- создать экспериментальную региональную систему мониторинга (сбор и обработка информации от каждого учреждения) в одном из субъектов РФ;
- провести семинары по итогам ежегодного Всероссийского мониторинга организации школьного питания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов а. а., Кучма в. Р., Тутельян в. А., величковский Б. Т. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков России. Комплексная программа научных исследований "Профилактика наиболее распространенных заболеваний детей и подростков на 2005-2009 гг.". - 2-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
2. Кучма в. Р. научно-методические основы государственной политики обеспечения здоровым питанием детей и подростков в образовательных учреждениях // Вестн. Санкт-Петербург. гос. мед. акад. им. И. И. Мечникова. - 2007. - № 2. - С. 18-26.
3. Кучма в. Р., Горелова Ж. Ю. Современные подходы к организации питания в детских образовательных учреждениях // Справочник педиатра. - 2006. - № 7. - С. 65-71.
4. Кучма в. Р., Горелова Ж. Ю. Международный опыт организации школьного питания // Вопр. соврем. педиат. - 2008. - т. 7, № 2. -С.14-21.
5. Онищенко Г. Г. Задачи и стратегия школьного питания в современных условиях // Вопр. пит. - 2009. - Т. 8, № 1. - С. 16-22.
6. Онищенко Г. Г. Государственная политика в области здорового питания населения и пути ее реализации // Здравоохр. Рос. Федерации. - 2009. - № 3. - С. 3-9.
7. Бойко М. н. Гигиеническая оценка школьного питания и медицинского обслуживания школьников в современных условиях (на примере Омской области): Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2012.
8. Кузнецова Е. И. Научное обоснование региональной модели гигиенического мониторинга питания и здоровья школьников: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Оренбург, 2012.
9. Кучма в. Р., Рапопорт И. К., Горелова Ж. Ю. Концепция мониторинга состояния здоровья учащихся в ходе реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания в школах // Здоровье населения и среда обитания. -2008. - № 7. - С. 5-9.
10. Кучма в. Р., Рапопорт И. К., Горелова Ж. Ю. Научно-организационные основы мониторинга реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в ГОУ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях // Здоровье населения и среда обитания. - 2009. - № 5. - С. 9-11.
Поступила 24.05.12
Сведения об авторах:
Маслов Сергей Владимирович, канд. экон. наук, директор по науч. работе АНО Институт отраслевого питания.
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 614.2:615.838-053.2
М. И. Степанова, Б. З. Воронова, А. С. Седова
новые гигиенические требования к организации работы детских
санаториев
Научный центр здоровья детей РАМН, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2/62
I Представлен обзор новых положений санитарного законодательства, регулирующего работу детских санаториев. Рассмотрены современные санитарно-эпидемиологические требования, которые определяют безопасные для здоровья детей условия для отдыха и лечения в детских санаториях.
Ключевые слова: детский санаторий, санитарно-эпидемиологические требования
M. I.Stepanova, B. Z.Voronova, A. S. Sedova
THE NEW HYGIENE REQUIREMENTS FOR THE ORGANIZATION OF CHILDREN'S SANATORIUMS
Federal State budgetary Institution Scientific Centre of Child Healthcare of the Russian Academy of Medical Sciences, 2/62, Lomonosov avenue, Moscow, 119991
I A review of the new provisions of the sanitary legislation regulating the work of children's health centers is presented. The modern sanitary and epidemiological requirements, which determine safe for children's health conditions for rest and treatment in children's sanatorium are considered
Key words: children's sanatorium, sanitary and epidemiological requirements
ервый в России детский санаторий был открыт в 1898 г. под Виндавой (Латвия). В настоящее время в России функционируют сотни детских санаториев разного медицинского профиля. Поскольку эти учреждения работают круглого-
дично, в них решаются не только оздоровительные, но и образовательные задачи. Современный детский санаторий - медико-педагогическое учреждение, в котором этапное лечение больных детей тесно связано с воспитательно-образовательным процессом.
