Научная статья на тему 'Роль сетевых медиасервисов в системе повышения квалификации работников образования'

Роль сетевых медиасервисов в системе повышения квалификации работников образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М В. Кузьмина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль сетевых медиасервисов в системе повышения квалификации работников образования»

(Трухина Любовь Ивановна, 11«а», научный руководитель Е.Д. Пуртова); физике - «Влияние электромагнитного поля на живые организмы и защита от его вредного воздействия» (Альдуганова Татьяна Ивановна, Беляев Юрий Сергеевич, Лебедев Николай Станиславович, Трухина Любовь Ивановна, 11«а», научный руководитель Л.А. Кузнецова) - работа получила диплом III степени; химии - «Химический анализ воды водоемов Оршанского района» (Антонова Светлана Анатольевна, 9«в», научный руководитель И.А. Максимова).

Эти конференции явились своеобразным отчетом работы по обучению педагогов и применению ими информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и предоставили прекрасную возможность педагогам нашей школы продемонстрировать свое творчество. На районную конференцию приехали не только участники, но и заинтересованные проблемой внедрения ИКТ в образовательный процесс.

С приходом программы Intel® «Обучение для будущего» в школе произошли позитивные качественные изменения: найдены новые эффективные пути информатизации системы образования, учителя и дети начали говорить на одном языке. С внедрением ИКТ интересы всех участников образовательного процесса совпали.

Выпускники Программы участвуют в республиканских и районных конкурсах профессионального мастерства, где неизменно становятся победителями, лауреатами.

Работа ведется во всех методических объединениях школы: выявляются принципы и разрабатываются приемы оптимизации учебного процесса, повышающие образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов.

В ближайшем будущем мы ожидаем всеобщий охват и массовое повышение квалификации педагогов. Большая часть учителей школы - компетентные участники и пользователи образовательной среды.

Профессионализм наших учителей тесно связан с данной программой. Сообщество творческих учителей, нацеленных на развитие личности обучающихся, увеличивается.

Деятельностный подход в обучении, акцентирование внимания на личности учителя, на его ИКТ-ком-петентности как элемента педагогической культуры обуславливают непременный успех учителей и получение качественного образования обучающимися школы, мотивацию дальнейшего самостоятельного обучения.

Роль сетевых медиасервисов

в системе повышения квалификации работников образования

М.В. Кузьмина ([email protected])

ГОУДПО «Кировский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», г. Киров

Интернет позволяет педагогам переносить в режим сетевого взаимодействия коллективную разработку учебно-методических материалов, их обсуждение, деятельность сетевых творческих лабораторий, что предоставляет равные возможности всем участникам данного полилога для самовыражения, проявления творческой активности, оценки и демонстрации результатов деятельности в определенном направлении.

Сетевые педагогические сообщества расширяют географию дистанционных партнеров, коллег, читателей, зрителей и дают возможность раскрыть глубину собственного познания и опыта как педагогам-новаторам, оперативно усваивающим информацию, так и менее активным участникам педагогического общения, целью которого является получение личностно-значимой информации из перенасыщенного информационного поля, преломление ее в сознании педагога с учетом имеющегося «жизненного» и педагогического опыта, современных направлений в развитии педагогики и психологии. Интернет-технологии предоставляют возможности как по поддержанию процесса обучения педагога на протяжении его профессиональной жизни, так и по продуктивному обмену опытом и знаниями между педагогами с большим «педагогическим багажом» и молодыми коллегами, продолжению педагогической активности и самореализации учителей зрелого возраста. Конечным результатом этих деятельностных преобразований, с возможностью реализации передовых педагогических идей и креативных направлений, является разработка нового интеллектуального продукта, который может быть размещен в глобальной сети, прорецензирован, подкорректирован, обсужден и оценен на разных этапах работы.

Современное общество принято называть не только «информационным», но и «медиатизированным», зависящим от медиа и средств массовой коммуникации. Расширяющееся медиаконвергентное пространство активно влияет на культурные, социальные, психологические ценности, воспитание и образование, формируя и изменяя установки, модели поведения, деятельность и обучение. Медиа сегодня занимают особое место в жизни человека,

все больше заполняя его культурное пространство. Современные медиа - (лат. «media», «medium» - средство, посредник) иногда ассоциируются с понятием «средства массовой коммуникации»: телевидение, видео, кинематограф, радио, интернет, мультимедийные компьютерные системы, печать, фотография, графика, музыка, связь, в том числе мобильная, что содержит идею связи между разными структурами общества и мира в целом.

