Научная статья на тему 'Военно-спортивная игра «Зарница». История и перспективы'

Военно-спортивная игра «Зарница». История и перспективы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5913
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Русских Сергей Олегович

Работа посвящается военно-спортивной игре «Зарница», комплексу мероприятий по патриотическому воспитанию школьников среднего звена в советской школе. Работа актуальна в связи с поиском методов и форм патриотического воспитания в современной школе. Работа носит обзорно-сравнительный характер, на основе сравнения материалов школ городов Глазова Удмуртской Республики и Березники Пермского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Военно-спортивная игра «Зарница». История и перспективы»

Сергей Олегович Русских МАОУ СОШ №10, г. Березники Пермского края, участник МПО «Новый Феникс» с 2006 г. по 2010 г.

ВОЕННО-СПОРТИВНАЯ ИГРА «ЗАРНИЦА».

ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Работа посвящается военно-спортивной игре «Зарница», комплексу мероприятий по патриотическому воспитанию школьников среднего звена в советской школе. Работа актуальна в связи с поиском методов и форм патриотического воспитания в современной школе. Работа носит обзорно-сравнительный характер, на основе сравнения материалов школ городов Глазова Удмуртской Республики и Березники Пермского края.

Любое государство всегда сталкивается с проблемой воспитания своих будущих граждан. Для нормального функционирования страны необходимы люди с неким особенным набором типичных признаков и характеристик, необходимых конкретному идеологическому режиму. Чаще всего, имеющийся социальный заказ государство пытается реализовать через систему образования, а точнее через его воспитательный компонент. Адекватно выстроенная система образования, особенно в стране, где определенный его уровень гарантирован, довольно неплохо справляется с поставленной задачей - дает детям знания и умения, а так же координирует их воспитание, направляя его в нужное русло. Но для реализации этих задач необходимы технологии и методики, позволяющие в обобщенно-усредненных условиях добиваться поставленной цели не только в отдельно взятой школе, но и по всей стране.

Рассматривая данную проблему, следует обратиться к отдельно взятому компоненту государственного воспитательного заказа. В какой бы стране не проживал человек, есть ряд черт характера, наличие которых у него считается необходимым. Одной из таких характеристик является патриотизм. В современной науке существует много вариантов раскрытия данного понятия, при этом они сильно различаются в истории, обществознании, да и в понятии каждого отдельно взятого человека это свойство будет охарактеризовано по-разному. Но мы как раз и подойдем с точки зрения обыденного понимания, и будем подразумевать под понятием патриотизма любовь к Родине. Любой человек, ученый или отдельно взятый научный предмет по-своему будут дополнять данное раскрытие, но отрицать его очевидность никто не будет. Но из данного утверждения логично вытекает другое - любовь к Родине предполагает желание и возможность защищать её в случае угрозы. Конечно, глобализация, мировое сотрудничество, гуманизм и общечеловеческие ценности - это хорошо, но как показывает история и современная политика при решении внешнеполитических за-

дач, государства всегда руководствуются своими внутренними интересами, имея всегда в запасе и силовой вариант.

В современной России проблема воспитания патриотизма стоит особенно остро. Школы переходят к реализации новых ФГОС, но в них прописан лишь образовательный компонент, а вопросы воспитания отодвигаются на второй план. Тем не менее, вопрос о патриотическом воспитании стоит довольно остро, и самая большая проблема заключается в отсутствии четких и стабильно результативных методик и технологий. Поэтому учителя находятся в стадии импровизации и творческого поиска.

В этом отношении, очень полезно будет обратиться к опыту СССР, чьи высокие достижения в сфере патриотического воспитания никем не ставятся под сомнение. Конечно, в СССР существовал большой комплекс сопутствующих факторов: четко налаженная работа идеологического аппарата, наличие пионерской и комсомольской организации, хороший уровень образования. Но, тем не менее, все наличествующие факторы не заменят собой самой воспитательной методики. Одним из важных компонентов в патриотической воспитательной работе школьников среднего звена являлась военно-спортивная игра «Зарница». Хотя правильнее будет назвать её глобальной системой патриотического воспитания, либо комплексом патриотических мероприятий.

