Научная статья на тему 'РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ВРАЧА В ГИГИЕНЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА'

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ВРАЧА В ГИГИЕНЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
150
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ВРАЧА В ГИГИЕНЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»

с тифом. Просим Наркомфин срочно выслать нам не менее ста млн.»1в. Последовало срочное распоряжение В. И. Ленина перечислить запрашиваемую сумму. В последующие годы Д. И. Ульянов работает в Москве.

О памятных периодах пребывания Д. И. Ульянова на Украине свидетельствуют названия улиц, материалы музеев, мемориальные доски на зданиях, где жили Ульяновы, в Киеве, Чаплине, Синельникове, Мелитополе. На одной из них указано, что «На станции Синельниково-11 в 1907 г. жил и работал врачом-эпидемиологом брат В. И. Ленина — Дмитрий Ильич Ульянов...»; имя Д. И. Ульянова носит синельниковская железнодорожная больница. Домик, где он жил, в годы Великой Отечественной войны был разрушен гитлеровцами, дом, где работал Дмитрий Ильич земским санитарным врачом, сохранился, ныне здесь находятся амбулатория и аптека. Синельниково в настоящее время является современным индустриальным городом.

Период революционной и врачебной деятельности Д. И. Ульянова на Украине, в частности в Екатеринославской губернии, является важным этапом творческой и революционной биографии врача-большевика, ленинца, внесшего большой всклад в дело борьбы пролетариата на Юге России за политическую свободу, социальные права и охрану здоровья трудящихся в дореволюционный период и в первые годы Советской власти.

Поступила 21/ХП 1976 г.

УДК 371.7

А. С. Дучкин

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ВРАЧА В ГИГИЕНЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Харьковский научно-исследовательский институт охраны здоровья детей н подростков

им. Н. К. Крупской

Мы изучили ряд вопросов, связанных с организацией работы школьного врача и участием его в санитарно-гигиенических мероприятиях. У 22 врачей Харькова путем анкетного опроса проанализировали общую нагрузку и распределение рабочего времени. Для более подробного выяснения возможностей, условий и качества проведения различных мероприятий школьным врачом и медицинской сестрой, фактических затрат времени на осуществление этих мероприятий был проведен недельный хронометраж рабочего времени медицинских работников трех школ 4 раза в течение учебного года.

Результаты анализа полученных данных обобщены и представлены в табл. 1 и 2.

Выявлено, что совершенно не регламентируется время проведения медицинскими работниками комплекса санитарно-гигиенических мероприятий, они даже не включаются в план ежедневной работы. В школах осуществляется главным образом профилактика инфекционных заболеваний (про-тивоэпидемиологическая работа, прививки и т. п.), хотя характер структуры заболеваемости учащихся обусловливает необходимость уделять больше времени общим санитарно-гигиеническим мероприятиям.

Мы изучили состояние здоровья 2826 учащихся 1—10-х классов трех общеобразовательных школ Харькова. Школьников обследовали педиатр, невропатолог, оториноларинголог и окулист. Проведены антропометрические и физиометрические измерения. Параллельно изучены микроклимат в школьных помещениях, расписание уроков в 1—10-х классах в течение учебного года. У 25,7% школьников выявлены функциональные нару-

18 Б. М. П о т у л о в. В. И. Ленин и охрана здоровья советского народа. Л., 1969, с. 164.

Таблица 1

Данные хронометражного учета недельного рабочего времени школьных врачей (в %)

Время проведения хронометража

первая половина сентября вторая половина сентября ноябрь апрель

Подготовительная работа 4,2 12,3 8,6 5,3

Лечебно-диагностическая работа 6,8 18,8 7,9 4,6

Противоэпидемическая » 22,0 6,9 21,4 27,9

Работа с документацией 38,4 48,2 54,2 43,8

Санитарно-гигиенические меропри-

ятия 4,4 2,2 2,9 6,0

В том числе контроль:

за работой пищеблока 4,1 2,2 2,9 4,2

за санитарным состоянием 0,3 0,6

школы — —

за проведением уроков физ- 1,2

культуры — — —

Санитарно-просветительная 3,3 0,4 2,0

работа 4,4

Организационная работа в школе, 14,6 3,8 0,1 6,1

поликлинике, санэпидстанции

Незагруженное время 1,4 1,6 1,6 1,7

Свободное » 0,9 0,7 0,8 0,6

Таблица 2

Данные хронометражного учета рабочего времени медицинских сестер (в %)

