O'zbekiston Milliy universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi
ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ТАДЖИКИСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА
У. Б. Ахмедова
ассистент кафедры Социологии, Таджикский национальный университет
Душанбе, Таджикистан
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается понятие, сущность, структуру и роль образования как ключевого фактора устойчивого развития общества и его роли и функций в профессиональной самоопределения молодёжи. Система образование, особенно высшая образования - институт передача знаний обществе, основа развития научных исследований и новые технологии играет важную роль. Образования выступает как основной фактор экономического социального прогресса и социальная мобильность. А также, автор проанализировал нынешнее состояние образования Таджикистана и показывает её достижения, проблемы, решения и перспективы.
Ключевые слова: образование, интеллектуал, учитель,прогресс,развития общества, национальное самосознание,социализация,социальная мобильность, глобализация, профессиональное самоопределение, болонный процесс и т.д.
EDUCATION IN CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF TAJIK
SOCIETY
U. B. Akhmedova
Assistant at the Department of Sociology, Tajik National University
Dushanbe, Tajikistan
ABSTRACT
The article discusses the concept of the essence, structure and role of education as a key factor for sustainable development of society and its role and functions in professional self- determination of youth. System of education, especially high education is an institute of transferring knowledge in society, it plays an important role for developing scientific research and new technology. Education-show as factor of main economic-social progress and social mobility. Also, the author has analyzed the current state of education in Tajikistan and show its achievements, problems, solutions and prospects.
82
April 20, 2024
O'zbekiston Milliy universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi
NationalUniversityofUzbekista^^^^^ranSiOBm2
Keywords: education, intellectual, teacher, the progress of development of society, national consciousness, socialization, social mobility, globalization, self-determination and professional.
Таджикистан - одно из бывших советских государств, где изменения в сфере образования, экономики и права продолжаются после распада СССР. История становления мировой цивилизации показывает, что образование является важнейшей ценностью и фактором развития общества. Образование -важнейший социальный институт в структуре общества, имеющий важные задачи в обществе. В этом направлении было проведено множество исследований. Это считается одним из способов повышения статуса и влияния государства на международной арене, обеспечения прогресса всех сфер общества, развития человеческих ресурсов, национальной безопасности и единства. Она является частью процесса социализации человека и помогает адаптировать человека к определенным общественным отношениям. Также образование играет большую роль в предотвращении борьбы молодых людей с экстремизмом, и терроризмом. От классических социологов Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс и современные исследователи считают, что развитие общества невозможно без развития системы образования. Ф.Шереги в работе «Социология образования» подчеркивает: «Система образования является базисным социальным институтом, определяющим уровень научно-технического, экономического и культурного прогресса общества». Чтобы стимулировать этот прогресс, данный институт должен не только соответствовать потребностям времени, но и обладать способностью к опережающему развитию» [ 1, с.1 ].
Российский исследователь Шубкин В. Н. пишет: «одна из важных функций системы образования - обеспечение оптимального разрешения постоянно возникающих противоречий между необходимостью наиболее эффективного использования интеллектуального потенциала общества и задачей преобразования социальной структуры, обеспечения социального равенства"[2,с.6].
Правительство Республики Таджикистан, несмотря на кризисную ситуацию в стране, с первых дней обретения Государственной Независимости уделяет первоочередное внимание сфере науки и образования, а также в целях устранения существующих проблем на всех уровнях образования, оно периодически проводит реформы. Как отмечает Основатель мира и национального единства - Лидер нации, Президент Республики Таджикистан уважаемый Эмомали Рахмон , «Развития науки и образования является залогом
April 20, 2024
83
O'zbekiston MiШy universiteti 7атопапу dunyoning Щто1у татагая1 га]ит1уШ; Ш1Ита1ап 1гат/огт^1ую1
прогресса всех сфер и важнейшим фактором обеспечения стабильного будущего государство и всего мира» [3, с.4]. К счастью, в период Независимости мы добились многих достижений усилиями и поддержкой Главы государства, благодаря реформам в сфере образования. За 30 лет государственной независимости построено и введено в эксплуатацию 3240 новых учебных заведений, рассчитанных на 1 миллион 400 тысяч учащихся. Также построении и сданы в эксплуатацию 173 образовательных учреждения новоготипа- лицей, гимназия, международная школа и образовательные учреждения, а также 196 частных дошкольных и общеобразовательных учреждений. Создано 39 новых учебных заведений на уровне начального и среднего профессионального образования и 28 учреждений на уровне высшего профессионального образования, их количество увеличено до 144 и 41 соответственно [4, с.3].
