Научная статья на тему 'О работе школьного врача'

О работе школьного врача Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
141
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О работе школьного врача»

строительство обогатительной фабрики позволит исключить профессию породоотборщиц.

При строительстве наклонных шахт будет одновременно разрешен вопрос о подъеме и спуске рабочих и груза в разрезы и на поверхность.

Следует механизировать раскайловку угля.

3. В целях борьбы с пожарами и пылью необходимо оборудовать водопроводные магистрали, снабженные тройниками для присоединения гибких шлангов, обеспечивающих подачу воды к рабочим забоям, к местам погрузки и перевалке породопопутной вскрыши. Этот же водопровод должен служить целям пожаротушения на технологических комплексах.

4. Для санитарно-бытового обслуживания рабочих при открытых разрезах необходимо строить бытовые комбинаты с душевыми, механизированной прачечной, фляговыми, сатураторными установками и с помещением для здравпунктов.

Ъ Ъ Ъ

А. А. Бирюкович

О работе школьного врача

Из отдела гигиены Института педиатрии АМН СССР

За последние годы Министерством здравоохранения СССР был издан ряд директивных указаний по вопросам улучшения медицинского обслуживания школьников.

В связи с перестройкой всей системы обслуживания детского населения поставлен вопрос о необходимости повышения квалификации школьных врачей путем вовлечения их -в работу объединенной больницы.

Задачами данного исследования являлись: углубленный анализ деятельности школьного врача под углом зрения оценки возможности привлечения его к работе объединения и выявление возможностей рационализации отдельных элементов работы.

Детально наблюдая за работой врача в средней школе, проведя недельный хронометраж каждого месяца учебного года, мы поставили себе задачу познакомиться с работой целого ряда школьных врачей, выделявшихся лучшей постановкой отдельных элементов работы.

Детальный анализ работы школьного врача проводился в женской школе № 45 Фрунзенского района, расположенной в типовом здании, с количеством учащихся 1 400. Занятия в школе проводятся в две смены. Школа имеет одного врача и медицинскую сестру.

Разработку полученного материала мы вели по 4 основным разделам, указанным в «Положении о школьном враче» от З.Х1.1947 г. Анализируя материал первого раздела «Состояние здоровья школьников», мы хотели выяснить степень занятости врача и оценить качество самого осмотра.

Как известно, контроль за состоянием здоровья школьников осуществляется углубленными осмотрами, проводимыми школьными врачами два раза в год (осенью и весной), и систематическим наблюдением за здоровьем детей, взятых на особый учет.

Как показал хронометраж отдельных недель осеннего периода, на проведение углубленного осмотра уходило 55—65% всего недельного бюджета времени. Обычно в день осматривали 15—20 человек. В школе № 45 осмотр был закончен к 15 декабря — сроку, установленному Министерством здравоохранения СССР. Казалось бы, что если за урок врач

осматривает (с записью в индивидуальную карту ребенка) 4—5 человек, то при правильно организованном потоке детей врачу для осмотра всей школы потребуется 265 часов, т. е. около 2 месяцев. Однако знакомство с работой 10 других школ Москвы показало, что в 6 школах сроки осмотра были растянуты до февраля, в 3 (мужских) до марта и только в одной (женской) осмотр закончен в конце декабря. Такой длительный срок проведения углубленного осмотра, безусловно, снижал его практическую ценность. Так, врачи значительно запаздывали с правильным распределением детей по соответствующим их росту партам, с большим опозданием комплектовали физкультурные группы, запаздывали с выявлением детей, нуждающихся в специализированной помощи. Проведение же в срок данного мероприятия в школе № 45 было достигнуто четкой организацией работы, помощью врачу со стороны директора школы и всего педагогического коллектива, заранее продуманным планом очередности осмотра различных возрастных групп и отдельных детских контин-гентов по состоянию их здоровья, заранее подготовленными журналами со всеми нужными предварительными записями, а также организацией флюорографического исследования в стенах школы.

Врач этой школы в первые 2—3 недели проводит только антропометрические измерения всех девочек, благодаря чему сразу определяет номер парты, на которой должны сидеть школьницы, и уточняет состав класса. Попутно производится беглый опрос о летнем отдыхе и о перенесенных летом заболеваниях. Затем врач приступает к осмотру детей, вновь поступивших в первые классы, и детей, взятых на учет по прошлому году. Только после этого начинается массовый осмотр учащихся.

