопорядка, направленных на позитивизацию статуса работников полиции и воздействие на сознание граждан о безопасности своего существования.
Следует помнить, что, разрабатывая ту или иную маркетинговую коммуникационную политику, пресс-службы МВД должны четко понимать о стратегических планах и целях такой политики, иметь четкую заданность своего развития на сравнительно продолжительный период времени. Только в этом случае можно добиться от нее стабильного и высокого эффекта.
Безусловно, она должна основываться на следующих принципах:
1. Комплексность.
2. Нацеленность на перспективу.
3. Ориентация на общественное настроение.
4. Гибкость.
5. Адаптивность.
6. Социальная ответственность и др.
Выстраивание партнёрских отношений между полицией и обществом, основанное на взаимном доверии, взаимном информировании - идеальные отношения, к которому стремится не только государственная власть в лице Министерства внутренних дел, но и мировое сообщество. Построение такого партнерства - сложный, многосторонний и длительный процесс, требующий коренного изменения отношений на всех уровнях и в любой сфере полицейской деятельности.
Поэтому, помимо поиска методов взаимодействия с населением, необходимо разработать четкую картину комплексного механизма позитивизации статуса органов правопорядка. Большое значение при этом приобретает использование технологий маркетинговой коммуникации в деятельности полиции. Поэтому автор предлагает использовать следующее определение. Маркетинговая коммуникация в организации работы сотрудников полиции — это комплексное воздействие пресс-служб полиции на внутреннюю и внешнюю среду с целью создания благоприятных условий для ее стабильной деятельности в обществе.
Выражаясь через т.н. медийные и немедийные средства, они и будут направлены на позиционирование полицейского как государственного служащего, выполняющего деятельность по охране правопорядка, тесно
сотрудничающего с населением; профессионала, готового придти на помощь нуждающимся в различных ситуациях и т.д.
Следует отметить, что работа по поддержанию связей с общественностью должна базироваться на национальном менталитете, социальных исследованиях, идеологической схеме воздействия на массовое сознание.
Поэтому для реализации маркетинговой коммуникации в деятельности полиции можно определить использование следующих технологий социальной (государственной) рекламы и социального пиара:
1. Устная реклама (регулярное признание заслуг полицейских, а также передача новостей о раскрытых преступлениях посредством радио, телевидения).
Можно советовать тематику о полиции, в которой могут быть выделены следующие элементы, начиная с наиболее значимых:
- выполнение ОВД края задач антитеррористического характера,
- обеспечение личной и имущественной безопасности граждан,
- обеспечение экономической безопасности,
- борьба с организованной преступностью,
- борьба с незаконным оборотом наркотиков,
- борьба с незаконным оборотом оружия,
- профилактика правонарушений несовершеннолетних,
- меры по стабилизации миграционной ситуации,
- рейдовые мероприятия,
- создание положительного образа сотрудника милиции,
- раскрытие преступлений общеуголовной направленности.
2. Социальный плакат (например, рекрутинг на службу в полицию, описание проблемы, связанной с правопорядком (например, изготовление фальшивых денег, наркомания и др.))
3. Создание собственного медиа-телевизионного канала
4. Директ-маркетинг (рассылка социальной или государственной рекламной корреспонденции или брошюр по почте; телефонный маркетинг, телефоны "горячей линии" с гражданами, рассылка социальной и государственной рекламы по электронной почте и др.)
5. Промо-акции (т.е. проведение различных тематических игр со школьниками, направленных на осознание значение полицейских, социальная и государственная реклама в местах скопления населения: например отделов вневедомственной охраны и т.д.)
6. PR, паблисити (проведение дня открытых дверей для школьников, выездные презентации, профориентация, укрепление взаимоотношений с прессой и профессиональными кругами и др.)
7. Событийная коммуникация (проведение специализированных выставок, например: "Нет наркотикам!", "Конституционные права человека" и др., спонсорство, шефство, меценатство и др.)
