Научная статья на тему 'Развитие социально-правовых основ партнерских отношений между полицией и обществом в суверенной России'

Развитие социально-правовых основ партнерских отношений между полицией и обществом в суверенной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
341
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИЛИЦИЯ / ПОЛИЦИЯ / ОБЩЕСТВО / ПАРТНЕРСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / MILITIA / POLICE / SOCIETY / PARTNERSHIP / VOLUNTARY ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ханин Сергей Владимирович

В данной статье автором предпринята попытка комплексного исследования социально-правовых основ партнерских отношений между полицией и обществом на протяжении развития органов внутренних дел суверенной России и тенденций их развития. Анализируются нормативные правовые акты как федерального, так и регионального уровней. В подтверждение своих выводов автор использует данные социологических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of socio-legal frameworks partnerships between the police and society in sovereign Russia

In this article, the author attempts a comprehensive study of the socio-legal framework for partnership between the police and society throughout the development of the internal sovereign Affairs of Russia and trends of their development. The author analyzes the normative legal acts of Federal and regional levels. In support of his conclusions, the author uses the data of sociological research.

Текст научной работы на тему «Развитие социально-правовых основ партнерских отношений между полицией и обществом в суверенной России»

УДК 342.572

Ханин Сергей Владимирович Hanin Sergey Vladimirovich

кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

сandidate of sciences (history), associate professor of department of the theory and history of state and law

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: [email protected]

Развитие социально-правовых основ партнерских отношений между полицией и обществом в суверенной России

Development of socio-legal frameworks partnerships between the police and society in sovereign Russia

В данной статье автором предпринята попытка комплексного исследования социально-правовых основ партнерских отношений между полицией и обществом на протяжении развития органов внутренних дел суверенной России и тенденций их развития. Анализируются нормативные правовые акты как федерального, так и регионального уровней. В подтверждение своих выводов автор использует данные социологических исследований.

Ключевые слова: милиция, полиция, общество, партнерство, общественные объединения.

In this article, the author attempts a comprehensive study of the socio-legal framework for partnership between the police and society throughout the development of the internal sovereign Affairs of Russia and trends of their development. The author analyzes the normative legal acts of Federal and regional levels. In support of his conclusions, the author uses the data of sociological research.

Keywords: militia, police, society, partnership, voluntary associations.

Проблема партнерских отношений полиции и общества сегодня приобретает особое социальное значение. Это связано с «развитием глобализационных процессов в современном мире» [1, с. 93], а также модернизацией российского общества, сопровождаемой реформированием всех сфер жизнедеятельности социума и его социальных институтов.

Формирование и развитие партнерских отношений между полицией и обществом, основанных на социально-правовом фундаменте, происходило поэтапно: первый этап начался с принятия Закона РСФСР «О милиции» [2], второй — с принятия Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» [3].

Стремление руководства новой России располагать современными, профессионально подготовленными органами внутренних дел, способными обеспечить стабильность демократии, эффективность и гарантии общественной безопасности гражданам, определило потребность в

осуществлении их всестороннего реформирования. Закон «О милиции», Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции) (1993 г.) [4], другие нормативные правовые акты в период становления в России демократических основ определяли приоритетное направление в деятельности милиции — защиту прав человека. Особенность в реализации этого направления заключалась в том, что осуществлялось оно на основе таких принципов деятельности милиции, закрепленных в статье 3 Закона «О милиции», как законность, гуманизм, уважение прав человека, гласность. Законодатель определил, что на основе этих принципов «милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами», и тем самым формулировал перспективу взаимодействия милиции и общества.

