O'zbekiston Milliy universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi
^ajonalUmversityofUzbekista^^^^^ra^
ПРОБЛЕМЫ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Р. И. Исламбаев
Специалист отдела экспресс. исследований Республиканского центра изучения общественного мнения, «Ижтимоий фикр»
Аннотация
В статье рассмотрены исследования механизмов, нацеленных на снижение неформальной занятости в экономике в условиях модернизации и структурных экономических реформ.
Ключевые слова: занятость, неформальная занятость, неформальный сектор, система социального обеспечения, экономическое отношение, неформальная экономика, самостоятельная занятость, наемная неформальная занятость, неустойчивая занятость.
PROBLEMS OF INFORMAL EMPLOYMENT IN THE SYSTEM OF ECONOMIC RELATIONS OF MODERN SOCIETY
Islambayev R. I.
Specialist of the Express Research Department of RCSPO «Ijtimoiy Fikr»
Abstract
The article examines the research of mechanisms aimed at reducing informal employment in the economy in the context of modernization and structural economic reforms.
Key words: employment, informal employment, informal sector, social security system, economic attitude, informal economy, self-employment, wage informal employment, precarious employment.
Существенные изменения в экономической ситуации в новом Узбекистане выявили ряд новых явлений в структуре экономики и сфере занятости. Одним из ключевых атрибутов новой национальной экономики стал неформальный сектор с важнейшей характеристикой отечественного рынка труда - массовая неформальная занятость и получение гражданами неучтенных доходов. Следовательно, наряду со происходящие изменения сдвигами в отраслевой структуре национальной экономики приводит к существенному расширению неформального сектора, особенно в сфере услуг. В неформальном секторе
281
O'zbekiston MiШy universiteti 7атопапу dunyoning Щто1у татагая1 га]ит1уШ; Ш1Ита1ап 1гат/огт^1ую1
^аюпа^ПиииииУииииЬекиии^^^ииаПйОта
экономические процессы не афишируются, скрываются их участниками, не контролируется государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой и зачастую уклоняются от налогообложения.
Неформальная занятость в Узбекистане широко распространена и составляет около 60% (более 6 млн. человек); в то же время, значительная доля работников трудится на условиях неполной занятости. Рост неформальной экономики наблюдался еще до пандемии и её рост ускорился из-за экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19, который привел к увольнению еще 1,9 миллиона человек (более 14% от общего числа занятых), а также из-за возвращения тысяч узбекских трудовых мигрантов. В частном секторе 61% работающих женщин и 73% работающих мужчин не имеют доступа к системе социального обеспечения. На малых частных предприятиях 80% работающих женщин и 87% работающих мужчин не имеют доступа к системе социального обеспечения. С учетом воздействия ограничительных мер на трудящихся, введенных в связи с пандемией COVID-19, Правительство увеличило размер пособия по безработице до уровня минимальной заработной платы. Однако, минимальная заработная плата не соответствует прожиточному минимуму, а пособие охватывает очень небольшое количество безработных.
Несмотря на определенный достигнутый прогресс, все еще имеются проблемы в вопросах достойного труда и производительной занятости. По данным Министерства занятости и трудовых отношений в 2023 году число занятых в экономике достигло 15,03 миллиона человек, из которых только 6,3 миллиона
заняты в формальном секторе.
Рис.1. Статистика рынка труда Республики Узбекистан за январь-март 2023
года
282
O'zbekiston MiШy universiteti 7атопапу dunyoning Щто1у татагая1 га]ит1уШ; Ш1Ита1ап 1гат/огт^1ую1
Рост неформальной экономики может создать новые риски, которые возникли в результате широкого использования нерегулируемых законодательством условий работы удаленно и на цифровых трудовых платформах, в основном в секторах услуг и транспорта.
Термин «неформальная занятость» был впервые введен английским социологом Китом Хартом в 1973 году в его статье «Возможности неформальных доходов и занятость в городах Ганы». Подход Харта был поддержан многими исследователями и принят международными экономическими организациями (МОТ, Всемирный банк, ОЭСР). Они использовали эту концепцию не только в различных инициативах по сокращению масштабов бедности в развивающихся странах, но и в статистическом измерении показателя неформальной занятости, адаптируя ее к существующей статистической практике.
Международное статистическое определение занятости в неформальном секторе обусловливается как включающее все работы на предприятиях неформального сектора или всех лиц, которые в течение отчетного периода были заняты как минимум на одном предприятии не формального сектора, независимо от их статуса и было ли это их основной или вспомогательной работой.
Изучение опыта международного сообщества поможет Узбекистану в раз работке эффективных комплексных экономических мер по борьбе с неформальной занятостью и теневой экономикой. Важным фактором, влияющим на неформальную занятость населения, является уровень образования, чем выше уровень образования, тем, соответственно, ниже уровень неформальной занятости. Кроме того, почти вдвое больше неформальной занятости наблюдается среди населения сельской местности, чем городской. Более 90 % неформальной занятости приходится на сельское хозяйство, которое является сектором экономики с самой высокой долей. Хотя неформальная занятость часто ассоциируется с развивающимися странами, она распространена по всему миру.
Неформальную занятость можно разделить на три типа:
1. Самостоятельная занятость;
2. Наемная неформальная занятость;
3. Неустойчивая занятость.
Наиболее распространенными сферами неформальной занятости являются торговля, сельское хозяйство и услуги. Во многих странах деятельность неформального сектора/неформальная занятость являются вторичными.