Для участников сетевого образовательного сообщества масс-медиа представляют собой систему неформального образования и существенно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и формирование ценностных ориентаций личности. Возможности медиа огромны, и они должны использоваться для блага педагогов, живущих в эпоху создания единого мирового информационного пространства, которую называют эпохой «информационного взрыва», определяя в качестве основных ее признаков мобильность, интерактивность, обратимость, повсеместность, беспредельность, хаотичность и избыточность (Маршалл Маклюэн).

Американский социолог Э. Тоффлер выделил приоритет новой власти - власти информации. Глобализация средств массовой информации, способствует преодолению географических, экономических, духовных, прочих границ для распространения текстовой и аудиовизуальной информации посредством технологических инноваций: компьютерных и беспроводных сетей, мобильной связи, каналов кабельного и спутникового телевидения, цифрового кино, фотографии, подкастинга и других. Индустрия цифровых медиа развивается стремительными темпами. Не трудно предсказать дальнейшую конвергенцию средств массовой информации, появление новых продуктов и услуг, которых не могли предположить даже самые смелые футурологи прошлого. Телевидение и Интернет становятся практически братьями-близнецами, и время покажет, в сторону какого СМИ сместится акцент в ближайшие годы. Одна из предполагаемых версий связана с триумфальным шествием Интернет-технологий и использованием этой информационной среды как средства доставки мультимедийного контента, в том числе и телевидения. А опыт использования телевидения в качестве источника образовательной информации еще в 50-60 годах прошлого века поразил предоставляемыми возможностями страны Северной и Южной Америки, Австралии, Европы, включая и Россию. Скептики экстраполируют историю появления и противоборства печатных изданий, кинематографа, телевидения на современные технологии и пропагандируют более консервативный путь их развития, однако, как показывает практика, возможно мирное сосуществование классических и новых СМИ, деятельность которых взаимообогащает и взаимодополняет друг друга, донося до пользователя требуемый информационный образовательный контент. Интерактивные медиасервисы проникают во все средства массовой информации, предоставляя возможность педагогам активно сотрудничать и совместно работать над конкретной проблематикой, реализовать практически все приемы и методы обучения как детей, так и взрослых. Образовательная сфера может выступать в авангарде процесса внедрения медиасервисов в систему повышения квалификации и учебный процесс в образовательных учреждениях благодаря подключению всех образовательных учреждений к сети Интернет и высокому уровню ИКТ-компетентности современных учителей.

Традиционный обмен электронной почтой вошел в повседневные будни большинства педагогов как средство обмена сообщениями, вложениями, ссылками. Школы и педагоги начинают активно использовать Интернет-закладки, календари и планинги общего доступа, автоматические переводчики веб-страниц и Интернет-карты, мобильные Интернет-приложения, геокешинг в различных предметных областях, сервисы общего доступа к сетевым документам: презентациям, текстам, электронным таблицам, позволяющие организовывать совместную работу с документами. Это сервисы в Google, Yandex, Rambler, специализированные Скрибд, Скретч, Слайдшеа и другие. Социальный сервис Мэшап (от англ. mash up - «смешивать») объединяет в себе функции нескольких сервисов для получения новых оригинальных возможностей.

Широкую популярность в использовании на службе образования приобретает подкастинг (англ. Podcasting, производное от iPod, mpS-плеер Apple и broadcasting, т.е. широковещание). Подкастинг обеспечивает возможность использования нового формата распространения учебного аудио- и видеоконтента через Интернет, внедряя мультимедиа-контент (аудио или видео) в rss-канал. Подкастинг - синтез преимуществ Интернета и радио либо телевидения и в ближайшем будущем окажет значительное влияние на реализацию деятельности сетевых творческих лабораторий. Многоплатформенный редактор звуковых файлов Audacity предоставляет возможность аудиозаписи и редактирования звуковых файлов, разрабатываемых в процессе сетевой деятельности вариативных групп краткого обсуждения, клубов по интересам, в деловой игре, в мозговых атаках в сети, анализа событий и мероприятий, обсуждения учебных вопросов, консультаций.

Аудио- и видеолекции, дистанционные семинары и симпозиумы, сетевые вариативные группы, клубы по интересам, деловые игры и имитации с использованием интерактивных ресурсов, мозговые штурмы и диагности-

ки ситуаций с использованием подкастинга, эксперименты и обсуждения внутри группы и со специалистами, демонстрации опытов и практики разработки web-контента, а в перспективе управление электронными реклам -ными площадками, трехмерная визуализации и презентация в сети - эти возможности предоставляют сетевые лаборатории.

