Научная статья на тему 'Актуальные вопросы организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций'

Актуальные вопросы организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1362
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / РОСГВАРДИЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО И (ИЛИ) ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / СОБСТВЕННОСТИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Синодов Иван Анатольевич

В статье автором освещаются отдельные правовые и организационные вопросы участия органов внутренних дел Российской Федерации в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и на основании этого делаются выводы и даются предложения по совершенствованию данного вида деятельности. В статье автором использованы общенаучные методы исследования, в том числе исторический, логический и сравнительно-правовой, а так же иные методы познания явлений и процессов объективной действительности. Основными выводами проведенного исследования является то, что в современных условиях, в период реорганизации МВД России и создания нового органа исполнительной власти Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия), возникла необходимость в уточнении организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при участии в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, которые требуют дополнительного нормативного правового регулирования и практической реализации в части подготовки и организации соответствующих сил и средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual questions of the organization of activity of law-enforcement bodies of the Russian Federation at emergence of emergency situations

In article the author highlights separate legal and organizational questions of participation of law-enforcement bodies of the Russian Federation in uniform state system of prevention and liquidation of emergency situations and on the basis of it conclusions are drawn and offers on improvement of this type of activity are given. In the article the author uses General scientific methods of research, including historical, logical and comparative legal, as well as other methods of cognition of phenomena and processes of objective reality. The main conclusions of the study is that in modern conditions, during the reorganization of the Ministry of internal Affairs of Russia and the creation of a new Executive authority Federal service of troops of national guard of the Russian Federation (Rosgvardiya), there was a need to specify the organization of activity of law-enforcement bodies of the Russian Federation with participation in the prevention and liquidation of emergency situations of natural and (or) technogenic character which demand additional regulatory legal regulation and practical implementation regarding preparation and the organization of the corresponding forces and means.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций»

9.3. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Синодов Иван Анатольевич, канд.юрид.наук, подполковник полиции. Должность: доцент. Место работы: Академия управления МВД России. Подразделение: центр командно-штабных учений, кафедра управления органами внутренних дел в особых условиях. E-mail: isin.50@mail.ru

Аннотация: В статье автором освещаются отдельные правовые и организационные вопросы участия органов внутренних дел Российской Федерации в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и на основании этого делаются выводы и даются предложения по совершенствованию данного вида деятельности. В статье автором использованы общенаучные методы исследования, в том числе исторический, логический и сравнительно-правовой, а так же иные методы познания явлений и процессов объективной действительности. Основными выводами проведенного исследования является то, что в современных условиях, в период реорганизации МВД России и создания нового органа исполнительной власти - Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия), возникла необходимость в уточнении организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при участии в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, которые требуют дополнительного нормативного правового регулирования и практической реализации в части подготовки и организации соответствующих сил и средств.

Ключевые слова: единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органы внутренних дел Российской Федерации, Росгвардия, чрезвычайные ситуации природного и (или) техногенного характера, охрана общественного порядка, собственности, обеспечение общественной безопасности.

ACTUAL QUESTIONS OF THE ORGANIZATION OF ACTIVITY OF LAW-ENFORCEMENT BODIES OF THE RUSSIAN FEDERA TION A T EMERGENCE OF EMERGENCY SITUATIONS

Sinodov Ivan Anatolievich, PhD at law. Position: Associate Professor. Place of employment: Management Academy of MIA Russia. Department: management of law enforcement agencies in special circumstances chair. E-mail: isin.50@mail.ru

Annotation: In article the author highlights separate legal and organizational questions of participation of law-enforcement bodies of the Russian Federation in uniform state system of prevention and liquidation of emergency situations and on the basis of it conclusions are drawn and offers on improvement of this type of activity are given. In the article the author uses General scientific methods of research, including historical, logical and comparative legal, as well as other methods of cognition of phenomena and processes of objective reality. The main conclusions

of the study is that in modern conditions, during the reorganization of the Ministry of internal Affairs of Russia and the creation of a new Executive authority - Federal service of troops of national guard of the Russian Federation (Rosgvardiya), there was a need to specify the organization of activity of law-enforcement bodies of the Russian Federation with participation in the prevention and liquidation of emergency situations of natural and (or) technogenic character which demand additional regulatory legal regulation and practical implementation regarding preparation and the organization of the corresponding forces and means.

Keywords: unified state system of prevention and liquidation of emergency situations, internal Affairs bodies of the Russian Federation, Regardie, emergency situations of natural and (or) man-caused character, protection of public order, property, ensuring public safety.

Рассматривая актуальные вопросы организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (далее - ОВД) при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера необходимо сказать, что, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации термин «чрезвычайная ситуация» определяется как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (далее - ЧС) [1].