Президент Республики Таджикистан, Лидер нации уважаемый Эмомали Рахмон в своем послании Маджлиси Оли Республики Таджикистан подчеркнул, что «в целях повышения качества нашего образования необходимо, чтобы все уровни образования, в частности, на уровне профессионального образования, не в цифрах, а уделять серьезное внимание его качеству и готовить специалистов, отвечающих требованиям современности. Но сегодня мы ориентируемся на количество, а не на качество, что совершенно неправильно» [5 с.5]. Глава государства отметил, что в соответствии с требованиями современного состояния науки в стране, деятельность научных учреждений и высшего образования должна осуществляться в соответствии с требованиями современности. Как показывают анализы, в период независимости уровень и качество образования не развивается на должном уровне, хотя количество людей с высшим образованием и выпускников профессионально-технических училищ увеличивается, но по-прежнему ощущается нехватка специалисты в различных областях. В условиях глобализации система образования нашей страны, наряду с положительными результатами, столкнулась с рядом серьезных проблем. «Утечка мозгов» является одной из существенных проблем в этой сфере. Наши лучшие интеллектуалы уезжают из страны в поисках более высоких зарплат и служат в лучших условиях другим странам. Иностранные лицеи, зарубежные учреждения и организации, представители зарубежных вузов, зарубежные программы и гранты вывозят из нашей страны как с младших классов, после окончания средней школы, так и в студенческий период и после окончания высшего образования. Однако для эффективной работы отечественным учреждениям и предприятиям необходимы высококвалифицированные кадры.
April 20, 2024
84
O'zbekiston МУИу universiteti 7атопапу dunyoning Щто1у татагая1 га]ит1уШ; Ш1Ита1ап 1гат/огт^1ую1
Кроме того, отсутствие возможностей получения образования вынуждает талантливую молодежь рано начинать работу. Однако требования рыночной экономики, научно-технического прогресса и изменения образа жизни таковы, что молодые люди должны посвятить свою судьбу образованию.
Одним из новых явлений, вошедших в систему образования Таджикистана и повлекших за собой изменения в этой системе, является европейская система образования. Как исследователь Р.Назаров отметил: «Сегодня глобализация системы образования привела к необходимости присоединения сферы образования Республики Таджикистан к Соглашению «Баллон», которое еще называют «Баллонный процесс». Этот образовательный процесс, основанный на философии прагматизма, заменил советскую систему образования и привнес в образовательную систему Таджикистана новые ценности, направления, формы и методы обучения» [6 с.2].
Развитию системы образования страны в меняющихся условиях реализация системы таких мероприятий поможет:
- повышение качества образования на всех уровнях образования;
- широкий доступ граждан к качественному образованию;
- повышение уровня знаний и профессионализма преподавателей, их постоянное профессиональное развитие;
- создание дошкольных образовательных учреждений;
- увеличение инвестиций в сферу образования;
- повышение статуса и статуса учителей и улучшение социально-экономического положения учителей;
- мотивация молодых учителей;
- уделить внимание системе дистанционного образования;
- привлечение большего количества подростков и молодежи к участию в конкурсе «Наука- светоч знаний» (Илм фуруги маърифат), для развития технического мышления, расширение научного мировоззрение , естественных наук;
- реформа сфера образование.
Современное образование имеет системно - эволюционный характер и является одним из факторов устойчивого цивилизационного процесса. Ибо глобальные трансформации образования направлено на создание мегацивилизации с устойчивым развитием, главная цель которого состоит в выживании человечества и сохранения биосферы. Эти возможности могут быть реализованы на пути формирования транснационального образовательного пространства, где важно не только наличие знания, но и наличие
April 20, 2024
85
O'zbekiston Milliy universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi National University of Uzbekistan_Transformation of the Social Landscape and Social Structures of the Modern World
информационных технологий. На протяжение всей истории человечества знание имело преобразующую силу как главный источник трансформации общественных отношений [7, с.7].
Вопрос образования, обучения и воспитания является одним из актуальных вопросов в современном обществе Таджикистана, требует серьезного отношения и высокой ответственности как со стороны педагогов, так и со стороны общества.
REFERENCES:
1. Смирнова Е.З. Введение в социологию образования. - Санк-Петербург :Интерсоцис, 2006.-192 с.
2. Назаров Р.Мушкилиаои воридшавии макотиби олии Толикистон ба раванди Болон- Паёми Пажуаишгоаи фалсафа, сиёсатшинос!' ва аукуки АИЖГ.№°1,2008, - С.68-65.
3. Послание Лидер нации, Президент Таджикистан уважаемый Эмомали Рахмона Маджлиси Оли (21.12.2021)
4. Послание Лидер нации, Президент Таджикистан уважаемый Эмомали Рахмона Маджлиси Оли (28.12.2023)
5. Послание Лидер нации, Президент Таджикистан уважаемый Эмомали Рахмона Маджлиси Оли (26.12.2018)
6. Шубкин В.Н. О некоторых современных социологических проблемах молодёжи // Социальные аспекты начала трудовой деятельности молодёжи. -М., 1985.Ч.1. - С.17
7. Шермухамедова Н.А. Модернизация высшего образования // Материалы международной научно- практической конференции на тему «Актуальные проблемы общественных наук в современном мире». - Душанбе, 2021. - 507с.
86
April 20, 2024