Научная статья на тему 'Школьный комсомол второй половины XX В. В авангарде молодёжной среды'

Школьный комсомол второй половины XX В. В авангарде молодёжной среды Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1436
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воины-интернационалисты / комсомол / ленинские традиции / производственное обучение / спартакиада / фестиваль / школа / soldiers-internationalists / komsomol / leninite traditions / industrial training / sports contest / festival / school

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Антимонов М. Ю.

Статья посвящена повседневным будням школьного комсомола. Большое внимание уделяется трудовым делам, спортивной деятельности и досугу старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes everyday life of Komsomol in schools. The great attention is paid to labour and sports activities, and to spare time of senior pupils.

Текст научной работы на тему «Школьный комсомол второй половины XX В. В авангарде молодёжной среды»

Практические исследования в сфере гуманитарных и педагогических наук

V_y

УДК 93(94)

ШКОЛЬНЫЙ КОМСОМОЛ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX В. В АВАНГАРДЕ МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЫ

МЮ. Антимонов, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии Тамбовского государственного технического университета

Статья посвящена повседневным будням школьного комсомола. Большое внимание уделяется трудовым делам, спортивной деятельности и досугу старшеклассников.

Ключевые слова: воины-интернационалисты, комсомол, ленинские традиции, производственное обучение, спартакиада, фестиваль, школа.

Послевоенные годы обозначили новые задачи перед Советским Союзом. Теперь надо было сменить оружие войны на орудие труда. И комсомол был призван помогать Коммунистической партии в восстановлении народного хозяйства. Нужны были квалифицированные специалисты. Именно на молодое, подрастающее поколение - комсомольцев была возложена эта задача.

Уже на XII съезде ВЛКСМ особое внимание было уделено воспитанию у учащихся любви и уважения к труду. Съезд рекомендовал комсомольским организациям школ активнее привлекать комсомольцев, пионеров и школьников к общественно полезной работе, широко пропагандировать среди учащихся рабочие профессии, воспитывать стремление работать в промышленности и сельском хозяйстве, крепить дружеские связи с производственными коллективами.

Выполняя решения съезда, комсомольцы-производственники и студенты пришли в школы руководителями различных кружков, спортивных секций, вожатыми. Так, во многих школах области были организованы кружки по изучению сельскохозяйственных машин. 20 учащихся 2-й Васильевской семилетней школы Пичаев-ского района в 1955/56 учебном году изучили трактор и получили права на вождение автомобиля. По окончании школы 8 школьников остались работать в МТС трактористами и штурвальными, 4 чел. вы-

брали работу в колхозе.

Но в целом выпускники средней школы с неохотой шли на производство. Поэтому соединение обучения с производственным трудом стало первоочередной задачей комсомола.

Появились школы с производственным обучением. В городских школах велась подготовка по специальностям ткачей, пря-

дильщиков, электриков, слесарей, токарей и др., всего по 28 профессиям. В сельских школах - животновода-механизатора, поле-вода-механизатора. Всего по 13 профессиям. В таких школах создавались ученические производственные бригады. Так, в 473 бригадах состояло более 33 000 школьников [1. Л. 64].

Трудовая деятельность учащихся не прекращалась и летом. По инициативе педагогических коллективов и комсомольских организаций школ организовывались летние комсомольско- молодёжные лагеря труда и отдыха. В этих комсомольских лагерях уделялось большое внимание воспитательной и спортивной работе. Жизнь лагеря регламентировалась строгим порядком. Ребята работали 4 часа, всё послеобеденное время проводили на спортивной площадке, устраивали конкурсы на лучшего чтеца, плясуна, ходили на экскурсии, в походы.

Появление учебно-опытных хозяйств позволило привлечь школьников к работе в промышленности и сельском хозяйстве. Учащиеся проделали огромную работу по вывозке зерна государству, выращиванию и уборке кукурузы и картофеля в колхозах и совхозах области. Принимая участие в областных и всесоюзных конкурсах юных садоводов, школьники проводили озеленение школ, колхозов, сёл, посадку новых садов.

Старшеклассники трудились и на пришкольных участках, ухаживая за молодыми плодовыми деревьями, высаживая и пропалывая овощи. Здесь же, на своих участках, школьники проводили ряд опытов. Получалось, что комсомольцы работали сразу на двух участках - пришкольном и производственном.