Для начала, кратко обратимся к истории игры, и проследим динамику её развития. Военно-спортивная игра «Зарница» была инициирована пионерской организацией в 1967 г., и по официальной версии, стала прямым свидетельством её усиления. Инициатива исходила снизу, спускалась не по директиве партии и системы образования, а являлась примером, когда хорошая идея местного уровня обретает союзный масштаб. Инициатива на местах действительно была, но видимо, государство приложило к этому свою руку, по крайней мере, точно приняло огромное участие в популяризации игры и выведении её на качественно новый уровень. Так или иначе, но по факту через 2 года в «Зарницу» уже играли школьники всего союза, при этом очень быстро был выстроен и проработан основной механизм реализации инициативы. У «Зарницы» имелись все предпосылки к успеху, с одной стороны - возникновение в качестве инициативы пионерской организации, что вселяло гордость в самих участников движения, с другой стороны, государство максимально благоприятствовало данной идее, в-третьих, у школ для реализации данной модели патриотического воспитания имелись все необходимые ресурсы, а сама методика была довольно вариативна и применима практически к любой школе. Вообще 70-е годы прошлого века стали этапом становления игры, в это время формировалась сама структура, подбирались кадры, формировалась материальная база. Во многом, именно эти годы были самыми интересными, так как четких канонов ещё не существовала, как не существовало и четко отработанного механизма, что оставляло широкий простор для творчества и местной инициативы. Но такая ситуация не могла продолжаться долго и она изменилась в 80-е годы, которые стали своеобразным

М1р://еНЬгагу.гиЛШе_аЬои1.а8р?И=33940 ИДНАКАР № 5 (22) 2014

«золотым» десятилетием для «Зарницы». Теперь игра представляет из себя четкий и налаженный механизм, включающий в себя стандартный, но очень обширный набор комплексов и мероприятий, основные направления деятельности так же были сформированы. И самое главное, игра стала четко многоуровневой: школа, город или район, регион, союзная республика, СССР. Практически каждый школьник, проживающий в самом отдаленном регионе и посещающий самую обычную школу, в том числе и сельскую, был вовлечен в эту игру и имел потенциальный шанс, пройдя все уровни, выйди на всесоюзное соревнование. «Зарница» стабильно входит в систему воспитательной деятельности школы, начинает отражаться в школьной системе отчетности. Но изменившаяся ситуация в стране меняет положение «Зарницы». Рушиться пионерская организация, на которую и опиралась «Зарница», пропадает сам СССР как государство. Начинаются тяжелые 90-е годы, с их экономическим трудностями, строительством капитализма и новой государственности. В эту эпоху «Зарница» сохраняется лишь фрагментарно в отдельно взятых школах. Занимаются её организацией теперь отдельные учителя-энтузиасты, ни о какой общегосударственной системе больше не может идти и речи. Сама «Зарница», как комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи, полностью исчезает, а сохранившиеся элементы воспроизводятся по отдельности и постоянно меняются.

С преодолением экономического кризиса и сменой политического лидера в 2000-е годы ситуация мало изменяется, но это связанно уже не с экономическими трудностями, а со сменой государственного социального заказа в сфере образования. Конечно, нам так же нужны патриоты, но комплекс требований по отношению к ним кардинально меняется. Тем не менее, «Зарница» никуда не исчезла, фрагментарно она встречается и воспроизводится во многих школах России.

