Научная статья на тему 'Формирование исторического сознания учащихся на примерах истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в школьном краеведческом музее'

Формирование исторического сознания учащихся на примерах истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в школьном краеведческом музее Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
241
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ / MUSEUM SUBJECT / ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ХРОНИКА / DOCUMENTARY CHRONICLES / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / SOCIOCULTURAL SPACE / ИСТОРИЧЕСКОЕ И ГРАЖДАНСКОЕ СОЗНАНИЕ / HISTORICAL AND CIVIL CONSCIOUSNESS / ТРЕНИНГ / TRAINING / ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ / VIRTUAL EXPOSITION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Богданова Валентина Арсентьевна, Свирида Юлия Борисовна

Представлены формы внеурочной деятельности, а также опыт работы ГБОУ школы № 53 города Санкт-Петербурга в инновационном режиме. Показаны возможности формирования исторического сознания и гражданской позиции учащихся на истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. с помощью введения учащихся в мир музеев города Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Богданова Валентина Арсентьевна, Свирида Юлия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of historical consciousness of students on the history of the great Patriotic war of 1941-1945 in the school Museum of local lore

Here are represented some forms of extracurricular activities and experience in innovative mode at St. Petersburg high comprehensive school № 53. The aim of work is to show the possibilities of developing historical consciousness and civic-mindedness of pupils on the history of Great Patriotic War 1941-1945 by means of introduction into the world of museums of St. Petersburg.

Текст научной работы на тему «Формирование исторического сознания учащихся на примерах истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в школьном краеведческом музее»

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 908; 351.856.1; 37.01

В. А. Богданова, Ю. Б. Свирида

ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРАХ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГОДОВ В ШКОЛЬНОМ КРАЕВЕДЧЕСКОМ МУЗЕЕ

Представлены формы внеурочной деятельности, а также опыт работы ГБОУ школы № 53 города Санкт-Петербурга в инновационном режиме. Показаны возможности формирования исторического сознания и гражданской позиции учащихся на истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. с помощью введения учащихся в мир музеев города Санкт-Петербурга.

Here are represented some forms of extracurricular activities and experience in innovative mode at St. Petersburg high comprehensive school № 53. The aim of work is to show the possibilities of developing historical consciousness and civic-mindedness of pupils on the history of Great Patriotic War 1941-1945 by means of introduction into the world of museums of St. Petersburg.

Ключевые слова: музейный предмет, документальная хроника, социокультурное пространство, историческое и гражданское сознание, тренинг, виртуальная экспозиция.

Keywords: museum subject, documentary chronicles, sociocultural space, historical and civil consciousness, training, virtual exposition.

Многовековая история человечества и история XX в. свидетельствуют, что национально-историческое сознание - фактор оборонный, обеспечивающий самосохранение народа. Если его разрушить, то данный народ останется не только без прошлого, без своих исторических корней, но и без будущего. Формирование исторического сознания, сохранение исторической памяти в современных условиях очень велико. Прежде всего, оно обеспечивает осознание определенной общностью людей того факта, что они составляют единый народ, объединяемый общностью судьбы, традиций, культуры, языка, общностью психологических черт.

НПРПР ~ ввднчи

ХПЕБО

___.итп

850.

155-

125.

125

Как институт «памяти» музеи обладают неограниченным влиянием на «идентификационные» механизмы нации, посредством которых удерживается единство социокультурного пространства. Не вызывает сомнения воспитательный потенциал музея: подлинность вещественных свидетельств разных эпох, наглядность и достоверность воссоздания исторической среды в музее не только обеспечивает информативность экспозиции, но оказывает на посетителя сильное эмоциональное воздействие, формирует социальную память общества, воспитывает молодое поколение в духе патриотизма.

В связи с празднованием 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне в этом году были представлены разнообразные мероприятия, среди них: акция «Сохраняя память о прошлом», «Ждем друзей к себе в музей». В школьных музеях проведены уроки мужества, экскурсии: «Письма из блокады», «Песни войны и Победы», «Парад Победы». «Россия и Крым. Мы вместе» Учащиеся школ на районных и городских конференциях представили свои исследовательские работы на темы: «Ленинград. Война. Блокада», «Я помню! Я горжусь», «Никто не забыт и ничто не забыто» и др.

В течение 2014-2015 учебного года в ГБОУ № 53 Приморского района реализован проект «Великая Отечественная война в истории моей семьи», цель которого формирование исторического и гражданского сознания, воспитание чувства патриотизма и любви к Родине. Учащиеся школы собрали истории о войне, связанные с их родственниками и основанные на документах, воспоминаниях, семейных архивах. В результате издана «Книга памяти», авторами которой стали учащиеся. Они рассказывают об участниках боевых действий, блокадниках, тружениках тыла, санитарных батальонах, партизанских отрядах. События войны словно оживают; с фотографий на нас смотрят удивительные, одухотворенные лица поколения 1940-х гг. К сожалению, не все из них дожили до наших дней. Тем более ценны крупицы правды, донесенные до нас потомками победителей.