Неформальная занятость ведет к серьезным нарушениям трудовых отношений, таким как несоблюдение трудового законодательства со стороны работодателей, отсутствие социальных гарантий и правовой защиты работников, чрезмерная эксплуатация, несоблюдение требований охраны труда и т. д. Высокий уровень неформальной занятости нарушает верховенство закона и управления,
283
O'zbekiston MШiy universiteti 7атопапу dunyoning ij■imoiy manzarasi га]ат1уШ: иИта1ап ■ransformatsiyasi
^аюпа^ПиииииУииииЬекиии^^^ииаПйОта
подавляющее большинство населения игнорирует законы, решения правительства и не платят налоги, снижает доверие граждан к государству, значительная часть населения не имеет официальной социальной защиты от экономических рисков. Поэтому государственная политика в отношении неформальной занятости обычно сбалансирована между превентивными мерами и санкциями.
Неформальная занятость населения в Узбекистане долгое время была вне поля зрения и не рассматривалась серьезно, и только после принятия «Стратегии развития Нового Узбекистана на период 2022-2026 годы» начались коренные реформы в сфере труда и занятости. В целях сокращения уровня неформальной занятости, создания новых рабочих мест и обеспечения занятости, повышения производительности труда и реальных доходов населения, улучшения деловой среды, развития малого бизнеса и частного предпринимательства разработаны «Дорожные карты» по совершенствованию нормативно-правовых документов на основе международного опыта.
Экономический рост играет важную роль в переходе неформальной занятости к формальному сектору, поскольку устойчивое экономическое развитие, предсказуемость рынка труда создают почву для роста долгосрочных трудовых договоров, а также значительному увеличению официальной занятости. Осуществляемые структурные экономические реформы в стране должны привести к сокращению доли неформальной занятости и росту официально нанятых работников, расширению и повышению производительности экономических единиц. Создание благоприятных условий работодателю и работнику, а также улучшение деловой среды для развития малого бизнеса и частного предпринимательства в формальном секторе экономики обеспечит успешное решение задачи снижения масштабов неформальной занятости.
Проблема неформальной занятости долгое время находилась вне должного внимания государства, были предприняты значительные усилия, направленные на снижение уровня неформальной занятости и совершенствование правовых механизмов государственного регулирования занятости и рынка труда. Неформальная занятость в экономике является актуальной проблемой и одним из сдерживающих факторов социально-экономического развития страны. Для ее сокращения Узбекистан должен всесторонне и глубоко изучить опыт стран, успешно преодолевших неформальную занятость. Прежде всего он должен получить глубокое понимание и полный анализ ситуации не формальной занятости населения, а также разработать комплексные меры по сокращению уровня неформальной занятости. Учитывая быстрый рост населения с последующим усилением давления на рынок труда, Узбекистану необходимо предпринять комплексные меры, направленные на стабилизацию рынка труда, создание новых рабочих мест и сокращение неформальной занятости в экономике:
284
O'zbekiston MШiy universiteti 7атопапу dunyoning ijtimoiy manzarasi га]ат1уШ; иИта1ап transformatsiyasi
- осуществление макроэкономической политики в интересах занятости, которая поддерживает совокупный спрос, инвестиции и структурные преобразования, создание новых предприятий, рабочих мест и ведения бизнеса;
- проведение торговой, промышленной, налоговой, отраслевой и инфраструктурной политики, способствующей занятости, повышению производительности труда и облегчаю щей процессы структурных преобразований;
- налоговое бремя должно быть уменьшено для конкурентоспособности стоимости товаров и услуг и достижения привлекательности Узбекистана для инвестиции, в частности налога на добавленную стоимость и акцизного налога, а также принятие законодательного акта, регулирующего минимальный размер оплаты труда на основе международного опыта и совершенствования пенсионной системы;
- повысить доверие к государственным органам, в особенности налоговым службам. Опыт развитых стран показывает, что повышение прозрачности и подотчетности государства и налоговых органов перед населением является ключевым фактором укрепления доверия населения и повышает собираемость налогов. Для достижения прозрачности и подотчетности многие развитые государства предоставляют своевременную и детальную информацию о расходах и доходах государственного бюджета, имеют эффективную систему, которая обеспечивает подотчетность государственных органов перед народом;
- повышение правовой культуры населения, проведение широкой информационно разъяснительной работы о преимуществах и переходах к формальной занятости и изменение восприятия неформальной занятости в общественном сознании.
Таким образом, в результате реализации государственной политики, направленной на сокращение уровня неформальной занятости, появится возможность соблюдения трудового законодательства, достижения сбалансированности рынка труда, обеспечения достойной занятости трудоспособного населения, повышения квалификации, социальной защиты и уровня жизни и благополучия населения.
Литературы:
1. Стратегия развития Нового Узбекистана на период 2022-2026 гг. Источник: cabar.asia
2. Проект «Переход от неформальной к формальной занятости» Узбекистан ... Гоча Александрия, главный специалист по деятельности трудящихся, Ясмина Папа, специалист по социальной защите. Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии ([email protected])
285
O'zbekiston Milliy universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi
3. Открытые данные. Статистика рынка труда Республики Узбекистан за январь-март 2023 года. https://mehnat.uz/ru
4. Keith Hart. Informal Income Opportunities and Urban Employment in Ghana. The Journal of Modern African Studies. Vol. 11. No. 1 (Mar., 1973). P. 61-89.
5. Особенности развития неформальной занятости в Узбекистане. Умурзаков Бахрдир Хдмидович д.э.н., проф., Заместители министра занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан, e-mail:[email protected] Тагаев Бехзод Эргашевич к.э.н., начальник отдела Республиканского научного центра занятости, охраны труда при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан., e-mail: [email protected]. DOI:10.26726/1812-7096-2019-10-179-188
6. Бобков В.Н. Неустойчивая занятость в формаль'ной экономике России -основная причина неформальной занятости// Уровень жизни населения регионов России. - 2017. - № 1 (203). - С. 7-16.
7. https://www.ilo.org/moscow/projects/WCMS_826843/lang--u/index.htm
286