Исторически сложилось так, что в России периодически происходят крупномасштабные ЧС.

Достаточно вспомнить некоторые из них, которые произошли на территории бывшего СССР и современной России: землетрясение 7 декабря 1988 года в Армянской ССР; авария 26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции Украинской ССР; железнодорожные катастрофы 4 июня 1988 года в г. Арзамасе, 4 октября 1988 года в г. Свердловске и 4 июня 1989 года в Башкирской АССР; землетрясение 28 мая 1995 года в г. Нефтегорске на острове Сахалин; авария 17 августа 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС; разливы рек и селевые потоки в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах России, в Республике Саха (Якутия); наводнение в 2013 году на Дальнем Востоке России; лесные пожары на территориях Центрального федерального округа, Дальнего Востока, Забайкальского края России [8].

В результате ЧС государство понесло и продолжает нести ежегодно, как прямые людские и материальные потери, так и косвенные в виде значительных издержек, связанных с привлечением к ликвидации их последствий большого количества ресурсов органов и организаций.

Все это резко дестабилизирует жизнь страны в различных сферах и на уровнях управления (федеральном, региональном и муниципальном), выбивает из «плановой колеи» практически все силы и средства органов и организаций, в обязанности которых входит и решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.

В совокупности мероприятий, реализуемых государством в рассматриваемых условиях обстановки, большое значение придается вопросам охраны общественного порядка и обеспечению общественной

2'2018

Пробелы в российском законодательстве

безопасности (далее - ООП и ООБ) на территории Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации данные мероприятия, при угрозе и возникновении ЧС, по ООП и оОб реализуются МВД России посредством создания на базе органов управления, сил и средств ОВД функциональной подсистемы охраны общественного порядка (далее - ФП ООП). Данная система является внештатной и создается для организации и проведения мероприятий, направленных на ООП и ООБ и обеспечение охраны материальных и культурных ценностей при угрозе и возникновении ЧС [3].

Деятельность ОВД по реализации государственных мероприятий по ООП и ООБ в условиях Чс, обеспечивающих общественный порядок и общественную безопасность, строится в соответствии с законодательством России различного уровня.

С учетом создания 5 апреля 2016 года нового органа исполнительной власти - Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Рос-гвардии), организованы обновление и переработка действующей нормативной правовой базы (в целях совершенствования и актуализации нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность ОВД, издано 107 нормативных правовых актов: в том числе 2 указа Президента Российской Федерации, 4 постановления Правительства Российской Федерации и 101 ведомственный приказ [9].

Однако, организация деятельности ОВД в рассматриваемых условиях обстановки требует дополнительного нормативного правового регулирования и практической реализации в части подготовки и организации соответствующих сил и средств.

Прежде всего, это связано с тем что, при решении комплекса вопросов, касающихся передачи Росгвар-дии органов управления и подразделений России (переведено свыше 144 тыс. чел.), были переданы и сотрудники ОМОН, которые в свою очередь являлись и продолжают оставаться на сегодняшний день силами постоянной готовности ФП ООП МВД России [3] при участии ОВД в ликвидации ЧС (с учетом обеспечения их действий в автономном режиме не менее 3 суток). По данным Оперативного управления МВД России, за 2012 - 2015 гг. территориальные органы МВД России принимали участие в ликвидации последствий 881 ЧС, в том числе 429 техногенного и 452 природного характера. Для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности привлекались 126 898 сотрудников территориальных органов МВД России [7].

Тем самым, возникает вопрос о необходимости дополнительной нормативной, как правовой, так и организационной регламентации участия сил постоянной готовности Росгвардии в охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности при угрозе и возникновении ЧС.

Возникший в современных условиях вакуум сил и средств постоянной готовности в ОВД, по мнению автора, можно ликвидировать путем создания -региональных ФП ООП оперативного реагирования на ЧС. Именно о таких системах оперативного реагирования на ЧС еще в 90-х годах ХХ века говорил профессор Майдыков А.Ф. [5]. Представляется, что это предложение не только не утратило своей актуальности, но и приобрело новую силу сегодня с учетом происходящих структурных изменений в системе МВД России.

В пользу создания собственных сил постоянной готовности ФП ООП говорит и сама практика участия ОВД в ликвидации ЧС. Так, после землетрясения произошедшего в декабре 1988 года на территории Армянской ССР, местные органы внутренних дел из-за значительных материальных потерь, психологического стресса, а также из-за нарушения систем управления оказались не в состоянии справиться с резко возрастающим объемом задач по борьбе с преступностью, обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности, поддержания установленного в данной обстановке правового режима. Стабилизировать обстановку удалось лишь после развертывания сводных отрядов органов внутренних дел [6].

