Научная статья на тему 'Проблемы выбора направлений исследования общественного мнения в рамках формирования официальной оценки деятельности полиции'

Проблемы выбора направлений исследования общественного мнения в рамках формирования официальной оценки деятельности полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
819
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ РОССИИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ РОССИИ / RUSSIAN POLICE / PUBLIC OPINION / RUSSIAN POLICE ACTIVITY ESTIMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зиновьев Сергей Владимирович

Актуальность и цели. Ожидаемое реформирование системы правоохранительных органов Российской Федерации, ознаменовавшееся вступлением в законную силу Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», затронуло не только смену названия «милиция» на «полиция», но имело под собой более глубокие корни. Оно было направлено на тотальное изменение органов внутренних дел. Полиция служит народу и для народа. Данный тезис на практике выразился в законодательном закреплении новой системы оценки деятельности полиции, а именно комплексной оценки ее деятельности, включающей в себя и оценку деятельности полиции путем использования общественного мнения. Однако в законодательстве отсутствуют как методические, так и теоретические основы сбора, систематизации и применения общественного мнения в качестве оценки деятельности полиции, что подразумевает под собой актуальность данной статьи, направленной на анализ действующих нормативных правовых актов и результатов социологических исследований. Целью работы является выработка предложений по методике получения сведений о мнении общественности в части деятельности полиции, выработка предложений по систематизации данных сведений и их применении в качестве оценки деятельности полиции. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута путем анализа основных действующих нормативных правовых актов: федерального законодательства, ведомственных приказов, а также последних данных социологических исследований, касающихся тех или иных сторон общественного мнения о деятельности полиции. Методологический потенциал включает методы сравнительно-правового анализа и обыденного, позволяющие сопоставить законодательные нормы и данные социологических исследований для достижения целей данной работы. Результаты. Исследованы и сравнены положения федерального законодательства, а также ведомственных приказов, касающихся использования общественного мнения в качестве оценки деятельности полиции. Полученные сведения сопоставлены с данными социологических исследований. Выдвинуты предложения по внедрению в практику методов и способов получения, сбора, систематизации и использования общественного мнения в качестве критерия оценки деятельности полиции. Выводы. Изучение нормативного правового регулирования использования общественного мнения в качестве основного критерия оценки деятельности полиции и анализ имеющихся данных социологических исследований позволяют выявить пробелы в сфере формирования оценки деятельности органов внутренних дел, разработать методологию и конкретные, применимые на практике способы получения, систематизации и использования в оценочных критериях сведений об общественном мнении в части деятельности полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CHOOSING DIRECTIONS OF RESEARCH OF PUBLIC OPINION IN THE FRAMEWORK OF FORMATION OF OFFICIAL ESTIMATION OF POLICE ACTIVITY

Background. The expected reforming of the system of law enforcement bodies of the Russian Federation, marked by the entrance into force of the Federal law from 2/7/2011 №3-FZ «On the police», consisted not only of the change of the abbreviation «militia» to «police», but had deeper roots, which was the total change of law-enforcement bodies. «The police» serves the people and for the people. The given thesis in practice was expressed in legislative fastening of a new system of estimation of the police activity, namely a complex estimation of its activity, including estimation of the police activity by using public opinion. However, the legislation lacks both methodical and theoretical bases of gathering, ordering and application of the public opinion as a means of police activity estimation which appears to be the topicality of the given article. The article is to analyze the active legal acts and results of the sociological researches. The purpose of given article is to develop suggestions on the ways to obtain public opinion regarding police activity, to developsuggestions on the waus to classify the given data and to apply it as a means of police activity estimation. Materials and methods. Realisation of research problems was achieved through the analysis of the basic active legal acts: the federal legislation, departmental orders, and also the latest sociological researches, concerning various sides of public opinion on the police activity. The methodological potential includes the methods of comparative-legal analysis and regular analysis, allowing to compare legislative norms and the data of sociological researches to meet the purposes of the given work. Results. Positions of the federal legislation and also the departmental orders, concerning the uses of public opinion as a means of police activity estimation are investigated and compared. The received data is compared with the data of the sociological researches. The authors suggests to introduce into practice methods and ways of reception, gathering, ordering and use of public opinion as a criterion of policy activity estimation. Conclusions. Studying of the legal regulation of the use of public opinion as the basic criterion of police activity estimation and the analysis of the available sociological researches allow to reveal «blanks» in the sphere of formation of law-enforcement bodies activity estimation, to develop methodology and concrete, applicable ways of reception, ordering and use of data on public opinion regarding the police activity in estimation criteria.