Фотосервисы Flickr, WebPicasa, Fotki.yandex.ru, Фото@тай.гц, Foto.rambler.ru, flamber.ru - это размещение и совместный просмотр фотографий, виртуальные экскурсии, путешествия, презентации. Медиасервис Panoramio - это фотосессии и путешествия по Земному шару, которые можно использовать не только для формирования общего представления о географических объектах, но и для наблюдения за политической и экономической ситуацией, историей, архитектурой любого места на нашей планете.

Видеоканалы на YouTube, RuTube, видеоальбомы на Видео@mail.ru, Video.QIP, Smotri.com, Планеты на Vision.rambler.ru и другие в режиме аудиовизуального отображения предоставляют возможность виртуального присутствия на видеолекции, демонстрации опыта, семинаре, симпозиуме, участия в сетевом обсуждении, с правом комментирования и диагностики видеоситуаций, проведения виртуальной деловой игры. Процесс видеосъемки на цифровые камеры и размещения видео в Интернете лимитирован только возможностями современного компьютера и пропускной способностью проводных или беспроводных сетей. Это накладывает большую ответственность на авторов видеоконтента, степень воздействия которого на участников интерактивного общения намного выше в сравнении с другими медиа. Сайты на платформах Ucoz и Google обеспечивают возможность их совместной корректировки, среда Wiki и Медиа Wiki располагает к открытому многопользовательскому конструированию Интернет-страниц, а Bubbl.us позволяет создавать и редактировать Карты знаний. Нельзя забывать давно зарекомендовавших себя mail Агента, ISQ и QIP для возможности оперативного интерактивного диалога и полилога в режиме on line. А телефонные сервисы Skype и Talk могут использоваться и как сервисы аудиовизуального общения и проведения видеоконференций и вебиаров с применением видео- или web-камер, микрофонов, наушников. Поделиться опытом и новостями помогают Блоги в Google, blogger.com, Мой мир на mail.m, Мой круг на yandex.ru, Rambler друзья на rambler.ru, ЖЖ, livejournal.com и другие.

Гармоничная среда разностороннего обмена информацией с определенным кругом лиц, передача пакетов или файлов информации - это социальные сети, которых сейчас достаточно, как для делового общения, так и для досуга. Они предоставляют возможность создания Интернет-сообществ для удобства распределения информационных потоков. Наиболее распространены социальные сети facebook.com, vkontakte.ru, odnoklassniki.ru, openclass.ru, phido.ru, профессионалы.ру, hi5.com. icamp.ru, pokolenie3000.ru, mirbibigona.ru. О новых медиасер-висах Интернета в настоящее время много спорят, однако, on-line и аудиовизуальное общение оказывает значительное влияние на скорость обмена информацией, принятия решений, оперативность взаимодействия.

Интересная, актуальная, вовлекающая в общение и сотворчество возможность слушать, видеть, делать для увлеченного педагога в интерактивной коммуникативной среде способствует удовлетворению потребности в получении знаний или разрешении вопросов, получении удовольствия от применения нового навыка, встречи с коллегами, стимулирует к участию в творческих виртуальных лабораториях. Лучшая мотивация к данному виду деятельности взрослых - самомотивация. Как известно, обучение взрослых сосредоточено на проблеме. Многие из них учатся только ради учения, по сравнению с их невзрослыми учениками, ищут новое и накапливают учебный опыт для того, чтобы справиться с событиями, меняющими их жизнь, такими как новые технологии в образовании, применение Интернет-сервисов для работы и поиска информации, коренные изменения в образовании, связанные с активным внедрением в учебный процесс возможностей, предоставляемых глобальным Интернет-пространством, новыми направлениями в работе, продвижение по службе и так далее. Взрослые желают учиться, но хотят, чтобы обучение было полезным. Им необходимо видеть немедленную пользу от новых зна -ний или навыков, которые они приобрели. Очень важна оценка программ взрослого обучения, которая зачастую является окончательной стадией программы обучения или началом новой улучшенной программы для будущей учебной работы. Эту цепочку образования взрослого может поддержать сетевое общение, в котором каждый участник является тем или иным звеном цепи обучения, получения конечного продукта и выхода на новый. Медиасервисы позволяют как получать видимый результат своей деятельности, так и слышать или видеть оценку на этапе работы в виртуальной лаборатории. Информационное поле с каждым днем становится все более насыщенным, и это является стимулом, который ориентирует педагогов на самосовершенствование и самореализацию.