Однако в условиях кризиса, сложившегося в стране в 90-е годы, определилась тенден-

ция резкого снижения активности граждан и общественных объединений в обеспечении правопорядка и общественной безопасности. В феврале 1992 года министр внутренних дел А. Куликов информировал руководство страны о том, что финансирование деятельности народных дружин практически повсеместно прекращено [5, с. 27]

В целях нейтрализации сложившегося негатива было принято постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 959 «О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов Российской Федерации» [6], определявшее правовые основы деятельности общественных организаций на территории Российской Федерации. Власть предпринимала попытки реанимировать деятельность добровольных общественных объединений, помощь которых так необходима была милиции общественной безопасности (местной милиции) в условиях нарастающего политического кризиса в стране. Однако в 1995 году был принят Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» [7], который объявил утратившими силу принятые ранее нормативные правовые акты, регламентировавшие взаимодействие общественных объединений и милиции, и тем самым фактически отменил деятельность общественных объединений граждан по охране правопорядка. В условиях расширения терроризма на Северном Кавказе это явилось серьезной ошибкой в организации социального взаимодействия в обеспечении общественной безопасности.

Нарушение социального взаимодействия в этот период объясняется рядом причин. Это и адекватная реакция населения на происходящие перемены в социально-экономической жизни страны. Поляризация общества на обеспеченных и находящихся за чертой бедности граждан сопровождалась не только разочарованием, но и социальной апатией. Нельзя не согласиться с мнением исследователей, что общество все больше утверждалось во мнении, что «милиция далеко не в равной мере защищает интересы высокообеспеченных и рядовых граждан и тем самым противопоставляется большинству граждан, образуя не органическую часть общества, а механизм принудительного обеспечения власти» [8, с. 71]. Низкий качественный уровень сотрудников милиции, их коррумпированность, недостаточная социальная и правовая защищенность определили падение авторитета сотрудника милиции в обществе. Так, в 1993 году

по итогам опроса лишь третья часть населения положительно оценивала результаты деятельности органов внутренних дел [9, с. 2].

Эти и другие факторы способствовали формированию негативного общественного мнения и отрицательных стереотипов у населения, снижающих потенциал и перспективы социального взаимодействия.

В целях повышения авторитета милиции, укрепления связи с общественностью были предприняты такие тактические шаги, как организация «телефонов доверия», проведение совместно с представителями масс-медиа и общественности круглых столов. Такой диалог должен был обеспечить мост в будущее, так как был доступен, мобилен и востребован.

Однако восстановить доверие у населения к органам внутренних дел и установить между ними социальное взаимодействие в полной мере не удалось. Данные социологических опросов свидетельствовали, что мониторинг деятельности милиции должен осуществляться обществом, а не с помощью узковедомственных показателей [10, с. 4].

Начиная с 2006 года установление партнерских отношений милиции со всеми структурами гражданского общества провозглашено одним из приоритетных направлений развития органов МВД России. В.В. Путин по этому поводу отметил: «Не подлежит сомнению — чем больше людей будет включаться в эту работу, тем успешнее она будет. Добровольные помощники способны не только снизить уровень преступности на улицах и в жилом секторе, но и заниматься ее профилактикой» [11, с. 3].

Министерство внутренних дел возглавило координацию усилий заинтересованных сторон. В стремлении придать новый импульс взаимодействию милиции и общественности возрастает поддержка службы участковых как наиболее тесно контактирующей с гражданами. Становятся регулярными встречи с представителями общественных объединений и традиционных конфессий, налажено функционирование Общественной приемной, размещенной в сети «Интернет» [12]. Расширялись контакты с творческими союзами и другими общественными объединениями граждан, были созданы общественные пресс-центры, что открывало возможность для широкого участия СМИ в решении правоохранительных задач, способствовавших целенаправленному формированию объективного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел и повышению их авторитета.

Региональные нормативные правовые акты становятся основой, устраняющей пробелы в

федеральном законодательстве и регламентирующей организацию взаимодействия милиции и граждан, заинтересованных в обеспечении общественной безопасности и правопорядка на добровольной основе. Так, Законодательным собранием Нижегородской области 24 августа 2006 года был принят Закон от 4 апреля 2008 года № 28-З «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка на территории Нижегородской области» [13], который определил правовые основы, принципы и формы участия граждан в обеспечении общественного порядка на территории Нижегородской области, их социальные гарантии.

