O'zbekiston Milliy universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi
Naional^niversity^f^zbekistan^^^^r^
РОЛЬ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТРАНЫ
(КЕЙС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН)
К. Т. Жолдыбеков
докторант
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
Астана, Казахстан
Г. М Бураканова
доктор социологических наук, профессор Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
Астана, Казахстан
Ф. М Ахмедова
доктор философии по социологическим наукам (PhD) Национальный университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека
Ташкент, Узбекистан
АННОТАЦИЯ
Современная система государственного управления находится в постоянной трансформации ввиду различных вызовов политического и социально-экономического характера. В этой статье раскрывается роль оценки деятельности государственных органов и как в конечном итоге оценка влияет на качество жизни населения. Исследования показывают, что существует прямая связь между оценкой деятельности государственных органов и социально-экономическим развитием страны. Практика внедрения Системы оценки в Казахстане демонстрирует, что оценка стала эффективным инструментом выявления системных проблем в деятельности государственных органов и направлена на улучшение качества жизни населения через реализацию государственных услуг и программных документов, а также снижение бюрократических барьеров между государственными органами и гражданами.
Ключевые слова: оценка деятельности, государственные органы, государственные услуги, социально-экономическое развитие.
198
April 20, 2024
O'zbekiston Milliy universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi
NationalUniversityofUzbekista^^^^^ranSiOBm2
THE ROLE OF THE SYSTEM FOR EVALUATING THE ACTIVITIES OF GOVERNMENT BODIES IN THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE COUNTRY (CASE OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN)
Joldibekov K.T.
doctoral student Eurasian National University named after. L.N. Gumilyov Astana, Kazakhstan Burakanova G.M. Doctor of Sociological Sciences, Professor Eurasian National University named after. L.N. Gumilyov Astana, Kazakhstan
Akhmedova F.M.
Doctor of Philosophy in Sociological Sciences (PhD) National University of Uzbekistan named after. Mirzo Ulugbek
Tashkent, Uzbekistan
ABSTRACT
The modern public administration system constantly transforms due to various political and socio-economic challenges. This article reveals the role of performance evaluation of government agencies and how it ultimately affects citizens' quality of life. Studies show that there is a direct relationship between performance evaluation and the socio-economic development of the country. The practice of implementing the Evaluation System in Kazakhstan demonstrates that the evaluation has become an effective tool for identifying systemic problems in the activities of government agencies and is aimed at improving the quality of life of the population through the implementation of public services and program documents, as well as reducing bureaucratic barriers between government agencies and citizens.
Keywords: performance evaluation, government agencies, public services, socio-economic development.
Введение. На современном этапе развития государства стратегическим является вопрос повышения эффективности государственного управления и планирования. Новые вызовы требуют эффективных механизмов управления, рационального использования национальных ресурсов, и применения действенных инструментов повышения результативности. Обзор литературных источников показал, что понятие оценки эффективности и результативности возникло с появлением концепции эффективности. В научной литературе
April 20, 2024
199
O'zbekiston Milliy universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi
National^niversity^f^zbekistan^^^TranSiOrmStiO
используется термин «performance measurement» (измерение результативности), где базовой категорией выступает «performance» (результативность). В связи с ростом критики деятельности правительств были разработаны различные системы оценки эффективности разных уровней государственного сектора. Так, в большинстве стран ОЭСР были внедрены системы оценки эффективности государственного сектора [1].
В целях применения лучших международных практик в государственном управлении во многих развитых и развивающихся странах внедрение Системы оценки деятельности государственных органов стало одним из ключевых решений стратегического менеджмента [2] на государственном уровне и является одним из инструментов повышения результативности государственных органов. Система оценки как институт является весьма молодой в Республике Казахстан. Так, 19 марта 2010 года был принят Указ Президента № 954 «Об утверждении Системы ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов», что стало начальным пунктом для проведения ежегодной оценки.
Основными задачами системы оценки являются повышение эффективности деятельности и проведение оценки результативности государственных органов путем анализа достижения результатов при реализации стратегических целей и задач, направленных на социально-экономическое развитие страны и улучшение качества жизни населения. Так, в 2011 году была проведена первая в истории страны полноценная оценка 40-ка госорганов (24 - центральных государственных органов и 16 - местных исполнительных органов). Начиная с 2017 году был запуск новой архитектуры, а также итоги оценки стали публиковаться в открытом доступе на портале «Открытое правительство».
Материалы и методы. В данной статье представлены результаты исследования, направленные на изучение взаимосвязи внедрения Системы оценки и социально-экономического развития страны, то есть как оценка повлияла на благосостояние и качество жизни населения. Кроме того, был проведен институциональный анализ, обзор качественных данных и документов, а также анализ в соответствии с теорией стейкхолдеров. Так, согласно исследованиям ежегодная оценка изначально (с 2011 г.) проводилась по 6 направлениям [3]: 1) Достижение стратегических целей и задач; 2) Исполнение актов и поручений руководства страны; 3) Управление
200
^_АЕП_20_2024_
International Scientific and Practical Conference
O'zbekiston MiШy universiteti 7атопапу dunyoning Щто1у татагая1 га]ит1уШ; Ш1Ита1ап 1гат/огт^1ую1
бюджетными средствами; 4) Оказание государственных услуг; 5) Управление персоналом; 6) Применение информационных технологий.
В этой связи, были проанализированы методики оценки по каждому направлению оценки, а также результаты комплексной оценки государственных органов в Республике Казахстан (центральные государственные органы и все местные исполнительные органы). Вместе с тем, в рамках совершенствования Системы оценки в 2017 году была создана новая архитектура данной системы, которая предполагает три объединенные направления [1]: 1) Достижение стратегических целей и показателей бюджетных программ; 2) Взаимодействие между государственными органами и гражданами; 3) Организационное развитие. В рамках исследования для целей настоящей статьи были рассмотрены именно те направления и методики оценки, которые непосредственно связаны со взаимодействием государства с населением и где можно оценить сам социально-экономический эффект. Также были проанализированы статистические данные по оказанию государственных услуг населению за период 2017-2022 гг., так как именно с 2017 года эти данные были публично опубликованы в открытом доступе (Справочно: за 2023 года оценка деятельности еще не проводилась).
Кроме того, в ходе исследования были изучены документы, принятые государственными органами (указы, постановления, приказы, регламенты), стратегические планы, отраслевые и государственные программы, аналитические справочные материалы, методология оценки, служебная информация, а также отчетные данные.
Результаты. Исследования показали, что система оценки положительно влияет на социально-экономическое развитие страны. В рамках оценки проводится анализ достоверности и полноты достижения государственными органами стратегических социально-экономических показателей в соответствии со стратегическими планами, программами развития территорий и управления бюджетными средствами каждого государственного органа, качества оказанных государственных услуг, и взаимодействия государственных органов с населением. При этом оценка стимулирует государственные органы из года в год решать системные проблемы в курируемых вопросах.
К примеру, в 2011 году в рамках проведенной первой в истории Казахстана оценки Главой государства было поручено разработать проект Закона «О государственных услугах». В результате 15 апреля 2013 года был принят Закон Республики Казахстан «О государственных услугах» [4], согласно которому по всем государственным услугам были утверждены регламенты и стандарты услуг, что в конечном итоге повлияло на существенное улучшение
April 20, 2024
201
O'zbekiston Milliy universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi
National^niversity^f^zbekistan^^^Transiorm2iio£
скорости и качества оказания услуг населению и бизнесу. В рамках направления «Применение информационных технологий» ежегодно проводится автоматизация функций и услуг государственных органов. В результате более 92% всех государственных услуг населению были автоматизированы и количество услуг и сервисов превысило 1200 ед. Так, согласно рейтингу ООН Казахстан занял 28-е место по развитию электронного правительства (UN Global E-Government Development Index) среди 193 государств. В частности, по индексу качества онлайн-услуг страна заняла 8-е место [5].
Если до внедрения Системы оценки, в 2010 году, количество госуслуг с нарушениями сроков составляло 494,6 тыс. ед., то после принятия Закона «О государственных услугах» и проведения системной работы в данном направлении, данный показатель снизился в 92 раза и составил по итогам 2022 года 5,4 тыс. ед. [6]. То есть, население и бизнес стали своевременно получать обратную связь от государственных органов. В 2022 году было оказано более 265,9 млн. государственных услуг в электронном формате, это 94,1% от всех оказанных услуг в стране. При этом электронные услуги позволяют населению экономить время и денежные средства, связанные с получением данных услуг. Так, за счет получения онлайн услуг (265,9 млн.) на портале электронного правительства граждане ежегодно экономят более 80,5 млн. долларов США (37,2 млрд. тенге) транспортных расходов (из расчета 70 тенге или 15,1 центов в одну сторону) и 398,8 млн. часов в году (из расчета 1,5 часа на каждую услугу) - более 20 часов на каждого гражданина страны.
По итогам 2022 г. в рамках направления «Взаимодействие между государственными органами и гражданами» в 20 раз сократилось количество жалоб на государственные органы по сравнению с 2010 годом (с 20,2 млн. до 958,4 тыс.) [6]. Анализ стейкхолдеров показал, что в ходе оценки в определенной степени учитываются интересы всех стейкхолдеров. При этом на Систему оценки уполномоченные на проведение оценки государственные органы имеют преобладающее влияние и значение Вместе с тем, по направлению оценки «Достижение стратегических целей и показателей бюджетных программ» за последние 5 лет на уровне центральных государственных органов наблюдается рост достижения целей на 11,3 процентных пункта (77,6% в 2022 г. против 66,3% в 2017 г.). На местном уровне напротив наблюдается снижение исполнительской дисциплины на 2,2 процентных пункта (48,3% в 2022 г. против 50,5% в 2017 г.), хотя в 2021 и 2020 годах данный показатель составлял 56,7 и 51,3, соответственно [7]. Эти данные свидетельствуют о постепенном улучшении социально-экономических
202
^_АЕП_20_2024_
International Scientific and Practical Conference
O'zbekiston MШiy universiteti 7атопапу dunyoning ij■imoiy manzarasi га]ат1уШ: иИта1ап ■ransformatsiyasi
даюпа^ПиииииУииииЬекиии^^^ииаПйОта
показателей через реализацию стратегических планов и программ развития территорий.
К примеру, своевременная и полная реализация государственными органами таких показателей как строительство медицинских учреждений, школ и дорог, ввод новых производств, создание рабочих мест, увеличение пособий и минимальной заработной платы, снижение уровня заболеваемости напрямую влияют на качество жизни населения. Таким образом, результаты исследования подтверждают взаимосвязь Системы оценки с социально-эконмическим развитием страны через достижение стратегических показателей в программных документах. При этом через улучшение качества государственных услуг и удовлетворение жалоб населения улучшается качество жизни населения.
Выводы. Проведенные исследования показали, что Система оценки вносит существенный вклад в социально-экономическое развитие страны и оказывает положительный эффект на качестве жизни населения страны. С одной стороны, оценка позволяет постоянно совершенствовать систему государственного планирования, с другой стимулировать государственные органы работать лучше и отвечать потребностям граждан. Вместе с тем, для дальнейшего совершенствования Системы оценки предлагаются следующие меры:
Первое. Внедрение «гибкой» методики оценки, которое позволит избежать формального подхода к оценке. Те критерии оценки, по которым «наведен порядок», поэтапно будут исключаться из методики, вместо них будут внедряться новые. Так, деятельность властей будет постоянно сфокусирована на устранении актуальных проблем населения.
Второе. Проводить социально-экономический анализ (исследования) реализованных политик и реформ в той или иной отрасли.
Третье. Проводить ежегодный опрос удовлетворенности населения и бизнеса работой государственных органов через мобильные приложения и портал электронного правительства.
Внедрение цифровых решений в оценку позволит получить более достоверные данные касательно качества работы центральных государственных органов и местных властей даже в самых отдаленных населенных пунктов страны. Таким образом, исследования показали, что Система оценки является эффективным механизмом совершенствования системы государственного управления и планирования, а также действенным инструментом социально-экономического развития страны.
203
^_Apnl_20,_202£_
International Scientific and Practical Conference
O'zbekiston Milliy universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi National University of Uzbekistan_Transformation of the Social Landscape and Social Structures of the Modern World
REFERENCES:
1. Капогузов Е., Сулейменова Г., 2017. Оценка эффективности деятельности государственных органов в контексте стратегического менеджмента и организационного развития в Республике Казахстан. Ars Administrandi (Искусство управления). Том 9, № 3, с. 452-475. DOI 10.17072/2218-9173-20173-452-475.
2. Sminia, H., Van Nistelrooij, A. (2006). Strategic Management and Organization Development: Planned Change in a Public Sector Organization. Journal of Change Management. Vol. 6, № 1, pp. 99-113.
3. Указ Президента Республики Казахстан от 19.03.2010 года № 954 (в редакции от 2011 года) https://adilet.zan.kz/rus/archive/docs/U100000954 /12.08.2011
4. Закон Республики Казахстан от 15 апреля 2013 года № 88-V. «О государственных услугах» https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1300000088
5. Официальный информационный ресурс Премьер-Министра Республики Казахстан https: //primeminister. kz/ru/news/reviews/24-mln- gosudarstvennykh-uslug-v-elektronnom-formate-poluchili-kazakhstantsy-v-pervom-kvartale-tg-23879
6. Данные Центра исследований, анализа и оценки эффективности Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан https://www.bagalau.kz/results/po-blokam
7. Данные Центра исследований, анализа и оценки эффективности Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан https://www.bagalau.kz/results/indicators
8. Хайринисо Хусанова Институциональные основы социальной защиты нуждающихся слоев населения // ОИИ. 2021. №2. URL:
https: //cyberleninka.ru/article/n/_institutsionalnye-osnovy-sotsialnoy-zaschity-
nuzhdayuschihsya-sloev-naseleniya
9. Заитов Э.Х. Институционал муассаса битирувчиларини жамиятга ижтимоийлашувининг устувор йуналишлари //Журнал социальных исследований. - 2020. - №. SI-1.
10. Kholbekov A.J. "Jamiyat ijtimoiy sohasi" tushunchasiga doir. // "Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi" mavzusidagi xalqaro ilmiy-amaliy konferentsiya materiallari tuplami (Toshkent sh., 25-may 2023.). -Toshkent : UzMU. - B/ 53-56.
204