Текст научной работы на тему «Проблемы выбора направлений исследования общественного мнения в рамках формирования официальной оценки деятельности полиции»

УДК 34.06

С. В. Зиновьев

ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА НАПРАВЛЕНИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ

Аннотация. Актуальность и цели. Ожидаемое реформирование системы правоохранительных органов Российской Федерации, ознаменовавшееся вступлением в законную силу Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции», затронуло не только смену названия «милиция» на «полиция», но имело под собой более глубокие корни. Оно было направлено на тотальное изменение органов внутренних дел. Полиция служит народу и для народа. Данный тезис на практике выразился в законодательном закреплении новой системы оценки деятельности полиции, а именно комплексной оценки ее деятельности, включающей в себя и оценку деятельности полиции путем использования общественного мнения. Однако в законодательстве отсутствуют как методические, так и теоретические основы сбора, систематизации и применения общественного мнения в качестве оценки деятельности полиции, что подразумевает под собой актуальность данной статьи, направленной на анализ действующих нормативных правовых актов и результатов социологических исследований. Целью работы является выработка предложений по методике получения сведений о мнении общественности в части деятельности полиции, выработка предложений по систематизации данных сведений и их применении в качестве оценки деятельности полиции. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута путем анализа основных действующих нормативных правовых актов: федерального законодательства, ведомственных приказов, а также последних данных социологических исследований, касающихся тех или иных сторон общественного мнения о деятельности полиции. Методологический потенциал включает методы сравнительно-правового анализа и обыденного, позволяющие сопоставить законодательные нормы и данные социологических исследований для достижения целей данной работы. Результаты. Исследованы и сравнены положения федерального законодательства, а также ведомственных приказов, касающихся использования общественного мнения в качестве оценки деятельности полиции. Полученные сведения сопоставлены с данными социологических исследований. Выдвинуты предложения по внедрению в практику методов и способов получения, сбора, систематизации и использования общественного мнения в качестве критерия оценки деятельности полиции. Выводы. Изучение нормативного правового регулирования использования общественного мнения в качестве основного критерия оценки деятельности полиции и анализ имеющихся данных социологических исследований позволяют выявить пробелы в сфере формирования оценки деятельности органов внутренних дел, разработать методологию и конкретные, применимые на практике способы получения, систематизации и использования в оценочных критериях сведений об общественном мнении в части деятельности полиции.

Ключевые слова: полиция России, общественное мнение, оценка деятельности полиции России.

S. V. Zinov'ev

PROBLEMS OF CHOOSING DIRECTIONS OF RESEARCH OF PUBLIC OPINION IN THE FRAMEWORK OF FORMATION OF OFFICIAL ESTIMATION OF POLICE ACTIVITY

Abstract. Background. The expected reforming of the system of law enforcement bodies of the Russian Federation, marked by the entrance into force of the Federal

law from 2/7/2011 №3-FZ «On the police», consisted not only of the change of the abbreviation «militia» to «police», but had deeper roots, which was the total change of law-enforcement bodies. «The police» serves the people and for the people. The given thesis in practice was expressed in legislative fastening of a new system of estimation of the police activity, namely a complex estimation of its activity, including estimation of the police activity by using public opinion. However, the legislation lacks both methodical and theoretical bases of gathering, ordering and application of the public opinion as a means of police activity estimation which appears to be the topicality of the given article. The article is to analyze the active legal acts and results of the sociological researches. The purpose of given article is to develop suggestions on the ways to obtain public opinion regarding police activity, to develop-suggestions on the waus to classify the given data and to apply it as a means of police activity estimation. Materials and methods. Realisation of research problems was achieved through the analysis of the basic active legal acts: the federal legislation, departmental orders, and also the latest sociological researches, concerning various sides of public opinion on the police activity. The methodological potential includes the methods of comparative-legal analysis and regular analysis, allowing to compare legislative norms and the data of sociological researches to meet the purposes of the given work. Results. Positions of the federal legislation and also the departmental orders, concerning the uses of public opinion as a means of police activity estimation are investigated and compared. The received data is compared with the data of the sociological researches. The authors suggests to introduce into practice methods and ways of reception, gathering, ordering and use of public opinion as a criterion of policy activity estimation. Conclusions. Studying of the legal regulation of the use of public opinion as the basic criterion of police activity estimation and the analysis of the available sociological researches allow to reveal «blanks» in the sphere of formation of law-enforcement bodies activity estimation, to develop methodology and concrete, applicable ways of reception, ordering and use of data on public opinion regarding the police activity in estimation criteria.