Одной из актуальных становится задача совершенствования уровня подготовки российских милиционеров в соответствии с мировыми стандартами. В 2007 году была создана многоуровневая система формирования федерального кадрового резерва МВД России [14, с. 3]. Приказом МВД России от 4 декабря 2007 года № 1155 были утверждены квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации [15].

В 2009 году Министром внутренних дел была утверждена Концепция совершенствования взаимодействия подразделений системы МВД России со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2009—2014 годы [16]. В приказе МВД среди новых направлений информационной деятельности приоритетным определялось совершенствование организационного обеспечения взаимодействия со СМИ и общественными объединениями. По замыслу руководства МВД эти и другие организационные мероприятия были призваны не только укрепить имидж сотрудника милиции, но и способствовать урегулированию социального конфликта между правоохранительными органами и населением.

Однако взаимодействие граждан с органами милиции становится возможным только при наличии установки не только на правомерное, но и на социально активное поведение личности или группы. Добиться такой активности возможно прежде всего за счет обеспечения осознанной и добровольной реализации гражданами России своих прав, обязанностей и ответственности.

Материалы проводимых в этот период Всероссийских исследований, в том числе и по заказу госстурктур, свидетельствуют о дальнейшем углублении кризиса в обществе и прежде всего в молодежной среде. Молодежь все больше испы-

тывала разочарование в политике государства [17, с. 162]. В сознании молодежи складывалось мнение, что в современных условиях трудно преуспеть, если соблюдать правовые нормы. Каждый второй из пяти молодых респондентов считал возможным обойти закон во имя выгоды [18, с. 110]. Восприятие повседневности проявлялось в том, что каждый пятый допускал возможность своего выгодного участия в криминальных группировках, а 10% считали, что следует брать силой то, что «плохо лежит» [19, с. 397]. Являясь не только самой активной силой во взаимодействии с милицией, но и основой будущего России, молодежь дистанцировалась от участия в общественно-полезной деятельности.

Не менее важной, если не главной причиной резкого снижения желания взаимодействовать населения с милицией является, по мнению профессора О.Н. Мигущенко, то, что основу классического буржуазного гражданского общества составляет средний класс, однако доля предпринимателей и владельцев частной собственности и условия для ее развития в демократической России оставались более чем скромными. Следовательно, невелик и процент людей, связывающих свои экономические интересы с существующим государством и считающих необходимостью реально защищать правопорядок и законность. Тем самым большинство населения страны не стимулировалось на социально активное поведение [20, с. 263].

Рост коррупции, нестабильность законодательства и обилие в нем «белых пятен» влияли на правовую культуру общества.

По данным серии обследований Левада-центра, проводимых в 2004—2012 годах, лишь 25-30% россиян в той или иной форме доверяли милиции (полиции), но свыше 80% отмечали беззаконие с ее стороны, свыше 70% не считали себя защищенными от милицейского произвола, около 60% говорили о разложении этой системы, которое уже невозможно скрыть [21]. Это свидетельствовало, что новые принципы деятельности сотрудников милиции, такие как «открытость и прозрачность в деятельности министерства, определяющих требование к сокращению использования силовых методов» [22], оставались лишь декларацией.

Закрытость деятельности органов внутренних дел для прессы и общественности, порой искусственная, сопряженная с неквалифицированным толкованием журналистами гражданских СМИ организации борьбы с сотрудниками, «запятнавшими честь мундира», способствовали снижению имиджа милиции в обществе.

Исследователь Я.В. Веденеева отмечает, что «ведомственные настроения, представленные на страницах изданий редакции МВД, были отличны от позиций, транслируемых гражданскими СМИ» [23, с. 16].

Так, по данным исследований Фонда ИН-ДЕМ, правоохранительные органы занимали четвертое место из 29 структур по степени коррумпированности. Происходило «вытеснение милицией криминальных группировок, служащих «крышами» малому и среднему бизнесу, с последующим присвоением себе этих функций вместе с соответствующими доходами» [24].

