Научная статья на тему 'Развитие способности курсантов вуза МВД решать проблемы противоправного поведения средствами технологий ситуационного центра (на примере противодействия'

Развитие способности курсантов вуза МВД решать проблемы противоправного поведения средствами технологий ситуационного центра (на примере противодействия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
95
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ВУЗЫ МВД / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / SITUATION CENTER / COMPETENCE APPROACH / INSTITUTE OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / POOPSITION TO OFFENSES / NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бурцева Евгения Валерьевна, Ситкина Мария Николаевна

В статье предлагается проект создания ситуационного центра в вузе МВД с целью развития способности курсантов комплексно решать поставленные профессиональные проблемы в правоохранительной деятельности на примере противодействия правонарушениям в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Бурцева Евгения Валерьевна, Ситкина Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ABILITY OF CADETS OF INSTITUTE OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS TO SOLVE THE PROBLEMS OF WRONGFUL BEHAVIOR BY MEANS OF TECHNOLOGIES OF SITUATION CENTER (ON THE EXAMPLE OF OPPOSITION TO OFFENSES IN SPHERE OF TRAFFIC OF DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES)

The article proposes the project of the creation of a situation center at the Institute of Ministry of Internal Affairs for the purpose of developing the ability of cadets to solve a set of professional problems in the law-enforcement activity on the example of opposition to offenses in the sphere of the traffic of drugs and psychotropic substances.

Текст научной работы на тему «Развитие способности курсантов вуза МВД решать проблемы противоправного поведения средствами технологий ситуационного центра (на примере противодействия»

УДК 37.015.31 : 342.95 Бурцева Евгения Валерьевна

кандидат педагогических наук,

старший преподаватель

кафедры специальных дисциплин

Владивостокского филиала

Дальневосточного юридического института

МВД России

[email protected]

Ситкина Мария Николаевна

кандидат юридических наук,

доцент кафедры оперативно-розыскной

и административной деятельности

Владивостокского филиала

Дальневосточного юридического института МВД

России

[email protected]

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗА МВД РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИЙ СИТУАЦИОННОГО ЦЕНТРА (НА ПРИМЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ В СФЕРЕ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ) [1]

Burtseva Eugeniya Valerievna

Candidate of Pedagogical Sciences, senior lecturer of the chair of special disciplines, Vladivostok Affiliate of Far East Law Institute of Russian Ministry of Internal Affairs [email protected]

Sitkina Maria Nikolaevna

Candidate of Law, associate professor of the chair of operational and investigative and administrative activity, Vladivostok Affiliate of Far East Law Institute of Russian Ministry of Internal Affairs [email protected]

DEVELOPMENT OF ABILITY OF CADETS OF INSTITUTE OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS TO SOLVE THE PROBLEMS OF WRONGFUL BEHAVIOR BY MEANS OF TECHNOLOGIES OF SITUATION CENTER (ON THE EXAMPLE OF OPPOSITION TO OFFENSES IN SPHERE OF TRAFFIC OF DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES)

Аннотация:

В статье предлагается проект создания ситуационного центра в вузе МВД с целью развития способности курсантов комплексно решать поставленные профессиональные проблемы в правоохранительной деятельности на примере противодействия правонарушениям в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Ключевые слова:

ситуационный центр, компетентностный подход, вузы МВД, противодействие правонарушениям, наркотические средства и психотропные вещества.

The summary:

The article proposes the project of the creation of a situation center at the Institute of Ministry of Internal Affairs for the purpose of developing the ability of cadets to solve a set of professional problems in the law-enforcement activity on the example of opposition to offenses in the sphere of the traffic of drugs and psychotropic substances.

Keywords:

situation center, competence approach, institute of Ministry of Internal Affairs, poopsition to offenses, narcotic drugs and psychotropic substances.

В современной России проблема незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ является одним из наиболее опасных факторов подрыва физического и морального здоровья общества, дестабилизации социальной обстановки и экономики страны. Исходя из этого, перед обществом и его властными структурами стоят важные задачи, связанные с своевременным выявлением и пресечением правонарушений в указанной сфере, привлечением лиц, виновных в их совершении, к ответственности.

