Научная статья на тему 'Патриотическое и гражданское воспитание молодежи на изучении истории Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов'

Патриотическое и гражданское воспитание молодежи на изучении истории Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
510
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941 1945 ГОДОВ / ОФИЦИАЛЬНАЯ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 1945 ГОДОВ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА / CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION / MILITARY-HISTORICAL WORK WITH THE YOUTH OF THE GREAT PATRIOTIC WAR OF 1941 1945 / OFFICIAL AND ALTERNATIVE HISTORIOGRAPHY OF THE GREAT PATRIOTIC WAR OF 1941 1945 / HISTORICAL TRUTH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Виталий Вячеславович Марюткин

Доклад посвящен проблемам воспитательной работы с молодежью в среднем специальном и высшем учебном заведении с целью формирования у подрастающего поколения патриотизма и активной гражданской позиции. Большую роль в этом играет обращение к теме героической истории Великой Отечественной войны 1941 1945 годов. В докладе рассматриваются основные возможные направления военно-исторической работы с молодежью, проблемы, возникающие в ней, проблемы современной историографии Великой Отечественной войны, а также формулируются цели этой работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotic and civil education of youth on the study of the history of the great patriotic war 1941 - 1945

The paper presents problems of educational work with the young people in secondary vocational and higher education with the purpose of formation of patriotism and active civic position of the rising generation. In this connection, the subject of heroic history of Great Patriotic war (1941 1945) is of great importance. In this paper are the main possible directions of military and patriotic work with the young people, problems arising up in it, problems of modern historiography of Great Patriotic war considered, and also the objectives of this work are formulated.

Текст научной работы на тему «Патриотическое и гражданское воспитание молодежи на изучении истории Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов»

Патриотическое и гражданское воспитание молодежи на изучении истории великой

отечественной войны 1941 - 1945 годов

Patriotic and civil education of youth on the study of the history of the great patriotic war 1941 -

1945

Виталий Вячеславович Марюткин

Аспирант Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН Преподаватель истории, обществознания и основ философии ГБПОУ Салаватский индустриальный колледж Город Салават, Республика Башкортостан. Российская федерация

vitalij-maryutkin@yandex. ru

Vitaly V. Maryutkin

Graduate student, Institute of history, language and literature

Ufa scientific center of RAS Teacher of history, social Sciences and philosophy COLLEDGE Salavat industrial College The City Of Salavat, Republic Of Bashkortostan. Russian Federation

vitalij-maryutkin@yandex. ru

Аннотация.

Доклад посвящен проблемам воспитательной работы с молодежью в среднем специальном и высшем учебном заведении с целью формирования у подрастающего поколения патриотизма и активной гражданской позиции. Большую роль в этом играет обращение к теме героической истории Великой Отечественной войны 1941

- 1945 годов. В докладе рассматриваются основные возможные направления военно-исторической работы с молодежью, проблемы, возникающие в ней, проблемы современной историографии Великой Отечественной войны, а также формулируются цели этой работ.

Annotation.

The paper presents problems of educational work with the young people in secondary vocational and higher education with the purpose of formation of patriotism and active civic position of the rising generation. In this connection, the subject of heroic history of Great Patriotic war (1941 - 1945) is of great importance. In this paper are the main possible directions of military and patriotic work with the young people, problems arising up in it, problems of modern historiography of Great Patriotic war considered, and also the objectives of this work are formulated.

Ключевые слова: гражданское и патриотическое воспитание, военно-историческая работа с молодежью, Великая Отечественная война 1941 - 1945 годов, официальная и альтернативная историография Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, историческая правда.

Key words: civil and Patriotic education, military-historical work with the youth of the Great Patriotic war of 1941

- 1945, official and alternative historiography of the great Patriotic war of 1941 - 1945, the historical truth.

Патриотическое и гражданское воспитание подростков и молодежи в значительной степени способствует социализации подрастающего поколения и потому имеет громадное значение в общественной жизни. Патриотическое и гражданское воспитание студенческой молодежи тем более важно, что студенты вузов - это

будущие работники умственного труда, руководящие работники - интеллектуальная элита общества, студенты ссузов - будущие руководители среднего звена, структурных подразделений предприятий и организаций, к тому же многие из них продолжат свое образование в высшей школе и в итоге со временем пополнят ряды интеллектуальной элиты общества. К таким людям сама жизнь предъявляет более высокие требования в плане их личностных качеств.

