Научная статья на тему 'ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ КЫРГЫЗСТАНА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ КЫРГЫЗСТАНА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межэтнические отношения / конфликты / этнос / идентичность / миграция / этническая структура. / interethnic relations / conflicts / ethnos / identity / migration / ethnic structure.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — А Р. Жусубалиев, С Т. Турдубаева

Статья посвящена причинам и последствиям межэтнических отношений и конфликтов во время СССР и в последующем на территории Кыргызской Республики. Рассматривается рост населения и оттоки миграции и их причины согласно переписи населения начиная 1926 года по 2021 года, тенденции этнодемографических процессов современного Кыргызстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNODEMOGRAPHIC PROCESSES OF KYRGYZSTAN: HISTORY AND CONTEMPORARY TRENDS

The article is devoted to the causes and consequences of interethnic relations and conflicts during the USSR and subsequently on the territory of the Kyrgyz Republic. Population growth and migration flows and their causes are considered according to the population census from 1926 to 2021, trends in the ethnodemographic processes of modern Kyrgyzstan.

Текст научной работы на тему «ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ КЫРГЫЗСТАНА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

O'zbekiston Milliy universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi

^ajonalUmversityofUzbekista^^^^^ra^

ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ КЫРГЫЗСТАНА: ИСТОРИЯ

И СОВРЕМЕННОСТЬ

А. Р. Жусубалиев

к.с.н., доцент

С. Т. Турдубаева

Преподаватель, Кыргызский национальный университет им. Жусуп Баласагына, Бишкек, Кыргызская Республика

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена причинам и последствиям межэтнических отношений и конфликтов во время СССР и в последующем на территории Кыргызской Республики. Рассматривается рост населения и оттоки миграции и их причины согласно переписи населения начиная 1926 года по 2021 года, тенденции этно-демографических процессов современного Кыргызстана.

Ключевые слова: межэтнические отношения, конфликты, этнос, идентичность, миграция, этническая структура.

ETHNODEMOGRAPHIC PROCESSES OF KYRGYZSTAN: HISTORY AND

CONTEMPORARY TRENDS

A.R Zhusubaliev

Candidate of Social Sciences, Assistant professor

S.T Turdubaeva lecturer

Kyrgyz National University named after Jusup Balasagyn Bishkek, Kyrgyz Republic

ABSTRACT

The article is devoted to the causes and consequences of interethnic relations and conflicts during the USSR and subsequently on the territory of the Kyrgyz Republic. Population growth and migration flows and their causes are considered according to the population census from 1926 to 2021, trends in the ethno-demographic processes of modern Kyrgyzstan.

Keywords: interethnic relations, conflicts, ethnos, identity, migration, ethnic structure.

219

O'zbekiston МУИу universiteti 7атопапу dunyoning Щто1у татагая1 га]ит1уШ; Ш1Ита1ап 1гат/огт^1ую1

^аюпа^ПиииииУииииЬекиии^^^ииаПйОта

Отношения многонациональности в государстве и касающиеся их правила являются одним из самых важных направлений государственного функционирования. Именно от этого вопроса состоит механизм взаимодействия нации, этнические группы и живущие народы в той же стране или в континентальной части (например, в Центральной Азии) и как их природа влияет на функционирование общество и воспроизводство порядка, в том числе и социальные (включая функционирование институтов часто в нестабильных условиях демократии). Этот тип проблемы касается и Центральной Азии, в частности Кыргызской Республики, структура населения которого очень этнически разнообразная. Согласно данным Переписи населения 25 марта 2022 года в Кыргызской Республике численность постоянного населения составила 6 936 156 человек, из них городское население - 2 408 183 человека или 34,7%. Определенно, самую большую группу составляли кыргызы (5 379 020 человека) более трех четвертей населения (77,55%) [1, 91]. Их количество по сравнению с 1999 г. увеличилась на 2 миллион 68 тысяч. Это показывает динамичные изменения этнического состава общества. Самая большая этническая группа, после кыргызов, проживающая на этой республики в 1989 году было русские (21%), а из в 1999 г. их количество уменьшилось вдвое. В 2022 году количество уменьшается в 5 раз и составляли всего 4,1%, общая их численность 282 777 человек (на 1989 г. было около 700 000). По данным Департамента миграции в 1990-2001 гг. отток населения из Кыргызстана насчитывалось 450 тысяч, а мобильность миграции русского населения была одним из самых высоких в республике. За это время количество украинцев тоже уменьшилось в 13 раза (!), т.е. в 1999 г. было 50 442, а в 2022 г. их количество составило всего лишь 3 875 человек [1, 91-93].