Key words: Russian police, public opinion, Russian police activity estimation.

Согласно п. 6 ст. 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции [1]. Данное положение конкретизировано в приказе МВД РФ от 26 декабря 2011 г. № 1310 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации», согласно которому с 1 января 2012 г. утверждаются и вводятся в действие следующие документы: инструкция по оценке деятельности управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации (п. 1.1 вышеуказанного приказа); показатели ведомственной оценки деятельности управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (п. 1.2 вышеуказанного приказа); показатели ведомственной оценки деятельности министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации (п. 1.3 вышеуказанного приказа); положение об

Экспертном совете Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам оценки деятельности управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации (п. 1.4 вышеуказанного приказа) [2].

Так, инструкция по оценке деятельности управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации, утвержденная и введенная в действие вышеуказанным приказом МВД РФ № 1310, в п. 2 устанавливает цели такой оценки - определение эффективности деятельности территориальных органов МВД России, в том числе полиции, по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности. Пункт 3 данной инструкции содержит сведения о том, что итоговая комплексная оценка деятельности территориальных органов МВД России складывается из следующих параметров: оценки эффективности их деятельности по ведомственным показателям (п. 3.1 вышеуказанной инструкции); оценки их деятельности по результатам исследования общественного мнения, а также оценки информирования государственных и муниципальных органов, граждан о результатах их деятельности (п. 3.1 вышеуказанной инструкции); оценки эффективности деятельности территориальных органов МВД России в ходе инспекторских, контрольных, целевых и иных выездов, изучения информационно-аналитических материалов, полученных в рамках осуществления зонального контроля.

Безусловно, данный подход к оценке деятельности территориальных органов МВД России, в том числе полиции, необходимо признать универсальным, структурированным, разумным, так как в данном случае учитываются и предоставляемые непосредственно территориальными органами МВД России статистическая информация о раскрытых преступлениях и предварительно расследованных уголовных делах и т.д., и мнение общественности, а также сведения, полученные в ходе инспекторских, контрольных, целевых и иных выездов и проверок и зонального контроля. Однако применительно к такой составляющей комплексной оценки деятельности территориальных органов МВД России, в том числе и полиции, как оценка по ведомственным показателям, приложением № 2 к приказу МВД России от 26 декабря 2011 г. № 1310 установлен исчерпывающий перечень таких показателей. В целом то же самое можно сказать о такой составляющей комплексной оценки полиции, наряду с территориальными органами МВД России, как оценка в ходе инспекторских, контрольных, целевых и иных выездов и проверок, а также зонального контроля, так как в данном случае вновь наблюдается урегулиро-ванность данной сферы отдельными нормативными правовыми актами, в том числе приказами МВД РФ, устанавливающими порядок, условия и основные направления сбора информации.

Несмотря на то что п. 4.2 приказа МВД РФ от 26 декабря 2011 г. № 1310 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации» общественное мнение установлено как основной критерий оценки деятельности территориальных органов МВД России, в том числе и полиции, фактически оно не имеет нормативно закрепленной процедуры и направлений сбора информации, а вышеуказанный п. 4.2 регламентирует лишь тот факт, что оценка по результатам общественного мнения основывается на использовании источников социологической информации, а показатели, характеризующие общественное мнение, имеют количественный характер и рассчитываются на основе официальных результатов социологических опросов населения, проведенных независимыми специализированными организациями, при этом учитываются и ведомственные источники социологической информации. Кроме этого, оценка по результатам исследования общественного мнения оформляется заключением.

Несмотря на столь скудную регламентацию, «ноу-хау» в деятельности системы МВД - возведение в ранг основного критерия оценки территориальных органов, в том числе и полиции, оценки общественного мнения, нормативная закрепленность взаимодействия МВД РФ и общественности, в том числе оценка общественностью деятельности органов системы МВД РФ, которая встречается в более ранних нормативных правовых актах.