Трудились школьники и на животноводческих фермах. Многие пионерские и комсомольские организации шефствовали над колхозным молодняком. Комсомольские и пионерские организации Чакинской средней школы выступили инициатором по

выращиванию цыплят для колхозов области. Они взяли 3 000 цыплят для колхоза «Красный путиловец». По их почину в районе выращивалось учащимися 10 000 цыплят [2. Л. 12]. А некоторые школьники брали обязательства по надою молока. Для стимулирования высоких показателей всё это проводилось в виде социалистического соревнования. Те, кто шёл первым по надою, награждались переходящим Красным знаменем обкома КПСС и облисполкома и переходящим Красным вымпелом. Во многих районах области комсомольцы должны были 2-3 раза в неделю посещать птицеферму и работать на ней 3 часа в день.

И хотя трудовому обучению уделялось в области значительное внимание и все понимали пользу трудовых навыков, приобретённых в производственных бригадах, трудовых лагерях, на уроках труда, многие школы не имели мастерских, а там, где они были, зачастую не хватало оборудования. Поэтому политехническое образование часто зависело от энтузиазма самих педагогов, руководства школы и комсомола.

Семилетний план развития народного хозяйства страны, утверждённый на XXI съезде партии, определил новые задачи. Чтобы успешно справиться с поставленными задачами, труженики села всей области взяли на себя обязательства выполнить задания семилетнего плана по производству мяса и молока в три года и сделать 1959 г. переломным в деле производства мяса. Комсомольцы школ решили поддержать инициативу взрослых. Школьники взяли на себя конкретные обязательства: уже в первом году семилетки помочь своим колхозам и совхозам увеличить производство мяса в 2,5-3 раза.

Для производства мяса привлекались школьные ученические производственные бригады. Школы должны были поставлять 10-12 тонн мяса на школу за счёт купленных у населения телят. Так, в Абакумов-

ской средней школе Токарёвского района содержались кролики, 12 свиней, 20 тёлочек в возрасте до одного года. В честь XXI съезда КПСС школа взяла на себя обязательство расширить кролиководческую ферму до 300 голов, довести поголовье свиней до 15-20, создать ферму молодняка крупного рогатого скота в 70 голов, вырастить 7 000 штук птицы [3. Л. 75]. Учащиеся этой школы решили своими силами построить ферму для молодняка крупного рогатого скота на 100-120 голов и расширить свиноферму.

Благодаря деятельности комсомола ученики получали одновременно с политехническим образованием ещё и общественную профессию. Выпускнику средней школы вместе с аттестатом зрелости выдавали удостоверение общественного инструктора по разным видам деятельности -отрядного вожатого, лектора, руководителя кружка или спортивной секции.

Уделяя внимание трудовому воспитанию школьника, комсомол по-прежнему отвечал за всеобуч и успеваемость. Поэтому комсомольские организации многих школ Гавриловского, Знаменского, Тока-рёвского, Уваровского районов активно помогали директорам и учителям в решении проблем с успеваемостью и всеобучем. Комсомольские организации Бондарского, Никифоровского, Моршанского районов проводили рейды, подворные обходы, создавали контрольные посты по всеобучу. Однако данная работа не давала действенных результатов. Тамбовская область являлась одной из отстающих по успеваемости в РСФСР. Ежегодно в школах региона около 40 000 школьников оставались на второй год [4. Л. 31].

В 1962 г. в области было 1 765 школ, в которых обучалось 256 230 учащихся. В средних школах насчитывалось 212 комсомольских организаций [1. Л. 57]. К сожалению, среди них числилось немало органи-

заций, в которых не были избраны комитеты комсомола, не созданы комсомольские группы, не составлялся план работы. Во многих комсомольских организациях отсутствовала инициатива и самодеятельность. На собраниях выступали классные руководители и секретари бюро, которым учителя заранее готовили шпаргалки для выступлений в форме отчётов.

Для улучшения комсомольской работы в школы направлялись в качестве шефов старшие комсомольцы - рабочие заводов, фабрик, курсанты военных училищ. Воспитательная работа, укрепление материальной базы школы, выполнение всеобуча, ликвидация отсева учащихся, организация производственного обучения - вот те задачи, которые были поставлены перед шефами. Сначала комсомольцы школ вместе с шефствующими организациями устраивали совместные вечера, экскурсии, походы, обсуждали книги и статьи, затем стали проводить и совместные собрания комсомольцев, родителей, рабочих цехов, на которых учащиеся отчитывались в своих делах. В отрядах, созданных на предприятиях, школьники знакомились с рабочими профессиями. Комсомольской организацией Тамбовского краснознаменного военного училища им. маршала Советского Союза Г.М. Шапошникова для школы № 12 областного центра были собраны деньги на приобретение одежды детям, оборудован радиоузел. Школе № 3 помогли в оборудовании физического кабинета учебными наглядными пособиями. А в школе № 19 курсанты организовали стрелковый кружок, которому был предоставлен тир училища.