Работу детского санатория регламентирует ряд документов, одним из которых являются санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2843-11 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев" (введены с 1 июня 2011 г. взамен СанПиНа 42-125-4437-87 "Устройство, содержание и организация режима детских санаториев"). Санитарные правила направлены на охрану здоровья детей при получении ими медицинских и образовательных услуг, оказываемых в период их пребывания в детском санатории. Они распространяются на все виды детских санаториев независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Исключением являются санатории туберкулезного профиля, дополнительные требования к устройству, содержанию и организации работы которых устанавливаются другими нормативными документами. Требования, которые содержатся в санитарных правилах, являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией зданий детских санаториев, лечением, воспитанием и обучением в них детей.
В отличие от прежних санитарных правил СанПиН 2.4.2.2843-11 не регламентируют возраст детей и подростков и продолжительность их пребывания в санатории, а также вопросы, касающиеся лечебных мероприятий и профилактики травматизма детей.
рассмотрим основные требования этого документа. Для размещения санатория очень важно наличие благоприятных природных и экологических условий. Приоритетными для размещения санаторных зданий являются места вблизи лесных, лесопарковых массивов на обособленных земельных участках. Через территорию санатория не должны проходить магистральные инженерные коммуникации. важна защита участка от затопления и загрязнения: на сложных рельефах местности предусматривают отвод паводковых и ливневых вод.
Новыми требованиями к участку детского санатория является регламентация следующих позиций. во-первых, обеспечение нормативных уровней инсоляции. Эти требования учитывают при отводе участка под строительство зданий детского санатория на территории жилых микрорайонов. во-вторых, соответствие содержания вредных веществ в атмосферном воздухе, уровней электромагнитных излучений, шума, вибрации, инфразвука, а также ионизирующего излучения гигиеническим нормативам, установленным для помещений жилых, общественных зданий и территорий жилой застройки. Кроме того, почва на территории должна соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к содержанию в ней потенциально опасных для здоровья человека веществ.
Для корреспонденции: Степанова Марина Исааковна, доктор мед. наук, зав. лаб. гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН; e-mail: [email protected].
Не менее 50% площади всего участка детского санатория, включая игровые площадки, должно быть озеленено. в этот показатель входит и полоса зеленых насаждений вдоль ограждения территории. Сокращение площади озеленения деревьями и кустарниками допускается только в районах крайнего Севера.
территория детского санатория планируется с учетом принципа функционального зонирования с выделением следующих зон: зоны приемного отделения, зоны проживания, парковой зоны, зоны физкультурно-оздоровительных сооружений, зоны изолятора и хозяйственной зоны. Зона приема детей должна иметь отдельный въезд.
В зоне проживания располагают здания, включающие спальные корпуса, помещения для обучения, питания, лечения, культурно-массового и административно-бытового назначения. На территории парковой зоны размещают игровые площадки, число которых должно соответствовать количеству дошкольных и младших школьных групп в детском санатории.
размер игровых площадок в существующих детских санаториях определяют из расчета не менее 5 м2 на одного ребенка, во вновь строящихся и реконструируемых детских санаториях этот показатель выше - не менее 9 м2 на 1 ребенка. Игровые площадки организуют с соблюдением принципа групповой изоляции, что связано с профилактикой инфекционных заболеваний. В песочницах на игровых площадках для дошкольников ежегодно весной, а также при обнаружении возбудителей паразитарных болезней, кишечных инфекций, примесей, опасных для здоровья детей (химических, механических, радиологических), проводят полную смену песка. Вновь завозимый песок должен соответствовать гигиеническим нормативам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям. Песочницы в отсутствие детей необходимо закрывать во избежание загрязнения песка (крышками или полимерными пленками, тентами или другими защитными приспособлениями).
В зоне физкультурно-оздоровительных сооружений размещают площадки для занятий лечебной физкультурой, оборудованные с учетом возраста детей и медицинского профиля детского санатория. В зоне изолятора размещают оборудованные игровые площадки для выздоравливающих детей и подъездные пути для эвакуации больных детей. Хозяйственную зону, где устанавливают контейнеры для сбора твердых бытовых и пищевых отходов, располагают на расстоянии не менее 25 м от зданий, мест отдыха, игровых и физкультурных площадок.
Солнечный свет имеет важное оздоровительное значение, поэтому продолжительность инсоляции на игровых и физкультурных площадках, зонах отдыха независимо от географической широты должна составлять не менее 3 ч в день не менее чем на 50% площади территории. Продолжительность инсоляции рассчитывается на тот период года, когда она наиболее полезна человеку и эффективна по природно-климатическим условиям в разных регионах нашей страны. В темное время суток территория должна иметь искусственное освещение, обеспечивающее
уровень искусственной освещенности не менее 10 лк на земле.