Все это выступало в роли факторов, сдерживающих совершенствование социально-правовых основ взаимодействия милиции и населения на первом этапе развития партнерских отношений, и требовало дальнейших радикальных перемен. Нарастающее общественное недовольство результатами деятельности милиции определило потребность в осуществлении ребрендинга милиции.

Начало процесса формирования законодательной базы деятельности полиции было определено Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 года № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» [25] и имело целью устранение противоречий, свойственных современной милиции. В решении этой стратегической задачи важно было заручиться общественным одобрением, обеспечивая вовлеченность граждан в решение проблемы общественной безопасности. Общество приглашалось к диалогу.

В период с 7 августа по 15 сентября 2010 года состоялось масштабное общественное обсуждение проекта Федерального закона «О полиции», что вызвало широкий общественный интерес. В качестве площадки для проведения общественного обсуждения была использована информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет». Согласно данным Аналитического обзора (доклада) по комментариям, полученным в ходе общественного обсуждения проекта Федерального закона «О полиции», более 1,5 млн человек посетили сайт за период обсуждения и оставили 20 915 комментариев [26].

Определяющим моментом в проведении реформы с точки зрения формирования социальной основы нового уровня взаимодействия, именуемого как партнерство между сотрудниками создаваемой полиции и обществом, являлась возможность корректив законопроекта с учетом мнения населения. И хотя они имели

рекомендательный характер, во многом эта процедура способствовала формированию надежды и оптимистичной позиции в обществе на перспективу кардинальных перемен в реализации правоохранительной функции.

Таким образом, совершенствование правовых основ деятельности сотрудников полиции обеспечивало одновременно изменение и социального климата, что способствовало формированию доверия населения к рождающимся структурам полиции, укреплению социальной основы партнерства.

Переоценить данное общественное обсуждение сложно. Известно, что «общественные обсуждения соединяют в себе «конструктив», а по необходимости и протест, а поэтому могут быть поистине публичной формой выражения мнения населения, в чем-то даже освобождающей граждан от уличных акций и способствующей «умиротворяющему» общению власти и народа» [27]. Общество в основной своей массе поддержало идею трансформации милиции в полицию. Новое наименование базовой структуры в обеспечении охраны правопорядка и общественной безопасности (полиция вместо милиции) подчеркивало глубокий социальный смысл перспектив профессиональной деятельности, определило новый формат и качество партнерских отношений. Подчеркивалось, что «полиция не должна рассматриваться как карательный орган. Эта организация — социальный партнер и защитник населения» [28].

Осуществление реформы полиции, ее деятельность стали относиться к числу наиболее обсуждаемых в интернет-пространстве тем. Обеспечивая исполнение Указа Президента Российской Федерации от 10 августа 2011 года № 1060 «Об утверждении перечня информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, размещаемой в сети "Интернет"», МВД России был разработан комплекс мероприятий по формированию положительного мнения общества о деятельности полиции, в том числе и во взаимодействии с интернет-сообществом. Так, в августе 2011 года на портале www. youtube.com был открыт официальный канал МВД России, где размещаются информационные материалы о деятельности полиции.

Новые подходы в формировании социальных основ партнерских отношений способствовали активизации ведомственных и общегражданских средств массовой информации, призванных совершенствовать формы и методы информационного сопровождения деятельности органов внутренних дел, а также обеспе-

чить объективный имидж сотрудника полиции. Основное внимание их концентрировалось на вариантах оптимизации процесса формирования доверия к сотрудникам нарождающейся структуры полиции. В решении этой задачи, как было отмечено Президентом РФ, «важное место отводится формированию объективного общественного мнения о работе российских полицейских» [29, с. 2].

Федеральным законом «О полиции» констатировалось, что граждане, общественные объединения и организации имеют право на получение достоверной информации о деятельности полиции, в том числе информацию, непосредственно затрагивающей их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом. Пунктом 6 статьи 9 этого же Закона подчеркивалось, что «общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел». Тем самым законодатель, принимая во внимание результаты социологических исследований, впервые указал на роль и значение мнения граждан в оценке деятельности полиции. Эти и другие статьи свидетельствовали о трансформации социально-правовой основы партнерских отношений органов внутренних дел и общества.