В результате административной реформы произошли глубокие изменения в составе субъектов, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В то же время анализ практической деятельности правоохранительных органов показывает, что значительная роль в противодействии правонарушениям в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ по-прежнему принадлежит полиции. Таким образом, уже на стадии обучения в высшем учебном заведении сотрудники полиции должны

уметь решать данную проблему, особенно учитывая тот факт, что сами молодые люди могут в повседневной жизни столкнуться с явлением наркомании, и даже рискуют быть вовлечены в данную незаконную деятельность.

В.А. Филимонов указывает на то, что ключевым дефектом российской системы образования является отсутствие у выпускников навыков комплексного многодисциплинарного подхода к практическим ситуациям. Указанный дефект проявляется на всех этапах работы, начиная от постановки задач, и заканчивая представлением итогов. Не является исключением и образование в ведомственных вузах системы МВД. Поэтому компетентностный подход, развитие способности курсантов комплексно решать поставленные проблемы, практическая направленность - все это насущные проблемы модернизации и реформирования образования системы органов внутренних дел.

Попробуем внести свой вклад в решение данных проблем, предложив проект создания ситуационного центра в вузе МВД. По определению В.А. Филимонова, «ситуационный центр (СЦ) - пространство, предназначенное для динамического коллективного формирования образа ситуации (объекта, процесса), обеспеченное ключевыми (критическими относительно решаемой задачи) ресурсами» [2, с. 11].

Физически пространством может являться учебная аудитория, оборудованная компьютерами, выходом в Интернет, средствами аудиовизуальной связи. Проектной группой, в нашем понимании, станут преподаватели разных дисциплин и курсанты, знакомые с технологией СЦ.

Сервисной командой ситуационного центра, которая организует техническую, организационную, методологическую и психологическую поддержку работы проектной группы, также могут быть предварительно обученные курсанты. Нам импонирует тот факт, что «систематическое использование ситуационного центра проектной группой в условиях постоянного частичного обновления участников и проектов приводит к образованию стабильной динамической структуры связей и отношений» [3, с. 14]. Именно за счет создания данной динамической структуры и представляется возможным систематическое развитие способности курсантов решать актуальные проблемы, связанные с их профессиональной деятельностью. Безусловно, большое значение при этом приобретает способность курсантов к рефлексии, к переосмыслению собственных мотивов деятельности, восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческих шаблонов и т.д.

В частности, вернемся к проблеме противодействия административным правонарушениям в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Дело в том, что воспроизводству административной деликтности в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ в значительной степени способствует недостаточное понимание сотрудниками полиции серьезности данной проблемы, соответственно их деятельность по выявлению правонарушений характеризуется низкой активностью. По результатам социологического исследования, 51 % респондентов считают, что применение мер административного принуждения не влияет на снижение количества правонарушений в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, а 45 % полагают, что административные правонарушения в указанной сфере не оказывают существенного влияния на состояние оперативной обстановки в исследуемой области. И как следствие подобной административной практики большинство совершенных правонарушений в сфере оборота наркотических средств и психотропных средств остаются латентными.

Собственно, это не удивительно. Сотрудники органов внутренних дел - такой же продукт эпохи, как и остальные граждане. Недостатки и противоречия в развитии социальноэкономических отношений в свою очередь предопределяют изменение моральных ценностей и установок среди населения, влияют на духовное состояние общества. Нравственность, которая являлась основой взаимоотношений между людьми, в настоящее время подверглась разрушению. Ценности, согласно которым складывалась жизнь общества, перестали существовать. На смену им пришли культ денег, идеология индивидуализма и накопительства, осмеяние всего, что было создано предыдущими поколениями. Все это способствует формированию нового генотипа человека, лишенного «внутреннего стержня, духовно и нравственно опустошенного» [4].

Образовавшийся вакуум стремительно занимает антикультура, психология вседозволенности и моральной свободы, юношеская субкультура. И.С. Кон выделяет ряд постоянных компонентов, присущих субкультуре: специфический набор ценностей и норм поведения, определенные вкусы, одежда и внешний вид, чувство групповой общности и солидарности, характерная манера поведения, ритуалы общения. Качественной спецификой юношеской субкультуры является не только локальность, противоположность, но в некоторых формах криминогенность. Она не только сопутствует наркотизму, но порой и провоцирует его [5].