В рамках воспитательной работы в учебных заведениях, в том числе - и высших, безусловно, необходимо вести патриотическое и гражданское воспитание молодежи. Обращение в процессе его к истории, к важным, знаменательным, героическим страницам истории Отечества - одна из обязательных, неотъемлемых черт воспитательной работы и первичной социализации личности. Одной из таких страниц истории России с древнейших времен, безусловно, является Великая Отечественная война Советского Союза 1941 - 1945 годов. Поэтому в процессе воспитания подрастающего поколения нашей страны совершенно необходимо обращаться, и не раз, к теме истории этой войны и ее роли как в отечественной, так и в мировой истории.

Это может воплощаться в разнообразных формах и проявлениях. Можно проводить встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тыла, которые смогут рассказать студентам о своем личном участии в событиях военной поры, поделиться с молодежью своими воспоминаниями о войне. Это именно то, что невозможно получить из учебной и научной литературы, но что очень важно знать и понимать, особенно, пожалуй, на эмоциональном уровне.

Большую значимость имеет и может вызвать у молодежи большой интерес поисковая работа по изучению событий Великой Отечественной, судеб ее солдат и полководцев. Участие учащихся в военно-исторических исследованиях в рамках проводимой научно-исследовательской работы студентов (НИРС) также может вызвать у них большой интерес и, при условии тщательной и продуманной организации, наличии талантливых научных руководителей, может не только пополнить военно-исторические знания учащихся, но, в некоторых случаях, и внести реальный вклад в развитие исторической науки.

Традиционно высокий интерес молодежи вызывают клубы военно-исторической реконструкции и их деятельность. Такие клубы существуют и при учебных заведениях, в том числе - и в Башкортостане, например, военно-исторический клуб «Северные амуры», и приносят огромную пользу в деле воспитания подрастающего поколения, изучения им прошлого и привития ему любви и уважения к своему Отечеству. В нашей республике вообще традиционно военно-патриотическая работа поставлена на достаточном уровне.

В частности, по месту нынешней работы автора этих строк - в Салаватском индустриальном колледже давно уже действует клуб «Патриот», задуманный еще в начале 2000-х годов многолетним преподавателем, уже ветераном колледжа, ныне пенсионером, продолжающим работать в СИКе, А.М. Акакиевым, ныне возглавляемый преподавателем башкирского языка Р.Д. Салаватовой, участвующий во многочисленных мероприятиях, в частности в рамках празднования Дня Великой Победы в 2017 году. Центральной темой изучения участников клуба -студентов колледжа является боевой путь 112-ой Башкирской кавалерийской дивизии и ее легендарного командующего Минигали Мингазовича Шаймуратова, погибшего в Великую Отечественную войну 23 февраля 1943 года на территории освобождаемой от врага Украинской ССР, в Ворошиловградской области, чье имя и военные заслуги известны многим, особенно на башкирской земле, где это имя одно из культовых, известных, пожалуй, любому от мала до велика!

Форм и проявлений воспитания патриотизма и гражданских черт у подрастающего поколения существует много, и безусловно то, что они должны использоваться в воспитательной работе в учебных заведениях.

В процессе военно-исторической работы с молодежью одну их важнейших ролей играет выбор источников военно-исторических знаний. Сегодня, в условиях плюрализма мнений в отечественной науке, выходит в свет огромная масса литературы, посвященной, так или иначе, теме Великой Отечественной войны. Однако далеко не вся она является по-настоящему научной, содержащей глубокий анализ вопроса, объективную и достоверную

информацию. Сегодня, наряду с серьезными историками, публикуются и разного рода фальсификаторы истории, а также авторы, стремящиеся легким путем заработать деньги и не удосуживающиеся скрупулезно, серьезно изучать историю [1]. Работы всех последних ни в коем случае не должны использоваться в военно-исторической работе с молодежью, кроме как в качестве сопоставления с подлинно научной и объективной исторической литературой.

Немало для освещения истории Великой Отечественной войны делают и научные журналы общеисторического характера, например, журнал «Родина» - один из самых авторитетных российских исторических журналов [2]. Хотелось бы особо отметить его прекрасное оформление, наличие на его страницах огромного числа иллюстраций, что делает весьма продуктивным его использование в учебной и воспитательной работе.

