O'zbekiston Milliy universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi National University of Uzbekistan_Transformation of the Social Landscape and Social Structures of the Modern World
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
А. Д. Даулетова
Студентка 2 курса «Социальная работа», Казахский Национальный Женский педагогический университет, Алматы, Казахстан
Аннотация
В этой статье рассматривается образование в странах Центральной Азии, его текущее состояние, проблемы и вызовы, а также возможные пути улучшения данной области. Историческое наследие советского влияния характерно данному региону. В настоящее время страны Центральной Азии следуют стратегии интернационализации образовательных процессов.
Ключевые слова: Центральная Азия, образование, проблемы, реформы, интеграция.
FEATURES OF EDUCATION IN CENTRAL ASIA
Dauletova A.D.
2nd year student "Social work" Kazakh National Women's Pedagogical University, Almaty, Kazakhstan
ABSTRACT
This article examines education in Central Asia, its current state, challenges, and potential ways to improve it. The historical legacy of Soviet influence is characteristic of this region. Currently, the Central Asian countries are pursuing a strategy of internationalization of educational processes.
Keywords: Central Asia, Education, Problems, Reforms, Integration.
Образование в Центральной Азии имеет богатую и разнообразную историю, на которую влияют различные культурные, политические и экономические факторы. В постсоветскую эпоху регион, включающий в себя Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, претерпел значительные реформы в сфере образования. Одной из определяющих характеристик образования в Центральной Азии является историческое наследие советского влияния. В советское время образование в регионе было централизованным и стандартизированным, с сильным упором на идеологическую обработку и профессиональную подготовку. Однако после
April 20, 2024
165
O'zbekiston МУИу universiteti 7атопапу dunyoning Щто1у татагая1 га]ит1уШ; Ш1Ита1ап 1гат/огт^1ую1
распада Советского Союза в 1991 году страны Центральной Азии начали переходить к новым системам образования, которые отражали их национальную идентичности и приоритеты [1, с.327].
Страны Центральной Азии обладают большим и динамичным сектором высшего образования, претерпевшим значительные преобразования с момента обретения ими независимости. За последние десятилетия существенно увеличилось количество высших учебных заведений (вузов) и студентов. Сегодня в Казахстане, Кыргызской Республике, Таджикистане и Узбекистане функционируют более 430 университетов, предоставляющих образовательные услуги порядка 1,8 млн студентов.Национальные системы высшего образования стран Центральной Азии приведены в соответствие с требованиями рыночной экономики, поэтапно создавая условия для деятельности частных учебных заведений, коммерциализации научных исследований, а также трансфера технологий.
В настоящее время регион следует стратегии интернационализации образовательных процессов. Так, принятие Декларации о создании Центральноазиатского пространства высшего образования (Туркестанская декларация), подписанной в июне 2021 г. в городе Туркестан, Казахстан, ознаменовало собой важную веху в активизации сотрудничества между странами региона в области развития высшего образования и научных исследований. Международный опыт показывает, что региональная интеграция систем высшего образования является эффективным инструментом для решения названных проблем. Она также открывает возможности для долгосрочного роста во всех других отраслях экономики. Развитие сотрудничества, обмен знаниями и объединение ресурсов между вузами региона, могло бы улучшить качество высшего образования и научных исследований в Центральной Азии.
Более того, региональное сотрудничество играет решающую роль в развитии образования в Центральной Азии. Такие организации как Центральноазиатская образовательная платформа и Центральноазиатская региональная сеть по обеспечению качества высшего образования, сыграли важную роль вразвитии сотрудничества между университетами, политиками и заинтересованными сторонами в регионе. Эти партнерства были направлены на повышение образовательных стандартов, содействие академической мобильности и облегчение обмена знаниями через границы.
Сегодня образование в Центральной Азии характеризуется сочетанием традиционных и современных подходов. Хотя образовательные системы региона добились значительных успехов в расширении доступа к образованию
April 20, 2024
166
O'zbekiston Milliy universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi
^ationalUniversityofUzbekista^^^^^ranfimSiiSno
и повышении уровня грамотности, сохраняются проблемы с точки зрения качества, актуальности учебных программ и методов обучения. Во многих странах Центральной Азии по-прежнему распространены механическое запоминание и пассивное обучение, что препятствует развитию критического мышления и аналитических навыков учащихся.
Одной из ключевых проблем, стоящих перед образованием в этом регионе, является необходимость привести учебные программы в соответствие с требованиями мировой экономики. Поскольку мир становится более взаимосвязанным и технологичным, страны Центральной Азии должны обеспечить, чтобы их системы образования давали учащимся навыки и знания, необходимые для конкуренции на рынке труда 21-го века. Это включает в себя содействие творчеству, инновациям и предпринимательству, а также продвижение цифровой грамотности и образования STEM (наука, технология, инженерия и математика).
