Научная статья на тему 'Перспективные направления формирования позитивного образа полиции в общественном мнении'

Перспективные направления формирования позитивного образа полиции в общественном мнении Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
785
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ПРЕСС-СЛУЖБА / ПОЛИЦИЯ / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ИНФОРМАЦИЯ / ПОЗИТИВНЫЙ ОБРАЗ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НАСЕЛЕНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Янбухтин Раиль Маратович, Игбаева Гузель Римовна

Цель: Определить перспективные направления формирования позитивного образа полиции в общественном мнении. Методология: Использовались частно-научные методы познания: формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, системного анализа и другие. Результаты: Формированию позитивного образа полиции в общественном мнении способствует активная деятельность МВД России в информационной, идеологической, пропагандисткой и воспитательной областях. При этом необходимо целенаправленно формировать позитивный образ полиции и его сотрудников в общественном мнении, освещать во всех основных сферах современных медиа-коммуникаций (телевидение, радио, печатные и электронные СМИ, Интернет, наружная реклама и другие носители) основные направления взаимодействия полиции с общественностью, институтами гражданского общества, широкими слоями населения. Новизна/оригинальность/ценность: Статья содержит последовательное изложение аргументации в обоснование перспективных направлений формирования позитивного образа полиции в общественном мнении во всех основных сферах современных медиакоммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Янбухтин Раиль Маратович, Игбаева Гузель Римовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospective directions for the formation of police positive image in public opinion

Purpose: To identify prospective directions for the formation of police positive image in public opinion Methodology: We used a special scientific cognition methods: formal legal, comparative legal, historical, system analysis and others. Results: The activity of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the information, ideological, propaganda and educational fields contributes to the formation of police positive image in public opinion. At the same time, it is necessary to formulate a positive image of the police and its employees in public opinion, highlight the main areas of interaction of police with the public, institutions in all major areas of modern media communications (television, radio, print and electronic media, the Internet, outdoor advertising and other media) civil society, the general population. Novelty/originality/value: The article contains a consistent presentation of the arguments in support of the perspective directions of the formation of a positive image of the police in public opinion in all major areas of modern media communications

Текст научной работы на тему «Перспективные направления формирования позитивного образа полиции в общественном мнении»

Янбухтин Р.М., Игбаева Г.Р.

перспективные направления формирования позитивного образа полиции В общественном мнении

Цель: Определить перспективные направления формирования позитивного образа полиции в общественном мнении.

Методология: Использовались частно-научные методы познания: формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, системного анализа и другие.

Результаты: Формированию позитивного образа полиции в общественном мнении способствует активная деятельность МВД России в информационной, идеологической, пропагандисткой и воспитательной областях. При этом необходимо целенаправленно формировать позитивный образ полиции и его сотрудников в общественном мнении, освещать во всех основных сферах современных медиа-коммуникаций (телевидение, радио, печатные и электронные СМИ, Интернет, наружная реклама и другие носители) основные направления взаимодействия полиции с общественностью, институтами гражданского общества, широкими слоями населения.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья содержит последовательное изложение аргументации в обоснование перспективных направлений формирования позитивного образа полиции в общественном мнении во всех основных сферах современных медиакоммуникаций.

Ключевые слова: органы внутренних дел, общественное мнение, пресс-служба, полиция, сотрудник полиции, информация, позитивный образ, взаимодействие, население, гражданское общество, средства массовой информации.

Yanbuhtin R.M., Igbaeva G.R.

prospective directions for the formation of police positive image in public opinion

purpose: To identify prospective directions for the formation of police positive image in public opinion

Methodology: We used a special scientific cognition methods: formal legal, comparative legal, historical, system analysis and others.

Results: The activity of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the information, ideological, propaganda and educational fields contributes to the formation of police positive image in public opinion. At the same time, it is necessary to formulate a positive image of the police and its employees in public opinion, highlight the main areas of interaction of police with the public, institutions in all major areas of modern media communications (television, radio, print and electronic media, the Internet, outdoor advertising and other media) civil society, the general population.