Во вновь строящихся зданиях санаториев этажность спальных и учебных корпусов определяется профилем детского санатория, его вместимостью и возрастом оздоравливающихся детей. Палатные секции, лечебно-диагностические, учебные помещения, столовую, помещения отдыха, досуга и физкультурного назначения следует размещать в одном корпусе или отдельных блоках, соединенных отапливаемыми переходами. Палатные секции для детей дошкольного возраста рекомендуется размещать не выше 2-го этажа.
К важным нововведениям можно отнести требования к оборудованию помещений для детей, имеющих ограничение возможностей в передвижении. Они должны выполняться независимо от профиля санатория и предусматривают специальные устройства, обеспечивающие передвижение детей на входах и внутри здания (пандусы для колясок, разноуровневые перила, лифты или подъемники, специально оборудованные санитарно-бытовые помещения, достаточные по ширине входы и коридоры в помещениях и ряд других архитектурно-конструктивных решений. Для детей с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата и заболеваниями нервной системы следует предусматривать лифты для их перемещения на кроватях-каталках и других средствах передвижения.
Для размещения детей определен необходимый набор помещений: спальни (палаты), игровые для детей дошкольного и младшего школьного возраста, помещения отдыха для детей школьного возраста, гардеробные с сушильными шкафами, помещения санитарно-бытового назначения.
В соответствии с новыми гигиеническими нормативами увеличена требуемая высота помещений: во вновь строящихся зданиях детского санатория высота спальных, игровых и учебных помещений должна быть не менее 3,6 м. Уменьшена вместимость спальных помещений. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях для детей дошкольного возраста она не должна превышать 8 мест, для детей школьного возраста - 4 мест. Кроме того, увеличен норматив площади основных помещений на 1 ребенка. Для спального помещения в существующих зданиях независимо от возраста ребенка он составляет не менее 6 м2, во вновь строящихся зданиях - не менее 7 м2. Площадь игровой-столовой для детей дошкольного возраста определяют из расчета не менее 2,5 м2 на 1 ребенка.
Для занятий лечебной физкультурой должен быть предусмотрен зал, площадь которого определяют из расчета не менее 5 м2 на 1 ребенка, а общую площадь кабинета для индивидуальных занятий - не менее 12 м2. Для занятий физической культурой может быть предусмотрен спортивный зал с кладовыми для хранения спортивного инвентаря, площадь и оборудование которого определяются профилем и вместимостью детского санатория. При наличии бассейнов (они обязательны во вновь строящихся детских санаториях) их эксплуатация должна соответствовать гигиеническим требованиям, которые предъявляют к устройству, экс-
плуатации плавательных бассейнов и качеству воды.
Для детей школьного возраста предусматривают обеденные залы при пищеблоках, из расчета не менее 1,5 м2 на одно посадочное место. Во вновь стрящихся и реконструируемых зданиях необходимо обеспечить одномоментную посадку всех детей в обеденных залах. В палатных секциях для лежачих больных площади и оборудование помещений для раздачи пищи и мытья столовой посуды предусматривают в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.
Для организации общеобразовательного процесса в санаториях, которые работают круглогодично, должны быть предусмотрены учебные помещения. Их рекомендуется группировать в учебные секции: для учащихся 1-4-х классов и учащихся 5-11-х классов. Обращаем внимание, что площади и оборудование учебных помещений и рекреаций, отделка помещений, подбор учебной мебели (парты, столы или конторки) и ее расстановка в учебных помещениях, использование учебных досок должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. При использовании детьми средств, обеспечивающих их передвижение, в учебных помещениях может быть увеличено расстояние между рядами парт (столов, конторок). Для обучения лежачих больных детей необходимо предусмотреть специальное оборудование.