Комсомольцы колхоза им. В.И. Ленина Сосновского района, шефствовавшие над Сосновской средней школой, помогали в создании лагеря труда и отдыха для старшеклассников. Комсомольская организация колхоза «Россия» Никифоровского района поддерживала тесные связи с Юрловской

средней школой. Здесь вошло в традицию проводить совместные вечера, воскресники, экскурсии, походы. Завод им. В.И. Ленина Мичуринска являлся шефом школы № 1. С помощью комсомольцев завода были созданы музей трудовой и боевой славы и музей В.И. Ленина [5. Л. 29].

В свою очередь школьный комсомол не отказывал в помощи своим шефам. Старшеклассники принимали участие в строительстве заводов, кинотеатров и других объектов. Школьники помогали взрослым в общегородских воскресниках, участвуя в озеленении и уборке города.

Большое значение комсомол придавал физическому воспитанию молодёжи. Надежным союзником ВЛКСМ было Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). Перед каждым комсомольцем ставилась задача овладеть несколькими военными специальностями. В городских садах, клубах и других местах отдыха проводились вечера допризывной молодёжи, комсомольцев и членов ДОСААФ, организовывались лекции, демонстрации кинокартин на военные темы, выставки, показ работы служебных собак и т. п.

Но в проведении спортивных мероприятий у комсомола встречались большие трудности. В школах отсутствовало специальное спортивное оборудование и инвентарь: лыжи, коньки, снаряды для гимнастики. Так, в средней школе № 5 г. Котовска вместо гимнастического коня учащиеся на уроках физкультуры прыгали через кухонную табуретку [4. Л. 38]. Спортивных залов не было даже во многих новых школьных зданиях. Выходили из этого положения, своими руками создавая условия для соревнований. Например, силами школьников было построено и оборудовано 470 простейших спортплощадок [62. Л. 37].

В 1969-1970 гг. комсомол провёл Всесоюзный смотр спортивной и оборонно-

массовой работы и экзамен по физической и военно-технической подготовке молодёжи. В области стали чаще проводиться соревнования по лёгкой атлетике, лыжам, стрельбе из мелкокалиберной винтовки, волейболу, баскетболу, футболу. Уделяя внимание физической подготовке школьников, комсомол создавал военные учебные пункты, на базе которых проводились военноспортивные мероприятия. По-прежнему комсомольцы сдавали нормативы «Будь готов к труду и обороне», «Готов к труду и обороне» первой и второй ступеней.

Надо отметить, что намерения были, конечно, самыми благими: проявлялась забота о физическом здоровье молодёжи, о достойной подготовке допризывника. Но на деле, как видим, недостаточно выделялось средств для выполнения поставленных задач.

Одним из главных направлений в работе комсомола было патриотическое воспитание. Школьники поддерживали связь с воинами Советской Армии, организовывали встречи с ветеранами, принимали участие во Всесоюзном походе молодёжи по местам боевой и революционной славы советского народа. Комсомольские организации школ активно участвовали в поисковой деятельности. Изучая историю своих учебных заведений, они разыскивали первых комсомольцев своей школы, записывали воспоминания о Великой Отечественной войне, о трудовом героизме. Комсомольцы брали шефство над ветеранами войны, помогали семьям погибших воинов, помечали звёздами дома воевавших солдат и офицеров, поздравляли с праздниками, дарили цветы, отчитывались перед фронтовиками о своих учебных делах, приглашали на торжественные вечера в школу.

К 40-летию победы в Великой Отечественной войне была проведена акция «Равнение на знамёна победы!». В школах прошла встреча со знаменем 2 гвардейской

краснознамённой Корсуньско-Берлинской орденов Суворова, Кутузова, Б. Хмельницкого отдельной танковой бригады.