В целях реализации общественно значимых интересов граждан, органов власти всех уровней, общественных объединений, направленных на совершенствование деятельности полиции Указом Президента РФ от 23 мая 2011 года № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» был определен правовой статус Общественного совета при МВД России и общественных советов при территориальных органах Министерства [30].

Так, приказ МВД России от 30 августа 2011 года № 975 «Об организации и проведении отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России» (вместе с «Инструкцией по организации и проведению отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России» [31]), обеспечил возможность реализации социального контроля со стороны общества за деятельностью сотрудников полиции, а также способствовал повышению роли и значения общественного мнения в объективной оценке результатов их служебной деятельности. Участие в оценке деятельности сотрудников органов внутренних дел обществом, государственными и негосударственными институтами способству-

ет повышению результативности в обеспечении правопорядка, в любой ситуации.

Первостепенной задачей в обеспечении эффективного партнерства являлось искоренение отрицательного образа «стража порядка» в современном обществе.

Определяющим в исключении негативного отношения к сотрудникам полиции является постоянное укрепление социального статуса и престижности профессии сотрудников органов внутренних дел, повышение нравственных основ модели профессиональной мотивации в сфере правопорядка, что позволит полицейскому выполнить функции социального партнера населения. Не случайно на встрече Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с министром внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенантом полиции В. Коло-кольцевым было подчеркнуто, что одними полицейскими методами нельзя решить вопросы, стоящие перед государством и обществом — обеспечение безопасности, законности, снижения преступности. «Поэтому внутреннее состояние человека — это непременное условие изменения к лучшему ситуации в области безопасности и общественного порядка» [32, с. 3]. Вступление в силу Закона «О полиции» определило не только обновление нормативной правовой базы, но и дальнейшее формирование гражданско-патриотической позиции у полицейского корпуса, который в ходе переаттестования сотрудников в значительной степени помолодел.

В 2014 году был принят Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» [33], что способствовало ликвидации пробела в федеральном законодательстве, обеспечивающем регламентацию правовых основ участия граждан и общественных объединений на территории Российской Федерации в охране правопорядка и обеспечения общественной безопасности. Данный нормативный акт способствовал дальнейшей разработке технологий социальной интеграции и сплоченности сотрудников полиции и общества на принципах демократии, уважения к профессии полицейского, преодоления негативных стереотипов в обеспечении правопорядка и общественной безопасности, повышению социальной активности и формированию гражданской позиции.

Реформирование органов внутренних дел на втором этапе определило положительные тенденции в формировании позитивного имиджа и доверия к полиции. Опросы, проведенные

«Левада-центром» и фондом «Общественный вердикт» зафиксировали резкий рост доверия к полиции после «второго витка» реформы МВД: если в 2012 году полиции доверяли 24% опрошенных, то в 2014 году — 41% [34]. Результаты различных социологических исследований свидетельствуют, что от 69% до 85% граждан готовы сообщить о готовящемся или совершенном преступлении, дать свидетельские показания, оказать содействие в охране общественного порядка или личного имущества [35, с. 4]. В 2012 году только в Москве ежедневно по городу на дежурство выходили в среднем более 1 400 дружинников [36, с. 6]. В 2013 году на территории РФ действовало более 45 тыс. общественных объединений правоохранительной направленности, численность которых составляет свыше 454 тысяч человек [37, с. 2]. Появились новые формы партнерства. Положительная динамика связана с эффективной, всесторонней информационной работой ведомственных специалистов с гражданским обществом и населением.

Таким образом, деятельность по укреплению и совершенствованию социально-правовых основ партнерских отношений на новом этапе развития органов внутренних дел осуществлялась с учетом зарубежного и отечественного опыта, а также общественного мнения. Получили организационно-правовое оформление новые подходы в реализации социального партнерства полиции с формирующимися институтами гражданского общества и широкими слоями населения.

Примечания

1. Саберова М.Ш. Национальное и интернациональное в российской научной культуре: монография. Н. Новгород, 2015.

