Научная статья на тему 'ИТОГИ ПЛЕНУМА УЧЕНОГО МЕДИЦИНСКОГО СОВЕТА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР ПО ПРОБЛЕМЕ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

ИТОГИ ПЛЕНУМА УЧЕНОГО МЕДИЦИНСКОГО СОВЕТА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР ПО ПРОБЛЕМЕ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИТОГИ ПЛЕНУМА УЧЕНОГО МЕДИЦИНСКОГО СОВЕТА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР ПО ПРОБЛЕМЕ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

ИТОГИ ПЛЕНУМА УЧЕНОГО МЕДИЦИНСКОГО СОВЕТА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР ПО ПРОБЛЕМЕ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Е. М. Белостоцкая

Большим и важным событием для школьной гигиены явился прошедший в Сверд ловске 11—13 мая 1960 г. пленум Ученого медицинского совета Министерства здравоохранения РСФСР, специальное заседание которого было посвящено гигиеническим вопросам в связи с перестройкой среднего образования. По этой проблеме было заслушано 6 докладов. В одной из них заместитель Главного государственного санитарного инспектора Министерства здравоохранения РСФСР Г. А. Заликин остановился на новых задачах санитарного надзора за работой школ в городе и на селе. Докладчик подчеркнул необходимость усиления текущего санитарного надзора за режимом работы школы, особенно в отношении правильного сочетания умственного и физического труда школьников, охарактеризовал новые объекты санитарного надзора, в частности условия труда учащихся на производстве и в сельском хозяйстве, сельскохозяйственной практики учащихся городских школ, общественно-полезный труд сельских школьников во время летних каникул, выбор промышленных предприятий для работы школьников с целью исключения вреднего влияния производственных факторов на здоровье учащихся. Г. А. Заликин выдвинул ряд вопросов о необходимости нормирования труда школьников в соответствии с возрастом.

Проф. С. М. Громбах в своем докладе охарактеризовал задачи в области гигиены детей и подростков, поставленные в связи с проведением в жизнь закона об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР. Остановившись на больших оздоровительных возможностях труда, он подчеркнул, что труд играет оздоровительную роль только при условии гигиенического нормирования, его интенсивности, продолжительности и условий, в которых он протекает. При этом нагрузку школьников следует исчислять суммарно — и по умственному, и по физическому труду. В докладе был поставлен вопрос об изменении характера медицинского осмотра школьников, о необходимости восстановления профкон-сультативной работы в системе здравоохранения. Основные научные проблемы, подлежащие разрешению в ближайшие годы, по мнению докладчика, это — гигиена обучения и труда подростков в различных областях промышленности и сельского хозяйства, определение профессиональной пригодности подростков, санитарное благоустройство школьных и межшкольных мастерских и учебных цехов, разработка норм питания подростков в зависимости от их возраста и вида труда.

Доклад проф. С. Е. Советова был посвящен режиму учебной и трудовой деятельности учащихся городских школ. Режим для учащихся в настоящее время следует рассматривать только во взаимосвязи учебной и трудовой деятельности, определяющих общую нагрузку учащихся в течение учебного дня, недели и года. При этом режим учебной и трудовой деятельности должен быть дифференцирован по возрасту. Проф. С. Е. Советов остановился на необходимости улучшения преподавания школьной гигиены в педагогических институтах и институтах усовершенствования учителей и поставил вопрос об изменении профиля школьных врачей и характера их подготовки для осуществления охраны труда учащихся в школе и на производстве.

Большой интерес представил доклад главного врача городской санитарно-эпидемиологической станции Свердловска М. Б. Ростика. На основании обследования 20 школ в 6 районах города с применением гигиенических исследований условий обучения и труда, недельного хронометража режима дня 1422 учащихся он дал характеристику режиму, фактически сложившемуся в школах города.

Обнаружены серьезные недочеты в режиме дня учащихся: большая суммарная нагрузка, сдвоенные уроки, работа на производстве по 5 часов без перерыва и т. д Доклад М. Б. Ростика выявил большие резервы для научно-практической работы са-ннтарно-эпидемиологических станций. Анализ его материалов особенно важен в настоящее время в начальной фазе перестройки народного образования.

В докладе Е. М. Белостоцкой о режиме учебной и трудовой деятельности учащихся сельских школ была показана специфика трудового обучения в условиях сельской школы, связанная с сезонностью работ и профилем колхоза или совхоза. В связи с этим большой круг вопросов подлежит научному изучению и гигиеническому нормированию. Между тем научная тематика по изучению режима учебной и трудовой деятельности очень незначительна (3 темы по РСФСР) и нуждается в расширении с привлечением гигиенистов труда и клиницистов.