Согласно данным последней переписи населения, самым многочисленным из этнических меньшинств в Кыргызской Республике составляют - узбеки, около 14,2% от общей численности населения. Эти данные с цифрами за 1999 год (664950) показывают увеличение их числа на 321 931 человек, т.е. в 2022 г. - 986881 [1,93]. Многонациональность и сложный этнический характер нашей страны можно считать неотъемлемой особенностью общества. Народы, которые жили и живут на территории нынешнего Кыргызстана можно разделить на три группы в зависимости от из анализируемого периода и исторических обстоятельств появления на этой территории [2]. Их можно подразделить следующим образом:

1. народы, которые традиционно проживали на этой территории бывшего Туркестана (СССР): кыргызы, казахи, узбеки и таджики, а также уйгуры, дунгане и калмыки;

220

O'zbekiston MiШy universiteti 7атопапу dunyoning Щто1у татагая1 га]ит1уШ; Ш1Ита1ап 1гат/огт^1ую1

2. народы пришедшие на волне царской колонизации и переселения в начале периода советских времен, а также эвакуированных вовремя Второй мировой войны с оккупированных территорий немцами: русские, украинцы, белорусы, немцы, евреи, тюркские народы и финно-угры (татары, башкиры, чуваши);

3. народы, депортированные в Среднюю Азию до и во время Второй мировой войны с Дальнего Востока, Каспийского побережье и Кавказа: корейцы, немцы, даргинцы лезгины чеченцы, ингуши, балканские народы, карачаевцы, крымские татары, турки-месхетинцы, курды, азербайджанцы и другие группы этнические депортированные 1940 году.

Межэтническая ситуация в Кыргызской Республике в начале 90-х годов характеризуется «чрезвычайной многогранностью, динамизмом и противоречивостью». «Ухудшение межэтнических отношений происходило на фоне кризисных явлений во всех сферах жизнедеятельности, под влиянием социально-экономических, политических и даже психологических отношений [2]. После распада Советского Союза каждая новоиспеченная независимая Республика, старалась выделяться, обозначить свою этническую идентичность и реконструировать историческую политику. В этом списке и в Кыргызстане появились такие определения, как «граждане титульной» и «граждане нетитульной» национальностей, «этническое меньшинство», «диаспоры» и др. Новое значение приобрели такие понятия, как «национальное», «национальность».

С одной стороны, первые годы независимости сопровождались повышением осведомленности национальности не только в Кыргызстане, но и по всей ЦА. В условиях низкой политической культуры политическое противоборство сторон нередко выливалось в насильственные методы решения межнациональной напряженности. Что и произошло во многих регионах бывшего СССР: в межнациональных войнах Приднестровья и Закавказья. В Кыргызстане оно проявилось в трагических событиях Ошского межнационального конфликта 1990 года. Отношения между ведущими этносами (кыргызы, узбеки, русские) имели свою специфику в разные периоды независимости Кыргызской Республики. Это последовало в том числе от миграционных процессов изменения размеров отдельных групп, что показало увеличение доли кыргызской и узбекской национальностей в обществе [3].

Ферганская долина с древних времен по сей день была местом существование и развитие различных цивилизаций. При этом всегда была куча разных проблем, противоречия и конфликты между проживающие там этническими группами, также связано с демографическими процессами в этой области. В настоящее время по плотности население (425 человек на 1 км2)

221

O'zbekiston МПИу universiteti 7атопапу dunyoning ij■imoiy manzarasi га]ат1уШ: иИта1ап ■ransformatsiyasi

^аюпа^ПиииииУииииЬекиии^^^ииаПйОта

долина занимает одно из первых мест по плотности населения. В то же время эти области характеризуется не очень развитостью экономической инфраструктуры, ограниченные земельные и водные ресурсы, массовая безработица и рост религиозного экстремизма, все вместе они являются потенциальными источником межэтнических конфликтов.

Южная территория Кыргызстана имеет свои особенные характеристики которая вытекают из специфики культурного развития ферганской долины с течением времени веков. В 18-19 веках Ферганская долина была ядром Кокандского ханства, которая основывалась на более чем десять этнических групп говорящих на тюркском и персоязычном, похожие друг к другу с точки зрения языка, религии и культуры. С середины XIX века постепенно начались колонизации Российской империи территории Центральной Азии (включая те, что входят в состав Кокандского ханства). Будучи в этом противостояние кыргызов и Кокандское ханства повлиял на склонность кыргызов сотрудничать и укреплять отношения с Россией. Внутренние беспорядки и восстания и в основном экспансионистская политика России привело к свержению ханства и присоединение его к земель России. Трансформацией в Ферганской области в 1876 г., населенный кыргызские земли формируются часть Туркестанского генерал Мухафазы. Туркестан издавна колониальный форпост, изолированный от столицы в Петербурге, но появление железной дороги на повороте XIX и XX века способствовали интенсификации процессы миграции и прибытия в эти районы большого количества славянских поселенцев, которые сделали этническую структуру этих территорий все еще разнообразнее [4].

