O'zbekiston Milliy universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi
NationalUniversityofUzbekista^^^^^ranSiOBm2
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ВУЗОВ И ПРЕДПРИЯТИЙ
В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
М. Ж. Ганиева
Магистрант направлении «Социология», Национальный университет
Узбекистана
АННОТАЦИЯ:
В статье рассмотрен вопрос сотрудничества высших учебных заведений с предприятиями в Узбекистане. Исследователем отслежена слабая коммуникация в данной области, которая впоследствии выражается в проблеме трудоустройства выпускников. Даны выводы и рекомендации по осуществлению механизмов взаимодействия и перспективы их влияния на образовательную сферу.
Ключевые слова: сотрудничество вузов, перспективные кадры, учебные заведения, трудоустройства выпускников, качество образования
ABOUT INTERACTION OF COOPERATION OF UNIVERSITIES AND ENTERPRISES IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Ganieva M. J.
Master's student in Sociology National University of Uzbekistan
ANNOTATION
The article discusses the issue of cooperation between higher educational institutions and enterprises in Uzbekistan. The researcher has tracked poor communication in this area, which subsequently manifests itself in the problem of employing graduates. Conclusions and recommendations on the implementation of interaction mechanisms and prospects for their influence on the educational sphere are given.
Keywords: cooperation between universities, promising personnel, educational institutions, employment of graduates, quality of education
На сегодняшний день в цивилизованном мире происходят фундаментальные изменения в области образования. Это изменение особенно заметно в системе высшего образования Республики Узбекистан. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 29 апреля 2019 года подписал Постановление
April 20, 2024
147
O'zbekiston МУИу universiteti 7атопапу dunyoning Щто1у татагая1 га]ит1уШ; Ш1Ита1ап 1гат/огт^1ую1
«Об утверждении Концепции развития системы государственного образования Республики Узбекистан на период до 2030 года». В рамках этой Концепции в настоящее время проводится множество реформ, направленных на повышение качества образования и его практической значимости [1]. В прошлом студенты высших учебных заведений Узбекистана изучали широкий круг предметов с целью расширения своих горизонтов, но это повлияло на их основную сферу деятельности; было трудно погрузиться в предмет исследования, в будущую профессию. Эта проблема была также отмечена в Докладе Всемирного банка по анализу сектора образования от 27 декабря 2018 года. Учитывая, что рынок труда Узбекистана развивается по мере трансформации экономики, возрастает потребность в более разнообразном наборе навыков. Однако, как доступ к высшему образованию, так и его качество остаются ключевыми проблемами в Узбекистане. Ограниченный доступ к высшему образованию с течением времени создал дефицит выпускников высших учебных заведений, что в настоящее время создает проблемы для удовлетворения потребностей рынка труда. Кроме того, области обучения в значительной степени остаются неизменными с течением времени, не приспосабливаясь к изменениям в экономической структуре страны и на рынке труда [2]. Сегодня Правительство и Министерство высшего и среднего специального образования принимают меры по сокращению спектра дисциплин, не имеющих принципиального значения для студентов, внедрению новых дисциплин, созданию условий для самостоятельных исследований. Тем не менее, возможности для сотрудничества высших учебных заведений с бизнесом, промышленностью и организациями упускаются из виду. Для улучшения такого сотрудничества необходимо изучить опыт зарубежных вузов.
Исследования о различных формах взаимодействия между высшими учебными заведениями и организациями разных стран проводятся с конца XX века. Теоретические основы и методологические концепции этих исследований отличались друг от друга, но в результате было получено много данных о различных формах взаимодействия между образовательной и производственной сферами.
В Узбекистане вопрос сотрудничества высших учебных заведений с предприятиями был рассмотрен Касымовой Д. В своей статье она пишет о существующих проблемах на рынке труда. В современном мире работодатель предъявляет более жесткие требования к работникам, вследствие чего высшее образование воспринимается, как императивная необходимость, но недостаточное условие для получения рабочего места. Несмотря на масштабные позитивные изменения в системе образования, существует слабая
April 20, 2024
148
O'zbekiston MiШy universiteti 7атопапу dunyoning Щто1у татагая1 га]ит1уШ; Ш1Ита1ап 1гат/огт^1ую1
взаимосвязь в партнерских отношениях между образовательными учреждениями и предприятиями рынка труда. Данная слабая взаимосвязь впоследствии выражается в проблеме трудоустройства выпускников. И одной из причин данной проблемы является несоответствие знаний, полученных в образовательных учреждениях и знаний, требуемых работодателями. К примеру, согласно социологическому опросу, проведенному среди предпринимателей, выяснилось, что полностью устраивает уровень подготовки выпускников отечественных высших и средних специальных учреждений по экономическим специальностям — только 18,2 % респондентов, по техническим специальностям - 18,6 %, в области юридического образования -17 %, информационных технологий - 28,9 % [3].
Инновации в области коммуникации являются мощным ресурсом для развития образовательных и культурных учреждений в современном обществе. Формирование интегрированной системы коммуникаций позволяет повысить эффективность взаимодействия государственных учреждений в рамках совместной реализации значимых социально-культурных и финансово обоснованных проектов. Развитие единого информационно-коммуникационного пространства способствует эффективной реализации как целевых программ развития конкретных образовательных учреждений, так и национальных инициатив в области модернизации образования.