Широкое распространение получило движение красных следопытов. Их девиз гласил: «Никто не забыт, ничто не забыто». Юноши и девушки узнавали имена участников Великой Отечественной войны, устанавливали мемориальные доски и обелиски на местах их гибели, создавали историю комсомольских организаций сёл, колхозов, совхозов предприятий. Стали постоянными встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, во многих школах наладили переписку с юношескими организациями других стран, поддержали связь со строителями Красноярской ГЭС, старейшими большевиками села Шушенское, открыли музеи боевой и революционной славы. Так, учащиеся школы № 35 г. Тамбова создали музей, собрав материалы по военной истории Тамбовщины со времён Суворова до современности, в школе № 2 собрали материалы о воинах, повторивших подвиг Александра Матросова.

Получили развитие новые формы партийного руководства. В городах области образовались советы старейших коммунистов. В состав советов, как правило, входили участники Гражданской и Великой Отечественной войн. Они устраивали встречи трёх поколений, где молодые комсомольцы знакомились с историей нашей страны по воспоминаниям самих участников исторических событий.

Встречи с ветеранами и их воспоминания были очень важны и своевременны: всё дальше и дальше уходило в прошлое военное лихолетье, а участников военной поры оставалось всё меньше и меньше. А такие формы работы, как поисковая, игровая, вызывали интерес у школьников.

Хорошими помощниками школьного комсомола были внешкольные организации: юннатская и техническая областные

станции в Тамбове, экскурсионно-туристическая областная станция в Мичуринске, дома пионеров в Тамбове, Мичуринске, Моршанске, Рассказово, Кирсанове и станция юных натуралистов в Мичуринске. Они проводили много интересных массовых мероприятий: смотры художественной самодеятельности пионеров и школьников, городские праздники песни, цветов, пионерские парады, спортивные праздники [7. Л. 18]. Значительно выросло количество учащихся, охваченных кружковой работой. Распространение получили новые формы работы: клубы старшеклассников, КВН, диспуты, лекторские группы школьников.

Комсомол в жизни школьника обретал всё более значимые контуры. Он ориентировался на воспитание у учащихся чувства гражданского долга и высокой ответственности перед обществом. Воспитание на традициях было одним из эффективных средств решения главной задачи: формирования человека - бойца, гражданина, патриота и труженика.

Вся деятельность комсомола в области народного образования осуществлялась в духе следования «ленинским традициям и заповедям». Широко отмечались все даты, связанные с именем Ленина. Конечно, в связи с этим в общественное сознание активно внедрялся культ В.И. Ленина. Однако не будем забывать и про положительное значение данной воспитательной работы. Фактически вся она была направлена на совершенствование личности каждого учащегося. Ленин был во многом выдуманным идеалом, но именно этот образ вдохновлял на стремление к лучшему в самых разных областях. Жить по-ленински - означало жить честно, любить труд, быть нравственным примером. Повсеместно создавались музеи имени В.И. Ленина, ленинские комнаты и уголки. В 1965 г. их насчитывалось более 500. Они являлись центрами воспитательной работы. В них проводился приём в

комсомол. Учащиеся вели переписку с научными сотрудниками Центрального музея им. В.И. Ленина, музеями и школами городов, где он жил. Даже путешествия по области были тематическими - «По дорогам ленинской мечты». В школах активно проводились ленинские чтения с применением грамзаписей и диафильмов.

В 1968 г. состоялся областной смотр «С Лениным в сердце - путь к коммунизму». Симптоматичны направления смотра-конкурса: 1) Комсомольцы - верные помощники партии в борьбе за дело коммунизма; 2) Мы всегда готовы, Родина, защищать тебя в бою!; 3) Мы за единство и мир; 4) Тебе, Родина, наши знания и труд!; 5) Долой равнодушие! Не может быть плохо там, где есть мы!; 6) Тебе, комсомол, доверено быть вожаком пионерии. Участники смотра подумали и о физическом воспитании молодёжи. «Каждый комсомолец -спортсмен» - таков был их призыв.

В канун 100-летия со дня рождения Ленина ВЛКСМ провёл «Всесоюзный ленинский зачёт», ставший затем традиционным. Во время подготовки к «зачету» школьники принимали активное участие в сборе металлолома, макулатуры, в уборке урожая, проводили воскресники по благоустройству и озеленению сёл и городов, шефствовали над животноводческими фермами, работали в лагерях труда и отдыха.