Для понимания всего масштаба комплекса военно-патриотического воспитания «Зарница», мы должны обратиться к самой структуре и методике проведения мероприятия. Важным вопросом является понимание системы функционирования комплекса, а здесь во многом система воспроизводит армейскую. Низшей единицей функционирования является отдельно взятый класс учеников второй ступени обучения, своеобразный аналог армейского взвода. Для выполнения отдельных задач выделялись специальные подразделения-звенья, которые могли специализироваться на отдельно взятых направлениях: медицинском, радиотехническом, спортивном. На следующем уровне выделяется параллель классов, в рамках которой ведется первоначальное соревнование. Следующий уровень - общешкольный, отдельно взятая школа представляет из себя по аналогии практически отдельную автономную воинскую часть, имеющую весь комплекс материально-технического обеспечения, руководителей и координаторов игры. В рамках школы реализовался весь комплекс «Зарница», начиная от кружкового движения и заканчивая тактической игрой на местности. Многие

важные решения принимались на уровне школы - комплектования команд, подбор преподавателей и распределение ролей и обязанностей, определение форм реализации отдельно взятых направлений. С уровня школ игра выходила на районный или городской, где и выявлялась лучшая команда и лучшая школа. Именно ей позже доверяли ответственность представлять город или район на уровне областных соревнований, по итогам которой так же выделялась лучшая команда, которая уже имела право выступить на уровне всесоюзных соревнований.

Важным вопросом является распределение функциональных обязанностей. Для организации такой масштабной работы нужны были люди, поэтому в школах существовала четкая система распределения должностных обязанностей. В обязанности классных руководителей вменялась первичное комплектование команд и распределение людей по звеньям, организация команды, сопровождение её на уровне школьных и городских мероприятий, организация смежной работы по направлениям. В ряде случаев, учителя - предметники могли вести кружки и секции по тем или иным направлениям. Основная задача в организации игры ложилась чаще всего на военрука. В то время существовала такая должность, которую чаще всего занимали отставные военные. Именно он отвечал за подготовку и проведение мероприятий общешкольного масштаба, так же ему в обязанности входило пополнение и содержание материально-технической базы, ведение работы среди звеньев по специальностям, например, военруки проводили занятия по НВП, руководили секциями стрельбы, порой возглавляли радиотехнические кружки. Организация дополнительных вариантов патриотической деятельности, например, «Уроков Мужества», встреч с ветеранами и участниками локальных войн, так же находилось в их компетенции. Они были сопровождающими и тренерами команд, которые выходили на городской и возможно более высокий уровень. В эту систему так же включались педагоги-организаторы, учителя физкультуры, ОБЖ, истории, руководители школьных музеев, завучи по воспитательной работе. Учителя физкультуры и ОБЖ работали в своих направлениях и отвечали за физическую и специальную подготовку. Школьные музеи и их руководители занимались специфической дополнительной работой со школьниками, в том числе и в патриотическом направлении. Именно они были в ответе за сохранение школьной истории и знакомство с ней, через музеи шло дополнительное изучение истории Великой Отечественной войны, краевой и местной истории, проводилась подшефная и наставническая работа. Музеи были не везде, но там, где существовали, довольно хорошо вписывались в систему патриотического воспитания. Завуч по воспитательной работе курировал данный процесс, определял сроки, отвечал за общую координацию деятельности всех ответственных, заполнял и оформлял необходимую документацию. Именно школы, где все звенья данной цепочки функционировали слаженно и профессионально, добивались самых значительных успехов, иногда же отдельные руководители были «заводилами» и

М1р://еНЬгагу.гиЛШе_аЬои1.а8р?И=33940 ИДНАКАР № 5 (22) 2014

именно по их инициативе команда была наиболее успешна.

Особенно следует остановиться на материально-техническом обеспечении воспитательного процесса. Во многих школах именно в это время появились школьные музея, музейный бум совпал с расцветом «Зарницы». В школах были оборудованные отдельные кабинеты НВП, в которых имелись противогазы, макеты оружия, средства медицинской помощи, практические пособия, макеты и плакаты, специальная литература. В ряде школ были оборудованы тиры и открыты секции пулевой стрельбы. До сих пор имеющийся во многих школах комплекс данных предметов сохранился ещё с эпохи расцвета зарничного движения.

