Научная статья на тему 'Сетевые медиасервисы в системе повышения квалификации работников образования'

Сетевые медиасервисы в системе повышения квалификации работников образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СЕТЕВЫЕ МЕДИАСЕРВИСЫ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина М. В.

Глобальное информационное пространство открывает широкий простор для реализации замыслов творческих педагогов, активно внедряющих информационно-коммуникационные технологии в учебный процесс, стремящихся к саморазвитию и готовых к демонстрации в интернете своих идей и своего педагогического опыта. Интернет позволяет переносить в режим сетевого взаимодействия коллективную разработку учебно-методических материалов и их обсуждение, деятельность сетевых творческих лабораторий, что предоставляет равные возможности всем участникам данного полилога для самовыражения, проявления творческой активности, оценки и демонстрации результатов деятельности в определенном направлении. Сетевые педагогические сообщества расширяют географию дистанционных партнеров, коллег, читателей, зрителей и дают возможность раскрыть глубину собственного познания и опыта, как педагогам новаторам, оперативно усваивающим информацию, так и сосредоточенным, но неторопливым участникам творческого педагогического общения, целью которого является получение личностно значимой информации из перенасыщенного и растущего информационного поля, преломление её в сознании педагога с учетом имеющегося «жизненного» и педагогического опыта, современных направлений в развитии педагогики и психологии. Интернет технологии предоставляют возможности как по поддержанию процесса обучения педагога на протяжении его профессиональной жизни, так и продуктивному обмену опытом и знаниями между педагогами с большим «педагогическим багажом» и молодыми коллегами, продолжению педагогической активности, обеспечению востребованности и самореализации учителей зрелого возраста. Конечным результатом этих деятельностных преобразований, с возможностью реализации передовых педагогических идей и креативных направлений, является разработка нового интеллектуального продукта, который может быть размещен в глобальной сети, прорецензирован, подкорректирован, обсужден и оценен на разных этапах работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмина М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевые медиасервисы в системе повышения квалификации работников образования»

Практика медиаобразования

Сетевые медиасервисы в системе повышения квалификации

работников образования

М.В.Кузьмина

Глобальное информационное пространство открывает широкий простор для реализации замыслов творческих педагогов, активно внедряющих информационно-коммуникационные технологии в учебный процесс, стремящихся к саморазвитию и готовых к демонстрации в интернете своих идей и своего педагогического опыта.

Интернет позволяет переносить в режим сетевого взаимодействия коллективную разработку учебно-методических материалов и их обсуждение, деятельность сетевых творческих лабораторий, что предоставляет равные возможности всем участникам данного полилога для самовыражения, проявления творческой активности, оценки и демонстрации результатов деятельности в определенном направлении.

Сетевые педагогические сообщества расширяют географию дистанционных партнеров, коллег, читателей, зрителей и дают возможность раскрыть глубину собственного познания и опыта, как педагогам новаторам, оперативно усваивающим информацию, так и сосредоточенным, но неторопливым участникам творческого педагогического общения, целью которого является получение личностно значимой информации из перенасыщенного и растущего информационного поля, преломление её в сознании педагога с учетом имеющегося «жизненного» и педагогического опыта, современных направлений в развитии педагогики и психологии. Интернет технологии предоставляют возможности как по поддержанию процесса обучения педагога на протяжении его профессиональной жизни, так и продуктивному обмену опытом и знаниями между педагогами с большим «педагогическим багажом» и молодыми коллегами, продолжению педагогической активности, обеспечению востребованности и самореализации учителей зрелого возраста. Конечным результатом этих деятельностных преобразований, с возможностью реализации передовых педагогических идей и креативных направлений, является разработка нового интеллектуального продукта, который может быть размещен в глобальной сети, прорецензирован, подкорректирован, обсужден и оценен на разных этапах работы.

Современное общество принято называть не только «информационным», но и «медиатизированным», то есть в большой

степени зависящим от медиа, от средств массовой коммуникации [см., например, Гольденберг, 2008; Кириллова, 2006]. Расширяющееся медиаконвергентное пространство активно влияет на культурные, социальные, психологические ценности, воспитание и образование, формируя и изменяя установки, модели поведения, деятельность и обучение. Медиа сегодня занимают особое место в жизни человека, все в большей степени заполняя его культурное пространство. Современные медиа - (лат. media, medium - средства/средство, посредник) ассоциируются с понятием «средства массовой коммуникации»: телевидение, видео, кинематограф, мультимедийные компьютерные системы, интернет, радио, печать, фотография, графика, музыка, связь, в том числе мобильная, что содержит идею связи между разными структурами общества и мира в целом.