Трудовые месячники, проходившие под девизом «Пионеры и комсомольцы -партии, Родине, Ленину», решали те же задачи, что и ленинские зачеты. Это - сбор металлолома, макулатуры, закладка парков и аллей, ремонт школ и школьного имущества, дежурство в школе.

В 1970-1980-е гг. широкое распространение получили клубы старшеклассников «Прометей», «Глобус», теоретические конференции, обозрения «за круглым столом», политинформации, диспуты, лекции, вечера вопросов и ответов. Комсомол под-

держивал и деятельность клубов выходного дня, различных кружков, оркестров. Большое распространение получили подростковые клубы по месту жительства. Они располагались в жилых помещениях на первом этаже, чаще всего занимая 3-комнатную квартиру. Материальную базу обеспечивали шефы-производственники, а организаторами внешкольной работы с детьми были воспитатели из ближайшей школы. Подростковый клуб работал в вечернее время (с 16.00 до 20.00 часов). Активисты-комсомольцы помогали воспитателям проводить массовые мероприятия, вести кружки по интересам, организовывать спортивные соревнования между клубами. Подростки с удовольствием занимались в кружках выжиганием по дереву, чеканкой, играли в шахматы, и другие настольные игры, читали журналы и газеты. Зимой сами ребята заливали небольшие площадки, где играли в хоккей, летом проводили товарищеские встречи по футболу. Эти клубы посещали трудные, без родительского контроля дети. Чтобы уберечь их от влияния улицы, комсомольцы старались заинтересовать какой-либо деятельностью в клубе. Польза от деятельности подростковых клубов была огромная. Дети были заняты делом, и не находились под присмотром воспитателя. Все кружки работали бесплатно, хорошая материальная база клуба позволяла занять детей, отвлечь их от улицы и дурных компаний. Так, к школе № 34 г. Тамбова относились 3 подростковых клуба: «Костёр», «Белая ладья» и «Гаврош». Они стали центром внеклассной и внешкольной работы с подростками в микрорайоне школы. На летних площадках, принадлежавших клубам, перед жителями ближайших домов выступали школьники с концертами художественной самодеятельности. Комсомольцы прини-

мали активное участие в организации всех мероприятий клубов.

Верным помощником школьного комсомола стали уличкомы. По инициативе ГК ВЛКСМ и уличкомов проводились уличные комсомольские собрания, комсомольцы улицы объединялись во внеустав-ную комсомольскую организацию, которой руководил избранный штаб. Работа шла по трём направлениям: 1) учебная; 2) спортивная; 3) культмассовая.

Комсомольцы учебного сектора проводили рейды по микрорайону, выясняли, сколько подростков учится, в каких средних школах. Внеуставной комсомольской организацией устанавливался тесный контакт с педагогическими коллективами школ, в которых занимались подростки улицы, собирались сведения об успеваемости учащихся. Для улучшения успеваемости к отстающим школьникам прикреплялись отличники учёбы, которые им помогали. Также с отстающими учениками проводились индивидуальные беседы, их успеваемость обсуждалась на уличных комсомольско-молодёжных собраниях, на которые приглашались родители учеников. Такие собрания проводились регулярно по окончании четверти и учебного года.

Значительная работа проводилась спортивным сектором. Были организованы лыжная, конькобежная и городошная секции. Зимой подростки ходили в лыжные походы, летом - в походы по окрестностям, участвовали в строительстве спортивных площадок. Комплектовались волейбольные и футбольные команды, которые принимали участие в соревнованиях дворовых и уличных команд. Оборудование и необходимый спортивный инвентарь приобретались за счёт денег, полученных от сбора металлолома.

Комсомольцы проводили воскресники по озеленению улиц, по наведению санитарного порядка на улицах. А в г. Мор-шанске на одной из улиц учащиеся соорудили небольшую сцену, на которой высту-

пали с концертами художественной самодеятельности.

Комсомольский штаб улицы устанавливал тесную связь с предприятиями города. Школьникам, решившим работать на производстве, оказывалась помощь в трудоустройстве. Один раз в три месяца ребята ходили на экскурсию на завод.