Следует обратить особое внимание на сам комплекс зарничных мероприятий. Начинались он с началом учебного года, и завершались только к концу мая. Основной набор мероприятий был стандартным, и ориентировался на само проверочное соревнование, а вот дополнительный компонент мог значительно отличаться в зависимости от наличествующих возможностей школы и увлечений и усилий руководителе в самой школе. Рассмотрим как пример схему проводимых мероприятий в городе Березники Пермского края и городе Глазов Удмуртской республики. Основной план был стандартен и включал в себя следующие мероприятия.

1. Работа секций и кружков: Ворошиловский стрелок, Юный пожарник, Санинструктор, Химзащита.[1; 1, Ф. 196. КП-1771].

2. Работа с людьми: встречи с ветеранами и военными, тимуровское движение.

3. Школьные мероприятия: смотр песни и строя, конкурсы «А ну-ка мальчики» и «А ну-ка девушки, викторины по истории Великой Отечественной войне и юбилейным датам.

4. Поисковая работа: кружок юный следопыт, архивная работа, создание школьных музеев.

5. Итоговая военно-тактическая игра на местности «Зарница» и конкурс специальностей [2; 3, Ф. 196. КП-5259-4].

А вот дополнительный компонент различен: в школе .№27, за счет наличия музея истории Уральского Добровольческого танкового корпуса, проводилась работа с упором на четвертое направление, ребята ездили по стране и Восточной Европе по местам боевой славы, работали с ветеранами, активно занимались музейной работой. И если в самой спортивно-тактической игре на местности команда школы никогда не достигала значительных результатов даже на уровне области, то музей котировался на союзном уровне, был узнаваем и не раз выигрывал различные соревнования. В школах города Глазова была очень хорошо налажена работа по подбору кадров школьных военруков, они подбирались не из состава учителей школы, а из бывших военных, что давало положительный эффект при работе кружков и звеньев и команды показывали достойные результаты в соревнованиях по стрельбе, химзащите и строевой подготовке даже

на всесоюзных соревнованиях.

Особое место занимала спортивно-тактическая игра на местности «Зарница», которая являлась венцом годовой работы и в школах проводилась чаще всего в апреле. Когда речь заходит о Зарнице, в понимании обычного человека всплывает именно данный образ. Игра на местности имела разные варианты -это мог быть и захват флага, и удержание военной базы, и игра с наличием «погонов», при которой необходимо было уничтожать противников, срывая данные погоны.

В мае проводилась финальная областная игра, а уже летом в июне-июле проводился массовый всесоюзный финал, которому государство уделяло огромное внимание. По воспоминаниям участников, строился огромный полевой лагерь, привлекались военные части, а в самой игре использовалась даже военная техника. Начальниками игр назначались боевые генералы, ветераны Великой Отечественной войны, что так же свидетельствует о высоком статусе мероприятия.

На этапе сравнения хотелось бы наглядно сравнить пример развития «Зарницы» в школах города Березники Пермской области и Глазов УАССР. В Глазове сложилась редкая уникальная ситуация, когда в паре школ города сложились уникальные условия - прекрасная материальная база и оптимальный подбор кадров, что давало очень хорошие результаты. Несколько школ, имея стабильные хорошие условия, значительно опережали остальные по уровню подготовки и если иногда в комплексе и уступали в ряде параметров, то в общем зачете всегда были впереди, как на городском, так и на республиканском уровне.