В 90-е годы в России появилось большое число новых военно-исторических журналов, каждый со своей концепцией изложения материала. На их страницах тема Великой Отечественной войны также неоднократно затрагивается. Одним из авторитетных таких изданий является российский военно-исторический журнал «Старый Цейхгауз», в прежние годы выходивший под названием «Цейхгауз», который под этим именем обрел большое количество поклонников. «Цейхгауз» и «Старый Цейхгауз» неоднократно касается темы обмундирования, вооружения и структуры войск периода Великой Отечественной войны, в соответствии со своей специализацией

[3].

В 90-е годы XX века в российской академической историографии появляются и работы, лишенные крайностей в оценках советского прошлого, объективно освещающие его события. Столь же объективный взгляд и взвешенные оценки в ней характерны и для темы Великой Отечественной войны. Здесь автору этих строк особо хотелось бы отметить двухтомник «Политическая история: Россия - СССР - Российская Федерация», вышедший в 1996 году [4].

В 1994 году появился российский Интернет, и Россия присоединилась к всемирной электронной сети, возникшей несколько раньше. С каждым годом Интернет обретает все большее и большее число пользователей. Со временем в российском интернете появились ресурсы, посвященные, так или иначе, теме Великой Отечественной войны. Они вносят свой важный вклад в дело изучения и особенно популяризации ее истории. В числе таких Интернет-ресурсов можно отметить интернет-журнал «Мир истории» [5], «Военно-исторический форум ВИФ 2» [6], сайт «РККА» [7]. Специализированная электронная военно-историческая библиотека «Военная литература» содержит в себе громадное количество научной и художественной литературы, а также источников по военной истории, значительная часть которых посвящена Великой Отечественной войне [8].

Вместе с тем, хотелось бы отметить и негативную тенденцию в развитии российской историографии Великой Отечественной войны в последние десятилетия. Речь идет о том, что часто дискуссия между серьезной академической наукой и низкопробной «массовой книжной продукцией о войне» подменяется дискуссией, а по сути - настоящим противостоянием ортодоксальной историографии «старой советской закалки» и историографии нового типа, которая стремится объективно рассматривать события истории, не очерняя и не приукрашивая их. Причем, как представляется автору этих строк, в 2000-е годы, в отличие от 90-х годов, позиции консерваторов от исторической науки усиливаются, делаются попытки возвращения к некоторым подходам, ушедшим, как еще недавно казалось, в советское прошлое.

В то же время подавляющее большинство носителей новых взглядов в историографии, естественно, любит свою Родину и желает ей добра, не очерняет ее, вопреки мнениям некоторых историков-ортодоксов той самой «старой советской закалки», а справедливо и скрупулезно восстанавливает картину ее исторического прошлого такой, какая она есть. И не их вина, если в чем-то она имеет неприглядный вид.

Попытки борьбы с инакомыслием в науке и усиление консервативного крыла российской историографии создает опасность к возвращению к традициям безальтернативной историографии, наподобие советской доперестроечной, и создания новых мифов об истории. Эти мифы, конечно, будут более близкими к исторической

истине, но это все же мифы, которые искажают в глазах общества картину прошлого. Это необходимо учитывать в военно-исторической работе с молодежью.

Необходимо крайне аккуратно и объективно выбирать историографические материалы для ее военно-патриотического воспитания, не втягивая подрастающее поколение в вышеуказанное противостояние разных направлений исторической и военно-исторической науки и, самое главное, проводить это воспитание на исторической правде, а не в коем случае не создавать новые мифы об истории, в том числе - и истории Великой Отечественной войны, и не возрождать старые советские, никогда не внедрять мифы в молодые умы. И потому что миф - это именно миф, в лучшем случае полуправда, в худшем - совсем неправда, а лгать, как известно, в принципе очень нехорошо. Кроме того, как известно, все тайное рано или поздно становится явным, и когда правда станет все же всеобщим достоянием, пусть это будет весьма нескоро и подрастающее поколение к тому времени давно уже станет взрослым, это лишь подорвет доверие общества и к системе образования, и к отечественной исторической и военно-исторической науке. Кстати, последнее, как видится автору этих строк, мы уже наблюдали в конце 80 -начале 90-х в перестроечном СССР и на постсоветском пространстве, когда многое скрываемое от советского общества ранее стало известно и деморализовало значительную часть общества, верившую раньше советским официальным точкам зрения, многие из которых на поверку оказались либо отчасти, либо совсем лживыми.