Каждый месяц для жителей улиц читались лекции на темы: «Вред курения и алкоголя», «О борьбе с преступностью среди несовершеннолетних», «Об уголовной ответственности несовершеннолетних», «О моральном облике советского молодого человека», «О девичьей красоте и гордости». Лекции сопровождалась концертами художественной самодеятельности. Часто лекции превращались в собрания-диспуты. Комсомольцы улицы распространяли мо-лодёжно-комсомоль- ские газеты и журналы. Комсомольский штаб руководил и пионерами улицы, вёл переписку с ребятами, которые были призваны в ряды Советской Армии. Вся жизнь улицы освещалась в уличной газете. Даже создавались уличные библиотеки [14. Л. 14-16].

Деятельность уличкомов была направлена на занятость тех ребят, которые не были охвачены кружковой, культурномассовой работой в школе.

Среди подростков, комсомол проводил работу по противопожарной безопасности и изучению правил дорожного движения. В связи с этим создавались школьные штабы юных друзей пожарных дружин, в которых существовали профильные группы для проведения массово-разъяснительной противопожарной работы, для распространения наглядной агитации, для участия в военно-спортивной игре «Зарница». Юные пожарники повсюду следили за мерами противопожарной безопасности. Этим они занимались даже в летние каникулы. Ежегодно в школах проходил конкурс «Светофор», а в каждом классе выпускались тема-

тические газеты и проводились беседы по безопасности дорожного движения.

В канун XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве (1985 г.) состоялась всесоюзная акция «Дети страны Советов - участникам фестиваля». Организовывались встречи с участниками предыдущих фестивалей. Школьники участвовали в конкурсах сочинений и рисунков на тему «Я голосую за мир» и политических плакатов, военно-патриотической песни, стихов о мире, дружбе, Родине. По городам, в которых проходили фестивали, совершались заочные путешествия. О фестивалях рассказывали на лекциях, беседах, оформлялись альбомы. В период всесоюзной акции проводились трудовые десанты, субботники по сбору макулатуры и металлолома, дни труда в помощь колхозам и совхозам. Заработанные школьниками деньги перечислялись в фонд фестиваля.

Формируя убеждение в необходимости международной солидарности трудящихся, школьный комсомол проводил форумы мира и дружбы, митинги солидарности с народами, борющимися за независимость, против агрессоров, сбор средств в помощь им.

Тамбовские комсомольцы организовали переписку с пионерами и комсомольцами союзных республик и социалистических стран. Переписываясь с зарубежными друзьями, школьники знакомились с жизнью своих ровесников. С этой же целью в школах проводили заочные путешествия по странам мира, работали клубы разноцветных галстуков и интернациональной дружбы. Чаще всего, это были клубы дружбы с одной из социалистических стран. В таких клубах работали корреспондентская, историческая, географическая, экономическая, литературная секции.

В преддверии 50-летия образования СССР во всех комсомольских организациях прошли вечера дружбы и акции, связанные

с оказанием материальной помощи различным регионам Советского Союза. Одной из них была операция «Чукотка». Комсомольцы собирали денежные средства и книги для жителей Чукотки. Вырученные деньги были перечислены на специальный счёт.

Всестороннему развитию личности содействовал и общественно полезный труд, как важнейший фактор нравственного и физического воспитания. Ученические, строительные, производственные бригады, лагеря труда и отдыха прочно вошли в жизнь старшеклассников. В школах создавались комсомольские агитбригады, которые выступали с лекциями, беседами, концертами художественной самодеятельности перед тружениками полей, работниками животноводства. Большую помощь школе оказывали строительные звенья из учащихся, которые ремонтировали школьные здания.

На общественных началах работали школьные лесничества. Так, для охраны природных богатств на базе Степного лесхоза было организовано Казьмино-Гатьевское школьное лесничество. Работой лесничества руководил избранный учащимися совет. В роли наставника выступал лесничий. В лесничестве проводилась опытническая работа по выращиванию кедра на сосне путём прививок, облесение оврагов, балок и склонов, предотвращающее эрозию почвы [9. Л. 77-78].

Комсомольцы озеленяли больницы, закладывали парки и аллеи, собирали металлолом для строительства СаяноШушенской ГЭС, для изготовления тракторной колонны «Тамбовский комсомолец», шефствовали над детскими садами и яслями, участвовали в таких операциях, как «Миллион - Родине» (сбор макулатуры), «Зелёная аптека» (сбор трав), «Поход за экономию и бережливость», «Адрес заботы - дом, улица, город» (оказание помощи Управлению коммунального хозяйства

Тамбовского горисполкома, строительным организациям в работе на вводных объектах жилищного строительства, на благоустройстве и озеленении Тамбова), «Украсим Родину садами».