Для участников сетевого образовательного сообщества масс-медиа представляют собой систему неформального образования и весьма существенно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и формирование ценностных ориентаций личности. Возможности медиа огромны и они должны использоваться для блага педагогов, живущих в эпоху создания единого мирового информационного пространства, которую сейчас называют эпохой «информационного взрыва», определяя в качестве основных ее признаков мобильность, интерактивность, обратимость, повсеместность, беспредельность, хаотичность и избыточность (Маршалл Маклюэн).

Американский социолог Э. Тоффлер выделил приоритет новой власти — власти информации. Глобализация средств массовой информации, способствует преодолению географических, экономических, духовных и прочих границ для распространения текстовой, аудиальной, визуальной, аудиовизуальной информации посредством технологических инноваций: компьютерных сетей, мобильной связи, каналов кабельного и спутникового телевидения, цифрового кино, фотографии, подкастинга и других.

Индустрия цифровых медиа развивается стремительными темпами. Нетрудно предсказать дальнейшую конвергенцию средств массовой информации, появление новых продуктов и услуг, о которых не могли предположить даже самые смелые футурологи прошлого. Телевидение и Интернет становятся практически братьями-близнецами и время покажет, в сторону какого СМИ сместится акцент в ближайшие годы. Одна из предполагаемых версий связана с триумфальным шествием Интернет-технологий и использованием этой информационной среды как средства доставки мультимедийного контента, в том числе и телевидения. А опыт использования

телевидения в качестве источника образовательной информации еще в 50-60 годах прошлого века поразил предоставляемыми возможностями страны Северной и Южной Америки, Австралии, Европы, включая и Россию. Скептики экстраполируют историю появления и противоборства печатных изданий, кинематографа, телевидения на современные технологии и пропагандируют более консервативный путь их развития, однако, как показывает практика, возможно мирное сосуществование классических и новых современных медиа, деятельность которых взаимообогащает и взаимодополняет друг друга донося до пользователя требуемый информационный образовательный контент.

Интерактивные медиасервисы проникают во все средства массовой информации, предоставляя возможность педагогам активно сотрудничать и общаться, совместно работать над конкретной тематикой, реализовать практически все приемы и методы обучения как детей так и взрослых. Образовательная сфера может выступать в авангарде процесса внедрения медиасервисов в систему повышения квалификации и учебный процесс в образовательных учреждениях благодаря подключению всех образовательных учреждений к сети Интернет и высокому уровню ИКТ-компетентности современных учителей.

Традиционный обмен электронной почтой вошел в повседневные будни большинства педагогов как средство обмена сообщениями, вложениями, ссылками и закладками. Школы и педагоги все более активно начинают использовать Интернет календари и планинги общего доступа, автоматические переводчики веб-страниц и Интернет карты, мобильные Интернет приложения и геокешинг в различных предметных областях. В глобальном информационном пространстве для реализации творческих замыслов педагогов большие возможности предоставляют сервисы общего доступа к сетевым документам: презентациям, электронным таблицам, текстовым документам, позволяющие организовывать совместную работу с документами. Это Скрибд, Скретч, Слайдшеа, и другие. Социальный сервис Мэшап (от англ. mash up - смешивать) объединяет в себе функции двух и более сервисов для получения новых оригинальных сервисов.

Широкую популярность в использовании на службе образования приобретает подкастинг (от англ. podcasting — производное от слов iPod, популярного mp3-плеера от Apple и broadcasting, что означает широковещание). Подкастинг обеспечивает возможность использования нового формата распространения учебного аудио и видеоконтента через Интернет, внедряя мультимедиа-контент (аудио или видео) в rss-канал. Подкастинг является синтезом преимуществ Интернета и радио, либо

телевидения и в ближайшем будущем окажет значительное влияние на реализацию деятельности сетевых творческих лабораторий. Многоплатформенный редактор звуковых файлов Audacity предоставляет возможность для аудиозаписи и редактирования звуковых файлов, разрабатываемых в процессе деятельности вариативных групп краткого обсуждения, клубов по интересам, общения в ходе деловой игры, проведения в сети мозговых атак, анализа событий и мероприятий, обсуждения учебных вопросов друг с другом и с экспертами.