Novelty/originality/value: The article contains a consistent presentation of the arguments in support of the perspective directions of the formation of a positive image of the police in public opinion in all major areas of modern media communications

Keywords: bodies of internal affairs, public opinion, press service, police, police officer, information, positive image, interaction, population, civil society, mass media.

Сегодня актуальной задачей, стоящей перед МВД Российской Федерации, является построение развитой системы управления социальной информацией, связанной с выстраиванием эффективной системы связей с общественностью, формированием позитивного общественного мнения об органах внутренних дел (полиции), разработка специальных технологий и адаптация общих методов пиар-технологий согласно специфике деятельности различных подразделений и отделов органов внутренних дел. В этой связи одной из перспективных задач, стоящих перед подразделениями информации и общественных связей органов внутренних дел Российской Федерации (информационно-аналитическими группами, пресс-службами органов внутренних дел

и др.), является выработка стратегии, тактики, технологий формирования позитивного образа полиции в общественном мнении как носителя функциональных характеристик правоохранительного института.

Одна из технологий формирования позитивного образа полиции заключается в создании и популяризации обобщенного, идеализированного образа сотрудника органов внутренних дел (полиции), аккумулирующего в себе наиболее совершенные образцы исполнения профессиональных обязанностей, в котором подчеркиваются достоинства и социальная значимость данного вида деятельности. Учитывая то, что наряду с привлекательностью, престижностью профессии большое значение в массовом сознании имеют

мотивы служения общественным целям, следует активнее популяризировать подвиги и героические образцы поведения сотрудников полиции. В процессе формирования положительного образа полиции в общественном мнении необходимо учитывать специфику массового и индивидуального сознания, особенности функционирования позитивного общественного мнения, закономерности информационного воздействия на сознание человека.

Из существующих закономерностей информационного воздействия на сознание человека наравне со средствами массовой информации на формирование общественного мнения оказывают влияние также социальные условия, общение людей между собой, личный опыт.

Следующим важным моментом информационного воздействия на общественное сознание является понимание того, что в массовом и индивидуальном сознании могут присутствовать различные ассоциативные типы и стереотипы восприятия органов внутренних дел населением. В «ассоциативном» эксперименте Т.А. Бондарен-ко были выделены следующие виды ассоциаций, которые население связывает с органами внутренних дел: а) положительный (порядок, защита, безопасность, помощь, последняя надежда, благородные цели); б) отрицательный (продажность, недоверие, безнаказанность, бездействие, частое нарушение законов); в) нейтральный (преступление, погоня, следствие, розыск) [1].

Рассматривая вопрос о содержательной стороне подаваемого средствами массовой информации информационного материала, выражаем согласие с существующими утверждениями, что публикации в СМИ, теле- и радиопередачи, отражающие важность, опасность, социальную полезность деятельности сотрудников органов внутренних дел, конкретные факты проявления профессионального героизма, освещающие деятельность лучших сотрудников подразделений и др., могут быть успешно использованы в целях укрепления авторитета полиции. Возражение вызывает лишь ориентация на публикации материалов, освещающих или только положительные моменты в деятельности сотрудника органов внутренних дел, или только отрицательные. На наш взгляд, наиболее действенной предоставляется объективная подача информации, содержащей материалы, связанные с повседневной, будничной деятельностью и жизнью сотрудников полиции, освещением разных сторон их профессиональной деятельности. Все это также оказывает положительное влияние на общественное мнение. По-

добный подход при подаче информации демонстрируют материалы ведомственных печатных изданий (журналы «Полиция», «Профессионал», «Закон и порядок», газета «Щит и Меч»), федеральные и региональные телепрограммы «Вести. Дежурная часть» (РТР, Россия); «Криминальный спектр» (БСТ, Башкортостан) и другие.

Следующей важной проблемой, имеющей стратегическое значение в контексте концепции создания позитивного образа полиции, является определение перспектив формирования и наращивания положительной составляющей общественного мнения о деятельности полиции.