Осознавая важность рабочей профессии, комсомол проводил активную профориентационную работу. Центрами трудового обучения и воспитания учащихся были учебно-производственные цеха, кабинеты и уголки по профориентации учащихся, музеи трудовой славы и истории шефствующей над школой организации. Для большей популяризации рабочих профессий среди школьников проводили конкурсы на лучшего токаря, фрезеровщика и швею, вечера «Разговор о профессии». В конце года устраивали праздник труда и анкетировали учащихся на тему «Кем быть?». Социалистические соревнования школьных комсомольских организаций проходили под девизом: «Равняемся на передовиков и новаторов производства», «Учиться у рабочего класса, равняться на рабочий класс!». Очень содержательными были, как правило, встречи с передовиками производства.

Другим объектом пристального внимания школьного комсомола была борьба за здоровый образ жизни. Традиционными стали летние и зимние спартакиады дворовых и уличных команд, соревнования юных хоккеистов на приз «Золотая шайба», лыжников на приз газеты «Пионерская правда», легкоатлетов по пионерскому четырёхборью, «Кожаный мяч», «Олимпийская снежинка», «Олимпийская весна», военноспортивные игры «Зарница» и «Орлёнок». Во время этих игр создавались военноспортивные штабы, старшеклассники учились стрелять из пневматической и мелкокалиберной винтовок, совершали походы по местам боевой славы. Летом для ребят организовывали военные лагеря, где они отрабатывали военное мастерство и повышали физическую подготовку.

Выполняя авангардную роль в воспитании молодёжи, школьный комсомол помогал педагогическому коллективу в наведении дисциплины, решении вопросов всеобуча и успеваемости, привитии любви к труду, своей Родине. Значимая роль в патриотическом воспитании учащихся отводилась школьному музею.

По своему профилю музей школы № 34 г. Тамбова явился музеем Памяти погибших воинов Тамбовской области в Афганистане.

Школьный музей стал центром военно-патриотического воспитания учащихся, сохранения памяти боевых традиций страны, воспитания гражданского самосознания и готовности к защите Родины на примерах выполнения воинского долга воинами-афганцами. А возник этот музей по инициативе педагогического коллектива и комсомольцев школы, решивших увековечить память Володи Семёнова - выпускника школы № 34 г. Тамбова, погибшего 21 сентября 1984 г. в Афганистане. Официальная дата открытия музея - 9 мая 1986 г.

Когда в городе и области стало известно, что открыт музей воинов-афганцев, многие родители, причём не только горожане, стали приносить вещи и документы своих погибших сыновей. Люди ехали в Тамбов из самых дальних уголков области. Тогда-то ребята и педагоги решили расширить круг поиска, собирать материалы о погибших в афганской войне по всей области.

Каждый класс стал поисковым отрядом. Началась активная переписка и встречи с родными, друзьями воинов. Каждый год весной и летом ученики и учителя ездили по районам, знакомились с родственниками, собирали личные вещи, письма, документы погибших, запечатлевали свои встречи на фотографиях. Из этих фотографий в основном оформлены стенды и альбомы музея. Материалы, собранные в музее, использовались для создания областной

Книги Памяти погибших в Афганистане. Работу музея возглавлял совет и актив музея, в состав которого входили школьники-комсомольцы. На базе музея проводились месячники, посвящённые Дню защитника отечества, игры «Зарница», «Орлёнок», а также встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами, служившими в Афганистане. Организовывались выставки рисунков и картин на военную тему. Комсомольцы создали вокально-инструментальный ансамбль, который участвовал во всех школьных мероприятиях. А особенно он звучал во время ежегодных встреч с родителями погибших ребят.

15 февраля стал Днём памяти. В этот день в школу приезжали родители и родственники погибших, воины-афганцы, их знакомые, друзья, представители администрации города и области. В самом начале вниманию гостей и приглашённых предлагалась литературно-музыкальная композиция и концерт вокальных и танцевальных коллективов, в которых принимали участие педагоги и учащиеся школы. Затем проходило собрание с минутой молчания в память о погибших. Из актового зала гости переходили в музей, где располагались стенды: «Памяти погибшим», «Афганская боль», «Время выбрало нас». После этого был поминальный обед в школьной столовой. И наконец, возложение цветов к памятному знаку воинам-интернационалистам в сквере у здания Тамбовского государственного технического университета рядом с Парком Победы. Школьники-комсомольцы всюду сопровождали своих гостей, которые нуждались в поддержке. Родителей надо было проводить в музей, найти на стенде портрет их сына, брата и самое трудное - это пережить те волнения и слёзы, без которых не обходилась ни одна встреча.