Аудио и видеолекции, дистанционные семинары и симпозиумы, сетевые вариативные группы краткого обсуждения, кружки и клубы знаний по интересам, деловые игры и имитации с использованием интерактивных ресурсов, мозговой штурм и диагностика конкретных ситуаций с использованием подкастинга, эксперименты и обсуждения внутри группы и с группой специалистов, демонстрация опыта и практики разработки и производства веб контента - все эти возможности могут быть предоставлены в режиме сетевой лаборатории. А в перспективе управление электронными рекламными площадками, трехмерная визуализации и презентация в сети.

Фотосервисы Flickr, WebPicasa, Fotki.yandex.ru, Фото@таН.ги, Foto.rambler.ru и другие предполагают совместный просмотр фотографий, виртуальные экскурсии, путешествия, демонстрации и презентации. Медиасервис Рanoramio - это фотосессии и путешествия по всему Земному шару, которые можно использовать не только для формирования общего представления о том или ином географическом объекте, но и для оперативного наблюдения за политической и экономической ситуацией, историей, архитектурой любого места на нашей планете.

Видеоканалы на YouTube, RuTube, Smotri.com, Video.qip.ru, видеоальбомы на Видео@mail.ru, Планеты видео на Vision.rambler.ru и другие в режиме аудиовизуального отображения предоставляют возможность виртуального присутствия на видеолекции, демонстрации опыта, семинаре, симпозиуме, участия в сетевом обсуждении, с правом комментирования и диагностики видеоситуаций, проведения виртуальной деловой игры. Процесс видеосъемки на цифровые камеры и размещения в Интернете видеоматериалов в настоящее время лимитирован только возможностями современного компьютера и пропускной способностью проводных или беспроводных сетей. Это накладывает большую ответственность на авторов видеоконтента, степень воздействия которого на участников интерактивного общения в сетевой лаборатории намного выше по сравнению с другими медиа.

Сайты на платформах www.ucoz.ru,www.google.ru, предоставляют возможность их совместной корректировки, наполнения, обновления, среда Wiki и МедиаWiki располагает к открытому многопользовательскому конструированию страниц в Интернете, документы общего доступа google предполагают разработку общих стратегических решений, моделей, диагностику конкретных ситуаций, экспериментов и практики разработки и производства веб контента.

Нельзя сбрасывать со счетов, давно зарекомендовавших себя шаИАгента, ISQ и QIP как возможность оперативного интерактивного диалога и полилога в режиме on line. А телефонные сервисы Skype и Talk используются не только для телефонных переговоров, но и как сервисы аудиовизуального общения и проведения видеоконференций с применением видео или веб-камер, микрофонов, наушников.

Поделиться своим опытом и выслушать мнение коллег помогают Блоги в Google, blogger.com, «Мой мир» на mail.rn, «Мой круг» на yandex.ru, «Rambler друзья» на rambler.ru, Живой журнал liveiournal.com и другие.

Гармоничная среда для разностороннего обмена информацией с определенным кругом лиц с возможностью передачи пакетов или файлов информации - это социальная сеть, каковых сейчас много, как для делового общения, так и для досуга. Социальные сети предоставляют возможность создания Интернет сообществ для удобства распределения информационных потоков. Наиболее распространены и используются педагогами в России социальные сети facebook.com, vkontakte.ru, odnoklassniki.ru, openclass.ru, phido.ru, профессионалы. ру, hi5.com. mirbibigona.ru, pokolenie3000.ru, icamp.ru. О преимуществах и недостатках социальных сетей, как и о многих других новых сервисах Интернета в настоящее время много спорят, однако, on-line и аудиовизуальное общение, в том числе и в социальных сетях в настоящее время оказывает значительное влияние на скорость обмена информацией, принятия решений, оперативность взаимодействия.

Интересная, актуальная, вовлекающая в общение и сотворчество возможность слушать, видеть, делать для увлеченного педагога в интерактивной коммуникативной среде способствует удовлетворению потребности в получении знаний или разрешении вопросов, получении удовольствия от применения нового навыка, встречи с коллегами, стимулирует педагогов к участию в творческих виртуальных лабораториях. Лучшая мотивация к данному виду творческой деятельности для взрослых - это самомотивация.