Время проведения хронометража

первая вторая ноябрь

половина половина апрель

сентября сентября

Вспомогательная работа 6,7 18,4 10,8 7,9

Оказание медицинской помощи 5,3 11,4 15,2 4,1

Противоэпидемиологическая рабо- 30,9 14,7 29,2 40,9

та

Работа с документацией 35,5 31,6 24,0 23,1

Санитарно-гигиенические меро- 4,4 4,8 5,1 6,2

приятия

В том числе:

контроль за работой пище- 4,3 4,5 4,8 4,5

блока

работа с техническим персона- 0,2 0,7

лом — —

контроль за санитарным со- 0,1 0,3

стоянием помещений — —

контроль за проведением уро- 0,1 1,0

ков физкультуры — —

Санитарно-просветительная работа — 6,7 — 5,1

Организационная работа в школе, 8,0 10,3 12,0 10,8

поликлинике, санэпидстанции

Незагруженное время 1,4 1.4 1,5 1,5

Свободное » 1,9 0,8 2,1 0,4

шения центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, у 10,2% — заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной систем и желудочно-кишечного тракта, у 18,8% — снижение остроты зрения и нарушения осанки. Все эти учащиеся должны находиться на диспансерном учете и быть под постоянным наблюдением школьного врача и медицинской сестры. Вместе с тем установлено, что затраты времени врача на лечебно-диагностическую деятельность, в том числе на работу с диспансерной группой, составляют в течение года 4,6—18,8%. Большая часть времени как врача школы (38,4— 54,2%), так и медицинской сестры (23,0—35,5%) уходит на работу с доку-

3*

67

ментацией; на проведение прививок и других противоэпидемических мероприятий врач тратит в среднем от 6,9 до 27,9% времени, медицинская сестра— от 14,7 до 40,9%.

Положением о школьном враче, утвержденным Министерством здравоохранения СССР 3/Х1 1947 г., и Приложением к приказу министра здравоохранения СССР № 885/143 от 14/1X 1976 г. в числе основных обязанностей школьного врача предусмотрено осуществление контроля за созданием соответствующих санитарно-гигиенических условий в школе. Однако, как свидетельствуют полученные нами данные, всего лишь 2,2'—6,0% недельного рабочего времени затрачивается врачом на указанные мероприятия; в основном это контроль за работой пищеблока (86% времени, предусмотренного на санитарно-гигиеническую работу). Медицинские сестры контролируют пищеблок почти ежедневно, затрачивая на это 10—25 мин в сутки (4,5% годового рабочего бюджета), контролируют его и школьные врачи (3,3% времени). Работа их в школьной столовой направлена на предупреждение пищевых отравлений и острых кишечных инфекций, в то же время 3,25% учащихся имеют хронические болезни органов пищеварения, а 12% — избыточный вес. Эти дети нуждаются в коррекции питания не только дома, но и в школе, так что деятельность медиков на пищеблоке должна быть расширена за счет организации диетпитания.

Изучение микроклиматических условий в школьных помещениях показало, что температура воздуха во всех классах превышает 20°С, а к концу занятий возрастает еще на 3—7°С; в рекреационных помещениях и физкультурных залах в 91% исследований она оказалась выше 20°С. Относительная влажность воздуха помещений школ в 40% исследований превышала допустимые нормы в Р/г—2 раза, а в 41,5% колебалась в пределах 29—39 %. Следовательно, микроклимат помещений, с которым тесно связаны как уровень работоспособности учащихся, так и их здоровье, также требует пристального внимания школьных медицинских работников. В то же время врач и медицинская сестра уделяют этой проблеме всего 0,1—0,6% своего рабочего времени.

В настоящее время в связи с переходом школ на кабинетную систему обучения, интенсификацией и увеличением продолжительности занятий необходимо, чтобы медицинские работники больше времени занимались вопросами проведения учебного процесса в школе. В бюджете рабочего времени врача не предусмотрено время на участие в составлении расписания уроков. Анализ расписания 516 уроков выявил в43,7% случаев нарушения: большее, чем предусмотрено уставом школы, количество учебных часов, неправильное чередование уроков различной трудности, включение в один день уроков труда и физкультуры, сдвоение этих уроков. Обращает на себя внимание слабая связь медицинских работников с педагогами. На педагогических советах обсуждаются вопросы состояния здоровья школьников, но никогда не рассматриваются гигиенические условия.