В последнее время специалисты отмечают складывающуюся моду на наркотики. Они становятся обязательным атрибутом почти всех досуговых мероприятий и неотъемлемым компонентом общения в молодежной среде, а приобщение к наркотическому клану считается престижным, даже среди элитных их представителей. Все шире распространяется мнение, что потребление наркотиков - это личное дело каждого человека. По данным проведенного нами исследования, 53 % граждан в случае, если им станет известно о том, что кто-то незаконно потребляет наркотические средства, не будут ничего предпринимать, поскольку считают, что это его (ее) личная проблема. Отношение к наркоманам становится менее жестким - нейтральным, а иногда и положительным.

Современная молодежная субкультура транснациональна по своему характеру и наделена высокой способностью к экспансии. Сегодня, когда наркослэнг плотно вошел в обиход тех людей, которые к непосредственному приему наркотиков отношения не имеют, наркосубкультура, постепенно утрачивая приставку «суб», становится культурой, подминающей под себя культуру традиционных ценностей. Традиционные ценности, таким образом, переходят в разряд субкультуры, традиционные «нормалы» - в разряд маргиналов [6, с. 13]. Тем более важно, чтобы молодые сотрудники органов внутренних дел изначально осознавали свои ценностные ориентации, а также возможность негативной «ценностной экспансии» в свою психику.

На состояние правонарушений в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ также оказывает определенное влияние наличие традиционных для России негативных явлений: правового нигилизма, пренебрежения к закону, избирательности в правоприменении. Поэтому становится очевидным тот факт, что в сегодняшних условиях падения нравственности резко возрос уровень нарушений правовых запретов, в том числе и в рассматриваемой нами сфере. В этих условиях курсантам - молодым сотрудникам полиции - очень сложно правильно расставить правовые приоритеты, одной правовой теории для этого недостаточно. Нужны рефлексивные методы. Нам представляется реальным использовать для этого возможности ситуационного центра. Проигрывание ситуаций предотвращения правонарушений, обсуждение отрывков из видеофильмов, видеосюжетов, комментарии специалистов различной направленности (психологов, медиков, правоведов, социологов, специалистов миграционной службы) -далеко не полный список возможных методов. Главное понимать, что это не разовое мероприятие, а долгосрочный проект по решению проблемы противодействия правонарушениям в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. Участие в проекте развивает профессиональные компетентности курсантов - правовую, коммуникативную, информативную и т.д., настраивает на возможность и необходимость взаимодействия для решения проблем. В свою очередь мы считаем, что взаимодействие полиции с органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами в противодействии правонарушениям в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ повышает эффективность деятельности полиции не за счет внутренних возможностей правоохранительной системы государства, а за счет потенциала общества.

Ссылки и примечания:

References (transliterated) and notes:

1. Работа выполнена в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. / (мероприятие 1.4 - III очередь). Государственный контракт № 14.740.11.0994 от 06.05.2011.

2. Информационные технологии и ситуационные центры / под науч. ред. В.А. Филимонова. Омск, 2010. С. 9-28.

3. Там же.

4. Айнбиндер М.Я. Социально-правовые и криминологические проблемы противодействия наркотизму: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1997.

5. Булденко К.А. Культуры и субкультуры. Хабаровск, 1998.

6. Стахов Д. Наркотики в России. Сдаемся без боя // Огонек. 1994. № 44-45.

1. This work was done under the Federal Target Program “Research and scientific-and-pedagogical personnel of innovative Russia” for 2009-2013 / (Activity 1.4 - III stage). State contract No. 14.740.11.0994 of 06.05.2011.

2. Informatsionnye tehnologii i situatsionnye tsentry / pod nauch. red. V.A. Filimonova. Omsk, 2010. P. 9-28.

3. Ibid.

4. Aynbinder M.Y. Sotsial'no-pravovye i kriminologiches-kie problemy protivodeystviya narkotizmu: dis. ... kand. yurid. nauk. SPb., 1997.

5. Buldenko K.A. Kul'tury i subkul'tury. Habarovsk, 1998.

6. Stahov D. Narkotiki v Rossii. Sdaemsya bez boya // Ogonek. 1994. No. 44-45.

- 22б -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.