Благодаря углубленному осмотру и опросу учащихся о перенесенных заболеваниях были выявлены и взяты на учет ослабленные дети, страдающие ревматизмом, нервными заболеваниями, дефектами слуха, зрения и т. д.

Таким образдм, при продуманной организации данного мероприятия, дающего возможность осмотра 15—20 человек в день, осмотр всех детей был закончен в 3 месяца, причем в течение сентября дети были правильно распределены по партам и в физкультурные группы. Изучая организацию проведения углубленного осмотра, мы решили оценить его качество.

Приход специалиста в школу и осмотр вместе со школьным врачом выделенных для консультации детей более эффективен, чем направление школьника с запиской в поликлинику. Такой совместный осмотр ребенка со специалистом сохраняет значительное количество времени врачу, дает возможность сразу же в случае надобности исправить свою ошибку, способствует повышению знаний школьного врача в данной области. Кроме того, требование дополнительных обследований (полного анализа крови, анализа мочи, кала на яйца глистов и др.) углубляет качество наблюдения и дает возможность врачу в школьной индивидуальной карте ребенка иметь все данные клинического наблюдения, кото рые при консультации в поликлинике записывались бы в истории болезни участкового врача.

Изучая нагрузку школьного врача, ¡выясняя количество времени, необходимого ему для выполнения того или другого мероприятия, мы попытались также подсчитать то примерное количество часов в год, которое затрачивает врач в совместной работе со специалистами. В районе поли клиники № 56, куда входит школа № 45, врачи-специалисты посещают школу по графику. Так, врач-фтизиатр консультирует в школе 3 часа в неделю, что составляет в году 102 часа. Психоневролог в течение года проводит 10—12 консультаций по 3 часа, что составляет за год 36 часов. Ото-ларинголог и стоматолог работают в школе по 3 часа ежедневно в течение 2 недель одновременно (36 часов). Окулист работал 3 часа

3*

35

(консультация по поводу определения остроты зрения). Всего 177 часов в год. Таким образом, если эти часы (177 часов) добавить ко времени, необходимому для проведения углубленного осмотра школьным врачом, то такой высококачественный осмотр требует примерно 450 часов из всего годового бюджета времени.

В конце учебного года по «Положению о школьном враче» следует проводить вторичный углубленный осмотр поголовно всех учащихся. Однако в большинстве районов это требование не выполняется. Происходит это потому, что, закончив первый осмотр детей в декабре—январе, врач физически не может снова через 2 месяца пересматривать всю массу учащихся. В этот период учебного года врач должен выполнить целый ряд новых обязанностей. Он должен обеспечить проведение весенних противоэпидемических и профилактических мероприятий, проведение дегельминтизации, закончить подготовку учащихся к сдаче норм по ГСО и БГСО, подготовить школьников к участию в соревновании детских санитарных постов, наконец, заполнить и выдать обменные карты всем едущим в лагерь.

В «Положении о школьном враче» указывается, что целью вторичного осмотра является выяснение динамики физического развития и состояния здоровья учащихся за год. Просматривая по карточкам записи первичного и вторичного осмотра, мы не нашли в большинстве случаев какой-либо разницы. Обычно данные осмотра были крайне идентичны и однотипны. Время, прошедшее между первыми и вторыми антропометрическими измерениями, было настолько малым, что оно не могло отразить динамики физического развития детей за год. Кроме того, разработав материал обоих углубленных осмотров и остальной медицинской документации с точки зрения источника выявления патологии, мы убедились, насколько мал процент выявления новой патологии углубленными осмотрами, особенно вторичными.

Малое выявление патологических форм непосредственно даже первичным осмотром не означает, что мы не придаем значения одноразовому осмотру детей всей школы. Осенний осмотр учащихся закладывает начало наблюдения в данном учебном году над ослабленными детьми, выявляет детей, нуждающихся в консультации специалиста, дает материал для наблюдения в возрастном разрезе, выявляет костно-мышечную патологию и. наконец, способствует налаживанию контакта врача с детьми, педагогами и родителями. Однако при всей значимости первичного углубленного осмотра вторичный осмотр, проходящий крайне бегло, без консультаций специалистов, с крайне малым выявлением патологических форм, при имеющейся колоссальной нагрузке школьного врача, по нашему мнению, не обоснован К тому же отсутствие специальных часов для проведения медицинской работы в школе приводит к снятию врачом по договоренности с педагогом детей с уроков. Если в начале учебного года это удается, то в конце года, когда заканчивается изучение учебной программы, это крайне трудно.

Известно, что роль углубленного осмотра состоит не только в выявлении и взятии на учет ослабленных или больных детей, а также в установлении дальнейшего наблюдения за ними. Систематичность вторичных наблюдений за ослабленными детьми и точный учет их в значительной мере зависят от четкости заведенной документации.

Ежедневно врачи школы, обычно на переменах, ведут амбулаторный прием. Как показал хронометраж, врач на эту часть работы тратит l'A—2 часа в неделю. В год это отнимает примерно 51 час.

1 Вопрос об однократном или двукратном медицинском осмотре школьников в течение учебного года требует более глубокого изучения. Ред.

В анализе материала годового амбулаторного приема обращает на себя внимание большое количество детей, приходящих к врачу по поводу головных болей. Так, в течение года в нашей женской школе к врачу обратилось 656 человек с жалобами на головную боль, что составляет 36,6% от общего числа обращений. Большое число жалоб на головную боль и в мужской школе показывает, что это не связано с функциональными особенностями девочек в период полового созревания. В мужской школе процент обращений с жалобами на головную боль также превышает остальную обращаемость. В связи с этим мы стали искать причины частых головных болей в режиме дня школьников и в санитарном состоянии классов. Оказалось, что учителя часто задерживают детей на уроке, чем значительно уменьшают время перемен. Окна на переменах не всегда открываются, а если и открываются, то на очень короткое время, дети из классов выходят не все, особенно учащиеся старших классов. Кроме того, опрос школьников, жалующихся на головные боли, выяснил, что они бывают очень мало на воздухе, особенно дети, учащиеся во вторую смену, все пребывания на улице которых часто сводится к уходу и приходу из школы.

Анализ материала по контролю за правильной постановкой физического воспитания в школе показал, что, несмотря на то, что в обязанность школьного врача входит регулярное наблюдение за постановкой уроков физического воспитания и за правильным распределением физкультурных нагрузок, многие школьные врачи уделяют этому участку работы крайне мало времени, ссылаясь на общую перегрузку. Однако имеются школы, где этот вид работы поставлен относительно хорошо. Так, в школе № 29 Фрунзенского района хорошо налажено силами детей наблюдение за посещением уроков физкультуры. Кроме того, врач, регулярно посещая эти уроки, следит за правильным распределением физкультурных нагрузок.

В школе № 114 Филатовского объединения организована добавочно к урокам физкультуры для обеих смен зарядка по радио. Директор школы и учителя, отмечая повышение работоспособности учащихся и улучшение их дисциплины, горячо поддерживают врача в его начинаниях по физкультурно-массовой работе. Помимо ежедневной зарядки, врачу удалось организовать в школе еще занятия по корригирующей гимнастике с 25 детьми, имеющими плохую осанку, из вторых классов. По плану врач присутствовал раз в неделю на занятиях по корригирующей гимнастике в каждой группе (по 45 минут), по одному разу в неделю наблюдал за зарядкой в первой и второй смене (по 15 минут) и один раз посещал урок физкультуры.

Таким образом, этот важный участок работы при самом скромном подсчете времени отнял у врача в год (без первоначальной организации) 68 часов.

Переходя к анализу противоэпидемической работы, необходимо отметить, что основной задачей противоэпидемической работы в школе является: предупреждение инфекционных заболеваний, организация профилактических прививок.

Предупреждение и борьба с распространением инфекционных заболеваний в школе достигается: а) проведением профилактических осмотров, б) регулярным наблюдением за посещаемостью детей, в) недопущением в школу на установленные сроки карантина детей, имевших дома контакт с больными.

Хронометраж первой недели после летних каникул показал, что на профилактический осмотр всех детей школы и на составление отчета в поликлинику по этому мероприятию ушло 14 часов, т. е. 2Чг рабочего дня. Такие массовые осмотры в году проводятся три раза — после летних, зимних и весенних каникул; можно ориентировочно предположить, что врачу

потребуется на их проведение 44 часа в год. В течение года на профилактические осмотры в связи с инфекционными заболеваниями врач этой школы вынужден был истратить 96 часов в год.

Так, врач и сестра должны были осматривать в течение 12 дней детей, имевших контакт с больными скарлатиной (63 часа), взять мазки из носа на палочку дифтерии, одномоментно осмотреть классы по ветряной оспе, кори, краснухе (31—32 часа). По частоте инфекционных заболеваний в году школа № 45 не выделялась среди других школ этого района. Таким образом, 96 часов за год, потраченные врачом на профилактический осмотр по инфекционным заболеваниям, — цифра не преувеличенная.

Очень важным и трудным элементом в этом разделе работы является выяснение причин отсутствия учеников.

На всю эту нужную и чрезвычайно ответственную работу, по данным хронометража, врач потратил в течение недели 3 часа, что может составить в год около 102 часов.

Следующими моментами, предупреждающими распространение и занос инфекционных заболеваний в школу, являются освобождение от занятий детей, находящихся в контакте с больными дома, и проведение профилактических прививок. Эти мероприятия проводятся по школам медицинскими сестрами под наблюдением врача. Врач обязан выделить детей, подлежащих прививкам, осмотреть их и убедить в необходимости последней.

В школе проводят прививки против дифтерии, туберкулеза, оспы, вакцинацию по Безредка весной, сюда же можно отнести и дегельминтизацию, проводимую 2 раза в год (зимой и весной). Время, необходимое врачу на этот раздел работы, можно подсчитать только крайне ориентировочно, к тому же уменьшив его.

При самой хорошей организации, при постоянной помощи педагогического коллектива на противоэпидемическую работу ушло за год 374 часа из всего бюджета времени.

Следующим разделом работы врача является повседневный контроль за санитарным состоянием и благоустройством школы, питанием детей, руководство и консультация педагогам в их работе по привитию детям санитарно-гигиенических навыков.

При недельном хронометраже каждого месяца в течение учебного года мы только в первой неделе отметили специальные обходы врача с целью контроля за санитарным состоянием школы. В течение последующего времени контроль производился, по словам врача, не специально, а по ходу других работ.

Борьба врача за здоровую школу и школьника не может быть достаточно эффективна без санитарно-просветительной работы прежде всего среди учащихся, педагогов, технического персонала и родителей. Необходимо отметить, что этот раздел работы при всей его трудности и трудоемкости во многих школах поставлен хорошо. В этой работе чувствуется влияние домов санитарного просвещения.

Анализ годовых записей в школе № 45 показал, что врачом в течение года было проведено:

1) 190 бесед с учащимися разных классов на самые разнообразные темы. По словам врача и по данным хронометража отдельных бесед, продолжительность их обычно 10—15 минут. Таким образом, в год это составило примерно 47 часов;

2) с педагогами было проведено 40 бесед. Если считать, что Продолжительность их тоже 10—15 минут, то на это ушло 10 часов;

3) с техническим персоналом проведено 14 бесед. Продолжительность беседы — 20—30 минут. Таким образом, за год это составило 7 часов;

4) врачом сделано 4 выступления на педагогических советах. Продолжительность педагогического совета — 3—4 часа. Это составило в год 16 часов;

5) с родителями по классам проведено 40 бесед, продолжительность их около часа. Следовательно, на это в год ушло 40 часов;

6) сделано 3 выступления на общих родительских собраниях продолжительностью около часа;

7) проведено 8 занятий по БГСО с 6 классами, по ГСО—12 замятий с 3 классами. Продолжительность занятий 45 минут. Таким образом, на подготовку значкистов по БГСО и ГСО ушло 63 часа;

8) наконец, по подготовке к районным соревнованиям санитарных постов проведено 6 занятий с санитарным активом по 45 минут, что составляет 4 часа 30 минут.

Таким образом, даже при всем этом, конечно, не полном учете сани-тарно-просветительной работы в течение года на этот раздел было истрачено 193 часа из годового бюджета времени.

Ряд школьных врачей, стремясь найти время для улучшения постановки отдельных элементов работы, привлекает очень успешно к сани-тарно-просветительной работе среди школьников самих детей и студентов близко расположенных медицинских институтов (последних чаще используют для ведения занятий по ГСО и БГСО). Так, в школе № 29 Фрунзенского района из учащихся создан хороший, крепкий санитарный актив. Девочки сами выпускают газеты, санитарные листки, проводят соответствующие доклады в младших классах. К проведению санитарно-просветительной работы привлечена и масса пионеров, возглавляемая комсомольцами. В план работы вожатых включен выпуск газет на санитарно-гигиенические темы, на отрядных сборах проводятся беседы о режиме дня, ставятся соответствующие пьесы. Врач школы отмечает, что, благодаря такому привлечению школьниц к санитарно-просветительной работе, она выиграла много времени для своей остальной работы.

Из анализа основных разделов работы врача можно заключить, что работы в школе очень много, она крайне разнообразна, требует органи-

Время, потраченное врачом на проведение основных мероприятий в школе в течение года

Раздел работы Название мероприятий Число часов

I Контроль за состоянием здоровья школьников а) углубленный осмотр ............... б) вторичный осмотр отдельных групп детей. . . . в) работа со специалистами ............ 265 164 177

II Контроль за правильной постановкой физического воспитания ......•............. 68

III Профилактическая работа.............. 347

IV Санитарно-просветительная работа .......... 193

Итого. . . . 1 214

заторских способностей. Качество работы в большей степени зависит от способности врача организовать и привлечь к своей работе коллектив детей, педагогов и родителей. Можно ли считать, что школьный врач даже при прекрасной согласованной работе всего коллектива может выполнить весь объем своей работы, не снижая качества, за 4 часа в день,

отдавая 2 часа больнице? Нам кажется, что на данном этапе, при двухсменное™ занятий в школах, это сделать нельзя. Наш анализ работы показал, что только на проведение основных разделов врачебной работы в хорошо организованной школе при поддержке всего педагогического коллектива необходимо было потратить (см. таблицу) 1 214 часов из общегодового бюджета времени. Это время уже в полтора раза превышает годовое количество часов (816), имеющееся у врача при ежедневной четырехчасовой работе в школе.

В это число часов не вошло время, необходимое врачу для ведения многочисленной документации и составления отчетов, связи с поликлиникой и эпидемиологом района, не вошло время, необходимое для улучшения внешней среды в школе, для организации горячих завтраков и для целого ряда других организационных моментов, не поддающихся учету.

Выводы

1. Работа врача в школе крайне разнообразна, трудно* учитываема, требует большого организаторского умения в привлечении к работе коллектива учителей, родителей, самих детей.

2. Данная нагрузка врача исключает возможность включения его в объединение по общему типу (4 часа в школе и 2 часа в больнице).

3. На основании изучения опыта с целью проведения в срок углубленного осмотра и улучшения его качества можно рекомендовать проведение этого мероприятия по этапам:

а) быстрые антропометрические измерения всех детей школы для определения номера парты, выяснение фактического состава классов и летней заболеваемости по школе;

б) осмотр детей первых классов и детей, взятых на специальный учет по прошлому году;

в) осмотр всех остальных детей;

г) привлечение к углубленному осмотру специалистов из районной поликлиники, что определит большее выявление патологических отклонений.

4. Проведение вторичного весеннего осмотра всех детей школы нецелесообразно. Вторичный углубленный осмотр должен быть распространен только на детей, взятых на специальный учет и получающих обменные карты при поездке в лагерь.

5. Проведение работы по физическому воспитанию в школе лучшим образом следует организовать в виде зарядки перед уроками, занятий по корригирующей гимнастике с отобранными детьми, посещений и наблюдений врача за учебными уроками по физическому воспитанию.

6. Успешное проведение противоэпидемической и санитарно-просве-тительной работы врача удается при привлечении коллектива учителей, родителей и самих детей.

7. Правильное наблюдение за отсутствующими, за непосещающими уроки физкультуры также выполняется (на основании опыта передовых школ) путем привлечения к этой работе самих детей.

тйг *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.