В зависимости от профиля детского санатория предусматривают набор помещений медицинского назначения. Изолятор проектируют из расчета не менее 5% коек от вместимости санатория. Помещения изолятора должны предусматривать возможность изоляции больных с инфекционными заболеваниями - не менее чем для двух инфекций (желудочно-кишечные, воздушно-капельные). Во вновь строящихся зданиях санаториев в состав помещений изолятора включают одноместные палаты типа "бокс" с туалетом и отдельным входом. Число мест в боксах должно составлять не менее 25% вместимости изолятора. В изоляторе необходимо предусматривать кабинет врача и медсестры, помещение раздачи пищи и мытья посуды (площадью не менее 5 м2), туалет для детей, оборудованный унитазом и умывальником (площадью не менее 4 м2), туалет, ванную (душевую) комнату, а также помещение для хранения дезинфицирующих средств и уборочного инвентаря (площадью не менее 3 м2).
Для создания благоприятных условий оздоровления детей очень важно, чтобы уровни шума в помещениях санатория соответствовали гигиеническим требованиям, установленным для помещений жилых и общественных зданий. Обязательным требованиям благоустройства санатория является наличие водопровода, канализации, централизованного холодного и горячего водоснабжения. Вода, используемая для хозяйственно-питьевого назначения, должна соответствовать гигиеническим требованиям безопасности к питьевой воде. Подводку холодной и горячей воды необходимо предусмотреть в следующих помещени-
ях детского санатория: в помещениях медицинского назначения, туалетах, душевых и комнатах гигиены девочек, буфетных, моечных помещениях и пищеблоков. На случай отключения централизованного горячего водоснабжения должна быть предусмотрена установка резервных электроводонагревателей с жесткой разводкой воды к моечным ваннам, душевым и умывальникам.
температурные параметры помещений должны быть следующими: в учебных помещениях, актовом зале, столовой, рекреационных помещениях, вестибюле, гардеробе температура воздуха должна составлять 18-240С; в залах для лечебной физкультуры, залах для проведения физкультурных занятий - от 17 до 200С; в спальных и столовых-игровых помещениях - от 20 до 240С, в раздевальных физкультурного зала - от 20 до 220С, в душевых - 250С. В игровых помещениях для детей дошкольного возраста, размещенных на первом этаже, в холодный период года температура пола должна быть не менее 220С. Относительная влажность воздуха помещений должна составлять 40-60% во все периоды года, а скорость движения воздуха - не более 0,1 м/с. Для поддержания благоприятного микроклимата ежедневно все помещения неоднократно проветривают. Наиболее эффективно сквозное и угловое проветривание.
Все основные помещения детского санатория должны иметь естественное и искусственное освещение. В качестве источников искусственного освещения в учебных помещениях применяют люминесцентные лампы или лампы с аналогичными светотехническими характеристиками. В одном помещении в качестве общего освещения не следует использовать люминесцентные лампы и лампы накаливания одновременно - это отрицательно сказывается на зрении детей. Для рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность. Предпочтение следует отдавать такому подбору красок: для потолков, дверей, оконных рам -белый, для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зеленый.
Для оздоровления и полноценного отдыха детей необходим рациональный режим дня. Он является важным элементом лечебно-оздоровительной работы санатория. режим дня должен быть дифференцирован для детей различных возрастных групп, учитывать форму заболевания и корректироваться в зависимости от сезонов года. В нем необходимо предусмотреть лечебно-оздоровительные мероприятия, максимальное пребывание на свежем воздухе, образовательную деятельность, регулярное питание, достаточный по продолжительности дневной и ночной сон. Для детей 15-18 лет с учетом состояния их здоровья возможна замена дневного сна на тихий отдых (чтение книг, настольные игры). Во время прогулки обязательны подвижные игры и физические упражнения с учетом состояния здоровья детей. Под-
вижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение санатория.
Учебные занятия для детей-школьников предпочтительно проводить в первую половину дня, но не ранее 9 ч, а если они организованы во второй половине дня, заканчивать их следует не позднее 18 ч. Учебная нагрузка детей в период лечения в санатории должна быть снижена: для учащихся начальных классов количество уроков не должно превышать 4 при их продолжительности не более 35 мин, для учащихся 5-11-х классов - не более 5 продолжительностью не более 40 мин каждый. Учебные часы, предназначенные для уроков физкультуры, могут быть использованы для занятий лечебной физкультурой. Спортивные нагрузки на уроках физкультуры должны соответствовать возрасту, физической подготовленности и состоянию здоровья обучающихся (с учетом заключения врача). Занятия для учащихся
1-4-х классов проводят только по 5-дневной учебной неделе. рекомендуемая наполняемость классов составляет не более 16 человек. Обучение младших школьников проводят без домашних заданий. Подготовка домашних заданий (по всем предметам) у учащихся 5-11-х классов не должна превышать 1 ч. Занятия для детей дошкольного возраста следует проводить так же, как в дошкольных учреждениях. Длительность просмотра телепередач детьми дошкольного возраста должна составлять не более 30 мин в день, школьного возраста - не более 1,5 ч.