В научной литературе рассматриваются два главных решения этой проблемы: первое связано с сохранением статус-кво органов внутренних дел и удержанием социальной дистанции «без стремления решать проблемы отношений милиции и населения», что предполагает «массированное пропагандистское воздействие на население через СМИ» с целью «убедить людей в том, что полиция делает все возможное и даже больше, чтобы обеспечить их защиту от посягательств со стороны преступных элементов»; второе ориентирует на достижение адекватного восприятия гражданами деятельности сотрудников органов внутренних дел, построенного на основе другой социальной стратегии, предполагающей, что «контакты населения с милицией станут катализатором конструктивных измерений в ее работе» [3].

В целом признавая позицию Ю.Н. Мазаева в плане формирования позитивной составляющей общественного мнения о деятельности органов внутренних дел, считаем необходимым подчеркнуть, что формирование позитивного образа полиции возможно при условии активного взаимодействия полицейских подразделений с широкими слоями населения, общественными объединениями, организациями, институтами гражданского общества, отдельными гражданами. При этом информацию о взаимодействии сотрудников полиции с общественностью следует преподносить с помощью именно средств массовой информации.

Особый интерес представляет такая форма взаимодействия со средствами массовой информации, как проведение пресс-клубов. Как отмечается в литературе, «данный проект представляет собой площадку для дискуссий по широкому кругу вопросов деятельности Министерства - от обсуждения актуальных проблем к поиску решений. За круглым столом регулярно собираются журналисты агентств и изданий, радио и телевидения. Пресс-клуб позволяет его участникам не-

ЕВРАЗИЙСКАЯ

> 5 (30) 2017 <

АДВОКАТУРА

посредственно обмениваться информацией, дает возможность в неформальной обстановке пообщаться с руководством МВД России на самые разные темы. Такое живое общение - эффективный ресурс распространения значимой и полезной информации о деятельности Министерства» [2, с. 23].

Пресс-центром МВД России проводится ежедневный мониторинг материалов центральных и региональных СМИ. По итогам составляется аналитическая справка с приложением копий наиболее значимых публикаций. Вся информация анализируется, после чего принимаются конкретные решения. Например, по критическим материалам назначаются служебные проверки, по проблемным готовятся дополнительные разъяснения. Кроме того, мониторинг позволяет выявить наиболее актуальные темы, которые становятся своеобразным сигналом для проведения дальнейшей информационной работы.

Наряду с организацией взаимодействия с центральными и региональными средствами массовой информации, МВД России организует работу ведомственных СМИ. В настоящее время МВД России реализует несколько информационных проектов, направленных на построение новой, партнерской модели взаимоотношений полиции и общества.

Также следует отметить, что пресс-центр МВД России и соответствующие подразделения территориальных органов МВД России постоянно проводят социальные акции и другие мероприятия, которые имеют положительный общественный резонанс. Так, например, в регионах пресс-службами были организованы акции «Народный участковый», где граждане голосовали за лучшего участкового уполномоченного, а также фотовыставки, посвященные работе органов внутренних дел, и, наконец, мероприятия по профилактике так называемого социального мошенничества.

В связи с прогрессирующим развитием компьютерных и телекоммуникационных технологий не меньшую роль при подаче информации о взаимодействии полиции с общественными группами и слоями населения играет Интернет, активным пользователем которого является молодежь.

В этой связи следует отметить, что оперативному распространению информации о работе российской полиции и активному установлению диалога с гражданами, особенно с молодежью, способствуют и интернет-ресурсы: официальный

сайт Министерства и ведомственные сайты территориальных органов МВД России, а также Правоохранительный портал Российской Федерации. В качестве примера можно привести официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации, на котором размещены разделы и рубрики, позволяющие получить самую разнообразную информацию о МВД России.

Также можно отметить, что на сайтах многих территориальных органов внутренних дел созданы разделы «Наркостоп!» с целью предотвращения наркомании и налаживания тесного сотрудничества и взаимодействия граждан и правоохранительных структур [4].