И то и другое не может быть реализовано без тесного сотрудничества с внутренней (корпоративной) и внешней аудиторией - профессиональным и бизнес-сообществом, государственными и местными органами власти и т.д. Интеграция университета в социальную, культурную и экономическую жизнь города, региона и страны является основной целью его коммуникационной политики. Высокая практическая направленность образования и его связь с реалиями экономической ситуации должна стать уникальной характеристикой современного университета. Высшее образование должно отвечать потребностям страны, общества и личности. Сотрудничество университета с предприятиями различного масштаба обеспечивает основу для формирования общественного спроса на человеческие ресурсы, от которого университету следует отталкиваться при формировании учебной программы, комплекса учебных дисциплин и практик для подготовки студентов. В процессе обучения в университете студент должен развивать навыки и профессиональную компетентность, которые будут востребованы в современном обществе [4].
Учитывая потребности внешней среды, в частности, потребности государственных предприятий и независимого предпринимательства, вуз может выбрать правильный путь в процессе обучения студентов, чтобы получить
April 20, 2024
149
O'zbekiston МПИу universiteti 7атопапу dunyoning ij■imoiy manzarasi га]ат1уШ: иИта1ап ■ransformatsiyasi
выпускника с перечнем профессиональных навыков, востребованных на современном рынке труда [5].
Механизмы коммуникации вузов и бизнес-структур во многом схожи с механизмами рыночной экономики: высшие учебные заведения реагируют на запрос предлагая специалистов, научно-исследовательскую и организационную работу, а также на соответствующий спрос со стороны национальной экономики и бизнес-структур. Взаимодействуя на институциональном уровне, вузы и бизнес-структуры вносят свой вклад в оптимизацию действий друг друга в различных сферах (экономической, производственной, социально-культурной, образовательной и т.д.), достигая тем самым эффекта возникновения.
Однако в Узбекистане такие механизмы не функционируют надлежащим образом. Государственные университеты и институты в большинстве случаев дают студентам общие знания, просто расширяя кругозор на основе традиционных наборов дисциплин, которые были актуальны несколько десятилетий назад. Как указывает ряд отечественных авторов[6], на пути карьерного роста молодые выпускники сталкиваются с рядом препятствий, осознавая, что они не обладают достаточными практическими навыками, либо их образовательный уровень далек от требований, предъявляемых к трудоустройству. Особенно это касается выпускников гуманитарных специальностей. После окончания университета многие выпускники вынуждены потратить еще один год на дополнительные оплачиваемые курсы, которые более специфичны для той работы, которую они намерены выполнять и которая пользуется спросом.
Мы считаем, что если в ближайшее время не будут приняты необходимые меры, то государственные университеты и институты потеряют как ряд абитуриентов, так и престиж в связи с тем, что их потенциальные студенты могут предпочесть вариант обучения за рубежом или получение степени в частном или зарубежном филиале высшего учебного заведения в Узбекистане. Уже сегодня при приеме на работу на предприятие или в любую бизнес-компанию выпускник иностранного ВУЗа с большей вероятностью будет принят, чем тот, кто специализировался по той же специальности, но в местном ВУЗе. Это также связано с тем, что работодатели считают, что иностранное образование в большей степени соответствует требованиям их компании. Поэтому в нашей стране должен быть создан определенный механизм коммуникации и сотрудничества между университетами и реальным сектором экономики для повышения качества отечественной системы высшего образования.
April 20, 2024
150
O'zbekiston Milliy universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi
NationalUniversityo^^
Для того чтобы внедрить механизмы коммуникации и перспективы их влияния на образовательную сферу и национальную экономику, необходимо изучить зарубежный опыт организации системы взаимодействия вузов и бизнес-структур. Важным стимулом для активизации усилий вузов по налаживанию сотрудничества с компаниями является инициирование государственных программ, в которых наличие партнеров в реальном секторе экономики является необходимым условием для выделения университету государственных средств на научно-исследовательскую деятельность.
REFERENCES:
1. Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 08.10.2019 г. N УП-5847). https://lex.uz/docs/4545887
2. Всемирный банк. Анализ сектора образования Узбекистана, 2018. - С.11.
3. Касымова Д.М. Улучшение взаимодействия образовательных учреждений и предприятий с целью трудоустройства выпускников //Молодой ученый, выпуск №121, том 17., 2016. - С.407.
4. Geiger Roger L. Knowledge and Money: Research Universities and the Paradox of the Marketplace. Published May 4th 2004 by
5. структур в условиях информационного общества. -М.,2015. -С.35-50.
6. Sabirova U. Foreign experience of university-enterprise cooperation: the development of a communicative environment //Thematics Stanford University Press.
7. Башкатова Ю., Бебрис А., Воронов А., Гапонова С., Ильин А., Кузнецов В., Морева Е. Конкурентоспособность предпринимательских Journal of Social Sciences. - 2021. - Т. 7. - №. 5; Аликариева А.Н. Социальные факторы повышения качества подготовки кадров высшей квалификации//Социология фанлари" (www.tadqiqot.uz\soci) электрон журнали. 4 жилд, 1 сон. - Тошкент, 2021. - Б. 35-47. №1 (2021) DOI http://dx.doi.org/10.26739/2181-9556-2021-1.
151
April 20, 2024