Итак, приказом МВД РФ от 30 декабря 2007 г. № 1246 «О повышении эффективности исследования общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации на основе использования вневедомственных источников социологической информации» утверждена инструкция об организации работ по исследованию общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, которая определяет основные понятия и порядок организации работ по исследованию общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе полиции, на основе использования вневедомственных источников социологической информации [3]. Именно в данном нормативном правовом акте отражено понятие исследования общественного мнения, под которым подразумевается комплекс социологических исследований, включающих в себя изучение мнения населения регионов Российской Федерации по актуальным проблемам, касающимся сферы внутренних дел [3]. Кроме этого, в данном приказе регламентированы составляющие отчета, который оформляется по результатам исследования общественного мнения и включает в себя:

- анализ состояния защищенности граждан от противоправных посягательств;

- анализ социальных рисков и опасений граждан;

- анализ уровня виктимности населения по различным видам преступлений;

- характеристику взаимоотношений органов внутренних дел Российской Федерации с потерпевшими и заявителями (оперативность реагирования на заявления, сообщения граждан о преступлениях и происшествиях);

- оценку эффективности работы органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению защищенности граждан от противоправных пося-

гательств, исполнению государственных функций и оказанию государственных услуг;

- анализ воздействия средств массовой информации и личного опыта граждан на характер оценки качества работы органов внутренних дел Российской Федерации [3].

Таким образом, приказ МВД РФ от 30 декабря 2007 г. № 1246 устанавливает основные направления исследования общественного мнения, включающие в себя многие вопросы деятельности органов внутренних дел, в том числе и полиции, что в свою очередь может быть использовано в качестве основных направлений исследования общественного мнения в рамках комплексной оценки деятельности территориальных органов МВД РФ, регламентированного приказом от 26 декабря 2011 г. № 1310.

Так, в соответствии с вышеуказанным приказом МВД России от 30 декабря 2007 г. № 1246 в ФГКУ «ВНИИ МВД России» произведен комплексный анализ результатов изучения общественного мнения, проведенного ФОМ (Фонд «Общественное мнение») в 2012 г. по заказу МВД России. В качестве основных показателей, характеризующих в общественном мнении уровень безопасности личности и деятельности органов внутренних дел, использовались следующие показатели:

- общий уровень социальной тревожности граждан по стране в целом и в каждом из субъектов РФ;

- интенсивность опасений граждан, их беспокойства по поводу различных социальных угроз;

- уровень и качественные параметры криминологической тревоги в российском обществе, опасений граждан пострадать от преступных посягательств;

- уровень опасений по поводу пребывания в конкретных социальнобытовых ситуациях;

- уровень виктимности населения по различным преступлениям;

- обращения граждан, подвергавшихся преступным посягательствам разного типа, в органы внутренних дел, доля их регистрации;

- характер взаимодействия потерпевших, заявителей с органами внутренних дел, оценка этих взаимодействий, мотивы тех потерпевших, которые не стали обращаться в ОВД;

- оценка гражданами деятельности органов внутренних дел по защите их личных и имущественных интересов, оценка эффективности работы ОВД и путей повышения этой эффективности;

- готовность граждан оказать содействие органам ОВД в работе по обеспечению безопасности, защите личных и имущественных интересов граждан, а также их представления о заинтересованности самих ОВД в подобной помощи [3].

Кроме того, проводилось исследование влияния основных источников информации, формирующих мнение граждан РФ о работе органов внутренних дел, воздействия данных источников на имидж органов внутренних дел в массовом сознании и уровень доверия этим органам.

В ходе исследования был проведен количественный опрос населения в 83 регионах страны, в каждом из которых были опрошены не менее 500 респондентов, общий объем выборки составил 32 200 опрошенных. Ито-

говые данные указанного исследования, а также аналитика по направлениям исследования опубликованы в популярном правовом альманахе МВД России «Профессионал» (2003, № 1) в публикации «Результаты исследования общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

Согласно имеющимся сведениям, доля людей, считающих, что жизнь в России в целом за последние пять-шесть лет стала безопаснее, за четыре года исследования снизилась с 30 до 25 %. Анализируя находящийся в указанной публикации график, в котором в процентном соотношении отражены факторы, сильно беспокоящие опрошенных респондентов в нашей стране, можно сделать вывод о позициях, непосредственно, по мнению автора, относящихся к компетенции органов внутренних дел, в том числе и полиции. Так, сильная обеспокоенность граждан наркоманией и алкоголизмом в 2012 г. снизилась по отношению к 2009 г. и 2010 г., но повысилась по отношению к 2011 г. (в 2009 г. сильно обеспокоены наркоманией и алкоголизмом 70 % опрошенных, в 2010 г. - 67 %, в 2011 г. - 62 %, в 2012 г. - 66 %) [4]. Данный факт можно положить в основу суждений о качестве деятельности полиции в данных сферах, ведь одной из задач деятельности участковых - уполномоченных полиции и является профилактика алкоголизма, а раскрытие преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков - одно из основных направлений деятельности полиции. Факт повышения сильной обеспокоенности граждан наркоманией и алкоголизмом в 2012 г. по сравнению с 2011 г. вызван объективными причинами и должен повлечь за собой незамедлительное реагирование органов внутренних дел, направленное на усиление деятельности в данной сфере.