Много вопросов в связи с реорганизацией системы народного образования выдвинул член-корреспондент АМН СССР проф. А. А. Минх в докладе «Гигиена физического воспитания школьников». Он поставил вопрос о физиологическом обосновании уроков физической культуры, нормировании физической нагрузки школьников, разработке системы физкультурной организации перемен. Перестройка среднего образования выдвигает также необходимость изучения физкультурных режимов в школах разного профиля, определения места урока физкультуры в новом режиме учебного

дня, гигиенического обоснования комплексов производственной гимнастики и т. п. Проф. А. А. Минх указал на желательность улучшения подготовки врачей и педагогов по гигиене физического воспитания и врачебного контроля, пересмотра существующей системы деления школьников на медицинские группы.

В прениях по докладам выступило 17 человек-—представители разных городов федерации (Москва, Ленинград, Свердловск, Новосибирск, Казань, Иркутск, Саратов и др.). Все они с удовлетворением отмечали своевременность постановки на пленуме Ученого медицинского совета Министерства здравоохранения РСФСР гигиенических вопросов в связи с перестройкой среднего образования. Общим пожеланием было расширить тематику, связанную с разбираемой проблемой, для чего необходимо усилить существующие научные ячейки, занимающиеся изучением вопросов гигиены детей и подростков в научно-исследовательских институтах и на кафедрах общей и школьной гигиены медицинских институтов федерации. Выступавшие останавливались на важности уменьшения нагрузки школьно-санитарных и школьных врачей и изменения форм медицинского обслуживания школьников, при котором особое внимание следует уделять профессиональному отбору и профессиональной ориентации.

По заслушанным докладам пленум Ученого медицинского совета принял резолюцию, которая утверждена специальным приказом министра здравоохранения РСФСР от 31 мая 1960 г.

В резолюции предусматривается расширение научных исследований по гигиене детей и подростков, в первую очередь в области гигиены производственного обучения школьников; при этом особое внимание рекомендуется обратить на гигиену труда школьников в сельском хозяйстве; организации при Ученом медицинском совете Министерства здравоохранения РСФСР проблемной комиссии по гигиене детей и подростков; создание отделов гигиены детей и подростков в Саратовском институте сельской гигиены, Свердловского института гигиены труда и расширение отделов гигиены подростков в институтах гигиены труда и профессиональных заболеваний (Ленинградском, Горьковском, Новосибирском); изменение медико-санитарного обслуживания детей и подростков и улучшение его в сельских местностях; улучшение подготовки молодых врачей в области врачебного контроля. Намечено поставить ряд вопросов (по режиму и гигиеническим условиям обучения и труда) на разрешение Совета Министров.

Проведение в жизнь мероприятий, отраженных в резолюции, будет способствовать дальнейшему улучшению здоровья школьников в новых условиях перестройки среднего образования.

Ъ Ъ -й-

ИТОГИ НАУЧНОЙ СЕССИИ МОСКОВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ГИГИЕНЫ ИМЕНИ Ф. Ф. ЭРИСМАНА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР

Доцент И. В. Рощин

В марте 1960 г. состоялась научная сессия Московского научно-исследовательского института гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР., которая подвела итоги научной деятельности института за 1959 г.

Центральное место в деятельности института занимали вопросы гигиены в нефтехимической промышленности.

В докладе по гигиене труда в производстве фенола и ацетона (М. И. Фонгауз, В. А. Хрусталева, И. А. Селина) дана гигиеническая оценка условий труда на одном из крупнейших предприятий нефтехимической промышленности. Было показано, что, несмотря на высокую степень автоматизации и телеуправления производственными процессами, все еще остаются значительными концентрации в воздухе рабочих помещений предельных и непредельных углеводородов, бензола, изопропилбензола, ацето-фенона, органических кислот и др. Пары этих веществ обнаруживаются также в атмосферном воздухе на территории завода, вокруг него, а также на больших расстояниях от завода (М. А. Пинигин). Исследование сточных вод и условий спуска их позволило изучить характер и степень загрязнения водоема вредными веществами и определить мероприятия, направленные на обеспечение санитарной охраны водоема (Р. Д. Смирнова и Г. П. Зарубин). Основной причиной загрязнения воздуха и поступления в сточные воды ряда токсических веществ являются продукты многих побочных реакций, которых технологам и химикам пока еще не удается избежать. Одновре менно группа сотрудников клинического отдела (М. Д. Багнова, А. М Вялов, П. С. Кубланова и др.) изучала состояние здоровья работающих, а токсикологическая

7*

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.