Школьный комсомол внёс огромную лепту в процесс становления молодого человека. Именно в таком социальном инсти-

туте, как школа, и происходило первое знакомство ребёнка с коммунистическими идеалами. И несмотря на современные скептические взгляды на коммунистическую мораль, она сыграла положительную роль в воспитательном процессе. Её направляющая деятельность коснулась всех сфер жизни школьников. Сначала школьный комсомол в основном занимался проблемами увеличения численности своих рядов, всеобуча и успеваемости. Но постепенно ВЛКСМ расширял границы своего ареала. Он всё больше касался досуга, культурно- массовой, общественно полезной, оборонно-спортивной работы. Большое значение комсомол придавал военнопатриотическому воспитанию молодёжи. Отчасти благодаря и его совместной деятельности с ДОСААФ формировалось мужественное молодое поколение. Примером может служить героизм, самоотверженность вчерашних школьников-комсомоль-цев во время войны в Афганистане. Одним из таких комсомольцев был уроженец села Отъяссы Сосновского района Саша Мото-рин. По узкой горной извилистой дороге его машина шла первой в автоколонне. Именно её за поворотом подбили душманы. Вся колонна оказалась в ловушке, под обстрелом. Тяжелораненый, истекающий кровью Саша Моторин сумел отвести в сторону подбитую машину, чтобы дать дорогу бронетранспортёру охраны. Так он спас всю колонну. И таких героических примеров в истории Афганской войны было много. Все они свидетельствуют о высоких моральных качествах восемнадцатилетних бойцов, совсем недавно сидевших за школьной партой. Здесь они воспитывались на героическом прошлом ветеранов Великой Отечественной войны. Теперь комсомольцы 1980-х гг. повторили подвиги своих дедов.

Организации школьного комсомола играли роль связующего звена с важными социальными институтами как самой шко-

лы, так и её воспитанников. Именно с помощью комсомола происходило общение с ше фами-организациями, внешкольными

детскими учреждениями, зарубежными сверстниками, добровольными спортивными обществами, ветеранами Великой Отечественной войны, уличными комитетами. Если говорить современным языком, то такая дружба проходила на взаимовыгодных условиях. Помощь оказывалась обеими сторонами.

Большая часть деятельности комсомола базировалась на общественных поручениях, что способствовало развитию энтузиазма школьников. Многие дела комсомольцам приходилось начинать с нуля. Так, для проведения оборонно-спортивной работы надо было вначале построить спортив-

ную площадку, иногда и самим собрать средства для её сооружения. Конечно, сегодня можно по-разному относиться к школьному комсомолу. Но, судя по его делам, он играл огромную роль в жизни учащихся. Даже те школьники, которые не состояли в его рядах, принимали участие в комсомольских мероприятиях. Кружки, которые им организовывались, были открыты для всех школьников. ВЛКСМ стремился привлечь в свои ряды как можно больше учащихся. Это была массовая организация, способная повести за собой молодёжь.

Быть комсомольцем значило быть достойным в учёбе, поведении, добросовестно относиться к труду, быть патриотом своей Родины.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Государственный архив социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО). Ф. 1184. Оп. 1. Д. 1530.

2. ГАСПИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 1337.

3. ГАСПИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 1425.

4. ГАСПИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 1246.

5. ГАСПИТО. Ф. 1184. Оп. 4. Д. 31.

6. ГАСПИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 1373.

7. ГАСПИТО. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 1316.

8. ГАСПИТО. Ф. 1184. Оп. 3. Д. 48.

9. ГАСПИТО. Ф. 1184. Оп. 7. Д. 2.

SCHOOL KOMSOMOL OF THE SECOND HALF OF XX CENTURY IN THE AVANTGUARD OF THE YOUTH ENVIRONMENT

MY. Antimonov, PhD in History, Associate Professor of the Department of History and Philosophy, Tambov State Technical Univ ersity

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article describes everyday life of Komsomol in schools. The great attention is paid to labour and sports activities, and to spare time of senior pupils.

Key words: soldiers-internationalists, Komsomol, Leninite traditions, industrial training, sports contest, festival, school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.