В этой связи, как представляется, указанные выше -региональные ФП ООП экстренного реагирования на ЧС должны обладать не только необходимой численностью и материально-технической оснащенностью с учетом обеспечения их действий в автономном режиме не менее 3 суток, но и проходить дополнительную профессиональную подготовку.

Такого рода требования предъявляются исходя из опыта практической деятельности ОВД в условиях предупреждения и ликвидации ЧС, который показал, что в этих условиях резко обостряется обстановка не только в эпицентре экстремальности, но и в соседних с ним регионах (районах). Особые условия обстановки провоцируют всевозможные правонарушения и злоупотребления, и тем самым накладывают дополнительную объем работы, по сравнению с повседневным, на руководителей органов оперативного управления ОВД различного уровня.

Как показывают практический опыт и научные исследования в данной области, зачастую руководители ОВД оказываются не готовы к выполнению оперативных задач из-за недостаточного уровня подготовки к работе в условиях резкого недостатка времени и отсутствия практических навыков руководства органами оперативного управления в рассматриваемых условиях обстановки.

Для устранения системных недостатков, на протяжении последних лет в Академии управления мВд России на кафедре управления органами внутренних дел в особых условиях центра командно-штабных учений, в рамках образовательного процесса, научной деятельности и в рамках создания единого ситуационного центра МВД России проводится планомерная работа по подготовке руководителей ОВД различного уровня к действиям в условиях ЧС [4].

Представляется, что поднятые в статье вопросы позволят не только привлечь внимание заинтересованных лиц к проблеме несовершенства действующей нормативной правовой базы участия ОВД в ликвидации ЧС, но и их организационного построения, что в свою очередь повысит результативность всей системы МВД России в целом в рассматриваемой области.

Список литературы:

1. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ // СЗ РФ, 26.12.1994, № 35, ст. 3648.

2. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 // СЗ РФ, 12 января 2004, № 2, ст. 121.

3. Об утверждении положения о функциональной подсистеме охраны общественного порядка единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: приказ МВД России от 13.07.2007 г. № 633// СПС СТРАС «Юрист».

4. Княжев В.Б., Синодов И.А. Обеспечение мобилизационной готовности в Российской Федерации // Труды Академии: журнал. М.: Академия управления МВД России. №2 2017.

5. Майдыков А.Ф. Концептуальные положения об организации и функционировании межрегиональных правоохранительных систем экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации: Всесоюзная конференция с участием зарубежных ученых «Катастрофы и человечество». Суздаль. 1991.

6. Майдыков А.Ф., Ложкин И.Е., Зайцев С.Н. Землетрясение в Армении: учебный фильм // М. - Академия МВД СССР. 1988.

7. Щукин В.М. Особенности организации деятельности территориальных органов МВД России при участии в ликвидации чрезвычайных ситуаций // Труды Академии: журнал. М.: Академия управления МВД России. 2017.

8. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

9. Уточненный годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы за 2016 год // https: // мвд.рф / Deljatelnost / gosprogram/ Gosprogramma / отчет-о-ходе-реализации-программы-2016.

Статья прошла проверку системой Антиплагиат, оригинальность текста - 80,36%

Рецензия

на статью доцента кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях центра командно-штабных учений Академии управления МВД России, кандидата юридических наук Синодова И.А. «Актуальные вопросы организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций»

Представленная на рецензирование статья «Актуальные вопросы организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций», является актуальной, как для правотворческой и теоретической, так и для правоохранительной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. В ней рассмотрены пути дальнейшего совершенствования организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.

При её написании использованы общенаучные методы исследования, в том числе исторический, логический и сравнительно-правовой, а так же иные методы познания явлений и процессов объективной действительности.

Автором обоснованно предлагается в перспективе сформировать региональные функциональные подсистемы охраны общественного порядка экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации природного и (или) техногенного характера, которые должны обладать не только необходимой численностью и материально-технической оснащенностью с учетом обеспечения их действий в автономном режиме не менее 3 суток, но и проходить дополнительную профессиональную подготовку.

По своему содержанию, стилю изложения, логике подачи материала и аргументации, высказываемых автором выводов и предложений статья доцента кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях центра командно-штабных учений Академии управления МВД России, кандидата юридических наук Синодова И.А. «Актуальные вопросы организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций» соответствует требованиям, предъявляемым к такого видам работам и рекомендуется к опубликованию в научном журнале.

Рецензент

Заслуженный юрист Российской Федерации, профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях ЦКШУ Академии управления МВД России, доктор юридических наук, профессор М.П.Киреев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.