Другим образом складывается ситуация, связанная с сильной обеспокоенностью граждан уровнем криминализации общества и преступности. Так, процент опрошенных, сильно обеспокоенных преступностью и криминализацией общества, снизился и в 2012 г. достиг 55 % сильно обеспокоенных из числа опрошенных граждан (2009 г. - 63 %, 2010 г. и 2011 г. - по 57 %) [4]. Данный факт можно учитывать в качестве направления оценки деятельности органов внутренних дел, и в первую очередь полиции, так как снижение уровня сильной обеспокоенности граждан преступностью и криминализацией общества находится в прямой причинной связи с деятельностью полиции.

Еще одним из направлений сильной обеспокоенности граждан, непосредственно связанным с деятельностью полиции в частности и органов внутренних дел в целом, является коррупция, беспокойство по поводу которой выражают 77 % опрошенных, в том числе у 49 % эта проблема вызывает сильное беспокойство (в 2009 г. сильное беспокойство коррупция вызывает у 49 % опрошенных, в 2010 г. - у 46 % и в 2011 г. - у 49 %) [4].

При ответе на вопрос «Вы в целом чувствуете себя скорее защищенным или незащищенным от преступников, от посягательств на Вашу жизнь, здоровье, имущество и т.д.?» были получены следующие результаты: в 2009 г. чувствовали себя незащищенными 58 % опрошенных, в 2010 г. - 56 %, в 2011 г. - 54 % и в 2012 г. - 56 % опрошенных [4]. Вновь наблюдается увеличение процентного соотношения граждан, чувствующих себя незащищенными. Однако, по мнению автора, данный показатель сложно применить в качестве одного из направлений официальной оценки качества деятельно-

сти в связи с его неконкретностью и определенной сложностью в выборе метода и направлений улучшения положения по данному показателю.

Безусловно, от общих вопросов исследования общественного мнения, таких как чувство защищенности от преступлений и обеспокоенность криминогенной обстановкой, необходимо перейти к более конкретным вопросам. Так, при ответе на вопрос «Если говорить о конкретных преступлениях, то опасаетесь ли Вы лично стать жертвой...?» были получены следующие результаты: наибольший процент у опрошенных, которые отвечали, что опасаются стать жертвами пьяных водителей (82 % респондентов в 2012 г.). Динамика опасения общества по поводу преступлений, связанных с пьяными водителями за последние четыре года, изменений в целом не претерпевает (2009 г. - 79 % опрошенных, 2010 г. и 2011 г. - по 78 %) [4], но данный вид преступлений продолжает оставаться наиболее тревожным для общества. Указанный фактор вновь может свидетельствовать о некачественной работе, проводимой соответствующими подразделениями МВД РФ, и требует усиления как профилактической работы в данной сфере, так и деятельности сотрудников по пресечению преступлений, совершаемых пьяными водителями.

Второе место по уровню опасения граждан в части конкретных преступлений занимают лица, совершающие кражи (71 % опрошенных в 2012 г., 73 % - в 2009 г., 69 % - в 2010 г., 71 % - в 2011 г.) [4]. В данных показателях нет ничего удивительного, так как тайные хищения чужого имущества (кражи) составляют большую часть всех совершаемых преступлений. Кроме того, эмоциональные переживания граждан по поводу их материального благополучия, которое может оказаться под угрозой из-за деятельности воров, не уступает переживаниям по поводу возможного причинения вреда здоровью, как личному, так и здоровью родственников, что в свою очередь и формирует такой большой процент обеспокоенности граждан деятельностью воров.

Однако опрос общественного мнения показал и положительные моменты. Так, при ответе на вопрос «Кто лучше всего может Вам помочь в обеспечении личной безопасности по месту жительства?», граждане выделяют именно полицию как основного обеспечителя безопасности, правда, следующими после членов семьи и близких родственников и самих граждан (34 % опрошенных в 2012 г. указали именно на полицию как защитника безопасности по месту жительства, но 60 % респондентов в 2012 г. по-прежнему, как и в предыдущие годы, считают, что их безопасность по месту жительства могут обеспечить члены семьи и близкие родственники и они сами) [4].