Впечатление производит исторический проект «Ленинград. Война. Победа», организованный государственным учреждением культуры Мемориальным музеем «Разночинный Петербург». Цель проекта - формирование исторического и гражданского сознания учащихся на истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. с по-

мощью музейных средств. В проекте участвовали школьники 31 школы из 9 районов города: Кировского, Приморского, Выборгского, Калининского, Адмиралтейского, Пушкинского, Невского, Фрунзенского, Красногвардейского (250 школьников - 35 команд). Проект состоял из VI этапов: I этап - подача заявок, формирование команды; II этап - команды получили правила игры, маршрутные листы, примерный график игрового тренинга; III этап - «Идем в музей» - члены команды самостоятельно посещают музеи: 2 - федеральных, 2 - ведомственных, 2 - школьных. Участники знакомятся с экспозициями, посвященными Великой Отечественной войне, выбирают по одному экспонату в каждом музее (всего шесть), которые станут частью их виртуальной экспозиции, ведут фото- и видеосъемки; IV этап «Создаем экспозицию» - игровой тренинг на площадке нового выставочного зала (Подольская, д. 14, ст. м. Технологический институт) музея «Разночинный Петербург». Задачи тренинга: научиться навыкам создания музейной экспозиции, внимательно исследовать музейный предмет, моделировать его, искать ему параллели в современной жизни. V этап «Мы готовы!» - защита творческих работ. Виртуальная экспозиция была насыщена событиями. В ней использованы песни военных лет, стихи в исполнении Ольги Федоровны Берггольц, картины и плакаты известных художников, рассказы писателей.

В «Санкт-Петербургском музее истории профессионального образования» ребята посмотрели фильм-хронику «Блокада», вспомнили широко известное произведение «Блокадную книгу» российского писателя, общественного деятеля, почетного гражданина Санкт-Петербурга (2005), лауреата государственных премий Даниила Гранина, которая написана в соавторстве с Алесем Адамовичем. Документальная хроника основана на фактическом материале - документах, письмах, воспоминаниях ленинградцев, переживших блокаду. Авторы рассказывают о мужестве защитников города, о героических и трагических днях обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Учащиеся узнали, что 24 июня 1941 г. В. И. Лебедев-Кумач в газетах «Известия», «Красная звезда» опубликовал стихи «Вставай, страна огромная». Композитор А. В. Александров написал к ним музыку. 27 июня 1941 г. на Белорусском вокзале одна из групп Краснознаменного ансамбля песни и пляски впервые исполнила эту песню. Она была исполнена пять раз подряд. Позже она звучала по Всесоюзному радио каждое утро после боя кремлевских курантов, поддерживая боевой дух в войсках и призывая народ к борьбе с врагом.

В школьном музее «Истории Старой и Новой деревни» ребята включили в виртуальную экспозицию стихи в исполнении Ольги Федоровны Берггольц. «Ее чтили, как чтут блаженных, святых» - говорил Даниил Гранин. Всю блокаду она жила в городе. Почти ежедневно выступала по радио, во всевозможных доступных писателю жанрах обращаясь к героическому Ленинграду. Ее голос звучал в эфире три с лишним года. Это были страстные, полные веры в победу стихи. Художники, поэты были примером победы духа, человеческого долга над муками голода. Василий Николаевич Селиванов (1902-1982) более 40 лет отдал ленинградской печати. Художник-график, фронтовой корреспондент ленинградских «ОКОН ТАСС». Зарисовки блокадных дней фронтовой действительности и страстный призыв к борьбе с врагом: «Бей врага», «Боец, отомсти», «За город Ленина вперед!»... В плакатах Селиванова запечатлено истинное лицо фашизма, страдания людей, подвиг армии и народа.

Незабываемое впечатление оставила выставка картин художника Людвига Гаевича Симонова, которые ребята впервые увидели в музее «А музы не молчали». Будучи еще подростком, Людвиг пережил семь блокадных месяцев в Ленинграде. Едва живого его вывезли по Дороге жизни. Трагические будни осажденного города он запечатлел в серии «Песнь скорби», состоящей из 25 картин, над которыми он работал сорок лет. Детская память сохранила именно белизну, холод и бесконечный снег тех далеких блокадных месяцев. Несмотря на трагическую тему выставки, Людвиг Гаевич в своих работах отразил каждодневный героизм ленинградцев, их стойкость, мужество, любовь к своему прекрасному городу.

На VI этапе проходило награждение победителей в народном музее «А музы не молчали». Команде школы № 53 торжественно вручили диплом за второе место в открытой городской музейно-ис-торической игре «Ленинград. Война. Победа». К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне участники проекта достойно представили виртуальную экспозицию для ветеранов войны, учащихся школы и жителей Приморского района города Санкт-Петербурга.

УДК 658.562; 614.38; 351.852.1

О. Л. Попова

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР ЗА ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ В МУЗЕЙНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Представлены результаты исследования и оценки биологической безопасности шрифтового и полиграфического оформления издательской продукции, используемой в образовательных музейных программах для детей и подростков.

The results of research and evaluation of biological safety typographic and polygraphic design of printing products used in educational Museum programs for children and adolescents are presented.

Ключевые слова: музейные образовательные программы, оценка безопасности, электронная экспозиция, санитарно-эпидемиологические требования, издательская продукция.

Keywords: Museum educational programs, safety assessment, e exposition, sanitary and epidemiological requirements, publishing products.

Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе, создавая условия для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции «социального лифта» для значительной части детей, как с ограниченными возможностями здоровья, так и находящихся в трудной жизненной ситуации в том числе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.