Научная статья на тему 'Роль школьных традиций в нравственном воспитании учащихся (на примере МАОУ СОШ № 25 г. Перми)'

Роль школьных традиций в нравственном воспитании учащихся (на примере МАОУ СОШ № 25 г. Перми) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ / ПАТРИОТИЗМ / УВАЖЕНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / КОЛЛЕКТИВИЗМ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПОРЯДОЧНОСТЬ / МОРАЛЬ / ДУШЕВНОЕ БОГАТСТВО / НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ / TRADITIONS / PATRIOTISM / RESPECT / MORALITY / COLLECTIVISM / TOLERANCE / DECENCY / SPIRITUAL WEALTH / MORAL IDEAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белокурова Алла Альбертовна

Описаны традиции школы, обеспечивающие результативность нравственного воспитания, такие как традиции календарные даты (линейка 1 сентября, новогодний литературный бал, смотр строя и песни к Дню защитников Отечества), события дни (Посвящение в первоклассники, Посвящение в пятиклассники, День самоуправления, День толерантности), акции («Милосердие»), деятельность школьного музея Уральского добровольческого танкового корпуса и клуба «Патриот».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Describes the tradition of the school, ensuring the effectiveness of moral education, such as tradition the calendar date (Line 1 September, the literary new year's ball, songs and review system to the “defenders of the Fatherland Day”), event days (“a dedication to the school”, “Dedication to fifth graders”, “self-Day”, “Day of tolerance”), shares (“Mercy”), the activities of the school Museum of the Ural volunteer tank corps and of the club “Patriot”.

Текст научной работы на тему «Роль школьных традиций в нравственном воспитании учащихся (на примере МАОУ СОШ № 25 г. Перми)»

УДК 371.4

Белокурова Алла Альбертовна

почетный работник общего образования РФ, заместитель директора по воспитательной работе

МАОУ «СОШ№ 25», 614000, Пермь, Голева, 8 e-mail: shkola25@obrazovanie.perm.ru

РОЛЬ ШКОЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ МАОУ СОШ № 25 Г. ПЕРМИ)

Alla A. Belokurova

Honorary Worker of the General Education of the Russian Federation, Deputy Director for Educational Work

"School № 25", 8, Goleva, 614000, Perm, Russia e-mail: shkola25@obrazovanie.perm.ru

MORAL EDUCATION BASED ON THE TRADITIONS OF THE "SCHOOL № 25"

Аннотация. Описаны традиции школы, обеспечивающие результативность нравственного воспитания, такие как традиции - календарные даты (линейка 1 сентября, новогодний литературный бал, смотр строя и песни к Дню защитников Отечества), события - дни (Посвящение в первоклассники, Посвящение в пятиклассники, День самоуправления, День толерантности), акции («Милосердие»), деятельность школьного музея Уральского добровольческого танкового корпуса и клуба «Патриот».

Ключевые слова: традиции, патриотизм, уважение, нравственность, коллективизм, толерантность, порядочность, мораль, душевное богатство, нравственный идеал.

Abstract. Describes the tradition of the school, ensuring the effectiveness of moral education, such as tradition the calendar date (Line 1 September, the literary new year's ball, songs and review system to the "defenders of the Fatherland Day"), event days ("a dedication to the school", "Dedication to fifth graders", "self-Day", "Day of tolerance"), shares ("Mercy"), the activities of the school Museum of the Ural volunteer tank corps and of the club "Patriot".

Key words: traditions, patriotism, respect, morality, collectivism, tolerance, decency, morality, spiritual wealth, moral ideal.

© Белокурова А.А., 2017

Говорят, кто не думает о будущем, тот его не имеет1. Наше будущее - это наши дети, которых мы сейчас обучаем и воспитываем. Острой проблемой сегодня стало нравственное воспитание. В век информационных технологий ребенок не только получает информацию о мире, других странах, народах, их культуре, но и становится виртуальным участником событий, происходящих в той или иной стране. К сожалению, эта информация не всегда представляет человеку лучшие образцы мировой культуры. Сегодня справедливо ругают компьютерные игры, в которых провоцируется агрессия, безответственность, бесчеловечность подростков. Современные школьники более свободны, раскованны и независимы. Главным для них становятся материальные блага. Они упорно идут к своей цели, иногда сметая и уничтожая на своем пути самое дорогое - дружбу и любовь.

Семья, которая должна играть главную роль в духовном воспитании подростков, не всегда с этим справляется. К сожалению, таких семей с каждым годом становится все больше и больше. На примере нашей школы отметим, что ежегодно на учет в группу семей, находящихся в социально опасном положении (СОП), включаются до 5-7 семей. Родители не уделяют детям должного внимания: пьют, занимаются рукоприкладством, бродяжничают. Ни о каком нравственном воспитании не может идти речи в такой семье.

Сегодня главным центром нравственного воспитания детей стала школа.

В МАОУ «СОШ № 25» в воспитании большую роль играют школьные традиции. С сентября по июнь жизнь ребят заполнена интересными и значимыми мероприятиями. Ребенок с первых дней «включается» в события, которые постепенно формируют его внутренний мир, наполняют его содержанием.

Только прошли праздничные линейки 1 сентября, а ребята среднего звена уже готовят Посвящение в первоклассники и Посвящение в пятиклассники. Коллективное творческое дело сближает ребят, делает процесс воспитания более значимым. Забота о младших детях, желание доставить им радость, проявить себя в той или иной ситуации, стать примером подражания - это ли не пример нравственного воспитания!