Также потерпевшие граждане, по сравнению с 2009 г., стали чаще обращаться в ОВД (в 2009 г. 39 % от числа потерпевших обратились в полицию; в 2011 г. и 2012 г. 42 % потерпевших поставили органы внутренних дел в известность о совершенных в их отношении противоправных деяниях) [4], что расценивается как косвенное доказательство повышения доверия к полиции.

Анализируя процентные соотношения ответов граждан на вопрос «Насколько, по Вашему мнению, эффективна деятельность органов внутренних дел по защите Ваших личных и имущественных интересов?», можно сделать вывод о том, что на данный момент общественное мнение об эффективности деятельности полиции разделено на два лагеря, количество приверженцев которых практически одинаково. Так, эффективной деятельность органов внутренних дел по защите личных и имущественных интересов граждан в 2009 г.

считали 40 % опрошенных, в 2010 г. - уже 39 %, но в 2011 г. - 44 % респондентов, а в 2012 г. - только 40 %. Неэффективной деятельность органов внутренних дел по защите личных и имущественных интересов граждан в 2009 г. считали 35 % опрошенных, в 2010 г. - уже 33 % респондентов, в 2011 г. -37 %, в 2012 г. - только 31 %. Одновременно особое внимание стоит обратить на большое число затруднившихся с ответом (26-28 %) [4], что, видимо, является результатом слабой осведомленности граждан о состоянии правопорядка.

Мнения респондентов о причинах неэффективной работы полиции отражают совокупность негативных представлений и мнений об органах внутренних дел, которая сложилась сегодня в российском обществе. По данным исследования, наиболее распространенным мнением о полиции является такое, где полиция России расценивается как высококоррумпированный институт, что, разумеется, никак не сочетается с целями защиты интересов граждан от преступных посягательств. Подобное мнение разделяют 15 % опрошенных, при этом чаще других - руководители (24 %), жители столицы (22 %), хорошо обеспеченные и высокообразованные граждане (21 и 19 % соответственно).

Второе, весьма распространенное в обществе мнение, объясняющее неэффективность работы полиции, связано с низкой оценкой профессиональных и личных качеств людей, работающих в органах. Люди, разделяющие это мнение, могли выразить его с помощью двух суждений, предложенных в опросной карточке: «недостаток профессионализма, навыков, компетентности» и «низкое качество отбора в органы внутренних дел». Оба суждения выбирались практически с одинаковой частотой - 12 %. Довольно распространенным является мнение о недостаточности контроля за деятельностью полиции со стороны государства и общества - 7 %. Все остальные возможные причины плохой работы полиции, начиная от несовершенства законодательной базы по борьбе с преступностью и заканчивая низким уровнем технической оснащенности подразделений органов внутренних дел, фигурируют в общественном мнении как второстепенные.

Соответственно тем представлениям, которые сложились в обществе относительно причин плохой работы полиции, предлагаются и меры исправления ситуации. Главное, что считают необходимым сделать респонденты, -это повысить качество отбора в органы внутренних дел и бороться с коррупцией (55 и 53 % соответственно).

Третье из широко разделяемых мнений - это необходимость улучшения профессиональной подготовки и повышения квалификации действующих сотрудников полиции (46 %). На уровне государства в целом приоритетными мероприятиями граждане считают борьбу с коррупцией в органах власти (причем важность этой задачи растет), усиление ответственности граждан за правонарушения, обеспечение равенства всех перед законом, улучшение морально-нравственного климата в стране, а также снижение безработицы и повышение уровня жизни [4].

Вопрос доверия полиции со стороны граждан также нашел отражение в проведенном социологическом опросе. Рассмотрение данного критерия проведенного исследования общественного мнения необходимо начать с вопроса о том, что является для граждан приоритетным источником информа-

ции о деятельности полиции, так как, исходя из вышеприведенных статистических данных, напрямую с органами внутренних дел сталкиваются лишь половина граждан. Безусловно, основную массу информации, в том числе и о деятельности полиции, современный человек получает из опосредованных источников, и прежде всего из СМИ. Половина опрошенных (47 %) признают, что более всего на их представления о работе органов внутренних дел повлияли новостные и публицистические теле- и радиопередачи, а 25 % респондентов важную роль в формировании мнения о деятельности органов внутренних дел отводят публикациям в прессе. Кроме того, 13 % опрошенных респондентов ориентируются на Интернет, при этом ориентация граждан на него как основной источник получения сведений о полиции по сравнению с 2009 г. выросла в два раза (с 6 до 13 %). Сеть Интернет является наиболее важным источником информации прежде всего для студентов (34 %), а также для молодых людей (от 18 до 24 лет - 27 %, от 25 до 30 лет - 21 %). Кроме того, сеть Интернет в качестве основного источника получения информации, в том числе и о деятельности полиции, чаще других выбирают высокообразованные люди (25 %) и те, кто по роду деятельности нуждается в разного рода информации - предприниматели, руководители, специалисты (от 20 до 28 % в названных группах) [4].