8. Справочники и "путеводители" (специальные справочники, в том числе, электронные, с объяснением, к какому подразделению полиции нужно обращаться с конкретной проблемой; справочники телефонных номеров
полицейских, отвечающих за решение той или иной правоохранительной задачи; социальные и государственные листовки, буклеты об актуальной проблеме; государственные рекламные видеоролики на плазменных экранах, расположенных в населенном пункте; правовые справочники-брошюры, повышающие правовую грамотность населения и др.
При разработке коммуникационной политики в органах внутренних дел также следует обратить на выбор каналов коммуникации. Классически выделяют следующие [1, с.397]:
1) печатные средства (газеты и журналы);
2) вещательные средства (радио и телевидение);
3) сетевые средства (телефон, кабельное и спутниковое телевидение, беспроводная связь);
4) электронные средства (интернет, социальные сети, web-сайты и др.)
5) наружная реклама (щиты, вывески, постеры, биллборды и др.)
Вышеперечисленные средства связи с аудиторией и населением также
можно рекомендовать использовать в практике деятельности пресс-служб МВД.
Многочисленные исследования общественного мнения относительно полицейских в России показывают, что в ряду конструктов восприятия деятельности полиции средства массовой информации выступают в одном ряду с каналами межличностного общения: беседами с родственниками, друзьями, знакомыми. Еще одним современным медиа-средством, влияющим на общественное настроение, является Интернет. Войдя в привычную жизнь россиянина пару десятков лет назад (с 1991-1992 года), в современном обществе он прочно занял свое место. Не случайно, социальные сети как отражатели открытых демократических настроений общества становятся одним из первых средств, на которых не действует цензура и на который пресс-службы полиции должны обращать внимание.
На основании вышесказанного, необходимо взаимодействовать со средствами массовой информации, прессой, интернет-сетями, акцентируя внимание на значимости института полиции для населения, миссии по обеспечению и защите конституционных прав и свобод, законности, общественной безопасности, используя для этого механизмы социальной рекламы и социального пиара.
Пресс-службы органов внутренних дел должны отчетливо понимать, что общественное мнение - это самостоятельная сила, которая серьезно влияет на долговременный успех или неудачу органов полиции, а также на ее общественный рейтинг. Поэтому работать с общественным мнением следует серьезно, квалифицированно и постоянно.
После проведения маркетинговой кампании пресс-службы обязательно должны проводить оценку влияния коммуникации на граждан: проводить социологические опросы о наиболее понравившейся или запомнившейся социальной или государственной рекламе; об ощущениях, вызванных этим обращением; выявлять недостатки в социальном пиаре и т.п. Кроме того, необходимо оценивать обратную связь с гражданами в изменении поведения
относительно полицейских, стремления населения к сотрудничеству с органами внутренних дел.
Таким образом, подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что проведение маркетинговой коммуникационной политики в практике деятельности пресс-служб органов внутренних дел должно являться приоритетным направлением деятельности. Только комплексная маркетинговая коммуникация, выражающаяся в социальной и государственной рекламе, а также социальном пиаре, позволит создать благоприятную среду для повышения доверия населения к сотрудникам органов внутренних дел, а также условий для ее стабильной деятельности в обществе.
Литература
1. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг-менеджмент. Экспресс-курс.-СПб.: Питер, 2008.- 504 с.
2. Ландреви Ж., Леви Ж., ЛиндонД. Меркатор. Теория и практика маркетинга/пер. с фр.: в 2т.-Т.1.-М.:МЦФЭР, 2006.-520с.
3. Вопросы организации деятельности подразделений информации и общественных связей органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ Министерства Внутренних Дел от № 888 от 12 октября 2007 года [Электронный ресурс]: Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
Literature
1. F. Kotler, Keller KL Marketing Management. Express kurs. SPb.: Peter, 2008. - 504.
2. Landrevi J., J. Levy, LindonD. Mercator. Theory and practice of marketing / lane. with Fr.: in 2t.-T.1.-M.: MTsFER, 2006.-520c.
3. The issues of organization of activity of divisions Information and Public Relations of the Interior of the Russian Federation: the Order of the Ministry of Internal Affairs of the number 888 of October 12, 2007 [electronic resource]: Access from legal reference system "Consultant".