Для ортодоксов в военно-исторической науке в событиях Великой Отечественной войны есть люди, события и факты, которые не могут подвергаться критике. Думается, многие из них, сами ветераны этой войны, зная не понаслышке о том, какой она была, просто не хотят предавать огласке неприглядные для советской стороны факты войны, боясь, что в обществе после их обнародования наступит разочарование во многих идеалах, связанных с Великой Отечественной войной, что приведет к некоторой деморализации современного общества. Как сказал в связи с этим в одной из своих телепрограмм известный историк и телеведущий Леонид Млечин, ветераны боятся, что не на чем будет воспитывать молодежь.

Что ж, если это так, то это большая ошибка, ибо воспитание на лжи, мифологизация исторического сознания общества еще нигде и ни к чему хорошему не приводила. Напротив, воспитание на правде, такой, какая она есть, формирует честную, ответственную, порядочную личность. Знание неприглядной правды из Отечественной истории нисколько не умаляет в людях любви к Родине и патриотизма. Даже напротив, знание правды об истории своего Отечества способствует укреплению любви и уважения к нему.

Важно не допустить искажения исторической правды, какой бы она ни была, о таком выдающемся, в высшей степени трагическом и героическом периоде в истории нашей Родины, как Великая Отечественная война, уйти от ее мифологизации. Залогом этого являются свобода слова и печати и свободная дискуссия в науке, которые, в свою очередь, возможны только в свободном и демократическом обществе.

Патриотическое и гражданское воспитание подрастающего поколения обязательно должно строиться на достоверной научной информации, подлинно научных наработках, с одной стороны, и при строгом соблюдении свободы слова, принципов гласности, с другой. Учащимся не нужно навязывать готовые истины, тем более -спорные, не допуская сомнения в них и дискуссии, а напротив, воспитывать их в духе плюрализма мнений, учить их уважать мнение другого, пусть даже и не разделяемое.

Воспитательная работа с подрастающим поколением, опираясь на изучение отечественной истории, ее важнейших этапов, определивших дальнейший исторический путь нашей страны, одним из каких, в частности, является Великая Отечественная война 1941 - 1945 годов, будет способствовать формированию у юношей и девушек гармонично развитой личности, правильной системы ценностей патриотизма и активной гражданской позиции, будет способствовать превращению их в свободных граждан свободной страны, любящих и уважающих свое Отечество.

Список используемой литературы:

1. См., например: Никифоров, Ю.А. Сколько дилетантов-«историков» - столько и исторических сенсаций. / Ю.А. Никифоров // Военно-исторический журнал. - 2007. - № 11. - С. 3 - 5. Гареев, М.А. История Великой Отечественной войны: предотвратить ее искажение и фальсификацию. / М.А. Гареев // Военно-исторический журнал. - 2006. - № 11. - С. 3 - 8. - № 12. - С. 13 - 18.

2. См., например: Волков, А. Непрекрасная война. / А. Волков / Родина. - 1997. - № 12. - С. 68 - 74.

3. См., например: Цыпленков, К., Степанов, А. Нарукавный знак истребительно-противотанковой артиллерии. 1942 - 1956 / К. Цыпленков, А. Степанов // Цейхгауз. - № 22 (2006). - С. 39 - 48. Цыпленков, К. Форма академии Генерального штаба. 1936 - 1941. // Старый Цейхгауз, 2015, № 5 - 6.

4. Политическая история: Россия - СССР - Российская Федерация: в 2 т. Т. 2. / Под ред. С.В. Кулешова, О.В. Волобуева, В.В. Журавлева и В.В. Шелохаева. - М. «ТЕРРА» - «TERRA», 1996. - С. 386 - 472.

5. Мир истории. Российский электронный журнал. - URL: - http://www.historia.ru

6. Военно-исторический форум 2. ВИФ 2. - URL: http://www.vif2.ru

7. Рабоче-Крестьянская Красная Армия. - URL: - http://www.rkka.ru

8. Военная литература. - URL: - http://militera.lib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.