По мнению автора, рост приоритета именно сети Интернет в качестве источника информации, в том числе и информации о деятельности полиции, настораживает. Средства массовой информации, крупные российские телеканалы, радиостанции и наиболее авторитетная пресса имеют так называемые «рамки приличия», т.е. освобождены от резких негативных высказываний и направлены на доведение до гражданина наиболее общей информации, чего нельзя сказать о сети Интернет. На различных форумах любая информация о деятельности полиции незамедлительно приобретает окраску в виде комментариев, высказанных пользователями данных форумов, в число которых входят и лица, ранее привлекавшиеся правоохранительными органами к какой-либо ответственности. Оставление данными лицами негативных комментариев о деятельности полиции, а в ряде случаев и заведомо искаженных историй из жизни, порочащих деятельность полиции, способствует формированию у граждан, напрямую не сталкивающихся с деятельность правоохранительных органов, заведомо негативного отношения. Отдельную категорию информационных каналов получения информации о деятельности полиции составляют художественные фильмы о ней, роль которых, согласно приведенным исследованиям, незначительно сократилась.

Вторую группу источников получения гражданами информации о деятельности полиции составляют такие информационные каналы, как личный опыт (28 %), беседы с друзьями, родными, знакомыми (36 %) и слухи, подхваченные респондентами в публичных местах (17 %).

Помимо всего сказанного, стоит акцентировать внимание на уровне информационной открытости самой полиции. Так, согласно приведенным данным, 46 % респондентов заявили, что в их регионах полиция недостаточно информирует население о своей работе, и еще 12 % - что она не делает этого вовсе. Тем не менее 27 % опрошенных считают информационную открытость полиции на достаточном уровне [4].

8Таким образом, опрос граждан, проведенный по наиболее общим вопросам, способствует формированию необходимой информации о состоянии

общественного мнения о деятельности органов внутренних дел. Профессионально сформулированные социологами вопросы позволяют получить наиболее объективную информацию о мнении граждан по поводу той или иной сферы деятельности правоохранительных органов, так как, во-первых, опросы проводятся лицами, не заинтересованными в ложном улучшении состояния общественного мнения о деятельности органов внутренних дел; во-вторых, вопросы не содержат узкопрофессиональных терминов и понятий, ясных только сотрудникам правоохранительных органов, а сформулированы в «житейской» трактовке, что позволяет объектам опросов - гражданам -наиболее полно понять суть вопроса и наиболее корректно на него ответить; и, в-третьих, опросами охватывается большое количество граждан, суммирование мнений которых в итоге предоставляет наиболее полноценную информацию о мнении всего общества в части деятельности полиции.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что именно опросы граждан являются наиболее качественным и полноценным способом сбора и учета общественного мнения о деятельности полиции. Приведенные статистические данные подтверждают и детально указывают на проблемные моменты деятельности полиции и при надлежащем их анализе могут способствовать разработке комплекса мер по повышению уровня качества деятельности полиции, введению дополнительных проверочных мероприятий в отдельных структурах МВД РФ и, как следствие, повышению эффективности взаимодействия полиции с обществом, качества пресечения, раскрытия и расследования преступлений и противоправных деяний.

Положительный момент вышеуказанного исследования усматривается в том, что допущенный в приказе МВД РФ от 26 декабря 2011 г. № 1310 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации» пробел, выразившийся в отсутствии непосредственных критериев оценки, основных категорий, неких направлений деятельности специализированных органов и должностных лиц, в обязанности которых будет включено формирование такой составляющей комплексной оценки полиции, как общественное мнение, можно устранить положениями приказа МВД РФ от 30 декабря 2007 г. № 1246 «О повышении эффективности исследования общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации на основе использования вневедомственных источников социологической информации». Утверждена инструкция об организации работ по исследованию общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, которая определяет основные понятия и порядок организации работ по исследованию общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе и полиции. Данный нормативный правовой акт уже содержит в себе, по мнению автора, основные критерии, которые можно заложить в основу полноценных направлений оценки деятельности полиции при использовании общественного мнения.