режим питания и кратность приема пищи должны соответствовать возрасту детей и назначениям лечащего врача. Интервалы между приемами пищи - не более 4 ч. распределение пищи по калорийности в течение дня должно быть равномерным с небольшим преобладанием калорийности питания в обед: 1-й и
2-й завтраки (суммарно) - 20-35%, обед - 35-40%, полдник - 10-15%, 1-й и 2-й ужины (суммарно) -20-30% от суточной потребности. Для детей должен быть организован круглосуточно питьевой режим. Устройство, содержание и организация работы пищеблока детского должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания в общеобразовательных учреждениях.
Требования к санитарному содержанию территории и помещений детского санатория регламентируют кратность уборки территории, генеральной уборки помещений, ежедневной уборки жилых помещений и помещений санитарно-бытового назначения, банных дней, условия хранения уборочного инвентаря, дезинфицирующих и моющих средств, неисправных и перегоревших люминесцентных ламп, медицинских отходов.
Приобретенные игрушки перед использованием в группах необходимо промыть в течение 15 мин проточной водой (температура 370С) с мылом и затем высушить на воздухе. После мытья резиновых, пе-нополиуретановых, пенолатексных, пластизольных игрушек необходимо их тщательно отжать. Мягко-набивные и пенолатексные ворсовые игрушки могут приобретаться только в качестве дидактических пособий. Не допускается использовать данные игрушки в изоляторах, а также передавать любые игрушки из
одной палатной секции в другую. Выносные игрушки, мелкий физкультурный инвентарь, используемые на игровых и физкультурных площадках, должны подвергаться обязательной механической чистке и мытью в конце дня и храниться отдельно от других игрушек. Физкультурный инвентарь ежедневно протирают увлажненной ветошью, металлические части - сухой ветошью. Маты (кожаные или из кожзаменителя) ежедневно протирают мыльно-содовым раствором.
В теплое время года с целью предупреждения залета насекомых следует устанавливать на окна и двери металлическую или синтетическую сетку с размерами ячеек не более 2-2,2 мм. Для борьбы с мухами внутри помещений можно использовать только механические методы (липкие ленты, мухоловки). В случае расположения санатория на эндемичной по клещевому энцефалиту территории до начала сезона активности клещей или до заезда проводят мероприятия по их уничтожению.
Санитарные правила определяют объем гигиенических и противоэпидемических мероприятий, проводимых медицинским персоналом санатория. В частности, это ежедневные осмотры детей; выявление больных с педикулезом, чесоткой, микроспорией; профилактика заносов и распространения инфекционных заболеваний; своевременная изоляция больных, лечение и уход за детьми, на-
ходящимися в изоляторе; информирование органов Роспотребнадзора и территориальных учреждений здравоохранения о случаях инфекционных и паразитарных заболеваний среди детей и персонала; контроль за пищеблоком и организацией питания детей; контроль за выполнением режима дня, санитарным состоянием и содержанием всех помещений и территории санатория; контроль за соблюдением правил личной гигиены детьми и персоналом; контроль за проведением банных дней, сменой постельного белья; осмотр всех работников пищеблока на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, а также ангин, катаральных явлений верхних дыхательных путей, опрос о наличии кишечных расстройств (с занесением результатов осмотра и опроса в специальный журнал); контроль организации и проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий; ведение медицинской документации.
Соблюдение гигиенических требований позволит обеспечить не только безопасные, но и благоприятные условия для качественного отдыха и оздоровления детей.
Поступила 05.06.12
Сведения об авторах:
Воронова Берта Зельманоена, канд. мед. наук, вед. науч. сотр. НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД; Седова Анна Сергеевна, канд. мед. наук, вед. науч. сотр. НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН.