O'zbekiston MiШy universiteti 7атопапу dunyoning Щто1у татагая1 га]ит1уШ; Ш1Ита1ап 1гат/огт^1ую1
РАЗРАБОТКА НАЦИОНАЛЬНЫХ СУБИНДИКАТОРОВ УСТОЙЧИВЫХ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАКТИК В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В РЕСПУБЛИКЕ
УЗБЕКИСТАН
Х. Ф. Акрамов
Доцент кафедры «Социально-гуманитарных наук» Доктор философии по социологическим наукам (PhD) Правоохранительная Академия Республики Узбекистан
АННОТАЦИЯ
В данной статье представлена информация о мерах, направленных на разработку национальных субиндикаторов правовых социологических исследований, направленных на ограничение практики коррупции в отношении лиц с ограниченными возможностями.
Ключевые слова: коррупционная практика, индекс потребительских цен, социокультурный капитал, индекс восприятия коррупции, национальные субиндикаторы.
DEVELOPMENT OF NATIONAL SUB-INDICATORS OF SUSTAINABLE
CORRUPTION PRACTICES IN RELATION TO PERSONS WITH DISABILITIES IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN
H. F. Akramov
Associate Professor of the Department of Social Sciences and Humanities Doctor of Philosophy in Sociological Sciences (PhD) Law Enforcement Academy The Republic of Uzbekistan
ABSTRACT
This article covers measures aimed at developing national subindicators of legal sociological research aimed at limiting the practice of corruption in individuals with disabilities.
Keywords: Corruption Practices, Consumer Price Index, social capital, Corruption Perception Index, national subindicators.
В Узбекистане прослеживается тенденция коррупционных практик в отношении лиц с ОВЗ. Примерами таких практик могут быть такие как инициативная группа «Небезразличных людей с инвалидностью». Данная
April 20, 2024
36
O'zbekiston МУИу universiteti 7атопапу dunyoning Щто1у татагая1 га]ит1уШ; Ш1Ита1ап 1гат/огт^1ую1
организация распространила в социальной сети заявление, в котором пытается «обратить внимание всех неравнодушных членов общества, государственных структур и международных организаций на то, что происходит среди негосудасрственных некоммерческих организаций инвалидов и тех, кто имеет непосредственное отношение к получению финансовых ресурсов от доноров». Как следует из текста, инициаторы его появления - члены Ассоциации инвалидов Узбекистана.
Данные подтверждаются такими источниками, как в качестве примера приводится выдвижение в руководители Ассоциации ННО инвалидов Узбекистана, неоднократно осужденного за экономические преступления. «В своей биографии и длительной работе в ННО он имеет приговор уголовного суда за хищение путем присвоения или растраты, дачу и получение взятки, должностной подлог, злоупотребление властью или должностными полномочиями, мошенничество, лжепредпринимательство, уклонение от уплаты налогов», — пишут авторы заявления [1]. В статье указывается, что люди с ограниченными возможностями подвергаются коррупции по двум основным каналам: злоупотреблениям со стороны тех, кто обеспечивает уход (поставщиков услуг), и со стороны государственных учреждений, которые злоупотребляют финансированием, предназначенным для оказания помощи. Авторы научных публикаций утверждают, что сотрудники центров по уходу за инвалидами, сталкиваясь с нехваткой ресурсов и плохими указаниями руководства, могут испытывать искушение пренебречь своими клиентами, воспользоваться неравенством сил и, в крайнем случае, даже прибегнуть к насилию или принуждению по отношению к инвалидам. Асимметрия власти в таких ситуациях означает, что людям с ограниченными возможностями может быть трудно сообщать о коррупции или других формах злоупотреблений со стороны должностных лиц. Люди с ограниченными возможностями также страдают, когда коррупционная практика в государственных учреждениях приводит к растрате или нецелевому использованию средств, которые были выделены на программы для инвалидов. Эти риски усиливаются в тех случаях, когда требования к подаче заявок и отчетности по грантовым программам, предназначенным для людей с ограниченными возможностями, являются чрезмерно сложными или непрозрачными, или когда существуют лазейки, допускающие сговор между государственными учреждениями и поставщиками услуг из частного сектора. По сообщениям, во время эпидемии Эболы в 2013 году люди с ограниченными возможностями были одними из первых, кто остался без внимания со стороны систем здравоохранения в Западной Африке. Средства, выделяемые на программы помощи инвалидам, были
April 20, 2024
37
O'zbekiston MШiy universiteti 7атопапу dunyoning ijtimoiy manzarasi га]ат1уШ; Ш1Ита1ап transformatsiyasi
^ational^niversity^f^zbekistan^^^TranS¿0■ma■ion¿■
перераспределены на профилактику пандемии, и, как сообщается, большая часть этих средств была украдена правительственными чиновниками и поставщиками услуг. [2], [14], [15]
Индекс потребительских цен оценивает и ранжирует страны/территории на основе того, насколько коррумпированным государственный сектор страны воспринимается экспертами и руководителями бизнеса. Это сводный индекс, представляющий собой комбинацию 13 опросов и оценок коррупции, собранных различными авторитетными учреждениями. Индекс потребительских цен является наиболее широко используемым показателем коррупции во всем мире. Индекс потребительских цен включает только те источники, которые дают оценку для набора стран/территорий и которые измеряют восприятие коррупции экспертами в государственном секторе. Есть четыре свойства, которые делают индекс потребительских цен ценным показателем управления:
1. Индекс потребительских цен имеет глобальный географический охват.
2. Индекс потребительских цен более надежен, чем каждый источник, взятый в отдельности, поскольку он компенсирует возможные ошибки между источниками, беря среднее значение по крайней мере из трех различных источников и потенциально из целых 13.
3. Индекс потребительских цен, с его шкалой от 0 до 100, может различать воспринимаемые уровни коррупция с большей степенью детализации, чем источники, которые, например, имеют шкалы 1-7 или 1-10, где каждой стране присваивается полный номер.
4. Поскольку базовые источники Индекс потребительских цен оценивают различные аспекты и проявления коррупции в государственном секторе, Индекс потребительских цен удается объединить различные аспекты коррупции в один показатель [3].
Коррупция, как правило, включает в себя незаконную деятельность, которая намеренно скрывается и выявляется только в результате скандалов, расследований или судебных преследований. Несмотря на то, что исследователи из академических кругов, гражданского общества и правительств добились успехов в плане объективного измерения коррупции в конкретных секторах, на сегодняшний день не существует показателя, который непосредственно и исчерпывающе измерял бы объективные национальные уровни коррупции. Источники и опросы, составляющие ИПЦ, задают своим респондентам вопросы, основанные на тщательно разработанных и откалиброванных анкеты. Индекс потребительских цен содержит информированные мнения соответствующих заинтересованных сторон,
April 20, 2024
38
O'zbekiston МПИу universiteti 7атопапу dunyoning ij■imoiy manzarasi га]ат1уШ: иИта1ап ■ransformatsiyasi
которые, как правило, хорошо коррелируют с объективными показателями, такими как опыт граждан во взяточничестве, зафиксированный Глобальным барометром коррупции [3].
Исторически первым базовым концептуальным подходом к коррупции стал нормативно-ценностный подход, в рамках которого проявления коррупции соотносились с законодательными, моральными и этическими нормами и такими ценностными категориями, как общественная польза и общее благо. В современных публикациях по проблематике коррупции этот подход называют «традиционным», «идеалистически-философским» или «морализаторским».[4.], [16]
Из выше изложившего мы можем добавить национальные субиндикаторы которые могут помочь понять суть региональных особенностей. Этими субиндикаторами могут дополнить систему международных индикаторов национальными субиндикаторами такими как социокультурный капитал который формирует факторы вызывающие коррупцию:
1) Уникальность организационной культуры: бюрократическая система в организационных структурах;
2) Дисфункции институциональной системы: несоблюдение морального долга; что существующие нормы и правила ограничивают или полностью лишают людей законных средств достижения этих ценностей;
3) Самобытность национальной культуры: культурные традиции, основанные на постоянных, устойчивых чертах национальной культуры; невербальные переговоры;
4) В экономике: высокий уровень неравенства социальных слоев; оцуцтвие равных возможностей в использовании имеющихся ресурсов в обществе;
5) В политике: ограничение политических свобод; отсутствие или нефункционирование институтов и механизмов контроля; низкий уровень справедливости и прозрачности в правоохранительных системах;
6) В социокультурной жизни: недоверие к членам общества; недоверие к государственным институтам со стороны членов общества;
7) В институциональных системах: неэффективность правоохранительной и судебной системы, антикоррупционных органов и механизмов наказания; заключается в изучении функционирования неправительственных институтов в системе общественного контроля.
К третьей группе отнесем преступления коррупционной направленности в отношении инвалидов. Преступлениям данной категории подвержено лицо при оформлении статуса «инвалид», повышении группы или степени
April 20, 2024
39
O'zbekiston Milliy universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi
NtjonalUniversity^fUzbekstan^^^T^
инвалидности. Пострадавшими от таких преступных деяний могут быть как сами лица с ограниченными возможностями здоровья, так и их законные представители, занимающиеся вопросами оформления статуса «инвалид». Таким образом, жертвами коррупционных преступлений становятся не только сами инвалиды, но и лица, осуществляющие их социальную и правовую защиту
[5].
Мы будем опираться в своем исследовании на методологию расчета индекса восприятия коррупции за 2023 год. Исходные данные ИПЦ отражают следующие аспекты коррупции, основанные на конкретной формулировке вопроса, использованной для сбора данных:
1. Взяточничество
2. Нецелевое использование государственных средств
3. Распространенность использования должностными лицами государственной должности в личных целях без каких-либо последствий
4. Способность правительств сдерживать коррупцию и внедрять эффективные механизмы неподкупности в государственном секторе
5. Волокита и чрезмерное бюрократическое время, которые могут увеличить возможности для коррупции
6. Меритократические назначения в сравнении с семейственными на государственной службе
7. Эффективное уголовное преследование коррумпированных должностных лиц
8. Адекватные законы о раскрытии финансовой информации и предотвращении конфликта интересов для государственных должностных лиц
9. Правовая защита информаторов, журналистов, следователей, когда они сообщают о случаях взяточничества и коррупции
10. Захват государства узкими кругами интересов
11. Доступ гражданского общества к информации о государственных
делах
Для расчета Индекса восприятия коррупции (ИПЦ) были использованы 13 источников [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11], [12], [13], [14], [15], [16], [17], [18].
REFERENCES:
1. https://www.facebook.com/DisabledUz/posts/
2. Jessie Bullock and Matthew Jenkins. Transparency International (2020) Stable URL: https://www.j stor.org/stable/resrep26767. P-14-15.
3. https: //www.transparency.org
40
April 20, 2024
O'zbekiston Milliy universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi National University of Uzbekistan_Transformation of the Social Landscape and Social Structures of the Modern World
4. Нисневич. Ю.А. Политика и коррупция как фактор мирового политического процесса: монография / Ю.А. Нисневич. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 16 с.
5. Чакиев М.А. Личность преступника, совершающего преступления в отношении инвалидов, и виктимологическая характеристика жертвы-инвалида // Юридические исследования. 2024. № 3. С. 80-97. DOI: 10.25136/24097136.2024.3.69803 EDN: CRIPER URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=69803
6. Оценка страновой политики и институциональной базы Африканского банка развития на 2021 год. African Development Bank Country Policy and Institutional Assessment 2021.
7. Показатели устойчивого управления Фонда Бертельсманна, 2022 год. Bertelsmann Stiftung Sustainable Governance Indicators 2022.
8. Индекс трансформации фонда Бертельсманна, 2024 год. Bertelsmann Stiftung Transformation Index 2024.
9. Служба страновых рисков Economist Intelligence Unit, 2023 год. Economist Intelligence Unit Country Risk Service 2023
10. Freedom House Nations in Transit, 2023. Freedom House Nations in Transit 2023
11. Рейтинг страновых рисков Global Insight за 2022 год. Global Insight Country Risk Ratings 2022.
12. Ежегодник международной конкурентоспособности IMD World Competitiveness Center Опрос общественного мнения руководителей, 2023. IMD World Competitiveness Center World Competitiveness Yearbook Executive Opinion Survey 2023
13. Консультант по политическим и экономическим рискам Asian Intelligence, 2023. Political and Economic Risk Consultancy Asian Intelligence 2023
14. Международное руководство по страновым рискам PRS Group, 2023. The PRS Group International Country Risk Guide 2023
15. Оценка политики и институтов Всемирного банка в стране, 2022. World Bank Country Policy and Institutional Assessment 2022
16. Опрос руководителей Всемирного экономического форума, 2023. World Economic Forum Executive Opinion Survey 2023
17. Экспертный опрос по индексу верховенства права Всемирного проекта правосудия, 2023. World Justice Project Rule of Law Index Expert Survey 2023
18. Разновидности демократии (V-Dem v. 13), 2023. Varieties of Democracy (V-Dem v. 13) 2023
41
April 20, 2024