Более того, Центральная Азия сталкивается с неравенством в доступе к образованию, особенно в сельских и отдаленных районах. В то время как крупные города региона имеют хорошо развитую инфраструктуру и ресурсы, сельским районам часто не хватает базовых удобств, квалифицированных учителей и учебных материалов. Этот цифровой разрыв усугубляет социально-экономическое неравенство и ограничивает возможности для студентов в недостаточно развитых регионах. В ответ на эти вызовы страны Центральной Азии реализовали различные реформы для повышения качества и актуальности образования. Например, в Казахстане была проведена программа «Рухани жацгыру» (Модернизация казахской идентичности) [2], целью которой являлось сохранение и приумножениедуховных и культурных ценностей, повышение конкурентоспособности Казахстана в мире и популяризировать культ знания. Узбекистан также реализовал реформы образования, включая внедрение новых учебников, программ подготовки учителей и инициативы по продвижению инклюзивного образования для учащихся с ограниченными возможностями [3, c.33.], были открыты филиалы зарубежных вузов (например, BritishManagementUniversity).
Правительство Казахстана приняло постановление, которое утвердило Концепцию развития высшего образования и науки в Республике Казахстан на 2023-2029 годы. Основными целями концепции является повышение конкурентоспособности системы высшего образования, обеспечение экономики кадрами, соответствующими требованиями будущего, увеличение количества грантов на 50% до 2025 года, повышение стипендии в два раза до 2026 года, а также развитие инклюзивного образования. Ожидаемыми результатами
April 20, 2024
167
O'zbekiston Milliy universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi National University of Uzbekistan_Transformation of the Social Landscape and Social Structures of the Modern World
является: повышение качества высшего образования и науки, увеличение количества квалифицированных кадров и развитие экономики страны [4].
Указом президента Шавката Мирзиёева от 9 октября 2019 утверждена концепция развития системы высшего образования в Узбекистане. Цели концепции: Повышение конкурентоспособности системы высшего образования, увеличение охвата населения высшим образованием до 50%, развитие государственно-частного партнерства в сфере высшего образования, повышение качества образования и внедрение передовых международных стандартов и повышение инвестиций в высшее образование. Ожидаемые результаты: к 2030 году не менее 10 университетов Узбекистана должны войти в первую 1000 позиций рейтинга международно признанных организаций (QuacquarelH Symonds World University Rankings, Times Higher Education или Academic Ranking of World Universities), система высшего образования Узбекистана станет конкурентоспособное на международном рынке [5].
Несмотря на эти усилия, остаются серьезные проблемы в улучшении результатов образования в Центральной Азии. Ключевые области дальнейших действий включают усовершенствование программ подготовки учителей, расширение возможностей профессионального обучения и укрепление механизмов и управления в образовании. Кроме того, страны Центральной Азии должны увеличить инвестиции в образование, уделить приоритетное внимание исследованиям и разработкам, а также использовать технологии для улучшения результатов обучения и стимулирования инноваций.
В заключении отметим, что образование в Центральной Азии сталкивается как с проблемами, так и с возможностями в достижении образовательных целей. Решая такие вопросы, как реформы учебных программ, доступ к образованию и региональное сотрудничество, страны Центральной Азии могут построить более инклюзивную, гибкую и динамичную систему образования, которая готовит учащихся к успеху в глобализированном мире. Благодаря стратегическому планированию, сотрудничеству и устойчивым инвестициям образование в Центральной Азии может стать движущей силой социального прогресса, экономического роста и культурного обогащения в регионе и за его пределами.
REFERENCES:
1. Образовательные системы стран Центральной Азии: вызовы, риски и перспективы регионального сотрудничества. Н.А. Медушевский, А.Р. Шишкина. - Волгоград: Издательство Учитель. 2014. - 40 с.
168
April 20, 2024
O'zbekiston Milliy universiteti National University of Uzbekistan
y
Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi Transformation of the Social Landscape and Social Structures of the Modern World
2. Программа «Рухани жацгыру» - взгляд в будущее
ilim/press/article/details/42748?lang=ru
3. Мелиева Ш.М. Инклюзивное образование в Узбекистане // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития, 2013. - №2.
4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 248 Ы^:// zakon.uchet.kz/rus/docs/P2300000248
5. Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года https://uza.uz/ru/posts/ob-utverzhdemi-kontseptsii-razvitiya-sistemy-vysshego-obraz-09-10-2019
https://www.gov.kz/memleket
/entities/karaganda-
169
April 20, 2024