Следующий этап формирования межэтнических отношений в Ферганской долине связан с победой Октябрьской революции 1917 года и образованием СССР в 1922 году. Туркестан политическими решениями он должен был быть разделен на районы вдоль этнические черты. Однако следует отметить, что некоторые из жителей этого района вели кочевой образ жизни, сезонно меняющийся из зимовки летом в пастбище - джайлоо, сменив место своего проживания и зимой обратно. Этническая принадлежность была не для многих людей как первая категория, которая определяла их идентичность, тем самым устанавливая границы регионов по критерию этнической принадлежности было сложная задача, которую необходимо учитывать специфику этой местности и ее особенную этническую принадлежность в некоторых его частях. Власти, однако руководствуясь прежде с стремлением сохранить дивизии в этом районе, они решили к нисходящему введению пограничных линий. В 1924 году была создана Кара-Киргизская Автономная область, который в 1926 году был заменен Кыргызской Автономной Советской Социалистической республикой. Оба эти административные образования были в составе Российской Советской

222

O'zbekiston MШiy universiteti 7атопапу dunyoning ijtimoiy manzarasi га]ат1уШ; иИта1ап transformatsiyasi

Федеративной Социалистической республики. Согласно первому переписи 1926 года в Киргизской АССР проживало 989 9713 жителей (661 000 кыргызов, 116 000 русских, 109 000 узбеков, и 64 000 украинцев). Этнический состав Автономной Республики была более сложной и помимо упомянутых группы, также проживали: 7000 кашкарцев (уйгур), 6000 дунган, 5000 татар, 4000 немцев, 3600 турки, 2,7 тыс. таджиков, а также 1,8 тыс. тысяч казаков. В 1936 году была создана Киргизская Советская Социалистическая республика [5]. Советская республика, управляемая кыргызами отделение Коммунистической партии со столицей в г. Фрунзе, ныне Бишкек, 1920-е и 1930-е годы - это период, когда принимались политические решения, которые были фундаментально значимыми для формирования территориального размежевания СССР. Это значительно изменило также социальную и политическая ситуацию в Ферганской Долине. Так как была разделена уже между суверенными странами: Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном. Однако, в результате введенного деления, в каждой из этих областей остались разное национальное население, анклавы и эксклавы, лежащие на территории другой республики [6]. С 1917 года, с установлением Советской власти начали формироваться основы советской идеологии и практики, позже они были разработаны Иосифом Сталиным и дожили в таком виде в основном до конца советской эпохи. Советская модель состояла из нескольких элементов. Во-первых, большевистские идеи были основаны на нерелигиозной этнической принадлежности (национальности), которая имела цель в течении длительного времени заменить атеистическим сообществом, также с «неэтническими» характеристиками советского человека.

После И.Сталина построил основу общественного отношения за непрерывную революционную «социалистическую работу». Ленин смотрел на национальный вопрос абстрактно и теоретически, считая необходимым, чтобы все «ранее угнетенные народы» (т.е. все, кроме русских) имели равное право на федеративного государства. Сталин предпочитал при этом подчинение компонентов (союз республики), жестко централизованное государство, стремящееся создать советского организма. Его действия пример стратегии «разделяй и властвуй», которая применима особенно в приграничные республики и народы, населяющие их, полагались на авторитарное установление своих границ и перенос их центров (на основе изменения маршрута границы) из одной страны в другую, как эксклав или анклав, независимо от национальности характер этих областей и связи сообществ создали за эти годы. С точки зрения Кремля (СССР) такого рода политики подобные межэтнические конфликты на окраинах СССР сохраняло твердую роль советской идентичности и советского порядка как единственной гарантией

223

O'zbekiston МПИу universiteti 7ато^пу dunyoning ij■imoiy manzarasi га jamiyat иИта1ап ■ransformatsiyasi

National^niversity^f^zbekistan^^^TranS¿Orma■io

введения мир на всей территории, в результате должен был привести к исчезновению других, чем советские личности. До периода распада СССР в обществе можно выделить два типа межэтнических конфликт. Первые -противоречия, возникающие на основе противоречий между советским многонациональным сообществом, представленное через центр федеральной земли с доминирующей русской нацией, вторые - противоречия между народами бывших национальных окраин царской России, которые были формально независимыми и функционировали как Союзные Республики. Но как бы не подразделять и не рассматривать возникшие конфликты во время СССР, основой конфликта было желание территориального и государственного самоопределения народов, возникшие как союзные республики в советский период. Эти тенденции в изменении этнического состава населения сохраняются, что подтверждает данные последнего переписи населения в 2022 года.

