Научная статья на тему 'Из опыта санитарной агитации во время войны (По материалам домов и пунктов санитарного просвещения в РСФСР)'

Из опыта санитарной агитации во время войны (По материалам домов и пунктов санитарного просвещения в РСФСР) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
32
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из опыта санитарной агитации во время войны (По материалам домов и пунктов санитарного просвещения в РСФСР)»

ИЗ ОПЫТА МЕСТ

И. Н. ЯКОВЛЕВ

Из опыта санитарной агитации во время

войны

(Пэ материалам домов и п/нктов санитарного просвещения в РСФСР1)

Из Центрального института санитарного просвещения1 НКЗдрава СССР, Москва

1. Об организационных связях домов и пунктов санитарного просвещения. В условиях войны к санитарной агитации предъявляются повышенные требования. Они касается прежде всего массовости, широкого размаха агитации, вовлечения в санитарно-оздоровительную и противбэпидемическую работу всего населения. Одним из требований времени является быстрота развертывания сани-тарно-агитационных мер. Другое требование — это непосредственная эффективность: нужно получать возможно быстрее результаты. Наконец, важнейшее требование — тесная связь с задачами обороны страны: «Все для войны, все для скорейшей победы над врагом». Участвуя в постановке агитации на этих основах, наши дома и пункты санитарного просвещения прежде всего должны быть прочно и повседневно связаны с учреждениями здравоохранения, партийными, комсомольскими и профсоюзными организациями.

Руководители некоторых учреждений санитарного просвещения сумели хорошо организовать и с большим успехом использовать эти связи.

Руководством Свердловского областного дома санитарного просвещения обеспечена прежде всего постоянная связь с облздравотделом и его аппаратными подразделениями. Зав. домом является членом областных противоэпидемического и амбулаторно-поликлиничёского советов и. членом областной витаминной комиссии. Непосредственное участие в этих совещаниях помогает дому санитарного просвещения правильно налаживать свою деятельность.

Работники дома санитарного просвещения также систематически участвуют в совещаниях, организуемых в облздравотделе. Этот тесный контакт позволяет руководству дома санитарного просвещения использовать инспекторский состав облздравотдела для проверки санитарной агитации на местах и помощи местам. Инспектора облздравотдела, выезжая на места, получают от дома санитарного просвещения детально разработанные программы обследования дела санитарной агитации и указания по организационно-методической помощи. Такая практика приводит к тому, что отделы и управления облздрава непосредственно руководят санитарной, агитацией в своей отрасли, пользуясь методической помощью со стороны дома санитарного просвещения.

В ряде областей и краев (Красноярский край, Новосибирская и Читинская области) заведующие домами санитарного просвещения являются по совместительству заведующими отделами или инспекторами санитарного просвещения в областных отделах здравоохранения. Подобное

1 В статье использован наиболее подробно опыт Свердловского дома санитарного просвещения, а также и некоторых других. , • , •

совмещение сейчас, при недостатке специальных работников по санитарному просвещению, является целесообразным!. Это совмещение-обеспечивает более прочную и повседневную связь с учреждениями здравоохранения.

Важнейшим организационным звеном) в деятельности дома санитар-лого просвещения является связь с партийными органами. Эта связь обеспечивает и идейную,/ и практическую помощь в проведении санитарной агитации и в организации массовых противоэпидемических кампаний. Ряд таких массовых мероприятий, организованных в Свердловске горздравом и областным» домом санитарного просвещения, был осуществлен при деятельной поддержке со стороны горкома ВКП(б). В апреле, июне и сентябре 1942 г. в 5 районах города проводился единый партдень, специально посвященный вопросам санитарно-эпидемиче-ского состояния ка местах и задачам санитарной агитации. На совещаниях секретарей первичных организаций по докладам работников дома санитарного просвещения принимались нужные решения, которые в дальнейшем проводились на местах по партийной линии. Во всех районах города раз в квартал работники дома санитарного просвещения проводили консультации для агитаторов первичных организаций. На этих консультациях слушателей вооружали необходимыми сведениям« по содержанию санитарной агитации и снабжали литературой и наглядными пособиями. Таким путем привлекаются к санитарной агитации новые кадры, обладающие опытом! политической агитации и пользующиеся влиянием и авторитетом среди населения.