В Березниках ситуация была кардинально другой, отличительной особенностью города является обстоятельство стабильного и сильного развития зарничного движения в большинстве школ. Никогда в городе не было единственно сильной школы, команды которой становились бы постоянными чемпионами. В основном это связанно с ровным набором пионервожатых и преподавателей. Например, в 1970 г. отличилась команда Гагаринской школы, выиграв областной тур соревнований. В 1975 г. воспитанники 30 школы стали призёрами областного этапа игры. [3; 4, Ф. 196. КП-5259-5]. В1986 году отличились воспитанники школы №1, представлявшие наш город на областных соревнованиях. [4; 5, Ф. 196. КП-5259-8]. Кроме финальной тактической игры школьники участвовали в конкурсах специальностей, где так же постоянно занимали призовые места. В 1984 г. отличилась команда школы № 22, занявшая 3 место на областных соревнованиях по пулевой стрельбе. Связанно это было с отсутствием методики четкого подбора военруков и высокой мобильностью кадрового состава, который постоянно за счет молодых и приезжих специалистов, которые в короткие сроки могли резко повысить результативность отдельно взятой школы. [5; 2, Ф. 196. КП-5259-1].

К тому же, в городе сложилась уникальная ситуация с развитием системы дополнительного образования. Данная система была очень сильна и имела ог-

М1р://еНЬгагу.гиЛШе_аЬои1.а8р?И=33940 ИДНАКАР № 5 (22) 2014

ромное количество направлений работы, тем самым порой перетягивая отдельных ребят из возможной сферы влияния «Зарницы», к участию в спортивной и кружковой работе. Учреждения дополнительного образования никогда не были привязаны к отдельно взятым школам, а действовали на территории всего города, а учитывая разнонаправленность работы кружков, в городе получалась широкая прослойка учеников, обладающих определенными дополнительными навыками в какой-либо сфере: хорошей технической подготовкой, развитыми физическими данными, что приводило к ситуации стабильности. Победа той или иной школьной команды могла быть результатом отдельного во многом случайного фактора: пришел хороший набор детей, начал работу заинтересованный педагог, собрался набор детей занимающихся в системе дополнительного образования, и выигрывающих с большим отрывом один из этапов.

Третья особенность - очень сильное музейное движение. Если в Глазове музеи были старой традицией и работали стабильно, то в Березниках в 70-80 годы ХХ века наблюдается настоящий музейный бум, который привел к резкому росту конкуренции и достижению очень высоких результатов в музейном деле. Одними из самых титулованных школьных музеев города являются Музей 10 Уральского добровольческого танкового корпуса, созданного Южаниной Раисой Павловной [6; 7, М10УДТК. Ф.1.О.1.855]. и музей Героя СССР Братчикова, данные музеи выигрывали конкурсы даже всесоюзного масштаба. В рамках музеев шла активная поисковая работа, школьники ездили по стране, встречались с ветеранами, проводили различные мероприятия.[7; 6, М10УДТК. Ф.1.О.1.123].

Рассмотрев все вышесказанное, мы можем прийти к выводу, что «Зарница» представляла из себя не просто военно-тактическую игру на местности, а целый патриотический воспитательный комплекс всесоюзного уровня, который в 70-80- е годы ХХ века давал стабильные результаты в сфере патриотического воспитания, которые имели четкие критерии оценки и сравнения. При этом данная методика могла быть применима в абсолютно любой школе и каждой команде давала потенциально равные условия.

Источники и литература

1. Березниковский Художественно-исторический музей (БХИМ). Ф. 196. КП-1771.

2. Березниковский Художественно-исторический музей (БХИМ). Ф. 196. КП-5259-1.

3. Березниковский Художественно-исторический музей (БХИМ). Ф. 196. КП-5259-4.

4. Березниковский Художественно-исторический музей (БХИМ). Ф. 196. КП-5259-5.

5. Березниковский Художественно-исторический музей (БХИМ). Ф. 196. КП-5259-8.

6. Музеи 10-ого Уральского Добровольческого танкового корпуса (М10УДТК). Ф.1.О.1.123.

7. Музеи 10-го Уральского Добровольческого танкового корпуса (М10УДТК). Ф.1.О.1.855.

ЬИр://е11Ьгагу.гиЛШе_аЬои1.азр?1С=33940

ИДНАКАР № 5 (22) 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.