Следующий шаг в развитии медиасервисов - это медиасервисы в широкополосных сетях TriplePlay - триединство медийных сервисов в идеальной мультисервисной сети, которое складывается из: 1. Video. 2. Voice. 3. Data. Широкополосная сеть, например Ethernet, в перспективе принесет в наш дом и в офис все то, что раньше попадало

к нам порознь, плюс еще много нового. Пока абстрактные video-voice-data в интерпретации известных нам благ цивилизации это - телевизор-телефон-Интернет. Каждый из составляющих TriplePlay - это набор сонаправлен-ных сервисов. Video-трансляция обычного «эфирного» телевидения и «спутниковых» ТВ-каналов с использованием дополнительных возможностей. Службы Video On Demand и Pay Per View («видео на заказ» и «плата за просмотр») совмещают функции видеомагнитофона и возможности заказа просмотра произвольной телепередачи в удобное время. Служба видеоконференций предоставляет сервисы традиционной видеоконференц-связи, а DoorCam еще и видеонаблюдения. Voice - это телефония (местная, междугородная, международная), а также трансляция «эфирных» и «цифровых» радиостанций и служба голосовых конференций, отдельно или совместно с видеоконференциями. Data - доступ в Интернет с использованием интегрированных файлообменных сервисов и обмена мгновенными сообщениями внутри и вне сети. Примерно так в скором будущем будет выглядеть комплекс медиасервисов «TriplePlay on board». В мире уже есть опыт внедрения технологий TriplePlay. Например, Итальянская сеть Fastweb (www.fastweb.it), которая уже несколько лет предоставляет почти все из вышеозначенных услуг (http://www.fastweb.it/principale.php7PAGEST) через xDSL или через волоконные сети.

Вопрос в том, как быстро мы сможем адаптировать сознание педагогов к использованию ежедневно расширяющихся возможностей медиасервисов и получим точку входа для каждого педагога в мир цифровой сказки. Не только молодые и креативные, но все остальные педагоги в настоящее время стараются все с большим интересом и вниманием изучать и использовать новинки цифрового мира как в школе, так за домашним компьютером. Каждая из информационно-поисковых систем в настоящее время расширяет свои возможности в освоении новых информационных технологий и предоставлении различных сервисов. Google, Rambler, Yandex, Mail, Yahoo облегчают доступ к медиасервисам, расширяют и делают более универсальными их возможности. Скорость и средство доставки обычного и широкополосного сигнала, абонентские устройства от простых до set-top-box или STB стремительно изменяются, война форматов сменяется упрощением для потребителя в способах доступа и адаптации в различных медиаконвергентных средах. Цифровые технологии для педагога в сети из технологически сложной отрасли постепенно перетекают в lifestyle для повышения квалификации, самообучения, саморазвития, формирования медиакомпетентности.

Цифровая сказка становится былью, как и сотворчество с применением медиасервисов в глобальном пространстве от проектов переходит на вполне реальный уровень деятельности в сетевой информационно насыщенной среде.

Литература

1. Кириллова, Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. - 2-е изд. / Н.Б. Кириллова. - М.: Академический Проект, 2006. - 448 с.

2. Гольденберг, Б. Медиасервисы в широкополосных сетях: TriplePlay в России - миф или реальность http://www.provider.net.ru/ article.38.php

Использование комплекта учебно-методических и тестовых материалов

для сертификации специалистов системы образования Республики Беларусь в области информационно-коммуникационных технологий

В.Н. Курбацкий ([email protected])

Белорусский государственный университет, г. Минск

Формирование и развитие новой информационной культуры мышления, формирование компетентности в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе у специалистов в самых различных сферах деятельности является задачей государственной важности [2]. Необходимость контроля уровня компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности работников образования осознана в белорус -ской системе образования как приоритетная достаточно давно, однако, ее решение далеко от завершения.

Введение сертификации пользователей ИКТ в системе образования должно оказать существенное влияние на развитие кадрового обеспечения процессов информатизации образования в Республике Беларусь. В соответствии с программой «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы» предусмотрена организация и проведение тестирования специалистов системы образования как квалифицированных пользователей информационных технологий.

Белорусским государственным университетом в тесном сотрудничестве с Академией последипломного образования в рамках выполнения задания программы комплексной информатизации был разработан комплект

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.