Более того, по мнению автора, необходимо разработать соответствующий ведомственный приказ, в котором в качестве эксперимента закрепить критерии, порядок получения, учета, обработки и предоставления результатов исследования общественного мнения в качестве основного критерия

оценки деятельности полиции, подчеркнув, таким образом, направленность современной политики МВД РФ на взаимодействие полиции с обществом и приоритет деятельности полиции именно для служения обществу.

В части формы получения информации о состоянии общественного мнения в отношении деятельности полиции в рамках проведенного исследования, данные которого отражены выше, с положительной стороны зарекомендовали себя именно способы опроса и анкетирования, что, по мнению автора, и должно выступать основным способом получения информации от граждан.

В части анализа данной информации необходимым видится создание специализированного вневедомственного коллегиального органа, состоящего прежде всего из социологов, психологов и представителей системы МВД РФ, основными задачами которого будут являться составление вопросов для социологических исследований общественного мнения путем опросов и анкетирования, формирование итоговых данных по результатам исследований и предоставление этих данных для включения в оценку деятельности полиции путем использования общественного мнения.

Основную проблему автор видит именно в отсутствии оценочных категорий, с помощью которых будет координироваться деятельность органов внутренних дел, ведь составить подходящие вопросы и провести на основании данных вопросов социологическое исследование не представляет труда, но дальнейшая перспектива использования данной информации для улучшения деятельности полиции остается неясной. Решение указанной проблемы автор видит в закреплении в ведомственном приказе процентных данных опросов мнения общества как показателя деятельности полиции с разбивкой по отдельным регионам за определенный период времени, по определенным критериям, которые имеют свой порог. Так, к примеру, по результатам опросов общественного мнения на территории Октябрьского района г. Пензы, проведенных по итогам двух кварталов года по таким критериям, как состояние защищенности граждан от противоправных посягательств, уровень вик-тимности населения по различным видам преступлений, характеристика взаимоотношений органов внутренних дел Российской Федерации с потерпевшими и заявителями (оперативность реагирования на заявления, сообщения граждан о преступлениях и происшествиях), оценка эффективности работы органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению защищенности граждан от противоправных посягательств, исполнению государственных функций и оказанию государственных услуг, а также по сопоставлению и анализу данных этих опросов можно выделить подразделения системы МВД РФ, ответственные за сферы, вызывающие у граждан наибольший уровень беспокойства или недовольства, что подразумевает под собой принятие определенных мер в данном подразделении системы МВД РФ на данной территориальной единице. Кроме того, необходимо включение определенного процентного порога в вышеуказанный «пилотный» ведомственный приказ, превышение которого повлечет за собой отрицательную оценку деятельности того или иного подразделения системы МВД РФ на определенной территории за определенный период времени и, соответственно, определенные меры по корректировке деятельности данного подразделения.

Список литературы

1. О полиции : Федер. закон от 07.02.2011 № З-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2011. - № 7. - Ст. 900.

2. Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД РФ от 26 декабря 2011 г. № 1310. -URL: http://etkovd.ucoz.ru/index/prikazy_mvd_rf_2011_god_s_1001_i_dalee/0-55.

3. О повышении эффективности исследования общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации на основе использования вневедомственных источников социологической информации : приказ МВД РФ от 30 декабря 2007 г. № 1246. - URL: http:// etkovd.ucoz.ru/index/prikazy_mvd_rf_2007_god/0-25.

4. Результаты исследования общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации // Профессионал. - 2013. - № 1. - С. 26-28.

References

1. Federal law from 07.02.2011 №3-FZ “On the police”. Legislative collection of the Russian Federation. 2011, no. 7, art. 900.

2. URL: http://etkovd.ucoz.ru/index/prikazy_mvd_rf_2011_god_s_1001_i_dalee/0-55.

3. URL: http://etkovd.ucoz.ru/index/prikazy_mvd_rf_2007_god/0-25.

4. Professional [Professional]. 2013, no. 1, pp. 26-28.

Зиновьев Сергей Владимирович

следователь, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области (Россия, г. Пенза, ул. Злобина, 52)

E-mail: zinovev_sv@mail.ru

Zinov'ev Sergey Vladimirovich Investogator, Administration of the Ministry of the Interior of the Russian Federation in Penza region

(52 Zlobina street, Penza, Russia)

УДК 34.06 Зиновьев, С. В.

Проблемы выбора направлений исследования общественного мнения в рамках формирования официальной оценки деятельности полиции / С. В. Зиновьев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2013. - № 4 (28). - С. 72-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.