Для расширения информационного поля, а также эффективного использования в деятельности органов внутренних дел возможностей бло-госферы пресс-центр МВД России поддерживает контакты с ведущими российскими блогерами, которые охотно участвуют в проводимых для них информационных мероприятиях.

Наряду с организацией популярных сайтов и видеоблогов в Интернете рекомендуем активнее представлять дискуссионные передачи на телевидении и радио, сохранять рубрики в газетах и журналах, которые, согласно опросам населения региона (города, поселка), представляют практический интерес для граждан (например, «Участковый уполномоченный полиции советует...», «Полиция разъясняет.»).

В связи с этим следует отметить, что необходимо проводить систематические встречи с общественностью, организовывать круглые столы, пресс-клубы по тем или иным конкретным проблемам, актуальность которых выясняется по результатам опроса или анализа писем, обращений, просьб граждан. При этом информацию о взаимодействии сотрудников полиции с общественностью следует преподносить с помощью именно средств массовой информации, а также современных компьютерных, информационных и телекоммуникационных технологий, Интернета.

Совершенствуя систему диалога органов внутренних дел с общественностью, СМИ, населением, принципиально важно исходить из содержания Федерального закона «О полиции», а также принципов и норм профессиональной этики, системы нравственных, профессионально-этических ценностей, принципов и обязательств, которыми сотрудник полиции должен руководствоваться в процессе профессиональной деятельности и в повседневной жизни, в быту, семье.

Пристатейный библиографический список

1. Бондаренко Т.А. Стереотип восприятия правоохранительных органов в Дальневосточном регионе // Социологические исследования. 2006. № 1. С. 99-103.

2. Грибакин В. Пресс-центр МВД России как источник объективной и своевременной информации для гражданского общества // Профессионал. 2012. № 1. С. 23.

3. Мазаев Ю.Н. Роль СМИ в формировании общественного мнения о милиции // Социологические исследования. 2004. № 2. С. 107.

4. https://79.mvd.ru/press/projects/NarkoStop.

5. Субхангулов Р.Р., Теймуров Р.Н. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в современной России и пути их решения // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 6 ч. 2016. С. 180-182.

References (transliterated)

1. Bondarenko T.A. Stereotip vosprijatija pravoohra-nitel'nyh organov v Dal'nevostochnom regione // Socio-logicheskie issledovanija. 2006. № 1. S. 99-103.

2. Gribakin V. Press-centr MVD Rossii kak istochnik ob#ektivnoj i svoevremennoj informacii dlja grazhdansk-ogo obshhestva // Professional. 2012. № 1. S. 23.

3. Mazaev Ju.N. Rol' SMI v formirovanii obshhestven-nogo mnenija o milicii // Sociologicheskie issledovanija. 2004. № 2. S. 107.

4. https://79.mvd.ru/press/projects/NarkoStop.

5. Subhangulov R.R., Tejmurov R.N. Problemy duhov-no-nravstvennogo vospitanija molodezhi v sovremennoj Rossii i puti ih reshenija // Tradicionnaja i innovacionna-ja nauka: istorija, sovremennoe sostojanie, perspektivy: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 6 ch. 2016. S. 180-182.

т^тшштшш ит^т-штмшшмтттш мп@мш птевдЕМ]

уважаемые ЧИТАТЕЛИ!

Мы рады представить вашему вниманию

евразийский научно-исследовательский институт проблем права

Деятельность нашего института направлена на разработку актуальных проблем юридической науки в евразийском правовом пространстве. Институт проводит фундаментальные и прикладные исследования в области государственно-правовых наук, международного права, адвокатуры и нотариата, социологии права, политологии, интерэкоправа, изучает закономерности правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, разрабатывает на этой основе практические рекомендации, принимает участие в разработке законопроектов, содействует повышению профессионального уровня юристов, организует и участвует в проведении научных мероприятий, оказывает консультационные услуги в области права, а также редакционно-издательские услуги.

Приглашаем вас к сотрудничеству!

Контактная информация Website: www.eurasniipp.ru E-mail: [email protected] Телефон: +7-917-40-61-340

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.