2. Закон Российской Федерации «О милиции». М., 1999.

3. Собрание законодательства РФ. 2011. № 7, ст. 900. (Ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015.)

4. О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации: указ Президента РФ от 12 февраля 1993 г № 209 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 7, ст. 562.

5. Невский С.А. Обеспечение безопасности личности в России в условиях социально-экономической нестабильности (проблемы, поиски решений) // Общество и право. 2009. № 5.

6. Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 39, ст. 3631. (Ред. от 06.10.2011.)

7. Собрание законодательства РФ. 1995. № 21, ст. 1930. (Ред. от 31.01.2016.)

8. Воронов А.М, Кожуханов Н.М. Общественное мнение как критерий оценки эффективности дея-

тельности органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности // Российский следователь. 2005. № 7.

9. ... Исходя из реалий // Милиция. 1993. № 11.

10. Особый сервис // Щит и меч. 2001. 19 июля.

11. Профессионал. 2007. № 4.

12. Что является приоритетным в работе милиции: сборник материалов расширенного заседания коллегии МВД России. М., 2006.

13. СПС «КонсультантПлюс».

14. Нургалиев Р.Г., Кикоть В.Я. Пропуск в миллионный коллектив выдают кадры // Вестник кадровой политики. 2009. № 3.

15. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 3.

16. Об утверждении Концепции совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2009—2014 годы: приказ МВД России от 1 января 2009 г. № 1 // СПС «Консультант-Плюс».

17. Ховрин А.Ю., Зацепин М.И. Молодежь как фактор национальной безопасности России // Социально-гуманитарные знания. 2009 № 6.

18. Вишневский Ю.Р., Трынов Д.В., Шапков В. Т. Гражданская культура студентов // Социс. 2009. № 4.

19. Иванова А.А. Педагогический аспект криминологической детерминации // Черные дыры в российском законодательстве. 2007. № 1.

20. Мигущенко О.Н. Основное условие эффективного взаимодействия органов внутренних дел и граждан // Гражданское общество и органы внутренних дел: проблемы, противоречия, формы взаимодействия: материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 2008.

21. URL: http://www.levada.ru/04-05-2012/rossiya-ne-o-politsii

22. МВД России: вчера, сегодня, завтра: выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Р. Нургалиева // Российская газета. 2009. 15 июля (прил.).

23. Веденеева Я.В. Социальный капитал реформы российских органов охраны правопорядка: авто-реф. дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 2015.

24. Гилинский Я. Полиция и население: кто для кого? URL: http://magazines.russ.rU/oz/2003/2/glinsk.html

25. Российская газета. 2009. 28 декабря.

26. URL: http://zakonoproekt2012.rU/#doc/police/10

27. Авакьян С.А. Демократия протестных отношений: конституционно-правовое измерение // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 1.

28. Полиция и дружина. Статс-секретарь МВД Игорь Зубов: Готовятся новые законопроекты об участии граждан в охране порядка. URL: http://www. rg.ru/2013/03/01/policia.html

29. Медведев Д.А. Система МВД реально меняется // Профессионал. 2011. № 6 (104).

30. Собрание законодательства РФ. 2011. № 22, ст. 3154.

31. Российская газета. 2011. (Ред. от 19.02.2013 г)

32. Разными путями — к одной цели // Полиция России. 2012. № 10.

33. Российская газета. 2014. 4 апреля.

34. Почему в России полюбили полицию // Аналитический центр Юрия Левады. URL: http://www.levada. ru/07-11-2014/pochemu-v-rossii-polyubili-politsiyu

35. Золотое правило патрульного // Полиция России. 2013. № 9.

36. У дружинника должны быть права // Щит и меч. 2012. 15 марта.

37. Соловьев И. Институт помощников полиции // Щит и меч. 2013. 28 марта.

Notes

1. Saberova M.Sh. National and international in Russian scientific culture: scientific monograph. Nizhny Novgorod, 2015.

2. The law of the Russian Federation «About militia». Мoscow, 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Collection of legislative acts of the RF. 2011. № 7, art. 900.