Старшеклассники же заняты подготовкой Дня самоуправления. Это очень ответственное дело. Необходимо составить расписание, найти номера художественной самодеятельности, чтобы поздравить учителей, подготовить уроки по всем предметам, организовать работу всей школы.

День учителя становится в нашей школе не только праздником для педагогов, но и для всех детей. Учителя получают в этот день только положительные эмоции, а ребята, которые ведут уроки, на себе ощущают всю сложность работы учителя. И уже совсем по-другому начинают относиться к урокам и к педагогам.

1 Караковский В.А. Какой бы жизнь ни была вокруг... [Электронный ресурс] // Учительская газета. -2012. - 14 февр. - URL: http://www.ug.ru/archive/44494

Важной составляющей этого праздника стало поздравление ветеранов педагогического труда. Учителя выходят на классные часы, ребята посещают их на дому. Между ними уже давно сложились теплые дружеские отношения. И каждый праздник ветераны уже ждут встречи с ребятами, чтобы побеседовать с ними, испытать ощущение, что они нужны, о них помнят и их любят. А ребята в свою очередь понимают, как необходимы внимание и забота пожилым людям, бабушкам и дедушкам.

К Новому году вся школа готовится к балу. Перечитываются романы русских писателей, изучаются манеры и традиции русского дворянства, дети повторяют и изучают историю России. Очень сложно заставить детей выучить вальс и мазурку, полонез и польку. Интерес появляется только в ходе репетиций. С каким упоением слушают ребята романсы русских композиторов, игру на музыкальных инструментах, читают стихи. Никто в этот момент не отвлекается на посторонние дела. Здесь нет места безнравственным поступкам!

Центром духовно-нравственного воспитания стал для ребят школьный музей Уральского добровольческого танкового корпуса. В течение года все дети посещают музей. Здесь проводятся уроки мужества, встречи с ветеранами, классные часы. В музее очень много подлинных экспонатов, которые рассказывают о героизме и мужестве русского солдата. Ученики 25-й школы очень хорошо знают историю танкового корпуса.

На базе музея работает клуб «Патриот», который занимается поисковой работой, проводит экскурсии. Ребята являются членами «поста № 1» г. Перми. Именно они выступили инициаторами проведения в школе военно-спортивной игры «Зарница». Во время игры ребята преодолевали полосу препятствий, искали и обезвреживали «мины», оказывали помощь «раненным». Финалом игры стала «солдатская каша». Эта игра для многих стала главным событием учебного года. Здесь воочию можно было увидеть единение и школьное братство.

Другим ярким событием для школы является ежегодный смотр строя и песни. Вся школа готовится к параду к Дню защитников Отечества. Маршируют с первого по одиннадцатый класс. Старшие учат младших. Выпускники школы занимаются со старшеклассниками. В день смотра чувствуется душевный подъем и праздничное настроение. Особенно приятно видеть на параде ветеранов Великой Отечественной войны и труда, горячих точек. С каким восхищением смотрят на них школьники и гордятся тем, что именно они принимают парад! Этот воспитательный момент бесценен.

В нашей школе учатся дети разных национальностей. Доброй традицией стало проведение Дня толерантности. Ребята проводят мастер-классы, рассказывают о своей малой родине, организуют выставки. Все завершается большим гала-концертом и танцами народов мира, которые танцуют все дети. В этот день нет таджиков, узбеков, армян - есть только большая дружная семья. Наверное, поэтому в нашей школе существуют доброжелательные отношения среди всех учащихся.

В мае традиционно проходит акция «Милосердие». Ребята делают открытки для ветеранов, принимают участие в уборке братских могил, помогают ветеранам в уборке квартир. Каждый понимает значимость этих дел. 9 мая участники клуба «Патриот», дети с родителями принимают участие в шествии «Бессмертный полк».

Можно много рассказывать детям о нравственности, хороших делах и поступках, но все это не даст того результата, который они получают в результате деятельности, участия в конкретных мероприятиях и делах.

Особенностью нашей работы является то, что мы ориентируемся на всех детей и каждого в отдельности. Все общешкольные мероприятия подразумевают участие всех детей. У каждого здесь есть своя особенная роль. Если ребенок в течение года принимает участие во всех мероприятиях, у него постепенно формируется собственное мироощущение, собственное отношение к происходящему. Формируется база, которая включает в себя не только знания, но и нравственно-духовные качества.

Примером результативности воспитательной работы может служить следующий факт. Недавно мы ходили с ребятами на фильм «Время первых». В конце фильма дети встали и захлопали в ладоши. И кто-то из школьников сказал: «Это второй нормальный фильм после "Легенды № 17"». Вероятно, это и есть самое главное, чему мы их научили в школе.

Какими вырастут наши дети, зависит только от нас. Тот мир, в котором живут наши дети, создали мы - взрослые. Если мы хотим, чтобы этот мир стал светлым и чистым, постараемся не забывать о прошлом, чтить традиции и личным примером показывать детям, что в жизни есть нравственные и духовные ценности.

Как отмечал замечательный человек, педагог В.А. Караковский, «какой бы жизнь ни была вокруг, давайте в нашем общем доме жить по законам порядочных людей»1.

1 Караковский В.А. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.