Этнодемографические процессы в современном Кыргызстане характеризуются двумя тенденциями: (1) динамика положительного изменения численности этнической группы и (2) отрицательного изменения (уменьшение) численности этнической группы [7, С.27]. Первую группу этносов, которым характерна положительная тенденция в изменении численности, очень сложно группировать по определенным признакам. Среди них этносы, которые традиционно, веками жили на территории Кыргызской Республики и те, кто мигрировали в советское время, у некоторых имеются государственные образования на стороне и не имеются таких образований, по исповедуемой религией тоже сложно группировать. Как свидетельствуют данные переписей населения ко второй группе относится этносы, обеспечившие отрицательную динамику изменений количества, это следующих этнических групп: русские, украинцы, татары, казахи, немцы, корейцы, армяне, башкиры, белорусы, евреи и др. - т.е. это в основном этносы, которые характеризуются тем, что, имеют на стороне свои отечества и государственные образования. Их уменьшение в количественном отношении связано с интенсивными миграционными процессами, т.е. переездом на постоянное проживание в свои исторические родины, в земли своих предков.

Общеизвестно что СССР окончательно распался 1991 г., а путь независимой Кыргызской Республики через Кара-Кыргызскую автономную область, автономной и союзной республик, можно считать определенным прогрессом в становлении кыргызской государственности обретение независимости без политических осложнений. Со времен независимости Кыргызстан имеет прогрессивно-растущий тип населения, также остается многонациональной, поликультурной страной, что, несомненно, оценивается

224

O'zbekiston Milliy universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi National University of Uzbekistan_Transformation of the Social Landscape and Social Structures of the Modern World

как богатство страны. Взаимоотношения кыргызов с представителями двух этнических меньшинств Кыргызстана - русскими и узбеками, всегда остается актуальным. Процветание и стабильность страны во многом зависит от межэтнического согласия в республике и общегражданской идентичности всех, независимо их этнической и иной принадлежности, граждан Кыргызстана.

REFERENCES:

1. Перепись населения и жилищного фонда Кыргызской Республики 2022 года: Книга II (часть первая) в таблицах: Население Кыргызстана. -Б.: 2023., -381с.

2. Чотонов У.Ч., Абдрахманов Д.А. История Кыргызстана. (Учебно-метод. пособие для выпускников вузов). / Под ред. профессора Джаманкулова Ж.М. -Б.: ИИМОП КНУ им. Ж. Баласагына, 2009. - 176с.

3. Национальный состав населения // stat.kg URL: http://www.stat.kg/ru/ opendata/category/312/ (дата обращения: 04/03/24).

4. История Кыргызстана и кыргызов // akipress URL: https://kghistory.akipress.org/ (дата обращения: 05/03/2024).

5. Кактус медиа // Национальный вопрос. Как изменился этнический состав Кыргызстана за 90 лет / А.Шабалин //. — 2017. Режим доступа: https://kaktus.media/doc

/354490_nacionalnyy_vopros._kak_izmenilsia_etnicheskiy_sostav_kyrgyzstana_za_9 0_let.html Кыргызская Республика, 14, 35-43.

6. Элебаева А.Б. Современное состояние межнациональных отношений в Кыргызской Республике: проблемы и перспективы. Вестник Академии Управления при Президенте - 2011 №14, С. 35-43

7. Жусубалиев А.Р. Современные особенности социально-этнической структуры Кыргызстана // «Вестник КГУСТА». Бишкек, 2011. №1. 25-28 стр.

8. Kholbekov A.J. "Jamiyat ijtimoiy sohasi" tushunchasiga doir. // "Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi" mavzusidagi xalqaro ilmiy-amaliy konferentsiya materiallari tuplami (Toshkent sh., 25-may 2023.). -Toshkent : UzMU. - B/ 53-56.

9. Заитов Э.Х. Институционал муассаса битирувчиларини жамиятга ижтимоийлашувининг устувор йуналишлари //Журнал социальных исследований. - 2020. - №. SI-1.

225

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.