Организации комсомола всегда были одним из основных проводников санитарной культуры в массы. Пример такого использования имеется в работе того же свердловского дома санитарного' просвещения. Обком! комсомола обязал местные комсомольские организации систематически включать в план агитационно-массовой работы вопросы охраны здоровья, выделить 1 ООО комсомольцев для работы в качестве общественных санитарных инспекторов и обеспечить помощь школьному санитарному активу в VIII, IX и X классах школ со стороны комсомольских организаций. По отчетным! данным за 1942 г., к концу года 746 комсомольцев работали с санитарным активом в школах.

Хорошо поставленные дома санитарного просвещения умеют установить связь и непосредственно с местными советами депутатов и умело использовать помощь с их стороны. Свердловский облздравотдел сделал еще в конце 1941 г. доклад на исполкоме облсовета о состоянии санитарной агитации в области. По докладу дома санитарного просвещения исполком постановил, между прочим, включить в еженедельную программу радиовещания вопросы охраны здоровья; редакциям областной и районных газет было предложено систематически освещать са-нитарно-эпидемические вопросы и деятельность санитарного актива. Облплану поручено предусмотреть выделение фонда бумаги для изданий санитарно-просветительных работ, а облфо и облздраву—в бюджете 1942 г. предусмотреть дополнительные средства на командировки в область.

Опираясь на это решение, дом санитарного просвещения смог издать в 1942 г. 43 000 брошюр, 580 000 листовок и памяток и около 100 000 плакатов.

Тесная связь органов санитарного просвещения с местными профсоюзными организациями служит, далее, одним из важнейших условий' для надлежащей постановки санитарной агитации на промшредприяти ях, в городах и рабочих поселках. Надо всемерно использоватьсредства, силы и влияние профсоюзных организаций в этом деле. Свердловский дом санитарного просвещения в 1942 г. провел три совещания

зе

•с руководящими работниками ЦК и обкомов профсоюзов и сделал доклады на пленумах обкомов цветной и горной промышленности по вопросам санитарного состояния предприятий и санитарной агитации. Принятые на этих совещаниях решения сказались в улучшении постановки санитарной агитации на предприятиях. Так, на Верхисетском заводе в 1942 г. регулярно, по предложению завкома, страхделегаты вели контроль за чистотой и техникой безопасности, участвуя в проверках санитарного состояния, организуя беседы по охране здоровья. Завкомы Уралмашзавода и "Уралвагонзавода также принимали деятельное участие в организации лекций и бесед. С помощью рудничного комитета и шахткомюв гороблагодатских рудников и рудников им. III Интернационала было проведено в 1942 г. свыше 100 лекций и около €00 бесед, 76 киносеансов и 69 радиолекций.

Задача привлечения актива РОКК к участию в текущей работе здравоохранения разрешена далеко не везде. В Свердловской области основная масса общественных санитарных инспекторов является, наоборот, членами РОКК и работает на санитарных постах. Во многих местах актив РОКК принимал деятельное участие в массовых оздоровительных и противоэпидемических мероприятиях и в санитарной агитации. Установлена и организационная связь дома санитарного просвещения и РОКК. Заведующий домом как член президиума обкома РОКК имеет возможность .повседневно влиять на работу организаций РОКК; председатель обкома РОКК, будучи членом облсовета санитарного просвещения, участвует в разработке плана санитарной агитации и расценивает отчеты по этой работе. /

Оперативная связь Свердловского областного дома санитарного просвещения с городским отделом народного образования помогла в 1942 г. провести ряд крупных мероприятий, в частности, по вовлечению педагогов в санитарно-воспитательную работу в Свердловске. Работниками дома санитарного просвещения была разработана специальная программа для занятий с педагогами на следующие темы-: сыпной тиф, кишечные * инфекции, детские инфекции, санитарный режим в школе, меры по охране здоровья школьников на сельскохозяйственных работах, витамины. Гороно обязал всех педагогов принять участие в этих занятиях. Все школы Свердловска были разделены на 16 кустов, и занятия проводились по кустам, а ¡наиболее крупные школы с числом педагогов 50 и больше были обслужены самостоятельно. К проведению занятий были привлечены научные работники и квалифицированные врачи. Курсы прослушало 1 470 педагогов. Работники дома санитарного просвещения выступали и на различных областных съездах, конференциях и совещаниях, проходивших по системе Наркомпроса в области. Совместно с облоно Свердловский областной дом санитарного просвещения организовал проверку санитарного состояния школ к началу нового учебного года. При этом была произведена и одномоментная Санитарная обработка школьников, нуждающихся в таковой. Все эти меры имели своим результатом прежде всего усиление внимания педагогов к делу охраны здоровья школьников. Санитарное состояние основной массы школ по сравнению с недавним прошлым значительно улучшилось. Усилилась и санитарно-просветителькая работа в школах.

