РАЗДЕЛ 1. НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕБЕНКА
УДК 37.034
Ожгибесова Алена Игоревна
учитель истории и обществознания
МАОУ СОШ№ 25, 614081, Пермь, Голева, 8, +7 (342) 258-25-58 e-mail: [email protected]
РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ
Alena I. Ozhgibesova
Teacher of History and Social Science
School № 25,
8, Goleva, 614081, Perm, Russia, e-mail: [email protected]
THE ROLE OF THE SCHOOL MUSEUM IN THE EDUCATION
OF STUDENTS
Аннотация. В статье рассказывается о работе школьного музея, который воссоздает быт ушедшей эпохи. Проведение уроков истории о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в музее помогает в создании необходимых образов для школьников, в создании виденья ими тяжелого и кровопролитного прошлого.
Ключевые слова: музей, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., воспитание детей, история, история повседневности.
Abstract. The work of the Museum recreates the life of a bygone era, the lessons of history about the great Patriotic war of 1941-1945, the Museum helps in creating the necessary images for students, in creating their visions of the difficult and bloody past.
Key words: Museum of the Great Patriotic war of 1941-1945, parenting, history, history of everyday life.
Музей школы № 25 города Перми был открыт 21 октября 1978 г., инициатором его создания была Светлана Константиновна Решетникова. Музей активно работал: организовывал походы и экспедиции, встречи с ветеранами. В советские времена школьный музей помогал ветеранам найти своих однополчан, родственникам бойцов корпуса найти места гибели их близких. Музейные активисты обращались в архивы, военкоматы, адресные бюро, государственные и общественные музеи.
© Ожгибесова А.И., 2017
Гп ВЕСТНИК ПГГПУ
Серия № 1. Психологические и педагогические науки
С течением времени направление работы музея менялось. Сейчас школьники - участники музейной работы - навещают и поздравляют ветеранов, проводят Вахты памяти 11 марта, 23 февраля, 1 и 9 мая; собирают совет ветеранов и проводят ветеранские десанты. Работа осуществляется не только в масштабах школы и района, но и на города. Руководителем музея является Нина Фаизовна Никитина.
Увидев музей в действии, его реальную помощь одиноким пожилым людям, осознаешь важную роль музея в воспитании патриотизма. В школе на уроках истории и обществознания учитель занимается воспитанием патриотических чувств, но этого недостаточно. Сообщая ребенку информацию, объективные и поэтому обезличенные факты и цифры, обращаясь к когнитивной сфере личности, учитель не всегда может повлиять на эмоциональную и тем более действенно-практическую сферу. Музей же через походы к ветеранам, энергичную волонтерскую деятельность помогает ребенку прочувствовать на себе события прошлого, увидеть мир с другой стороны, понять важность исторических событий и важность человека в этих событиях.
Работа музея воссоздает быт ушедшей эпохи, проведение уроков истории о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в музее помогает в создании необходимых образов для школьников, в создании виденья ими тяжелого и кровопролитного прошлого. В центре внимания ученика - реальность 19411945 гг., которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного жизненного мира. Ребята могут посмотреть на мир того времени взглядом новым и с точки зрения человека, жившего тогда.
Ушедшая эпоха больше не кажется далекой и непонятной, она становится близкой и ощутимой, ребенок осознает всю важность и судьбоносность войны. Ученик может стать на короткий период историком, который сам изучает и «ведет диалог» с самой историей и ее персонажами. Также появляется умение пользоваться разными источниками, которые при других обстоятельствах ученик не использовал бы - он может прикоснуться к вещам той эпохи, увидеть обыденную жизнь другого человека, которого и в живых-то уже нет.
Пользуясь психологическим приемом «вчувствования», учитель истории представляет через образ повседневности свою интерпретацию чужих мыслей и слов, свой транскрипт - «перевод» с чужого эмоционального языка, потому дети сопереживают рассказываемому.
В школе необходимо обращение к истории повседневности как способу создания новых образов, привлечения детей к изучению истории своего государства и семьи, обоснования нужности истории не только как науки, но и как инструмента воспитания ребенка, развития его чувственного мира и познавательных способностей.