4. About public safety militia (local police) in the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation of 12.02.1993 № 209 // Collection of acts of President and Government of the Russian Federation. 1993. № 7, art. 562.

5. Nevsky S.A. Promotion of human security in Russia in conditions of socio economic instability (problems, search for solutions) // Society and law. 2009. № 5.

6. Collection of acts of President and Government of the Russian Federation. 1993. № 39, art. 3631.

7. Collection of legislative acts of the RF. 1995. № 21, art. 1930.

8. Voronov A.M., Kojouhanov N.M. Public opinion as a criterion of estimation of efficiency of activity of internal Affairs bodies in ensuring public safety // Russian investigator. 2005. №. 7.

9. ...On the basis of realities // Militia. 1993. № 11.

10. Special service // The shield and the sword. 2001. July 19.

11. Professional. 2007. № 4.

12. What is a priority in militia work: collection of materials of the extended meeting of the collegium of the Ministry of internal affairs of Russia. Мoscow, 2006.

13. ATP «ConsultantPlus».

14. Nurgaliev R.G., Kikot' V.Ya. Pass for the millionth staff issued staff // Personnel policy bulletin. 2009. № 3.

15. Bulletin of normative acts of federal bodies of executive power. 2008. № 3.

16. On approval of the Concept of perfection of interaction of divisions of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation with the media and public associations for 2009—2014: order of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation dated 01.01.2009 № 1 // ATP «Consultant Plus».

17. Hovrin A.Yu., Zatsepin M.I. Youth as a factor of national security of Russia // Socio-humanitarian knowledge. 2009. № 6.

18. Vishnevskiy Yu.R., Trynov D.V., Shapkov V.T. Civil culture of students // Sotsis. 2009. № 4.

19. Ivanova A.A. Pedagogical aspect of criminological determination // Black holes in Russian legislation. 2007. № 1.

20. Miguschenko O.N. The basic requirement for efficient interaction of the bodies of internal affairs and citizens // Civil society and the organs of internal affairs: problems, contradictions, forms of interaction: materials of scientifically-practical conference. Мoscow, 2008.

21. URL: http://www.levada.ru/04-05-2012/rossi-yane-o-politsii

22. The Ministry of internal affairs of Russia: yesterday, today, tomorrow: the speech of the Minister of internal affairs of the Russian Federation general of the army Rashid Nurgaliev // Rossiyskaya gazeta. 2009. July 15 (app).

23. Vedeneyeva Ya.V. Social capital reforms of Russian law enforcement agencies: author's abstract... candidate of sociology sciences. Saratov, 2015.

24. Gilinsky Yu. Police and the population: who for whom? URL: http://magazines.russ.ru/oz/2003/2/glinsk.html

25. Rossiyskaya gazeta. 2009. December 28.

26. URL: http://zakonoproekt2012.ru/#doc/police/10

27. Avakyan S.A. Democracy protest relations: the constitutional-legal dimension // Constitutional and municipal law. 2012. № 1.

28. The police squad. State Secretary of the Ministry of internal Affairs Igor Zubov: Preparing the new draft law on citizen participation in policing. URL: http://www. rg.ru/2013/03/01/policia.html

29. Medvedev D.A. System of the Ministry of interior real changes // Professional. 2011. № 6 (104).

30. Collection of legislative acts of the RF. 2011. № 22, art. 3154.

31. Rossiyskaya gazeta. 2011. September 30.

32. Different ways to the same goal // Police Russia. 2012. № 10.

33. Rossiyskaya gazeta. 2014. April 4.

34. Why Russia fell in love with the police // Analytical center of Yuri Levada. URL: http://www.levada.ru/07-11-2014/pochemu-v-rossii-polyubili-politsiyu

35. The golden rule patrol // Police of Russia. 2013. № 9.

36. The combatant must be right // The shield and the sword. 2012. March 15.

37. Soloviev I. Institute of police assistants // The shield and the sword. 2013. March 28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.