Как известно, обучение взрослых сосредотачивается на проблеме. Многие взрослые часто учатся только ради учения, по сравнению с их невзрослыми учениками, ищут новое и накапливают учебный опыт для

того, чтобы справиться с событиями, меняющими их жизнь, такими как новые технологии в образовании, применение Интернет сервисов для работы и поиска информации, коренные изменения в образовании, связанные с активным внедрением в учебный процесс возможностей, предоставляемых глобальным Интернет пространством, новыми направлениями в работе, продвижение по службе и т. д. Взрослые желают учиться, но хотят, чтобы обучение было полезным. Им необходимо видеть немедленную пользу от новых знаний или навыков, которые они приобрели.

Очень важна оценка программ взрослого обучения, которая зачастую является окончательной стадией программы обучения или началом новой улучшенной программы для будущей учебной работы. Эту цепочку образования взрослого может поддержать сетевая лаборатория, в которой каждый из участников является тем или иным звеном цепи обучения, получения конечного продукта и выхода на новый. Медиасервисы позволяют как получать видимый результат своей деятельности, так и слышать или видеть оценку на этапе работы в виртуальной лаборатории.

Информационное поле с каждым днем становится все более насыщенным и это является тем стимулом, который в конечном итоге и ориентирует педагогов на постоянное самосовершенствование и самореализацию.

Следующий шаг в развитии медиасервисов - это медиасервисы в широкополосных сетях TriplePlay - триединство медийных сервисов в идеальной мультисервисной сети, которое складывается из: 1. Video, 2. Voice, 3. Data. Широкополосная сеть, например Ethernet как самая широкополосная технология на данный момент и в обозримой перспективе в скором будущем принесет в наш дом и в офис все то, что раньше попадало к нам порознь, плюс еще, нечто такое, чего у нас никогда не было. Пока абстрактные video-voice-data в интерпретации известных нам благ цивилизации это - телевизор-телефон-Интернет. Каждый из составляющих TriplePlay - целый набор сонаправленных сервисов. Video. Это трансляция обычного «эфирного» телевидения и трансляция «спутниковых» тв-каналов с использованием целого ряда дополнительных возможностей. Службы Video On Demand и Pay Per View («видео на заказ» и «плата за просмотр») совмещают функции видеомагнитофона и возможности заказа просмотра произвольной телепередачи в удобное время. Служба видео конференций предоставляет сервисы традиционной видеоконференц связи, а службы DoorCam еще и видеонаблюдения. Voice. Это телефония (местная, междугородная, международная), а также трансляция «эфирных» и «цифровых» радиостанций и служба голосовых конференций, отдельно

или совместно с видео конференциями. Data. Это доступ в Интернет с использованием интегрированных файлообменных сервисов внутри и вне сети, а также интегрированная служба обмена мгновенными сообщениями как внутри сети, так и вне ее и возможность подключения удаленных сетевых дисков пользователя.

Примерно так скоро будет выглядеть комплекс медиасервисов «TriplePlay on board». Ничего сверхестественного или технически неосуществимого в услугах TriplePlay сетей нет. В мире уже есть опыт внедрения TriplePlay технологий. Например, Итальянская сеть Fastweb (www.fastweb.it), которая уже несколько лет предоставляет почти все из вышеозначенных услуг (http://www.fastweb.it/principale.php7PAGEST) через xDSL или через волоконные сети.

Вопрос в том, как быстро мы сможем адаптировать сознание педагогов к использованию ежедневно расширяющихся возможностей медиасервисов и получим точку входа для каждого педагога в мир цифровой сказки. Не только молодые и креативные, но все остальные педагоги в настоящее время стараются все с большим интересом и вниманием изучать и использовать новинки цифрового мира как в школе, так за домашним компьютером. Каждая их информационно-поисковых систем в настоящее время расширяет свои возможности в освоении новых информационных технологий и предоставлении различных сервисов. Google, Rambler, Yandex, Mail облегчают доступ к медиасервисам, расширяют и делают все более универсальными их возможности. Скорость и средство доставки обычного и широкополосного сигнала, абонентские устройства от простых до settop-box или STB стремительно изменяются, война форматов сменяется упрощением для потребителя в способах доступа и адаптации в различных медиаконвергентных средах. Цифровые технологии для педагога в сети из технологически сложной отрасли постепенно перетекают в lifestyle.

Цифровая сказка становится былью также как и сотворчество с применением медиасервисов в глобальном пространстве от проектов переходит на вполне реальный уровень деятельности в сетевой информационно насыщенной среде.

Примечания

Гольденберг Б. 2008. Медиасервисы в широкополосных сетях: TriplePlay в России — миф или реальность http://www.provider.net.ru/article.38.php.

Кириллова, Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический проект 2006. 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.