Можно привести пример для иллюстрации этой работы. Санитарное состояние школы № 13 было совершенно неудовлетворительно. Помещения содержались грязно; некоторые школьники были завшивлены; санитарно-просветительной работы не проводилось. Работники дома санитарного просвещения в начале учебного года провели совещание классных руководителей, и на педагогическом совете было принято решение о санитарно-просветительной работе в школе. Намечено было

раз в неделю проводить «санитлрно-профилактический день» с генеральной уборкой помещений, проверкой соблюдения личной гигиены школьниками и т. д. Были организованы санитарные посты по этажам, выделены из среды школьников санитары—по классам, созданы кружки ГСО, БГСО и две санитарные дружины. Силами самих учащихся под руководством медицинской сестры школы был сделан уголок по борьбе с заразными болезнями.

Педагоги стали увязывать прорабатываемые им« по программам вопросы с охраной здоровья; преподаватель химии, прорабатывая вопрос о составе воды, попутно указывает и санитарные требования к питьевой воде, способы ее очистки и обезвреживания; преподаватель биологии урок о дыхании сопровождает указаниями о значении чистоты воздуха и способах проветривания.

Педагоги интересуются! причинами неявки школьников, посещая их на дому, беседуя с родителями о гигиене, следят за тем, чтобы выздоровевшие школьники имели соответствующие справки от врачей. Иэ учащихся организована «тимуровская команда», участники которой обследуют на дому отстающих в санитарном отношении детей, помогают в случае надобности навести порядок в жилище, починить одежду. Организованная в школе самодеятельная группа разыгрывает небольшие пьески-санагиткй, содержание которых разработано областным домом санитарного просвещения. Усилил свою санитарно-просветитель-ную работу и медицинский персонал школы. За полугодие врач школы прочитал 15 лекций, а медицинская сестра провела 21 беседу. В декабре 320 учащихся сдали нормы ГСО и БГСО. Школа приведена в хорошее санитарное состояние.

Такие сДвиги имеются во многих школах Свердловской области. Успех этой работы в значительной мере обусловлен тем влиянием, которого дом санитарного просвещения 'добился в областном и городском отделах народнйго образования.

Связь с органами наробраза позволила Свердловскому областному дому санитарйого просвещения провести плодотворную работу и в отношении детских садов. По договоренности с гороно областным'домом санитарного просвещения были организованы для педагогов-воспитателей занятия в 4 районах города. Программа курса (20 часов) была разработана совместно с областным институтом ОММ, научным обществом педагогов и методбюро гороно. Программой были предусмотрены основные вопросы охраны здоровья детей. Курсы прослушало 190 работников детских садов и яслей. Последующая проверка сани гарного состояния детских садов показала, что оно значительно улучшилось; улучшилась и санитарно-воспитательная работа в детских садах.

Тесный контакт с гороно помог и республиканскому пункту санитарного просвещения Чувашской АССР провести в 1942 г. ряд плодотворных мероприятий. В старших классах школ проведен ряд 20-ми-нутных бесед о личной гигиене и о профилактике заразных заболеваний. В младших классах по этим вопросам использовались разработанные пунктом санитарного просвещения диктанты

Нашим домам и пунктам санитарного просвещения следует, таким образом, обратить особое внимание на укрепление своих организацион-¡ных связей с указанными организациями и учреждениями. Это послужит базой для успешного развертывания санитарной агитации.

1 Эта форма работы нашла применение и в ряде других мест. В частности, в Баку тексты диктантов были разработаны и применяются на русском и азербайджанском языках. i 1 • '

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.