Известно, что оздоровительное значение урока физического воспитания зависит от правильного его построения, нагрузки на организм с учетом возраста, состояния здоровья детей и соблюдения гигиенических условий его проведения. Между тем анкетный опрос 22 школьных врачей Харькова показал, что только 10 из них регулярно контролируют проведение этих уроков. Указанное в равной степени относится и к урокам труда.

Хронометраж рабочего времени школьных врачей позволил выявить, что лишь в одной школе один раз в учебном году врач контролировал проведение уроков физкультуры, правильность их построения, выводил физиологическую кривую. В то же время в 48% случаев школьники обращаются в кабинет врача за медицинской помощью по поводу травм, которые они получили, находясь в школе (на уроках труда, физкультуры, химии, на переменах).

Для успешного выполнения задач по воспитанию здоровых, социально дееспособных детей и подростков необходима систематическая совместная

работа школьных врачей и педагогов в направлении создания и обязательного соблюдения соответствующих санитарно-гигиенических условий в школе. Наряду с лечебно-оздоровительной и противоэпидемической работой врач в школе должен осуществлять постоянный контроль за гигиеническими условиями организации и проведения производственного обучения, физической подготовки и отдыха учащихся, организацией их режима дня и питания.

Эти разделы работы должны быть включены в план деятельности врача и его непосредственного помощника — медицинской сестры школы.

Чтобы эффективно сочетать лечебную работу с гигиеническими мероприятиями, школьный врач-педиатр и медицинская сестра должны иметь специальную подготовку по вопросам санитарии и гигиены. В связи с этим одна из важных задач кафедр гигиены детей и подростков институтов усовершенствования врачей, а также научно-исследовательских институтов соответствующего профиля •— подготовка врачей и медицинских сестер по школьной медицине и гигиене на курсовых занятиях, семинарах, конференциях по специально разработанным программам.

Поступила 3/ХП 1976.|г.

Методы исследования

УДК 614.72-071.25

Канд. мед. наук Н. Г. Андреещева

АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОВ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОРОГА ЗАПАХА ВЕЩЕСТВ ПРИ ОБОСНОВАНИИ ИХ МАКСИМАЛЬНЫХ РАЗОВЫХ ПДК В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ И ВЕРОЯТНОСТНАЯ ОЦЕНКА ИХ МЕТОДОМ ПРОБИТ-АНАЛИЗА

Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина, Москва

Нормирование содержания вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест основывается прежде всего на экспериментальном определении порога обонятельного ощущения их. В течение 25 лет в соответствии с рекомендацией секции по санитарной охране атмосферного воздуха поры запаха веществ устанавливали с помощью единой методики (В. А. Рязанов и соавт.). Это позволяет осуществить анализ накопленных материалов с целью оценки их и поиска путей по совершенствованию методических подходов к изучению и нормированию атмосферных загрязнений по их рефлекторному действию.

Мы проанализировали материалы по определению порога запаха около 80 веществ, что послужило основой к "установлению их максимально разовых ПДК в атмосферном воздухе. Только 50 из этих веществ имели исходный табличный материал, необходимый для анализа. Установлено, что порог обонятельного ощущения авторы изучали минимально на 11—12 и максимально на 25—30 волонтерах. При этом для 2/3 веществ порог запаха определяли на 16—30 добровольцах, из них для 14 веществ •— на 25— 30 лицах. Число исследованных концентраций, в которое входила пороговая и подпороговая по неспецифическому запаху, было также различно и составляло от 3 до 12: 15 авторов изучили 3—5 концентраций, 20 авторов •— 6—7, 13 авторов — 8—10 и 2 автора'— 11—12 концентраций одного вещества. Диапазон указанных концентраций, включая несколько первых со 100% положительными ответами, колебался от 1,4—2,0 до 20 раз и в отдельных случаях до 25—35 раз, дикетен —• до 303 раз. Если диапазон исследо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.